Богородицы (женский, в с. Ожога Воловского р-на; основан в 2005). Упраздненные Добровский Богородице-Тихвинский (женский, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1610, упразднен в 1764), Даншина (Донщинская) в честь Преображения Господня пуст. (мужская, приблизительно в 13 км к юго-востоку от Задонска; основана в 1647, разорена и сожжена в сер. XVII в., восстановлена в 1697-1698, упразднена в 1699), Белоколодская Спасо-Преображенская пуст. (мужская, при впадении р. Белоколодец (Белоколодезь) в р. Воронеж, между современными селами Крутогорье и Пады Липецкого р-на; впервые упом. в 1669, упразднена в 1764), Романовский Красногорский в честь Преображения Господня (мужской, в 10,5 км к юго-западу от Липецка, на берегу р. Воронеж, в совр. Липецком р-не; впервые упом. в 1676, упразднен в 1768), усманский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Усмани; основан в 1684, упразднен в 1764), Добровский в честь Вознесения Господня (мужской, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1685, упразднен в 1764), усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский (женский, в совр. с. Новоуглянка Усманского р-на; основан в 1801, закрыт в 1924), задонский Тихоновский во имя Св. Троицы ( Скорбященский ; женский, в Задонске; основан как жен. община в 1880, мон-рь с 1888, закрыт в 1920). Действующие монастыри в границах епархии до 2013 г. (в наст. время в Елецкой и Лебедянской епархии) Упраздненные монастыри в границах епархии до 2013 г. Елецкий во имя Св. Троицы (мужской, в Ельце; основан ранее 1592, упразднен в 1775, возобновлен на новом месте в 1836, закрыт в 1919, возобновлен в 2006), лебедянский во имя Св. Троицы (в Лебедяни; основан ок. 1622 как мужской, упразднен в 1764, возобновлен в 1768, закрыт в 1929, вновь возобновлен в 2005 как женский), елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» (женский, в Ельце; основан в 1683 на месте скита елецкого Троицкого мон-ря, существовавшего с 1628-1629, упразднен в 1764, восстановлен в 1822, закрыт в 1929, возобновлен в 2004), Раненбургская Петропавловская пустынь (мужская, в пос. Рощинский Чаплыгинского р-на; основана в 1712, закрыта в 1920, возобновлена в 2003), Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери (женский, в с. Сезёнове Лебедянского р-на; основан как женская община в 1849, мон-рь с 1853, закрыт в 1930, возобновлен в 2010), Троекуровский Иларионовский во имя вмч. Димитрия Солунского (женский, в с. Троекурове Лебедянского р-на; основан как жен. община в 1857, мон-рь с 1871, закрыт в 1930, возобновлен в 2003).

http://pravenc.ru/text/2110526.html

К особенностям иконы из Елецкого мон-ря относится то, что Младенец изображен в 3/4-ном повороте, сидящим на левой руке Богородицы, правой ручкой на уровне груди Богоматери Он двуперстно благословляет, левая лежит на колене - в кулачке едва различима снизу полоска свитка; Богоматерь держит Младенца правой рукой за ступню, левой поддерживает Его корпус под левой ручкой. Границы явленного образа четко обозначены, т. е. представлено собственно явление иконы. Иконография обоих вариантов изображения не связана происхождением с древней визант. традицией, а сложилась под воздействием поздних итало-критских или зап. образцов: фигуры представлены в свободных разворотах, Богородица касается правой рукой правой ножки Младенца. Списки иконы Елецкая Черниговская икона Божией Матери. XIX в. (ГМИР) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. XIX в. (ГМИР) Елецкого мон-ря с кон. XVII в. имели локальное распространение гл. обр. на Черниговщине. В изводе, соответствующем чудотворной иконе, но в кратком варианте (собственно явленный образ без дерева), она изображена также на портрете ктитора Елецкого монастыря В. Дунина-Борковского (1701-1703, Черниговский художественный музей). В Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря на зап. грани сев.-зап. столпа находится список Е. Ч. и. В 1971 г. икону передали в фонды Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника, где в 1988 г. были проведены реставрационные работы, в том же году образ вернули на его прежнее место в Троицкий собор. Размеры этого списка совпадают с размерами иконы из Елецкого черниговского монастыря, характер письма также схож с копируемым образом. Несмотря на незначительные расхождения в изображении свитка (в левой руке Богомладенца на иконе из Троицкого собора свиток виден хорошо, тогда как на иконе из Елецкого мон-ря видна лишь его нижняя часть), обе иконы могли быть написаны одновременно. В Петропавловской ц. Елецкого черниговского мон-ря находится еще один список иконы, сделанный с главной святыни обители. Качество живописи среднее, масштабные сопоставления имеют значительные погрешности; икона неоднократно поновлялась. Вероятно, она была написана в кон. XVIII - нач. XIX в.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв., с. Жиляны (Жуляны) под Киевом - 22.12.1769, Киев), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии. Род. в семье священника. В 1727 г. окончил Киево-Могилянскую академию, принял постриг в Златоверхом киевском во имя святого архангела Михаила мужском монастыре . В 1732-1734 гг. преподавал синтаксиму и пиитику в академии, 16 янв. 1735 г. в сане иеромонаха назначен наместником Златоверхого киевского мон-ря. По рекомендации Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) вызван в Москву, где в 1742 г. возведен в сан архимандрита и определен начальником 4-й Пекинской духовной миссии в Китае и настоятелем пекинского Сретенского мон-ря. Вместе с группой миссионеров отправился из Москвы в февр. 1743 г. и прибыл через Иркутск и Кяхту (где встретился с Иркутским еп. Иннокентием (Нероновичем) ) в Пекин 27 нояб. 1745 г. Вместо положенных 7 лет находился в Китае ок. 10 лет. Среди подопечных Г. был иером. Феодосий (Сморжевский) , первый историограф Пекинской духовной миссии. Члены 4-й миссии контактировали с иезуитами, имевшими миссионерский опыт в Китае. 4 июня 1755 г. Г. выехал из Пекина и прибыл в Москву в нач. 1756 г. В февр. 1757 г. назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 27 июля 1757 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Г. во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской митрополии. Уделял много внимания нравственному воспитанию паствы и местного духовенства, украшению храмов, материальному обеспечению Переяславской ДС и приобщению детей сельского духовенства к обучению в ней. Часть епархии находилась в пределах Речи Посполитой, поэтому в 1761 г. Г. назначил правителем всех заграничных церквей и мон-рей игум. Мелхиседека (Значко-Яворского) . Боролся с унией, в 1768 г. Г. и игум. Мелхиседек были обвинены в содействии народному восстанию гайдамаков на Правобережной Украине. Указом имп. Екатерины II Святейшему Синоду 29 сент. 1768 г. Г. был переселен из Переяслава в Киев, где жил на епархиальном подворье.

http://pravenc.ru/text/164665.html

В 1768 г., после жалобы архим. Панкратия на черниговских мещан-шинкарей, Черниговский магистратский суд рассматривал дело о краже украшений с Елецкой иконы. Как выяснило следствие, организатором преступления был монастырский иеродиак. Дорофей. Кроме Дорофея в деле фигурировали иеродиак. Мартирий, мон. Сампсон, послушник Прокопович и иером. Иродион, к-рые выполняли отдельные поручения Дорофея по передаче скупщикам похищенного ими церковного имущества. Из мон-ря были украдены и «реализовано» в местных шинках: «...привесок из червонцев и коралловых монист, возложенных на икону богомольцами, серебряного лому с ламп в большой Успенской церкви и на хорах церковных, материи с риз и епитрахилей, галуна золотого и серебряного с риз же, двух блюд оловянных, трех рушников», а также ок. 8 фунтов воска и неск. пригоршней ладана. Украденные вещи были проданы («реализованы») в местных шинках. Из Черниговского магистрата 9 окт. 1771 г. дело передали в Генеральный суд, а 21 сент. 1772 г., после рассмотрения, дело вернули в Чернигов «для исполнения». По существующим тогда законам «за церковную татьбу» Дорофею грозила «смертная казнь без милосердия». Однако, руководствуясь «Высочайшей грамотой 1760 года октября 19 состоявшейся», смерть заменили вечной ссылкой в Нерчинск. (см.: Щербак. 1911). В Успенском храме для Елецкой иконы был устроен позолоченный деревянный киот, на зиму образ торжественно переносили в теплый Петропавловский храм. В обители каждую среду перед иконой совершался молебен и читался акафист. В 1930 г. икона из Успенского собора была передана в Черниговский исторический музей. По монастырскому преданию, во время Великой Отечественной войны Елецкую икону обрела некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Болдинский Илиинский мон-рь. Игум. Антония велела сделать копию иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал. До 1 апр. 1999 г. икона находилась в Черниговском историческом музее им. В. В. Тарновского, ныне возвращена в мон-рь. Др. святыня Е. м., Илиинская икона Божией Матери, находится в Петропавловской ц. с левой стороны за клиросом. Эта икона является копией XVIII в. чудотворного образа, написанного в 1658 г. насельником черниговского Болдинского мон-ря мон. Геннадием (Дубенским). Чудеса, происходившие от этого образа, описаны в книге свт. Димитрия (Туптало) «Руно орошенное».

http://sedmitza.ru/text/977563.html

В 1830 г. Казенная палата предписала Елецкому земскому суду выделить возобновлявшемуся мон-рю «удобную к хлебопашеству и сенокосу тридцатидесятинную пропорцию земли из дач Елецкого уезда села Пятницкого, Извалы тож, или села Покровскаго и деревни Новоселитебной, которая из них окажется ближе и удобнее». К 1903 г. Е. м. принадлежало 166,5 га: 157 га удобной и 9,5 га неудобной земли, из них пахотной - 155,2 га, сенокосной - 2,4 га, под постройками и садами - 5,4 га, под выгоном - 0,4 га, под проселочными дорогами и проч.- 3,1 га. До июля 1917 г. монастырская земля в урочище Злобин Воргол (36 га) арендовалась крестьянами дер. Каменки-Буниной. Доходы от земли и процентных бумаг шли на содержание Е. м., при этом ежегодное штатное содержание от Синода составляло более 700 р., из них на жалованье настоятелю и братии выделялось 140 р., кроме того, из Елецкого казначейства взамен мельницы брянского Петропавловского мон-ря ежегодно перечислялось 85 р. В нач. ХХ в. Е. м. владел недвижимостью в г. Ельце и окрестностях: 2-этажным домом на углу Великокняжеской ул. и Сенной пл., кирпичной лавкой (построена в 1880) и деревянным сараем. Общая стоимость построек составляла 12,5 тыс. р. С юж. стороны Е. м. имелась монастырская гостиница (построена на земле, пожертвованной М. К. Злобиным) с садом, скотным двором, службами. 1917-2008 гг. В 1917 г. епископом Елецким стал Амвросий (Смирнов) , к-рому в нач. 1918 г. решением Синода был определен Е. м. как место постоянного пребывания. После 1917 г. Е. м. лишился части хозяйственного имущества. Так, в июне 1918 г. у братии были отобраны последняя лошадь и пролетка, и еп. Амвросию не на чем было выехать в город с чудотворной Тихвинской иконой, о чем ельчане просили архипастыря. В 1919 г. Е. м. был закрыт, часть помещений передана пролетарской хозяйственной коммуне, насельников «потеснили, а затем начались конфликты» (Соха и молот. Елец, 1919. 88). Одна из последних торжественных церковных служб состоялась 13 июня 1919 г., в день Св. Троицы. Тогда же коммунары 1-го отд-ния Елецкой пролетарской сельскохозяйственной коммуны «постановили ходатайствовать перед Совдепом о временном закрытии» Троицкой ц. Поселившиеся в обители коммунары притесняли братию, на монастырском кладбище сломали памятники, а колокольню превратили в отхожее место. В авг. 1919 г., во время захвата Ельца войсками ген. Мамонтова, с колокольни Е. м. члены коммуны обстреляли белоказаков, а затем захватившие город мамонтовцы расстреляли у стен мон-ря неск. коммунаров.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Когда в кон. XVIII в. решено было создать ун-т на базе упраздненного Болдинского мон-ря, чудотворный Илиинский образ в серебряном вызолоченном окладе, с серебряным венцом, осыпанным драгоценными камнями, 28 нояб. 1786 г. перенесли в Е. м. и поместили в Успенском соборе. Открытие ун-та так и не состоялось. 18 апр. 1794 г. чудотворную Илиинскую икону вновь перенесли из Е. м. в Илиинскую обитель. Копии этой иконы были переданы во мн. обители, в т. ч. и в Е. м. (По др. сведениям, находящаяся ныне в Е. м. Илиинская икона является не копией древнего образа, а оригиналом.) Нек-рое время этот образ хранился у мон. Агнии, к-рая и передала его в открывшийся Е. м. В кон. 1996 г. Илиинская икона была отреставрирована худож.-реставратором Р. М. Боголюб. В Елецкой обители хранится список чудотворного образа Ильинской Богоматери в серебряном окладе меньших размеров. Икона эта находилась в Е. м. до его закрытия, затем хранилась у некой киевской монахини, к-рая перед кончиной передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. В 1994 г. по благословению наместника лавры икона была возвращена в Е. м. В обители хранилось Евангелие с надписью: «Сие Евангелие власным коштом своим и накладом уроженный его милость пан Василий Дунин-Борковский, полковник Черниговский, так оздобле оправивши надал за отпущение грехов своих до обители Елецкой, року 1685 ноября 3 дня». Погребения. На территории Е. м. похоронены мн. князья, общественные деятели, подвижники благочестия. В Успенском соборе хоронили, как правило, черниговских князей, настоятелей, ктиторов, представителей казацкой старшины. При проведении восстановительных работ архим. Иоанникий (Галятовский) обнаружил неск. захоронений в гробницах, изготовленных из дорогого красного камня. Под Успенским храмом похоронен трубчевский кн. Всеволод Святославич, сын черниговского кн. Святослава Ольговича, воспетый в «Слове о полку Игореве». Под настоятельским местом погребен архим. Иоанникий. Возле правого столпа в средней части Успенского храма покоится прах А. С. Милорадовича, ген.-поручика Черниговского наместничества. Левее его могилы погребен 1-й викарий Черниговской епархии, настоятель Е. м. еп. Феофилакт (Праведников). С правой стороны входной главной арки, ведущей из притвора в храм Успения, похоронен ктитор генеральный обозный В. Дунин-Борковский. В Успенском соборе погребены архимандриты-настоятели Е. м. Исаакий (Васенкевич), Тимофей (Максимович), Сильвестр (Новопольский), Игнатий (Максимович), Феофан (Романовский). В храме ап. Иакова, близ алтаря, похоронены Лизогуб и сын его Евфимий, а также настоятель Е. м. еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). В Петропавловской ц. похоронен еп. Новгород-Северский Филипп (Бекаревич). В 1978 г., во время земляных работ, западнее Успенского собора был найден каменный склеп с захоронением переяславского полковника Л. Полуботка, отца гетмана Украины П. Полуботка.

http://sedmitza.ru/text/977563.html

На склоне горы, где находится комплекс Е. м., в 1918 г. под рук. иером. Алипия (бывш. матроса Яковенко) была выкопана еще одна сохранившаяся пещера. За короткий срок были выкопаны сложный пещерный лабиринт в виде восьмерки и пещерная церковь, украшенная настенными росписями. После 1945 г. эта церковь была разрушена взрывом, произведенным малолетними кладоискателями, но неск. выходов еще сохранилось. В 1995 г. недалеко от Илиинской ц. была найдена другая пещера, названная «пещера Иова». Она, вероятно, входила в комплекс т. н. Староантониевых пещер, но обрушилась. С Е. м. связана значительная книжная традиция. Проживавший ок. 1649-1653 гг. в Е. м. Черниговский еп. Зосима (Прокопович) составил монастырский синодик (утерян в 20-х гг. XIX в.), к-рый впосл. использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при написании «Скарбницы...». Архим. Иоанникий написал в Е. м. и издал в Новгород-Северской типографии Лазаря (Барановича) большую часть своих произведений, в т. ч. «Скарбницу...». В Е. м. написал пьесу «Успенская драма» и неск. др. сочинений архим. Димитрий (Савич (Туптало)) (впосл. свт. Ростовский). Главной святыней Е. м. является Елецкая Черниговская икона Божией Матери. По преданию, древняя икона была явлена на еловом дереве прп. Антонию Печерскому. Ныне в мон-ре в Петропавловском храме в киоте справа от солеи находится икона, написанная в посл. трети XVII в. От иконы совершались исцеления, для записи к-рых в ризнице Е. м. хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февр. 1895 г. В 1768 г., после жалобы архим. Панкратия на черниговских мещан-шинкарей, Черниговский магистратский суд рассматривал дело о краже украшений с Елецкой иконы. Как выяснило следствие, организатором преступления был монастырский иеродиак. Дорофей. Кроме Дорофея в деле фигурировали иеродиак. Мартирий, мон. Сампсон, послушник Прокопович и иером. Иродион, к-рые выполняли отдельные поручения Дорофея по передаче скупщикам похищенного ими церковного имущества. Из мон-ря было украдено и «реализовано» в местных шинках: «...привесок из червонцев и коралловых монист, возложенных на икону богомольцами, серебряного лому с ламп в большой Успенской церкви и на хорах церковных, материи с риз и епитрахилей, галуна золотого и серебряного с риз же, двух блюд оловянных, трех рушников», а также ок. 8 фунтов воска и неск. пригоршней ладана. Из Черниговского магистрата 9 окт. 1771 г. дело передали в Генеральный суд, а 21 сент. 1772 г., после рассмотрения, дело вернули в Чернигов «для исполнения». По законам «за церковную татьбу» Дорофею грозила «смертная казнь без милосердия». Однако, руководствуясь «Высочайшей грамотой 1760 года октября 19 состоявшейся», казнь заменили вечной ссылкой в Нерчинск (см.: Щербак. 1911).

http://pravenc.ru/text/189789.html

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. XVIII в. (Петропавловская ц. Елецкого мон-ря) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. XVIII в. (Петропавловская ц. Елецкого мон-ря) Др. святыня Е. м., Ильинская Черниговская икона Божией Матери , находится в Петропавловской ц. с левой стороны у солеи. Эта икона является копией XVIII в. чудотворного образа, написанного в 1658 г. насельником черниговского Болдинского монастыря монахом Геннадием (Григорием Дубенским). Икона находилась в мон-ре до 20-х гг. XX в., затем хранилась у мон. Агнии, к-рая перед кончиной передала святыню в открывшийся Е. м. Когда в кон. XVIII в. решено было создать ун-т на базе упраздненного Болдинского мон-ря, чудотворный Ильинский образ 28 нояб. 1786 г. перенесли в Успенский собор. Открытие ун-та не состоялось и 18 апр. 1794 г. Ильинская икона была возвращена в Болдинскую обитель. В Е. м. хранится еще один список Ильинской иконы меньших размеров, в серебряном окладе. Икона находилась в Е. м. до закрытия, затем у некой киевской монахини, к-рая перед кончиной передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. В 1994 г. по благословению наместника лавры икона была возвращена в Е. м. В обители хранилось Евангелие с надписью: «Сие Евангелие власным коштом своим и накладом уроженный его милость пан Василий Дунин-Борковский, полковник Черниговский, так оздобле оправивши надал за отпущение грехов своих до обители Елецкой, року 1685 ноября 3 дня». Погребения На территории Е. м. похоронены мн. князья, общественные деятели, подвижники благочестия. При проведении восстановительных работ архим. Иоанникий (Галятовский) обнаружил неск. захоронений в гробницах, изготовленных из дорогого красного камня. Под Успенским храмом похоронен трубчевский кн. Всеволод Святославич, сын черниговского кн. Святослава Ольговича, воспетый в «Слове о полку Игореве». Под настоятельским местом погребен архим. Иоанникий. Возле правого столпа в средней части Успенского храма покоится прах губернатора Черниговского наместничества генерал-поручика А. С. Милорадовича. Левее погребен 1-й викарий Черниговской епархии, настоятель Е. м. еп. Феофилакт (Праведников). С правой стороны входной главной арки, ведущей из притвора в храм Успения, похоронен ктитор и генеральный обозный В. Дунин-Борковский. В Успенском соборе погребены архимандриты-настоятели Е. м. Исаакий (Васенкевич), Тимофей (Максимович), Сильвестр (Новопольский), Игнатий (Максимович), Феофан (Романовский). В храме ап. Иакова, близ алтаря, похоронены Я. Лизогуб и сын его Евфимий, а также настоятель Е. м. еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). В Петропавловской ц. похоронен еп. Новгород-Северский Филипп (Бекаревич). В 1978 г., во время земляных работ, западнее Успенского собора был найден каменный склеп с захоронением переяславского полковника Л. Полуботка, отца гетмана Украины П. Полуботка. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/189789.html

По указу имп. Екатерины от 10 апр. 1786 г. была проведена секуляризация церковных владений на территории Киевского, Черниговского и Новгород-Северского наместничеств. В Н.-С. и Г. е. было упразднено 11 муж. монастырей (Николаевский Каташинский, Максаковский Преображенский, Рыхловский во имя святителя Николая Чудотворца , новоместский Николаевский, Ромашковский Спасский, Брецкий Андрониковский Троицкий, Каменский Успенский, погарский Троицкий, Рябцевский Успенский, Клюсовский Спасский, стародубский Николаевский) и 5 женских (погарский Златоустовский, новоместский Успенский, Макошинский Покровский, Мироновский Богословский, стародубский Покровский). Сохранились 4 мон-ря: 3 мужских ( Харалампия священномученика монастырь в с. Гамалиевка, Крупицкий батуринский во имя святителя Николая , глуховский Петропавловский) и женский (глуховский Успенский). 1 сент. 1797 г. указом имп. Павла I Петровича Н.-С. и Г. е. была упразднена, что стало следствием упразднения Новгород-Северского наместничества 12 дек. 1796 г. 1868-1917 гг. Архиерейская кафедра в Новгороде-Северском была восстановлена по представлению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) как вик-ство Черниговской епархии. Хиротония Феофилакта (Праведникова), бывш. ректора Херсонской ДС, во епископа Новгород-Северского была совершена в киевском Софийском соборе 13 окт. 1868 г. До 1916 г. Новгород-Северские епископы жили в Чернигове при Елецком черниговском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В их ведении находились Новгород-Северское и Стародубское духовные уч-ща. Кафедральным храмом викариев был Успенский собор в Новгороде-Северском, ранее являвшийся уездным собором. При участии Новгород-Северского еп. Афанасия (Пархомовича) в 1887 г. было основано Черниговское епархиальное братство св. Михаила, кн. черниговского, ставившее своими целями миссионерскую и благотворительную деятельность, в частности, создание единоверческих приходов и единоверческих церковноприходских школ (см. Единоверие ), проведение диспутов со старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/Новгород-Северска...

Празднование Собору Липецких святых было установлено 8 июня 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти еп. Липецкого сщмч. Уара (Шмарина) , 10 сент. Написана икона святых Собора (находится в липецком кафедральном Христорождественском соборе), составлена служба, издано 1-е собрание житий святых, включенных в Собор (Собор святых Липецкой земли: Сб. житий Липецких и Елецких святых/Сост.: прот. Н. Стаднюк, А. А. Найдёнов, А. И. Чеснокова. Липецк, 2013). К наиболее почитаемым святыням Л. м. относятся: Липецкая Страстная икона Божией Матери в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова, Корсунская икона Божией Матери в усманском Богоявленском соборе, Владимирская икона Божией Матери в Троекуровском Иларионовском во имя вмч. Димитрия Солунского женском монастыре , икона Св. Троицы в лебедянском во имя Св. Троицы женском монастыре, Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском соборе г. Данкова, Тихвинская икона Божией Матери в Раненбургской Петропавловской пустыни , список Елецкой иконы Божией Матери в елецком Вознесенском соборе. Во Владимирском соборе задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря находится рака с мощами свт. Тихона Задонского; в Троекуровском монастыре почивают мощи затворника прп. Илариона (Фомина); в Сезёновском в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновском женском монастыре - мощи затворника прп. Иоанна (Быкова; 1791-1839). С памятью свт. Тихона Задонского связаны св. источники близ задонского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря, задонского Тюнина (Тюнинского) Богородице-Тихоновского в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» женского монастыря и задонского Тихоновского в честь Преображения Господня женского монастыря . Почитаются верующими св. источники близ Троекуровского Иларионовского мон-ря и Раненбургской Петропавловской пуст., а также у сел: Каменное Грязинского р-на, Дубовое Чаплыгинского р-на, Головинщино Лев-Толстовского р-на, Борисовка Добровского р-на, Перехваль и Головинщино Данковского р-на, Преображенье Измалковского р-на.

http://pravenc.ru/text/2110528.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010