С моими уроками мне помогает женщина, которая тоже живет здесь. Она даже хочет оплатить курсы для меня, если они начнутся. Мне обещали работу до Рождества – шить платья, и я надеюсь, что смогу хоть что-то заработать. Кроме того, Фока Федорович [Волковский; руководитель хора русской церкви] немного платит мне за мое пение. Все это вместе взятое заставляет меня категорически просить вас разрешить мне остаться здесь». В черновике письма, которое должно было быть отправлено в декабре 1939 года некой Татьяне в Белград, отец Николай писал об Ольге: «Вместе с остальными [Ольга] была эвакуирована из Лондона в провинцию, но, ни с кем не посоветовавшись, вернулась обратно. В ответ на мой вопрос она сказала, что никогда не была там счастлива так, как в Лондоне. Я предложил ей найти другой монастырь, но она отказалась. Я предупредил ее о возможной опасности, которой она себя подвергает, оставшись в Лондоне, даже если пока там безопасно. Королевские министры так часто призывали покинуть Лондон (см. прилагаемую выдержку из речи премьер-министра). Я не могу взять на себя такую ответственность и держать хор в Лондоне. Поэтому я заранее хочу снять с себя всякую ответственность за то, что может случиться с Ольгой Илляшевич. Буду очень рад, если вы будете так добры и сообщите об этом ее отцу». Неясно, было ли это письмо отправлено. Однако отец Николай написал еще одно письмо, на этот раз Марии Алексеевне Неклюдовой в Белград, 12 марта 1940 года. Он повторил, что Ольга отказалась покинуть Лондона и что он снимает с себя всякую ответственность, если что-то случится с ней, когда Лондон будут бомбить, а также попросить передать это ее отцу. Действительно, в 1940 году отец Николай «умыл руки» и снял с себя всякую ответственность за Ольгу. Снова он написал Марии Алексеевне в апреле 1940 года, и его раздражение, граничащее с гневом, ясно видно в этом письме: «Должен вам также сказать, что Ольга Илляшевич избрала своим духовником протоиерея Михаила Польского. Поэтому я считаю, что она ipso facto стала прихожанкой не моего прихода. Я не возражаю против того, чтобы она поступала так, как ей нравится, но я не могу принять в свой хор или взять под свою защиту духовных детей какого-либо другого священника. Поэтому я предлагаю передать заботу об Ольге Илляшевич отцу Михаилу Польскому. Я еще не говорил с Ольгой на эту тему. Я бы предпочел, чтобы вы написали ей и сообщили об этом переводе. Пожалуйста, немедленно сообщите об этом Ольге и дайте мне знать, как только вы это сделаете. Тогда она будет исключена из моей организации. Возможно, было бы лучше прояснить этот вопрос для всех девушек. Они вольны делать то, что им нравится, но тот, кто является их духовным отцом, должен будет взять на себя ответственность и труд заботиться о них».

http://bogoslov.ru/article/6166355

Среда 28 марта/10 апреля 1940. В связи с передачей по радио заутрени Аметистов ездил в министерство, где ему заявили, что служба должна быть в 11 ночи, а не в 8 вечера. На его возражение, что Префектура не позволит, в министерстве заявили, что они сами сговорятся. Относительно же средств передвижения вопрос будет решен радикально: ночные автобусы в 12 ночи отойдут не от Chatelet, а от Place des Ternes. Министерство желает передавать заутреню в Россию и считает это делом государственного интереса. Т.А. попросил возможности переговорить с Митрополитом. Его немедленно соединили с Ниццей, и в течение 1/4 часа шел разговор с Владыкой, который в принципе согласен. Пятница 30 марта/12 апреля 1940. Будем категорически стоять на своем: мы о ночной службе не просили; если министерству она нужна, пусть добьется разрешения Префектуры на освещение и крестный ход, а при закрытой церкви и в темноте мы пасхальной заутрени служить не можем. Владыка пишет из Ниццы, что можно не устраивать омовения ног. Для меня это – исключительное облегчение, а для всего духовенства – радость, так как чин разбивает службу Великого четвертка в 10 приходах. Купил 200 экземпляров «12 Евангелий» для солдат (тех, кто выразил согласие или пожелания получать духовную литературу). Воскресенье 1/14 апреля 1940. Поручил Андрею Шмеману пригласить кадет для помощи во время Страстной и Пасхи на Дарю. Если не будет Андрея Мейендорфа , воспримет от него обязанность заведующего порядком в храме. Понедельник 2/15 апреля 1940. Очень грустное заседание учебно-просветительного комитета. Пришли о. Николай, о. Никон, о. Мефодий, отец и П.В. Спасский 240 . [...] Деньги для мобилизованных [также как и деньги для школ] перенесли в «ящик забвения». Очень все недовольны, что куплены «12 Евангелий», хотя это было единственное внимание к Пасхе, но они уже посланы. Никогда я еще не уходил с заседания с таким тяжелым чувством. О. Николай волнуется, чтобы были проданы его молитвословы, а о. Никон – его иконки, а о широкой помощи никто не думает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Александр I много изъявил своих царских щедрот Валаамской обители. Он возвел монастырь в первый класс и пожаловал настоятелей бриллиантовым наперсным крестом для наследственного ношения при богослужении. Дозволив иметь в столице особое подворье, пожертвовал великолепные церковные ризы. В бытность свою в 1819 году на Валааме, Государь, посещая подвижника схимонаха Николая, недалеко здесь же, в пустынной келии подвизавшегося, вероятно, посетил и келию отца Назария. Игумен Дамаскин в продолжение 42-х лет настоятельства на Валааме (с 1839 по 1881 гг.), привел обитель в самое цветущее состояние. Эту келию восстановил из развалин, благоукрасил всю местность окрест нее, выстроил великолепный храм, основал также новое кладбище для погребения младшей братии, паломников и первый почил в нем вечным сном. В одной из комнат также хранится, как достопамятность, пожертвованный монастырю митрополитом Гавриилом деревянный токарный станок. Каменная пустынька игумена Назария бережно сохранялась братией до 1940-го года. С началом советско-финской войны (1939–1940 годы) монастырь был подвергнут авиационным бомбардировкам советскими самолетами. После окончания войны 1939–40 годов Валаамский архипелаг отошел к Советскому Союзу. В марте 1940 года братия по приказу финского командования была эвакуирована в глубь Финляндии. В опустевших монастырский зданиях в 1940 году была размещена школа боцманов и юнг. А с 1952 года на территории Валаамского архипелага был размещен дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В середине 60-х годов каменная пустынька игумена Назария была разобрана до основания. II. Начало монашеского пути. Саровская пустынь Игумен Назарий родился в декабре 1735 года, в селе Аносово Темниковского уезда Тамбовской губернии, в семье причетника. Отца его звали Кондратом, а мать Маврой. В святом крещении он был наречен Николаем. Деревню, в которой родился Николай, населяли великороссы; находилась она в пятнадцати верстах от Кадома – этот город являлся пограничным с Мордовией. В то время жители, населявшие эту область (мордва), еще оставались язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было создано две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов. 22 ноября 1941 года игумен Харитон послал пять иноков для приведения в порядок Валаамского хозяйства. Во время военных действий иноки несколько раз побывали в монастыре. 20 июня 1944 года они вновь, после очередного посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. В бывшей усадьбе Папинниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 года на территории Финляндии, началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам. Из двух сараев соорудили Преображенскую церковь с трапезной. Усадебный дом стал настоятельским корпусом. Игумен старательно поддерживал Валаамские традиции, в том числе певческие. Иноки по-прежнему поклонялись главной своей святыне – чудотворному образу Валаамской Божьей Матери. В 1956 году к Валаамской братии присоединилась Коневская, принесшая с собой чудотворный образ Коневской Богородицы. С 1945 по 1957 год Ново-Валаамский монастырь находился в юрисдикции Русской Православной Церкви, после чего Ново-Валаамская обитель была передана Финской церкви. В связи с этим по ходатайству митрополита Новгородского и Ленинградского Григория (Чукова), власти Советского Союза разрешили валаамским инокам вернуться на родину. Семь монахов с Нового Валаама стали насельниками Псково-Печерского монастыря. В 1984 году завершилась история русского Нового Валаама, который теперь населяют монахи-финны. Богослужения в обители с 1977 года совершаются на финском языке и по новому календарному стилю.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Правительство не было заинтересовано в успехе обновленцев в новых западных областях, так как там представители этого течения полностью отсутствовали. Поэтому некоторое оживление деятельности руководства обновленческой группировки наступило гораздо позднее, чем в Патриаршей Церкви, уже перед самой войной. В апреле 1941 г. опять было создано Высшее церковное управление из митр. Виталия и его заместителя митр. Александра (Введенского). Последний вновь начинает поездки по городам, производит ревизию церковной жизни. Так, 24 мая 1941 г. он приезжал в Ленинград, затем в Калинин 292 . Но все это оживление носило крайне ограниченный характер. В еще более тяжелом положении оказалось григорианство. В 1937 г. в обстановке террора фактически перестали существовать все их епархии – в Западной Сибири, Среднем Поволжье, в Ростовской области и на Урале. К этому времени основные руководители движения – митрополиты Григорий (Яцковский), Виссарион (Зорин), Борис (Рукин), Петр (Холмогорцев) умерли или были арестованы и погибли. Из 27 архиереев григорианского епископата, служивших в 1932 г., через 7 лет, к 1940 г. остались лишь 4 малоизвестных епископа, управлявших несколькими приходами 293 . Почти полностью ушло в подполье иосифлянское движение. В конце 1930-х гг. существовало только 2 их официально действовавших храма – в Ленинграде и Московской области, причем последний был закрыт перед самой войной – весной 1941 г. Процесс ликвидации храмов Православной Церкви в 1940 – первой половине 1941 г. продолжался. Еще летом 1940 г. в СССР на учете состояло 8296 православных обществ, то есть почти 5000 на старых территориях. Однако затем менее чем через год тысячи нефункционировавших храмов были сняты с регистрации. Так, в заявлении в Леноблисполком из дирекции Музея истории религии от 16 июня 1940 г. указывалось: «В Ленинградской области по требованию трудящихся закрывается и ликвидируется большое количество культовых зданий. Имущество, находившееся в этих зданиях, имеющее подчас большую музейную ценность, в ряде случаев уничтожается. Так, например, было уничтожено культовое имущество ликвидированных церквей Поддорского района, причем старинные иконы, древние книги и другие культовые предметы сжигались, рукописи шли на макулатуру, парча продавалась для изготовления тюбетеек. Музей истории религии Академии наук СССР заинтересован в получении из ликвидируемых церквей предметов, имеющих музейное значение, и в связи с этим ходатайствует о предоставлении ему права первоочередного отбора соответствующих вещей...» 294 Впрочем, во многих районах области последние действующие храмы исчезли еще в 1937–1938 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К., Л. и Л. е. возникла на занятых немцами землях Польши после возвращения 23 сент. 1940 г. на должность предстоятеля Польской Церкви митр. Дионисия (Валединского), к-рого гестапо осенью 1939 г. отстранило от управления. Восстановление его на митрополичьей кафедре стало результатом переговоров представителей немецкой власти c деятелями базировавшегося в Кракове Украинского центрального комитета (УЦК) во главе с В. М. Кубийовичем, проходивших в июле 1940 г. В переговорах помимо греко-католика Кубийовича приняли участие православные политические лидеры: председатель объединения украинских православных мирян проф. И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) и премьер-министр правительства Украинской народной республики (УНР) в изгнании, глава Украинского юридического бюро А. Н. Ливицкий. Представители УЦК резко негативно относились к временному окормлению православных приходов с большинством украиноязычного населения Берлинским и Германским архиеп. Серафимом (Ляде) - русскоязычным немцем, членом Синода РПЦЗ. Укр. общественные деятели выступали за выделение из Варшавской митрополии в отдельные епархии всех территорий, где среди православных преобладали украинцы. Для утверждения митр. Дионисия в качестве предстоятеля «Автокефальной православной Церкви в Генеральной губернии» нем. власти выдвинули следующие условия: хиротония 2 епископов укр. происхождения, новое разделение епархий. 30 сент. 1940 г. Собор епископов Генерал-губернаторства принял постановление о создании на территории Генерал-губернаторства 3 епархий: Варшавско-Радомской (в границах Варшавского и Радомского дистриктов), Холмско-Подляшской (в пределах Люблинского дистрикта) и Краковско-Лемковской (в рамках Краковского дистрикта). На Холмскую кафедру был избран ближайший соратник Кубийовича глава существовавшей в Варшаве в 1939-1940 гг. Украинской национальной церковной рады проф. Огиенко, на Краковскую - архим. Палладий (Видыбида-Руденко), бывш. протоиерей, принявший в 1936 г. монашество. Будучи мирянином, Видыбида-Руденко в 1918-1919 гг. занимал должность министра финансов в правительстве УНР, затем был тесно связан с правительством УНР в изгнании.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Воскресенье 1/14 января 1940. У Владыки – 39 градусов. Решили принять самые исключительные меры: пригласить дневную сестру милосердия с тем, что доктор Жаворонков будет ночевать в квартире Митрополита. Вечером врачи определили воспаление левого легкого и исключительную слабость сердца, переутомленного высокой температурой. Понедельник 2/15 января 1940. Вчера в состоянии Владыки произошло сильное ухудшение. Утром сегодня положение было почти безнадежное, а когда около часа дня температура упала от 40 до 36.4, доктора сказали, что сердце не выдержит. Только Айтов сохранил надежду и дал новое сильное сердечное средство. Чудесно, против всех ожиданий, Владыка перенес кризис благополучно, а к вечеру чувствовал себя даже бодрее. Слаб он бесконечно и не может поднять даже руку. Четверг 5/18 января 1940. До лицея зашел к Лосским, чтобы переговорить о сектантстве о. Серафима Родионова 224 , который в Le Mans отказывается обслуживать солдат не литовской юрисдикции. Володя вполне понял мое возмущение и обещал принять меры, чтобы такое отношение не повторялось. Говорил с о. Жоржем Жуанни о помощи мобилизованным. Он горит рвением, но вместе с тем возмущен до глубины души отношением о. Николая и Аметистова, проваливших все дело общеправославного комитета. Он с февраля издает православную газету для солдат и предлагает мне и Зандеру принять участие в этом деле. Когда Н. Полторацкий пошел сговариваться с о. Николаем, после того как Митрополит дал свое благословение на вхождение Дарю в комитет, настоятель ему заявил: «Митрополит глух, не понял, что это за дело, и не может решать; решаем мы с Тихоном Александровичем». Пятница 6/19 января 1940. Крещение Господне. В «Журналь Оффисиель» новый закон об апатридах и беженцах и о воинской их повинности. Им вменяются большие обязанности, чем натурализованным. Мой возраст подлежит годичному отбыванию воинской повинности. Впервые определенно указаны и права. После литургии ходили в ограниченном количестве – священники, о. Владимир, псаломщики и я – к Митрополиту. Пели тропарь и кондак. Владыка сам себя покропил святой водой и спросил о службе. Выглядит он сегодня лучше, но все же восково-бледен, бел как лунь и очень слаб. Он полусидит на кровати. Евгения очень строга и никого к нему не пускает. Владыка прозвал сестру губернаторшей. Обошли с о. Никоном все квартиры и повсюду пели тропарь и кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ордер на арест был выписан 4 июля 1940 года. Согласно ему, протодиакон Николай Тохтуев обвинялся в том, что «являясь враждебно настроенным к существующему в СССР политическому строю, был тесно связан с отдельными участниками группы… существовавшей в Мытищинском районе, Князевым и другими (арестованы в 1939 году и осуждены в 1940-м)… Зная об открытых высказываниях Князевым… антисоветских настроений, Тохтуев укрывал его и не довёл об этом до сведения органов советской власти…» В ночь с 5-го на 6-е июля 1940 года Николай Тохтуев был арестован и заключён во внутреннюю тюрьму НКВД Москвы и Московской области на Малой Лубянке. 2 сентября 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило протодиакона к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в Севжелдорлаг в АССР Коми. Матушка Мария успела проститься с мужем на Лубянке. 17 мая 1943 года, не дожив пяти дней до своего сорокалетия, отец Николай скончался в Печорлаге при невыясненных обстоятельствах. Был похоронен в безвестной могиле. В 1957 году был реабилитирован. После ареста мужа матушка с детьми продолжала жить там же, в Болшево, при храме. Мария Евгеньевна умерла в июле 1996 года в возрасте 94-х лет, пережив любимого мужа на 53 года. Дети протодиакона Николая Тохтуева и Марии Евгеньевны выросли глубоко верующими людьми. Из семерых детей только Вере Николаевне, единственной дочери, было суждено дожить до прославления отца. Протоиерей Николай Тохтуев причислен к лику святых 6 октября 2005 года. Его память Церковь чтит 17 мая. В 2006 году было составлено житие святого и написана его икона. Священномученик изображён на ней в полный рост с кадилом в руке на фоне Болшевского храма. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/hochu-ochistitsya-stra...

Война началась для Греции осенью 1940 г. В ночь на 28 октября ей был предъявлен ультиматум с требованием допустить в страну итальянские войска и предоставить в их распоряжение важнейшие военные базы. Ответом на ультиматум фашистской Италии стало твердое «Охи!» (Нет!). В связи с этим событием Элладская Православная Церковь впоследствии перенесла на 28 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который и в настоящее время отмечается в этот день. 28 октября итальянские войска вторглись на территорию Греции, но уже 7 ноября вторжение было остановлено, и затем в результате контрнаступления греческой армии к февралю 1941 г. она не только изгнала захватчиков из своей страны, но и заняла Южную Албанию. Удивительная победа над более сильным агрессором была воспринята многими православными верующими как свидетельство покровительства Божией Матери. Некоторые греческие храмы серьезно пострадали от итальянских бомбардировок, в частности храм св. Софии XII в. в Салониках; погибли многие прихожане. В этой связи в конце 1940 г. Синод постановил, что колокола церквей должны звонить в случае появления вражеской авиации 360 . Элладская Православная Церковь стала одной из руководящих сил в оказании сопротивления агрессорам. Еще до начала войны секретарь Священного Синода и издатель официального печатного органа Синода «Екклесия» иеромонах Иероним (будущий Афинский архиепископ) разработал проект создания организации церковного содействия борющемуся народу и предложил его на усмотрение главе Церкви архиепископу Хрисанфу. Владыка поручил отцу Иерониму создание организации «Забота о воине», которая потом превратилась в Национальную организацию христианской солидарности, активно помогавшую греческой армии 361 . 14 декабря 1940 г. архиепископ Хрисанф обратился с воззванием ко всем Поместным Православным Церквам с призывом поддержать Грецию в ее борьбе с напавшей на страну Италией. Однако ответная реакция была не слишком активной, Румынская и Болгарская Церкви даже официально решили на этот призыв не отвечать, заявив, что они политическими вопросами не занимаются. В то же время архиепископ Кентерберийский еще 4 ноября отправил Владыке Хрисанфу послание с выражением поддержки: «От имени Церкви Великобритании я посылаю Вам, епископам, клиру и вашим верующим симпатии и ободрение. Я молюсь, чтобы Божия помощь сохранила свободу Греции…». В январе 1941 г. архиепископы Кентерберийский и Йоркский отправили Владыке Хрисанфу новые письма с выражением своей поддержки 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ней говорится, что после поездки в апреле 1940 г. в Жировицкий монастырь архиепископа Сергия (Воскресенского) «деятельность церковников» заметно усилилась. В обители разместились вновь созданные консистория и Гродненский епархиальный совет. Возглавил их епископ Пантелеймон (Рожновский), остававшийся верным Московской Патриархии все 1920–1930-е гг. За 1940 г. в монастыре быпо организовано 4 крестных хода с большим количеством верующих (так, 14 октября участвовало более 2 тыс. человек), многие из которых приезжали из различных городов Белоруссии. В докладной сообщалось также о том, что в Пинской области местные власти пытались запретить колокольный звон, но это им не удалось. Приводились примеры «случаев администрирования и оскорбления религиозных чувств верующих», например, явного завышения налогов для священников 274 . По тону записки чувствовалось, что белорусское партийное руководство очень обеспокоено и недовольно «мягкой» церковной политикой. На присоединенных территориях оказалось большое количество советских военнослужащих, членов их семей, и многие из них активно включились в религиозную жизнь. В. И. Алексеев и Ф. Ставру приводят в своей работе свидетельство бывшего настоятеля собора в Западной Украине, который отмечал, что после появления советских граждан число крещений значительно выросло – с сентября 1939 по январь 1940 гг. на 30%, а за 1940 г. втрое. Даже коммунисты и работники НКВД крестили своих детей, иногда родственники военных специально для этой цели привозили мальчиков и девочек из РСФСР. На службах в храме всегда присутствовало много советских офицеров и солдат, причем одного из них, наиболее активно и регулярно посещавшего богослужения, арестовали прямо у дверей собора 275 . Постепенно в ЦК ВКП(б) стало скапливаться все больше докладных о тревожной ситуации на «церковном фронте». Так, 18 июня 1941 г. уполномоченный Комиссии партийного контроля (КПК) по Орджоникидзевскому краю в письме «Об антирелигиозной пропаганде...» сообщал председателю Комиссии А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010