В конце XVII в. с северной стороны трапезной был сооружен придел как самостоятельная церковь Климента, папы Римского (с 1819 г. прп. Сергия Радонежского), состоящего из пятиглавого четверика и трапезной. В интерьере Знаменского храма сохранилась живопись 1850 г., в приделе — 1909 г. (выполнена Е. П. Пашковым по эскизам М. В. Нестерова). Храм закрыли в 1930 г., здание приспособили под физическую лабораторию. В 1960-1970-х гг. церковь частично реставрировали. В 1997 г. храм возвращен верующим, первым освятили Всехсвятский придел. При храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, Историко-краеведческое приходское общество, при котором открыт небольшой музей. В 2002 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Знаменскому храму официально придан статус храма при ГУ МВД по г. Москве. В 2007 г. основные работы по реставрации шли в приделе преподобного Сергия Радонежского, был изготовлен иконостас для Сергиева придела, который установили в декабре 2008 г. В феврале 2008 г. Филатовскими реставрационными мастерскими (г. Москва) началось восстановление уникальной живописи в Сергиевом приделе, проводившееся по сохранившейся фотофиксации. В приделе преподобного Сергия Радонежского в 1914 г. в стиле раннего русского модерна по эскизам и при участии М.В. Нестерова придел расписал его ученик Е.П. Пашков. Известное всем " Явление отроку Варфоломею " (фрагмент из жития преподобного Сергия Радонежского) заняло свое место на южной стене придела, в алтаре на Горнем месте находится " Сыне Единородный " В.М. Васнецова. Церковный модерн, прекративший свое развитие в связи с революцией 1917 года, встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет огромное значение не только для прихожан храма, но и для специалистов: художников, реставраторов, искусствоведов. В марте 2009 г. работы по восстановлению живописи завершились, а в октябре 2010 г. были подняты хоросы и повешены светильники, изготовленные по специальной технологии для этого придела.Много находок и открытий было сделано в это время. Самый яркий пример - осколки мраморной плиты в память сотрудников жандармерии, погибших в 1905-1906 гг. Теперь их имена занесены в синодик храма и поминаются за каждой Божественной литургией. А нынешнее руководство милиции занесло их имена на Доску памяти, у которой проходят панихиды о погибших сотрудниках.

http://sobory.ru/article/?object=04540

В минейных циклах фигуры прав. Симеона и А. помещались, как правило, после праздника Сретения (в соответствии с днем памяти), напр., в Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в., на иконах «Минея на февраль» кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), на двусторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ) - с крестом и свитком в руках; на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 гг.- руки А. прижаты к груди; на иконе «Минея годовая» посл. трети XVIII в. (ЦМиАР). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова XVIII в. об А. сказано: «аки Пятница, риза бакан, испод празелен» ( Большаков. С. 70). Существует ряд патрональных изображений с образом А. Очевидно, как соименная святая императрицы Анны Иоанновны А. введена в программу иконостаса Исаакиевского собора в С.-Петербурге, где изображена во 2-м ряду на мозаике Ф. П. Брюллова сер. XIX в. в рост, старицей с развернутым вверх свитком в руке, вместе с прав. Елисаветой (напротив мц. Александра и св. Мария Магдалина). Палеосные изображения А. присутствуют в строгановском лицевом шитье: на пелене «Владимирская икона Божией Матери с избранными святыми» 1626 г. (СИХМ); на плащанице «Положение во Гроб» 1661 г. (ГМЗРК) и на пелене «Воздвижение Креста с избранными святыми» 50-х гг. XVII в. (СИХМ) - произведениях мастерской А. И. Злобиной, супруги Д. А. Строганова, покровительницей к-рой являлась А. В 1714 г. в С.-Петербурге построена деревянная ц. во имя прав. Симеона и А. в память о рождении дочери имп. Петра I Анны; в 1734 г. на этом месте (ул. Моховая, 46) освящен в присутствии императрицы Анны Иоанновны каменный храм, воздвигнутый по проекту М. Г. Земцова . В Москве ц. во имя А. (1887) находилась в доме призрения им. Мазуриных (Котельническая наб., 17). Приделы прав. Симеона Богоприимца и А. имеются в ц. во имя св. Илии Пророка «Обыденного» (построена в 1702, придел устроен в 1706), в Благовещенской ц. в Петровском парке, возведенной в 1844-1847 гг. на средства А. Д. Нарышкиной архит. Ф. Ф. Рихтером. Лит.: Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы. Кат. выст. М., 1991. С. 137-138. Кат. 83; С. 146-148. Кат. 91-94; С. 158-159. Кат. 102; Ерминия ДФ. С. 94; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994. Т. 1. С. 223-225. 95; Сорок сороков. Т. 2. С. 285-286, 506-507; Т. 3. С. 163; Большаков. Подлинник иконописный. С. 70; Евсеева. Афонская книга. С. 163, 194, 274; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999. С. 66-68. Кат. 15; С. 78-79. Кат. 20.

http://pravenc.ru/text/115542.html

В своем обращении к участникам конференции Андрей Николаевич Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная», заметил: «Мы должны объединить наши силы, чтобы наш многострадальный народ понял, с кем он и зачем и почему он…». Андрей Николаевич обратил внимание собравшихся на то, что возрождение России, по пророчествам, начнется с глубинки, и что, может быть, оно пойдет с тех мест, где проходил Приамурский Земский Собор. Ключевые идеи, размышления и предложения выступавших на конференции указывали на дела и плоды Приамурского Собора, которые нужно продолжать и приумножать сегодня ради православного самодержавного будущего нашего Отечества. На конференции было отмечено, что одним из существенных начал в работе Приамурского Собора 1922 года во Владивостоке стало стремление дать четкую оценку всей случившейся в стране трагедии, всем событиям 1917–1922 года. Собор был призван обличить совершенные злодеяния – предательство Христа и зверское убийство Его Помазанника. Один из организаторов прошедшей в Москве конференции, при поддержке которого состоялось собрание в Петровском зале гостиницы «Националь», меценат, историк и просветитель Василий Вадимович Бойко-Великий подчеркнул, что Приамурский Земский Собор был посвящен тому, чтобы очистить от клеветы, от клеветнических наслоений идею Самодержавия и восстановить Православную монархию. И как отметила в своем докладе Галина Васильевна Ананьина, Председатель правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского патриотического общества, Приамурский Собор проходил под благословением Иконы Божией Матери «Державная», которая стояла в это время в Успенском кафедральном соборе Владивостока. Восстановление Самодержавия в России путем соборного покаяния, путем духовного преображения народа – вот главная идея Приамурского Земского Собора, о которой говорили участники конференции. Авторитетный исследователь Приамурского Земского Собора и жизни генерала Дитерихса, профессор МПГУ, историк Василий Жанович Цветков поблагодарил организаторов конференции за то, что вспомнили о 100-летии великого события, поскольку сегодня, по его словам, существует установка говорить о 100-летии создания СССР . Также Василий Цветков заметил, что Приамурский Собор отличался надпартийностью, в нем не участвовали никакие партии.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/27/ug...

в Тобольске в семье чиновника. Учился вначале в Тобольске, затем в Москве в «архитектурной команде» у Д.В.Ухтомского и И.К.Коробова. В 1754 г. Кокоринов переехал в Петербург, был произведен в архитекторы и поступил в помощники к Растрелли. С 1758 г. Кокоринов был связан с Академией художеств, где был одним из первых русских преподавателей. В 1760 г. он был назначен инспектором, а в 1761 г. – директором, а в 1769 г. профессор Кокоринов стал ректором Академии художеств. Ранние работы Кокоринова построены в стиле барокко. По его замыслу возведен дворец-усадьба К.Г.Разумовского в Петровском-Разумовском под Москвой (1752–1753). Свои представления о классицизме Кокоринов в полной мере воплотил в здании петербургской Академии художеств (1764–1788), его совместной работе с французским архитектором Ж.Б.Валлен-Деламотом. Здание Академии художеств отличается рациональностью и геометрической сдержанностью фасадов и цельностью образа, и в наши дни поражающего одновременно внушительностью объемов и изысканностью воплощения. Сегодня мы вспоминаем выдающего русского мыслителя и государственного деятеля Константина Петровича Победоносцева, скончавшегося 10/23 марта 1907 года . Он родился 21 мая 1827 г. в день Владимирской иконы Божией Матери в семье профессора Московского университета. Дед Победоносцева был священником. Образование он получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1846 г., служил чиновником в московских департаментах Сената. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом». В 1860-65 гг. был профессором кафедры гражданского права в Московском университете. Выпустил курс «Гражданского права», выдержавший пять изданий, учебное пособие стало настольной книгой юристов того времени. В 1865 г. Победоносцев был назначен воспитателем и преподавателем истории права к Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу (скончался в молодом возрасте) и его брату Великому Князю Александру Александровичу (будущий Император Александр III), а позже – к Цесаревичу Николаю Александровичу (будущий Император Николай II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/23/de...

В храме Сомино служили подвижники архимандрит Кирилл (Начис), протиерей Иоанн Миронов, архимандрит Груий (Кузьмин), протоиерей Александр Прокофьев. С 1992 г. в храме служит протоиерей Геннадий Владимирович Беловолов. С 1995 г. он является настоятелем храма в Сомино. Отец Геннадий на дальнем приходе построил храм во имя св. Иоанна Кронштадтского в с. Подборовье (освящен в 1997 г.) и храм во имя иконы Божией Матери " Невской Скоропослушницы " в с. Заборье (освящен в 2006 г.), посвященный подвигу Дороги Жизни в годы блокады. В настоящее время отец Геннадий окормляет в общей сложности семь храмов. Отец Геннадий является основателем и директором Мемориального музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте (открыт в 1999 г.), а также Музея игумении Таисии при Леушинском подворье. Своим служением отец Геннадий старается показать людям, что церковь - это не " бюро религиозных и ритуальных услуг " , а дом Бога, открытый для каждого верующего. В престольный праздник свв. Петра и Павла 12 июля (Петров день) совершается крестный ход по селу Сомино. После праздника открывается возрожденная Соминская Петровская ярмарка и народные гуляния. В храме в Сомино сохранились росписи XIX в. в стиле Бруни. Росписи реставрировались в 1997-1999 и в 2013 гг. Последняя реставрация производилась силами бригады реставраторов Алексея Черепанов и Юрия Гошпаренко с Оптинского подворья. Общая площадь реставрации росписей составила 70 кв.м. Роспись купола храма свв. Апп. Петра и Павла в Сомино - " Троица Новозаветная " . Роспись отличается высоким уровнем профессионализма: видимо, устюжанские купцы нанимали художников из Академи художеств для производства работ по росписи храма. В храме хранится чтимая икона Святителя Митрофания Воронежского. Епископ Воронежский Митрофан оказывал поддержку царю Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696 г. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. При его погребении 4 декабря 1703 г. присутствовал царь Пётр I и лично нёс его гроб. В 1832 г. епископ Митрофан был причислен к лику святых.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Да и жизнь на широкую ногу была для нашего героя делом обычным. Однако поразмыслим над цифрами: на пожертвования Михаила Адриановича было построено шестнадцать церквей. Шестнадцать! Ну, например, храм Николая Чудотворца в Ключевке, трехпрестольная каменная церковь Казанской иконы Божией Матери в Елани, в селе Михайловка во имя Архистратига Божия Михаила и во имя святых вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Христорождественская церковь в селе Ковыловка, в честь Вознесения Господня и во имя Архистратига Божия Михаила в Григорьевке. А еще в Тепляковке, Соймино, Адриановском. Даже по нынешним меркам пространственный размах впечатляет - Ртищевский район, Петровский, Лысогорский, Базарно-Карабулакский... История многих из этих церквей (в приходы которых обычно входили земские и церковные школы) обрывалась трагически в тридцатые: «снесена», «разрушена», «отдана под склад», «разобрана», «священника увезли в неизвестном направлении»... Но созидание сильнее хаоса, всходы любви и веры жизнестойки, и как отрадно узнать, что церковь в селе Михайловка Саратовского района восстановлена. К слову, в том, что купола Троицкого собора сияют и по сей день, тоже есть заслуга Михаила Устинова. Именно по его инициативе, как известно, были возведены «контрофорсы» - мощные укрепительные стены, не позволявшие обнаруженным трещинам расходиться дальше. Настаивать на том, чтобы древнее здание храма не сносилось, а реставрировалось,- в духе Михаила Адриановича, привыкшего бережно, рачительно относиться ко всему, «во имя добра созданному». Скрепливать трещины, противостоять распаду - в том, если разобраться, испокон и состояла миссия устиновского рода. Каноническое выражение «крепость моя» обретает применительно к судьбе «соборного мецената», чье имя внесено в церковный синодик на вечное поминовение, дополнительные значения. Крепость как дом, как символ самого трудолюбия, строительства и созидания. Как семья, родовые первоосновы. И опять воспользуемся увеличительной линзой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

За богослужением молились сотрудники Росморречфлота, строители, благоукрасители и благотворители храма, курсанты Академии и колледжа водного транспорта (РУТ МИИТ), учащиеся классов профориентации (клуба юных моряков) при Духовном центре моряков и речников России, прихожане. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы (регент — М.В. Белякова-Бодина). Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Соколова, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Березовский, клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Братского и Усть-Илимского Константина на служение. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление святителю Николаю Чудотворцу. Настоятель Никольского храма иерей Олег Яньшин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал список Феодоровской иконы Божией Матери. Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к трудам и помощи в строительстве храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы церковных наград были удостоены: Патриаршие грамоты были вручены заместителю министра транспорта РФ А.И. Пошиваю, руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоеву. В завершение в алтаре состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Иркутской области И.И. Кобзевым.

http://patriarchia.ru/db/text/5985401.ht...

За богослужением пел хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Германа Демидова, клирика Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы. По окончании богослужения настоятель храма игумен Дамиан (Залетов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону праведного воина Феодора Ушакова. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал старинный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Затем Святейший Владыка вручил церковные награды потрудившимся в деле строительства храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы. Патриарших наград были удостоены: Патриаршие грамоты были вручены главе муниципального округа Южное Бутово ЮЗАО г. Москвы П.В. Голубцову, генеральному директору ООО «Фирма Снарк», члену ревизионной комиссии храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове П.В. Торбученкову, начальнику Управления контроля за объектами недвижимости по ЮВАО г. Москвы К.В. Светику, генеральному директору ООО «ТД ТрансСервис», председателю ревизионной комиссии храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове П.В. Корчагину, председателю правления, директору Национального благотворительного фонда генерал-лейтенанту В.А. Носову.

http://pravoslavie.ru/126578.html

За богослужением пел хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Германа Демидова, клирика Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы. По окончании богослужения настоятель храма игумен Дамиан (Залетов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону праведного воина Феодора Ушакова. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал старинный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Затем Святейший Владыка вручил церковные награды потрудившимся в деле строительства храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы. Патриарших наград были удостоены: Патриаршие грамоты были вручены главе муниципального округа Южное Бутово ЮЗАО г. Москвы П.В. Голубцову, генеральному директору ООО «Фирма Снарк», члену ревизионной комиссии храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове П.В. Торбученкову, начальнику Управления контроля за объектами недвижимости по ЮВАО г. Москвы К.В. Светику, генеральному директору ООО «ТД ТрансСервис», председателю ревизионной комиссии храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове П.В. Корчагину, председателю правления, директору Национального благотворительного фонда генерал-лейтенанту В.А. Носову.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5552622...

Из акта обследования церквей в 1929 г. следует, что обе церкви требовали ремонта, но имущество в них было в целости. Заявление о перерегистрации общины от 24.12.1930 г. подписали 80 человек. Храмы окормляли жителей Новинок и Тимонина. Священником в это время был Лавров Сергей Павлович. По акту от 20.03.1938 г. Скорбященская «церковь бездействует с 1930 г.», «здание пришло в ветхость», поэтому надлежит «считать церковь закрытой и передать фабрике». В 1936 г. «по решению группы верующих» Скорбященский храм передан поссовету для «культурно-производственных целей», а Никольский храм община взялась отремонтировать. После 1936 г. работал только деревянный Никольский храм. В 1939 г. была проверка Никольского храма, сделана опись имущества и обнаружена «недостача» на сумму 1192 руб. Священником в это время был Пономарев Николай Михайлович. Он служил, по словам его внука, в Никольском храме до конца своих дней (1942 г.). По проверке 1940 г. в храме недостачи не оказалось, он продолжал работать до начала строительства моста через Клязьму. Когда построили мост и провели дорогу (дорога эта проходит по кладбищу, которое было между церквами), Никольский храм разобрали. Это случилось в 1960-х гг. Однопрестольный Скорбященский храм начали восстанавливать с 1994 г. стараниями настоятеля Никольского храма г. Лосино-Петровского протоиерея Иоанна Прускалева. С этого времени летом в церкви начинают служить молебны. В 1999 г. в храме образована община, возобновляется его самостоятельная жизнь. После переделки крыльца и пристройки паперти службы проводятся круглый год. В 2001 г. у храма построена часовня в честь великомученицы Варвары, которая служит колокольней. Населённый пункт на Клязьме, где ныне возвышается старинный храм, известен с XVII века. Есть сведения, что с 1623 года деревни Тимонино, Савостьяново и Колова тож Московского уезда Кошелева стана принадлежали князьям Волконским. Также известно, что в 1629-1671 годах деревней Тимонино владел Андрей Михайлович Волконский, после которого Тимонино и соседние Новинки перешли к его сыну Михаилу Андреевичу. Новый владелец решил выстроить в своём имении деревянный храм, в связи с чем подал соответствующие документы церковноначалию. 10 апреля 1689 года князь Михаил Андреевич Волконский получил грамоту о разрешении на строительство церкви Николая Чудотворца в принадлежавшей ему деревне. В том же году, практически за летний период, мастеровыми людьми была возведена деревянная святыня. С этого времени село стало именоваться Никольским-Тимонино или просто Никольским.

http://sobory.ru/article/?object=03811

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010