В 1913 г. в Омской епархии было учреждено викариатство Петропавловское и Акмолинское. Первым епископом был назначен ректор Уфимской Духовной семинарии архимандрит Мефодий, отличавшийся доступностью, простотою в обращении и пользовавшийся большою любовью духовенства и народа. Город Петропавловск наполовину населен киргизами-магометанами, но владыка Мефодий имел много друзей и почитателей даже среди магометан. В 1921 г. Западная Сибирь была ареной крестьянского восстания. Выведенные из терпения постоянными налетами на деревни продовольственных отрядов с целью отобрания хлеба, скота и др., уже через год после занятия Сибири красными, крестьяне, по заранее разработанному плану, на огромном пространстве Западной Сибири, принялись беспощадно избивать коммунистов, не щадя ни женщин, ни детей. Вскоре крестьянам удалось захватить города Петропавловск, Ишим, Тобольск, где было образовано Северное Сибирское Правительство. На помощь крестьянам стали подниматься сибирские казаки. С большою жестокостью, «огнем и каленым железом» подавили большевики крестьянское восстание. Сожигались целые села и деревни, беспощадно, без всякого разбора, сотнями расстреливали людей. На станции Гольшманово Ишимского уезда было расстреляно до 500 крестьян. По занятии гор. Петропавловска, чтобы навести страх на жителей, красные в первую очередь убили епископа Мефодия (в марте 1921 г.). Уже убитому епископу нанесли несколько штыковых ран и в одну из них красные звери воткнули крест (См. т. I гл. 20). Глава 13. Серафим, митрополит Кавказский По свидетельству одного выехавшего из России по греческому паспорту афонского русского архимандрита, на его глазах, в 1932 году в Ростовской тюрьме были расстреляны – митрополит Серафим Мещеряков, протоиерей Димитрий Пыжов, протоиерей Карп Шубков и с ними до 120 человек белого и черного духовенства (См. т. I гл. 20). О прошлом митрополита надлежит рассказать следующее. Архиепископ Иркутский и Верхоленский Серафим, в мире Иаков Мещеряков, в последние годы бывший архиепископом Костромским, в 1922 г. соблазнился заманчивым предложением «обновленческого синода» быть митрополитом всея Белоруссии, и перешел к обновленцам. 24 мая 1923 года он созвал Белорусский Собор и от лица его обратился с посланием ко всем белорусским епископам, приглашая их устраивать церковную жизнь на началах последнего живоцерковнаго собора. Однако, он не нашел здесь правды и скоро сознал свое заблуждение и измену своему архиерейскому долгу, принес Патриарху покаяние, прося принять его в прежнем звании архиепископа на покое. Патриарх принял его покаяние и после сего владыка Серафим в сане Архиепископа ушел на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Сквозь сонные грезы чудится адмиралу дивная картина: видится ему будущая мощь любимой Руси на водах Тихого океана... Замирен сонный китаец, смирился и кичливый японец – широким натиском надвинулась мощная Русь на Крайний Восток и плотно залегла вдоль берегов Тихого океана... Долго не сдвинуть теперь ее отсюда! Заложил ее здесь на костях своих близких великий народ. Много здесь русских могил – мало памятников. Некогда было воздвигать мавзолеи; пришлось на память брать: вот тут затонул «Енисей», здесь «Стерегущий», там «Страшный», а там и сам «Петропавловск» нашел кончину. Глубокие тропы проторили русскому народу, надежные вехи поставили... Не избыть их вовек! Снится сон и рядовому матросу – русскому мужичку... Невдалеке от великого адмирала примостился он; хотел было честь отдать – по привычке, да... так и заснул на век... у самых берегов Тихого океана русская деревня широко раскинулась. Лошадей поить к Желтому морю гоняют... Чудно! Ребятишки белоголовые на берегу камешками играют... Бабы пришли белье полоскать... смеются!.. Звонко переливается с горы голос хоровода. Пастух вдали заиграл на свирели... Чу! Стадо гонят... Пыль столбом поднялась над желтыми водами... А все звуки покрывает дрожащий гул колокола – ко всенощной звонят... Матушка Желтая Русь! Куда ты придвинулась... Верить-ли?! Верит матрос; знает твердо: где русская кровь легла – там быть и русской земле... Хотелось бы и нам верить, что, как кровь христианских мучеников пролилась на почву истории семенем для богатых всходов новой, евангельской нивы, – так и кровь наших героев не пропадет бесследно, а даст рост великому делу христианизации азиатских народов! В этом смысле что-то ободряющее и знаменательное вселяет, в душу маленькое, по-видимому, незначительное сообщение из Порт-Артура: на месте гибели броненосца «Петропавловск» всплыла бывшая на нем икона св. Николая, и евангелие, несмотря на его тяжелую, металлическую крышку». Не кроется-ли здесь таинственное предуказание на то, что, родившееся в Азии, но озарившее больше Европу «Солнце правды» всплывет, наконец, на горизонте исторической жизни и азиатских, народов и просветит там всех «сидящих во тьме и сени смертней язычников!» Дай Бог, чтобы настоящая война послужила этому великому делу! Сие буди и буди...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/ve...

Столичный журналист с ужасом округлил глаза и непонимающе пожал плечами. А я, не обращая на это внимания, продолжал: – Они имеют душу человеческую, бедны, но добры. Многие из них еще ничего не знают о Христе, заповедовавшем: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Тем не менее М. О. Меньшиков отказался написать что-нибудь о Камчатской области и о моей тамошней деятельности. Были, правда, несколько позже отдельные личности, с любовью и интересом относившиеся к Камчатке и ее обитателям. Так, например, некто Арс. Несмелое к 200-летию основания города Петропавловска-Камчатского написал следующее стихотворение: Славный Беринг взор направил На снега камчатских гор: Галиоты «Петр» и «Павел» Вводит в бухту командор. Вот и цепи забренчали, Загремели якоря... Петропавловск, не твоя ли Загорается заря?! Вспомним этот день любовно В юбилей твой, славный град, Ибо было это ровно Двести лет тому назад. Труд великий совершая, Русский молот застучал, И жемчужиною края Петропавловск скоро стал. Так он смирно занимался, Сын двух русских кораблей, И отсюда разливался Свет Христов на дикарей. «Братья, трепетно возденьте Очи к вечным небесам», – Архипастырь Иннокентий Разжигал тот светоч нам. Город рос. Кипела стройка, И в один военный год Вместе с доблестным Завойко Отразил он вражий флот. 10. Историческое прошлое Камчатской области Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Мф.7:13–14 Суровую, дикую, малообжитую в прошлом Камчатскую область и ее полудиких обитателей я полюбил всем сердцем. Меня интересовало прошлое этого замечательного во всех отношениях края. Издавна у русского народа родилась неудержимая, бесстрашная страсть к открытию новых земель и присоединению их к своей Родине. Установление естественных границ стало впоследствии проблемой русской государственности. Камчатка – часть России. Среди необозримых просторов нашей Родины она занимает самую восточную часть ее, то крыло Азии, которое тесно соприкасается с лежащим напротив берегом Америки и на географических картах рисуется обыкновенно в западном полушарии как маленький язычок в левом верхнем углу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

507 ...«Рай» Мережковского, в котором он христианство называет абсурдом. – Речь, вероятно, идет о фантастическом романе-утопии Константина Сергеевича Мереж­ковского, ученого-биолога, брата прозаика и поэта Дмитрия Мережков­ского, «Рай земной, или Сон в зимнюю ночь», опубликованном в Берлине в 1903 г. 508 ...горько пожалел, что потонул «Петропавловск» и на нем погиб такой чудный адмирал и человек, как Макаров. – флагманский корабль Тихоокеанского русского флота броненосец «Петропавловск» подорвался на минах 31 марта 1904 г. при выходе с потр-артурского рейда в открытое море. При взрыве погибли 680 матросов и офицеров, среди них – главнокомандующий Тихоокеанского флота адмирал С.О. Макаров, художник-баталист В.В. Верещагин. 511 В дальнейшей беседе сказал, что он прекрасно путешествовал... – Речь идет о ежегодном летнем путешествии отца Иоанна на свою родину в с. Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. В 1904 г. отец Иоанн был в Суре 4–6 июня, а затем посетил также Вятку, Пермь и Сарапул. 512 ...убийство Бобрикова, Плеве... – Николай Иванович Бобриков, генерал-губерна­тор Финляндии, был смертельно ранен в здании финляндского Сената 3 июня 1904 г. террористом Эйгеном Шауманом. Вячеслав Константинович фон Плеве, министр внутренних дел Российской Империи, был взорван в карете 15 июля 1904 г. боевиком Егором Созоновым. 513 ...в среду у Государя крестины Наследника, и я приглашен... – Цесаревич Алексей Николаевич родился 30 июля 1904 г. в Петергофе. Отец Иоанн поздравил царскую семью с рождением наследника телеграммой: «Всерадостнейше со святым восторгом приношу Вашим Величествам поздравления с Богодарованным Наслед­ником Всероссийского престола. Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев» (РП. 1904. 34, 21 августа. С. 589). В ответной телеграмме император Николай II пригласил отца Иоанна на крестины: «Ее Величество и Я сердечно благодарим Вас и надеемся, что Вы придете на крестины Нашего Сына. Николай» (там же). Таинство Святого Крещения состоялось 11 августа в Большом Петергофском дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Астанайской епархии организован сбор вещевой и финансовой помощи для пострадавших от паводков. Собранные средства будут направляться в пострадавшие епархии Казахстана для закупки продуктов. Астанайская епархия готова оказать помощь всем пострадавшим епархиям Казахстана, которые будут обращаться за помощью. 15 апреля от Астанайской епархии уже отправили около 2 тонн гуманитарной помощи в город Уральск для пострадавших от паводка. Астанайская епархия также профинансирует закупку продуктов для пострадавших в Уральской епархии . В самой Астанайской епархии в частном порядке обращаются за помощью пострадавшие в храмы епархии. Эвакуированные люди размещены в ПВР, они обеспечены государством всем необходимым. В настоящее время в епархии открыты два пункта приема помощи Алма-Ате и один в Астане.  В Петропавловской епархии сильно пострадал Петропавловск, местами нет электричества, поэтому в некторых местах не работают насосные станции, то есть у людей нет чистой питьевой воды. Многие лишились всего имущества и жилья. Паводок очень сильный, большинство домов ушло под воду до верха крыши. Люди в чем были, в том и покинули свое жилье, успев взять только документы. Государство старается обеспечить пострадавших всем необходимым. Пострадавшие размещены в ПВР в государственных учреждениях: школах, общежитиях. На приходах Петропавловской епархии, которые не находятся в зоне паводка, организован сбор гуманитарной помощи, которую отправляют в город Петропавловск и в населенные пункты, где были затопления. Все духовенство откликнулось на помощь; помощь готова оказать и Астанайская епархия. По информации руководителя социального отдела Кокшетауской епархии , в этом году много пострадавших от подтопления. Многие эвакуированы из своих домов, расселяют людей по школам и другим учреждениям. Люди помогают друг другу. В епархии собирают гуманитарную помощь в виде продуктов, вещей и денежных средств. В храме в честь преподобного Сергия Радонежского расположилась группа волонтеров, которые оказывают помощь продовольствием и вещами. Волонтеры храма каждый день также развозят продукты и вещи пострадавшим, которые не могут сами приехать в храм, и доставляют необходимую помощь в пострадавшие села.

http://patriarchia.ru/db/text/6120864.ht...

«Сынок! – отвечает ему Александр Иванович Груздев. – У нас в семье вора сроду не было, не было и разбойника. И ты не вор и не разбойник. Приезжай, сынок, похорони наши косточки». Снова идет Павел Груздев к директору Облстройконторы: – Гражданин начальник, к тяте бы с мамой съездить, ведь старые уже, помереть могут, не дождавшись! – Павлуша, чтобы поехать, вызов тебе нужен! – отвечает начальник. – А без вызова не имею права тебя отпустить. Пишет Павел Груздев в Тутаев родным – так, мол, и так, без вызова не пускают. А сестра его Татьяна, в замужестве Юдина, всю жизнь работала фельдшером-акушером. Дежурила она как-то раз ночью в больнице. Господь ей и внушил: открыла она машинально ящик письменного стола, а там печать и бланки больничные. Отправляет телеграмму: «Северный Казахстан, город Петропавловск, Облпромстройконтора, начальнику. Просим срочно выслать Павла Груздева , его мать при смерти после тяжелых родов, родила двойню». А матери уж семьдесят годков! Павлуша как узнал, думает: «С ума я сошел! Или Танька чего-то мудрит!» Но вызывают его к начальству: – Товарищ Груздев, собирайтесь срочно в дорогу! Все про вас знаем. С одной стороны, рады, а с другой стороны, скорбим. Может, вам чем подсобить? Может, няню нужно? – Нет, гражданин начальник, – отвечает Павел. – Крепко вас благодарю, но поеду без няни. – Как хотите, – согласился директор. «Сейчас и пошутить можно, – вспоминал батюшка этот случай. – А тогда мне было не до смеху. На таком веку – покрутишься, и на спине, и на боку!» Для Прасковьи Осиповны и Ивана Гавриловича это было тяжелым ударом: – Дедушко! Бабушка! Меня отпустили домой! – Ничего не отдадим тебе, – расстроились старики. Все вещи, которые были у Павла – одежду и прочее, заперли в комод на ключ. – Приедешь обратно, всё твое будет! Чтобы утешить стариков, пообещал Павел Груздев, что вернется к ним. А сам в чем был – в худой фуфайке, во всем рванье – сел на поезд, приехал домой. Но вернуться в Петропавловск ему уже не пришлось – вскоре после его отъезда умерла Прасковья Осиповна. «Думаю, из-за меня», – печалился отец Павел. Всю жизнь вспоминал их как самых близких людей, как отца с матерью. На старинном дореволюционном евхаристическом сосуде было у него выгравировано в церкви в селе Верхне-Никульском: «Прасковья. Иоанн». Это – петропавловские дедко и бабка, чей дом стал для него, ссыльного изгнанника, родным домом на далекой чужбине...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

8 февр. 1913 г. с учреждением в Омской и Павлодарской епархии 2-й викарной кафедры М. был наречен епископом Акмолинским. Архиерейскую хиротонию 10 февр. того же года в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре возглавил С.-Петербургский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) . Стал ближайшим помощником Омского и Павлодарского еп. сщмч. Андроника (Никольского) , прежде всего в миссионерских делах. М. пребывал вместе с епархиальным архиереем в Омске, где ему были поручено управление внутренней миссией, руководство противосектантской и противораскольнической деятельностью; он председательствовал в общеепархиальном и епархиальном училищном советах, а также в новоучрежденном епархиальном братстве трезвости. Использовал любую возможность для проповеди, для просвещения паствы, для миссионерских поездок по приходам епархии. После ходатайства городской думы Петропавловска о перенесении места пребывания викарного епископа Акмолинского из Омска в Петропавловск по указу Синода М. 6 нояб. 1914 г. получил назначение на викарную кафедру в Петропавловске и стал носить титул епископа Петропавловского. Ему были предоставлены полномочия на управление приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов Акмолинской обл. В Петропавловском вик-стве М. стал инициатором проведения неск. масштабных крестных ходов. С 17 мая по 19 июня 1915 г. он возглавлял крестный ход, к-рый прошел более 500 верст из Петропавловска в Акмолинск с иконой свт. Николая Чудотворца, подаренной акмолинцам имп.-страстотерпцем мч. Николаем II Александровичем . Существенными проблемами в церковной жизни Петропавловска были недостаток храмов и их малая вместительность. В то же время в новопостроенном городском приходском уч-ще был спланирован для театральных представлений большой зал на 300 чел. М. исхлопотал у городских властей разрешение служить в этом зале молебны, а также вести религиозно-нравственные и противосектантские беседы. Впослед. по благословению посетившего Петропавловск Омского и Павлодарского еп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского) в этом зале был устроен храм, освященный в янв. 1916 г.

http://pravenc.ru/text/2563104.html

Едва «Таймыр» и «Вайгач» прошли Берингов пролив и вышли в Берингово море, они попали в жестокий шторм. Ледоколы имеют форму корпуса, приспособленную для плавания по тихой воде, поэтому их изрядно потрепало. По воспоминаниям Евгенова, крен достигал 59° (Евгенов Н. Купецкий В. Ук. соч. С.187). Для закупки угля, чистки котлов и замены сломанных лопастей винтов суда 27.09.1913 (ст.ст.) зашли в ближайший порт - Сент-Майкл, на Аляске. Оттуда 30.09.1913 (ст.ст.) Николай Евгенов послал письмо, в котором говорится : «Новая земля, возможно, что она будет названа земля Николая II». Это - первое известное упоминание о предполагаемом названии Земли. «Во время пребывания экспедиции на Аляске установились дружеские и радушные отношения как с военным гарнизоном, так и с местными жителями. Все живо интересовались вновь открытыми землями, много расспрашивали про плавание». «Днём 19 октября (н.ст., 6.10 ст.ст.) суда экспедиции снялись с якорей и пошли в Петропавловск-Камчатский» (там же. С. 188) . О каких-либо репортёрах Евгенов не пишет. Однако весть как об открытии, так и о его предполагаемом названии быстро разлетелась в прессе, вначале - в американской, а затем и по миру. И уже 4 (17) октября 1913 г., ещё до прибытия ГЭСЛО на Камчатку, «Санкт-Петербургские ведомости» написали: «С захватывающим интересом и понятным нетерпением ждут просвещенные слои общества подробностей от руководителя полярной гидрографической экспедиции капитана Вилькицкого, открывшего в Ледовитом океане новый материк, названный Землей Императора Николая II». Таким образом, когда «Таймыр» и «Вайгач» 14 (27) октября пришли в Петропавловск-Камчатский, там уже знали об открытии. Следовательно, знал о нём и Государь. Но не мог же он наименовать открытую землю на основании заметки в газете! Тем более на основании заметке, ссылающейся на противоречивые публикации иностранных газет. А первая телеграмма об открытии Земли была направлена начальником экспедиции Б.А. Вилькицким из Петропавловска только 19 октября 1913 г. Так что у Императора Николая II не было возможности назвать Землю в честь себя ни до публикации в прессе, ни до получения первого официального извещения об открытии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/26/tr...

Предание об основании мон-ря изложено в соч. «История Тарона» Зеноба Глака (Зиновия Сирийского; традиционно считается, что она создана в IV в.; совр. исследователи датируют это сочинение X-XI вв.). Согласно преданию, мон-рь был основан св. Григорием Просветителем Зеноб называет себя учеником св. Григория и сообщает, что после провозглашения христианства гос. религией Армении св. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и привез оттуда мощи св. Иоанна Предтечи и еп. Афиногена, к-рые были заложены в основание монастырского храма, возведенного на месте разрушенного святилища языческих богов Гисане и Деметра (братья-боги в арм. мифологии); название святилища - Иннакня (Девятиисточник). По соглашению Кесарийского епископа и св. Григория Просветителя из Кесарии в мон-рь переселились 40 монахов во главе с Антоном и Кронидесом. В предании говорится о том, что нек-рое время здесь жил и сам св. Григорий. Традиционно Зеноб Глак считается 1-м настоятелем мон-ря, и в память о нем у мон-ря было 2-е название - Глакаванк. Существует также версия, согласно к-рой название Глакаванк связано с журчанием водопадов близ мон-ря. Историю мон-ря, начатую Зенобом Глаком, в 1529 г. продолжил еп. Аствацатур, в нач. XX в.- член братии мон-ря Карапет Лусарарян. В течение неск. столетий мон-рь пользовался покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов. В мон-ре находилась усыпальница Мамиконянов. В 602 г. мон-рь был разрушен землетрясением и восстановлен на средства кн. Мушега Мамиконяна. План ц. мон-ря Сурб-Карапет План ц. мон-ря Сурб-Карапет К югу от обители находились т. н. темная келья Григория Просветителя и ц. св. Георгия, к северу - церкви Богородицы (большая, сводчатая) и св. Стефана. В фундаменте ц. св. Стефана были заложены частицы мощей св. дев Рипсимеянок, перевезенные в VII в. игум. Степаносом с ведома католикоса Комитаса I Ахцеци. Входы перечисленных 4 церквей открывались в главную большую, 5-нефную, 16-колонную базилику Катогике (кафоликон). Перед ее зап. входом в 1787 г.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Лит.: Описание Троицкаго Колязина мон-ря. Тверь, 1853; Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб., 1857. Т. 4. С. 59; Лебедев А. Н. Описание Троицкаго Колязина муж. первокл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Павел (Крылов), иером. Троицкий Калязин первокл. муж. мон-рь. Калязин, 1897. Тверь, 2002; Иванов И. А. Лицевая рукописная псалтырь Калязина мон-ря. Тверь, 1900; Цапенко М. П. Архитектура и фрески б. Макарьевского мон-ря в Калязине//Архит. наследство. М., 1952. Т. 2. С. 165-172; Веселовский С. Б. Очерк образования земельных владений Макарьева Калязина мон-ря// Он же. Труды по источниковедению и истории России периода феодализма. М., 1978. С. 146-149; Пономарёва И. Г. Акты Троицкого Макарьева Калязина мон-ря XV-XVI вв. как источник по истории его вотчины//ВМУ: Ист. 1986. 3. С. 82-88; она же. О возможной ист. основе сюжета «Калязинской челобитной»//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 269-275; она же. О хронологии ранних калязинских актов//АЕ за 1993 г. М., 1995. С. 243-245; она же. Прп. Макарий Калязинский//Ист. вестн. 2001. 1(12). С. 64-79; Удальцова А. Л., Харламова А. М. Трапезная Макарьевского мон-ря в Калязине//Архит. наследство. 1986. Т. 34. С. 230-237; Города Тверской обл.: Ист.-архит. очерки (XI - нач. XX вв.). СПб., 2000. Вып. 1; Кубарев А. Г. Калязинские храмы: Краткий ист. очерк. М., 2001; Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого//ДРВМ. 2002. 3(9). С. 43-53; она же. «Устроенная добрым мастерством»: История почитания прп. Макария Калязинского и создания раки для его мощей//Тверские вед. 2012. 24. С. 21; Леонтьев Я. В. Калязинская хрестоматия. М., 2002; СПАМИР: Тверская обл. 2002. Ч. 1. С. 27-31; 2015. Ч. 4. С. 142-147, 154, 162-163; Белюстин И. С. Записка о г. Калязине//Забытые страницы истории. Калязин, 2006. Кн. 2. С. 16-23; Крылов Л. И., свящ. Мат-лы для истории церквей и мон-рей г. Калязина и сел Калязинского у.//Там же. 2008. Кн. 3; Соколов Ю. И. Династии штатных служителей Калязина мон-ря, 1764-1861 гг. М., 2010; Прп. Макарий Калязинский - святой заступник земли Русской: Сб. докл. I Макарьевских Калязинских чт. Калязин; Тверь, 2014.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010