Связь гимнографии со Священным писанием проявляется в случае канона уже в его структуре: количество песен-од канона (теоретически девять, в подавляющем большинстве канонов восемь) определено числом гимнов, усвоенных богослужением из обоих Заветов (не считая псалмов). Это: 1) песнь Моисея после перехода Чермного моря (Исход, гл. 15, ст. 1–19), 2) предсмертная песнь Моисея (Второзаконие, гл. 32, ст. 1–43), 3) молитва Анны (I кн. Самуила, гл. 2, ст. 1–10), 4) молитва Аввакума (Аввакум, гл. 3, ст. 2–19), 5) молитва Исайи (Исайя, гл. 26, ст. 9–19), 6) молитва Ионы (Иона, гл. 2, ст. 3–10), 7) молитва Азарии (Даниил, гл. 3, ст. 26–45), 8) песнь трёх отроков (Даниил, гл. 3, ст. 52–88) и 9) песнь Богородицы (Лука, гл. 1, ст. 46–55). При исполнении в церкви стихи библейских гимнов перемежались одами канона. И подобно тому, как второй из гимнов Писания – полная мрачных предвидений песнь Моисея из книги Второзакония – вне времени великого поста не исполняется, вторая песня в большинстве канонов (точнее, во всех канонах, не предназначенных для периода великого поста) отсутствует. Следом за первой сразу идет третья песня, так что последняя ода канона всегда называется девятой, даже когда по счёту она восьмая. После каждой песни канона звучит особая строфа – катавасия 22 , а после шестой песни – кондак и икос 23 – две неравные строфы, представляющие собой остаток кондака в том смысле, в каком говорилось о нём выше. Иногда после шестой песни следует целый старый кондак (акафист), т. е. ряд строф-кондаков в паре с икосами. Если канон был посвящён святому, то за шестой песней читалось как составная часть службы житие этого святого 24 . Первая строфа каждой песни канона (по большей части лишь указываемая по первым словам) носит название ирмоса (ερμς), остальные – тропарей (τροπριον). Ирмос всегда более древнего происхождения, чем сам канон, и представляет собой фрагмент какого-либо старого церковного песнопения. Постановкой ирмосов во главе песен канона достигалась двоякая цель. Во-первых, таким путём сохранялась гимнографическая традиция – старый напев, старый размер и старый текст, поскольку ирмос служил образцом формы для последующих строф-тропарей; во-вторых, задачей ирмоса было связать по содержанию оду канона с соответствующим ветхо- или новозаветным гимном (слово «ирмос» по-гречески и означает «сцепление», «связь»), и, значит, наличие ирмоса избавляло автора нового канона от этой задачи, делало его тематически свободным. Ирмосы, каждый со своей музыкально-интонационной нотацией, были вынесены в особую книгу – Ирмологий. Потому творцы канонов могли, не создавая новых, не переписывать и старых ирмосов, а просто в начале од своего произведения указывать тот или иной из них по его первым словам; например: «Вооружена фараона», «Яко по суху», «Утвержий небеса», «Христос мне сила» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ст. 23–27. Эти воинские сцены вызывают сильный порыв патриотического чувства, под влиянием которого Девора восклицает: Прокляните жителей страны Мероз (на юг от потока Киссон).... за то, что не пришли на помощь народу Господню! Напротив – да будет благословенна между женами Иаиль!.. , и следует мрачная картина погибели Сисары от руки Иаилиной. Ст. 28–30. Окончание песни Девориной принимает грустный и элегический тон. Изображается тоскующая мать Сисары, которая, сидя у оконной решетки, беспокойно глядит вдаль и вопит: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его?.. Развлекающие ее, умные женщины, стараются успокоить тем, что, вероятно, сын ее замедлил по причине огромной добычи, которую теперь делят, и, что он скоро возвратится с самыми прекрасными пленницами, и в самых пышных и вышитых с обеих сторон одеждах, которые сняты с плеч пленника! Ст. 31. …Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!.. – таким возгласом заключается победная песнь Деворы, воспетая ею и Вараком. Глава 6. Призвание Гедеона а) Тяжесть семилетнего рабства Мадианитского (ст. 1–5). б) Обличение Израильтян через пророка (ст. 6–10). в) Видение Гедеоном Ангела Господня (ст. 11–24). г) Разрушение Гедеоном жертвенника Ваалова и уничтожение священного дерева у отца своего (ст. 25–27). д) Возмущение за это против Гедеона жителей Офры и вразумление их Иоасом, отцом Гедеоновым (ст. 28–32). е) Созвание войска из колен – Манассиина, Ассирова, Завулонова и Неффалимова (ст. 33–35). ж) Роса и суша на шерсти, по молитве Гедеона (ст. 36–40). Ст. 1. …И предал Господь Израильтян в руки Мадианитян на семь лет… Это не те Мадианитяне, которые жили около Чермного моря, и из племени которых происходил священник Иофор, тесть Моисеев 203 , но те, которые находились в соседстве с Моавитянами, на восточном берегу Иордана, и которые, некогда, вовлекли Иудеев еще при Моисее в прелюбодейное служение Ваал-Фегору 204 . И, хотя они понесли тогда страшное истребление 205 , по суду Божию, от руки Моисея; но, очевидно, что спасшиеся тогда остатки этого племени, снова размножились и укрепились в 200-летний промежуток времени от Моисея до Гедеона 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

837 Ст. 5. От стражи утренней – утренняя стража (смена караула) длилась от двух часов ночи до шести утра – ср. примеч. к пс. 76:5. В этом стихе выражен призыв уповать на Бога всегда. 838 Ст. 6. В этом стихе св. отцы усматривают пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, Который принес Себя в Жертву за грехи всего мира. 839 Ст. 1. ...не посягал на великое и дивное, превышающее разумение мое – греч. текст допускает другой вариант перевода: «Не обращался я с теми людьми, которые больше и удивительнее меня». 840 Ст. 2. ...восставал душою моею на Тебя – букв. «превозносился в сердце моем»; ...как дитя, вскормленное матерью – по другому толкованию эти слова должны быть переставлены в начало фразы и поняты как образ смирения, а не гордости: «Если не был я смиренным, как дитя, вскормленное матерью»; ...воздай за это душе моей – прояви ко мне снисхождение. 841 В этом псалме вспоминаются обстоятельства строительства Первого храма: несбывшееся желание царя Давида построить дом Божий для Ковчега Завета, желание, которое было выполнено уже его сыном Соломоном (см.: 1Пар. 13 и 28). 844 Ст. 6. ...в Евфрате – в Вифлееме, в семи километрах к юго-западу от Иерусалима. Ковчег Завета, возвращенный от филистимлян, находился сначала в городах западнее Иерусалима, а затем был перенесен в сам Иерусалим. При упоминании Евфрата имеется в виду, что шествие с Ковчегом Завета приближается к Иерусалиму (см.: 1Цар. 6–7:2 ; 1Пар. 13 ). Стих содержит пророчество о том, что Евфрат (Вифлеем) станет местом рождения Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа. 845 Ст. 7. ...в обители Его – в храме; ...где стояли стопы Его – где стоял Ковчег Завета. В этих словах содержится пророчество о страданиях Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. 846 Ст. 8. Восстань, Господи – помоги построению храма. Святые отцы видят в этих словах пророчество о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 847 Ст. 10. Ради Давида... – ради тех обещаний, которые устами пророка Нафана Бог дал Давиду относительно его потомков (см.: 2Цар. 7:8–17 ); ...не отвергни – букв. «не отврати лица»; ...помазанника – царя, который возродился на царство путем «помазания» – возлияния на голову елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Музыкальность эта дает себя чувствовать даже в русском переводе, в подлиннике же она поразительна; именно начальные слова речи в подлиннике читаются так: «ашира-ина медиди шират доди лехармо. керем гайа медиди бекерен бен-шамен“. Поэтому пророк в праве, конечно, был назвать речь, которую он хотел произнести, песней, и сказать, что он воспоет ее. «Песнъ Возлюбленного“. Песнь, которую имеет воспеть пророк, он называет песней Возлюбленного. Кто этот Возлюбленный видно из последующего: это повелевающий облакам, Бог Израилев, Иегова (ст. 6, 7). Но не странно ли но отношению к Иегове название «возлюбленный “ в устах пророка? Нет. Известно, что в ветхозавеных Писаниях, и особенно в Писаниях пророческих, отношения Иеговы к избранному народу нередко изображаются под образом отношений мужа к жене, жениха к невесте. Тот же Исаия, обращаясь в 54 гл. своей книги к пустыне неплодной, которой будет некогда дано многочисленное потомство, или что тоже – к будущему новому Израилю, прямо говорит; «твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф имя Его... Ибо как жену оставленную и скорбящую духом призывает тебя Господъ и как жену юности, которая была отвержена, говоритъ Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя» (ст. 5 – 7); и далее, в гл. 62-й, сравнивает Иерусалим, прежде оставленный, а затем помилованный и взысканный милостями Иеговы, с невестою, а Иегову с женихом: «как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (ст. 5). Таким образом здесь Иерусалим, как средоточие Израиля, является невестою, о которой радуется жених – Иегова, след. невестою возлюбленною, желанною. Но с точки зрения подобных отношений пророк конечно мог назвать Бога Израилева возлюбленным, тем более, что рассматриваемая нами речь его есть, по своему началу, речь приточная, аллегорически изображающая отношения Иеговы к избранному народу, при чем часть этого народа называется возлюбленным насаждением Господа. «Песнь Возлюбленного». Из этих слов следует, что песнь, которую имеет воспеть пророк, составлена собственно не им, но принадлежит Возлюбленному т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Наконец, «обращение народов к Господу» (2:2–4) служит к прямому раскрытию основной мысли пр. Исаии: «спасение Божие» не в силе земной, а в «правде»: сила правды такова, что покорит сильные народы, которые сами придут и обратятся к Господу (ср. напр. 45 кон.). Этого нельзя сказать об отношении пророчества Михея 4:1–3 ко всей его книге. Столь глубокое сходство отдела 2:2–4 с прочими частями книги пророка Исаии весьма странно было бы объяснять чрез чисто внешнее заимствование чужих слов и образов; напротив, такое сходство вполне понятно, если согласно со свидетельством написания, «видение» о «горе дома Господня» было самому пророку Исаии. Вскоре же за первым отделом пророк присоединил к нему вторую пророческую речь – «песнь о винограднике» (5 гл.). – «Воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы», – начинает пророк словами Самого Господа (1 ст.). Господь все сделал для того, чтобы виноградник принес добрые грозди, но виноградник принес дикие ягоды (2). Посему, говорит Господь, «ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим» (3). Так как виноградник не принес добрых плодов, то он и будет оставлен в «запустении» и «зарастет тернием и волчцами» (4–6). Виноградник – дом Израилев. Господь ждал от Израиля, «любимого насаждения Своего», «правосудия, но вот – кровопролитие, ждал правды, но вот – вопль» (7). Постоянная забота их – о неправедных приобретениях; но за то многочисленные домы их останутся без жителей, и посеянное на полях даст им весьма немного (8–10). Они «с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (11 ст. ср. 23 ст.), «и цитра, и гусли, и тимпан на пиршествах их, а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (12 ст.). «За то народ пойдет в плен за недостаток ведения (ср. Ос.4:6 ), и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (13 ст.),... в преисподнюю «сойдет слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их» (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Поверхностное прохождение материала не допускалось . При этом равное внимание уделялось обоим древним языкам: перевес латинского над греческим в училище компенсировался обратным перевесом в семинарии (20 часов греческого и 15 латинского). Осознание неразрывной связи двух языков видно во внимании, уделявшемся подготовке преподавателей этих языков (для семинарий), которые заканчивали академию: слушая лекции по одному языку, в качестве подготовки к испытанию на степень магистра, они должны были слушать лекции и по другому языку . С учетом того, что элементарные грамматические сведения и первые устойчивые навыки чтения текстов приобретались в училищах, типичная программа семинарии того времени состояла из чтения классических авторов (в течение первых четырех лет) и параллельного чтения Священного Писания и отцов Церкви на двух последних курсах семинарии. Этот план не был кардинальным новшеством, но продолжал сложившуюся традицию, особенно после улучшения уровня преподавания в семинарии по Новым правилам1840 года. Для образца приводятся учебные планы Рязанской духовной семинарии: 1) за 1883—1884 учебный год, накануне известной реформы 1884 года и 2) за 1914—1915 учебный год.   1883-84 уч.г. Латинский Тит Ливий От основания города, кн. I, гл. 35-39, 40-48 Овидий Метаморфозы, кн. I, ст. 497-579 Саллюстий О Югуртинской войне, гл. 5-20. Овидий кн. I ст. 84-282, кн. II, ст. 475-493, кн. III, ст. 167-230 Цицерон, Катон Старший, гл. 2-14 Вергилий Энеида кн. II, ст. 1-300 Цицерон Тускуланские рассуждениякн. V, 1-12 Сенека Письма1-5 Гораций Оды1, 2, 4, 10, 14 Сатира1,6 Бл. Августин Исповедьгл. 1-13 Тертуллиан, Апология,гл. 1-7 Греческий Ксенофонт, Анабис , гл. 1-6 Геродот, кн. I, 1-5, 26-56, 71-83 Гомер Одиссея,рапсодия 4 Гомер, Илиада песнь 1,2 Демосфен Олинфские речи Платон Апология Сократа.   Плутарх, Аристид Свт. Афанасий Александрийский, О воплощении Бога Слова,20 гл. Свт. Василий Великий, О внимании к себе.Свт. Григорий Богослов, О любви к падшим   1914-1915 уч. г. Цезарь, О галльской войне, кн.

http://bogoslov.ru/article/4465246

По отшествии же Ее сделалось и оно невидимо. Но взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там. 7. Под образом апокалипсической жены, облеченной в солнце, большинство разумеет Церковь, а под солнцем — Иисуса Христа. В то же время сия жена могла изображать собою облеченную в Божественную, небесную славу Пресвятую Богородицу. 8. Столп Давидов, увешанный победоносными военными орудиями и щитами, прообразовал собою Пресвятую Богородицу, о чем речь далее. О сем знаменитом столпе Давидовом ничего более неизвестно из Св. Писания, кроме того, что он был воздвигнут на какой-то горе и что он создан в Фалпиофе, каковое наименование обозначает собою также укрепления. 9. Сион — юго-западная, самая обширная и высокая из четырех возвышенностей, на коих построен Иерусалим, почиталась у евреев священною и первоначально служила религиозным центром и твердынею Иерусалима. Посему Писание часто именует Иерусалим дщерью Сионовой, напр. см. Псал. 9, ст. 15. Исаии, гл. 1, ст. 8, гл. 67, ст. 11. Иерем., гл. 6, ст. 23. Еванг. от Матф., гл. 21, ст. 5. 10. Т.е. различные земные обстояния и искушения: в особенности же огненные стрелы лукавого, нападения со стороны дьявола, — сего исконного, страшного врага рода человеческого, попаляющие нас как бы смертоносным огнем. 11. В бес. на Псал.119.–Амвросий Медиоланский (Миланский, в Италии), — знаменитейший отец Западной церкви и христианский писатель IVb. (+ 397г.) Память его совершается 7 декабря. 12. Прп. Анастасий, игумен Синайской горы( + ок.685г); память его 20 апреля, в своих «Анагогических созерцаниях» шестоднева, кн.8. 13. Память ее совершается 1 апреля. 14. Господь, говорит по поводу сего прообраза святой Иоанн Дамаскин, «соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е.Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба: потому что глава Ее был Бог и Отец. 15. Выражение кондака Успению Пресвятой Богородицы. 16. Богоматерь справедливо уподобляется кивоту. В Ветхом Завете в скинии, а после в храме Иерусалимском находилось внутреннее святилище, «Святое Святых», доступное одному лишь первосвященнику, и то лишь один раз в год. В сем святилище хранился кивот завета — ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные для богоизбранного народа предметы. По бокам его осеняли «херувимы славы», золотые изображения сих высших и ближайших к Богу Небесных Сил. Сей кивот и прообразовал Божию Матерь, вместившую в Себе Самого Бога, почему и воспевается Церковью «одушевленным Божиим кивотом» (канон Благовещению, песнь 9). Как неотступная молитвенница за род человеческий пред престолом славы, Она является для нас кивотом, окруженным сонмом херувимских сил, охраняющих нас Своими молитвами от всяких бед и обстояний.

http://pravoslavie.ru/49246.html

Помолимся, чтобы и нам, смиренным и ничего не значащим людям — и я первый из них, — войти в этот Ангельский чин, быть там, откуда ниспал Денница, — во славу Божию, во славу Того, Кто принёс Себя в жертву, во славу Безгрешного Агнца. Помолимся, чтобы кончина наша была христианской, безболезненной, непостыдной, чтобы нам дать добрый, прекрасный ответ на Судище того Блаженного мира. Аминь.   Ефрем Святогорец (архим., 1928-). Искусство спасения. Т.1: беседы/старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон. - М.: Святая Гора, 2013.   Следует уточнить, что евангелист Матфей упоминает не Богородицу, а «другую Марию " : «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф.28:1). Евангелист Марк называет последнюю «Марией Иаковлевой» (мать Иакова меньшего и Иосия, жену Клеопы) (см. Мк.16,1). — Ср.: Лк.24,1; Ин.20,1. См. Мф.28,5-7. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28,5-7). — Ср:. Мк.16,6-7; Лк.24,5-8. В Синодальном переводе у евангелиста Марка «их объял трепет и ужас» (см. Мк.16,8). См. Ин.20,19. См. Мф.28, 9-10. «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк.16,14). Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина. Песнь 1-я. В русском переводе: «...Пасху хваляще вечную» (Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина, тропарь песни 5-й). Пасхальный канон…, ирмос песни 1-й. Преподобный Памва Нитрийский (IV в.) подвизался в пустыне Нижнего Египта, скончался в возрасте 70 лет. Житие св. Памвы известно по рукописи хранящегося на Афоне Египетского Патерика (гл. «Как достичь совершенства») и приводится в «Четьях-Минеях» свт. Димитрия Ростовского. Память совершается 18 июля по ст. ст.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2870

Поэтому все упреки, которыми пророк осыпает в своих обличениях беззаконных сынов Израиля, сводятся к одному – к упреку в отступлении от закона Господня и его забвении (ст. 24); в этом отступлении и забвении он указывает единственную причину всех частных проступков, против которых он возвышает свой обличительный голос. Поэтому же пророк далек от мысли смягчить строгость упреков и суровость угроз: в тех и других он беспощаден. «Воспою Возлюбленному моему песнь возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. 2) И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, а выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды. 3) И ныне жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите меня с виноградником Моим. 4) Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, что Я не сделалъ ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? 5) И так Я скажу, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет пожираем. 6) И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и заростет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. 7) Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды-любимое насаждение Его. И ждал он правосудия, но вот – кровопролитие, ждал правды, но вот – вопль». «Воспою песнъ»- говорит пророк. Ветхозаветные пророки, особенно раннейшие, были замечательными поэтами; они нередко облекали содержание своих пророчеств в поэтические формы, придавали своим речам характер лирических песнопений. Высокой поэзией, истинно лирическим характером отличается и разбираемая нами речь пророка. Здесь мы встречаем обилие смелых и необыкновенно пластичных образов, живость и глубину чувства, художественность формы, музыкальность выражения. Что касается музыкальности, то ею особенно отличаются слова речи, составляющие 1-й стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Но не сказано «сшедший с неба», а именно «сходящий». Этим город Иерусалим ставится как бы между небом и землей. Но не просто между ними, как в новом, третьем месте, а именно как соединение того и другого, как сходящий от Бога с неба на землю. Новое небо и новая земля, это – паки-небо и паки-земля, новый Иерусалим – это паки-Иерусалим, паки- Церковь . Это – место соединения нового неба и новой земли, место особого пребывания Бога с прославленными людьми, Церковь вечности. Небесный город Иерусалим святый , ибо является местом особого пребывания Бога и прославленных святых в вечности. В него не войдет ничто нечистое (ст. 27). Он – новый , в отличие от того старого, бывшего на прежней земле, бывшего святилищем ветхозаветной Церкви. Город – новый, ибо он в новом мире вечности. Старого мира тления и старого Иерусалима уже нет. Но опять, как ранее о земле и небе, надо разуметь не совершенное исчезновение прежнего и создание его заново, а новое бытие или пакибытие прежнего города и прежней христианской Церкви, бывшей на прежней земле. Миновали не они сами, а их прежнее бытие. Приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. В подобных выражениях представлялись Иерусалим и Церковь Ветхого Завета, а также и Церковь Нового Завета. «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый» ( Ис. 52:1 ). «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли называется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» ( Ис. 54:5–6 ). Так и в Новом Завете Церковь именуется невестой Христовой ( 2Кор. 11:2 ; Еф. 5:22–33 ; Откр. 19:7–8; 22:17 ). Небесная Церковь, вышний Иерусалим, приготовленный как невеста, украшенная для мужа – Христа. За долгие века земного странствования Церковь украсилась божественной красотой для своего мужа-Христа. «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?.. Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна как полки со знаменами» ( Песн. 3:6; 6:4 ). Вся Песнь Песней Соломона есть гимн нетварной красоте Церкви. Эту красоту стяжают святые, «ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его». Об этой святой земле восклицает пророк: «О, как велика благость его и какая красота его!» ( Зах. 9:17 ). «Отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их доброта, которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная» (священник Павел Флоренский ). Этой красотой украшайся, душа, дабы на тебя Бог, «как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (красотой – слав.)» ( Ис. 61:10 ). Такой красотой будет украшен небесный Иерусалим, Церковь для Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010