Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРСА [польск. bursa; нем. bursche; от позднелат. bursa - кошель, касса, стипендия], общежитие при духовном учебном заведении (в России до 1917). Первоначально общая касса к.-л. союза или учреждения, напр. мон-ря, братства и т. п. В средневек. ун-тах - денежная сумма, ассигнованная учредителем ун-та на содержание одного студента. До появления общежитий (коллегий) ун-ты пользовались правом льготного найма помещений, размер платы определялся специальной комиссией, решения к-рой были обязательны к исполнению для всех граждан, сдающих квартиры. Многочисленные конфликты, возникавшие между студентами и горожанами из-за квартирного вопроса, а также стремление ун-тов предохранить своих воспитанников от деморализующего влияния улицы привели к образованию в XIII в. общежитий (коллегий). Денежная сумма, причитавшаяся каждому члену коллегии для оплаты своего содержания, именовалась Б., а студенты, жившие в общежитии, - бурсаками (bursarii, bursiati). Б. называли и каждое отдельное место в коллегии, предназначенное для студента. Впосл. это наименование распространилось и на все общежитие бурсаков в целом. В этом последнем смысле Б. представляла собой ассоциацию студентов, связанных правилами внутреннего распорядка. Бурсаки обязаны были собираться на общие трапезы, участвовать в церковных торжествах и научных мероприятиях. На Руси слово «Б.» стало употребляться с XVII в. Первые Б. появились при учебных заведениях (как католич., так и правосл.) в Юго-Зап. Руси. Ближайшим образцом для них служила католич. Краковская академия. Наибольшую известность приобрело общежитие при киевской братской школе (см. Братские школы ), возникшее в 1-й пол. XVII в. в результате преобразования свт. Петром (Могилой) странноприимного дома, состоявшего при уч-ще, в помещение для нуждающихся воспитанников. Скудное содержание подталкивало бурсаков искать дополнительные материальные средства. В кон. XVII-XVIII в. в обычай вошел сбор добровольных пожертвований, организовывавшийся самими студентами: бурсаки ежегодно избирали из своей среды 2 префектов, неск. ассистентов и секретарей, им поручалась особая книга (album), с к-рой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей и в к-рой регистрировались все сделанные пожертвования. Студенты также создавали артели, путешествуя по городам и селам, они совершали богослужения, пели канты, произносили речи и стихи, осуществляли театральные постановки и т. о. добывали деньги, необходимые для продолжения учебы. В XVIII в. при митрополитах Рафаиле (Заборовском) и Арсении (Могилянском) при КДА были возведены новые здания для размещения бурсаков, в результате чего бытовые условия студентов значительно улучшились. В 1786 г. при митр. Самуиле (Миславском) воспитанникам был воспрещен сбор подаяний.

http://pravenc.ru/text/153673.html

Причт церкви состоит из священника и двух псаломщиков: на содержание их поступает 36 десят. церковной земли, из которой усадебной 3 десят., полевой 30 д. и неудобной 3 десят. Во всех селениях прихода с. Петрищева имеются школы, а именно: в с. Петрищеве земская школа и в деревнях: Игнатьеве, Коптевой, Николаевке и Малой Самолковой школы грамоты. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Белевский уезд, стр. 186. Мне не удалось пока найти изображение Успенской церкви в Петрищеве и достоверно определить место, где она находилась. Однако привязывать храмовое место к памятнику декабристу Г.С. Батенькову я бы не стал. Во-первых, памятник и остатки надгробной плиты Батенькова расположены в низине, у самой плотины Петрищевского пруда, в таких размываемых половодьем местах кладбища, не говоря уже о храмах, никогда не устраивали. А похоронен был Г.С. Батеньков, согласно его завещанию, рядом с могилой его друга Алексея Андреевича Елагина. У Елагиных, владельцев Петрищева, было своё семейное кладбище, рядом с церковью. Вот фрагмент воспоминаний М.В. Беэр, внучки знаменитой Авдотьи Петровны Елагиной: " В Петрищеве же была церковь построена отцом Авдотьи Петровны, Петром Николаевичем Юшковым, но предел Св. Варвары, в котором могила деда моего Алексея Андреевича Елагина (мужа Авдотьи Петровны) выстроена ею, и все образа в иконостасе написаны самой Авдотьей Петровной и ризы на них вышиты бисером и шелками Марией Васильевной Киреевской, Елизаветой Алексеевной Елагиной (дочерьми Авдотьи Петровны) и моей матерью Екатериной Ивановной Елагиной, урожден(ной) Мойер " . И ещё: " Похоронили бабушку в Петрищеве, возле церкви, рядом с ее сыном Николаем Алексеевичем и дочерью Елизаветой, умершей в (18)48 году, 24-х лет. Позднее, в 1879 году там же похоронили ее последнего сына Василия Алексеевича Елагина " . Теперь о церкви. По словам местных жителей, она была разрушена ещё до войны, разобрана на кирпичи, из которых потом построили магазин, развалины которого до сих пор можно наблюдать у плотины, но с противоположной от памятника Батенькову стороны пруда. В воспоминаниях Елагиных и Беэр упоминается недовольство, которое испытывали семейства от " близкого соседства барского дома с деревней на противоположной стороне пруда " . Вряд ли П.Н. Юшков, как устроитель церкви, разместил бы её среди домов крестьян или переносить от места, где прежде стояла деревянная Никольская церковь и находились могилы предков.

http://sobory.ru/article/?object=41920

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Велимир Хлебников Хлебников Велимир (Владимир) Викторович (1885–1922) – поэт. Уже в декабре 1912 года в первой листовке русских футуристов «Пощечина общественному вкусу» он был провозглашен «гением – великим поэтом современности». «Хлебников – это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства», – писал в 1914 году Василий Каменский. «Гением и человеком больших прозрений» называл его Михаил Кузмин. Не менее выразительна характеристика Осипа Мандельштама, который, как и Михаил Кузмин, во многом был антифутуристом: «Какой это идиотичный Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе – железнодорожный мост или „Слово о полку Игореве». Поэзия Хлебникова идиотична – в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова… Каждая его строчка – начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ощущение камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоиться. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия будут черпать все, кому не лень». С тех пор уже почти сто лет этот «требник» востребован в русской поэзии. Но и сам Хлебников в свою очередь не только создавал новые образы и слова, а брал их из церковных сборников молитв – «Требников», самый знаменитый из которых составлен и издан в 1647 году киевским митрополитом Петром Могилой . Велимир Хлебников, вне всякого сомнения, был знаком с феноменальным явлением древнерусского словотворчества. Богу Заря слепотствует немливо. Моря яротствуют стыдливо. Дитя лепетствует стеня. И я яротствую буйливо. Мы все Твоя! Мы все Твоя! Один Ты наш, один Ты наш. 1907 Из «Великого четверга» Там люди идут в рощи Молиться – ложе с кем Весною разделить; И пламя глазом божеским На белых старцев нить (Молящиеся мощи)

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Архив Пн Освящение храма. Сборник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 413 с. 23 октября 2007 г. 18:08 Книга «Освящение храма», выпущенная в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви , представляет собой богослужебное издание, в котором собраны чины закладки и освящения храма, различные дополнительные последования, связанные с освящением, а также чины благословения и освящения крестов, икон, богослужебной утвари. Издание состоит из двух частей. Первая включает в себя сами тексты чинопоследований, по традиции напечатанные в две краски, вторая содержит комментарии к чинам. Основой для составления сборника, который задуман как собрание всех богослужебных чинопоследований, связанных с освящением храма и печатавшихся в славянских изданиях богослужебных книг, послужили издания как синодальной эпохи, так и XX в. — Большой, Дополнительный и Малый Требники, Чиновник архиерейского священнослужения, издания богослужебных чинов в виде отдельных брошюр; два небольших чина — «Чин омовения святыя трапезы» и молитва на очищение храма, оскверненного «от пса и от всякия другия нечистоты», — даны по московскому изданию Потребника 1625 г.; «Чин, бываемый при основании церкве и водружении креста», «Чин основания новаго монастыря» и «Благословение и освящение новосозданнаго монастыря» напечатаны по Требнику, составленному свт. Петром (Могилой) и изданному в Киеве в 1646 г. (орфография чинов по указанным изданиям 1625 и 1646 гг. приведена в соответствие современным нормам церковнославянского языка). Особо следует отметить, что «Чин омовения святыя трапезы» (в константинопольской богослужебной традиции этот чин являлся составной частью приготовлений храма к празднику Пасхи, которые начинались именно с омовения святого престола), не печатавшийся в синодальных изданиях Большого Требника, но доныне входящий в общепринятые греческие издания богослужебных книг (напр., Большой Евхологий, Афины, 1992r), предназначен только для архиерейского богослужения — он может совершаться архиеерем в случае необходимости заменить обветшавшие срачицу или вервие освященного престола.

http://patriarchia.ru/db/text/312497.htm...

Борьба братьев Скрибан за канонический строй Румынской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Геннадий Большаков Борьба братьев Скрибан за канонический строй Румынской Церкви Период ожесточенной борьбы Скрибанов сначала с реформами правительства Кузы, а потом Карла, известен в истории Румынской Церкви под именем борьбы за канонический строй Церкви. Родные братья епископы Ставропольский Филарет и Эдесский Неофит выступили мужественными защитниками канонического строя и традиций Румынской Церкви в XIX веке. Епископ Ставропольский Филарет (Скрибан) / Епископ Филарет (Скрибан), в миру Василий родился в 1811 году в местечке Бурдужени, расположенном на границе с Австрией. Начальное образование он получил в доме своих родителей и у греческих монахов Федоровского монастыря. Затем он отправился в Яссы, где очень успешно окончил курс Ясской академии. Как выдающийся студент он был оставлен в академии в качестве профессора географии и французского языка. Серьезный, вдумчивый и глубокий знаток румынской истории и народа, Василий Скрибан был одним из немногих в то время, кто отчетливо понимал, что душу этого народа составляет православная вера, что вне Православия невозможно его здоровое развитие и самобытная национальная жизнь. Уже будучи профессором Ясской академии, он покидает кафедру и в качестве простого студента поступает в Киевскую духовную академию, основанную его соотечественником Петром Могилой. За два года, проведенные в академии, Василий успел прекрасно изучить русский язык и получить степень магистра богословия. Здесь же, в Киеве, сразу по окончании академии он с согласия митрополита Вениамина Костаки был пострижен в монахи с именем Филарета. Прежде чем отправиться на родину, он поехал в Москву и там, в течение двух месяцев, жил у митрополита Филарета. Позже он часто вспоминал о том, насколько важны были для него беседы с московским святителем. Прощаясь со Скрибаном, митрополит Филарет подарил ему панагию - в знак того славного архиерейства, которое с великой честью и пользой для Церкви проходил Филарет Скрибан.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Кафедральный собор блгв. кн. Александра Невского (Таллин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Александра Невского (Таллин) Собор Александра Невского — ставропигиальный кафедральный православный соборный храм в ведении Эстонской Православной Церкви Московского патриархата (с мая 1945). Находится в Таллине, на возвышении Тоомпеа (Вышгороде), в народе прозванном могилой Калевипоэга. Архитектор — М. Т. Преображенский. Содержание История [ править править код ] Возведён к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. Из восьми предложенных вариантов для возведения собора наилучшим местом оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента). 19 февраля 1887 года православное духовенство Ревеля подало Эстляндскому губернатору князю Сергею Владимировичу Шаховскому докладную записку, которая объясняла необходимость строительства нового собора. Синод признал строительство нового храма действительно необходимым и ассигновал 60 тысяч рублей. По ходатайству губернатора, 2 апреля 1888 года было дано императором Александром III разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи. Основные проблемы и непредвиденные затраты появились у комитета по постройке нового собора при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался с апреля 1888 по середину 1892 года. Комитету было предложено восемь вариантов, наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента Эстонии) 20 августа 1895 года Высокопреосвященнейшим Арсением, Архиепископом Рижским и Митавским было проведено торжественное освящение закладки собора. Двумя годами позднее, 2 ноября 1897 года, благодаря усилиям главного подрядчика, купца первой гильдии Ивана Дмитриевича Гордеева, на купола собора были торжественно установлены железные позолоченные кресты. Позолота куполов храма проведена в середине 1898 года мастером и купцом второй гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для нового храма были выполнены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. Полное их число составило — одиннадцать колоколов. Мероприятие по освящению и установке колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Изначально проект нового храма предусматривал установку мраморного иконостаса, однако в процессе строительства собора, было принято решение о замене его позолоченным деревянным. Эта работа была поручена Петру Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никаноровича Новоскольцева. По его же проектам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке были изготовлены витражи, который затем были установлены в окнах алтаря. Пятиглавый трёхпрестольный собор, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно, выполненными академиком архитектуры А. Фроловым.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Киев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы ( " Десятинная " , вторая). Церковь Десятинного Николая /// Объект утрачен Литография Фабианского 1857 г. с рисунка неизвестного художника начала XIX в. 22,2х29. Галерея киевских достопримечательных видов, тетрадь VII, К., 1857 г. Напечатано в литографии А. Гаммершмида Елена Григорьева 1 июня 1857 Карта и ближайшие объекты Церковь, отстроенная в 1643 г. Петром Могилой, занимала только юго-западный угол древнего храма. По плану это был удлиненный прямоугольник, имевший граненую апсиду. Средняя часть нового сооружения имела вид башни, перекрытой четырехгранным шатровым верхом, на котором помещался деревянный граненый барабан с грушевидной баней. С запада к церкви прилегал деревянный притвор с колокольней. «Сквозь века: Киев в изобразительном искусстве 12–20 в.»-К.: «Искусство», 1982 г., 103, перевод с украинского. Десятинная церковь (989-996) сильно пострадала от ополчения 11 князей, собранных Андреем Суздальским или Владимирским против в.к. Мстислава Изяславича, причем лишилась значительной части своих драгоценностей; то же бедствие потерпела церковь в 1203 г. от половцев, взявших Киев под предводительством Рюрика с Ольговичами; наконец, она была разрушена почти до основания в 1240 г. Батыем. От прежней постройки остался один юго-западный угол; все остальное представляло собою груду обломков и щебня, над которой, за 400 лет выросли крупные деревья; все годное из этой груды киевляне разбирали для своих построек и, конечно, уничтожили массу памятников седой отечественной старины.  В таком виде дело шло до Петра Могилы, который решил, хотя отчасти, восстановить памятник начала христианства на Руси. Для этого к оставшемуся юго-западному углу были пристроены стены и над ними сделана верхняя деревянная постройка; внизу храм освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а вверху устроен придел в честь апостолов Петра и Павла. Произошло это в 1635 (1643) г., причем П. Могила поставил в храм древний образ св. Николая, отчего эта церковь и получила в народе название Десятинного Николая, под которым известна и поныне. 

http://sobory.ru/article/?object=55497

Митрополит Киевский Владимир возглавил торжества по случаю 20-й годовщины возрождения Покровского Голосеевского монастыря г. Киева 17 июня 2013 г. 20:53 16 июня 2013 года в Покровском Голосеевском монастыре г. Киева состоялись торжества по случаю 20-летия возрождения монашеской жизни в обители. Божественную литургию в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир . Перед началом богослужения митрополит Владимир совершил чин освящения храма. Его Блаженству сослужили: наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , митрополит Черкасский и Каневский Софроний , архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , епископы Макаровский Иларий и Фастовский Дамиан , наместник монастыря архимандрит Исаакий (Андроник), духовенство столицы и братия монастыря в священном сане. На малом входе митрополит Владимир удостоил ряд насельников Голосеевского монастыря богослужебных наград. По окончании богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил братию и паломников с юбилеем возрождения монашеской жизни в монастыре и поблагодарил отца-наместника и всех, кто потрудился для возрождения и развития Голосеевской обители. Затем Его Блаженство совершил освящение накупольных крестов для монастырского храма во имя великомученка Иоанна Сочавского. В завершение митрополит Владимир отслужил заупокойную литию по особо почитаемой монахине Алипии (Авдеевой), которая подвизалась на месте возрожденной обители. Голосеевская пустынь основана на земле, приобретенной молдавским воеводой Петром Могилой, будущим митрополитом Киевским. В 1631 году архимандрит Киево-Печерской лавры Петр (Могила) построил в этом монастырском владении церковь в честь святого великомученика Иоанна Сочавского, происходившего из родной ему Молдавии, а также дом для себя, разбил сад и заложил монастырь (сейчас большая часть исторической территории обители входит в состав ботанического сада Национального аграрного университета, на меньшей части восстанавливается монастырское хозяйство).

http://patriarchia.ru/db/text/3050271.ht...

Молебное пение совершается каждую пятницу перед Владимирской иконой Божией Матери, предваряя церемонию поклонения Терновому венцу Спасителя. На первых двух акафистах молились несколько десятков православных, сообщил «Церковному Вестнику» клирик парижского Трехсвятительского храма директор Паломнического центра Корсунской епархии священник Николай Никишин. Дмитрий Анохин 17 марта 2014 г. 16:59 В ходе нее предполагается собрать средства на пасхальные подарки (праздничный кулич и шоколадное яйцо) для 22970 нуждающихся — тяжело больных одиноких пожилых, детей-сирот, инвалидов, многодетных семей, пациентов больниц. Стоимость набора — 60 человек, так что всего необходимо 1378,2 тыс. руб.   Дмитрий Анохин 17 марта 2014 г. 14:59 В рамках празднования Дня православной книги в Хабаровске состоится выставка «Книга, названная Требником», на которой все желающие смогут увидеть как выглядела одна из древних богослужебных книг XVII века , составленная Киевским митрополитом Петром Могилой. Большой Требник Петра Могилы был издан в 1646 году. 13 марта 2014 г. 17:10 К юбилею преподобного Сергия Радонежского в издательстве Троице-Сергиевой Лавры готовится книга, посвященная иконографии святого. О малоизвестных фактах иконографического изображения преп. Сергия рассказал ЦВ автор книги, заместитель  руководителя иконописной школы при МДА иерей Сергий Чураков. Алексей Реутский 13 марта 2014 г. 16:50 В Издательстве Московской Патриархии вышел третий том Собрания трудов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это вторая книга второй серии «Слово пастыря», объединившая проповеди на Господские и Богородичные праздники, слова в дни от Пасхи до Пятидесятницы, в дни празднований в честь чудотворных икон Божией Матери, в воскресные дни и в дни памяти святых, послания в дни этих праздников, обращения к читателям СМИ и телезрителям и слова по разным случаям, произнесенные с 1999 по 2011 годы. Дмитрий Анохин 12 марта 2014 г. 15:59 Вчера в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию вручения премии им. Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов, за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». После приветственного слова, с которым Святейший Владыка обратился к собравшимся, он вручил дипломы и памятные знаки лауреатам премии за 2013 год: президенту Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Милораду Додику, пресдедателю Братства православной молодежи в Польше Марте Цальпинской и председателю правления Международной общественной организации «День Крещения Руси» Олегу Кривошее.

http://e-vestnik.ru/news/page/52/

Петр и Павел – почитай о них в метро или за ужином. И они зайдут к тебе в гости Приключенческий роман и увлекательная переписка – как еще совершить путешествие в мир апостолов 12 июля, 2021 Приключенческий роман и увлекательная переписка – как еще совершить путешествие в мир апостолов Как попасть в собор Петра на месте цирка Нерона, увидеть белую статую Павла и посетить его могилу в крипте базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, рассказывает монахиня Елизавета (Сеньчукова). Но чтобы встретиться с апостолами Петром и Павлом, необязательно ехать в Рим – можно и просто почитать о них, сидя в уютном кафе или в любимом домашнем кресле. И тогда они сами придут в гости. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Ты приезжаешь в Рим и первым делом идешь в собор святого Петра – главный храм Католической Церкви. Он огромный, художественно совершенный, подавляющий своими размерами. Ты заходишь, не задумываясь, что это великолепие воздвигнуто над цирком Нерона, где в 64 году был распят апостол Петр. Здесь же была и его могила. Теперь это мрачное место стало яркой достопримечательностью, здесь фотографируются веселые туристы, толпятся паломники со всего света. Ты смотришь на этот центр христианского мира и думаешь не о цирке Нерона, а о, скажем, сериале «Молодой папа» или о том, как было бы здорово попасть на папскую проповедь. Не потому что ты очень любишь Римского Папу, а потому что – ну Папа же, как его упустить? Только когда вы спуститесь в крипту (кстати, без экскурсии туда попасть нелегко), увидите капеллу над могилой апостола – вас внезапно пронзит: конечно, это же здесь было. И из облака белых колонн, из тени Пьеты Микеланджело, из толпящихся мраморных скульптур выплывет фигура малограмотного и слабохарактерного (ну слабость же – и отречение от Христа у дома первосвященника, и попытка бежать от верной гибели из Рима – кстати, на древней Аппиевой дороге, месте явления Христа убегающему ученику, стоит часовня «Quo vadis?», «Куда идешь?», тоже святыня, которую стоит посетить просто для атмосферы) рыбака с глубокой и искренней верой. «Ты Христос – Сын Бога Живаго!» – ни на секунду он не усомнился, побежал к гробнице Господа, едва услышал о Воскресении.

http://pravmir.ru/petr-i-pavel-pochitaj-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010