Бывшая сестра милосердия, Анна Иакимовна Коробова, письменно свидетельствует, что после молитвы ее пред Черниговской иконой Божией Матери она исцелилась от упорной глазной болезни и тем избежала рекомендованной ей доктором глазных болезней Вейертом глазной операции. Жена крестьянина Тверской губернии, Зубцовского уезда, Ольга Арсеньева шесть лет болела и безуспешно лечилась у врачей, но, помолившись 21 ноября 1901 г. пред образом Черниговской Божией Матери в Смольном соборе, совершенно исцелилась от болезни. Икона Черниговской Божией Матери помещается в настоящее время в большом, великолепном, позолоченном киоте, устроенном в 1891 году усердием прихожан Смольного собора в память о чудесном спасении Царя Александра III и его семьи 17-го октября 1888 года, — помещается у колонны с правой стороны среднего алтаря. Празднование этому образу совершается, как и в Ильинском Черниговском монастыре, 16 апреля. Кроме этой копии, известны еще в следующих местах списки с чудотворной Черниговской-Ильинской иконы Богоматери: чудотворный образ Богоматери, находящийся в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троицкой Лавры (сведения о сей иконе см. под 1 сентября); икона Богоматери в Москве, в церкви св. апостолов (икона эта написана одновременно с подлинной Ильинской иконой, при патриархе Никоне, в 1658 году); образ Богородицы в г. Соснице Черниговской губернии, в Воскресенской церкви; икона Пречистой Богоматери в Гамалевском монастыре Черниговской губернии, Глуховского уезда; образ Богородицы, именуемый Елецко-Черниговским (сведения о нем помещены под 5 февраля). Тамбовская икона В Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина), находится чудотворная икона Богоматери, которую называют Тамбовской. Точных сведений о времени явления этой иконы, а равным образом и о чудесах мы не имеем, так как записи об этом утеряны. Местное устное предание относит время явления сей иконы к 1692 году. Это же предание гласит, что прежде, именно, до половины XIX века, она находилась в кладовой церкви св. архидиакона Стефана. Здесь она пребывала долгое время среди разной ветоши, пока, наконец, не была взята отсюда по просьбе одного тяжко больного человека. Последний страдал неизлечимой болезнью. Часто молился он Богу, прося исцеления от болезни и прекращения его тяжких мук. И вот ему было открыто во сне, что он получит просимое, если отыщет в кладовой церкви св. архидиакона Стефана икону Богоматери и отслужит пред ней молебен.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Мученица Феодулия пострадала в IV веке, в г. Аназарве, в Малой Азии. Когда мучитель, воевода Пелагий, велел свести Феодулию в языческий храм для отречения от Христа и принесения жертвы идолу, то она одним дуновением сокрушила идола и разбила его на несколько частей. Некто Елладий выпросил у воеводы мученицу, обещая обратить ее к идолопоклонству, и вонзил ей гвозди в уши и в лоб; но мученица терпеливо переносила страдания. Гвозди же выпали сами собой из ран, и она сделалась совершенно здоровой. Пораженный таким чудом, Елладий уверовал во Христа, за что и сам был усечен мечом. После сего положили Феодулию на раскаленную сковороду и обливали кипящими смолой, воском и маслом; но и тут она осталась невредимой. Это чудо обратило ко Христу многих язычников, в том числе Макария и Евагрия. Макарий и Евагрий вместе с Феодулией были брошены в раскаленную печь, где и скончались. Черниговская Елецкая икона Пресвятой Богородицы находится в Чернигове, в Елецко-Успенском мужском монастыре. Об этой иконе Богоматери существует следующее сказание. Когда в 1060 году св. преподобный Антоний Печорский удален был из Киева князем Изяславом, то ушел в окрестности Чернигова и здесь, выкопав себе пещеру, поселился. В это время он увидел икону Пресвятой Богородицы на дереве ели. На месте явления иконы св. Антоний основал Успенскую обитель, в которой поставлена была явленная икона, и как икона, так и обитель названы Елецкими. Сицилийская икона Богородицы находится ь Дивногорском Успенском монастыре, Острожского уезда, Воронежской губернии. Явилась в 1092 г. В XVI веке она принесена сюда основателями монастыря Ксенофонтом и Иоасафом, выходцами из Киева, а быть может и из Сицилии, отчего и названа Сицилийской. Прославилась чудотворениями особенно в 1831 г., во время холеры, вследствие видения во сне одной женщине. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» находится в Москве, в церквах Александровского сиротского института и Рождества Христова, в Палашах. 6-е число Св. Вукол был епископом Смирнской Церкви. С самой юности отличался незлобием и целомудрием. Поставлен был в епископа евангелистом Иоанном Богословом. При помощи благодати Божией он обратил ко Христу многих язычников и почил мирно, передав свою паству св. Поликарпу (память его 23 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

II. Иконографические типы Б. М. в русской иконописи, сопоставляемые с образцами живописи раннего Возрождения Пограничный период между собственным средневековьем и началом Возрождения, период Крестовых походов, время литературного общения Востока и Запада, эпоха окончательной организации европейских государств и начавшегося движения их на восток вплоть до латинского завоевания Константинополя, играет столь же капитальную роль в истории духовного и религиозного развития христианства, как, в частности, и в истории христианской иконографии и иконографии Богородицы по преимуществу. С одной стороны, именно в эту эпоху слагается и организуется в католическом мире, так называемый, культ Мадонны; с другой стороны, именно к этому периоду относится появление целого ряда Богородичных типов как на греческом востоке, так и в православной России. Так, например, мы слышим во 1-х, о целом ряде икон, явление которых относится преданием ко второй половине XI века и к XII-XIII столетию, как, например, в алфавитном порядке: икона Боголюбская 1157 года, Владимирская средины XII века, Египетская 1060 года, Елецко-Черниговская того же времени, Корсунская XII века, Мирожская 1198 г., Муромская XII века, Сицилийская 1092 года, Смоленская 1064 года, «Умиление» Смоленская 1103 года, Путивльская 1238 года, Костромская Феодоровская 1239 года. За этою сериею икон Богоматери следует подобный же ряд икон, относящихся к ΧΙV веку: Виленская 1341 г., Бардовская 1392 г., Донская 1330 г., Новгород-Северская 1301 г., Коневская 1393 г., Петра Митрополита 1307 г., Тихвинская 1387 г., Толгская 1314 г. Впоследствии мы увидим, что эти ряды образуют собою своеобразные, зачастую почти однородные, группы. В то же время, когда мы будем вести анализ содержания этих иконографических сюжетов, представляемых группами переходного средневековья (назовем его, условно, готическим и позднее-византийским), а затем и второго периода (ΧΙV век есть первая эпоха раннего Возрождения) мы в самом описании этих сюжетов принуждены постоянно касаться выражения изображаемой группы Богоматери и Младенца, передаваемого иконописцами православного востока и живописцами католического запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В ночь на 16 февраля 1918 года епископ Нестор был заключен под домашний арест в Новоспасском монастыре. Через несколько месяцев через Крым, Константинополь, Порт-Саид, Гонконг и Шанхай владыка добрался до Петропавловска-Камчатского, где исполнил все епархиальные дела, много служил, и на следующем пароходе, прибывшем в Петропавловск, имел возможность пройти по восточному побережью Берингова моря, посетив камчатские селения, где его радостно встречала паства. Он крестил давно приготовленных к принятию православия дорогих его сердцу детей природы, оказал посильную помощь походной аптекой больным и отправился в обратный путь. Но пароход не пустили в Петропавловск, так как там происходило восстание. Так больше и не пришлось владыке Нестору вернуться на Камчатку. Он говорил: «Но сердце мое осталось там, среди любимых мною камчадалов. И молитва моя неугасима за всю Камчатскую землю со всеми ее туземцами». Когда Красная Армия полностью захватила Дальний Восток, епископ Нестор, как и большинство дальневосточного духовенства, эмигрировал в Харбин. Здесь складывался крупнейший на Дальнем Востоке центр эмиграции и церковной жизни. Владыка Нестор считал, что Русская Церковь Заграницей не должна обрывать связи с Россией. В мае 1945 года он первым из харбинских архиереев стал поминать патриарха Алексия I за богослужением. В августе 1945 года Маньчжурия была освобождена Красной Армией. От лица православных Харбина владыка приветствовал советских солдат. Однако вслед за армейскими частями в город вошли органы СМЕРШа (военная контрразведка. — Примеч. ред.). Еще продолжались торжественные митинги, приемы, встречи, а в городе уже начались массовые аресты. В 1948 году владыка Нестор решил ехать на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Советское консульство получило указание не допустить прибытия митрополита Нестора в Москву. В день отъезда в аэропорту Харбина он был арестован китайскими властями по обвинению в шпионаже в пользу Японии. После допросов и пыток митрополита Нестора передали советской стороне. В Советском Союзе владыку содержали во внутренней тюрьме МГБ на Лубянке. Его обвинили в «активной враждебной деятельности против СССР» и осудили на десять лет лагерей. Наказание митрополит Нестор отбывал вместе с архиепископом Мануилом (Лемешевским) и святителем Афанасием (Сахаровым), с которыми он впоследствии до конца жизни поддерживал дружескую переписку.

http://pravoslavie.ru/94940.html

Великий князь Кирилл Владимирович родился 30 сентября 1876 года в Царском селе в семье Великого князя Владимира Александровича (сына Императора Александра II) и Великой княгини Марии Павловны, урожденной герцогини Марии Александрины Элизабеты Элеоноры Мекленбург-Шверинской. Как и подавляющее большинство членов Императорского Дома, Великий князь выбрал военную карьеру, но не в гвардейском полку, а на морском поприще. Закончив Морской кадетский корпус, Кирилл Владимирович служил на различных кораблях Русского императорского флота, дослужившись к 1904 году до чина капитана 2-го ранга. Война с Японией застала его в плавании на кораблях Тихоокеанской эскадры. В марте 1904 года Великий князь отправился на театр военных действий, получив должность начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала С.О. Макарова. В роковой день 31 марта 1904 года, когда подорвавшись на японской мине затонул флагман 1-й Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск», унеся жизни вице-адмирала Макарова, художника-баталиста В.В. Верещагина и нескольких сотен русских моряков, Великий князь спасся лишь чудом. Из более чем 700 человек, находившихся на «Петропавловске», выжить удалось лишь 80-ти, включая Кирилла Владимировича. Великий князь так описывал это трагическое событие: «...Раздался ужасный грохот. Страшная взрывная волна, будто извергнутая грудью тысячи великанов и по своей силе сравнимая с тайфуном, обрушилась на нас. (...) Я потерял всякую опору и, подхваченный какой-то жуткой силой, повис в воздухе. У меня было сильно обожжено лицо и все тело в ушибах. (...) Я инстинктивно бросился вперед, перелез через перила, спрыгнул на защитный кожух 12-дюймовой орудийной башни, затем на башню 6-дюймовки внизу. " Петропавловск " переворачивался на левый борт. (...) Я понял, что единственный шанс на спасение у правого борта, там где вода ближе всего, так как иначе меня засосет вместе с тонущим кораблем. Я прыгнул в бурлящий водоворот. Что-то резко ударило меня в спину. Вокруг бушевал ураган. Страшная сила водной стихии захватила меня и штопором потянула в черную пропасть, засасывая все глубже и глубже, пока все вокруг не погрузилось во тьму. Казалось спасения не было. (...) Но я продолжал отчаянно сопротивляться стихии, державшей меня своей мертвой хваткой. Мне показалось, что прошла вечность, прежде чем сопротивление воды ослабло: слабый свет пронзил темноту и стал нарастать. Я боролся как одержимый и внезапно очутился на поверхности. Я почувствовал удар и из последних сил уцепился за какой-то предмет. Это была крыша нашего парового катера, сброшенного взрывом в воду. Я подтянулся и ухватился за медные поручни. Мне крайне повезло, что я вынырнул на порядочном расстоянии от флагмана, так как в противном случае меня бы затянуло вместе с тонущим кораблем, без всякой надежды на спасение».

http://ruskline.ru/history/2016/11/01/ra...

Он, действительно, не был нам нужен и лежал в сарае, в сундуке с ненужным хламом. У нас через год родился мальчик. Мы оба сильно хотели иметь ребенка и были его рождению очень счастливы, но ребенок родился больной и слабенький, с туберкулезом спинного мозга. Средства мы сумели сохранить кое-какие и не жалели денег на врачей, да и получал я достаточно. Все они говорили, что в лучшем случае, при хорошем уходе и лежа всегда в гипсовом корсете, мальчик может дожить до шестилетнего возраста. Тут мы уехали в Казахстан, надеясь на лучший климать, и там я был председателем союза безбожников и гнал церковь. Ребенку пять лет, здоровье его хуже и хуже. До нас дошел слух, что в г. Петропавловск выслан на поселение знаменитый профессор по детским болезням. От нашего селения нужно было ехать 25 верст на лошадях до ближайшей станции. На Петропавловск всего один поезд в сутки. Ребенку совсем плохо, и я решил поехать и пригласить профессора к нам. Когда я подъезжал к станции, то поезд на моих глазах ушел. Я опоздал на несколько минут. Что было делать: оставаться сутки ждать, а там жена одна и вдруг ребенок умреть без меня? Подумал и повернул обратно. Приезжаю и застаю следующее: мать, рыдая, стоит на коленях у кроватки, обняв уже холодеющия ножки мальчика. Слава о нем пронеслась далеко, и большевистской власти, где цель оправдывает средства, нужно было дискредитировать его обычной ложью перед верующими. Он умирал без сознания, а они напечатали во всех газетах письмо, якобы написанное им перед смертью, где он обращается ко всем прихожанам, прося последовать ему, он якобы приносит покаяние в своем заблуждении, поняв его в последния минуты. Просит последовать митрополиту Сергию и признать декрет и поминовение. Под письмом подложная подпись. Большевики устрорили ему грандиозные похороны. Многие из прихожанъбыли введены в заблуждение и перешли в Сергианские церкви, но одаренные умом поняли новую дьявольскую хитрость в подложной подписи. Время это было страшное, невообразимое. Отказавшихся от поминовения и не согласных подписать требования, связанные с декретом, стали немедленно арестовывать и расстреливать, не стесняясь численностью.

http://azbyka.ru/fiction/materinskij-pla...

В чем выражалась его «деятельность» владыка сам попытался разъяснить Святейшему Синоду. По его словам, «революцию и дальнейшие дни переворота» он провел в Уфе, где замещал епископа Андрея. Приехав же в Петропавловск, услышал, будто в архиерейском доме и женском монастыре спрятано много сахара, махорки и мануфактуры. Эти слухи, по мнению епископа, распространялись «главным образом среди солдат... Пущена была также молва, что в монастыре спрятана погромная литература (книга – проповедь Иоанна Кронштатского, где в двух поучениях к словам Св. Писания об избиении 30 000 евреев подставлено в скобках «революционеров»)» 256 . 25 марта на собрании местного Совета было решено произвести обыск. Ночью к епископу явились представители Совета: 20 рабочих и солдат. Показана была бумага с разрешением на обыск, в том числе и с подписью городского комиссара. Потом оказалось, как сообщал Мефодий, что «комиссар об этом не знал». Искали «погромную» литературу и сахар, «ничего не нашли, конечно». Обыск продолжили в монастыре и в церкви. В алтарь солдаты заходили с ружьями и по приказанию унтер-офицера «шарили даже под престолом». Потом по указанию одной монахини начали искать у некоего Воробьева, «который торгует книгами... и поклонник Иоанна Кронштатского». На его квартире обнаружили «около пяти пудов книг о. Иоанна с вставленными словами «революционеры " ». На следующий день, по словам владыки, он произнес проповедь в соборе, где рассказал об обыске. «Теперь же мне поставлено в вину, почему я знал о секте иоаннитов и не предупредил их (очевидно, Совет)». В Синод Мефодий писал, что знал о секте, «но что они продают погромную литературу, нет. Когда я мог предупредить Совет рабочих, когда я приехал в Петропавловск 23 марта вечером, а 25 был обыск?» Преосвященный возмущался, не понимая, в чем состояла его реакционная деятельность? «Я не был ни «союзником» ни «черносотенцем». Призывал к подчинению Временному правительству, к миру и любви». В заключение преосвященный просил Синод заступится за него. По его мнению, «в Сибири «свободы» стараются использовать много шире, чем в коренной России. Все хотят управлять, а повиноваться некому. Каждое слово стараются уловить, перевернуть и поставить на счет» 257 . Данный случай не имел никакого печального последствия для Мефодия. В то же время обращает на себя внимание отношение к «секте иоаннитов» 258 , которых после революции часто рассматривали как наиболее воинственно настроенных «контрреволюционеров» 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Сестра Мария… Простите меня за дерзость, но… ведь вы же любили в молодости; мама говорила, что иночество вы приняли только после того, как муж ваш погиб на «Петропавловске». Почему же вы отговариваете меня, если сами… Инокиня приподнялась, опираясь на локоть. – Да, я любила, Машенька, и острую рану нанес мне этот человек! Никому кроме духовных руководителей я об этом не рассказывала… Все вокруг всегда были уверены, что в монастырь я пошла с горя. Тебе я расскажу, чтобы помочь тебе покончить с иллюзиями. Я вышла замуж очень молодой и подобно всем девушкам моего круга пребывала в блаженном неведении о пороках мужчин. Мой муж, морской офицер, увез меня во Владивосток, где стоял тогда «Петропавловск». Ни один город в мире, я думаю, не жил так весело и не безумствовал так, как этот порт, где собирались моряки со всего света. Наши офицеры – золотая молодежь царского времени, столбовые дворяне, получившие блестящее воспитание, – задавали тон и сорили деньгами, купая в шампанском дам полусвета… Кутежи приняли такие размеры, что издан был специальный приказ посылать в дальневосточные порты только женатых юношей. Я ни о чем, конечно, не подозревала… И вот однажды, когда я вернулась раньше времени домой с тенниса, я застала в комнатах кутеж с красотками… Одна из них… полуобнаженная… лежала на моем рояле. Я без оглядки убежала из дому и в тот же день умчалась в Петербург к матери. В тот именно день я потеряла любимого мужа. Спустя месяц началась война, и погиб от взрыва «Петропавловск». Но я переживала только боль за поражение как русская, как патриотка, а гибель мужа оказалась для меня выходом из создавшегося невыносимого положения: как вдова я могла снова выйти замуж или уйти в монастырь, который и прежде привлекал мои мысли, а если бы муж вернулся, меня водворили бы обратно в его дом; я же не могла даже вообразить себе близости с этим человеком после того, что видела… Теперь все это уже так далеко! Я без боли уже поминаю на молитвах имя мужа – все сгорело во мне, я все простила… Но что делалось когда-то в этой грешной душе! Мне трудно много говорить… К тому же через стену из соседней квартиры доносятся сатанинские фокстроты – наверно, патефон стоит у самой стены. Прочти мне о праведных у источников вод.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Я от глубины души поблагодарил Господа и человека, оказавшего мне содействие в непредвиденном путешествии домой на Камчатку. “Томск” плыл 84 дня с небольшими остановками в попутных портах, но с большой задержкой из-за отчаянного, страшного, длительного шторма в Индийском океане. Все же я, благодарный всем и за все, добрался до Петропавловска-Камчатского, где исполнил все епархиальные дела, много служил, и на следующем пароходе, прибывшем в Петропавловск, имел возможность пройти по Восточному побережью Берингова моря, посетив камчатские селения, где так радостно меня встречала моя паства. Я крестил давно приготовленных к принятию Православия дорогих моих детей природы, оказал посильную помощь походной аптекой больным и отправился в обратный путь. Увы! Наш пароход не пустили в Петропавловск, так как там происходило восстание. Так больше мне и не пришлось вернуться на мою любимую, дорогую Камчатку. Но сердце мое осталось там, среди любимых мною камчадалов. И молитва моя неугасима за всю Камчатскую землю со всеми ее туземцами. Я отправился через Японию в Харбин (Маньчжурию), где некоторое время служил и управлял Камчатским миссионерским подворьем и Домом трудолюбия и милосердия. Впоследствии Святейшим Патриархом Алексием и Священным Патриаршим Синодом я был назначен епархиальным архиереем Харбинским и Маньчжурским, с возведением в сан митрополита, и Экзархом по Восточной Азии (27 июля 1946 г.). Молитвенно и смиренно благодарю Тебя, Господи, даровавшего моей скудости пронести ниспосланные Тобою три креста послушания моего: пастырского, иноческого и миссионерского в предопределенный Тобою период времени в Камчатском крае. Слава Богу за все! При всех недостатках и немощах моих я, укрепляемый верою и любовью, по совести исполнял вверенное мне служение во имя Господа Иисуса Христа. И моим бывшим духовным чадам оставляю то же завещание апостольское, какое было мной положено в основу моей проповеди: “Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли и увижу ли вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном, духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую” ( Флп.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Вашего Преосвященства покорный послушник начальник Миссии Иеромонах Нестор. 11 35 Членам Санкт-Петербургского отдела Православного Камчатского братства (телеграмма) 22 января 1913 г. г. Петропавловск-Камчатский Канун освящения Иосафовского храма пожилая корячка, войдя [в] церковь , потрясена умилительным Распятием Вашего дара. Корякским языком [в] присутствии всех взмолила[сь] [со] слезами: хочу креститься вместе [с] детьми здесь [в] церкви. Это незабвенно, трогательно. Радуйтесь успеху. Устраиваю корякских деток приют, призываю помощь. Сообщите телеграмму Братству. Бог помощь. Всепреданный Отец Нестор. 12 36 Протоиерею Александру Дернову (телеграмма) 14 марта 1913 г. Камчатская обл., селение Наяхан Два дня пути восточные селения Пенжино второй половине января коряки видели дирижабль спустился низко сосчитали двенадцать человек улетели направлении восток Охотск видели первой половине два аэроплана иеромонах Нестор. 13 37 Протоиерею Александру Дернову 10 марта 1913 г. Камчатская обл., селение Наяхан Шлю сердечный сыновний братский привет общему собранию камчатского братства сегодня [с] большим препятствием доехал [в] Гижигу двадцать дней был застигнут непрерывным бураном пургой собаки олени дважды сбрасывали [во] время бурана [с] утесов чувствительно разбился [в] настоящее время здоровье улучшается опасности нет точка благодаря Бога объехал весь полуостров оканчиваю объезды гижигинского анадырского уездов много пережил горя и радости [о] каковы[х] сообщу [в] отчете точка умоляю отзывчивых братчиков и всех добрых людей ходатайствовать где можно хотя бы пятнадцать тысяч рублей на устройство оборудование [в] петербургском стане селении Тиличиках приюта пансиона [с] отделами богадельни [для] бедных убогих больных точка пожалуйста сделайте это великое святое дело [в] противном случае детей кочующих дикарей инородцев не возможно учить школе точка [в] богадельне соберу убогих калек слепых увечных живущих до сего времени [в] лишениях беспредельных страданиях все они будут работать выделывать меха точка так американцы просветили дикую Аляску чукотский мыс где множество школ приютов больниц молитвенных домов правительство там ежегодно отпускает сотни тысяч рублей и делают великое дело я же прошу только 15 тысяч ради Бога помогите ведь мы таким образом прочнее укрепляем этот край точка сердечно благодарю братство [за] всегдашнюю отзывчивость заставьте глубоко уверить [в] успех просимого приложим все силы миссионерским трудам 16 уеду Анадырь телеграммы благоволите до 16 марта посылать [на] Камчатку Наяхан дальнейшее Петропавловск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010