Псалом этот без значительных изменений 713 воспроизводится в 1Пар.16:23–33 . Признается несомненным, что автор Паралипоменон заимствовал этот псалом из Псалтири, а не наоборот – собиратель псалмов из книги Паралипоменон. В указанном месте Паралипоменон мы имеем песнь, составленную из нескольких псалмов (ср. Пс.104:1–15, 105:47,48 ); и если эту песнь действительно пели, при перенесении кивота из дома Аведдара на Сион 714 , то нужно признать, что псалмы, из коих она составлена, написаны были еще прежде, не для упомянутого торжества 715 . По надписанию у LXX псалом 95 написан Давидом, который мог написать его после того, как Господь утвердил его царем над всеми двенадцатью коленами, возвысил его царство ( 2Цар.5:12 ), даровал ему победу над иевусеянами (там же ст.6 и д.) и над филистимлянами (там же ст.19 и д.). В высшей степени чудна была благодатная помощь (спасение, ст.2), какую Бог оказывал Давиду при всех этих победах, столь очевидна и чудесна, что, по мнению Давида, весь мир, и язычники, должны узнать из этого, что Иегова есть единый истинный Бог, есть Царь. Поэтому он и обращается ко всему миру, воспеть Господу необычайную, новую песнь за такие необычайные проявления божественной помощи и силы (ст.1–3). И между язычниками должны быть возвещены (Израильтянами) великие дела Его (ст.3, 10), потому что Он действительно великий Бог, превыше всех бессильных богов языческих (ст.4–5) 716 , славный и Святый Бог (ст.6) 717 . Поэтому и язычники должны прийти и поклониться Ему на месте Его жилища (ст.7–8) 718 : вся вселенная должна благоговейно трепетать пред Ним и языческий мир исповедать, что Он есть Царь (ст.9), всемогущий Творец и праведный Судья мира (ст.10). Как всех людей, так и неразумных тварей призывает псалмопевец (ст.11–12) к прославлению славного господства Царя – Бога. – Среди смелых ожиданий и надежд касательно настоящего времени псалмопевцу становится ясным, что они исполнятся только в будущем (тогда), что и неразумная тварь (древа дубравная) начнет торжественное прославление ( Рим. 8, 19 и д.), когда Бог еще более совершенным образом (т.е. лично) явится на земле и оснует на ней царство правды (ст.12–13) 719 . Псалом 96. Слава Бога – Судии и действие ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Иез.34:12 б); мрачные грозовые облака низко спускаются над землею, как будто бы Иегова наклонял самое небо и сходит на землю для совершения грозного, суда Своего (ст. 10). Он восседает на Херувимах, высших небесных чинах, как восседал над осеняемым Херувимами кавотом Завета, т. е. является во всем величии и славе ( Иез.11:22–23 ), как «всевышний Бог и Владыка» (Зигабен) не только видимого мира, но и горних духовных сил, и вместе как Бог Завета и Царь Израиля, и несется на крыльях ветра (ст. 11), т. е. скоро и быстро устремляется для спасения верных рабов Своих, на суд против угнетающих их нечестивцев ( Авв.3:13 ). Он отовсюду, как шатром, окружён мрачными тучами, закрыт ими, как покровом (ст. 12), т. е. невидимо и неожиданно, непостижимыми судьбами Своего промысла, уготовляет наказания для нечестивых ( Иов.22:13–16; 26:9 ); но пылающий гнев его блещет сквозь мрак облаков и, как грозовая туча, разражается молниями, громом и градом (ст. 13). Гремит на небесах Господь, изрекая грозный приговор праведного осуждения Своего на нечестивых (ст. 14) и, как бы стрелами молний, как содомлян (ср. Пс.10:6 ; также Пс.7:14 ), и будто градом, как амореев (И. Нав. 10:11 ), разгоняет и истребляет их (ст. 15) «определенными» для грешников «различными казнями» (св. Афанасий и бл. Феодорит). Отцы и учители Церкви в этом изображении схождения Господа на землю видели пророчество о воплощении Сына Божия (Троп. в Субб. Акаф.; бл. Иерон., Исих., бл. Феодорит), пришедшего низвести на землю огонь ( Лк.12:49 ) потрясения и внутренних разделений (Евсевий) и поразить супротивные силы диавола (Афан., Иларий, Зигаб.), а вместе с тем предызображение второго страшного пришествия Его на землю, чтобы судить живых и мертвых (Иларий, Амвросий). В частности, же в ст. 11 они усматривали предсказание о славном вознесении И. Хр. на небо (Афан., Евсевий, Зигаб.). В ст. 8 слова: на на н Бгъ прибавлены 70-ю толк. для большей: ясности речи; в евр. букв.=«потому что возгорелся у Него», т. е. у Бога гнев, ср. Числ.11:33 ; 4Ц.23:26; Ис.5:25 в др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

При таком созерцании сердце его волнуется в священном воодушевлении, из восторженного сердца его радостно изливается песнь 299 ; он торжественно высказывает (глаголю), что эта песнь (дела) 300 посвящается царю. Если бы мне, восклицает он дальше, хорошо удалось, если бы язык мой был достаточно способен для такого возвышенного предмета 301 ! Восхищенный несравненною красотою Мессии, псалмист тотчас начинает прославлять ее (ст.3); в ней он признает основание, почему Бог навеки осыпал Мессию благословениями 302 . – От Мессии иудеи ожидали, что Он явится могущественным героем (ср. Пс.109и д.), ниспровергнет все враждебные противоположности в мире (язычников), оснует царство всеобщего мира и невозмутимой правды. Наш псалмист также созерцает Мессию, как Героя героев (сильне), и торжественно побуждает Его выступить на борьбу против антимессианских сил (ст.4) 303 побуждает Его далее победить эти силы в торжественном Своем геройском шествии (ст.5а) 304 и таким образом показать (царствуй) Себя Царем (царей), исполнить обетования (ради истины), доставить угнетенному право (ради кротости) и правде победу 305 ; в сопровождении величественных чудес (дивно) всемогущая Его десница совершит это геройское дело (ст.5 б), Он подчинит Себе все враждебные силы (ст.6) 306 . Непоколебимо стоит престол Царя-Мессии, Царя-Бога (Боже) 307 власть Его вполне справедлива (ст.7); да и как могло быть иначе! Престол Его основывается так сказать на правде; ибо Он возлюбил правду, возненавидел грех, и чтобы фактически и сильно, энергически выразить Свою ненависть ко греху и Свою любовь к правде, Он предал на смерть Свою дорогую жизнь, дабы таким образом удален был грех и возгосподствовала правда. Поэтому (сего ради), так как Он засвидетельствовал таким образом любовь к правде и ненависть ко греху, Бог (и по человеческой Его природе в Вознесении) осчастливил Его высокою славою, высочайшим блаженством (елеем радости), даровал Ему царскую власть над небом и землею, и тем возвысил Его над всеми Его братьями, над всеми людьми (причастник) (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Притч 1.6 ). Имея ближайшее отношение собственно к халдеям Вавилону, эта песнь или речь содержит и общие, универсальные мысли религиозно-нравственного свойства, на что указывает заключительное восклицание речи: «да молчит вся земля пред лицем Иеговы» ( Авв.2:20 ). Авв.2:6–8 . Но не все ли они будут про­износить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не сво­им, – на долго ли? – и обременяет себя залогами!»: Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимут­ся ли про­тив тебя грабители, и ты достанешься им на расхище­ние?: Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за про­литие крови человеческой, за разо­ре­ние страны, города и всех живущих в нем. Первое «горе»: народу – врагу, олицетворявшему, как и в ст. 5, в образе одного человека, вменяется в вину его безмерная стяжательность, из-за которой он немилосердно грабил многие народы и города; он безмерно обременил себя «залогами» или «заложниками», евр. абтит (ст. 6). Последнее темное слово раввины и сирийский перевод понимали, как сложенное из аб, облако, густота, и тит, грязь, – «масса грязи»; такое понимание известно было от еврейских учителей и блаженному Иерониму: «обрати внимание, – говорит он, – и на то, как тонко назвал он густою грязью накопленные богатства» (с. 162). Преступлению Вавилона будет вполне соответствовать наказание: ограбленные им народы с лихвою, с процентами (ст. 7) взыщут с него свое добро, а он достанется им на полное разграбление (ст. 7–8, ср. Ис 33.1 ). Авв.2:9–11 . Горе тому, кто жаждет неправедных при­обрете­ний для дома своего, чтобы устро­ить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!: Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил про­тив души твоей.: Камни из стен возопиют и пере­кладины из дерева будут отвечать им: Второе «горе» ставит предметом обличения тоже лихоимство врага, но со стороны ложно им понятой цели обезопасить себя от врага: злом нельзя укрыться от зла, на хищении и неправде нельзя созидать свое благосостояние (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стих 11-й сторонники так называемой «гипотезы пастуха» понимали, как обращение Невесты не к Соломону, а к другому (Эвальд, Вайгингер и др.) своему возлюбленному – неизвестному пастуху, объясняя данный стих так: пока царь был в отсутствии (на охоте, на войне, в лагере) и не отягощал меня своими ласками, я была счастлива воспоминанием о далеком друге. Но на самом деле текст говорит не об отсутствии, а о присутствии царя Соломона за столом своим (LXX: εν ανακλισει αυτου, Vulg. in accubito suo. Слав. «на восклонении своем»), вообще у своего домашнего очага. Поэтому в ст. нужно видеть речь Невесты о любви своей именно к Соломону, причем эта любовь образно представляется под ароматом нарда. Нард (см. еще Песн 4.13–14 ) – благовонное растение в северной и восточной Индии из семейства валериановых (Valeriana Nardostachys tatamansi), из которого приготовлялось сильно благоухающее и весьма ценное масло ( Ин 12.3 сл.), которым на востоке помазывались на пирах. В упоминании Невесты о благовонии нарда (ст. 11) Ориген и Иероним видят типическое изображение помазания тела Спасителя Мариею нардовым миром незадолго до страданий (с. 156–157). Но источником своего благовония любви Невеста представляет своего Возлюбленного, т. е. Соломона, которого она сравнивает с мирровым пучком у грудей ее (ст. 12) и с кистью кипера, подобной кисти винограда в садах Енгедских (ст. 13). Мирра (евр. мор) или смирна (греч.) – резко благовонная смола, цвета изжелта-белого и красноватого, в жидком и твердом виде; добывается из дерева (Balsamodendron Муггна Nees), растущего в Индии, Египте и Нубии, но, быть может, Соломоном разводившегося и в своих садах (ср. Песн. 4:6, 14 , 5см. Еккл. 2.5 ). Употреблялась для курений и умащений на пирах и в спальнях богатых женщин ( Песн 5.5 ; Пс 44.9 ; Притч 7.17 ), как парфюмерное средство клалась (порошок) в складки платья ( Пс 44.9 ). Затем, как у египтян, смирна употреблялась при бальзамировании, так у евреев, по крайней мере, во время Иисуса Христа, трупы умерших умащались смирною. Особенно высокий сорт смирны у греков назывался σταχτη (см. Песн 1.13 по LXX и слав. Песн. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Она выражает со своей стороны желание, чтобы все губители винограда были пойманы и чтобы ее возлюбленный мог скорее явиться к ней (15–17). Она ищет его ночью в городе, находит и не хочет расстаться с ним (III, 1–5). В третьей части описывается свадебный поезд Соломона с его невестой, направляющийся из пустыни к Иерусалиму (III, 6–11). Следует дальше похвала царя-жениха его невесте, в которой – замечательно – встречаются выражения буквально сходные с выражениями невесты, тоскующей по своему возлюбленному в первых стихах книги (IV, 1–15; ср. особенно ст. 10 с I, 2. 3). На эту похвалу невеста отвечает желанием, чтобы жених пошел в сад, и чтобы ветер, колебля цветущие деревья, распространял там благоухание (IV, 16). И жених действительно идет в сад и ест плоды его (V, 1). – Часть четвертая. Любящая слышит голос приближающегося возлюбленного; но он исчезает прежде, чем она впустила его. Она бежит за ним, ищет его, подвергается побоям от городских сторожей, и возвратившись домой, на вопрос дочерей (девиц) Иерусалимских о ее возлюбленном, она отвечает похвалами последнему, заключая их заявлением, что она принадлежит другу своему и он ей (V, 2–VI, 3). Возлюбленный говорит ей те же похвалы, ставя ее выше всех женщин (VI, 4–9). – Пятая часть. Здесь подруга царская является, прежде всего, предметом похвал и внимания со стороны дщерей Иерусалимских, между тем как сама она идет в сад под влиянием мысли о своем возлюбленном (VI, 10–VII, 1). Является царь, на похвалы которого она отвечает, что она со всею красотой своей принадлежит ему и влечется к нему, другу своему, зовет его в сад, где имеет доказать ему свою любовь и ласками своими и подарком в виде плодов, для него сбереженных, и выражает желание соединиться с ним, другом своим, союзом неразрывным и беспрепятственным (VII, 16–VIII, 4). В 6-й и последней части лицо женского иола является опирающимся на руку своего возлюбленного. В разговоре с последним она выражает силу любви и привязанности к нему (ст. 5–7); и. обращаясь к родным своим, указывающим на ее юность, говорит о своей возмужалости и крепости в глазах друга своего (8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

е. свободно живущих в полях и лесах, диких животных, которыми человек может овладевать, укрощать их и обращать на пользу себе, как бы они ни были велики, сильны и свирепы, – что испытал на самом себе и сам псалмопевец-пастырь, прогоняя или убивая нападавших на его стада львов и медведей ( 1Цар.17:34–37 ), – равно и птиц небесных, на каких бы высотах ни вили они свои гнезда и как бы высоко под небесами ни летали они, и рыб морских и все преходящее морскими стезями, т. е. всех животных, плавающих в морях, каких бы ни были они громадных размеров, как киты (халд. левиафан) и в каких бы невидимому неизмеримых и неизведанных глубинах ни укрывались они. Такое изображение власти человека над земными тварями есть почти буквальное воспроизведение псалмопевцем первоначального определения Божия о сотворении человека в кн. Быт. 1:26 : да владычествуют они (люди) над рыбами морскими, и под птицами небесными, и над скотами, и над всею землею (ср. ст. 28). Сказанное в 6–9 ст. о достоинстве и богоподобной власти человека, очевидно, только отчасти имеет отношение к нему в падшем его состоянии, когда он, омрачив в себе грехом образ и подобие Божие, далеко унизил себя пред чистыми святыми Ангелами, лишился первоначальной славы Божией ( Рим.3:23 , ср. Иов. 40:5 ) и ослабил свои силы и власть над подчиненною ему тварью, так что хотя силою своего разума и может устрашать ее (ср. Быт. 9:2 ) и приводить в подчинение себе, но не встречает с ее стороны добровольной покорности и послушания (ср. Иов.49:9–12; 40:20–27 ). И указанное, почти буквальное сходство изображения власти человека над тварями земными с первоначальным определением Божиим о сотворении человека также показывает, что псалмопевец имел в виду не столько действительного, современного ему падшего человека, сколько первоначального, безгрешного, идеального человека, каким бы он должен быть по своему назначению и каковым во всей полноте явилось человечество только в лице своего восстановителя и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Исх.15:20–21 ; Суд.5:12 ; 1Цар.18:6–7 ). Они-то и названы здесь благовествующими. Слова силою многою означают: «воинство великое», или «во множестве». Царь есть Господь, а под словом возлюбленного разумеется израильский народ, который был избранным и возлюбленным народом Божиим. Силами называется «войско». Поэтому выражение: Царь сил возлюбленнаго – означает, что Сам Господь Бог предводительствует над войском возлюбленного народа Своего. Весь стих 13 в переводе с еврейского читается так: «цари воинств бегут, а сидящая дома делит добычу». При таком чтении этого стиха смысл всей речи псалмопевца (в ст. 12, 13) должен быть следующий: Господь даровал девам-тимпанницам (см. далее ст. 26), благовествующим о победах и предшествующим народу, как великое воинство (силою многою), такую победную песнь (глагол): бегут, бегут цари воинств, а жены, дома сидящие, делят воинскую добычу (красотою дому разделити корысти), т.е. добычи от обратившихся в бегство неприятельских войск так много, что ее делили между собою не только воины, но и жены их, дома сидящие. Пс.67:14–15 Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата: внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Поспите от слова «поспати» – значит: «успокойтесь, расположитесь для отдыха, насладитесь миром»; предел – значит: «граница, удел, участок». Междорамием называется верхняя часть спины между плечами; разнствит от слова «разнствити» – значит «разметает, рассеет». Селмон – это гора лесистая в Самарии, близ Сихема, вершина этой горы почти всегда покрыта снегом. Изречениями этих стихов псалмопевец выразил благосостояние израильтян по завоевании и занятии ими земли Ханаанской, в то время, когда они по коленам расположились в отведенных им участках (посреде предел). В этом мирном состоянии, под покровительством Божиим, они сравниваются с состоянием мирной голубицы, блестящие крылья и перья которой (на спине) доставляют столь отрадный вид. В переводе с греческого эти стихи читаются так: «Когда вы расположились внутри пределов своих (с евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

31 Ибо явился Он мне убогому, спасти от гонителей душу мою. Слава: 609 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Основная мысль этого псалма перекликается с молитвой Соломона в Третьей книге Царств (см.: 3Цар. 8:46–53 ), который призывает милость Божию к народу, постоянно оскорбляющему Бога. Псалом поется от лица тех, кто, попав в беду, признает себя виновным перед Богом, но не отчаивается, черпая надежду на спасение в опыте предков, которые прогневляли Бога, но не были оставлены Им. 610 Ст. 3–6. В этих стихах выражена концепция псалма: признание авторитета нравственного закона как нормы (ст. 3), признание своего несоответствия этой норме (ст. 6), мольба к Богу о спасении (ст. 4) при ясном сознании любви Бога к своему народу (ст. 5). 612 Ст. 7. ...оскорбили Тебя – древние евреи испугались египтян, которые настигли их около моря, и в страхе стали роптать на Моисея (см.: Исх. 14:9–12 ). Ст. 7–23. Вспоминается странствование древних евреев по пустыне после их исхода из Египта, когда милость Бога постоянно наталкивалась на неблагодарность народа и Бог готов был истребить свой народ, но по молитве Моисея этого не сделал. 613 Ст. 7–23. Вспоминается странствование древних евреев по пустыне после их исхода из Египта, когда милость Бога постоянно наталкивалась на неблагодарность народа и Бог готов был истребить свой народ, но по молитве Моисея этого не сделал. 614 Ст. 9–12. Вспоминается переход древних евреев через Красное (Чермное) море, когда по повелению Божию море расступилось перед израильтянами, а их преследователи – египтяне были поглощены волнами (см.: Исх. 14:21–29 ). 618 Ст. 24–27. Взор Псалмопевца переносится от блужданий по пустыне к вавилонскому плену: рассеяние и унижение народа воспринимается как наказание за неверие и непослушание Богу. Ст. 24. ...земли обетованной – земли, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (см.: Быт. 17:7–8 ). 622 Ст. 28–31. Вспоминается еще один акт отступничества израильтян от Бога – смешение с другими народами в браках и соучастие в культе Ваалфегора (божества блуда у языческого народа моавитян); за это древние евреи подвергались смерти (см.: Чис. 25:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

623 Ст. 29–30. Израильтяне перенимали обычаи соседних языческих племен, поклонялись их идолам, развратничали с их женщинами; Финеес – внук Аарона, пронзил копьем некоего соплеменника вместе с женщиной-язычницей, которую тот привел к себе (см.: Чис. 25:7–8 ). 625 Ст. 34–36. При вступлении в Землю Обетованную древним евреям было велено Богом не щадить самых сильных окрестных племен, не вступать с ними в родство, не участвовать в их культе, чтобы они не отвратили народ Божий от служения Истинному Богу (см.: Втор. 7:1–5 ). 628 Ст. 43–44. В этих стихах отражена библейская концепция истории, согласно которой ход событий обусловлен прямым вмешательством Бога в жизнь Своего народа: Бог благоволит к Своему народу, помогает ему, но одновременно наказывает его, предает в руки врагов, когда народ творит неугодное (см.: Суд. 2–6 ). 629 Ст. 45–46. В этих стихах можно расслышать намек на указ царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова), разрешавший древним евреям вернуться из вавилонского плена на родину. 631 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 105 показано отношение Бога к Своему народу, в пс. 106 центр внимания смещен в сторону человека. Троекратным повтором чередующихся припевов псалом как бы разделен на части и одновременно объединен в одно целое; что бы ни случилось с людьми: бредут ли они по пустыне, в оковах ли они или в недуге, плывут ли по морю, -всюду ждут их трудности, но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их... Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! (ст. 6, 8). 632 Ст. 4–9. Эти стихи в своем букв. смысле могут относиться к возвращению древних евреев из Египта или из вавилонского плена; св. отцы понимают их как иносказание о язычниках, которые блуждали в неведении, не зная истины, не находя пути к Небу, и обрели этот путь благодаря Господу нашему Иисусу Христу, восприняв учение Христово и став христианами. 636 Ст. 16. ...врата медные – возможен намек на медные ворота Вавилона; в христианском понимании это -врата ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010