986 Зутис В. Эллинизм в Америке. Нью-Йорк, 1954. С. 147. Цит. по: Ириней, митр. Послание Его Святейшеству Святейшему Афинагору//Русско-американский православный вестник. 1967. С. 219. 993 См.: Бочков П., свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу//Труды Перервинской Православной духовной семинарии. 12. М., 2015. С. 42–44. 998 Ириней, митр. Письмо Патр. Алексию 3.01.1967//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Загранич­ный церковный раскол». П. «1968». Л. 8, 9. 1001 Никодим, митр. Американская православная митрополия//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». П. «1969». Л. 12. 1003 Orthodox America 1794–1976. Development o f the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. C. 263. 1009 Подробнее см.: Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 65–118. 1010 Ляшевский С., прот. Копия письма неизвестному лицу//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Фонд «Ляшевский». К. 1. П. 14. 1012 Фотиев К., свящ. Отчет о встрече специальной комиссии Митрополии с митрополитом Никодимом 21 января 1969 г. С. 2//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Фоня «Маевский». К. 4. П. 1. 1021 Серафим (Иванов), архим. Митрополит Дионисий возвратился к власти//Православная Русь. 1940. 18–19. С. 8; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1.Д. 194. Л. 1. 1026 В Генерал-губернаторстве//Церковная жизнь. 1940. 12. С. 190; Хиротония архиман­дрита Иллариона Огиенко//Православная Русь. 1940. 21. С. 8. 1028 По поводу «открытого письма» гг. Лосского и Пьянова//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 11. 1034 См.: Грамота Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1947. 1. С. 1; Грамота Все­ленского Патриарха//Церковная жизнь. 1950. 1–2. С. 1. 1035 См.: Письмо Вселенского Патриарха на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия//Церковная летопись. 1946. 3. С. 2. 1036 См.: Москва и Константинополь//Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. 1954. 1. С. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Николай поинтересовался, можно ли будет друзьям этих девушек заплатить деньги за поездку какому-нибудь министерству в Белграде, а девушки в свою очередь получат билеты на поезд в здешней дипмиссии, при этом расходы миссии будут покрыты суммой, депонированной в Белграде. Параллельно Мария Алексеевна Неклюдова в Белграде делала аналогичные запросы в различные государственные ведомства. Некоторого успеха все-таки удалось достигнуть. К концу октября Мария Алексеевна отправила банковский ордер на сумму чуть более 4 фунтов стерлингов на имя одной из девушек, Ирины Шаховской. Ее родители передали эти деньги через коммерсанта, у которого был счет в Лондоне. Отец Николай при этом утверждал, что 4 фунта — это даже не половина стоимости дороги из Белграда в Лондон . Историк-исследователь железных дорог Марк Смит предполагает, что, возможно, путешествие поездом из Лондона в Белград в начале 1940 года не было таким опасным, как думал отец Николай. Он пишет: «Я не вижу никакой проблемы доехать до Парижа или даже до Кале, а оттуда до Белграда. Немцы оккупируют Францию [май 1940 года], Италия — их союзник, США еще не вступили в войну, поэтому над Германией пока нет самолетов B-17, да и у Королевских ВВС нет тяжелых бомбардировщиков. Итак, в 1940 году, вероятно, вполне можно было проехать по железной дороге, и наиболее вероятный маршрут был бы такой: Париж-Лозанна-Милан-Загреб-Белград» . Юлии Бурачек ( прим. — в написании этой фамилии, мы придерживаемся общепринятого русского написания Бурачек, хотя в британских и американских юридических документах это имя пишется как Буратчок (Buratchok) и Буратчек (Butachek). Для окончательного решения этого вопроса необходимо нахождение написания фамилии Юлии на русском языке) было 23 года, когда она приехала в Англию с хором «Белградских соловьев» в апреле 1939 года. Она путешествовала по югославскому паспорту, который был выдан в Панчево, и была просто студенткой, но не певицей, судя по записям архимандрита Николая. Вместе с Еленой Родзянко Юлия жила в монастыре Святого Спасителя на Грейт-Кембридж-стрит в районе Хаггерстон, Лондон.

http://bogoslov.ru/article/6166355

протоиерея Иакова Смирнова (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1776), настоятель (1780–1840). (1813–15.10.1875), настоятель (1842–1875). (1845–4.1.1923), настоятель (1877–1923). протоиерея Иоанна Лелюхина (30.1.1883–2.5.1945), второй священник (с 1919), настоятель (1923–1926). (24.7.1896–22.8.1963), настоятель Синодального прихода (1933–1936); помощник настоятеля (1955–1956). протоиерея Симеона Солодовникова (1.2.1883–20.3.1939), настоятель Синодального прихода (1936). протоиерея Николая Бера (27.3.1879– 9.3.1940), настоятель Патриаршего (с 1931 г. Евлогианского) прихода (1927–1940). протоиерея Владимира Феокритова (15.7.1881–10.7.1950), певчий (с 1908), диакон (с 1914), священник (1939); настоятель Евлогианского (с 1945 г. Патриаршего) прихода (1940–1950). иеромонаха Варфоломея (Кассано) (?–23.6.1746), псаломщик (с 1716), настоятель (1737–1746), племянник архимандрита Геннадия. схи-иеромонаха Иоанна (Дьяковского) в монашестве Ефрем (?–1795), настоятель (1766–1768) (в сане иеромонаха), позднее насельник Нямецкого монастыря в Молдавии, ученик прп. Паисия (Величковского) . иерея Стефана Ивановского (?–13.2.1765), псаломщик (с 1739) настоятель (1749–1765). иерея Василия Попова О упокоении Священнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Серафима (Лукьянова) (1879–18.2.1959), служил в Успенской церкви в 1926 г. (в сане архиепископа, на правах викарного епископа митрополита Евлогия). архиепископа Нафанаила (Львова) (1906–7.11.1986), в 1950–1952 гг.управляющий приходами Зарубежной Церкви в Великобритании. архимандрита Николая (Гиббса) (1876–24.3.1963), (в миру Чарльз Сидней Гиббс, учитель царских детей страстотерпцев Алексия, Марии и Анастасии) служил в Синодальном приходе в 1937–1940 гг. архимандрита Льва (Жилле) (1893–29.3.1980), настоятель церкви свт. Василия Великого при Содружестве мученика Албания и преподобного Сергия в Лондоне (1944–1980); временами служил в Патриаршем приходе. архимандрита Лазаря (Мура) (1902–27.11.1992), помощник настоятеля Синодального прихода (1949–1951) (в сане игумена).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свете этих обстоятельств РКМ (а под его воздействием и архиеп. Серафиму) пришлось пойти на серьезные уступки, но в результате временно склонить на свою сторону чиновников правительства генерал-губернатора и СД. Архиеп. Серафим к началу января 1940 г. письменно пояснил, что он не будет делать ничего, что могло бы привести к потере автокефалии Православной Церкви в Генерал-губернаторстве. Он также не будет переносить свою резиденцию в Варшаву, а оставит ее в Берлине, и наконец, в ближайшее время распорядится о следующих мероприятиях: назначение украинских священников в украинские приходы; сохранение выступлений и проповедей за богослужением на украинском языке; служение литургии на церковнославянском языке с украинским выговором. Кроме того, архиепископ сообщил, что он собирается назначить украинского священника администратором Холмщины, распустить православную консисторию в Варшаве и уволить русских служащих 180 . Обещание ничего не предпринимать против автокефалии вовсе не означало ее признания, видимо, архиеп. Серафим был вынужден временно «закрыть глаза» на формальное продолжение ее незаконного существования 181 . Указанные уступки на первых порах удовлетворили правительство Генерал-губернаторства, и 13 января 1940 г. начальник его отдела церковных дел написал в МИД, что он не может согласиться с поступившей запиской этого ведомства. Хотя передача церковного руководства архиеп. Серафиму еще не была полностью согласована, но фактически уже предопределена. В письме подчеркивалось: «Подразделение СД в Варшаве тоже судит о позиции Серафима в отношении украинцев как о полностью лояльной. Насколько мне известно, это мнение, к которому я присоединяюсь, разделяет и гестапо в Берлине» 182 . Таким образом, силы противоборствующих сторон в начале 1940 г. стали примерно равны, и они в конце концов пошли на своеобразное компромиссное соглашение. 19 января 1940 г. по приглашению уполномоченного генерал-губернатора доктора Хейбера состоялось обсуждение вопросов, затрагивающих Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После латинских уроков был у Зандера с о. Ж. Жуанни. Очень серьезно обсудили все дело помощи мобилизованным. Французский комитет будет издавать с конца января православную газету для воинов с религиозными статьями и практическими сведениями. Заключили с ним полный конкордат. Суббота 7/20 января 1940. Владыке лучше, но все же он так слаб, что вместо положенных получаса смог просидеть пять минут, а ему все время лежать неполезно. В «Journal Officiel» опять закон о призыве. Все, кто десять лет во Франции, могут записываться во французские полки, а некоторые специалисты – прямо в интендантство. «Случайно» видел у Осоргиных сестру милосердияиз Autun, которая сообщила радостную весть: Блуму 225 разрешили отмечать всех русских раненых, заботиться специально о них как доктору и устроить как церковнику приезд о. Германа 226 . Полковник, заведующий госпиталем, разрешил даже устроить настоящую chapelle orthodoxe 227 в одной из больниц. Это очень большая победа. Понедельник 9/22 января 1940. На епархиальном совете оформлена передача временно верховной власти епископу Иоанну совместно с советом, который будет действовать согласно инструкции Митрополита. Среда 11/24 января 1940. Разговорился после обеда со студентами [Богословского института]. Они все единодушны со мной: не дается никакой практической подготовки; выходят из Института не кандидаты в пастыри, а полуученые люди, которые неприменимы в жизни. Теория убила практику. Вторник 17/30 января 1940. Н.Н. Кедров Мать 228 первая утром прочла в «Последних новостях» весть о кончине Николая Николаевича. Телеграмма пришла только к обеду. Хотя мы и знали о болезни Н.Н., но его кончина была все же неожиданным ударом для всей нашей семьи, с которой он был близок и [которой] любим. [...] Смерть Н.Н. – великая потеря для России и русской культуры, которой он служил всю жизнь, потеря и для православной Церкви, которой он был верным сыном. За 43 года крестового похода с русской песнью по всему миру Н.Н. со своим квартетом завоевал славу, которая выпадает редко на долю музыканта и певца. Он не только знакомил с русской музыкой и песнью весь мир, но и привлекал людей к России, подлинной, национальной, вечной. Квартет жил, пока жил Н.Н., а теперь его дело кончено. Колюн 229 будет продолжать музыкальное дело отца, но такого квартета не создашь. Ник. Ник. был замечательный гармонизатор и прекрасный духовный композитор. Его «Отче наш» – одно из лучших в нашей богатой духовной сокровищнице. Незадолго до смерти он написал заупокойную ектению и передал ее Н.П. Афонскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далеко не последнюю роль в этом процессе играли незарегистрированные общины и заштатное духовенство. Последнее стало основным кадровым резервом легальной Церкви как на епархиальном, так и на общецерковном уровне. В период войны развернулась и была признана властями церковная благотворительность. На пять лет (до 1948 г.) к легальному существованию вернулись паломничества к неофициальным (находившимся не в действующих монастырях) святыням и традиционные крестные ходы внутри приходов. Была легализована и постепенно нашла свое место в системе государственного распределения ресурсов хозяйственная деятельность Русской Церкви. Можно сказать, что легализация церковного подполья была одним из важнейших механизмов церковного возрождения 1940-х гг. Переход большей части церковной жизни к нелегальному существованию в 1920–1930-е гг. и ее возвращение в сферу легальности в 1940-е гг. были бы невозможны без участия в этих процессах легальной церковной иерархии — епархиальных архиереев и центрального церковного руководства. Исследованию их места в процессах, происходивших в церковном подполье в 1920–1940-е гг., и посвящена настоящая статья. Легальный епископат и церковное подполье в 1920–1930-е гг. Впервые вопрос о взаимоотношениях легального епископата и церковного центра с церковным подпольем поставили зарубежные историки В. И. Алексеев и Ф. Ставру, изучавшие жизнь Православной Церкви на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны. В немецких архивах ими была обнаружена записка Патриаршего экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского), бывшего с конца 1920-х гг. управляющим делами Временного Патриаршего Синода, а затем — Патриархии в сане епископа Дмитровского и одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского). Оказавшись в 1941 г. на оккупированной территории Прибалтики, митрополит Сергий вынужден был отстаивать перед немецкими властями необходимость сохранения канонического общения Прибалтийского Экзархата с Московской Патриархией.

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

На Дарю решили перенести службу на час, а так как это – четыре часа, то никого нет. Задержали начало на 30 минут. Все-таки кое-кто подошел, а к 7 (6) собралось много. Пришли Шмеманы, Бобринский, Борис Кошко 281 и Бибиков. Владыка был очень рад, что я не уехал. Русские, к счастью, держат себя очень выдержанно и благородно. Кое-кто побежал на поклон к немцам, но они ответили, что не нуждаются в добровольцах, и просят всех заниматься тем делом, на которое они приставлены. Понедельник 4/17 июня 1940. День Св. Духа. На Дарю – мало прислуживающих, но Шмеманы на месте и иподиаконствовали. Едва дошел до дома, задыхался и очень устал. Со мной ехал Андрей Шмеман. Молодое поколение так же относится к событиям, как и я: его больше всего потрясла трагедия Франции и отношение к ней самих французов. Среда 6/19 июня 1940. Вечером – очень странное сообщение Radio Paris. Général de Gaulle произнес в Лондоне какую-то речь, которую правительство дезавуирует (видимо, некоторые французы поехали в Англию). Четверг 7/20 июня 1940. В Billancourt П.В. Спасский и о. Савва 282 развили очень серьезную деятельность помощи лишившимся заработка. П.В. ездил на Halles 283 , и была произведена раздача продуктов. В церкви собрали на это дело 500 франков. В Sainte-Geneviève – большие события. Там был бой между отступающими французскими войсками, которые забаррикадировались на русском кладбище, и немцами, которые обстреливали его пушками. Около церкви упало 25 снарядов, но храм цел. [Русского] Дома немцы не тронули, но появились ночью пьяные солдаты, которые ворвались к о. Александру. К счастью, один из них оказался верующим, увидев иконы, сказал: «Я – католик». И с этими словами ушел неизвестно куда отсыпаться. Суббота 9/22 июня 1940. В «Paris-Soir» будто бы помещено нелепое сообщение о том, что митрополит Евлогий служил молебен при входе немцев. Кто мог сообщить такую злостную вещь? Видимо, кто-то желает натравить французов на бедных русских. Газету привез русский шофер из области, только что оккупированной немецкими войсками. Теперь он убеждает русские организации присоединиться к нему, чтобы низвергнуть Маклакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 месяцев «усиленных дознаний», затем 10 заседаний суда… Он был оправдан, но прокуратура оправдание опротестовала На третьем запротоколированном допросе, 20 декабря 1938 года, через 3 месяца после второго допроса, отец Димитрий отказался от своих предыдущих показаний и уже более никогда с ними не соглашался. С 5 февраля 1939 года по 23 июля 1940 года состоялось 10 заседаний Рязанского областного суда: после многих возвращений дела на дополнительные расследования 28 апреля 1940 года последовал наконец оправдательный приговор суда. Но власти не могли смириться с этим. После протеста заместителя Рязанского областного прокурора по спецделам Овчинникова в Верховный суд РСФСР состоялось новое судебное заседание, и оправдательный приговор отменили. Дело вернули на доследование с дополнительным обвинением по статье 58-11. Судебная борьба продолжалась еще восемь заседаний – до октября 1940 года, когда по указанию прокурора Рязанской области Николая Венедиктовича Жогина (бывшего слесаря и будущего заместителя Генерального прокурора СССР) дело по обвинению Орехова Д.И. по ст. 58 п.п. 10 и 11 ч. 1 УК РСФСР направлено на рассмотрение Особого совещания при НКВД. Ни на одном из заседаний суда отец Димитрий виновным себя не признал. Самооговор на допросе 22 сентября 1938 года объяснял давлением следователя. Дело он считал сфабрикованным, а показания против него отдельных свидетелей – лживыми. Сан с себя отец Димитрий снимать отказался. При заполнении всех личных дел, протоколов и других судебно-следственных документов объявлял себя православным священником. Пока шло судебно-следственное делопроизводство, отец Димитрий содержался в Рязанской следственной тюрьме 1. Он провел в ее камерах почти 3 года (2 года и 10,5 месяцев). На заседании Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 19 ноября 1940 года огласили приговор: «Орехова Дмитрия Ивановича за участие в антисоветской группе заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет». «Зеленый расстрел» Сан отец Димитрий снимать отказался, на что в сопроводительных документах особо указывалось лагерному начальству

http://pravoslavie.ru/116813.html

На Кольском Севере советская власть была установлена весной 1920 года. С изменением власти изменилась религиозная политика. Советское государство взяло курс на уничтожение Православной церкви и гонение верующих. Сначала местные власти затребовали от приходов сведения о священнослужителях, описи богослужебного имущества и список не менее 20 граждан, согласных получить данное имущество под свое поручительство. В мае 1926 года в ГПУ КарельскойАССР были отправлены сведения о членах церковного совета «Кандалакшского коллектива верующих православного вероисповедания в селе Кандалакша Кемского уезда», избранных 21 сентября 1925 года сроком на один год: председатель совета Пушкарев Евдоким, товарищ председателя Полежаев Алексей, секретарь Каюков Сергей, казначей Кемов Илья, члены Лопинцев Демьян, Немчинов Иван, Крылов Афанасий, Жидких Константин, Жидких Иван. Священником служил Суворов Алексей Владимирович. В 1933 году по делу «О Кандалакшской контрреволюционной ячейке» были арестованы 29 человек – прихожане церкви, их приговорили к различным срокам наказания, в том числе трёх человек к расстрелу. В числе осуждённых был и священник Алексей Владимирович Суворов, которого приговорили к десяти годам концлагеря, позже заключение заменили ссылкой в Северный край на тот же срок. В 1937 году настоятелем церкви был назначен протоиерей Федор Михайлович Миролюбов – семидесятилетний священник, к этому времени уже трижды подвергавшийся репрессиям. Последний раз он был арестован 4 июля 1940 года, особым совещанием при НКВД 19 августа 1940 года приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край (предположительно, умер в дороге). Как правило, за арестом священнослужителей следовало и закрытие храма. 25 июля 1940 года Кандалакшским сельсоветом было принято решение «об удовлетворении просьбы граждан села Кандалакша о закрытии церквей» и переоборудовании храма Иоанна Предтечи под стационарный кинотеатр, а храма Рождества Богородицы под клуб. 5 сентября 1940 года Мурманский облисполком утвердил это решение.

http://sobory.ru/article/?object=45368

14 Благовещенский храм в Харбине строился по инициативе митрополита Мелетия с 1930-го по 1940 г., освящен 14 сентября 1941 г. Во время «культурной революции» в 1970 г. он был взорван. 15 Институт имени св. князя Владимира был открыт 29 августа 1934 г. в составе трех основных факультетов: богословского, политехнического и восточно-экономического. Впоследствии по распоряжению властей Маньжоу-Го в 1938 г. был закрыт политехнический факультет, а в 1940 г. – восточно-экономический. Политехнический факультет и 1-й курс восточно-экономического факультета вошли в состав Североманьчжурского университета, который в начале 1938 г. переименован в Свято-Владимирский Богословский). 16 Харбинская духовная семинария была открыта в 1938 г. на базе Свято-Алексеевского реального училища. Ректором Семинарии был назначен протоиерей Аристарх Пономарев. Помимо общеобразовательных предметов в программу семинарии входили и такие специальные дисциплины, как догматическое, нравственное, пастырское богословие, катехизис, история христианской Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, гомилетика, церковный устав, греческий, латинский и церковно-славянский языки. Свято-Алексеевская духовная семинария, образовавшаяся из средней школы, предоставляла возможность окончившим ее поступать во все светские и в духовные высшие учебные заведения. 17 Боксерское (или ихэтуаньское) восстание направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь Китайской империи во многом усилилось с проникновением западных миссионеров. Во время восстания были убиты сотни христиан, разорена Русская Православная миссия. 18 Софроний (Йогель Павел Павлович), иеромонах. В детстве привезен в Харбин родителями, эмигрировавшими из России. До 1940 г. был корреспондентом – хроникером церковного отдела газет «Заря» и «Харбинское время». В 1940 г. пострижен в монашество. Был назначен настоятелем одной из церквей Маньчжурии. 19 Мефодий (Герасимов Маврикий Львович; 1856–1932), митрополит. В 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С декабря 1898 г. епископ Забайкальский и Нерчинский. С 1912 г. Томский и Алтайский, с июля 1914 г. Оренбургский и Тургайский. Член Священного Собора Русской Православной церкви 1917–1918 гг. С 1918 г. архиепископ. В начале 1919 г. эмигрировал. С 1920 г. архиепископ Харбинский и Маньчжурский, с 1929 г. митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010