Насона Захарьина на пожню возле рч. Стремянбоя и Змеевца), 91 (Ж. гр. 1448–69 г. на рыбн. ловли в оз. Уломском), 137, 110 (жал. гр. 1454 г. кн. Мих. Андр. о перевозке волоком одной трети купеч. товаров), 112 (жал. грам. 1454–69 г. В. кн. Марии игум. Кассиану о праве суда над людьми в Сиземских пустошах), 141, 151 (разводная полюбовн. 1467–69 г. Сороярским лесам Кирил. м-ря с землею Ферапонт. м-ря; печать игум. м-ря Кассиана изображена в «Сборн. сиимков» Иванова, табл. II, 36), 143, 176 (данная 1471–75 г. Василия Горбова игум. Игнатию на пустошь Фаустовскую), 177 (жалов. гр. 1471–75 г. кн. Андрея Вас. на пожни на р. Порозобице; княж. печать изображена в «Сборн. снимков» Иванова, табл. I, 17), 178 (тоже на дер. Чашничье), 179 (жал. гр. 1472 г. кн. Андрея Вас. на сенные покосы на рч. Орловке), 144, 192 (меновая 1476–82 г. старца м-ря на дер. Алексеев. и Мартьянов.; печать игум. Нифонта – в «Сборн. снимков» Иванова, табл. II, 38), 145, 199 (грам. 1478–82 г. В. кн. Марфы, по челобитью игум. Нифонта, о воспрещ. крестьянам Веретей. волости вступаться в монаст. сенокосы), 146, 209 (разводная 1483 г. землям м-ря с земл. разных деревень), 212 (данная 1482–84 г. Фед. Никитина игум. Серапиону на землю по р. Кономе), 147, 227 (правая грам. после 1485 г. на дер. и пустоши в Шухтовской волости), 228 (тоже в Яргожемской вол.), 229 (грам. В. кн. Ивана Вас. о крестьянах м-ря), 148, 230 (правая гр. после 1485 г. м-рю на землю в Сямской вол.), 231 (мировая после 1485 г. кн. Семена Роман. со старцем м-ря о деревн.), 237 (данная 1486–89 г. Ив. Монастырева игум. Венедикту на лес при дер. Митиной), 239 (разводная после 1489 г. землям м-ря с землями Фед. Лихарева), 151, 275 (жал. гр. 1476–82 г. кн. Михаила Андр. игум. Нифонту на дер. Берновскую); Бычков, “Опис. рукопис. И. П. Библ.», I, 1, 3 (челобит. после 1661 г. чернеца Чудова м-ря Савватия, сосланного сюда на покаяние), 36, 1 (книга келарская о поминках, посылаем. из м-ря разн. властям, и о съестн. припасах, отпускаемых старцам, слугам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пимен: в этом деле значится, что м-рь владел землею в Реу­товском стане еще в 1628 г., следоват., год основания м-ря в описаниях его показан не­правильно), 544 (доношение 1722 г. об отпуске м-рю жалованья; игум. Антоний), 954 (игум. Антоний перемещен в Новинский м-рь), 1045 (на место Антония определен строителем монах м-ря Филарет Бурнашев), ч. 2, 77 (предписание 1722 г. отпускать с принадлежащей м-рю земли глину для кирпич. заводов); III, 392 (с 1658 по 1681 г. к м-рю был приписан Твер. Видогожский м-рь), прилож., XCV, XXVII (в 1703 г. из вотчин м-ря отдано думн. дьяку Автоному Иванову 4 пустоши Москов. у.), CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа с 1720–23 г.; выдавалось м-рю жалованье), IV, 1724 г., 281 (монахи и имущество м-ря переведены в Донской м-рь, а самый м-рь назначен для приюта зазор­ных детей), 337 (упразднение м-ря), VI, 1726 г., 13 (в Донской м-рь переведено 15 монахов); “Опис. Моск. архива Мин. Юстиции”, I, 1441 (межевая книга 1675 г. вотчинных земель м-ря в пустоши Коряшкиной Сосенского стана), 1443 (межев. кн. 1675 г. вотчинн. земель в пустошах Косилове, Бобиреве, Горбово тоже, Торокманова стана), II, книги дозорн., переписн. и проч., 110 ( на стр. 55, Андреевский м-рь, что прежде была церковь Андрея Стратилата, Ратуева стана, на Москве реке у Воробьевских кручь, что Пленицах; опись 1680 г.); “Древн. Росс. Вивлиф.”, 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содержания Академии), 1774 г., III, 106 и 113 (поздравит. речи в Москве окольничему Ртищеву в 1660 г. архим. Полот. Борисоглеб. м-ря Игнатия Иевлевича), V, 40 (житие милостивого мужа, Феодора Ртищева; первым игуменом м-ря был Досифей, муж добродетельми украшенный); “Русск. истор. Библиот.”, V, 742, 276 (отписка 1669 г. властей Иверского м-ря Чудов. архим. Иоакиму с просьбою посодейство­вать, чтобы не переводили на житье в Ивер. м-рь Андреев. игумена Петрония); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1867 г., т. I, вып. 2, матер. для археолог. словаря, 37 (подмастерье Гришка Копыл в 1654 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

на 22 руб. 82 коп.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 224 (межевая книга 1687 г. спорных земель этого м-ря и Спасс. Золотовороцкого), 1469 (межев. кн. 1679 г. вот­чины в сельце Балабанове, что была пустошь Окулово, Сетунского стана), 2029 (межев. кн. 1690 г. вотчинн. земли в дерев., что была пус­тынь Чижова и в пустошах Ахрачеве и Бурко­ве, Серебожского ст.), 2030 (межев. кн. 1692 г. отхожей земли в селе Нилах), 2916 (межев. кн. 1652 г. вотчинн. земли в селе Славятине, Юрьев. у.); II, книги дозорн., переписн. и проч., 149 (две дозорн. книги 1686 г. монаст. казны, жалов. грамот, выписей, крепостей, приход. и расход. книг, серебр., оловян. и медн. сосудов), к 146, стр. 136 (опис. 1678 г. церковн. земли в вотчине м-ря села Ильинского на рч. Суходоле; игум. Антоний), к 160, стр. 138 (опис. 1699 г. церковн. земли в вотч. м-ря села Курбакова или Курдубово), к 153, стр. 138 (тоже, опись 1689 г. села Родивонова на рч. Дубце); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XIX, 407 (при учреждении в 1744 г. Переславской епархии м-рь определен для жительства архиереев), 410 (в соборе, в при­деле Рожд. Богород., погребен в 1773 г. еписк. Геннадий); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 106 (в духовной 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого упомянуто: «в Переславль к Пречистой на гору»); 1791 г., VII, 145, 161 (приговор. грам. о монаст. вотчинах; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г., архим. Тит); “Переписн. книги Москвы”, 1739–45 г. V, 24 (подворье м-ря по Фокиной ул.), 132 (под­ворье это куплено архим. м-ря Иринархом в 1714 г.); 1638 г., 74 (двор Гориц. м-ря на Никит. ул., в приходе ц. Дионисия); 1665–76 г., 167 (под­ворье Гориц. м-ря, по Никит. ул., между дворами Строева и Кокорева); “Матер. для ист. г. Пересл. Залес. XVII и XVIII ст.”, 13 (опись 1677 г. живущих на подворье м-ря), 15 (да в городе же около Гориц. подворья слободка, а в ней живут Горицкого же м-ря бобыли; следует перечень их). 2185 . Успенский – Дисненский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Дисне. История его неизвестна; ныне здесь нет и церкви Успения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин; † 1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

кафедру), 394 (запрещение 1722 г. ходить с иконою Бож. Матери в Ярослав. собор), 410 (в 1722 г. сюда назначен на место архим. Даниила, переведенн. в Спасо-Евфим. м-рь, синодаль. асессор иеромон. Афанасий Кондоиди), 1189 (письмо игум. Афанасия об изъятии Спасо Преображ. Яросл. м-ря из ведом. епископа Ростов.), ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь доставил серебр. посуду и лом для денежн. двора), 375 (в вотчине м-ря состояла дер. Кукшинова Яросл. у.); III, 1723 г., 11 (доношение казначея м-ря Киприана об истребов. в м-рь подъячего Никитина), 112 (доношение того же казначея о высылке в м-рь окладн. и недоимочн. книг), 316 (прошение игум. Афанасия о приписке к м-рю 7 малобратн. м-рей), 383 (м-рю принадлежала дер. Косикова), 385 (прошение игум. Афанасия о выдаче паспорта проживающему при нем Греку, мон. Паисию), 399 (игум. Афанасий определен архимандритом Спасо-Преображ. м-ря в Яросл., а на его место 21 янв. 1724 г. назначен казначей архиер. дома игум. Филарет); IV, 1724 г., 85 (прошение архим. Афанасия о взыскании с м-ря 419 руб. его келейных денег); VI, 1726 г., 352 (архим. Кондопдий посвящен в еписк. Вологод.), 410 (прошение Ярослав. магистрата о бытии в м-ре архимандритству, а не игуменству; оставлено без разрешения); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, 3450 (межев. книга 1662 г. вотчинной земли м-ря в селе Гавшинском Город. стана); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 178, 93 (явление преч. Богородицы, иже на Толге, и описание еще 4 чудес), 226, 6 (грам. 1640 г. архим. Тр. Серг. м-ря Адриану, возведенному в этот сан из игумен. Толг. м-ря), 480, 7 (явление чудотв. иконы преч. Богородицы Толгской, с опис. 3 чудес); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 386 (в 1707 г. Рафаил Казанович, судья архиер. дома, поставлен архим. м-ря); 1789 г., XI, 246 (в 1681 г. авг. 17 преставился быв. патриар. Никон за час до вечера под Тольским м-рем); 1790 г., XIV, 178 (в челобитье преп. игум. Иосифа Волоколам., начала XVI ст., сказано, что у кн. Засекинских был м-рь Пречистой, иже на Тользе, взятый В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Н. Н. Крашенинникова Иконография Уже в ранних памятниках П. А. часто изображают рядом или вместе с прп. Онуфрием Великим (общий день памяти 12 июня). Трактовка внешности пустынников близка: как правило, оба они с длинными седыми волосами и бородами; волосы у П. А. менее всклокоченные, чем у прп. Онуфрия. В древнейших монументальных росписях Св. Горы Афон П. А., как аскета, писали полуобнаженным рядом с прп. Афанасием Афонским, «начальником» монашеской жизни на Афоне: в Успенской базилике Протата (ок. 1300, мастер Мануил Панселин); в лити кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22, переписано в 1802-1804); на зап. стене в сев.-зап. углу, в чине преподобных в ц. Бессребреников мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.); в трапезной мон-ря Ксенофонт (1474/75, ок. 1497). В поствизант. время эта традиция сохраняется в росписях афонских храмов и появляется в трапезных: в барабане юго-зап. купола лити кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мон. Макарий), в нартексе парекклисиона во имя вмч. Георгия мон-ря прп. Павла (1552-1555, мастер Антоний), в Георгиевской ц. келлии Великой Лавры в Провате (1634/35, мон. Меркурий и Атзалис). Позднее господствующим становится принцип церковного календаря, возможно использованный известными мастерами, такими как мон. Антоний или мон. Феофан Критский, и ставший образцом для подражания. П. А. пишут рядом с прп. Онуфрием Великим, т. о. они составляют узнаваемую изобразительную «двоицу» - в росписях трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Критский), входа в парекклисион (1536/37, приписывается мастеру мон. Антонию) во имя ап. Иоанна Богослова, в келлии св. Прокопия при мон-ре Ватопед, в сев.-зап. углу Успенской ц. хиландарской келлии в Карее (Моливоклисиа, 1541, мон. Макарий), на сев. стене трапезной мон-ря Дионисиат (ок. 1553), на стене трапезной мон-ря Филофея (между 1561 и 1574), простенка окна на сев. стене лити кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68, Дзордзис Критский), по сторонам входа в коимитириакон во имя Всех святых мон-ря Дионисиат (1627, мон. Меркурий) и др. В монументальных росписях известен и др. вариант, когда П. А. более похож на пустынников Египта: его тело покрывает милоть или шкура, как в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (1296-1303, Tomekovi . 2011. Р. 98).

http://pravenc.ru/text/2580372.html

73 . Дyбihiha К. Memaфiзuka образу в Дмитра Туптала й Ibaha Вип. 1. 2007. С. 147–152. 74 . Дылевский Н.М. Дмитрий Ростовский (Даниил Туптало) и болгарское возрождение//Études balkaniques. 1966. Т. 2. N 4. P. 113–139. 75 . Дылевский Н.М. Русская и украинская историография XVIII ст. и «История во кратце о болгарском народе славенском» Спиридона (1792)//XVIII век. Л., 1974. Сб. 10. С. 127–134. 76 . Дылевский Н.М. Житие славянских первоучителей Мефодия и Кирилла в обработке Димитрия Ростовского //Études balkaniques. 1986. T. 22. N 1. Р. 105–113. 77 . Дылевский Н.М. Дмитрий Ростовский и Болгарское Возрождение//Исследования по древней и новой литературе М., 1987. 78 . Дятлов В. Святитель Димитрий Ростовский и Собор Киево-Печерских святых//Там же. С. 130–126. 79 . Ефимов А.Н. Елецко-черниговская икона Богоматерии келлия святителей Феодосия и Димитрия со священными предметами их времени в Елецком Успенском монастыре в городе Чернигове. Чернигов, 1902. 80 . Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в древней Руси//Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. 81 . Живов В.М. Из церковной истории времен Петра Великого: исследования и материалы. М., 2004. 82 . Живов В.М. К типологии барокко в русской литературе XVII – начала в.//Человек в культуре русского барокко. М., 2007. С. 11–31. 83 . Жигулин Е. В. Московско-ростовский театральный круг свт. Димитрия//Герменевтика древнерусской литературы. 1992. Сб. 4. С. 335–369. 84 . Жигулин Е. В. Декламация «На Воскресение Христово» в ростовской школе свт. Димитрия//Филевские чтения 1994. Вып. 9. С. 137–162. 85 . Жигулин Е. В. Источниковедение театра свт. Димитрия Ростовского // ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 139–145. 86 . Жигулин Е. В. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского . Диссертация на соискание кандидата искусствоведения. М., 1995 87 . Жигулин Е. В. Димитрия Ростовский //Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 258–260. 88 . Жиленко И. К вопросу о главном источнике первого тома Жития Святых св. Димитрия читання. наукових 1996–1997. 1998. С.60–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы, затем, видели, что иные из местнопрославленных икон: Достойно есть, Скоропослушницы, Млекопитательницы, Акафистной, Попской, Ктиторской, Закланной, Предвозвестителънииы, Сладкое Лобзание не отличаются и древностью, так как большинство принадлежит XVI – XVII столетиям, и только некоторые XV веку, ни художественностью письма, ни оригинальностью композиций. Большинство излюбленных Афоном типов относится к так называемой критской школе, основавшейся на подражании западной, преимущественно южно-немецкой живописи. Построение иконографии Богородицы зависит, стало быть, целиком от исторической разработки и издания памятников Запада и России. Научное исследование и издание точных снимков икон: Боголюбской, Владимирской, Влахернской, Гребенской, Девпетерувской, Донской, Елецко-Черниговской, Казанской, Корсунской, Курской-Коренной, Мирожской, Муромской, Новгород-Северской, Пименовской, Путивльской, Свенской, Смоленской, Тихвинской, Феодоровской Костромской, Хлынской, Ярославской и некоторых других произведений XI – XIV столетий создает главный период восточной иконографии Богородицы и крупный отдел в истории христианского искусства. Необходимые правительственные меры должны быть приняты против подновления и искажения этих важнейших памятников иконописи. Обитель Зографская не напрасно славится своими тремя чудотворными иконами вел.-м. Георгия: подобных им нет и в общей среде христианских древностей. Из них Аравийская и Зографская близки по древности, но первая хуже сохранилась и не могла быть воспроизведена фотографиею. Зографская икона, почитаемая чудотворною и нерукотворною (табл. XXIII), стоит у правой колонны близ правого клироса и представляет (как, впрочем, и все остальные) святого по грудь, держащего в левой руке копье и в правой меч ниже рукояти. Узнать одежду можно только по ризе, если она верно передает скрытые под нею формы, но на вороте можно различить малиновое с золотом оплечье. Способ, которым наброшена мантия, связанная узлом у плеча, ничего не имеет общего с древностью; письмо лика весьма недавно подновлено и притом так, что мало осталось нетронутого: волосы написаны поверх прежнего рядом завитков и локонов, над бровями сделанные оживки, по носу, губам и под глазами проведены резкие белильные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

40 Ефимов А.Н. Елецко-черниговская икона Богоматерии келлия святителей Феодосия и Димитрия со священными предметами их времени в Елецком успенском монастыре в городе Чернигове. Чернигов, 1902; Никольский А. И. Несколько слов о Житии и сочинениях св. Димитрия Ростовского //Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 160–171. 45 Абрамович Д. И. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского //Юбiлehuй збiphuk. М. С. Грушевському. 1928. С. 729–734; Он же. Лimonichi джерела Чemьix-Miheй Дмитра Ростовського//Науковий збiphuk за pik 1929. 1929. С. 32–61. 46 Dbrowski Ks. R. Dimitr Rostowski jako obroca prawd wiary nieuznawanych dzi przez prawosawie. Warszawa, 1936; Helsch A. De theologia Dimitriae metropolitae Rostoviensis. Roma, 1936; Иоанн (Кологривов), иером., S.J. Учение Святителя Димитрия Ростовского //Очерки по Истории Русской Святости. Брюссель, 1961; Rodes E. La Mariologia di D. Tuptalo metropolita di Rostov (1651–1709). Milano, 1967. 47 Характерна в этом плане статья православного священника в Католической энциклопедии, повторяющая выводы римо-католических исследователей: Paprocki H. Dymitr z Rostowa, w […]//Encyklopedia Katolicka. T IV. Lublin, 1985. S. 421–422. 52 Berndt M. Die Predigt Dimitrij Tuptalos: Studien zur ukrainischen und russischen Barockpredigt. Fr./M.; Bonn, 1975. 53 Ганецкий В., свящ. Св. Димитрий, митрополит Ростовский//Журнал Московской Патриархии. 1947. 6. С. 42–48; Варфоломей, митр. О пастыреводительном характере творения Святителя Димитрия, митр. Ростовского//Журнал Московской Патриархии. 1949. 1. С. 54–58; Святой Димитрий митрополит Ростовский//Журнал Московской Патриархии. 1955. 9. С. 28–32; Викторов П., свящ. Святитель Димитрия Ростовский //Журнал Московской Патриархии. 1959. 2. С. 64–73; Политыло В., свящ. Святой Димитрий Ростовский как богослов-догматист. Курсовое сочинение. Л., 1959; Недосекин В., прот. Святой Димитрий митрополит Ростовский и его гомилетическое наследие. Курсовая работа. Троице-Сергиева Лавра. Загорск, 1969–1970; Питирим (Старинский), иерод. Святой Димитрий Ростовский . Его богословские труды и пастырская деятельность. Курсовое сочинение. Загорск, 1972; Просвирнин А., прот. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский//Журнал Московской Патриархии. 1977. 9. С. 68–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Возвратившись на родину, Димитрий с еще большим усердием продолжил свой труд. Для более успешной работы он оставил должность настоятеля Батуринской обители и поселился в скромном скиту. Сюда из Гданьска Димитрию прислали давно заказанное им монументальное издание — «Деяния святых», в котором были записаны все древнейшие тексты житий и мученических «актов», собранные Католической Церковью. Святой Димитрий был и историком, и историософом, и беллетристом в лучшем смысле этого слова. Как историк, он старался избежать ошибок, сопоставляя и критически оценивая труды своих предшественников, тщательно объясняя читателям исторические реалии прошлого. Как историософ, он показывал в каждом житии источник каждого подвига и победы — веру , преображающую мир. Как литератор, он создал свой особый стиль, которым восхищаются и сегодня. Но его уединенная жизнь продолжалась всего три года — и опять настала для Димитрия череда переходов с места на место. Вначале его обязали принять управление обителью апостолов Петра и Павла в Глухове, а затем перевели на место его пострижения, в родную Кирилловскую обитель. Здесь он встретился со своим столетним отцом, который долгие годы был ктитором (старостой) монастыря. Димитрий пробыл в обители всего полгода. Отдав последний сыновний долг матери, которая преставилась на 70-м году жизни, он был назначен игуменом Елецко-Успенского монастыря в Чернигове (здесь его посвятили в сан архимандрита), еще через два года — Спасского монастыря Новгород-Северска. В 1695 году, через семь лет после первого, выходит вторая часть Житий, в 1700-м — третья, весенняя. Таким образом, за 12 лет было написано три четверти Миней — с сентября, когда начинается церковный год, по май. Патриарх Адриан благословляет Димитрия, шлет ему очередные книги, нужные для работы, да и вознаграждение — 20 золотых. В феврале 1701 года указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву. Через месяц, на 50-м году жизни, он был рукоположен в митрополита Сибирского и Тобольского. Лучшей кандидатуры для обращения в православную веру жителей Сибири трудно было себе представить. Но не по душе было Димитрию это назначение — он не отличался хорошим здоровьем, да и продолжать свое любимое дело в далекой Сибири не смог бы. От переживаний святитель Димитрий тяжело заболел. Тем временем скончался Иоасаф, митрополит Ростовский, и в 1702 году Петр I перевел митрополита Димитрия на Ростовскую кафедру, которую тот возглавлял последние семь лет своей жизни.

http://pravoslavie.ru/2671.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010