Свидетельство раннего церковного предания об авторстве апостола Марка и о связи Евангелия с апостолом Петром ясно и последовательно выражено с начала II в. Наиболее ранним из сохранившихся сообщений о Евангелии от Марка является цитата в “Церковной истории” Евсевия из утерянного изложения речений Господа, написанного Папием, епископом Иераполя, ок. 140 г. по Р. Х. Папий, ссылаясь на свидетельство “Старца”, который, по-видимому, должен быть отождествлен с апостолом Иоанном, — его Папий упоминает в другом отрывке, который был непосредственно перед этим процитирован Евсевием, — сообщает, что Марк был переводчиком апостола Петра и “записал в точности, хотя и не по порядку все, что тот помнил из того, что было сказано или сделано Господом”. Он “следовал за Петром, который имел обыкновение строить свои речи, имея в виду нужды [своих слушателей], но не с тем, чтобы составить подробный отчет о словах Господа”. Это предание, которое сохранялось в провинции Асии в начале II в., указывает на тесную связь апостола Марка с апостолом Петром и подтверждает точность его изложения. В то же время оно обращает внимание на некоторый недостаток упорядоченности в его Евангелии (неясно, имеется ли в виду хронологический порядок или систематичность и полнота в организации материала). Точное значение выражения ρμηνευτς Πτρου γενμενος ‘ставший переводчиком Петра определить трудно — быть может, имеется в виду, что когда Петр учил, Марк выступал как переводчик, переводя с арамейского на греческий, а может быть, записывая воспоминания Петра, он делал их таким образом доступными для большего числа людей. Когда святой Иустин Мученик говорит (до 161 г.) о “воспоминаниях Петра” (Диал. 106), он, скорее всего, имеет в виду Евангелие от Марка, потому что слова, которые он при этом цитирует, встречаются только в этом Евангелии. Если это так, то перед нами еще одно свидетельство тесной связи между этим Евангелием и апостолом Петром. Так называемый “Антимаркионит­ский пролог” к Евангелию от Марка, который, вероятно, надо датировать 160–180 гг., подтверждает, что Марк был “пере­водчиком Петра”, и добавляет две существенные подробности, отсутствующие у Папия: во-первых, Евангелие было написано после смерти Петра и, во-вторых, оно было написано в Италии.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

4) Апостола Петра нельзя даже назвать по преимуществу основателем церкви римской. Церковь римская основана и устроена не одним Петром, а вместе и Павлом. Есть даже основание предполагать, что в устроении церкви римской и поставление первого епископа Лина (еще при жизни первоверховных апостолов) больше участия принимал Павел, нежели Петр. (Последняя глава книги „ Деяний“ и послания апостола Павла, писанные в Рим и из Рима). 5) Кроме Рима апостолом Петром, или Петром и Павлом вместе, устроены церкви и во многих других местах. Так в устроении церкви Антиохийской оба апостола принимали участия не менее, чем в устроении Римской. Александрийская церковь также была основана апостолом Петром, и первым епископом здесь был любимейший ученик Петра евангелист Марк. Старше же всех и почетнее по своему происхождению была без сомнения Иерусалимская церковь – мать всех церквей – основанная самим Иисусом Христом, откуда по сошествии Св. Духа начало распространяться христианство во все концы мира, куда из своих отдаленных путешествий нередко сходились апостолы для свидания и отчета об успехах проповеди, взаимных назиданий, и совещаний, где по преданию первым епископом от Самого Господа был поставлен один из апостолов – Иаков брат Господень. 6) Таким образом римского епископа нельзя считать ни преемником епископской власти Петровой, ибо Петр не был епископом, а только поставлял епископов в Риме, в Александрии, в Антиохии и в других местах, – ни тем более преемников каких-либо верховных прав над церковью, ибо таких прав сам Петр не имел. И странно предполагать, чтобы после смерти Петра римские епископы считались верховными правителями церкви, когда оставались в живых еще некоторые апостолы? Странно предполагать, чтобы любимейший и приближеннейший ученик Христов Иоанн Богослов, после смерти Петра живший на земле более 35 лет, подчинялся римскому епископу, как верховному главе и правителю церкви! И в древней Церкви папы вовсе не имели такой власти, какую стали приписывать их на западе в средние века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Из всех многообразных служений, которые существовали в древней Церкви, наиболее долговечным и незаменимым оказалось служение управления. В первые же годы существования Церкви апостолы стали рукополагать пресвитеров и епископов для управления местными Церквами, создававшимися в результате апостольской проповеди. Так было положено начало апостольскому преемству в Церкви. Апостольское преемство иерархии – ключевое понятие православной экклезиологии: только та Церковь является истинной Церковью Христовой, в которой существует непрерывное преемство иерархии, восходящее к апостолам. Если такое преемство отсутствует или когда-либо прервалось, Церковь не может считаться истинной, иерархия легитимной, а Таинства действительными. В качестве примера непрерывности апостольского преемства, сохраняемого в Церкви через посредство рукоположения, Ириней приводит Римскую Церковь : «...Поскольку было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех Церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная Церковь , основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет собрания или по худому самоугождению, или по тщеславию, или по слепоте и превратным мнениям. Ибо, по необходимости, с этою Церковью, по ее преимущественной важности, согласуется всякая Церковь , то есть верующие, находящиеся повсюду, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду». Этот знаменитый текст Иринея Лионского на протяжении веков использовался для защиты особых привилегий Римской Церкви, с которой, «по ее преимущественной важности», должна согласоваться всякая другая Поместная Церковь . Согласно римско-католическому учению, условием пребывания в Церкви и хранения истинной веры является единство в вере с Римской Церковью, поскольку именно она основана Петром, князем апостолов, и именно от Петра верховная власть над всей Вселенской Церковью перешла к Римским епископам. Однако приведенные слова Иринея не подтверждают эту теорию. Во-первых, Ириней говорит о Римской Церкви как об основанной Петром и Павлом, а не только Петром, и о первенстве Петра у него ничего не сказано. Во-вторых, он приводит в пример Римскую Церковь как одну из Поместных Церквей, специально оговариваясь, что делает это для того, чтобы не увеличить объем книги перечислением апостольского преемства всех других Церквей. Наконец – и это главное, – Ириней говорит о Римской Церкви не как об универсальной и вселенской, частью которой являются другие Церкви, а как об одной из Поместных Церквей, хотя и имеющей «преимущественную важность» в силу своей древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святой Иоанн был одним из трех апостолов, которых Господь особенно приблизил к Себе. Он присутствовал при чуде исцеления тещи Петра, вместе с Петром и Иаковом присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира, был свидетелем Преображения Господня на Фаворе, свидетелем моления Господа в Гефсиманском саду накануне Его ареста. Вместе с Петром, Иаковом и апостолом Андреем участвовал в беседе со Христом о разрушении храма (Мк. 13,3). Только Иоанна и Петра Иисус послал в город, чтобы приготовить пасхальную трапезу. На Тайной Вечери Иоанн, сидевший рядом со Христом, спросил Учителя, припав к Его груди, кто предаст Его. Он следовал за Господом, когда Его, арестованного, вели из Гефсиманского сада на суд первосвященников Анны и Каиафы, он же находился в архиерейском дворе при допросах своего Божественного Учителя. Скорбя всем сердцем, апостол Иоанн неотступно следовал за Ним по Крестному пути. Единственным из учеников стоял на Голгофе у подножия Животворящего Креста и плакал вместе с Божией Матерью. Именно ему Распятый Христос поручил Свою Мать – Деву Марию. До конца земной жизни Богоматерь пребывала в доме Иоанна в Иерусалиме, и он с великой любовью заботился о Ней. Именно он шел впереди похоронной процессии с пальмовой ветвью в руке, когда провожали в вечную жизнь Мать Христа. То была пальмовая ветвь из райского сада, которую Архангел Гавриил подарил Деве Марии, сказав при этом, что вскоре Она встретится со Своим Божественным Сыном. Дальнейшие события, связанные с Иоанном Богословом, описываются в «Деяниях святых апостолов». Он вместе с Петром совершает при храме чудо исцеления хромого (Деян. 3,1-11). Их дерзновенная проповедь обращает многих к вере во Христа. Вместе с апостолом Петром он был дважды арестован, допрошен членами Синедриона, но отпущен ими из страха народного гнева (Деян. 4,15-23). Апостолы Петр и Иоанн были посланы к Самарянам, принявшим слово Божие, и по молитвам Апостолов те самаряне «приняли Духа Святаго» (Деян. 8, 17). После Успения Божией Матери апостол Иоанн по выпавшему ему жребию направился в города Малой Азии (территория современной Турции), где трудился над созданием церковных общин и распространением учения Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/23/...

Если же кто продолжает осуждать Петра в легкомыслии, то пусть знает таковой и то, что не написано, что он тотчас поверил Андрею, но что Андрей привел его к Иисусу; а это дело разума более твердого, чем увлекающегося. Ибо Симон не просто принял слова Андрея, но пожелал увидеть и Христа, чтобы, если найдет в Нем нечто стоящее речей, последовать за Ним, а если не найдет, отступить назад, так что приведение Симона к Иисусу есть признак не легкомыслия его, но основательности. — Что же Господь? Начинает Себя открывать ему пророчеством об нем. Так как пророчества убеждают людей не менее чем и чудеса, если еще не более, то Господь пророчествует о Петре. Ты, говорит, Симон, Сын Ионин; потом открывает и будущее: ты назовешься Кифа. Высказав настоящее, чрез то удостоверяет и в будущем. Впрочем, не сказал: Я тебя переименую Петром, но: «ты назовешься»; ибо сначала Он не хотел обнаруживать всю Свою власть, так как еще не имели твердой веры в Него. — Для чего же Господь прозывает Симона Петром, а сынов Зеведеевых — громовыми? Для того чтоб показать, что Ветхий Завет дал Тот же, Кто и ныне переменяет имена, как тогда назвал Аврама — Авраамом и Сару — Саррою (Быт. 17, 5. 15). — Знай и то, что «Симон» — значит послушание, а «Иона» — голубь. Итак, послушание рождается от кротости, которая обозначается голубем. А кто имеет послушание, тот становится и Петром, чрез послушание достигая твердости в добре.     На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета. Андрей, услышав от Предтечи, и Петр, услышав от Андрея, последовали за Иисусом; а Филипп, кажется, ничего не слышал и, однако же, последовал за Господом тотчас, как Он сказал ему: «иди за Мною». Чем же Филипп так скоро убедился? Думается, во-первых, что голос Господа произвел в душе его некоторое уязвление любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

lxii) Боярство, добившись осуждения Никона, обезсилило положение Патриарха в государственном строе . А это обезсиление в свою очередь устранило препятствия к государственному законодательству по церковным делам в 1700–1720 годах, вполне подготовившему и полное уничтожение патриаршества и постепенное полное разрушение общественной деятельности Церкви. lxiii) Сравнение Никона с Крижаничем и Петром I в политических идеях Любопытно сравнение, которое делает Пальмер, между Петром, Никоном и Крижаничем. Никон и Крижанич требуют от правителя государства прежде всего благочестия к Богу, а затем уже силы и мощи (военной и морской) и мудрости для заботы об общем благе, но у Петра первая идея – подвиги и слава и остальные упомянутыя свойства нужны лишь, поскольку они могут вести к подвигам и славе. Крижанич ставит мудрость правителя в соблюдении двух правил: «познай самого себя» и «не доверяй иностранцам». Петр сам ученик иностранцев, наводнил Россию иностранцами разных исповеданий. Здесь Никон едвали бы одобрил второе правило Крижанича в его исключительном значении, но в принципе все же он больше с ним, чем с Петром, но с условием принятия иностранцем православия, если он годный человек. Относительно сил государства. Крижанич не рекомендовал присоединять Балтийские провинции. Никон здесь с Петром, но только без допущения немцев и шведов к высшим государственным должностям, но допустил бы некоторую автономию для местных дел. Что касается мощи государства, то Крижанич и Никон хотят национального согласия и объединения; но Петр разделил Россию на два противоположных и враждебных лагеря с немецкой тенденцией и национальной, из коих одна материалистическая или неверующая, а другая религиозная или, по меньшей мере, супранатуралистическая. Что касается военного командования, то Крижанич не допускает иностранцев; Петр уничтожил наследственную знать и поставил Меньшикова над старыми фамилиями и свободно давал командование иностранцам. Никон, вероятно, не возражал бы против годных иностранцев, если бы они приняли православие, и свободно бы возводил до высшего ранга русского низшего происхождения, и в этом отношении похож на Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Кого-кого только здесь не было! И чиновник без места с прошением в руках, и учащаяся молодежь, и купцы, и какая-то девочка с атрофированной рукой, и масса других больных и страждущих. Полицейский пристав суетился изо всех сил, чтобы установить хоть какой-нибудь порядок, чтобы предотвратить давку. Но вот дверь распахнулась, и в ней показалась уже причастившаяся монахиня. Ее по-прежнему поддерживали под руки, но она шла уже гораздо бодрее с видимым духовным подъемом. Вечером того же дня, когда отец Иоанн, сделав визиты губернатору и еще нескольким лицам, опять заехал в подворье и вместе с другими сел за общий чайный стол, я, обернувшись назад, к великому своему удивлению увидел больную монахиню, сидящею без всякой посторонней помощи на стуле сзади отца Иоанна. Даже румянец заиграл на ее щеках. Она весело смотрела на окружающих и с жадностью прислушивалась к каждому слову, сказанному батюшкою. Я указал на нее отцу Иоанну. Он быстро обернулся, кивнул ей головой и проговорил: – Слава Богу, слава Богу, никто, как Бог. На третий день нашего пребывания в Архангельске я еще больше был поражен, увидев ту же монахиню совершенно здоровую и цветущую, явившуюся к обедне в огромный, переполненный молящимися Свято-Троицкий собор, где служил отец Иоанн. Она стояла среди толпы без всякой посторонней помощи и горячо молилась. В день нашего приезда отец Иоанн отслужил вечерню в Архангельском кафедральном Свято-Троицком соборе, построенном на месте, по преданию, указанном самим Петром Великим. Это прекрасный величественный храм, поражающий выдержанностью и строгостью линий своего огромного, в несколько ярусов золотого иконостаса. В верхний этаж собора ведет широкая лестница, на которой поставлены три пушки, пожалованные Петром I в 1701 г. архиепископу Афанасию со взятых в том году под Архангельском шведских фрегата и яхты. У правой от входа стены под золоченым балдахином, поддерживаемым тремя колоннами и двумя резными из дерева, в человеческий рост ангелами, помещается сосновый шестиаршинный крест, сделанный собственноручно Петром Великим в память избавления от бури в Унских рогах и перенесенный сюда из Пертоминского монастыря с разрешения императора Александра I. На кресте вырезана Петром голландская надпись: Dat Kruus maken Kartein Piter van a. Chr. 1694.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сделанный нами экскурс показывает, что упоминание в Послании к Галатам о конфликте между Петром и Павлом было предметом споров в ранней Церкви. Споры стали особенно жаркими в IV веке, когда вышедшая из катакомб христианская Церковь вела огромную работу по систематизации канона Священного Писания Нового Завета и толкованию новозаветных текстов. Авторитет Петра и Павла к тому времени был настолько высок, что сама мысль о возможности конфликта между ними многим представлялась кощунственной. Именно поэтому и получил широкое распространение взгляд на этот конфликт как на притворный, срежиссированный обоими апостолами по взаимному сговору с целью убедить бывших иудеев отказаться от иудейских обычаев. Данный взгляд, однако, разделяли не все комментаторы, что явствует из примера блаженного Августина . Споры в Коринфе Рассматривая упоминания о Петре в посланиях Павла, мы не можем пройти мимо следующего текста из Первого послания к Коринфянам: Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» ( 1Кор. 1:11–12 ). Из этих слов следует, что в Коринфе в то время, когда Павел писал свое первое послание христианам этого города 345 , существовала партия последователей Петра. Откуда взялась эта партия? Были ли ее члены обращены в христианство Петром? Бывал ли сам Петр в Коринфе? На эти вопросы ученые отвечают по-разному. В первой половине XIX века тюбингенский профессор Ф. Баур разработал теорию, согласно которой в ранней Церкви существовало два противоборствующих течения – петринизм и павлинизм. Ареной борьбы якобы был Коринф, где разразились баталии, отраженные в Первом послании к Коринфянам. Эта теория оказала влияние на некоторых последующих ученых, однако в целом была отвергнута научным сообществом 346 . «Слабым местом этой теории, – пишет современный отечественный исследователь, – является отсутствие каких-либо свидетельств посещения Коринфа апостолом Петром. Это не исключает возможности посещения Коринфа проповедниками из общин, основанных апостолом Петром, но убедительных свидетельств того, что эти люди инициировали или возглавили там оппозицию апостолу Павлу, также не существует» 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И того: денег 16 рублев 20 алтын, ржи 8 чети с полуосминою и полчетверика, овса 7 чети с четвериком, по 15 алтын юфть. И того 3 рубли 16 алтын 2 деньги. Всего денег и за хлеб 20 рублев 3 алтына. На посаде 2 церкви. 2) В Рождественской слободе церковь Рождества Христова (Уского конца на посаде); при ней поп Терентей Никитин 48 лет, дьячек и пономарь. Дани 1 рубль 4 алтына 5 денег; по книгам Звенигородские десятины поповского старосты села Кляпова Николаевского попа Ивана, те деньги на нынешний 1715 год взяты, платил он староста 81 . 3) В Вознесенской слободе церковь Вознесения Господня; при ней поп Макарей 25 лет, дьякон Афанасий 27 лет, Феоктистовы, дьячек и пономарь. Дани 1 рубль 7 алтын с деньгою. Стан Городской 1) За барином Петром Павловым сыном Шафировым, что в Переписных 186 (1678) году книгах написано Кормового дворца за подключником Петром, да за Герасимом Суровцовыми, в селе Дяденкове одна церковь , во имя Св. мученика Мины 82 ; при ней поп Никита Петров 60 лет, и дьячек. Дани (в патриаршую казну) 1 рубль 16 алт. 3 деньги. 2) За ближним боярином Алексеем Петровичем Салтыковым, что в Переписных 186 года книгах написано за боярином Петром Михайловичем Салтыковым, в селе Козине 83 одна церковь, во имя Введения Богородицы, да в пределе Николая Чудотворца; при ней поп Иван Петров 35 лет; дьячек, пономарь и просвирница Саломонида Евтропьева 70 лет. Дани церковныя 1 рубль 2 алтына 2 деньги. 3) За стольники за Алексеем, да за Иваном Петровичи Шереметевыми, что в Переписных 186 г. книгах написано за боярином Петром Васильевичем Шереметевым, в селе Спаском, Уборы тож 84 , одна церковь Спаса Нерукотворенного образа; при ней поп Сергей Назаров 35 лет, дьячек, у него мать вдова просфирня 80 лет. Церковной дани 1 рубль 1 алтын с деньгою. 4) За Святейшим Патриархом, что в Переписных 186 году книгах написано за боярином князем Юрьем Алексеевичем Долгорукова, в селе Дмитровском (на р. Истре) 85 одна церковь Св. Димитрия Селунского; при ней поп Дмитрей Гаврилов 60 лет, дьячек и пономарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

д. Иерусалимскую церковь основал сам Господь и все апостолы вместе. β) Это представление, что именно Петр есть основатель римской церкви, возникшее позже I-II веков, не точно. По Фирмилиану, Киприану и Стефану Римскому 1119 , жившим в III веке, римская кафедра есть именно кафедра Петрова, т. е. основателем римской церкви представляется один Петр. А по древнейшему представлению св. Игнатия, Дионисия Коринфского, Иринея, Тертуллиана , самого Климента Римского и Постановлений апостольских 1120 , по представлению, основанному на сказании священного Дееписателя и послания апостола Павла к Римлянам, учили в Италии, в Риме основали и устроили римскую церковь – Петр и Павел вместе, и Павел был первым из апостолов проповедником Евангелия в Риме и, следовательно, первым основателем римской церкви. αα) Яснейшие свидетельства о том, что Петра и Павла первоначальная древность представляла равно основателями римской церкви, дают Дионисий Коринфский, который говорит в послании к епископу римскому: «вы таким постановлением, произращенное Петром и Павлом, произрастание Римлян и Коринфян совокупили: ибо оба они... в вашей Италии проповедовали вместе» 1121 ; св. Ириней, который говорит: «Римская церковь основана и устроена двумя славнейшими апостолами, Петром и Павлом» 1122 , – и Евсевий, который повторяет эти свидетельства Дионисия Коринфского и Иринея и еще свидетельство писателя II века Кая: «Петр и Павел основатели римской церкви» 1123 . ββ) Что Павел был первым из апостолов благовестником Евангелия в Риме, и значит – первым основателем римской церкви, к такому заключению ведут, после слов апостола Павла, что ему – Павлу вверено бысть благовестие необрезания, якоже Петру обрезания, – что апостолы Иаков и Кифа и Иоанн дали ему – Павлу десницы общения, да он с Варнавою идет во языки они же во обрезание ( Гал. 2, 7–9 ), – после всеобщего голоса древности, который провозгласил Павла апостолом языков, – после содержания 1 главы Послания к Римлянам и последней главы Апостольских Деяний, которые приводят к мысли, что римские жители, если и знали Христа, то никого еще из апостолов не видели, – после совершенного молчания священного Дееписателя о пребывании Петра в Риме, как прежде, так и после первого прибытия Павлова в Рим, – к такому заключению ведет свидетельство Постановлений апостольских, по которым 1124 первый римский епископ Лин рукоположен Павлом, а Климент, третий епископ, рукоположен Петром: и по Тертуллиану , Петром рукоположен Климент 1125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010