30 окт. 1919 г. Петропавловск был взят войсками Красной Армии. В кон. янв.- нач. февр. 1921 г. в Екатеринбургской, Тюменской и Омской губерниях вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание. 13 февр. восставшие крестьяне вошли в Петропавловск и, поддержанные горожанами, 2 дня вели уличные бои с его гарнизоном. К утру 16 февр. прибывшие по железной дороге красные войска вытеснили отряды восставших из города и стали обыскивать дома и задерживать и расстреливать всех подозреваемых. Имеются свидетельства того, что во время боев за город М. служил Божественную литургию в Никольской ц. и после службы вышел со словами примирения к собравшемуся перед храмом народу. По распространенному преданию, в этот момент прямо на площади его закололи штыками красноармейцы, воткнув в рану распятие. Обнаруженные недавно архивные документы внесли уточнение в картину мученической кончины М. В приказе командующего группой войск охраны железнодорожной линии Омск - Челябинск Н. И. Корицкого от 17 февр. 1921 г. в связи с событиями в Петропавловске говорилось: «Чрезвычайным полевым военным революционным трибуналом в заседании своем 16 сего февраля приговорены за участие в восстании к высшей мере наказания... 2) Красноперов Михаил - П[етро]павловский епископ... Приговор над каковыми по моему распоряжению 17 февраля в 2 часа 25 мин. приведен в исполнение» (РГВА. Ф. 1393. Оп. 1. Д. 94. Л. 2). Вместе с М. были казнены 10 мирян из числа пленных повстанцев. Место их захоронения неизвестно. М. прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 584; Ф. 831. Д. 86. Соч.: Речь при наречении во еп. Акмолинского//Омские ЕВ. 1913. 6. С. 8-11; Приветственная речь, произ. при встрече в кафедральном соборе преосв. Андроника, еп. Омского и Павлодарского//Там же. 9. С. 8-10; Пастырь Церкви по учению св. ап. Павла: Проповеди. Тверь, 2007. Лит.: Прибытие преосв. Мефодия, еп. Петропавловского, в г. Петропавловск 23 дек. 1914 г.//Омские ЕВ. 1915. 3. С. 50-62; Польский. Т. 2. С.

http://pravenc.ru/text/2563104.html

На Литургии присутствовал губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, представители светских властей области и города. В завершение визита Святейший Патриарх Кирилл посетил Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны. 16 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Петропавловск-Камчатский. В аэропорту города Петропавловск-Камчатский Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов, губернатор Камчатского края А.А. Кузьмицкий, духовенство Камчатской епархии, представители региональных органов власти и казачества. Посещая Камчатскую епархию, Его Святейшество побывал в селе Никольском на острове Беринга, где совершил чин освящения места под строительство храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца и встретился с местными жителями. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил поселок Палану — административный центр Корякского округа, где возглавил закладку храма во имя святителя Николая Чудотворца. Святейший Владыка осмотрел в Палане временный храм Никольского прихода, после чего состоялась встреча Его Святейшества с коренными жителями Камчатского края. Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл посетил военную базу 16-й эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота и гарнизонный храм во имя святого апостола Андрея Первозванного. 19 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого кафедрального собора города Петропавловск-Камчатский и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия, епископа Магаданского и Синегорского Гурия, епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Ивано-Франковского и Коломыйского Пантелеимона, а также председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, наместника Сретенского ставропигиального монастыря в Москве архимандрита Тихона (Шевкунова), избранного епископом Уссурийским, викарием Владивостокской епархии, игумена Иннокентия (Ерохина) и духовенства Камчатской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1292009...

Преданный послушник иеромонах Нестор. 8 32 Протоиерею Александру Дернову и членам Санкт-Петербургского отдела Православного Камчатского братства (телеграмма) 13 мая 1912 г. г. Петропавловск-Камчатский Благополучно вместе [с] владыкой прибыли [в] Петропавловск счастлив приветствовать братчиков Петербургского отдела Бог помочь в делах благодарный Иеромонах Нестор. 9 33 Протоиерею Александру Дернову 23 августа 1912 г. Камчатская обл., селение Тиличики Слава Богу, я уже в бухте барона Корфа в селении Тиличиках. Ставлю церковь и школу в нашем Петербургском стане. Здесь в день моего прибытия 19-го августа выпал первый снег. Сегодня уходит пароход, и я буду отрезан на год от культурной жизни. Коряки рады моему приезду и устройству церкви и школы. Все земным поклоном благодарят Петербургское братство за заботы об них. Я шлю свой привет дорогому братству и умоляю не забывать нас. Буду рад Вашим посланиям, а зимой напишу всем о моих поездках по Камчатке. Еще раз сердечно благодарю всех братчиков. Мы согреваемся Вашей любовью и заботами. Покорный ваш слуга Иеромонах Нестор. 10 34 Архиепископу Бвсевию (Никольскому) (телеграмма) 21 января 1913 г. г. Петропавловск-Камчатский Высокопреосвященнейший Владыка принимая [во] внимание расстояние время почтительно прошу принять Вашим отеческим сердцем настоящий доклад телеграфом благоволите внести [в] Синод Камчатской Миссии необходимо открыть четыре новых стана селениях Наяхан Кичигах Тиличиках церкви уже там есть остается утвердить станы и штаты священников псаломщиков пономарей каждом стане окладами примеру существующих станов [в] четвертом стане устье Анадырь Мариинске церкви нет умоляю исходатайствовать милости Синода восемь тысяч рублей для постройки имени Марии Магдалины церкви школы постройку заложу границе этого стана Америке [так в тексте] без этих станов и миссионеров дело Миссии умирает точка основанные освященные церкви и школа святителя Иоасафа наглядно обнаружили успех в делах Миссии окрестил до сотни коряк оставили сожигать умерших отпеваю корякском языке помощью Божией литургию перевел служу проповедую корякском языке занялся настойчиво все это заставляет сыновне умолять Святейший Синод внять мольбам из далекой Камчатки для славы церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Игумен Нестор, Начальник Камчатской Духовной Миссии. 8 августа 1914 г. Мой адрес: Вятка, Преображенская ул., дом Нелюбина, кв. Анисимовых. Игумену Нестору Камчатскому. P. S. Приветствую с наступлением нашего братского Камчатского праздника 16 августа. Игумен Нестор. P. P. S. Мамочка шлет Вам сердечный привет. Игумен Нестор. 23 53 Полковнику графу Нироду (телеграмма) 5 января 1915 г. Петроград из Петрограда Благоволите сообщить Варшаву лазарет Марии Павловны мое имя, где мне присоединиться к полку, [с] радостию возвращаюсь дорогому полку. Игумен Нестор. 24 54 Протопресвитеру Александру Дернову (телеграмма) 13 января 1916 г. г. Петропавловск-Камчатский Прошу убедительно молитв ваших [на] Карповке 55 точка тяжело болен слава Богу соборовался предаю себя воле Божией прошу вашей любовью поддержать братство сообщите моем положении братчикам душевно преданный Архимандрит Нестор. 25 56 Архиепископу Бвсевию (Никольскому) 21 мая 1916 г. Камчатская обл., бухта Барона Корфа, селение Иоасафовское-Толечики Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Евсевию, Архиепископу Владивостокскому и Камчатскому, Начальника Камчатской духовной миссии Архимандрита Нестора Рапорт Почтительно прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне поездку в Петроград, Москву и другие города Европейской России по делам Камчатской духовной миссии, а также для совета с докторами на четыре месяца, считая с 1 июня с/г. Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца покорный послушник Архимандрит Нестор, Начальник Камчатской миссии. 26 57 Архиепископу Евсевию (Никольскому) 15 ноября 1916 г. г. Петропавловск-Камчатский Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Евсевию, Архиепископу Приморскому и Владивостокскому Рапорт Сим имею честь почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству, что я 9 ноября с. г. прибыл в г. Петропавловск и вступил в управление вверенного мне Камчатского викариатства, с особыми в епархии полномочиями. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник Нестор, Епископ Камчатский и Петропавловский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Петропавловск-Камчатский. Собор Петра и Павла (старый). /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла Год постройки:между приблизительно 1850 и 1880. Год утраты:Не установлен. Адрес: Петропавловск-Камчатский (Петропавловский Порт) Координаты: 53.018068, 158.648681 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История церкви началась в 1740 г., когда А.Чириков пожертвовал для расположенного на побережье Авачинской губы посёлка походную церковь, располагавшуюся в небольшой палатке и освящённую в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Несколько позже для неё было построено деревянное здание. В 1766 г. сооружение было перенесено к реке Паратунка, так как на старом месте было очень мало жителей. В 1810 г. храм был повторно освящен, но уже в честь святых Петра и Павла. Спустя четыре года к церкви пристроили придел и освятили его во имя Пресвятой Богородицы. Но из-за погодных условий и некачественных материалов, использованных при строительстве, здание церкви довольно быстро пришло в негодность. В 1826 г. закончилось строительство нового здания церкви, которое практически сразу подверглось неоднократной реконструкции, перестраивалось и обновлялось, однако местоположение оставалось прежним. В 1834 г. фасад храма покрыли железом. С приходом советской власти были конфискованы все храмовые ценности, после чего его закрыли и в дальнейшем использовали в качестве кинотеатра. Где-то в середине столетия при сносе церковного здания была обнаружена очень интересная находка - Евангелие в древнем золотом окладе. В июле 1989 г. Н. Дементьев, являющийся уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Камчатской области, огласил решение облисполкома продать верующим старое здание по улице Панфилова. Проект будущего храма выполнил профессиональный архитектор. Закладка храма состоялась 12 июля, в день Святых апостолов Петра и Павла. В 1992 г. строительство церкви, которое велось на средства верующих, закончилось.

http://sobory.ru/article/?object=21361

Необходимость личного участия в делах миссий и приходов побуждала И. отправляться в далекие рискованные путешествия по Камчатскому краю и Вост. Сибири. В 1842-1843 гг. он объехал всю епархию. Выехал из Новоархангельска 8 мая 1842 г., в пути побывал на о-вах Уналашка, Еловый (ныне Спрус), Атка, Унга, Прибылова и Беринга. 19 авг. прибыл в Петропавловск (ныне Петропавловск-Камчатский), где служил в соборе св. апостолов Петра и Павла, 17 сент. освятил в нем придельный храм. Затем совершил переход через Чукотку до Охотска на собаках и оленях. Занимался устройством епархиальных дел, организацией миссий среди местных народов. Преодолев более 5 тыс. верст, 6 сент. 1843 г. вернулся на о-в Баранова. Результаты поездки отразились в путевом журнале И., представленном им в Синод. В нем были охарактеризованы особенности усвоения Православия местными жителями, а также определены задачи миссии: утверждение благочестия в пастве, повторное обращение отпавших от Православия, просвещение язычников. В 1845-1846 гг. И. осуществил 2-е путешествие по Камчатской епархии, 2 июня 1845 г. прибыл в Петропавловск. 1 дек. того же года открыл в Новоархангельске ДС на базе ДУ вместо закрытой им ранее семинарии в Петропавловске. В ДС обучались креолы и туземцы. Как и основанная И. в 1843 г. миссионерская школа в Новоархангельске, она послужила укреплению Православия среди алеутов, тлинкитов и креолов, населявших Аляску и примыкавшие к ней острова. 2 июля 1845 г. он писал обер-прокурору Протасову, что задачей просвещения должно стать укоренение прежде всего благочестия и нравственности среди детей: «Измерение просвещения народного числом грамотеев, кажется, очень может быть ошибочно, потому что грамотность без нравственности у простого народа есть то же, что нож у своевольного ребенка. Кто, большею частию, причиной различных расколов? - Безнравственные грамотеи. И, следовательно, кто опаснее для спокойствия Отечества? - Безнравственные грамотеи» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 202). И. считал необходимым обучение детей при церквах и возложение преподавания на священников под надзором благочинных и архиереев.

http://pravenc.ru/text/389619.html

До 1923 года не возникало вопроса о моей хиротонии во епископа, хотя мои почитатели всегда удивлялись тому, почему я так долго состою в сане архимандрита, и всегда желали моей хиротонии. Но, очевидно, Господу это было неугодно, и дьявол противился расширению поля моей пастырской работы. Всех моих поездок в Москву после революции было три, начиная с 1923 года . В августе месяце сего года я сослужил Святейшему Патриарху Тихону в Донском монастыре в день празднования чудотворной Донской иконы Божией Матери. Был у Святейшего Тихона, принят был очень милостиво. В канцелярии у него сидели и вершили дела архиеп. Иларион (Троицкий) , знаменитый страдалец Соловецкий, и Серафим, архиеп. Тверской (преданный, как потом оказалось, ГПУ). Народу у него было очень много. Много в приемной было архиереев и иереев всех чинов, не говоря уже о светских лицах, собравшихся со всех концов необъятной России к Патриарху, обаяние имени которого всех волновало. Святейший жил в Донском монастыре. Были развешены, после выдачи Святейшим известной подписки, плакаты о том, чтобы посетители ни в приемной Патриарха, ни на приеме у него никаких контрреволюционных разговоров не вели и Патриарху в беседах с ним никаких вопросов в этом смысле не задавали. В этот приезд в Москву я познакомился в приемной с одним священником лет 35–36, из Петропавловска Омской епархии. Фамилии его я теперь не помню, но знаю, что он теперь (1934 г.) священствует недалеко от Москвы. Он прибыл в Москву делегатом к Святейшему о присылке епископа в Петропавловск, тем более что из Омска еп. Димитрий (Беликов), бывший председатель учебного при Святейшем Синоде комитета, уехал 1923 г. в Томск, город прежней своей университетской службы. Беликов окончил Казанскую духовную академию и был в ней профессором. Этот Омский делегат вел переговоры (я уклонился по понятным причинам) со Святейшим о поставлении меня в епископы Петропавловские. Так бы и было, если бы я имел деньги и паспорт прожить в Москве две недели. А я уехал через 4 дня, дав свой петроградский адрес. В Петропавловск поставили другого, кого именно я забыл. Я не получил от батюшки-делегата письма. Новопоставленный с Омским делегатом уехал в Петропавловск. Нужно сказать, что в сане иеромонаха или архимандрита сей хиротонисованный занимался в Москве преподаванием Закона Божия детям, что большевики преследовали. И ему, уже в сане епископа, «пришили» (шпанское выражение) уголовное дело, арестовали в пути или уже в Петропавловске, посадили в тюрьму, видимо, на долгий срок.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

эскадру иером. Ионы Казанцева на место Конона Смоленского); III, 1723 г.,      16 (иером. Вениамин переведен сюда из Воронеж. архиер. дома), 120 (иеромон. Иоиль переведен за хромотою его игуменом в Киев. Печер. больничный м-рь), 163 (в вотчине м-ря состояла в селе Ротанове дер. Микулнва), 319 (указ о перенесении мощей св. Александра Нев. из Рожд. Владим. м-ря), 369 (прошение монаха Афанасия Черкасова о переводе в Киево-печер. лавру), 636 (доношение наместника иером. Илариона о иером. Иларионе Крутицком), 644 (дело об архим. Волошском Исаие), прилож., XXXV (журнал архим. Рождеств. Владим. м-ря Сергия о перенесении мощей св. Александра Нев.), (в вотчинах м-ря Угличского у. Красном, Сергиевском и Воздвиженском были церкви); IV, 1724 г., 414 (указ о праздновании 30 августа и о составлении службы), 556 (здесь погребен в 1723 г. архим. Златоустов. Москов. м-ря Антоний, назначенный на кафедру архиеп. Рязан.); VI, 1726 г., 21 (прошение иеродиак. Гавриила об увольнении его по обещанию в Елецкий Чернигов. м-рь), 271 (дело о построении и содержании м-ря; первым архимандритом назначен Хутынский Феодосий), 330 (дело о быв. иеродиаконе м-ря Макарие), 384 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском), 441 (наместник м-ря Иларион переведен в 1727 г. в Успен. Горицкий, Владим. губ., а ризничий иеромон. Сергий Прозоровский в Иосифов Волокол.), 490 (в 1727 г. от лавры отписан Козмодемьян. Старорусс. м-ръ, приписанный к ней в 1722 г.), 515 (уставщик м-ря иеромон. Спиридон назначен в архим. Златоустов. Москов. м-ря), 517 (иеросхимон. Георгий Лясковский уволен в Киево-Выдубецкий м-рь); 1727 г., 36 (наместник м-ря иеромон. Иларион представлен на еписк. кафедру в Воронеж), 65 (архим. Петр, бывший архим. Симонова м-ря, состоял членом св. Синода), 120 (сюда переведен из Соловец. м-ря иеромон. Прокл, бывший ключарь Успен. Москов. собора и в 1702 г. сосланный за утайку монастыр. серебра), 190 (письмо кн. Меншикова об управлении м-рем), 251 (доношение архиеп. Новгор. Феофана о передаче в Новгор. архиер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1665 г. о присылке в м-рь типограф. станка с принадлежностями и шрифтом), 554, 209 (о присылке в м-рь 8 каменьщиков), 592, 224 (грам. 1666 г. с препровождением ссылочных старцев Филагрия и Диодора из Воскр. м-ря в Иверский), 690, 255 (роспись церковн. вещам, взятым из Ивер. м-ря в Воскр. патр. Никоном), 695, 256 (тоже роспись соли и денег), 696, 257 (выпись крепостям взятым из Ивер. м-ря в Воскр.), 697, 258 (сказка о вотчинах, куплен. Ивер. м-рем и состоящих в пользов. Воскр. м-ря), 715, 260 (роспись 1667 г. передержкам, учиненным за счет Ивер. м-ря по его совместному владению с Воскр. м-рем Старорусс. солян. варницами), 718, 261 (роспись имуществу Старорусс. сол. варниц при разделе оного между Ивер. и Воскр. м-рями), 736, 270 (отписка 1669 г. архим. м-ря Акакия к властям Ивер. м-ря о получении с монастыр. крестьян должных денег), 801, 312 (грам. 1671 г. патр. Иоасафа властям Ивер. м-ря, о принятии под крепкий начал 4 старцев и 2 клирошан, постриженников Воскр. м-ря), 867, 347 (отписка 1684 г. архим. Никифора к властям Ивер. м-ря об отпуске столяра домой), 926, 382 (Воскресен. м-ря архимандриты до 1691 г. стояли степенью выше Иверского), 964, 393 (запись 1697 г. датчанина фон Розенбуша архим. Никанору о построении галер), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. об утверждении в числе правильно созданн. м-рей патр. Никоном); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1869 г., т. II, вып. 1, матер. для археолог. словаря, 12 (Воскресенский распев XVII ст.). 743. Воскресенский – Иерусалим, мужской, ныне архиерейский загородный дом, Казанской губ. и уезда, в 7 вер. к юго-вост. от Казани по дороге в Лаишев, при втором оз. Кабанье. Когда основан неизвестно, но уже существовал в 1722 г., когда митроп. Казан. Тихон завещал игумену м-ря образ Введения Пресв. Богород. и параманд, по объяри сахарной шитый золотом. Упразднен в 1764 г. В 1781 г. по приказанию Импер. Екатерины II устроен здесь каменный дом для летнего пребывания митрополита Вениамина, напрасно оклеветанного в сообщении с Пугачевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лит.: Амвросий (Орнатский), иером. Описание Кириллова Белозерского мон-ря. М., 1811; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 2; Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского мон-ря, по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 5-45; он же. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря по описным книгам 1668 г.//Там же. 1861. Т. 2. С. 126-343; Горский, Невоструев. Описание; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. первокл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение/Подгот. изд.: З. В. Дмитриева и др.; он же. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897; он же. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь?//ХЧ. 1907. 6. С. 839-852; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Т. 69. 7. С. 118-147; 8. С. 447-482; Успенский Н. П. Кириллов Белозерский Успенский 1-го класса мон-рь. Кириллов, 1897; он же. О больших строителях Кирилло-Белозерского мон-ря//ЧОИДР. 1897. Кн. 1. С. 1-58; он же. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1901; Ефимов Н. И. Прп. Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского мон-ря. Кириллов, 1934; Копанёв А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. Л., 1951; Горфункель А. Х. Рост землевладения Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI и XVII в.//ИЗ. 1963. Вып. 73. С. 219-248; он же. «И то твое истинно иноческое житие…»: (Монашеский идеал и повседневная жизнь Кирилло-Белозерского мон-ря)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010