После революции эта школа была преобразована в обычную начальную школу. Ее здание сожгли в декабре 1941 года отступавшие фашисты. Судьба нетесовской церкви в послевоенные годы была типична для большинства церквей в наших краях. 9 мая 1922 года из церкви изъяли 13,14 кг золотых и серебряных богослужебных предметов. В 1930-х годах церковь была закрыта. Ограда храма в 1940 году была передана Жилуправлению Солнечногорска и разобрана на кирпич. Недолго пустовала сама церковь. После того, как в Химкинский район отошла машинно-тракторная станция (МТС) в Крюково, возникла необходимость устроить на территории Солнечногорского района вторую МТС. Под МТС решением Солнечногорского РИКа от 12 декабря 1940 года отвели Преображенский храм с прилегающим к нему земельным участком. В нижнем теплом храме были устроены ремонтные мастерские, а в верхней Преображенской церкви — канцелярия МТС и «красный уголок». Однако в конце 1941 году в ходе боевых действий здание церкви пострадало. МТС из храма временно перевели в постройки берсеневского детского дома. Сохранились фотоснимки церкви конца 1940-х годов — ее здание уже лишилось главки, колокольни, но еще достаточно прочно. В конце 1940-начале 1950-х годов церковное здание, по прежнему остававшееся в собственности 2-й МТС, было разобрано на кирпич. Здание церкви стояло чуть восточнее построек современной Радумльской школы, слева от дороги, ведущей в саму деревню Радумля, над обрывом. Сразу к востоку от нее местность резко понижается к ручью, отделяющему деревню от Нетесова. В настоящее время на церковном участке уцелело несколько старинных деревьев. Никаких следов церкви не осталось. На месте церкви строятся жилые дома. Современное состояние [ править править код ] В 2010 году по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Радумле на берегу реки Клязьмы была заложена Преображенская церковь. Храм Преображения Господня был приписан к Богородицерождественскому храму с. Льялово . За короткое время была построена деревянная церковь — шатровая постройка типа «восьмерик на четверике» с прямоугольным алтарным прирубом и небольшим притвором.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

Евлогию. Подобная ситуация сложилась и в Бельгии после ее оккупации. В этой стране имелось 3 прихода, входивших в Западно-Европейскую епархию РПЦЗ. Ее глава, проживавший в Париже митр. Серафим (Лукьянов), обратился к архиепископу Берлинскому с просьбой взять на себя временное управление данными общинами, указав причину в докладе Синоду от 13 декабря 1940 г.: «В связи с прекращением регулярного железнодорожного сообщения с Бельгией я лишен возможности посещать вверенные мне русские приходы в Бельгии и разрешать на месте вопросы, связанные с легализацией наших приходов и устроением других церковных дел». 31 декабря 1940 г. Архиерейский Синод утвердил передачу общин во временное управление архиепископа Берлинского 477 . На территории Бельгии существовали также и 6 евлогианских приходов, которыми управлял архиепископ Александр (Немоловский). В 1938–1940 гг. он неоднократно в своих проповедях и обращениях к пастве резко осуждал деятельность нацистов. Например, 31 июля 1938 г. в своей проповеди он говорил: «Нам посланы страшные испытания… В Германии жестокий варвар Гитлер уничтожает христианскую веру, одновременно насаждая язычество. Мы молим Бога, чтобы Он спас эту страну от этого ужасного человека, так как там еще хуже, чем в советской России». После оккупации Бельгии 4 ноября 1940 г. гестапо арестовало архиепископа; в наручниках и с нагрудной табличкой с надписью «Враг 2» его перевели в тюрьму г. Аахена. Оттуда он попал в берлинскую тюрьму. Архиеп. Серафим сумел вызволить владыку Александра (которого даже хотели расстрелять) из заключения, взяв его на поруки и поселив при русском храме в Тегеле, где последний и оставался до конца войны 478 . В своем письме от 26 февраля 1942 г. начальник полиции безопасности и СД следующим образом информировал МИД об этих событиях: «В связи со своей антинемецкой позицией представляющий митрополита Евлогия архиепископ Александр Немоловский был удален из Бельгии и интернирован в Берлин-Тегель» 479 . Митр. Евлогий передал подчиненные ему бельгийские приходы в ведение епископа Сергия Пражского с оговоркой, что соглашение от 3 ноября 1939 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Биншток А. Н.С. Арсеньев. Вестник РХД. 1978. 126 Зеньковский C.A. Памяти Н.С. Арсеньева. Записки Русской академической группы в США. 1979. 12 Абрамов А. Н.С. Арсеньев. Золотая книга эмиграции. М., 1997. Арцимович Михаил Викторови ч (29.6.1922, Берлин, Германия – 24.12.2003, Медон, Франция), протоиерей. Из дворянской семьи, эмигрировавшей в Германию, а затем во Францию. Окончил русскую гимназию в Париже (1940), состоял в юрисдикции РЗЦ, иподиаконствовал у митр. Серафима (Лукьянова) в Знаменской каф. церкви в Париже, после 2-й мировой войны переселился в Аргентину, вернулся в Европу в 1970-х гг. и поселился в Германии, диакон (1980), священник (1980), рукоположение совершил архиеп. Германский Павел (Павлов), настоятель Св.– Елизаветинского храма в Висбадене (19801982), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Медоне (19821984), настоятель Воскресенской церкви в Медоне (19842003), протоиерей (1988), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ, придерживался ориентации митр. Лавра. Архив: АГЗ. Астров Николай Феодорович (1907, СПб. – дата смерти не установлена), диакон. Сын следующего. Эмигрировал с родителями в Финляндию, окончил курс реального училища при экзаменационной комиссии в Выборге (1924), переселился во Францию, псаломщик при Св.– Серафимовской церкви в Париже (кон. 1930-х гг.), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (1.8.1941), уволен за штат по собственному прошению (3.2.1943), дальнейших сведений не имеется, но есть основания думать, что он перешел в католичество и был еще жив в нач. 1950-х гг. Архив: Послужный список о. Н. Астрова (19411943). АЕУА. Астров Феодор Иванович (13.1.1870, Красноярск Енисейск, губ. – 2.8.1940, Париж, Франция), священник. Отец предыдущего. Окончил физико-математический факультет С.-Петербургского университета, до революции жил в Петербурге, чтец церкви при С.-Петербургском университете, эмигрировал через Финляндию во Францию, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), чтец при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (192030-е гг.), член Св.-Александро-Невского братства, диакон (20.3.1937), священник (20.11.1938), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, помощник настоятеля Св.-Серафимовской церкви в Париже (12.11.19382.8.1940), настоятель церкви Иверской иконы Божией Матери в Плесси-Робэнсоне (6.11.19392.8.1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре 1939 года из Валаамского монастыря началась эвакуация братии. В феврале 1940-го бомбежки Валаама советской авиацией участились. Только 2 и 4 февраля 70 советских самолетов участвовали в налете на остров. В монастыре срочно приготовили большой обоз. Все, что только можно было спасти от уничтожения: святыни, иконы, библиотеку, архив, часть колоколов (наиболее тяжелые колокола заранее помогла вывезти финская армия, предоставив военные грузовики), – было погружено на сани, и ночью 6 февраля 1940 года обоз двинулся по льдам Ладоги на материк, в сторону Ланденпохьи. Многие километры по торосистому льду, в непроглядную темень, лютый мороз. К рассвету, потеряв замерзшими 12 человек, 193 монаха вышли к берегу. Вместе с ними был и отец Сергий Четвериков . В финском поселке Каннокоски монахов разместили в пяти школах – в классах с грубо сколоченными нарами. В одном устроили церковь , где и проводили службы перед престолом, увезенным с Валаама. Изгнанники надеялись, что война закончится и они смогут вернуться в родные места. Но мечты не сбылись. В 1941 году часть монахов во главе с игуменом Маврикием вернулась на Валаам и застала разоренную обитель. Вскоре игумен Маврикий умер и был похоронен у алтаря Никольского собора. Последний монах покинул Валаам 19 августа 1941 года. Весной 1940 года президент Каллио предложил монахам купить усадьбу Паппиниеми в Хяйнавеси. Так началась жизнь Нового Валаама, «Старый» же был отдан на поругание, оказавшись на территории СССР. Там в 1950 году был образован лагерь для инвалидов Великой Отечественной войны. Отец Сергий Четвериков , чтобы не обременять братию, переехал в Гельсингфорс. Здесь к тому времени (в 1938 г.) было освящено новое здание Русской Православной Церкви на месте бывшего Никольского прихода. До войны приходом руководил протоиерей Николай Щукин, из бывших российских чиновников военного ведомства, псаломщицей была Е. В. Гребнер. В новом, специально построенном здании церкви отцу Николаю посчастливилось прослужить около двух лет. В декабре 1940 года он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

De Vries. W. Sakramententheologie bei den Syrischen Monophysiten. Roma, Pontif. 1st. di Stud. Orient. 1940. 264 p. (Orientalia Christiana Analecta, 1925). Tixeronm, J. Histoire des dogmes dans l’antiquite chretienne II. De Saint Athanase à Saint Augustin (318–430). Paris, Gabalda, 1931,534 р. Hauret, С. Comment le «Défenseur de Nicée» a-t-il compris le dogme de Nicée? Bruges, Beyaert, 1936. VII, 103 p. Gomes de Castro, M. Die Trinitätslehre des HI. Gregor von Nyssa. Freiburg i. Br., Herder, 1938. XVI, 126 S. Ehrhardt, A. Ueberlieferung und Bestand d. hagiogr. u. homilet. Literatur d. griech. Kirche v. d. Anfängen bis z. Ende d. 16. Jh. TI. I. Die Ueberlieferung. Bd. 3. Lfg. 1, 2, 3, Leipzig, Hinrichs, 1939–1940. (Texte u. Untersuchungen z. Gesch. d. altchristl. Lit. 52, 1). Beck, H. Vorsehung und Vorherbestimmung in der theologischen Literatur der Byzantiner. Roma, 1937. 270 S. (Orientalia Christiana Analecta, 114). Berkhof, H. Die Theologie des Eusebius von Caesarea. Amsterdam, Uitgev. Holland, 1939. 206 p. Boularand, E. La venue de l’homme à la foi d’après Saint Jean Chrysostome. Roma, Univ. Gregor., 1939. 189 p. (Anal. Gregor., 18). Davids, H. L. De Gnomologieen van Sint Gregorios van Nazianze. Nijmegen – Utrecht, Dekker en van de Vegt, 1940. 164 p. Gericke, W. Marcell von Ancyra, der Logos-Christologe und Biblizist. Sein Verhaltnis zur antiochenischen Theologie und zum Neuen Testament. [Diss.] Halle, Akad. Verl., 1940, X, 264 S. (Theol. Arb. z. Bib el-, Kirchen- u. Geistesgeschichte, 10). Hammersberger, L. Die Mariologie der ephremischen Schriften. Innsbruck, Tyrolia, 1938. 87 S. Heston, E. L. The spiritual life and the role of the Holy Ghost in the sanctification of the soul, as described in the works of Didymus of Alexandria. Roma, Univ. Gregor., 1938. 61 p. Jüssen, K. Die dogmatischen Anschauungen des Hesychius von Jerusalem. Tl. I. Theol. Erkenntnislehre u. Christologie. Münster, Aschendorff, 1931. XII, 184 S. (Münster. Beitr. zu Theol. H. 17). Rituale Melchitarum. A Christian euchologion. Ed. and transl. by M. Black. [Diss.] Stuttgart, Kohlhammer, 1938. 104 S., 3 Taf.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[xxx] . Еще одним инструментом влияния было Немецко-болгарское общество, нередко выдававшее стипендии православным богословам. 11 октября 1940 г. оно переслало в Министерство церковных дел диссертацию болгарского доктора богословия Панчовского («близкого доверенного лица дружественного немцам митрополита Пловдивского Кирилла») «Православное церковное юношеское движение в Болгарии» с просьбой выделить часть денег для ее публикации в Германии (большую часть расходов общество брало на себя). Запрашиваемые деньги выделили, и в конце 1940 г. диссертация была издана. Общество также пересылало болгарским митрополитам издававшуюся в Германии богословскую литературу (при этом половину денег на пересылку в 1941 и 1942 гг. выделил митрополит Берлинский и Германский в юрисдикции РПЦЗ Серафим Ляде). Кроме того, немецкими ведомствами использовалась международная служба Германской Евангелическо-Лютеранской Церкви, имевшая хорошие связи с несколькими болгарскими профессорами-богословами. [xxxi] Интересно отметить, что 1 апреля 1941 г. Болгарский Синод рассмотрел запрос инославного военного духовенства немецкой армии о разрешении совершать службы в болгарских православных храмах. В ходе дискуссии мнения архиереев разделились, например, митр. Евлогий считал, что католикам разрешить можно, а лютеранам - нет; митр. Михаил был против разрешения, а Владыки Паисий и Кирилл — за. В итоге общее решение принято не было, и каждый митрополит действовал по своему усмотрению. [xxxii] Болгарское же приходское духовенство и монашество очень сдержанно относилось к присутствию немецких войск в стране. Так, например, Рильский монастырь категорически отказался оказать содействие штабу германской армии в Болгарии. [xxxiii] В стремлении оказывать влияние на Болгарскую Православную Церковь ведомства III рейха первоначально соперничали с Англиканской Церковью и Ватиканом. С большой тревогой восприняли в Германии визит 11-17 мая 1940 г. в Болгарию делегации Англиканской Церкви во главе с епископом Гибралтарским Гарольдом, которая была принята королем Борисом III и присутствовала вместе с членами болгарского правительства на праздничном богослужении в софийском Александро-Невском соборе. В сообщениях германского посольства из Софии в свой МИД от 11 и 30 мая 1940 г. говорилось, что в переговорах с англиканами со стороны Болгарской Церкви участвовали шесть человек: митрополит Софийский Стефан (прозападно ориентирован, но внешне нейтрален), митрополит Пловдивский Кирилл (прогермански настроен и враждебен англичанам), митрополит Старо-Загорский Павел (русофил, враждебный англичанам), митрополит Врачанский Паисий (довольно дружественен немцам и враждебен англичанам), секретарь Синода епископ Никодим (проанглийски настроен) и профессор С. Цанков, который считался лояльным и к англичанам, и к немцам.

http://bogoslov.ru/article/565403

Церкви). В мае 1940 г. Бухарест посетила делегация англиканских архиереев. Лютеранская церковь Германии стремилась усилить свое влияние в Румынии: напр., осенью 1940 г. по приглашению рейхсминистерств науки и церковных дел известный профессор, богослов и публицист Н. Крайник (в 20-х гг. XX в. министр культов и искусств Румынии, до 22 авг. 1940 министр пропаганды Румынии) читал доклады в ун-тах Берлина, Вены, Бреслау и Кёнигсберга (ныне Калининград). Также лютеран. церковь поддерживала тесные связи с др. учеными и правосл. священнослужителями и членами их семей, бежавшими в Германию из присоединенной к СССР Сев. Буковины, и выплачивала им пособия. Весной 1941 г. рейхсминистерство церковных дел частично финансировало строительство правосл. церкви в Галаце. В то же время в 1939-1940 гг. в Бухаресте с разрешения Н. жил бежавший из оккупированной Германией Польши еп. Гродненский Савва (Советов) , который вел активную антифашистскую пропаганду. Представители РумПЦ участвовали в экуменических мероприятиях (напр., в 1943 в богослужении в лондонском Вестминстерском аббатстве, в регулярных Неделях молитвы в румын. церкви Парижа и др.). Наиболее тесные связи в годы войны РумПЦ сохраняла с Болгарской Православной Церковью. 4 июля 1941 г. Синод Болгарской Церкви по просьбе Н. отказался предоставлять помощь венг. правительству в хиротонии архиерея неканонической Венгерской Православной Церкви, поскольку «она имеет задачу денационализации оставшихся в Венгрии румын» (София. Централен държавен архив. Ф. 791к. Оп. 1. Д. 67. Л. 168; Оп. 2. Д. 168. Л. 1-2). Своеобразным рубежом в отношениях РумПЦ и РПЦ стали выборы Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси в сент. 1943 г. Нем. посольство в Бухаресте пыталось оказать давление на Н., чтобы он осудил избрание Московского патриарха, однако эти действия, как отмечалось в телеграмме нем. посла в МИД Германии от 2 нояб., результата не имели (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn. Inland 1 D, 4779). Не оказало воздействия на Н.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Кандидатура архим. Палладия, утвержденная нем. властями, долгое время оспаривалась в Украинской церковной раде и др. укр. орг-циях, что было связано с конфликтом Палладия с Огиенко из-за различия в политических взглядах. Только после того, как архим. Палладий (после хиротонии еп. Илариона (Огиенко)) дал письменное обязательство поддерживать все решения последнего, Иларион согласился на участие в наречении и хиротонии Палладия. Наречение архим. Палладия во епископа Краковского и Лемковского состоялось в Варшаве 16 янв. 1941 г., но из-за споров о территории епархии и количестве приходов (часть которых митр. Дионисий хотел сохранить в Варшавской епархии) архиерейская хиротония состоялась 9 февр. 1941 г. На следующий день Палладий был возведен в сан архиепископа. После оккупации нацистами Зап. Украины и создания 1 авг. 1941 г. дистрикта Галиция, вошедшего в Генерал-губернаторство, к Краковской епархии была присоединена территория современных Львовской, Ивано-Франковской и частично Тернопольской областей Украины; по декрету митр. Дионисия от 17 авг. 1941 г. епархия сменила название на Краковско-Лемковская и Львовская. Малочисленная Краковская епархия (24 прихода) была образована прежде всего для того, чтобы дать более чем 20 тыс. принявших Православие лемков своего епископа, который должен был их постепенно украинизировать. Фактически с сент. 1940 г. до весны 1941 г. епархией управлял близкий к украинским национальным кругам прот. Мартин Волков, бывший депутат польского сейма, возможно один из инициаторов учреждения кафедры. С 1939 г. Волков являлся настоятелем краковского Успенского правосл. прихода (существовал с 1918). Вместе с викарием свящ. Евгением Гриневичем он в 1940 г. украинизировал приход, заменил церковнослав. язык в богослужении украинским. Несмотря на то что кафедрой правящего архипастыря был определен Успенский храм в Кракове, архиеп. Палладий постоянно находился в Варшаве (долгое время не удавалось добиться согласия нем. властей на переезд архиерея в Краков), руководил епархией, опираясь на канцелярию в Варшаве, которой заведовал свящ. Александр Чубук-Подольский, а также на обладавшую особенно широкими правами Краковскую духовную консисторию, которой управлял в качестве секретаря прот. Мартин Волков, являвшийся фактически наместником правящего архиерея. Резиденция епископа оставалась в Варшаве еще и потому, что маловместительный Успенский храм в Кракове, размещавшийся в военных казармах на окраине города, в 1940 г. был реквизирован под военные нужды. В качестве компенсации немцы в дек. 1940 г. выделили правосл. общине Кракова бывшую синагогу «Агават Раим» Еврейского благотворительного об-ва в старой части Кракова. В 1941 г. архиеп. Палладий освятил в этом помещении храм Успения Божией Матери, там же разместилась консистория.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Цветаевой. 230 “У мельницы” — первый опубликованный рассказ И. С. Шмелева (Русское обозрение. 1895. No 7). 231 “Русское обозрение” — ежемесячный журнал (1890—1898). 232 Первый курс университета… — И. С. Шмелев закончил юридический факультет Московского университета (1894—1898). 233 …в усадьбе матери… — 14 июля 1895 г. И. С. Шмелев венчался с О. А. Охтерлони в с. Трахоньеве на Клязьме. 234 “Современные записки” — ежемесячный общественно-политический и литературный журнал (Париж, 1920—1940), ред. коллегия: Н. А. Авксентьев, И. И. Бунаков, М. В. Вишняк, А. И. Гуковский, В. В. Руднев. 235 …на немецком… — см.: Шмелев И. С. Библиография/Сост. Шаховской Д. M. Paris, 1980. С. 30—31. 236 И. А. понял… — имеется в виду оценка романа “История любовная” в кн. И. А. Ильина “О тьме и просветлении”. См.: Ильин И. А. Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. С. 375. 237 …профессор-педагог немецкий… — возможно, речь идет о проф. А. Ф. Лютере, переводчике произведений И. С. Шмелева на немецкий язык. О нем см. прим. 714 к письму 183. 238 …мой успех в Праге… — Шмелев приехал в Прагу в мае 1937 г. в связи с торжественными церемониями по поводу 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина, выступал 13 и 14 мая. 239 …моя речь о Пушкине и “купели Православия”… — “Заветная встреча. Из речи в столетнюю годовщину смерти Пушкина” (1937). 240 “Последние новости” — ежедневная газета (Париж, 1920—1940), редактор — П. Н. Милюков (с 1921 г.).  Ед. хр. 6. Л. 27 — 29. Письмо, рук. 241 …чудесная девчонка… — имеется в виду Люсьен Лекомт (Lucienne Lecomte) (p. 1920). В 1943 г. приняла православие и вышла замуж за Ива Жантийома (венчание 2 мая в соборе св. Александра Невского в Париже).  Ед. хр. 6. Л. 38, 39. Письмо, рук. 242 …нашему “Книгоиздательству писателей”… — имеется в виду “Книгоиздательство писателей в Москве” (1912—1923). 243 …когда рухнул французский фронт… — вероятно, И. С. Шмелев имеет в виду дату официальной капитуляции Франции 22 июня 1940 г. 244 …оказался в Пиренеях… — с 1940 г. Ив Жантийом был на военной службе в этом районе.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010