В храме мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине сказали, что можно звонить, если человек хоть немножко умеет управляться с колоколами, «а не просто долбит, пока все не оглохнут». Здесь рады показать детям азы звона и благословляют их приходить на колокольню. В храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, напротив, детей и подростков на колокольню пускать боятся, а взрослым требуется взять персональное благословение у настоятеля. В меньшинстве оказались храмы, где вход на колокольню возбраняется. Например, это храм святых Девяти мучеников Кизических в Большом Девятинском переулке. «Рядом мэрия и американское посольство, стоит ли их беспокоить звоном?» - сказали в храме. В храме Вознесения Господня на Большой Никитской (Малом Вознесении) не в последнюю Светлую Седмицу не разрешали звонить потому, что колокольня не отремонтированная, а колокол большой, и для новичка это приключение может быть опасным. В храме в честь иконы Всех Скорбящих Радости в Щепкинском переулке здание слишком ветхое, да и у сотрудников и возможности присматривать за звонами нет. А в храме иконы Знамения Божией Матери за Петровскими воротами еще даже колокола не повешены. Традиционно не допускаются любители большого звона и на колокольню Храма Христа Спасителя. Его колокола весят до тридцати тонн, они находятся на высоте около сорока метров над землей, система управления довольно сложная и должна быть всегда подготовлена к торжественному звону. Один раз увидев, сто раз услышать По традиции в рамках Московского пасхального фестиваля Светлая неделя станет неделей колокольного звона , причем Фоминым воскресеньем дело не кончится: фестиваль звонов продлится до 9 мая. Услышать, как лучшие звонари из разных епархий делятся опытом и практическими секретами мастерства, можно 15 апреля в Храме Христа Спасителя в 15-30, там же в понедельник 16 апреля в 13-30, затем во вторник в кафедральном Богоявленском соборе в Елохово, а позже в десятках других московских (и даже санкт-петербургских) храмов. 20 апреля зазвучат колокола собора Василия Блаженного (Покрова на Рву), а 26 апреля - колокольня Иван Великий. Впервые подключаются к фестивалю храм Живоначальной Троицы в Хорошеве (23 апреля), храмы в усадьбе Коломенское (29 апреля), храм Воскресения Христова в Кадашах (1 мая). Заключительные звоны прозвучат в воскресенье 9 мая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. Корсаков Г. Югская пустынь//Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71.  Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47.  Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской//Словарь книжников и книжности Древней Руси/РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581. Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год. Продолжается реконструкция Стоялой улицы. Будут обновлены, как планируется, и фасады нескольких зданий. В том числе — бывшей часовни подворья Югского Дорофеева монастыря, что на перекрёстке Крестовой и бульвара Ушакова. После этого часовню планируют передать в ведение Рыбинской епархии — такое решение принято в администрации города Рыбинска. 16 июня — праздник Югской иконы Богоматери. И в этот день ежегодно на берегу Рыбинского водохранилища совершают Божественную литургию под открытым небом — недалеко от места, где находился затопленный в 30-е годы ХХ века Югский Дорофеевский мужской монастырь. Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе. Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу. Летом 1701 года, после того как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Уже в 1718 г. в этом месте, где квартировали гарнизонные полки, упомянута деревянная Ильинская часовня. Первая деревянная полковая церковь на этом участке была построена в начале царствования императрицы Анны Иоанновны и освящена 30 января 1732 г. во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через восемь лет в ней на хорах был устроен Ильинский придел. Так как церковь была холодной, то по распоряжению императрицы Екатерины II рядом с ней была построена небольшая каменная церковь, освященная 26 февраля 1766 г. во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Она простояла до 1809 г. К 1793 г. деревянная Введенская церковь совсем обветшала и была разобрана, на её месте по проекту малоизвестного городского архитектора И. М. Лейма стали возводить новое каменное здание трехпридельного приходского храма, которое из-за недостатка средств и бедности прихода было достроено в 1806 г. 15 июля 1806 г. главный придел новой церкви был освящен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Правый Тихвинский придел (на месте разобранной церкви) был освящен 7 ноября 1809 г., левый теплый Ильинский - 9 октября 1810 г. В нем был установлен старинный трехъярусный иконостас петровского времени, перенесенный из храма прп. Нила Столбенского. В том же 1810 г. архитектор Ф. Ф. Штейнгель возвел над входом деревянную колокольню; тогда же здание было обнесено оградой. Однокупольный храм оказался приземистым, громоздким, с довольно скучными фасадами. До 1838 г. церковь, вмещавшая до 1000 человек, подчинялась военному ведомству, а сделавшись приходской, была в 1839-1840 гг. расширена архитектором В. Е. Морганом, который построил вместо деревянной каменную двухъярусную колокольню, что несколько оживило силуэт здания. После расширения церкви в ней, у алтарной апсиды, были устроены еще два придела: во имя новопрославленного святителя Митрофана Воронежского и в честь преподобного Андрея Критского. В ограде храма были выстроены две часовни - Тихвинская и Введенская. Много средств на эти работы дал староста храма - купец Андрей Матвеевич Аверин, пожертвовавший для него в 1842 г. иконы и церковные сосуды. В 1857 г. весь храм был сделан теплым, главный иконостас в нем был увеличен в высоту и позолочен. Через два года в куполе появились изображения евангелистов. 21 ноября 1878 г. храм был вновь освящен митрополитом Исидором после большого ремонта, во время которого были уничтожены хоры, сделаны новый свод, кафедра и Царские врата. В 1903 г. художник П. П. Вечтомов украсил интерьер церкви росписью, написав две картины: " Иоанн Креститель на берегу Иордана " и " Христос, окруженный болящими " . К столетию храма его купол был выкрашен в синий цвет со звездами, как у Измайловского собора.

http://sobory.ru/article/?object=35985

Прозвучали и выступления самих жителей Романовки: представителей педагогического сообщества, врачей, военных. Яркой и запоминающейся стала речь капитана I ранга Михаила Владимировича Петровского. В мероприятии приняли участие около 150 жителей Романовки, представители администрации поселка. Вопросов и возражений против строительства храма не было, положительное решение было принято единогласно. Отметим, что опыт организации слушаний в Романовском сельском поселении может стать интересным для любого прихода строящегося храма. Подробный рассказ и представление проекта, пояснительные беседы с местными жителями - это не только подготовка общества к понятию о необходимости храмового строительства, но и миссионерская, просветительская общественная деятельность. Можно заключить, что при качественной организации слушаний в наше стране будет меньше выступлений против строительства храмов. Ведь масштабность таких " акций " создается искусственно: активисты, за которыми стоят определенные политические силы, " накручивают " простых людей, которые просто не информированы о важности строительства храмов, о социальной и просветительской деятельности Церкви. В своем выступлении благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу отметил, что за последние 5 лет практически в каждом поселении района был восстановлен или построен храм, что, в свою очередь, придает правильный нравственный импульс людям - на примере поселков Невская Дубровка (церковь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " ,) Кудрово (храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова) и многих других.   " Взаимоотношения между людьми становятся чище, добрее, уважительнее и маленькие детки, подрастающее поколение, милостью Божией, приобретая правильные ориентиры в жизни, оберегаются от негативных явлений порой крайне неблагоприятной среды современного общества, " - подчеркнул отец Роман. Глава администрации МО " Романовское сельское поселение " Сергей Беляков, в свою очередь, выразил уверенность, что храм в поселке безусловно необходим, и при активном участии в процессе строительства органов власти различных уровней, инвесторов и поддержке самих жителей, с Божией помощью, в обозримом будущем проект по строительству храмового комплекса будет успешно реализован.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Как просто и быстро стало теперь добираться до Котлина, всего один час езды, через дорогу рядом с дамбой, строящимся укреплением, которое защищает Петербург от наводнений, — и мы уже на месте. Первое впечатление – насколько же Петербург и Кронштадт похожи друг на друга по характеру застройки. Это неудивительно, потому что регулярное строительство началось в них практически одновременно, где-то с 1709 года, после Полтавской победы, когда уже налаживалась мирная жизнь. И трудились здесь одни и те же зодчие. И предписание было – все губернские дома строить по одному образцу – трехэтажными, на погребах, с выложенными в них сводами – все-таки рядом с водой города находились… Только в Кронштадте, может быть, больше сохранился дух того Петровского времени, который мы можем еще уловить в Петербурге, в центре, а здесь этому помогает относительно малая заселенность, тишина и спокойствие на улицах, почти полное отсутствие новостроек. Наше знакомство со святынями Кронштадта началось с участия в Божественной литургии во Владимирском соборе, единственном на сегодняшний день действующем храме города. Как отрадно было молиться в уютном нижнем храме во имя иконы Божией Матери “Утоли моя печали”. Это был день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, было много причастниц, носящих эти святые имена… Собор очень большой, рассчитан на 1000 человек, но смотрится легким, почти воздушным благодаря своей неповторимой архитектуре. Он был заложен в 1876 году и строился по последнему тогда слову инженерной техники. Нас поразил верхний храм – сколько там простора и какая красота внутреннего убранства, выраженная в строгости и простоте стиля. Интересно, что внутри храма своды, крыши и арки поддерживают ряды чугунных колонн, но у них настолько легкие очертания и незначительный объем, что это нисколько не загромождает пространство, и богослужение может быть видимо молящимися отовсюду. Акустика здесь потрясающая, можно себе представить, как великолепно звучали в верхнем храме возгласы и пение хора. Сюда на богослужения часто приезжали известные русские композиторы… И еще одна маленькая деталь, в которой проявилось мастерство зодчих именно с точки зрения акустики, для хода церковной службы это важно — священник из алтаря может переговариваться с певчими, для того, чтобы их поправить, но народу это слышно не будет.

http://pravmir.ru/v-kronshtadt/

Село расположено на правом берегу реки Б. Кумены, впадающей в реку Быстрицу, на не высоком холме и открывает свой вид с востока и запада за 7 – 8 верст, а с северной и южной сторон открывается только на близком расстоянии, почти за одну версту. Под невысокой горой мельница с красивым широким, обросшим ивой, прудом. В селе одна земская смешанная школа. Главное занятие прихожан земледелие, побочное – отхожий промысел. В приходе есть портные, плотники, много валенщиков. Церковных древностей нет, кроме одного разбившегося металлического напрестольного креста и такой же дароносицы. Старинные церковные вещи, за ветхостью, проданы в 1838 г., а некоторые переделаны и теперь имеют другое назначение. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». О церкви с. Верхокуменского Вятского уезда, 1885 г.: Построена тщанием прихожан в 1770 г. Зданием каменная с таковой же колокольнею. Крепка. Престолов в ней два: в настоящей холодной церкви во имя Владимирской Божьей матери, в приделах – теплом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи крестителя Господня. Утварью и ризницей достаточна. Причта положено по штату: священник и псаломщик. На содержание священноцерковнослужителей постоянного жалования не положено; причт содержится добровольным подаянием от прихожан: ругою, петровскою и осеннею, содержание по бедности и малочисленности прихожан не совсем достаточно. Кроме сего, в 1185 г. священником Никандром Ильинским, умершим при означенной церкви, по духовному завещанию приложен государственный 5процентный билет 5 выпуска 1881 г. Земли усадебной при сей церкви сколько десятин и кв. сажень, в точности неизвестно, но так как дома священноцерковнослужителей постоянно смешаны с крестьянскими; но приблизительно не более 2 дес. Пахотной же и сенокосной земли в 1810 г. отведено 33 дес.; план имеется, но книги при нем не дано. Здания, принадлежащие церкви: каменный 2-х этажный дом на 4 саж., деревянный амбар на 4 саж., 10 каменных лавок, с коих получается дохода от 3 до 5 р. и деревянный дом на 5 саж. во все стороны со службами, в коем проживает местный священник

http://sobory.ru/article/?object=19727

16 сентября 1845 года благочинным кафедрального Петропавловского собора протоиереем Иоакимом Кочетовым было совершено освящение церкви во имя Преображения Господня. Храм был построен за счёт «операционно-экономических сумм департамента казённых врачебных заготовлений». Всего на строительство ушло 85 000 рублей серебром. Приподнятая на трёхметровом искусственном холме церковь стремилась быть композиционным акцентом застройки восточной части Аптекарского острова, утопающей в зелени. Расположенная близ Большой Невки церковь должна была входить в число высотных ориентиров, расположившихся вдоль Невы. Ещё при строительстве храма от Песочной улицы к Лопухинской проложили улицу с изломом у церкви. Новую улицу, как и площадь, назвали Церковной (с 1887 года — Инструментальная). На месте нынешнего СПбГЭТУ «ЛЭТИ» металлическая решётка ограждала парк Министерства внутренних дел, а затем и Александровского института (так по имени Александра III назывался институт, который в советское время станет известен в качестве ЛЭТИ). Церковь первоначально находилась в ведении министерства внутренних дел, так как прихожане в основном были служащими этого ведомства, но 27 декабря 1873 года по указу императора Синод передал Преображенскую церковь лейб-гвардии Гренадерскому полку —– с условием, что храм останется и далее приходским. Лейб-гвардии Гренадерский полк был сформирован в 1753 г и располагался в Петровских казармах, построенных в 1811 г. по проекту Л. Руска на Большой Невке; в них на 2-м этаже в южной части офицерского корпуса находилась полковая церковь мученика Севастиана. Через пять лет она получила название во имя священномученика Артемона Лаодикийского и преподобного Максима Исповедника; в день их памяти (13 апреля по ст. ст.) в 1843 полк стал гвардейским. Этот полковой праздник стал вторым Храмовым праздником (кроме Преображения Господня). После упразднения церкви в полковых казармах в Преображенский храм были перенесены чтимые полковые иконы XVIII века св. Севастьяна и Казанской Божией Матери, серебряная утварь 1828-го года и богатые сосуды чеканной работы, украшенные топазами, альмандинами и изумрудами, подаренные бывшим министром внутренних дел графом П. А. Валуевым. На стенах храма висели полковые знамёна и траурные доски; в витринах лежали мундиры Императоров-шефов —- Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Последним шефом полка был св. Царь Николай, а св. наследник Цесаревич Алексей Николаевич был записан в полк при рождении.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_...

Алексей Фёдорович одно время скрывал у себя в доме от преследования, под видом родственника, схиигумена Митрофана (Тихонова), который посл закрытия Зосимовой пустыни служил сначала в Московском Высоко-Петровском монастыре, а затем в храме преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке; умер он в годы ВОВ, будучи заключённым в Башкирском лагере по постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 27декабря 1941 года. Мало кому известно, что после смерти в лагере о. Александра Воронкова Лосев долгое время материально поддерживал его многодетную семью. Алексей Фёдорович любил монастырские службы. Как правило, первую седмицу Великого поста, Страстную, а затем Свелую седмицы он проводил в монастырях, в скитах Троице-Сергиевой лавры, Параклите и Гефсиманском, Зосимовой и Аносиной пустынях. Бывшая насельница Аносиной пустыни схимонахиня Леонтия (в миру Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая, внучка украинского писателя Ивана Семёновича Нечуй-Левицкого) рассказывала мне о том, как Алексей Фёдорович, приезжая в монастырь, всегда привозил с собою для монахинь гостинцы и как он подолгу беседовал с о. Досифеем. Кстати говоря, в этой обители действовал устав общежительных монастырей св. Феодора Студита. В двадцатые годы у Алексея Фёдоровича был в Москве свой приход, где он, будучи уже профессором Московской консерватории, регентовал, пел, читал и звонил в колокола. Этим приходом была церковь Воздвижения Креста Господня (до наших дней не сохранилась). В этой же церкви подвизались друзья Алексея Фёдоровича: Николай Васильевич Петровский, Александр Борисович Салтыков, Владимир Николаевич Щелкачёв, Пётр Черемухин. Как вспоминали друзья, А.Ф. звонил в колокола так, что за душу хватало. Алексей Фёдорович строго соблюдал посты. Он рассказывал мне, как однажды его нещадно ругал о. Давид за то, что он во время Великого поста съел кусочек селёдки. Чтобы настроиться на глубокую молитву, А.Ф. нередко ходил в Москве в церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери на Поварской, где с 1926 года стали совершать богослужение священноиноки упразднённого Валаамского подворья.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

В 1890-е гг. церковь капитально отремонтировали усердием церковного старосты московского купца Н.Г. Григорова. Одновременно отреставрировали и вызолотили оба исторических иконостаса, стены и алтарь вновь покрыли священной живописью и орнаментами. Старые ветхие клиросы заменили новыми, у боковых стен соорудили два киота, в которые поместили икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и иконы святых, имена которых носила царственная семья Нарышкиных. Снаружи стены украсили написанными на цинке иконами. Торжество освящения возобновленной церкви состоялось в январе 1896 г., сопровождаемое пением хора Петровского сельскохозяйственного института (впоследствии – академия), для которого храм был приходским. В апреле того же года освятили Казанский придел. С 1911 г. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Алексеевич Артоболевский (1872–1938), который вместе с тем заведовал кафедрой богословия в Петровской сельскохозяйственной академии. Отец Иоанн Артоболевский был активным участником церковной жизни 1910– 1920-х гг., в 1917–1918 гг. он являлся делегатом Московского Поместного Собора. После закрытия храма отец Иоанн был переведен во Введенскую церковь в селе Черкизово. В 1920-е гг. его дважды арестовывали, вновь арестовали в 1937 г. и расстреляли. В 2000 г. отец Иоанн Артоболевский причислен к лику священномучеников. Его сын – известный ученый, математик и механик И.И. Артоболевский. После Октябрьской революции 1917 г., когда приступили к ликвидации домовых церквей, при Петропавловском храме образовалась большая община из студентов и служащих Петровской академии, жителей близлежащих деревень, рабочих железнодорожной станции. Несмотря на это, древний храм закрыли и опечатали 5 мая 1925 г. Богатое церковное имущество – два престола, серебряные сосуды, Евангелия, три серебряных креста, около двухсот икон, множество облачений и покровов, семнадцать серебряных лампад, около четырехсот богослужебных книг – передали в Благовещенскую церковь в Петровском парке. П.Д. Барановский, обследовавший Петропавловский храм в январе 1927 г., увидел в не отапливаемом помещении иконостас, наполовину зашитый тесом. В 1931 г. уникальный памятник церковного зодчества уничтожили. В 1947 г. на его месте установили памятник почвоведу В.Р. Вильямсу.

http://sobory.ru/article/?object=34828

В 1997 г. монашеская община начала строительство храма и двухэтажного братского корпуса на месте прежней разрушенной церкви села Козиха. Средств было очень мало и стены утепляли саманом, который делали сами из глины и соломы. Жили в небольшом домике, ранее служившем кочегаркой. 17 июля 1997 г. Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменке (наместник — иеромонах Артемий (Снигур)). В том же году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень. В 1998 г. монашествующие из д. Малоирменки переехали в с. Козиху, а в д. Малоирменке был создан Михаило-Архангельский женский монастырь (настоятельница — игумения Мария (Серопян)). Михаило-Архангельский приход был упразднен, подворья остались у мужского монастыря. В 1998-1999 годах были построены храмы в других селах Ордынского района: Новом Шарапе, Красном Яре, Петровском, Верх-Чике. В 2002 г. силами АОЗТ «Ирмень» в селе Верх-Ирмени был построен второй храм — в честь пророка Божия Илии. В том же году монастырю были переданы для организации городского подворья приход во имя равноапостольного князя Владимира в г. Новосибирске по ул. Филатова, д.14 и площадка для строительства собора. В 2008 г. архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон освятил первый этаж Троице-Владимирского собора. В 2006 г. в с. Новошилово Новосибирского района был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (в 2008 г. передан Епархиальному подсобному хозяйству). В 2011 г. наместник монастыря игумен Артемий (Снигур) был назначен епископом Петропавловским и Камчатским. С ним на Камчатку уехали пять монахов из числа братии монастыря. В том же году Новосибирская епархия была преобразована в митрополию. Игумен Лука (Волчков) избран епископом Искитимским и Черепановским, иеромонах Феодосий (Чащин) — епископом Каинским и Барабинским. 24 августа 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение второго этажа Троице-Владимирского собора на подворье монастыря в г. Новосибирске.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010