Закрыть itemscope itemtype="" > Казачий поэт Николай Туроверов и коллаборационизм Об идеологии казацкой «самостийности» 21.10.2021 2755 Время на чтение 11 минут В среде современного казачества сегодня большой популярностью пользуется поэзия Николая Туроверова, писавшего в 20-50 годы прошлого столетия. Проводится фестиваль казачьей культуры «Туроверовские чтения». В Ростове-на-Дону в честь него назван переулок. При этом биографы поэта часто замалчивают тот факт, что во время оккупации Франции он сотрудничал с прогитлеровской русской газетой «Парижский вестник», и старательно подчеркивают, что Николай Туроверов, казак, участник Белого движения, сражался против гитлеровцев во французской армии, в составе Иностранного легиона. Таким образом поэта противопоставляют казакам-коллаборационистам вроде ген. П. Н. Краснова, пошедшим на службу Гитлеру. И кое-кто, исходя из этого, утверждает, что Н. Туроверов никак не мог сотрудничать с коллаборационистами. Тут, правда, неясно. В статье Михаила Кожемякина « Николай Туроверов. К вопросу о белоэмигрантах в Иностранном легионе » о о службе поэта-казака в Иностранном Легионе сообщается: « 1939 - начало 1940 г. - Туроверов служит в Северной Африке, участвует в подавлении " возмущения " друзских племен (Ближ. Восток), командует подразделением туземных солдат. Местом постоянной дислокации 1-го иностранного кавалерийского полка в межвоенные годы был Сус (Тунис). Следовательно, если выяснить, какие подразделения полка перебрасывались в 1939 г. для подавления волнений друзских племен, можно с определенной вероятностью определить номер эскадрона Туроверова. 1940 г. - Подразделения 1-го кавполка Легиона переброшены во Францию и, в преддверие начала активной фазы войны с нацистской Германией, приданы 97-й дивизионной разведывательной группе (GDR 97). В составе данного соединения, развернутого на базе 1-го и 2-го иностранных кавполков и некоторых других французских колониальных частей, на май 1940 г. числились 4 эскадрона - штабной, конный, моторизованный и артиллерийско-пулеметный. В то же время стандартный кавалерийский полк Французской армии накануне Второй мировой войны состоял из четырех кавалерийских эскадронов и эскадрона тяжелого оружия. Следовательно, во Франции в 1940 г. оказались не все военнослужащие 1-го иностранного полка, а только его " командировочная " боевая группа. Был ли среди переброшенных в Европу бойцов своей части легионер Н.Туроверов - еще предстоит выяснить. Участие поэта во Французской кампании 1940 г. пока остается под вопросом».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/21/...

Первое собрание «немецкого» Строительного комитета состоялось 12 августа 1940 г. На нем председательствовал А. Н. Фену, присутствовали священник Е. Ножин, князь С. Н. Романовский и другие члены комитета (Протокол 1, 12 августа 1940 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Leipziger Zeitung. 1940. 17. Juli. S. 3. Комитет зарегистрирован в реестре с 2131 16 июля 1940 r.:«Komimee zur Erbauung und Erhaltung der russischen orthodoxen Gedächtniskirche zu Leipzig e.V.». Протокол Строительного Комитетаот 6 января 1939 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). См. письменные характеристики на членов Строительного комитета, поданные Отделом кадров НСДАП на имя обер-бургомистра Лейпцига 18 августа 1941 г. (Stadtarchiv Leipzig, Kap. 42.0, Nr. 2, Bl. 130). Письмо саксонского чиновника министру церковных дел Германии, и дальнейшую переписку см.: BA, R901/69300, Bl. 228–232. См. письмо митрополита Серафима (Ляде) А. Н. Фену от 23 июля 1942 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Родионов А. Частица веры нашей, русской//Трибуна. 2004. 28 декабря. С. 7. Письмо Патриарху Алексию через протопресвитера Н. Колчицкого и протоиерея Ф. Казанского передали 11 октября 1945 г. священник Ф. Соловьев, протоиерей Г. Романович и профессор К. Д. Илич (Православные русские приходы в Германии//Журнал Московской Патриархии. 1945. 12. С. 7–8). См.автобиографии священников в архиве Храма-памятника. Биографию архиепископа Мстислава (Волонсевича) см.: Журнал Московской Патриархии. 1978. 7. С. 14–15. «Храм, наряду с его предназначением памятника, стал также духовным центром для русско-православных христиан в Лейпциге и его следующей окрестности живущим. Особенно много людей посещали богослужения во время Второй мировой войны. Сюда приходили угнанные нацистами " восточные рабочие " , если они могли получить увольнение: они черпали здесь новые силы, новую надежду на освобождение» ( Ein Symbol der Freundschaft. Russische Gedächtniskirche//LVZ. 1963. 23. September). . Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2002. С. 308.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

Пятница 6/19 апреля 1940. Оказалось, что министерство желает не в 11, а в 10 1/2. Решили поэтому служить более скромную заутреню в 8 часов (о. Николай), а более торжественную с минимальным освещением – в 10 1/2 и после нее сейчас же литургию в верхнем храме. Суббота 7/20 апреля 1940. Лазарева суббота. Нижняя церковь остается вообще без пасхальных служб, что очень нехорошо. Меня ловит во дворе pere Jouanny. Он возобновляет в воскресенье французский православный приход, нанял помещение рядом с румынской церковью и просит об официальном титуле. Надо об этом подумать. Всенощная под Вход Господень в Иерусалим прошла очень хорошо. Было очень много народа. Справились без посторонней помощи. Воскресенье 8/21 апреля 1940. Вербное воскресенье. На последние дни Страстной вся тяжесть наблюдения за порядком возлагается на Андрея Шмемана. Был полнейший штат: 18 человек. Выносили две пары свечей, было 4 иподиакона. Вечером – чин елеосвящения. Меньше народа, чем обычно. До поздней ночи сидел у Зандера. Приготовляли к отправке письма воинам. Всего отсылается, кроме «12 Евангелий» и брошюры Вали 241 (которых послано 200 экземпляров), свыше 1200. Понедельник 9/22 апреля 1940. Св. и вел. понедельник. Окончательного решения Префектуры об освещении и о толпе так и не знаем. Опять был о. Жуанни, который желает, чтобы его сделали archipretre de la paroisse orthodoxe franchise 242 . Вторник 10/23 апреля 1940. Св. и вел. вторник. В церкви Sainte-Geneviève сегодня первый раз исполнялись песнопения Страстной седмицы, гармонизированные Максимом 243 . Говорят, написаны они удивительно музыкально. Во время всенощной – звонок из Префектуры. Commissaire principal 244 сообщает, что толпа в 5000 человек невозможна из-за отсутствия убежищ и что свет недопустим снаружи. Но нас интересует купол, а не свечи. Упросили его приехать вечером и на месте все решить. [...] В 10 часов вечера приехали высшие чины Префектуры и defense passive 245 и решили, что делать заутреню ночью на Дарю нельзя из-за освещенного купола и толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В новом помещении французского православного прихода собралась под руководством о. Жуанни молодежь, интересующаяся религиозными вопросами. [...] Дело у о. Жуанни налаживается. Он не только совершает каждую неделю литургию, но начал служить и всенощные. Церковь обогатилась множеством святынь: на стенах, в алтаре, на престоле святые мощи. Помощники о. Жуанни – необыкновенно симпатичные молодые люди. Среда 28 ноября/11 декабря 1940. Митрополит получил текст меморандума, поданного Горчаковым немцам. В нем обвиняются в работе на пользу Англии, чуть ли не в шпионаже, все наши церковные организации. Каждая пишет опровержение. Пятница 30 ноября/13 декабря 1940. Митрополит Серафим собрал на Boileau представителей организаций, чтобы сообщить им важную новость о церковных делах. Днем был в Епархиальном управлении. Меморандум передан Коковцову немцами с просьбой ответить. Обстоятельный и серьезный ответ уже дан. Тихон Александрович собирается съездить к митрополиту Серафиму и спросить его официально об его отношении к меморандуму Горчакова. Суббота 1/14 декабря 1940. Митрополит Серафим на собрании заявил всем представителям общественных организаций, что он не предпринимал никаких шагов против митрополита Евлогия, прочитал бумагу 18 октября, которую все уже знали, и «умыл руки». Владыка поручил Тихону Александровичу Аметистову съездить к нему в связи с моим разговором на rue Boileau. Митрополит Серафим подтвердил Тихону Александровичу, что не согласен с действиями кн. Горчакова. Вторник 4/17 декабря 1940. О. Иоанн Клочко 314 сообщил мне, что, как следствие моего разговора в понедельник и посещения Тихоном Александровичем Аметистовым, митрополит Серафим написал кн. М. Горчакову письмо с требованием не вмешиваться более в церковные дела и не заниматься интригами от имени духовенства, которое не дало ему на это никакого поручения. Среда 5/18 декабря 1940. Митрополит был сегодня днем у Сиверса с кн. Мещерской 315 . Выглядит он очень плохо: язык заплетается, и ходит совсем слабо. Несмотря на это, служил всенощное бдение под Николая Угодника. Церковь почти полна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике Религиозная ситуация в различных регионах оккупированной части СССР, как и германская церковная политика в них, при наличии основных общих черт все же отличалась определенным своеобразием. Поэтому следует подробно рассмотреть ее на отдельных территориях. По-своему уникальной являлась ситуация в Прибалтике и на Северо-Западе России. Это был единственный регион, где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Прибалтийские республики Литва, Латвия и Эстония только в июле 1940 г., после занятия их советскими войсками, вошли в состав СССР. На их территории проживало 510 000 православных, объединенных в 400 приходов (в Латвии 164, Эстонии 164 и Литве 72), имелось 6 монастырей. Но только Литовская Церковь , которой в 1924–1940 гг. управлял митрополит Елевферий (Богоявленский) оставалась к 1940 г. в юрисдикции Московской Патриархии. Эстонская же Православная Церковь в 1923 г., а Латвийская в 1936 г. были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Так как это было сделано без канонического отпуска Московской Патриархии, последняя никогда не признавала законность данного акта. В августе 1940 г. Синод, а затем и глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением значительной части мирян и духовенства ходатайствовали о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). В конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Патриархии выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Сначала главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а с 24 марта 1941 г. и экзархом всей Прибалтики стал архиеп. Сергий. 28 марта 1941 г. митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы публично принесли покаяния в грехе раскола и были приняты в литургическое общение 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Германская Евангелическо-Лютеранская Церковь пыталась оказать сопротивление. В августе 1940 – ноябре 1941 гг. она направляла жалобы в различные государственные органы, но получила поддержку только Министерства церковных дел. 21 августа 1940 г. Керл попытался в последний раз вмешаться в развитие ситуации. Но наместник Вартегау заявил, что решения министерства «для него не существуют», и Керл был вынужден уступить. А 11 ноября 1941 г. и шеф Имперской канцелярии ответил на жалобы духовенства, что «фюрер одобрил изданный рейхснаместником в рейхсгау Вартеланд 13 сентября 1941 г. указ о религиозных объединениях и религиозных обществах». Акции в Вартегау маскировались заявлениями о необходимости провести полное отделение Церкви от государства, но фактически устанавливался тотальный государственный контроль над церковной деятельностью, и приходы оказались ничем не защищены от наместника. Проведенные мероприятия расценивались лишь как некий промежуточный этап. Так, 9 апреля 1940 г. Розенберг в своем дневнике писал: «Разделение государства и Церкви в качестве цели является либеральной позицией. Для нас это – лишь промежуточная стадия». Далее должна была последовать фаза уничтожения религиозных организаций, что во многом и было осуществлено в Вартегау в первой половине 1940-х гг. Там к моменту прихода советских войск 97 % существовавших в сентябре 1939 г. храмов и все монастыри были закрыты, из 1900 священников более 90 % арестовали, депортировали или убили, и к 1942 г. их оставалось в приходах лишь 73. То что несмотря на все протесты и жалобы «эксперимент Вартегау» продолжался, ярко свидетельствует, что в случае победного для нацистов окончания войны он послужил бы образцом для церковной политики на всей территории Третьего рейха 85 . Как уже отмечалось, с осени 1940 г. вновь заметно ухудшилось положение христианских конфессий в самой Германии. Под предлогом выполнения связанных с войной мероприятий богослужения после налетов можно было начинать только в 10 часов вечера, церковные здания конфисковывали для военных нужд, праздничные церемонии ограничивали, монастырские комплексы передавали государственным организациям и т. п. Согласно изданному в январе 1941 г. секретному приказу Партийной канцелярии гаулейтеры получили право конфисковывать всю монастырскую недвижимость без оглядки на законы и постановления. Жертвой этой акции за полгода «пали» 120 монастырей, которые в основном стали использоваться в качестве домов отдыха для членов партии. Сопротивление изгоняемых монахов было подавлено репрессиями – 418 священнослужителей отправили в концлагеря. В мае – июне 1941 г. была запрещена почти вся церковная пресса, включая теологические журналы 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечательно, что в список Г. Г. Карпова не попали западные республики — Украина, Белоруссия, Молдавия, где в 1940 х гг. действовало несколько десятков легальных монастырей, святыни которых и были объектом паломничеств. Подпольные паломничества возникали здесь по поводу различных чудесных явлений и в силу давления властей не приобретали регулярного характера 99 . Тем самым на советский период можно распространить заключение А. С. Лаврова, сделанное им применительно к началу XVIII в.: «Если мы рассматриваем культы в их исторической динамике, включающей в себя и репрессию, то мы не можем не видеть, что именно жесткость борьбы с “суевериями” выталкивала подобные культы, делала их частью внецерковных практик» 100 . Такая эволюция прослеживается и в рассматриваемый нами период. Так, в селе Мамонтово Сосновского района Тамбовской области когда-то существовал монастырь, бывший центром паломничества. В конце 1940-х гг., судя по записке Г. Г. Карпова, паломничество все еще совершалось к недействующей монастырской церкви. А уже через 10 лет (возможно из-за того, что церковь была снесена) объектом паломничества стало Мамонтовское озеро, в водах которого когда-то и была явлена чудотворная икона святителя Николая 101 . Репрессии 1920–1940-х гг. вытеснили местные культы не только за границу легальности, но за ограду Церкви. Теперь они были обречены на постепенное вырождение. Думается, то же самое происходило не только с паломничествами, но и в других сферах церковной жизни. Нет сомнений, что именно политика по делегализации церковной жизни и репрессии 1920–1930-х гг. привели к разрушению иерархических связей, сокращению духовенства, исчезновению таинств. То, что большая часть церковной жизни оказалась за пределами законного, привело к невозможности полноценного руководства ею со стороны легального епископата и следовательно — к постепенному ее одичанию. Усилия Священноначалия Русской Православной Церкви по нормализации церковной жизни Описанные мутации церковной жизни не были секретом для Священноначалия Русской Церкви. В середине 1940-х гг. тревожные сообщения приходили со всех концов страны 102 . Поэтому епископы из Центрального Черноземья, Краснодарского края, Поволжья неоднократно просили уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви открыть храмы в первую очередь там, где “распространены нелегальные моления верующих без священников” и где “развивается сектантское влияние” 103 . Помимо поддержки стремления незарегистрированных общин к легализации 104 , епископы обращались к своей пастве с проповедями, обличая “самочинных совершителей церковных служб и треб” и тех, кто отрицает святость храма Божиего. В Журнале Московской Патриархии в 1948 г. не раз печатались такие “сообщения из епархий” 105 .

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

Был у Шмеманов. Разговор шел о том, что делать русской молодежи и вообще русским в связи с последними мировыми событиями. Мне кажется, что пока нужно быть очень осмотрительными, но готовиться на всякий случай к перемене местожительства, так как здесь едва ли удастся работать. Суббота 23 июня/6 июля 1940. С утра поехал на Сергиевское подворье, был экзамен французского языка. Проэкзаменовал все курсы. Общее впечатление хорошее, но те, кто знает французский язык вне занятий в Подворье, поражают своим незнанием современной французской культуры, как будто бы жили вне общении с действительностью. [...] Мы всё еще вполне отрезаны от Запада в его лучших проявлениях, и если рациональный Запад нам известен, и даже слишком, то Запад духовный, который должен был нас интересовать, как бы совсем не существует. Замок Кэнси разграблен дотла. Дети из колонии почему-то ушли пешком в Фонтенбло. Воскресенье 24 июня/7 июля 1940. Св. Иоанна Крестителя. Литургию служил Владыка. Иподиаконствовал с Андреем Шмеманом. На службе были немцы, а после литургии пришла целая группа. Вторник 26 июня/9 июля 1940 Отец был в посольстве. Горчаков был у Маклакова. Сказал, что он его признает, но что надо только поскорее свергнуть митрополита Евлогия, так как он отпевал еврейку Полякову. (Анну Эдуардовну Полякову 286 отпевал раввин на [кладбище] Батиньоль.) Четверг 28 июня/11 июля 1940. Вчера было собрание благотворительных организаций. Председательствовал сперва Василий Ал. Маклаков, потом избрали о. Николая Сахарова. Любимова 287 обещала достать через Тэйлора американские продукты. В гимназию приходили немцы: спрашивали, сколько евреев и кто из учительского персонала бежал. Узнав, что на 200 учеников – 2 еврейки и что ни один учитель не бежал, удовлетворились и оставляют все помещение в распоряжении гимназии, хотя кругом почти все реквизировано. Пятница 29 июня/12 июля 1940. Св. апостолов Петра и Павла. Утром – служба на Дарю. Несмотря на будний день, набрался многочисленный штат и было много народа, особенно именинников. Петр Иванович 288 (сторож) угощал всех у себя пирогом и чаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошу во имя справедливости пересмотреть дело моего мужа и освободить его, чтобы он мог умереть среди своей семьи, которую он честно воспитал, дав стране полезных работников. Мой сын, несмотря на то, что его отец был выслан, был недавно выбран в члены-корреспонденты Академии Наук, как выдающийся ученый в области механики. Я глубоко убеждена, что в деле моего мужа произошла какая-то ошибка или клеветнический оговор. Я верю, что Вы восстановите справедливость и мой муж будет освобожден, его дело будет рассмотрено в судебном порядке, как это предусмотрено нашей Конституцией, чтобы он мог доказать свою невиновность. Я верю, что Вы не обманете надежд старого человека. ... Глубокоуважающая Вас. ...» 28 мая 1940 г. Нач-к Управления НКВД г. Москвы майор ГБ Михайлов после наведения ряда справок, говоривших однозначно, что Артоболевский был расстрелян,» не нашел оснований для пересмотра дела [наверное, не хотел какого-то шума или травмировать семью] и " оставил решение бывшей Тройки НКВД от 14 февр. 1938 г. в силе» 28 сент. 1943 г. Артоболевская же подала прошение на имя Патриарха Московского и всея Руси, в котором просила его хлопотать о возвращении осужденного сосланного на 8 или 10 лет без права переписки. Там же она указывала, в частности, что он после революции до 1924 года был настоятелем церкви в Петровско-Разумовском, а затем, по ее закрытии до 1931 года настоятелем Церкви Святых Адриана и Наталии на Мещанской. С 1931 по 1938 г. муж нигде не служил и жил на иждивении сына, члена-корреспондента Академии Наук Ивана Ивановича Артоболевского...» Неизвестно, однако, был ли ответ Патриарха Сергия на это обращение. Научные труды Артоболевского относительно немногочисленны. Это магистерская диссертация " Первое путешествие Св. Ап. Павла с проповедью Евангелия» (1899 г.). Статьи:» О именуемом Феодоритовом слове» (1894), об архитектуре храма Сельскохозяйственной Академии (1915 ) и около 20 слов и поучений, произнесенных по долгу службы в учебных заведениях и помещенных в разных сборниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В 1926 г. возобновило свою деятельность каунасское Свято-Никольское братство (существовало до 1940), число его членов в 30-х гг. составляло 80-90 чел. Братство проводило лекции по религ. и морально-этическим вопросам, выдавало пособия нуждающимся ученикам Каунасской рус. гимназии, оказывало помощь бедным приходам, выдавало средства рус. скаутскому отряду для приведения в порядок могил рус. воинов. В окт. 1939 г., после разгрома Польши Германией и заключения советско-нем. соглашений, Вильно и незначительная часть Виленского края были присоединены к Литве, на этой территории действовало 14 церквей и проживало 12 тыс. православных. Большая часть Виленского края (бывш. Дисненский, Вилейский, Лидский, Ошмянский повяты) отошла к Белорусской ССР. В окт. 1939 г. митр. Елевферий приехал в Вильнюс, к-рый вновь стал кафедральным центром, архиерей упразднил виленскую консисторию Польской Церкви. 10 янв. 1940 г. архиеп. Феодосий, бывш. глава Виленской епархии Варшавской митрополии, отправил письмо митр. Сергию (Страгородскому), в к-ром приносил покаяние в грехе раскола, отказывался от управления Литовской епархией и просил принять его и его паству в юрисдикцию Русской Церкви. Архиеп. Феодосий был почислен на покой, жил в вильнюсском Свято-Духовом мон-ре. Однако весной того же года Феодосий сообщил Совету министров Литвы, что его письмо в Москву было ошибкой, что он выходит из подчинения митр. Елевферию и создает временный епархиальный совет. 22 мая 1940 г. он послал письмо К-польскому Патриарху, в к-ром писал, что по-прежнему считает себя главой Виленской епархии и просит принять его в юрисдикцию К-поля. В следующем письме на имя председателя Совета министров Литвы Феодосий отмечал, что его обращение в К-поль - это «первый шаг к независимости от Московского Патриарха Сергия не только Виленского края, но и всей исторической Литовской православной церкви». Феодосия поддержал министр внутренних дел Литвы К. Скучас, в непосредственном ведении к-рого находились вопросы религ. отношений. Дальнейшие действия по объявлению автокефалии Литовской Церкви стали невозможны, после того как в июне 1940 г. в Литву вошли советские войска.

http://pravenc.ru/text/158622.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010