В Покровском соборе отец Иоанн прослужил до 1930 года, когда был направлен в храм Иерусалимской иконы Божией Матери в селе Воспушка Орехово-Зуевского округа Московской области. 17 декабря 1932 года он вернулся служить в Покровский собор в Меленках, 17 апреля 1933 года – переведен в Покровский храм в селе Власьево Коробовского района Московской области, 24 марта 1936 года – в Покровский храм в селе Новоселебное Болоховского района, 1 июня 1936 года – назначен в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Петровском Шатурского района, где служил в то время протоиерей Александр Сахаров.  Отец Иоанн поселился здесь в доме Игнатия Ионовича Фролова, работавшего машинистом на паровозе; впоследствии, когда священник был арестован, Игнатий Ионович охарактеризовал его представителям власти как высоконравственного человека, а на вопрос следователя об отношении священника к советской власти ответил, что никогда не слышал от того клеветы на советскую власть.  Летом 1937 года в клубе в селе Петровском местные активисты провели собрание, на котором главным был вопрос о закрытии храма. 15 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника Александра Сахарова и 3 декабря расстреляли, но в храме продолжали совершаться богослужения. Между тем Шатурский городской комитет коммунистической партии принял категоричное решение о закрытии Казанского храма, дав соответствующее указание партийному активу в селе Петровском. Но как это сделать при служащем священнике и множестве прихожан активистам было не ясно.  Секретарь партийной организации в селе Петровском Кузьма Платонов и местный активист Яков Кирсанов пошли посоветоваться об этом с помощником уполномоченного Шатурского районного отдела НКВД Сироткиным. Тот заверил пришедших, что он всё оформит, им нужно лишь зайти к нему на следующий день и расписаться.  Они ушли, а Сироткин стал обдумывать, чем заполнить протоколы допросов новоявленных свидетелей. Из-за преследования духовенства священник должен был враждебно относиться к советскому строю. После того, как предыдущий священник Александр Сахаров в ноябре прошлого года был арестован, он должен был ему сочувствовать и, конечно же, публично о том заявлять, распространяя тем самым клевету о незаконных арестах, о том, что большевики мучают священнослужителей ни за что, и приводить этот случай в качестве доказательства. Само собой разумеется, что священник должен был говорить, что советская власть организует гонение на христианскую веру, но придет время, и гонители понесут кару от Бога. Всё это он написал в протоколах для лжесвидетелей. 

http://fond.ru/kalendar/116/ioann/

Принадлежащая г-же Ждановой икона Феодоровская имеет почти аршин вышины и ¾ аршина ширины, написана на двух прямых кипарисовых досках, хорошей сохранности. Обратная сторона иконы, равно боковые стенки ее гладко отесаны, а верх и низ опилены. Употребление пилы в России относится к царствованию Алексея Михайловича, когда оно и к иконам было применяемо. Иконы же раннего времени, особенно XIII-XIV веков, были рубленые, имеют грубоватый обрез. Отсюда, рассматриваемая икона – как не имеющая таких признаков – может по своему происхождению принадлежать ко времени не ранее половины XVII века. Затем, шпоны или скрепы досок иконы находятся в самом верху, где вставлены в средину во всю ширину иконы в уровень с линией обреза. Такой способ скрепления иконных досок есть характерная черта петровского времени. На иконах более ранних веков шпоны устроены так, что они сверху и снизу отступают на ¼ высоты иконы, притом шпона, вставленная с правой стороны к левой, не доходит до края на четверть ширины, и настолько же шпона с левой стороны не достигает правой. Далее. По осторожном снятии ризы с иконы оказалось, что икона писана по левкасу на холсте или паволоке, натянутой до верха, причем самый левкас положен не только сверху паволоки, но и под ней самой. Такая именно подготовка для письма иконы практиковалась не позднее половины XVIII века. Посредине иконы на левом и правом полях имеются два миниатюрных изображения: на левом поле – святого Иоанна Предтечи с крыльями, а на правом – святого Феодора Тирона, оба с надписаниями имени. В виду того, что преимущественно до петровского времени иконные миниатюры или совершенно не были помещаемы, или же были изображаемы сплошь на полях икон, а на обсуждаемой иконе лишь две миниатюры, к тому же в самом письме их имеется характерный для икон начала XVIII века розовый цвет или крап, – отсюда получаем основание относить происхождение иконы вообще к первой половине XVIII века. Письмо на самой Феодоровской иконе представляет собой, конечно, точную копию подлинника, почему в ликах Божией Матери и Спасителя темные тона прямо бросаются в глаза, но выглядят чисто, и краски не подновлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Крестных ходов в городе два: 18 июня в честь иконы Боголюбской Божией Матери, установлен в 1848 г. по случаю бывшей тогда холеры, и 26 августа в честь чуд. иконы Владимирской Божией Матери, что при Ростовском соборе. Эта икона ежегодно посещает г. Петровск 26 августа и остается здесь в течение 6 дней, с этой иконой и совершается крестный ход. При здешних церквах 38 десятин земли. Около версты от города находится Святой колодец, над ним сделана часовня с иконой Спасителя. Летом из Петровска бывает крестный ход и в часовне, где помещается несколько древних икон, в том числе образ «Неопалимая купина», служатся молебны. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Посёлок городского типа Петровск (Петровское) интересен в первую очередь грандиозным Петропавловским собором, построенным в 1783 году. Да как построенным! Казалось бы, типичная для времени и места гремучая смесь " недо-классицизма " с " после-барокко " , а вот поди ж ты! Строгие, выверенные формы увенчаны какой-то перетяжеленной главой (словно снятой с другой церкви и поставленной сюда!), но смотрится она настолько нетривиально и эффектно, что диву даёшься. Собор был выстроен на главной городской площади уездного Петровска. Плюс - все улицы городка равняются на храм, а центральная (она же - трасса " Холмогоры " ) так и вовсе делает ради него изгиб, поэтому на подъезде кажется, что собор стоит прямо в створе шоссе! Когда подъезжаешь к городку со стороны Москвы и спускаешься с пологого холма, весь Петровск как на ладони, и Петропавловский собор выступает в его панораме как архитектурная доминанта. Храм строился по канонам классицизма. Нижняя его часть - четверик, верхняя выполнена в виде восьмигранного барабана с круглой главкой. По бокам сделаны входы-портики с треугольным карнизом и пилястрами, между которых в виде окон сделаны по три круглых окна. С западной стороны к трапезной примыкает трёхъярусная колокольня с часами и невысоким шпилем. Внутри храм необычайно светлый и яркий за счёт множества окон и нежных тонов отделки. Высокий свод даёт ощущение простора, особенно в солнечную погоду. В качестве святынь здесь почитают ларец с мощами апостола Павла и две иконы с частичками мощей святой Матроны Московской и святого Луки Войно-Ясенецкого. А появился собор здесь благодаря Екатерине Великой.

http://sobory.ru/article/?object=03765

Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского. С деятельностью святителя митрополита Петра связано и основание в Москве Высоко-Петровского монастыря, хотя среди историков существуют разногласия по поводу его закладки. Имеется целых три версии. Согласно первой, этот монастырь основал сам митрополит Петр, заложив в Москве обитель во имя св. апостолов Петра и Павла, отчего монастырь поначалу именовался Петропавловским. И только в начале XVI века он был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же, древнего посвящения монастыря св. апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Поначалу она была освящена во имя св. Пахомия Великого - по именинам построившего ее архимандрита монастыря, после 1812 года ее упразднили и вновь восстановили только в 1914 году, тогда и освятив ее во имя святых Петра и Павла. Другая, более известная версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита, и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя Боголюбской иконы Божией матери. По преданию, когда князь однажды проезжал мимо того места, где стоит сейчас Петровский монастырь, он внезапно увидел высокую гору, покрытую снегом, который растаял у него на глазах, а потом исчезла и гора. Калита рассказал о видении святому митрополиту Петру, - за несколько дней до кончины святителя, а тот объяснил ему: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память об этом чудесном видении Калита построил на том месте храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Наконец, третья версия приписывает основание монастыря Дмитрию Донскому, который или заложил его на месте Боголюбской церкви времен Калиты, или возобновил уже существующую обитель в 1380 году после своего возвращения с Куликовской битвы, в благодарную память о славной победе русского воинства. Известно, что архимандрит Петровского монастыря Иоанн первым ввел здесь общежитийный устав - раньше всех московских монастырей.

http://pravoslavie.ru/83.html

Икона была передана на Русь, и несколько копий было снято с этого замечательного образа. Подлинник его сегодня хранится в Московском Кремле. Одна из самых древних копий с того образа, созданная в 1701 году, была помещена в Высоко-Петровский монастырь и находилась здесь до революционных лет, а потом была изъята, но в 1990-е годы по просьбе протоиерея Владимира Силовьева , руководителя Издательства Московской Патриархии , этот образ был передан в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Отец Петр, наместник Высоко-Петровского монастыря, выступил с инициативой возвращения этого образа в Высоко-Петровский монастырь. Отец Владимир Силовьев и приход согласились на то, чтобы вернуть этот образ в обмен на копию, которая усилиями отца Петра, наместника сей обители, была сделана и ближайшее время будет передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Хотел бы торжественно вернуть старинный чудотворный образ Влахернской Божией Матери в сию святую обитель, откуда она была незаконно изъята. Пусть Царица Небесная всех вас хранит и укрепляет братию в духовном делании». Также в дар монастырю Святейший Патриарх Кирилл передал напрестольный крест, а каждому насельнику монастыря вручил сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании». Завтра, 3 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве. Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века. В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

В 2011 г. отреставрированы колокольня и крыши над алтарем Знаменского придела и над приделом Всех Святых. В начале мая 2012 г. были привезены большие колокола (от 3 т 400 кг), а в середине октября 2012 г. доставлены все остальные, всего 14 колоколов. http://hramznameniya.ru/article/134/ В XVII веке за Петровскими воротами Белого города столицы часть Москвы от Страстного бульвара до насыпного земляного вала (теперь на этом месте - Садовое кольцо), называлась Земляным городом. Здесь размещалась крупная стрелецкая слобода, в которой проживали стрельцы, " государевы люди " . Полковой каменный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен ими вместо ранее существовавшего деревянного храма во имя святого священномученика Климента, папы Римского. Храм находился на берегу речки Неглинной неподалеку от Трубной площади, на границе стрелецкой слободы Земляного города. Этот храм со всеми иконами сгорел в 1676 году. 1 июня (по ст. ст.) 1679 года при государе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова был заложен первый камень в основание будущей церкви во имя чудотворной иконы Матери Божией " Знамение " . Этот образ Пресвятой Богородицы исстари почитался у православного воинства за его особое покровительство в ратном деле, за его " пленение ратников и покорение супостатов " . Изображение Божией Матери " Знамение " было принято на многих военных знаменах и иконах, которые несли в сражениях впереди войск. Иждивением стрельцов и непосредственно с их участием был построен полковой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом священномученика Климента. Участие в становлении храма принимал сам государь Федор Алексеевич. Дело в том, что стрелецкий голова Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682), сын дъяка Стрелецкого приказа, в детские годы воспитывался вместе с царевичем Алексеем, отцом Федора Алексеевича. Имя Матвеева, более двадцати лет верой и правдой служившего Царю и Отечеству, всегда было на слуху при царском дворе, и государевы милости сыпались на него как из рога изобилия. Артамонову приказу Матвеева был присвоен почетный третий номер. Этот статус «головного» приказа давал большие привилегии здешним стрельцам. Позднее в доме своего товарища полковника Артамона Матвеева вдовствующий император Алексей Михайлович познакомился со своей будущей женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, находившейся на воспитании в семье Матвеевых.

http://sobory.ru/article/?object=04540

Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой Деве, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой. На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша». Подробных сведений об истории создания образа пока не обнаружено. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвященная роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем. Автор впервые вводит в оборот версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских. Позднее историк Высоко-Петровского монастыря архимандрит Григорий (Воинов) в своей книге «Древние и другие замечательные предметы из Высоко-Петровского монастыря» (1875 г.) повторяет данную версию биографа Головиных. В собрании статей «Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России» российский ученый Г.В. Сидоренко называет Высоко-Петровский список с иконы Божией Матери «Влахернская» самым ранним. «Даты на иконах, дорогостоящие затраты на их изготовление, особое почитание, которое они обрели впоследствии, дают основание предполагать, что резные образы могли быть выполнены по царскому заказу в одной из московских мастерских скорее всего кремлевской», говорится в исследовании Г.В. Сидоренко. Таким образом, в настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре. Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского. В полном списке православных монастырей, составленном Л.И. Денисовым (1908 г.), среди икон Петровского монастыря указана «чтимая Влахернская икона Божией Матери из воскомастики, в осыпанной дорогоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 году». Это единственное свидетельство о бывшем на иконе окладе, по-видимому, утраченном в революционные годы. После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

В начале 1870-х гг. основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Иаков Бурлуцкий впервые записал предание о явлении иконы. По его сведениям, размером икона была 71 на 58 сантиметров; живопись иконы он оценивает, как «греческую». Бурлуцкий пишет: «Устные предания о чудесах, бывших от сей Св. Иконы, неопределенны, как и все предания в устах простолюдинов. Рассказывают, что в одной деревне больная женщина сидела у ворот дома своего, когда народ, шедший в Валяевку на богомолье, позвал ее с собою; и едва в ней на сей зов явилось желание быть в Валяевке, как она почувствовала себя лучше прежнего, встала с своего места и, хотя с трудом, дошла до Валяевки; а отслужив в оной молебен пред явленною Иконою Богородицы, и совершенно выздоровела, прославляя Царицу Небесную. Передают также, что одна неизвестная женщина, не владевшая ногами, так что ее возили в тележке, услышав о чудесах от валяевской иконы, пожелала, чтоб ее везли к сему благодатному источнику исцелений, и, отслужив пред нею молебен, оставила свою тележку и возвратилась в дом свой на клюках; а сходивши вторично к образу Живоносного Источника Божией Матери в Валяевку и совершенно выздоровела и возвратилась в дом свой без клюк. Сии и многие подобные предания о чудесах хотя неопределенны, но общая вера в чудотворную силу сей Св. иконы много говорит в их пользу. Редкий из пензенских граждан не бывает по нескольку раз в жизни в Валяевке на поклонении у иконы Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, а многие ежегодно совершают путешествия к сей Св. Иконе. В летнее время целые сотни христиан из смежных сел и уездов Пензенского, Городищенского, Петровского и Чембарского толпами приходят в село Валяевку; особенно в день отдания Пасхи велико бывает стечение народа у Живоносного Образа Живоносной Источницы Валяевской. Приходящие совершают молебствие с водоосвящением в часовне над источником ее явления, пиют воду из сего источника, берут оную с собою в домы и мажутся ею, усвояя ее благодатную силу врачевства в болезнях. Местному церковному причту не раз случалось слышать от мордвов, приходящих на богомолье, что по умовении сею водою они чувствуют себя здоровее.

http://sobory.ru/article/?object=21870

Наряду с заботой о жизни монастыря, батюшке было поручено ведение исповеди приходящих в монастырь богомольцев. Постепенно это делание стало основным, и теперь всегда около клироса, где велась отцом Агафоном исповедь, толпился народ в ожидании батюшки. Отец Агафон, будучи многосторонне образованным, имея опыт духовной жизни, который ему удалось приобрести в Зосимовой пустыни, мог дать приходящим к нему жителям столицы многообразный всесторонний ответ на различные вопросы, поэтому число исповедающихся у батюшки все время увеличивалось. По окончании службы выстраивалась длинная вереница людей, желающих получить у него благословение или хотя бы вымолвить ему одно слово. Батюшка среди всех этих событий был всегда ровным, тихим, милостивым. Образовался вокруг отца Агафона и круг молодых девушек и юношей, которые черпали от него те познания мира духовного, которые он открывал им. Так постепенно сформировался и круг людей, нашедших у батюшки ответы на те вопросы, которые характеризовали их как существ, взыскующих Бога. Наряду с разнообразным составом богомольцев Петровского монастыря, говеющих у батюшки, образовался и круг наиболее близких людей, ищущих пути духовного, монашеского. Жизнь в храме Боголюбивой Божией Матери шла ровно, внешне спокойно. Праздничные дни были светлыми, украшенными служением Владыки. В дни будней неизменно утром и вечером совершалась тихая иноческая молитва , которая постоянно привлекала к себе сердца людей. Эта размеренная духовная жизнь в храме Боголюбивой Божией Матери продолжалась пять лет, пока летом 1929 г. храм не был закрыт и братия Петровского монастыря и Зосимовой пустыни нашла себе прибежище в храме преподобного Сергия Радонежского, что на Большой Дмитровке. Для приема народа отцу Агафону был отведен маленький придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, который, соединяясь с основным храмом маленьким коридорчиком, как бы отделял все делание батюшки, весь его труд с народом от храма и богослужения. Здесь образовывалась постоянная очередь людей на исповедь к батюшке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010