Скачать epub pdf Глава 12. Архиепископ Иларион 15/28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице от сыпного тифа в бреду скончался замечательный профессор-богослов, удивительный проповедник, мужественный и стойкий борец за Церковь Христову – святитель Божий, архиепископ Иларион. Архиепископ Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий), магистр богословия и профессор Московской Духовной Академии, был выдающимся богословом и талантливейшим человеком. Вся жизнь его – это сплошное горение величайшей любовью к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за Нее. Его труды характерны церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, проникшим в наше богословие с митрополита Петра Могилы . Его идеал – это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание – это: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств. Когда ему пришлось писать ответную статью-письмо к Р. Гардинер (помещ. в «Бог. Вестн.» янв. 1917 г.) – секретарю комиссии по устройству Мировой конференции христианства, то здесь архиепископ Иларион с особенной силой убеждения высказал свои заветные думы. Вот наиболее примечательные места:... «Я имел удовольствие получить и Ваши любезные письма, в одном из которых (от 13 сентября 1916 г.) Вы выражаете надежду, что я не только прочту присланные Вами брошюры, но и сообщу Вам свои замечания. С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви... По Вашему убеждению, все именующие себя христианскими общества составляют единую Христову Церковь , но лишь ослабленную в ее единстве... Такое учение о Церкви принять совершенно невозможно, так как оно, безусловно, неведомо древней Церкви, в которой не знали никакого ослабленного понятия о единстве Церкви... Основную истину христианства, его великую тайну – воплощение Сына Божия, признают все христианские вероисповедания. Но это одно не может сливать их в единую Церковь . Ведь бесы, по апостолу Иакову, веруют (II, 19), и веру свою, по свидетельству Евангелия, исповедовали подобно апостолу Петру ( Mф XVI, 16; XIX, 27 ; Mk I, 24 ; Лk VIII, 28 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Соликамск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор (летний) - самое монументальное и живописное культовое сооружение города. Венец архитектурного ансамбля г. Соликамска. Каменный Свято-Троицкий летний собор был основан в 1684 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство его было начато на средства соликамских посадских людей, но денежная казна быстро истощилась. Горожане обратились с просьбой к царям Иоанну и Петру Алексеевичам оказать денежную помощь от государственной казны. По указу государеву 1688 г., пожаловано 200 рублей " из тамошних Усольских таможенных и кабацких доходов " .. В память об этом, в южной стене храма был сделан изразец с двуглавым орлом а позднее в кладку под карнизом на западном склоне была вставлена выложенная из кирпича корона. В 1689 году был освящен Иоанно-Предтеченский придел, в 1697 году - и основной храм во имя Святой Троицы. Во время городских пожаров 1711, 1741, 1743 годов Троицкий собор горел и не раз ремонтировался. Ученые не исключают, что появление короны связано с одним из ремонтов и является следствием восстановительных работ на государственные средства. Собор пятиглавый, с двумя крыльцами на три схода с висячими гирьками. Первоначально имел три крыльца, но до нашего времени сохранились только два. Высокий кубический храм обстроили более низкими объемами-приделами (с севера - Иоанна Предтечи и с юга - Николая Чудотворца), полукруглыми апсидами и галереей с трех сторон. Его стены и наличники окон опоясывают многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток. Северное крыльцо, кроме резьбы, украшено также зеленым поясом из поливных керамических изразцов, на которых изображены символические птицы. Внутреннее пространство перекрыто сомкнутыми сводами. Интерьерам свойственна лаконичность форм, четкость пропорций и линий. Важную роль играет освещение храма. Окна сгруппированы в верхнем ярусе с противоположной стороны от иконостаса. В соборе хранилась одна из реликвий города - икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=02976

Список с грамоты настольной Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому о избрании и рукоположении его на степень архиерейства. – Сентябрь 1693 г. (Из «Российских духовных» дел Моск. арх. мин. иностр. дел – Кар. 9). Настольная грамота, данная Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому (от сент. 1693 года) сообщает несколько интересных данных, касающихся церковной истории конца XVII века. Из неё оказывается, что по желанию и прошению благочестивейшего великого государя царя Теодора Алексеевича степени архиерейской в 7189 году (1680–1681) из нижних были подвышены и, между прочим, тогда же было решено вятской епископии быть архиепископиею, так как г. Вятка и Великая Перм – „многонародный суть“, и по благословению патриарха Иоакима вятский епископ Иона еще в 7190 году (1681–1682) „восповествовался архиепископом вятским и великопермским“. В этой настольной грамоте патриарха Адриана архиепископу Ионе подробно излагаются права и обязанности как пастыря, так и паствы. Список з грамоты по сему переводу, дана настольная грамота Ионе архиепископу Вятскому и Великоперскому. Владыка и вседержавный творец небесных и земных и новоизраильтов монарха – Иисус Христос Бог человеколюбивый, благоволением Бога Отца и содейством Бога всесвятаго Духа, вручив нашей мерности восточной православной веры церкве католической полноту христиан во всем обладании российского царствия, яко корабль мирную ладью да стижем, особнейший о ней промысл и пред закониями поданными из начала ту возспасаем; и благоволи убо указ сей в страсе к нему любленый нашей мерности сотворити, – по Петру верховнейшему апостолов верху–паствовать нам повелев вернейшую паству сицевыми глаголы: аще любишимя, паси овцы моя, их же драгою ценою животворивой крове своей искупи от клятвы законной. О ней же мерность наша, по завещанию его, паче всего пред делательнейшее и притщательньшее иметь попечение, присно же прирадетельствуя всюду насмотрствует, да соблюдается его мощию добрейшая паства нам вверенная всякой напасти же и озлобления вышши и ниже коему либо вреду или нищетв да подстает, яко сам всеблагий Бог чрез (богоглаголива) Иезекииля пророка вещаний (иметь из рук пастырей овец своих взыскивати): овец моих из рук взыщу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Тропарёво. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты В XVI в. в селе была церковь во имя пророка Илии. Село принадлежало Юрию Пушечникову, в начале XVII в. оно было сожжено. “В городском стане на землях, что запустели от литовского разорения с 1609 г., что было прежде село за Юрием Пушечниковым, князь Семеновское поместье Иванова сына Лыкова. В селе место церковное – Илии Пророка. Церковь сожгли литовские люди”. В середине XVII в. пустошь Тропарева – во владении дьяка Ивана Ивановича Переносова, он поселил крестьян, построил церковь Покрова Божией Матери с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии. “А рублена та церковь о шести углах с трапезною, а наверху клетки, а на клетках три круглых главы крыты чешуею, а кресты и яблоки под ними обиты жестью, да два колокола”. В 1661 г. после Ивана Переносова село досталось его сестре Федосье Ивановой – жене Федора Байкова. С 1667 г. селом владел стольник, князь Иван Михайлович Коркодинов. В 1689 г. Тропарево перешло его сыну, стольнику, князю Петру Алексеевичу, который в 1713 г. построил каменную церковь, освященную игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением. В 1717 г. деревянная церковь была свезена в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь. После князя Петра Алексеевича селом владела его дочь Александра по разделу с сестрой Екатериной. Род Коркодиновых, происходящий от внука предпоследнего князя Смоленского Юрия Ивановича Коркоды, пресекся в начале XVIII в. В XVIII в. село принадлежало князьям Хованским, а в первой половине XIX в. – подпоручице А.П. Лукиной и титулярной советнице Ф.А. Скуратовой. В середине XIX в. усадьбу приобрел А.О. Армфельд (1806-1868), профессор судебной медицины Московского университета, друг Н.В. Гоголя, братьев Аксаковых, Л.Н. Толстого, известный острослов и поэт-каламбурист, пользовавшийся любовью и доверием студентов. Семья Армфельд владела усадьбой до 1917 г. У храма похоронен Николай Александрович Армфельд, умерший в тюрьме. В революционную деятельность его вовлекла сестра Наталья (1850-1887), окончившая Гейдельбергский университет, знавшая несколько языков, любившая живопись и музыку. Активная участница партии “Народная воля”, она в 1879 г. была арестована в Киеве на конспиративной квартире. При этом революционеры оказали вооруженное сопротивление, один жандарм убит, были раненые. Наталья Александровна взяла вину на себя, хотя стреляла не она. На каторге заболела чахоткой. Выйдя на поселение, вышла замуж за ссыльного революционера, родила дочь и вскоре умерла.

http://sobory.ru/article/?object=06480

Тростянец. Церковь Михаила Архангела в Радомле. Радомлянская Архангело-Михайловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1811. Год утраты:1972 (взорвана) Адрес: Украина, Сумская область, город Тростянец, в районе современной ул. Глинки, у р. Радомля Координаты: 50.500451, 34.968857 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии с. Радомля Охтирського церква. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Источник: «Иконостасы Слободской Украины». Харьковский частный музей городской усадьбы, г. Харьков, 2011 г. Елена Григорьева 1 января 1914 с. Радомля Охтирського церква. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Источник: «Памятника архитектуры Слободской Украины». Харьковский частный музей городской усадьбы. Харьков, 2011 г. Елена Григорьева 1 января 1914 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Земли Тростянца в 1676 и 1682 г.г. даны были в поместье ахтырскому полковнику Ивану Ивановичу Перекрестову, а царской грамотой января 25, 1685 г. отданы ему же в отчину как награда за его верную службу царям Алексею Михайловичу, Федору Алексеевичу и царям братьям Иоанну и Петру. В 1696 г. примежеваны к Тростянцу купленные полковником земли у боярских детей с. Люджи, у радомлян и бороменцев, где «пострен хутор Криничный», а «вольные черкасы пришли и населили 50 дворов». В 1704 г. Тростянец вместе с другими имениями отобран был у полковника Перекрестова в казну и около 1720 г. подарен был царскому духовнику о. протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому, урожденцу Тростянца. У княгини Софьи Алексеевны Голицыной, коей о. Тимофей был предком, поныне цела следующая записка Петра I к о. Тимофею: «Пришли, не медля, ко мне своего свояка, если есть у него крайняя нужда меня видеть. Petrus». Эта записка нигде не издана.

http://sobory.ru/article/?object=58989

Храм Архистратига Михаила (Хлевино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Архистратига Михаила — православный храм в селе Хлевино Чеховского благочиния. Содержание История [ править править код ] История Хлевинского храма теряется в веках. Первое упоминание 1740 г. и первые документальные свидетельства связанны с именем ближайшего сподвижника Петра Первого, первого канцлера Российской империи (с 1709 г.) действительного камергера графа Алексея Гавриловича Головкина. Алексей Гаврилович с 1677 года состоял при царевиче Петре Алексеевиче сначала стольником, а впоследствии верховным постельничим. Будущему императору Российской империи было тогда всего 5 лет. При царевне Софии выказал особую приверженность Петру и с тех пор пользовался постоянным его доверием. Граф Головкин сопровождал царя в первом путешествии его в чужие края и вместе с ним работал на верфях в Саардаме. В 1709 года на Полтавском поле царь поздравил Головкина, состоящего с 1706 года во главе Посольского приказа, с присвоением нового для России титула канцлера. В этом звании, которое он сохранил до самой смерти, Головкин руководил дипломатией Российского государства и сопутствовал царю в его путешествиях и походах (между прочими, и в Прутском). Блестящий дипломат, государственный ум, преданный и талантливый сподвижник граф Алексей Гаврилович Головкин был много раз обласкан монаршей милостью. Среди имений пожалованных графу было село Архангельское. По клировой ведомости 1868 г. о церкви Святого Архистратига Михаила села Архангельского, Хлевина написано: «Построена когда и кем неизвестно. Зданием каменная, крыта железом, трапеза с колокольнею строиться вновь с разрешения Его Высокопреосвященства митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)». Новый расцвет Михаило-Архангельского храма связан с именем и неусыпными трудами благочинного священника с. Хлевино Василия Павловича Ильинского который с помощью купца Якова Прошина расписал весь храм стенной живописью. 29 января 1895 г. в селе Хлевино состоялось поднятие на колокольню колокола при участии церковного старосты Троицкой единоверческой церкви города Москвы Московского купца Якова Петрова Прошина.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архистрат...

Что же двигало этим человеком? Наверное, на этот вопрос лучше всего ответит следующий документ: «Его Высокопревосходительству Господину Управляющему Министерством Внутренних Дел Тайному советнику и Статс-секретарю Петру Алексеевичу Валуеву. Коллежского асессора Николая Козловского прошение. Тамбовской губернии Козловское градское общество по статистическому исчислению, состоя из 22828 жителей, не имеет доныне общественного дома для призрения бедных, престарелых и увечных своих граждан и сирот. Некоторые из них для ежедневного своего пропитания, прибегают к последней мере крайности – испрашивая при церквах или по домам у благотворителей милостынею насущный себе кусок хлеба. Между ними, под личиною бедности, скрадываются собственно из самых граждан праздношатающиеся и из окрестных деревенских жителей, забывая вовсе прямые свои обязанности, усваивают себе в единственно ремесло одно лишь нищенство и употребляют бесстыдным образом подаваемые им благотворителями деньги, ради Имени Христова, они приучились таким образом доставать себе пропитание; для увеличения в глазах благотворителей внимания к положению их, вводят эту категорию и малолетних своих детей, которые быв все время возраста в бессознательной праздности и не получив нравственных и религиозных начал, по достижении зрелых дет, не только делаются в тягость обществу, но и впадают мальчики в грубые бесчисленные пороки, а девочки служат предметом для пресыщения страсти развращенных сластолюбцев и для доставления себе средств к жизни вдаются в разврат, осуждаемый Божескими и человеческими законами. Увлекаясь чувствами человеколюбия, с одной стороны доставить истинно бедным гражданам должное и основательное в жизни призрение, а с другой, сколь возможно предотвратить зловредное бродяжничество и нищенство, и тем обратить каждого к исполнению своей прямой обязанности, чтобы честными трудами приобретать себе пропитание, я желаю собственным своим капиталом, без всякого с чьей-либо стороны вмешательства, устроить для призрения бедных и увечных людей и сирот в г.

http://sobory.ru/article/?object=39146

VII. Феофан. – Церковно-административные и учёные труды его. Домовое хозяйство Феофан шёл другой дорогой. Его призванием была подмога Петру в деле преобразования Церкви и народа, и он понял и исполнял его, не щадя ни трудов, ни усердия. Нужно ли Государю оправдать перед народом и перед светом свой поступок с Царевичем, отрешённым от престола, он поручает Феофану написать правду воли монаршей. – Нужно ли оправдать отмену патриаршества и учреждение, вместо него, коллегиального синодального правления, и он поручает Феофану написать это оправдание с изяснением его законности из канонических правил и древних церковных примеров. – Петру не нравится в народе лицемерие, происходящее от непонимания истинного христианского благочестия, и Феофан пишет, по его поручению, книгу против лицемеров, с изяснением духа истинной христианской набожности. – Государя занимают раскольницкие дела: и Феофан пишет одно за другим обявления и увещания к раскольникам. – Ни одной стороны его реформы, ни одного события из его царствования он не оставил без того, чтобы не изяснить с церковной кафедры их пользы и значения. В последние годы жизни Пётр решается преобразовать монашество русское и сам составляет план этого преобразования. Феофан изясняет законность этого преобразования из самой истории монашества и церковных правил. – Это только перечень сочинений, написанных Феофаном в три-четыре года, и то неполный. Некоторые из его сочинений составляют, по обему, целые книги. Говоря о духе их надо признаться с сожалением, что Феофан применялся к произволу Монарха, забывая иногда святую правду и жертвуя истиною цареугодливости. 161 Мы пересмотрим главнейшие его сочинения и политические трактаты для того, чтобы ознакомиться ближе с его деятельностью в этот период. Правда воли монаршей. В 1722 году 5-го Февраля обнародован был акт о престолонаследии в русском государстве. Государь предоставляет себе в нем свободу назначить своим преемником того, кого найдет наиболее способным, так что если молодой великий князь, внук его величества, будет вести себя не так, как следует, и если Государь со временем признает его недостойным российского престола, то может, единственно по собственному усмотрению, избрать наследником своим, кого заблагорассудит 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Петр, единодержавным обладатель России 1689 год Почему вы задумались, мои друзья? Что вы так невесело смотрите на 1689 год? Вам жаль, что Петру уже семнадцать лет, а вы ничего не слышали о том, что было с ним все то время, как Софья так самовластно управляла его царством? Ваше сожаление понятно: ничье детство не было так любопытно, так прекрасно и блистательно, как детство Петра! Итак, милые мои читатели, прежде чем вы узнаете о том, что снова замышляет хитрая и властолюбивая царевна и как избавился от нее семнадцатилетний Петр, я расскажу вам о том, что было любопытного в его детстве и молодости. Слушайте же. Вы помните, что еще в трехлетием возрасте Петр имел товарищей, с которыми любил играть в солдаты. Приятно было смотреть на малюток, которые, как настоящие солдаты, помнили весь порядок команды и, с почтением слушая своего маленького командира, быстро и ловко исполняли его приказания. Впоследствии число их увеличилось, и так как они обычно жили в Потешном Преображенском дворце, то и их называли потешными. А может быть, это имя произошло от того, что они доставляли увеселение, или, как тогда называли, потеху Петру. Но это увеселение вскоре стало гораздо важнее, и вот по какой причине: в числе иностранцев, служивших в России при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, был один Женевский дворянин, Лефорт. С красивой наружностью в нем соединялись и прекрасные качества души. Особенно отличался он своей храбростью, правдолюбием и привязанностью к стране, ласково принявшей его в число своих сынов. Он любил Россию, как свое Отечество, и знал очень хорошо Русский язык. Всем этим он обратил на себя особое внимание десятилетнего государя. Дружба, существовавшая впоследствии между ним и Лефортом, началась с Голландского языка. Петр просил образованного Женевца научить его говорить по-голландски. Уроки начались, и с этого времени не было для Петра более приятного провождения времени, чем разговаривать с новым своим любимцем. Лефорту было, чем занимать любопытного ребенка, было, что рассказывать! Он так много странствовал по разным государствам, так много видел на свете и хорошего, и дурного, что в разговорах с ним Петр мог беспрестанно узнавать что-нибудь новое и полезное.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Монастырский приказ 1701-1720 годов Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем, от чего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями,—учредить особливый расправный Приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ее очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий — Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домыж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, a с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, a в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал Государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010