На всю же последующую жизнь христианина, на все дальнейшее его развитие и совершенствование при помощи благодати Божией, она смотрит не как на оправдание и освящение, а как на последствие того и другого, как на усвоение человеком плодов оправдания и освящения. Оно совершается верою, действующей любовью, т. е. всеми силами человеческой души, иначе — через веру и дела. 2. Сторонники сверхдолжных дел основание для этого своего мнения видят в некоторых местах Писания, в которых будто бы лишь условно, для ищущих сверхдолжного совершенства, предъявляются некоторые особенные, не общехристианские требования, как то: об отречении от собственности, или нестяжательность, напр., богатому юноше (Мф 19, 21), об отречении от семьи, или девство, и об отречении от собственной воли, или безусловное послушание (то и другое предполагают вытекающим из требования Спасителя следовать за Ним, и, кроме того, ссылаются на Мф 19, 11–12 и 1 Кор 7 гл.). Но в указанных местах предъявляются требования не сверхдолжного, а общехристианского совершенства; это условные заповеди, которые, однако, обязательны для некоторых, для тех, которые могут не иначе достигать общехристианского совершенства, как под условием их исполнения. 3. Все эти положения приняты были на Дордрехтском Соборе 1619 г. Этот Собор разрешил и споры ο времени, когда сделал Бог Свои определения ο спасении одних и осуждении других, между супраляпсистами (ante supra lapsum) и инфраляпсисгами (infra lapsum), приняв мнение последних, т. е., что предопределение совершилось уже после падения первых людей. Cm. Canon, syn. Dordr. Cap. И. De divina praedestinatione. 4. Так, Иаков, называемый братом Господним, был поставлен в епископа Иерусалимской церкви ап. Петром, Иаковом и Иоанном, Лин — ап. Петром и Павлом. Анаклет — ап. Павлом в епископа Римской церкви, Климент — в епископа Римской же церкви ап. Петром, Еводий — им же в епископа Римского. Еводий, первый епископ Антиохийской церкви, рукоположен также ап. Петром, а Игнатий Богоносец, преемник Еводия, — ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

По вознесении Спасителя мы видим Иоанна в Иерусалиме вместе с Петром, причем всюду на первый план выступает более энергичная личность последнего. Вместе же эти два столпа первенствующей церкви были взяты под стражу по случаю исцеления хромого у Красных ворот ( Деян.4:3 ), но были отпущены, сопровождаемые только угрозами властей ( Деян.4:21 ). Они же были отправлены сонмом Апостолов в Самарию для возложения рук на обратившихся ко Христу самарян ( Деян.8:14–17 ). После этого мы не видим уже Иоанна вместе с Петром. Последний то бывает в Иерусалиме, то предпринимает небольшие путешествия, об Иоанне же Книга Деяний умалчивает. Это умолчание вполне понятно, если иметь в виду, что и ранее Иоанн упоминался только по причине его связи с Петром. Но где же был сын Зеведеев по разлучении с Петром? Для решения этого вопроса Книга Деяний не предлагает никаких данных. Можно думать, что его постоянным местом жительства неизменно оставался Иерусалим, – хотя временами Апостол, очевидно, ненадолго покидал город. По крайней мере, впервые бывший в Иерусалиме по чудесном обращении св. Апостол Павел не видел там Иоанна, – это событие случилось около 38 года 1044 ( Гал.1:18:19 ). По-видимому, в это время Апостол отлучился из Иерусалима. Наконец, еще последнее известие встречаем мы об Иоанне в Послании к Галатам. Он был в Иерусалиме, когда Апостол Павел около 51–52 года прибыл туда на Апостольский Собор 1045 , и считался одним из столпов церкви. То обстоятельство, что сын Зеведеев был π τν δοκοντων ενα τι, принадлежал к ο δοκοντες στλοι εναι ( Гал.2:6:9 ), заставляет предполагать, что он имел прочное местопребывание в Иерусалиме и выделялся своим положением из ряда других деятелей первоначального христианства. Никаких других сведений о жизни Иоанна не дает нам священная письменность, если не иметь в виду свидетельства Апокалипсиса об изгнании его на остров Патмос. Но вполне достоверное предание восполняет этот недостаток сведений сообщением о жизни и деятельности Апостола в Ефесе 1046 . Несмотря на то, что факт малоазийского пребывания его утверждается целым рядом знаменитых мужей древности, начинающимся с Поликарпа Смирнского , ученика самого Апостола, он, однако, в настоящее время отрицается многими представителями библейской критики Нового Завета. Говорят, Иоанн совсем не был в Ефесе, но рано претерпел мученическую кончину от руки иудеев в Иерусалиме. Впервые мысль о том, что Апостол Иоанн не был в Малой Азии, была высказана еще в самом начале девятнадцатого столетия 1047 , а затем позднее она решительно проводится Lümzelberger’oм 1048 , за которым следовали Keim 1049 и Scholten 1050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

63 Апостол Андрей Первозванный со своим братом апостолом Петром был в числе ближайших учеников Христа. Вместе с Петром он проповедовал христианство скифам, т.е. на берегах Понта. С берегов Понта он через Пропонтиду перешел во Фракию и Грецию и в Патрах (Ахайя) был распят по приказанию проконсула Эгея. 64 Марк был по происхождению иудей, первоначально носил имя Иоанн. Еще юношей он примкнул к общине христиан, поскольку его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний первых христиан ( Деян. 12:12 ). В молодости принимал участие в миссионерской деятельности Павла и своего дяди Варнавы. Впоследствии он стал неразлучным спутником Петра. С Петром, как и с Павлом, Марк бывает в Риме. Затем он переселяется в Александрию, где основал церковь и стал ее первым епископом, и через некоторое время претерпел мученическую смерть: в праздник Сераписа язычники схватили Марка в церкви, где он совершал богослужение, бросили его в темницу, а наутро протащили на веревке по улицам города. 65 Иероним, как и Евсевий, полагает, что Филон в своем труде говорит о жизни и учреждениях ранних христиан, а не терапевтов – религиозно-аскетического общества александрийских иудеев. 69 См. Иоан. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7 . Иоанн Богослов, сын зажиточного рыбака из Вифсаиды Зебедея, он слушал проповедь Иоанна Крестителя и сделался его учеником. Впоследствии последовал за Христом, был одним из трех апостолов, которым было дано присутствовать при всех величайших событиях земной жизни Иисуса. После казни и вознесения Христа Иоанн вместе с Петром проповедовал в Иерусалиме, где не раз подвергался гонению синедриона. Затем он отправился в Рим, где был арестован и отправлен в ссылку на остров Патмос, где и написал Апокалипсис. Освобожденный из ссылки, он поселился в Эфесе, откуда следил за жизнью окружающих церквей. 70 Иаков, как и Иоанн, был обращен Иоанном Крестителем и, так же как и брат, был свидетелем всех чудес земной жизни Иисуса. После вознесения Христа Иаков занимал почетное положение среди христиан в Иерусалиме и претерпел мученическую кончину: царь Ирод Агриппа лично отрубил ему голову ( Деян. 12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой апостол Андрей считается покровителем нашего Отечества. Орден святого апостола Андрея Первозванного со времен Петра I был высшей наградой в России 180 , а Андреевский крест изображался на Российском военно-морском флаге. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается слово «любовь». Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея ( Мф.4:21 ) и его жены Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника. Старший брат Иоанна Иаков тоже принадлежит к числу 12 апостолов. За силу духа и ревность Господь называл братьев «воанергес» – «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). Иоанн был учеником Иоанна Крестителя; после чудесного улова рыбы вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом он оставил все и последовал за Господом ( Лк.5:10–11 ). Иоанн принадлежал к числу трех наиболее близких учеников Спасителя, был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), Преображения Господня ( Лк.9:28 ), Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Более того, Иоанн был возлюбленным учеником Спасителя, в Евангелии он не называет себя по имени, а пишет о себе:«ученик, которого любил Иисус» ( Ин.19:6 ). На Тайной Вечери Иоанн возлежал на персех своего Учителя. Иоанн Богослов, единственный из лика апостолов, не оставил Спасителя во время Распятия и предстоял при Кресте Господа. Ему Спаситель поручил Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). После Вознесения и Пятидесятницы Иоанн, как предполагают, не отлучался из Иудеи около 15 лет, до Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с Петром и Иаковом он занимался устройством Иерусалимской Церкви и считается одним из ее столпов ( Гал.2:9 ) Вместе с Петром Иоанн был послан прочими апостолами в Самарию – помолиться за самарян о низведении на них Святого Духа: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян.8:14–16 ). Иоанн был участником Апостольского Собора ( Деян.15:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этот же день была освящена надвратная Казанская икона Божией Матери с ангелами, воссозданная на внутренней стороне Никольской башни Московского Кремля. Чин освящения совершил управляющий делами  Московской Патриархии , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий .  Двухчастный образ Спаса Нерукотворного с ангелами и Пресвятой Богородицы на престоле со святителями Петром и Алексием Спасской башни Московского Кремля воссоздан в 2023 году. Согласно церковному преданию, появление икон над проездными воротами Спасской башни связано с избавлением Москвы от осады войском Мехмеда I Гирея в 1521 году, когда были написаны иконы Спасителя (на восточной стене) и Богоматери со святителями московскими Петром и Алексием (на западной стене). Появление живописного образа Спаса Нерукотворного над образом Богоматери Печерской связано со встречей царем Алексеем Михайловичем чудотворного Нерукотворного образа из Вятки в 1658 году. В 1866 году иконы были счищены и написаны заново, а в 1923 году было принято решение об удалении икон с фасада. Исследования, проведенные в 2015 году, подтвердили полную утрату живописи в киоте. Для соблюдения исторической достоверности эскиз воссоздаваемого образа был разработан на основании иконографии, известной по рисунку 1860-х гг. и фотографиям начала XX века. Двухчастный образ в верхней части содержит изображение Спаса Нерукотворного в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Нижний сегмент занимает образ Богоматери Печерской с предстоящими святителями Петром и Алексием. Над воротами всех проездных башен Московского Кремля исторически располагались иконы, которые были особо почитаемы верующими, а некоторые из них считались чудотворными. В советское время они считались утраченными. Вопрос о возвращении надвратных икон на проездные башни Московского Кремля исследовался Фондом Андрея Первозванного с 2007 года. В результате проведенных архивных изысканий было обнаружено, что в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади иконы могли сохраниться. Для проверки этой версии в апреле 2010 года были проведены натурные исследования, которые подтвердили сохранность икон. Образы Христа Спасителя на Спасской и святителя Николая на Никольской башнях были бережно закрыты металлической сеткой с нанесенной поверх штукатуркой. Отреставрированные образы были вновь открыты в 2010 году.

http://patriarchia.ru/db/text/6054242.ht...

– Сургут, заложен воеводой Фёдором Барятинским по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1595 г. – Обдорск (ныне Салехард) заложен казаками по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1604 г. – Томск, заложен казачьим головой Гаврилой Писемским и стрелецким головой Василием Тырковым по наказу царя Бориса Годунова; 1618 г. – Кузнецк (ныне Новокузнецк), заложен казаками по наказу царя Михаила Федоровича; 1619 г. – Енисейск, заложен отрядами казаков Петра Алыбачева и стрельцов Черкаса Рукина; 1626 г. – Братск, заложен отрядом казаков Максима Перфильева. В память о нём остались сёла Масимовщина и Максимиха под Иркутском и мыс Максимин на Байкале; 1628 г. – Красноярск, заложен енисейскими казаками; 1632 г. – Якутск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1634 г. – Вилюйск, заложен отрядом казаков Посника Иванова; 1638 г. – Верхоянск, заложен как казачье зимовье отрядом Посника Иванова; 1644 г. – Нижнеколымск, заложен атаманом Михаилом Стадухиным; 1647 г. – Охотск, заложен атаманом Семеном Шелковниковым; 1648 г. – Нижнеудинск, заложен атаманом Елисеем Тюменцевым; 1653 г. – Чита, заложена сотником Петром Бекетоваым; 1653 г. – Нерчинск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1661 г. – Иркутск, заложен отрядом казаков Якова Похабова; 1666 г. – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), заложен казаками как зимовье; 1667 г. – Дудинка, заложена казаками как зимовье. Землепроходцы делали «государево дело» – расширяли территорию государства, приводили в русское подданство многочисленные племена и народности Сибири, собирали с аборигенов и отправляли в Москву дань «мягкой рухлядью» – пушниной (которая тогда составляла до трети доходов государственного бюджета). Но не только это. Они собрали на территории площадью 13 млн. кв. км (!) метеорологические, гидрологические, биологические, этнографические и весьма точные географические сведения, которые более 100 лет служили основой для географических карт. Они сыграли громадную роль в зарождении и развития хлебопашества, огородничества и бортничества в Сибири, в разведке и разработке полезных ископаемых, в зарождении дерево- и металлообработки.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

«Посмотри, куда идет молитва (говорит блаженный Феофилакт), на высшее небо и становится пред престолом царским. Обрати внимание и на Ангела: он сначала возвышает и возносит мысли Корнилия к высшему, потом уже говорит: и ныне посли в Иоппию. Так как истинное Око и великий Судия знает, что и великие дела без веры мертвы, то Он и посылает Ангела, который утверждает за делами их значение, чтобы увенчались верою те, которые хорошо подвизаются. Корнилий видит Ангела для восполнения (веры) Петра, или лучше, не для него, но для других, более слабых (в вере)». Бог, так сказать, вспомнил о Корнилии, как человеке могущем теперь получить воздаяние за свои подвиги, молитвы и милостыни, а вместе и послужить делу спасения многих о Христе Иисусе. И вот, по повелению Божию, явился ему Ангел, который его укрепил и указал ему, что он должен делать дальше, чтобы спастись ему, домашним его, а через них и многим другим. 279 Повеление Корнилию послать за Апостолом Петром в Иоппию с подробным указанием его местопребывания показывает незнакомство Корнилия ни с Петром, ни с Симоном кожевником. Знаменательно вообще и то, что дается поручение послать за Апостолом Петром, чтобы движение это шло своею стезею, как бы особливым потоком чистой воды которой мало было вне колодцев, вырытых Авраамом, Иаковом и другими праотцами Израиля. Примечание. Конец 6-го стиха в принятом тексте Греческом, читается так: «οτος λαλσει σο τ σε δε ποισν» (т.е. он скажет тебе, что делать). Преосвящ. Амфилохий, в издании Карпинского Апостола XIII–XIV века, говорит, что слова: иже речет... (до) твой выписаны из Апостола XV века которых нет здесь и у святителя Алексия, в разночтениях (же) Рейнекция есть (см. стр.29). Этот другой пример особенной полноты Славянского общепринятого текста показывает, что оригиналом для него был Греческий текст, наиболее полный и потому будто бы наиболее совершенный. Однако, более полное чтение в 39-м стихе 8-й главы святителем Алексием было принято, а сие нет. Посему можно сказать, что полнота сего текста не равнозначна в своем достоинстве, сравнительно с тою, которая находится в 39-м стихе 8-й главы, где эта полнота вносит существенное содержание в обстоятельства рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Советует обратиться к Финляндскому Прокурору и хлопотать об образовании общины со своим епископом» 656 . Текст самого особого письма, однако, приведен не был, из чего следует, что, если оно и было, то имело частный характер. Выступать же с официальными актами митрополит Петр не спешил. Большое количество проблем осталось Местоблюстителю в наследство от первой половины 1920-х гг. М. Е. Губониным весьма обстоятельно рассмотрена сложная ситуация в Белоруссии: конфликт между Преосвященными Тихоном (Шараповым) и Никоном (Дегтяренко), с одной стороны, и Мелхиседеком (Паевским), – с другой 657 . Как мог, Патриарший Местоблюститель стремился разрешить возникшее между ними противоречие. Сколь трудно это было сделать, видно, хотя бы из того, что на подготовленном для отправления Преосвященному Мелхиседеку определении от 5 октября 1925 г. (приводится полностью М. Е. Губониным 658 ), митрополитом Петром была наложена резолюция: «Не посылать» 659 . Особенно неприятно обернулось дело с епископом Никоном, который ушел, было, на покой с Могилевской кафедры, но вскоре начал пытаться на ней восстановиться. Патриарший Местоблюститель этим попыткам епископа Никона сочувствия не проявил, тогда тот стал искать поддержки у архиереев. На допросе 19 ноября 1925 г. епископ Никон дал следующие показания на этот счет: «Вследствие притеснения меня митрополитом Петром, который, как я узнал через одну женщину, а потом от еп[ископа] Бориса, отказывался служить со мной, а в ц[еркви] Георгия на Грузинах мне прямо сказано, что я – “нежелателен», – я решил ходить с подписным листом (копией прошения) по епископам. В прошении было указано, что я хотел бы быть опять Могилевским епископом. С этим листом я пошел к епископам Николаю Елецкому, Николаю Тульскому, митрополиту Серафиму Чичагову . Никого из них дома не застал. От Чичагова пошел к еп[ископу] Борису на квартиру и ему рассказывал о своих неудачах, о том, что я, вероятно, не буду поддержан влиятельными епископами, потому что они заодно с митрополитом Петром» 660 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Этот protos, тем не менее, не означает единственный. Protos это «первый» среди остальных, но не arche, «сверх», так как «сверх» может быть только Христос. Другие апостолы – и пророки, многозначительно добавляет Павел – вместе с Петром составляют «фундамент» Церкви, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:20 ). Они также получают власть связывать и решать, что означает, в соответствии со смыслом этих слов у иудеев того времени, власть реинтегрировать (т. е. вновь принимать) в общину ( Ин. 10:23 ). Среди первенствующих оказывается и Иаков, брат Иоанна, первый апостол-мученик ( Деян. 12:2 ). Первый protos не заменяет собою остальных. На соборе в Иерусалиме его мнение имело вес, но не было решающим. Иаков, «апостолы, старейшины и братья» (15, 23) играют свою роль, вместе с Петром образуют общность. Таким образом, Петр «первый», он призван «утвердить» своих братьев, но не он устанавливает и подтверждает их апостольство: это исходит непосредственно от Христа, как-то показывает призвание Павла, признанное, но не совершаемое Петром. Также и судьба Иоанна оказывается вне его ведения: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, – говорит ему Иисус, – что тебе до того?» ( Ин. 20:22 ). Три высказывания Христа определяют роль Петра: «Ты Петр и на этом камне я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ); «и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк. 22:32 ); «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?.. паси агнцев Моих» ( Ин. 21:15 ). Однако, в первую очередь следует подчеркнуть, что все три высказывания предполагают контекст воскресения и евхаристии. В соответствии с древней традицией именно евхаристия является основанием церковности местной общины, ее принадлежности к целому. Во-вторых, необходимо отметить, что после двух из этих высказываний почти что сразу же следуют достаточно жесткие предостережения. Когда Иисус в Мф. 16 , обращаясь к Петру, говорит о его исповедании, как о камне, на котором Он воздвигнет Свою Церковь , Петр отказывается принять провозглашаемого им Мессию, как Отрока скорбей. Иисус бросает ему: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (16, 23). Также, когда в Лк. 22 Иисус говорит Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», и тот, горячо заявляя, что готов разделить судьбу учителя, слышит в ответ: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» ( Лк. 22:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

«Я возлюбленный, любимый Господом, постановляю» 807 (содержание)... «Я Филипп, постановляю» 808 (содержание)... «Я Варфоломей, постановляю» 809 (содержание)... «Я Фома, постановляю» 810 (содержание)... «Я Матфей тот же, что и Левий, некогда мытарь, постановляю» 811 (содержание)... «Иаков Алфеев и я постановляю» 812 (содержание)... «И я Леввей, прозванный Фаддей, постановляю» 813 (содержание)... «Симон Кананит и я постановляю» 814 (содержание)… «Я Матфей, постановляю» 815 (содержание)... «И я Павел, меньший из апостолов, постановляю» 816 (содержание)... «И я Иаков, брат по плоти Христа, раб Его, как Бога единородного, епископ самим Господом и апостолами в Иерусалиме рукоположенный, говорю» 817 (содержание)... Приписывая каждое из этих постановлений одному какому-либо апостолу, все вместе, в то же время, составитель приписывает всем апостолам, вставляя в некоторые из этих постановлений такие выражения от лица всех апостолов: «мы говорим 818 , как мы выше сказали 819 ... Как мы в предшествовавшем постановили 820 ... Мы запрещаем 821 ... Итак, первый я говорю, Петр, как в предшествовавшем все мы постановили» 822 , – и заключая все постановления подтверждением от лица всех апостолов: «это сообща все завещаваем» 823 . Отсюда видно, что все постановления даются апостолами соборно, каждым из апостолов одинаково, Петром только, как первым из них: хотя и его постановления подтверждаются согласием прочих апостолов, равно как постановления и каждого другого из апостолов подтверждается согласием всех. «О рукоположенных нами епископах при жизни нашей», говорит составитель от лица дванадесяти апостолов 828 , «мы извещаем вас, что они суть следующие: (епископ) Иерусалима – Иаков, Господень брат, по кончине которого второй – Симеон Клеопов, после которого третий Иуда Иаковлев; a Кесарии Палестинской – прежде Закхей, некогда мытарь, после которого Корнилий, и третий Феофил: а Антиохии – Еводий, мной Петром (рукоположенный), Игнатий же Павлом; а у Александрийцев – Анниан первый Марком евангелистом рукоположен, второй же Авиллий – Лукой, также евангелистом; а римской церкви Лин Клавдиев первый – Павлом, Климент же, по смерти Лина, мной Петром второй рукоположен; а ефесской Тимофей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010