В сер. 1940 г., при Н., в РумПЦ действовали 5 митрополий (Молдавская, Буковинская, Бессарабская, Олтенийская, Трансильванская) и 13 епископий (Констанцская, Бузэуская, Куртя-де-Арджешская, Галацкая, Хушская, Романская, Рэдэуцкая, Карансебешская, Клужская, Орадянская, Арадская, Хотинская, Измаильская) (Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 91-92), клир составляли 9067 священнослужителей, действовали 10 ДС, в к-рых учились 2656 студентов, и 5 ДА, где обучались 200 чел., а также 3 богословских фак-та - Бухарестского, Кишинёвского и Черновицкого ун-тов, на которых занимались 2,5 тыс. студентов (ГлСПЦ. 1941. 2. С. 46; 7. С. 163). 28 июня 1940 г. Румыния передала Советскому Союзу Бессарабию и Сев. Буковину, откуда в Румынию мигрировали все 3 служивших на этих территориях архиерея и часть священнослужителей. 30 авг. Румыния была вынуждена передать Венгрии Сев. Трансильванию, где венг. власти стали проводить политику насильственной мадьяризации и репрессий, в т. ч. и в отношении РумПЦ: была расформирована ДА в Тимишоаре, 2 правящих архиерея и представители интеллигенции высланы из страны, изгнаны или убиты неск. сот священников, а также члены правосл. общин, разрушены церкви, тысячи румын перешли в католичество или поддержали унию. Позже Румыния передала Болгарии Юж. Добруджу. 6 сент. 1940 г., после вынужденного отречения от румын. престола Кароля II в пользу его 18-летнего сына Михая I, в Румынии было сформировано правительство во главе с премьер-министром ген. Й. В. Антонеску, который вступил в альянс с гитлеровской Германией. 12 окт. в Румынию были введены немецкие войска, 23 нояб. она присоединилась к Тройственному пакту. В этот период Н. неск. раз обращался к королю и главе правительства с просьбой об отставке и о разрешении вернуться в Нямецкий мон-рь, но эти прошения удовлетворены не были. Антонеску заявил, что новые порядки коснутся и РумПЦ. Н. представил ему ответные предложения (тесная работа с гос-вом, ужесточение требований к кандидатам во иереи и архиереи). 3 дек. 1940 г. начал работу Синод РумПЦ. Совместно с министром по делам религии Браиляну Синод представил правительству меморандум из 30 пунктов, в к-ром затрагивались организационные вопросы РумПЦ и проблема крещеных евреев. Потеря страной земель в 1940 г. была провозглашена как акт, противоречащий Божественной справедливости (Bundesarchiv Berlin. R 5101/23174. Bl. 30, 36). В кон. 1940 г. Антонеску подписал закон, согласно к-рому в Румынии на легальном положении оставалось только 7 Церквей и конфессий (в т. ч. РумПЦ, к к-рой отнесли и старообрядцев), всем приступавшим к служению представителям духовенства требовалось утверждение Министерства по делам религий. В марте 1941 г. правительство запретило всем священнослужителям вступать в к.-л. партии, а все священники, участвовавшие в гражданской войне 21-24 янв. 1941 г., были лишены сана (Ibid. Bl. 40).

http://pravenc.ru/text/2565576.html

В 1918-1920 гг. шла румынизация Кишинёвской ДС (с 1920 ДС им. митр. Гавриила (Банулеску-Бодони)), к-рую проводили ректоры: архим. Виссарион (Пую; 1918-1919), прот. Виктор Попеску (1919-1920), прот. Константин Попович (с 1920). Семинария была вновь реорганизована в 1927 г.; курс обучения сократили с 10 лет до 8, преподавание полностью шло на румын. языке, мн. учителя присылались из Румынии. В Бессарабии открылись семинарии с 8-летним сроком обучения: в Измаиле (преобразована из уч-ща в ДС им. митр. Мелхиседека (Стефанеску) в 1918), в Единце (Единцах). Школы псаломщиков действовали в Кишинёве и в мон-ре Добруша (с 1924). Под патронатом К. е. находился епархиальный лицей для девушек и нормальная школа для девушек в Кишинёве. В 1927 г. Хотинский еп. Виссарион (Пую) в мон-ре Жапка (см. Жабский в честь Вознесения Господня мон-рь ) открыл сельскую школу профессий для девушек. Крупным центром церковной мысли стал созданный в 1926 г. богословский фак-т в Кишинёве (в составе Ясского ун-та). На фак-те преподавали видные представители румын. церковной науки: Василий Раду, Галактион Гала, Никифор Крайник, Фома Булат и др. В 1936 и 1938 гг. вышли 2 издания подготовленного Василием Раду и Галактионом Галой перевода Библии на румын. язык. Публиковались труды по богословию, истории Церкви (в т. ч. в Бессарабии), литургике, сектоведению, написанные преподавателями и выпускниками Кишинёвского богословского фак-та и Кишинёвской ДС. В 1940 г. Кишинёвский богословский фак-т переехал в Яссы, осенью 1941 г. был объединен с богословским фак-том в Черновицах (ныне Черновцы). В церковной музыке велики заслуги свящ. Михаила Березовского († 1940), 40 лет руководившего митрополичьим хором в кишинёвском кафедральном соборе; музыку для молдав. гимна написал свящ. Александр Кристя. С развитием церковной науки связан подъем издательской деятельности. В Бессарабской митрополии продолжилось издание офиц. органа - ж. «Lumintorul» (выходил до 1944). В 1929-1940 гг. публиковалась «Газета православной румынской миссии в Бессарабии»; миссия также издавала ж. «Misionarul» (Миссионер). В 1926-1940 гг. в Бэлце публиковались «Церковные заметки» - журнал-руководство для пастырей и миссионеров и офиц. издание «Хотинская епархия» (в 1942-1943 ж. «Бессарабская церковь»). В 1923-1940 гг. в Измаиле публиковался «Бюллетень Четатя-Албской епархии». «Союз православных священников Бессарабии» издавал еженедельную газ. «Луч». Студенты Кишинёвского богословского факультета печатали ж. «Студент» (1928-1933, в 1933-1934 «Народная мысль», в 1936-1938 «Молодежная трибуна»). Для учащихся семинарий выходили журналы «Наш язык» (Кишинёв) и «Звезда» (Измаил). Епархиальный лицей в Кишинёве публиковал ж. «Подснежники». В 1929-1939 гг. в Кишинёве профессора Фома Булат и Константин Томеску издавали ж. «Архивы Бессарабии».

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Первый час собрания был ужасен. Особенно тяжело было мое положение, так как, по-видимому, Владыка думал, что я его обманул и просил собрать собрание без надобности. Мих. Мих. не давал никому говорить, был недопустимо резок. Владыка уходил, его возвращали. Уходил Мих. Мих., его тоже возвращали. В конце концов Мих. Мих. выразил согласие, чтобы все объединились вне его и чтобы через меня все его оповещали о работе. Утверждение его, что все делается, было сразу разбито рядом вопросов о. Михаила Черткова о тюрьмах и госпиталях, Зандера – о духовной помощи и других членов собрания о необходимости часто говорить с немцами. Выяснилось, что очень много Мих. Мих. сделать не может и совместные усилия более чем полезны. Как только Мих. Мих. окончательно ушел, у всех развязались языки, все поделились сведениями, и в полчаса все было решено. Владыка понял, в чем дело, и очень благодарил собравшихся. Мне поручили дальнейшую координацию работы всех организаций. Среда 1/14 августа 1940. Первый Спас. Заезжал на Boileau на похороны тамошнего протодиакона, о. Петра [Васильева]. По благословению Митрополита его ездил хоронить наш протодиакон о. Тихомиров, и впервые было на Boileau объединение юрисдикций. Кроме меня был и Саша Шмеман. Суббота 4/17 августа 1940. О. Василий Тимофеев 297 и В.В. Попов (помощник старосты) приезжали благодарить Митрополита за командирование о. Тихомирова на похороны протодиакона с Boileau. Пятница 10/23 августа 1940. Вернулся Коковцов, и вообще, русский Париж пополняется. Среда 29 августа/11 сентября 1940 В церковных делах много тревожного. Есть приходы, где почти все уехали в Германию на работу. В других местах приходы разбрелись. Много священников в очень тяжелом положении. Встает вопрос о переселении их с их прихожанами в Германию. Четверг 30 августа/12 сентября 1940. Храмовой праздник Св. Ал. Невского. Утром – очень торжественная служба. Митрополиту сослужило 9 священников, а на молебен вышел 10-й (о. Лев Липеровский). Штат (старшие) был в полном почти составе. После службы – крестный ход вокруг храма. Чудный солнечный день, много народа. Староста устроил чай, но там была такая толкучка, что я угощал своих помощников отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понедельник 16/29 апреля 1940. Второй день Св. Пасхи. На праздниках вновь арестовали многих русских, которые неосторожно оставались во Франции, в том числе Платона Стефановича 259 . Задержаны и другие младороссы. Опять появилась эпидемия доносов. Вчера три шофера, русских, беседовали на Mirabeau 260 , а сегодня одного из них вызвали в Префектуру. Оказывается, один из трех донес, что там говорили непозволительные вещи. Четверг 19 апреля/2 мая 1940. Утром – на Дарю. Заутреня и обедня – скромные: пустая церковь , поют три псаломщика. Все русские до 35 лет записаны как престатеры 261 и должны явиться в понедельник на осмотр. Получил повестку и Саша Нелидов, хотя он записался добровольцем. У Владыки был многолюдный и оживленный прием молодежи (17 человек). Митрополит был в духе и рассказывал о Галиции, о Холмщине и об архимандрите Игнатии, своем инспекторе семинарии. Сергея и всех русских на пасхальную ночь возили на грузовике в Мурмелон 262 . Очень многих отпустили к о. Сильвестру 263 в Бельфор. Воскресенье 22 апреля/5 мая 1940. Всех русских, живущих в Париже и департаменте Сены, будут осматривать на этой неделе. Владыка посвятил в стихарь А.Д. Семенова- Тянь-Шанского 264 , в диакона – Еремина 265 . Понедельник 23 апреля/6 мая 1940. Был Коля Полторацкий, которого забрали на осмотр, несмотря на болезнь почек и слабое зрение. Осмотр очень примитивный, и берут всех, даже раненых и увечных. Вторник 24 апреля/7 мая 1940. О. Василий Тимофеев показывал мне проект храма Знамения, коорый будет сооружаться на углу boulevard Exelmans и rue Michel-Ange по проекту Чистякова 266 . Будет немного длиннее теперешнего, но уже и почти размеров Дарю. Постройка из fibrociment 267 с куполами и звонницей займет два месяца. [...] За Страстную и Пасху приход разбогател, так как в 16-м квартале живут одни богатые русские, которые пошли на rue Boileau поблизости. За Святую ночь доход церкви был, по словам М. Горчакова , в 6 000. Сегодня митрополит Евлогий в сопровождении Т.А. Аметистова сделал митрополиту Серафиму ответный визит. Настроение на rue Boileau в последнее время очень миролюбивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[vi] Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1820-1970). Париж, 1971. С. 221. [xxi] Пассат В.И. Русская Православная Церковь в Молдавии в 40 - начале 60-х годов XX века//Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 294; Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158-159. [xxii] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 153. [xxv] Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви 1917-1997. М., 1997. С. 215; Глазков К.В. Указ. соч. С. 46-47. [xxvi] Священник Виталий Беспалко. Бессарабская митрополия//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 724-725. [xxviii] Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 314. [xxix] Сабенникова И.В. Российская эмиграция (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2002. С. 232. [xxxii] Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы. С. 159. [xxxiv] Заявление службы коммуникации ОВЦС Московской Патриархии об аргументах представителей Румынской Православной Церкви, оправдывающих решение об учреждение епархий «Бессарабской митрополии» от 25 марта 2008 г.//сайт pravoslavie.ru. [xxxvi] Протоиерей Виктор Потапов. 100-летие Леснинской женской обители Пресвятыя Богородицы//Русское Возрождение. 1985. 32. С. 166. [xxxvii] Архимандрит Гавриил (Динев). Животопис на схиигумения Мария (Дохторова)//Бялата емиграция в България. София, 2001. С. 320-321; Митрополит Вениамин (Федченков). Записки архиерея. М., 2002. С. 931. [xxxviii] Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы. С. 160. [xl] Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы. С. 161.

http://bogoslov.ru/article/656120

86. Беглов А. Прозелитизм среди мертвых: Католическая пропаганда записывает в ряды приверженцев Римского престола расстрелянных православных епископов//НГ-религии. И августа 1999 г. 15(38). С. 6. 87. Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 88. Беглов А. «Катакомбное наследство»: в реальности и на самом деле//Религия в России/Проблемы. 22 октября 2001: 89. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов) : Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан// Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 222–240. 90. Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78–104. 91. Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг.//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 138–155. 92. Беглов А. Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.)//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 202–232. 93. Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211–218. 94. Беглов А. Л. «Сергианское» подполье: к постановке проблемы//XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. М., 2005. С. 292–298. 95. Беглов А. Церковная оппозиция в 1940-е годы//Альфа и Омега. 2006. 2(46). С. 111–133. 96. Беглов А. Понятие «катакомбная церковь »: мифы и реальность//Меневские чтения. 2006. Научная конференция «Церковная жизнь XX века: протоиерей Александр Мень и его духовные наставники». Сергиев Посад, 2007. С. 51–59. 97. Беглов А. Опыт выживания православного монашества в советское время и возрождение русской аскетической традиции (на материалах архива нелегального Высоко-Петровского монастыря в Москве 1920–1930-х гг.)//Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Нижний Новгород, 2007. С. 58–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1939 г. Бучис покинул Литву, новым главой Литовско-русской миссии был назначен свящ. Михаил Недточин. В 1940 г. миссия была упразднена, храм в Каунасе закрыт. В янв. 1942 г. при Каунасской римско-католической семинарии был основан ин-т «Руссикум» (по аналогии с рим. коллегиумом «Руссикум») для подготовки пропагандистов унии на оккупированных территориях СССР. Деятельность ин-та почти не имела результатов. Арх.: Wyznania na terenid województwa Wileskiego: Rys historyczny oraz stan obecny poszczególnonych kosciolów, potraktowany monograficznie. Wilno, 1937//ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2725. Ист.: Баслык Я., прот. Biлehckaя ceмihapыя: (Ycnaмihы сьвятара пра жыццё 20-я гг.: Урывак)/Пер. з рус.: А. Мн., 1997. 5. С. 77-83; Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к РПЦ в свете архивных мат-лов 1935-1945 гг.: (Сб. док-тов). М., 2003; Sopo ko M. ycie religijne w Metropolii Wileskiej, 1939-1945: (Przygotowal do druku ks. T. Krahel)//Rocznik Teologii Katolickiej Uniwersytetu w Biaymstoku. 2008. N 7. S. 293-308. Лит.: Wyczawski H. E. Ruch neounijny w Polsce w latach 1923-1939//Studia Theologica Varsaviensia. 1970. T. 8. N 1. S. 409-421; idem. Cerkiew Wschodnia na terytorium (Archi)diecezji Wileskiej//Studia Teologiczne. Biaystok etc., 1987/1988. T. 5/6. S. 233-292; Гайгалайте А. И. Клерикализм в Литве в 1917-1940 гг.: АДД. Вильнюс, 1971; Аничас И. Ю. Католический клерикализм в Литве в 1940-1952 гг.: АДД. Вильнюс, 1972; Лаукайтите Р. В. Политич. положение и соц. деятельность монашества в Литве в 1919-1940 гг.: АКД. Вильнюс, 1988; она же. Вопрос об автокефалии правосл. Церкви в Литве в 1928-1940 гг.//Церковь в истории России. М., 2003. Сб. 5. С. 362-372; Odziemkowski J. Geneza i poczatki neounii w Polsce (1923-1924)//Odpowiedzialno i Czyn. Warsz., 1988. N 2. S. 76-87; Дabiдзюk М. Справа бeлapyciзaцыi Царквы святле naлimыki noльckix улад 1918-1939//Бeлapycki каляндар. Беласток, 1990. С. 67-92; ycie religijne w Polsce pod okupacja 1939-1945: metropolie wileska i lwowska, zakony/red.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

10(23)11.1960 24.07(06.08)1961 01(14)11.1961 Киприан Зернов 01(14)01.1962 09(22)12.1964 Леонтий Гудимов 23.01(05.02)1965 06(19)11.1966 Владимир Котляров 12(25)12.1966 11(24)06.1971 Гермоген Орехов 20.01(02.02)1972 20.02(04.03)1972 21.02(05.03)1972 26.03(08.04)1975 17(30)11.1979 06(19)04.1985 17(30)06.1985 в/у Владимир II Иким 17(30)06.1985 07(20)07.1990 07(20)07.1990 06(19)07.1999 04(17)07.2002 24.04(07.05)2003 Иларион Алфеев Подольская. обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Подольск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1923 г. (?) 29.05(11.06)1922 Подольская (см. Каменец-Подольская) Покровская Основана в 1931 г. Местопребывание – в г. Покровск (Республика Немцев Поволжья, ныне – Саратовская обл.). Саратовское викариатство. Упразднена в 1940 г. 20.04(03.05).1931 21.08(03.09)1931 Серафим Зборовский 21.08(03.09)1931 01(14)10.1940 Полесская Основана 04.1918 (образована из частей смежных епархий, отошедших в пределы нового суверенного Польского государства). С 1922 г. – в составе самочинной Польской «автокефалии». С 04.1940 – в юрисдикции Московского Патриархата. С 15(28)10.1940 – по указу Патриаршего Местоблюстителя об образовании Западного экзархата вошла в его состав наряду с Волынско-Луцкой, Тернопольско-Галицкой, Гродненско-Виленской епархиями. 04.1918 04.1940 20.05(02.06)1941 Полесская (см. Брестская, Пинская) Полонская Основана ок. 1923 г. Именование – по г. Полонск 3594 (Минская область БССР, ныне – Брестская область). Житомирское (Волынское) викариатство. 1923 – (02.1929) – Максим Руберовский 3595 Полоцкая Основана в 1104/1105 г. (выделена из епархии Переяславской). Местопребывание – в г. Полоцк (ныне – Витебская область, Беларусь). Сведения о первом епископе помещены в летописях под 1105 г. «В лт . 6613/1105] Постави митрополитъ Мину Полотьску декаб въ 13 днь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). Но, по предположению митрополита Макария (Булгакова) , епархии были учреждены во всех городах, выделенных в удел сыновьям Св. Владимира. Полоцк получил в удел Изяслав ( Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. M., 1995. С. 31). Частично предположение владыки Макария подтверждается данными об основании кафедрального собора Св. Софии Премудрости Божией, которое относят к середине XI в. (Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982. С. 94) Но или имена ранних епископов полоцких не сохранились, или должно признать основание епархии более поздним – с 1105 г. (выделенной из Переяславской епархии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оказывается, есть особый декрет 17 ноября, который приравнивает русских апатридов во всем к французам в военном деле и в деле помощи семьям. Мать Любовь сообщила о катастрофическом положении в Moisenay; там Владыкой только что пострижены две новые монахини, а денег нет. Все обитательницы ищут хотя бы самой грубой работы. Надо бы им взять шитье на интендантство, благо мать Евдокия – француженка, а их проект работы на заводе не решает вопрос о существовании обители. Нельзя ее бросать на произвол судьбы. 1940 Четверг 22 декабря 1939/4 января 1940. Митрополиту отказано в aumoniers orthodoxes 217 , потому что-де русские слишком рассеяны и их обслужить невозможно. Попробуем через Общеправославный комитет. Суббота 24 декабря 1939/6 января 1940. Сочельник Рождества. В «Journal Officiel» 218 вновь декрет о carte d’identite 219 , и без тех несомненных льгот, которые обещали, повторяется старое, родители мобилизованных забыты. Народ начал собираться на всенощную очень рано. Были приняты все предосторожности: колпачки на бра, незажигание люстр, синий свет в фонарике. Служил владыка Митрополит с двумя священниками. До этого о. Николай с Сашей [Шмеманом] и о. Владимиром ездили в гимназию, где тоже была всенощная. Повечерие сократили. Владыка сказал проповедь об Институте 220 . Отдельные части богослужения передавались на диски и будут, видимо, использованы для радиопередачи завтра. [...] Народа было очень много и в нижней церкви, где начали всенощную в 5 (слишком рано), и на паперти. Воскресенье 25 декабря 1939/7 января 1940. Рождество Христово. Служба в этом году была очень торжественна, хотя настроение было грустное. Съехались все военные: Андрей, Ярослав, Петрик – кроме Сергея, которого не выпустили на праздники. Пришел даже Михаил [Слезкин?], и штат был представлен блестяще. Владыка чувствует себя слабо, но крепится. Народа очень много и наверху и внизу, много военных во дворе. Суббота 31 декабря 1939/13 января 1940. Владыка чувствует себя плохо. Температура поднялась до 39,5. Доктора опасаются воспаления легких. Слабость у него большая. Вчера был очень плохой день. Вечером – concilium. Вызываю Labry, самого крупного специалиста. Пока лечат Владыку Манухин 221 , Айтов 222 и Жаворонков 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому и названия большинства этих источников были связаны с именем святого или с чудотворной иконой, а паломничества сюда совершались в дни их празднования. Наблюдение о том, что святые источники или чтимые места 1940-х гг. были связаны с находившимися здесь ранее церковными святынями, подтверждают и другие случаи нелегальных паломничеств регионального и местного значения, оставшиеся за пределами перечня Г. Г. Карпова. Паломничество к источнику Соленый ключ в местечке Табынск Гафурийского района Башкирии было связано с культом Табынской чудотворной иконы Божией Матери, существовавшим еще до революции, когда в Табынске действовал монастырь, в котором и находилась икона 94 . В Пензенской области как центры местных паломничеств в середине 1940-х гг. были известны святой источник в городе Нижний Ломов и источник Семь ключей в Шемышейском районе. Оба они были частью бывших монастырских комплексов 95 . Кушникова дубрава — известное место паломничества в Кирсановском районе Тамбовской области, где находились два святых источника, представляло собой территорию бывшего Александро-Невского мужского монастыря 96 . Особняком в перечне Г. Г. Карпова стоит известное “с давних времен” паломничество к Светлому озеру в Горьковской области, в котором по легенде исчез “град Китеж”. Светлое озеро не связано ни с каким церковным культом и уже в XIX в. стало самостоятельным объектом богомолья. Не вполне ясно происхождение моления у “святой яблони” в селе Подгорное Хлевенского района Воронежской области, которое совершалось с 1930-х гг. Несмотря на то, что эта яблоня была срублена, из окрестных сел в конце 1940-х гг. к месту, где она находилась, стекались “огромные толпы людей” 97 . Однако, возможно, не стоит и это моление относить к изначально внецерковным практикам. По наблюдению историка А. С. Лаврова, поклонение святым рощам или камням в России было частью местного культа святых, обычно вполне церковного: «Любое упоминание о священных камнях или деревьях, связанных с теми или иными культами, нельзя безусловно упорядочить как языческие “пережитки”, отрывая их от связанного с ними культа святых», — пишет исследователь 98 . Таким образом, все известные нам места нелегальных паломничеств, за исключением Светлого озера в Горьковской области, были в свое время центрами культов святых или чудотворных икон и существовали в рамках традиционной религиозной культуры Российской Церкви. Именно в этом качестве они сохранились до конца 1940-х гг. как объекты массовых и регулярных богомолий. В советское время эти монастыри были закрыты, церкви и часовни разрушены, связанные с ними церковные традиции вытеснены за пределы легальности. Однако благодаря еще сильной религиозности российского населения они продолжали существовать в подполье.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010