140. Криницкий Павел Васильевич, протопресвитер//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 444. 141. Крутовский Афанасий Максимович, протоиерей//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 465. 142. Куземский Михаил, Холмский униатский епископ//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 530. 143. Кулов Параскева, диакон//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 543. 144. Кунинский Михаил Иванович, протоиерей//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 550 – 551. 145. Куцинский Тимофей Егорович, протоиерей//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 697 – 698. 146. Епархиальные архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим//Странник. – 1904. – – С. 490 – 502; – С. 609 – 624; – С. 771 – 784. 147. Преосвященный Алексий (Титов) и его переписка с Петром Великим//Странник. – 1905. – – С. 49 – 57. 148. Тихон (Воинов), митрополит Казанский и Свияжский, и его переписка с Петром Великим//Странник. – 1905. – – С. 218 – 232; – С. 384 – 400. 149. Аарон (Еропкин), епископ Карельский и Ладожский, и его переписка с Петром Великим//Странник. – 1905. – – С. 580 – 597. 150. К биографии патриарха Адриана (По документам Государственного Архива)//Странник. – 1905. – – С. 731 – 748. 151. Митрополит Сильвестр (Холмский или Волынский) и его переписка с Петром Великим//Странник. – 1905. – – С. 619 – 631. 152. Митрополит Стефан Яворский в его переписке с Петром Великим (По док. Гос. Архива)//Странник. – 1905. – – С. 320 – 336; – С. 437 – 454; – С. 662 – 675. 153. Иосиф, митрополит Псковский, в его переписке с Петром Великим (По документам Государственного Архива)//Странник. – 1905. – – С. 796 – 813.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В первом периоде апостольской эры христианства Иоанн выступает в роли одного из трех столпов церкви обрезанных наряду с Петром и Иаковом, братом Господним; церковь язычников представлена в лице Павла и Варнавы. 584 Это, по–видимому, означает, что в то время Иоанн еще не до конца сознавал всеобъемлющий и свободный характер Евангелия. Тем не менее он был самым свободомыслящим из трех апостолов, занимая среднее положение между Иаковом и Петром с одной стороны и Павлом с другой, и уже стремился к примирению еврейского и языческого христианства. Взгляды иудействующих никогда не привлекали его в такой степени, как Иакова или Петра. 585 И у Кифы, и у Иакова были свои приверженцы, но о фракции приверженцев Иоанна нам ничего не известно. Он был выше раздоров и разделений. В первых главах Деяний апостолов Иоанн, наряду с Петром, изображен главным апостолом новой религии; вместе с Петром он исцеляет калеку у ворот храма; вместе с Петром он предстает перед синедрионом, чтобы засвидетельствовать о Христе; Иоанна и Петра апостолы посылают из Иерусалима в Самарию, чтобы утвердить новообращенных христиан, наделив их Святым Духом; вместе с Петром Иоанн возвращается в Иерусалим. 586 Но имя Петра всегда стоит первым, именно он первым говорит и действует; Иоанн же следует за ним, сохраняя таинственное молчание, и как будто копит силу, чтобы использовать ее когда–нибудь в будущем. Вероятно, он присутствовал на совещании апостолов в Иерусалиме в 50 г. по Р.Х., но ничего не говорил и не принимал никакого участия в горячем споре по поводу обрезания и условий членства в церкви. 587 Все это вполне соответствует образу скромного и молчаливого человека, каким мы видим Иоанна в евангелиях. После 50 г. Иоанн, по всей видимости, покинул Иерусалим. Деяния больше не упоминают ни о нем, ни о Петре. Когда Павел пришел в святой город в пятый и последний раз (58 г.), он нашел там Иакова, но не встретил никого из апостолов. 588 Иоанн в Ефесе Последнее и самое важное служение Иоанна связано с его писаниями, которые мы подробно рассмотрим в отдельной главе. С их страниц перед нами открывается почти исключительно интроспективная и духовная, но при этом невероятно насыщенная и важная история. В них нет ни малейшего намека на время и место их написания или место жительства их автора. Но Апокалипсис позволяет предположить, что автор книги возглавлял церкви в Малой Азии. 589 Это подтерждается единодушным свидетельством древних авторов, сомневаться в достоверности которого нет никаких оснований. Эти же авторы называют Ефес местом, где апостол провел последние годы жизни. 590 Иоанн скончался в очень преклонном возрасте во время правления императора Траяна, взошедшего на трон в 98 г. Во II веке в Ефесе можно было увидеть его могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ап. Петр был епископом римским 25 лет, прибыв в Рим после чудесного освобождения из темницы, в которую был заключен Иродом ( Деян. 12, 3, 9 ), в 43 г. по Р. X. Но такое расчисление времени не имеет для себя оснований и несогласно с известиями о проповеди апостола в других странах. Несомненно, что не было в Риме ап. Петра, когда писано ап. Павлом послание к римлянам. И писать бы его не стал св. Павел, если бытам был св. Петр; или, если бы и решился писать по каким-либо важным причинам, не мог бы писать прямо к обществу христиан, без всякого отношения к св. Петру, с которым был в искренних отношениях. Не было его там и до окончания первых уз ап. Павла, ибо иначе он упомянул бы об этом в каком-либо из своих посланий; а он, если пишет что о себе, всегда так говорит, что пребывания в то время другого какого апостола в Риме предположить нельзя. Равно повествование кн. «Деяний ап.» о прибытии Павла в Рим и о деятельности его в течение первых двух лет по прибытии дает основание думать, что Петра не было в Риме даже в начале шестидесятых годов, за 3–4 года до его смерти. Совершенно умалчивая о пребывании Петра в Риме, кн. «Деяний», напротив, подробно говорит о проповедании Петром евангелия в Иерусалиме и в Антиохии, вообще на востоке. По-видимому, он, как апостол обрезанных ( Гал. 2:7 ), проповедовал на востоке очень долго, почти всю жизнь, и для присутствования на апостольском соборе в 51 г., он, по-видимому, не временно приехал в Иерусалим, а в это время еще постоянно жил на востоке. Вероятнее, что в Рим он прибыл в последние годы своей жизни, и уже после первых там уз св. Павла. Но ап. Петр не только не был двадцать пять лет римским епископом, он не был и краткое время епископом римским, ибо епископами назывались местные правители церкви, неотлучно находившиеся при одной своей церкви; ап. же Петр, подобно другим апостолам, утверждал христианство в различных странах, и преимущественно на востоке. Первым римским епископом был Лин. Есть основания предполагать, что в поставлении Лина епископом еще при жизни первоверховных апостолов больше участия принимал ап. Павел, нежели Петр. Ап. же Павел поставил и второго римского епископа – Анаклета, ап. же Петру предание, и то не совсем достоверное, приписывает только поставление третьего римского епископа – Климента. Но даже если бы и все три первые епископы Рима рукоположены Петром и Павлом, или даже одним Петром, то почему именно их следует считать преемниками исключительных полномочий Петровых? Кроме Рима, ап. Петром, или Петром и Павлом вместе, устроены церкви и во многих других местах. Так, в устроении антиохийской церкви оба первоверховные апостолы принимали участия не менее, чем в устроении церкви римской 809 ). Александрийская церковь также основана ап. Петром, и первым епископом был любимейший ученик Петра – ев. Марк. Однако никто не приписывал главенства над церковью ни антиохийскому, ни александрийскому патриарху. Почему же именно римских пап должно считать преемниками Петра и приписывать им главенство?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Павел (Рим 15, 20–22). Когда ап. Павел писал свое послание к римлянам, в Риме еще не была апостольская нога, а между тем в Риме уже была церковь в полном устройстве и действовали разные благодатные дары (12, 6–8), низводимые законной иерархией. Ап. Петр был епископом римским 25 лет, прибыв в Рим после чудесного освобождения из темницы, в которую был заключен Иродом (Деян 12, 3. 9), в 43 г. по P. X. Но такое разчисление времени не имеет для себя оснований. что не было в Риме ап. Петра, когда писано ап. Павлом послание к римлянам. Повествование кн. «Деяний ап.» ο прибытии Павла в Рим и ο деятельности его в течение первых двух лет по прибытии дает основание думать, что Петра не было в Риме даже в начале шестидесятых годов, за 3–4 года до его смерти. Совершенно умалчивая ο пребывании Петра в Риме, кн. «Деяний», напротив, подробно говорит ο проповедании Петром евангелия в Иерусалиме и в Антиохии, вообще на востоке. По-видимому, он, как апостол обрезанных (Гал 2, 7), проповедовал на востоке очень долго, почти всю жизнь. Вероятнее, что в Рим он прибыл в последние годы своей жизни и уже после первых там уз св. Павла. Ho ап. Петр не только не был двадцать пять лет римским епископом, он не был и краткое время епископом Римским. Первым Римским епископом был Лин и в поставлении его епископом еще при жизни первоверховных апостолов больше участия принимал ап. Павел, нежели Петр. Ап. же Павел поставил и второго Римского епископа — Анаклета, ап. же Петру предание, и то не совсем достоверное, приписывает только поставление третьего Римского епископа — Климента. Но даже если бы и все три первые епископы Рима рукоположены Петром и Павлом, или даже одним Петром, то почему именно их следует считать преемниками исключительных полномочий Петровых? Кроме Рима, ап. Петром или Петром и Павлом вместе, устроены церкви и во многих других местах. Так, в устроении Антиохийской церкви оба первоверховных апостола принимали участия не менее, чем в устроении церкви Римской. Александрийская церковь также основана ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

За свою пламенную любовь и ревность по Иисусе он, может быть, и был прозван вместе со своим братом, Иаковом, Воанергес, т. е. сынами громовыми ( Mk. III, 17 ). Действительно, эта любовь и ревность не имела еще той чистоты и полноты совершенства, какие требовались от учеников Христовых, как то видим из запрещения, заявленного однажды Иоанном, с другими апостолами, одному человеку употреблять имя Христово для изгнания бесов ( Mk. IX, 38–40 ), из желания Иоанна со своим братом низвести огонь с неба на самарян, не позволявших пройти Господу через их город в Иерусалим ( Лk. IX, 51–56 ), из просьбы Саломии, матери Иакова и Иоанна, обращенной к Господу, о том, чтобы сыны ее заняли первые места в царстве Его ( Мф. ХХ, 20 ). Но несомненно то, что Господь и любвеобильный Учитель постоянно очищал, возвышал и совершенствовал означенные, еще не созревшие в самом начале, высокие качества своего возлюбленного ученика. Иоанну, с его братом Иаковом и Симоном Петром, были явлены Господом особенные честь и преимущество – присутствовать при воскрешении дочери Иаира ( Лk. VIII, 51 ), при славном Его преображении на Фаворе ( Mф. XVII, 1 ) и Его предсмертной молитве в саду Гефсиманском ( Mф. XXVII, 37 ). Затем мы видим Иоанна на Тайной вечере возлежащим у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросившим Господа о предателе ( Uh. XIII, 23–25 ). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, в двор первосвященнический, а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при кресте Распятого Господа, вместе с Его Матерью и принял последнее Его завещание касательно Богоматери ( Uh. XIX, 25 ). В раннее же утро Воскресения Господа, услыхав от Марии Магдалины, что тело Иисуса взято из гроба, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сей радостной вести ( Ин. ХХ, 1–10 ). Вместе с Петром же мы встречаем его незадолго до Вознесения Господа на Галилейском озере, куда он возвратился, вероятно, для обычных занятий рыболовством ( Uh.XXI, 1 ). Здесь он первый узнал явившегося на берегу озера Господа и сказал Петру: это Господь! (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Евангелист Иоанн пишет, что Андрей первый последовал за Господом, причем еще в Иудее. Андрей до того был учеником Иоанна Крестителя, и когда Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил своего первого учителя и пошел за Христом. Сразу после того Андрей нашел брата своего Симона и сказал ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Еще тогда Христос назвал Симона Петром, или камнем, твердым камнем веры (Ин.1:35-42). Не противоречит ли в таком случае написанное евангелистом Иоанном тому, о чем рассказывает в сегодняшнем Евангелии евангелист Матфей, то есть тому, что Христос призвал этих двух братьев только на море Галилейском? По Евангелию от Иоанна, за Христом сначала последовал Андрей, а затем Петр, в то время как по Евангелию от Матфея выходит, что Христос нашел и призвал их одновременно, причем Петр упоминается первым. Не является ли сие очевидным противоречием? Нет: ни в коей мере. Очевидно, между тем, как это истолковывает и святитель Иоанн Златоуст, что здесь описываются два разных события. Первое, произошедшее в Иудее, когда Креститель был на свободе, и второе, бывшее позднее в Галилее, в то время, когда Креститель был брошен в темницу и когда Господь наш Иисус Христос поселился в Капернауме, на берегу моря Галилейского. Иоанн описывает более раннюю встречу Христа с Петром и Андреем, а Матфей - более позднюю. Сие ясно из того, что у Матфея говорится о Симоне, называемом Петром, что означает: Господь ранее назвал Симона Петром. Эта, бывшая раньше, - и первая - встреча Петра со Христом произошла в Иудее, когда Андрей привел брата своего ко Христу. Сию первую встречу Иоанн описывает следующими словами: и привел его (Андрей) к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). Евангелист Матфей, описывая теперь повторную встречу сыновей Иониных с Господом, знает об этом, потому и говорит: Симона, называемого Петром. Упоминает же он Петра прежде Андрея из-за того, что Петр по темпераменту был более живым, чем его брат, и с самого начала выделялся сильнее его. То, что Иоанн и Матфей описали два разных события, а не одно и то же, ясно всякому, кто прочитал оба сих Евангелия. Если Матфей описывает решающее призвание Петра и Андрея к апостольскому служению - идите за Мною, - то Иоанн, скорее, рассказывает о встрече и знакомстве этих братьев со Христом, поводом для чего послужили слова Предтечи: вот Агнец Божий. Ясно, что после встречи сей они расстались с Христом и иным путем или в иное время отправились в Галилею, где Господь снова нашел их, когда они занимались своим рыбацким делом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: “Мир тебе и прощение”. Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме. Для отличия от Иакова младшего его обыкновенно именуют Иаковом старшим. Святой апостол Иаков считается покровителем Испании. Он был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется Святой Церковью 30 апреля (13 мая). Краткая историческая справка – Апостол Иоанн Богослов: Имя Иоанн означает “благодать Божия”. Апостол и Евангелист Иоанн был одним из двенадцати избранных учеников Господа, автор четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения. Его отец был Заведей, рыбарь из Галилеи, а мать, как полагают (из сравнения Мф. 27, 56 с Мк. 15, 40–41 ), Саломия, одна из числа жен, служивших Господу от своих имений. Есть толкования, что Саломия была сестрой Богоматери, а по другим – дочерью Иосифа Обручника от первого брака. Иоанн был также братом апостола Иакова. На основании слов Евангелиста Марка (1, 20), Иоанна (18, 15) можем думать, что Иоанн принадлежал к влиятельному семейству и что, кроме дома, на берегах Галилейского озера, он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в нем. После встречи со Спасителем по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством и починкой рыболовных сетей. Впоследствии Господь, после чудесной ловли рыб, повелел ему следовать за Собою, и таким образом призвал к апостольскому служению ( Мф. 4, 21 ). Иоанн вместе с братом Иаковом и Симоном Петром присутствовал при воскрешении дочери Иаира ( Лк. 8, 51 ), при славном Преображении на Фаворе ( Мф. 27, 1 ), при предсмертной молитве Спасителя в саду Гефсиманском ( Мф. 27, 37 ), он на Тайной Вечери возлежал у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросил Господа о предателе ( Ин. 13, 23–25 ). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, в двор первосвященнический, а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. Апостол Иоанн неотступно следовал за Спасителем по Крестному пути. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при Кресте Распятого Господа, вместе с Его Матерью, и принял последнее Его завещание касательно Богоматери ( Ин. 19, 25 ). В раннее же утро Воскресения Господа, услыхав от Марии Магдалины, что Иисуса нет во гробе, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сей радостной вести ( Ин. 20, 1–10 ). Вместе с Петром же мы встречаем его незадолго до Вознесения Господа на Галилейском озере ( Ин. 21, 1 ). Здесь он первый узнал явившегося на берегу озера Господа и сказал Петру: “это Господь!” ( Ин. 21, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Церковь римская основана и устроена не одним Петром, а вместе Петром и Павлом. Есть даже основания предполагать, что в устроении римской Церкви и поставлении первого римского епископа Лина (еще при жизни первоверховных апостолов) больше участия принимал апостол Павел, нежели апостол Петр 34 . 5) Кроме Рима, апостолом Петром, или Петром и Павлом вместе устроены церкви и во многих других местах. Так в устроении антиохийской Церкви оба первоверховные апостолы принимали участия не менее, чем в устроении римской 35 . Александрийская Церковь также основана была апостолом Петром, и первым епископом здесь был любимейший ученик Петра евангелист Марк. Старше же й почетнее всех по своему происхождению была без сомнения иерусалимская Церковь , мать церквей, основанная самим Иисусом Христом, откуда по сошествия Св. Духа начало распространяться христианство во все концы мира, куда из своих отдаленных путешествий нередко сходились апостолы для свидания, отчета об успехах проповеди, взаимных назиданий и совещаний, где по преданию первым епископом от самого Господа был поставлен один из 12-ти апостолов Иаков брат Господень. 6) Таким образом римского епископа нельзя называть ни преемником власти Петровой, ибо Петр не был епископом, а только поставлял епископов в Риме, в Александрии, в Антиохии и других местах, ни тем более преемником каких-либо верховных прав его над церковью, ибо таких прав сам Петр не имел. И странно предполагать, чтобы после смерти Петра римские епископы считались верховными правителями церкви, когда оставались в живых еще некоторые апостолы? Странно предполагать, чтобы любимейший и приближеннейший ученик Христов Иоанн Богослов, после смерти Петра живший на земле еще более 35 лет, подчинялся римскому епископу как верховному главе и правителю церкви. IV. Римское учение о главенстве папы на основании свидетельств христианской истории первых трех веков История древней христианской церкви после времен апостольских также не представляет оснований в пользу римского учения о главенстве папы в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

534 Тертул. Прот. Mapk. IV кн. 5. Климент ал. говорил об ап Иоанне: «по смерти тирана (ап Иоанн) возвратился с о. Патмоса в Ефес и по приглашению посетил ближайшие области язычников для того, чтобы, где поставить епископов, где устроить целые церкви, где поставить в клир кого-либо из указываемых Духом». Какой богач спасется. См. еще Строматы VI, 13. 538 Пис. 47, к Корнелию о Фортунате (I т. 255 стр.) Св. пис. 54, к Флоренцию; пис. 17, к падшим; пис. 60, к Юбаяну. 539 Так, Иаков, называемый братом Господним, был поставлен в епископа иерусалимской церкви ап. Петром, Иаковом и Иоанном (Евс. Церк. ист. II, 1). Лин поставлен был ап. Павлом и Петром в епископа римской церкви, а ему преемствовал Анаклет (Ирин. Пр. ер. III кн., III, 3). Климент поставлен в епископа римской церкви ап. Петром (Терт. О давности, пр. ерет. 32). Еводий, первый епископ антиохийской церкви, рукоположен также еп. Петром (Пост. ап. VII, 44), а Игнатий богоносец , преемник Еводия, рукоположен ап. Петром и Павлом (Злат. Похв. сл. священномуч. Игнатию). Поликарп, ученик Иоанна Богослова, посвяшен был в епископа смирнской церкви им же (Терт. О давн., пр. ерет. 32). Тем же, вероятно, апостолом рукоположен во епископа Папий иерапольский (Евс. Ц. и. III, 39. Иерон. О знам. муж. 18). Дионисий ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян. 17:34 ), был первым епископом афинским и ап. Павлом же, вероятно, рукоположен (Евс. Ц. и. III, 4. Пост. ап. VII, 46). Тому же апостолу усвояют поставление Епафрадита во епископа филиппийского (Феодор. На Филип. и 1 Тим.). 540 Окружн. посл. единой, святой, соборн. и апост. церкви 1848 г. § 11, Напеч. в рус. пер. в Хр. Чт. 1849 г. II т. 541 Запрещение читать Библию прямо не выражено папизмом ни в соборных определениях, ни в символических книгах, но в действительности оно существовало и существует в римской церкви, и сделано это постепенно. Так, сначала было только запрещено переводить Библию на живые языки (на тулузском соборе, в XIII в.). Это запрещение было повторяемо различными папами. Папа Пий IV в 1564 г. повелел св. Писание внести в Index книг, запрещенных для чтения мирян, и дозволение мирянам читать Библию поставил в зависимость от ручательства их пастырей в том, что они могут читать Библию без вреда для своих душ. Папа Пий VII в 1816 г. подверг осуждению все переводы Библии на народные языки, – переводы, изданные без церковного благословения. Папа Григорий XVI в 1844 г. решительно высказался против всех обществ, которые ставили задачею своею распространение Библии между простым народом. Папа Пий IX признал таковые общества за язву нашего времени. С запрещением переводов Библии тридентский собор канонизовал «Вульгату», т. е. перевод Библии на мертвый латинский язык, сделанный в IV в., признав этот перевод богодухновенным, достаточным для целей религиозно-воспитательных и для богослужебного употребления, при чем оригинальные тексты – еврейский и греческий – поставлены были ниже «Вульгаты» (Sess. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Петром, изложенной в 21 гл. (ст. 15–17) евангелия от Иоанна ( Ин. 21:15–17 ), содержится исполнение упоминаемого евангелистом Матфеем ( Мф. 16:17–19 ) обетования поставить будто бы ап. Петра князем апостолов, главою Церкви. I. Ни обстоятельства этой беседы, ни слововыражения, употребленные в евангелии от Матфея ( Мф. 16:17–19 ) и в евангелии от Иоанна ( Ин. 21:15–17 ), никогда не приведут рассудительного и вместе благонамеренного человека к такому мнению. Ибо – а) в евангелии от Матфея говорится, что Спаситель обещал апостолу Петру дать ключи царства небесного, а евангелист Иоанн говорит о том, что Иисус Христос повелел апостолу Петру пасти овец и агнцев; б) там обещал ему Спаситель власть вязать и решить, которую потом и дал ему, по воскресении своем, вместе с прочими апостолами, а здесь, по воскресении своем, Он вопрошает его: любиши ли мя паче сих? – столь настоятельно, что оскорбе (εληπηϑη) Петр; наконец – в) по сказанию св. Матфея Спаситель, похваляя первозванного апостола за исповедание Его Сыном Бога живого, открытое ему Отцем небесным, поименовал его Петром, а по словам св. Иоанна Он назвал его, как ниспавшего из апостольского состояния, прежним именем – Симон. Кому из имеющих очи видети не видно из сего одного, что, беседуя с апостолом Петром о любви паче сих и о несении стада, Спаситель не поставлял его верховным начальником, князем апостолов, главою Церкви своей, как обещал будто бы в то время, когда обетовал дать ему ключи царства небесного, власть вязать и решить? 2. Обращаясь к письменным памятникам свящ. древности христианской, находим, что, касаясь означенной беседы, св. отцы и учители Церкви – а) не совершенно согласны были между собою в изъяснении того, почему Господь, в присутствии других апостолов, с одним Петром беседовал о любви паче сих и о пасении духовного стада своего, поручая сие ему. Св. Златоуст , например, замечал, что «Спаситель беседовал о сем с Петром помимо других учеников, с одной стороны, потому, что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, с другой – для того, дабы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению, говоря как бы так: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за моих овец» 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010