4. Ты же во Святем живеши, хвало Израилева. – Ты, Господи, во святем живеши – во святом городе Иерусалиме, на святой горе Сионе, во святом доме – в скинии, точнее – во святом святых скинии, где находится Твой видимый престол, ковчег завета, место Твоего постоянного» пребывания. Здесь Ты обитаешь как хвало Израиля или предмет хвалебных песней народа израильского, где каждый лично и все вместе жители Сиона и всей Ханаанской земли постоянно славословят Тебя, и днем, и ночью, – и в простые дни, и во дни торжественных многолюдных праздничных собраний. Таким образом, живя здесь постоянно и так близко к своему народу и ко всякому молящемуся, Ты должен слышать молитвы всех: но, нет! – Ты не слышишь молитвы страдальца-праведника, всегда Тебе преданного; Ты далек от него: для чего же Ты оставил его? – (ст. 2–3). 5–6. На Тя уповаша отцы наши, уповаша, и избавил ecu я. К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася. «На Тебя, Боже мой, уповали отцы наши», говорите страдалец – праведник, имея в воспоминании праотцев народа израильская: и Ты избавляй их, разумеется, – от многих скорбей, при разнообразных обстоятельствах, во все времена и всяким образом, и даже очевидными и великими чудесами. – Так, патриарх Иаков, удрученный старостью и скорбью о потере благословенной земли и на смертном одре, не терял, однако, надежды на возвращение своего родного племени из Египта в землю, обетованную Богом прародителю народа Аврааму: а потому завещал сыну своему Иосифу похоронить себя в Ханаане и в том взял с него клятву. И вот, по воле Бога и фараона, исполнилось желание Иакова ( Быт.47:29–30;48:3–4,21;50:12–13 ). – Находясь в Египте, «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» ( Исх.2:23–25 ). – Выведенные из Египта, но преследуемые ожесточенным фараоном и его многочисленным и страшным войском, весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу. Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте, и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне.... И избавим Господь в день тот Израильтян из рук Египтян... и увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и воспели Израильтяне благодарственную песнь Господу» ( Исх.14:8–10,13,30–31 ). – Так уповали, избавлялись, спасались и не посты ждались «праотцы»: но вот, страждет праведник, молится «Богу отцов своих», но Господь оставил его, далек от спасения его, не слышит его молитвы (ст. 2–3): для чего же теперь это так?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Царь ввел меня в чертоги свои». «Не говорит: ввел многих в опочивальню свою. Многие остаются вне, в опочивальню входит одна только невеста, чтобы видеть скрытые и потаенные сокровища и возвестить отроковицам: ввел меня царь в опочивальню свою» 4 ( Ориген – Иероним, там же). Между тем отроковицы… по вступлении невесты в опочивальню жениха и во время рассматривания ею там богатств мужа, пока ожидают пришествия жениха, радостно поют: возрадуемся и возвеселимся о тебе. Они радуются о совершенстве невесты. В добродетелях нет зависти. Любовь эта чиста, без порока… Потом, указывая на невесту, жениху: правота возлюбила тебя. Они хвалят невесту, давая ей от собственных ее добродетелей имя правоты» (там же, с. 147). Конец ст. 3, впрочем, не одинаково читается в разных текстах LXX, как и Ориген , – ευθυτης ηγαπησε σε, слав. правость возлюби тя. Vulg. recti diligund te. Но еврейское мешарим в выражении евр. масор. мешарим агевуха, с удобством может быть переведено наречием: " достойно» (русск. синод. перев.) или: «по справедливости» (архим. Макарий), по аналогии с Пс 57:2, 74:3 . Песн.1:4 .  Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Песн.1:5 .  Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей раз­гневались на меня, по­ставили меня стеречь виноградники, – моего соб­с­т­вен­ного виноградника я не стерегла. Песн.1:6 .  Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в по­лдень? к чему мне быть скиталицею воз­ле стад товарищей тво­их? Песн.1:7 .  Если ты не знаешь этого, пре­красней­шая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят тво­их подле шатров пастушеских. Замечание Невесты, обращенное к дщерям иерусалимским: «черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы» (ст. 4) имеет характер как бы некоего оправдания или объяснения, вызванного, быть может, каким-либо насмешливым словом кого-нибудь из «дщерей иерусалимских» по поводу непосредственных восторженных излияний чувств Невесты и высказанного ею некоторого незнакомства с придворным этикетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

а. Въ конецъ, точилхъ, аломъ Двд. 1. Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида. 1 . См. выше стр. 17 а) и 21 ж). в. Гди гдь нашъ, к чдно им тво по всей земл, к взтс тво превыше нбсъ. 2. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! 2 . Выражение благоговейного изумления пред величаем Творца и Промыслителя вселенной, открывающимся в прекрасном устройстве видимой природы и в благодатном устроении человеческого спасения. Псалмопевец говорит не от себя лично, а от имени всего человечества, как член всемерного царства Божия на земли: Гди Гдь нашъ. – Вся земля полна великих и дивных дел творения и промышления Божия, которые всякому, сколько-нибудь внимательному и не ослепленному неверием зрителю дают познавать величие имени Божия, т. е. видимого проявления Божества и присносущной силы Его ( Рим.1:20 ), особенно величие всего более открывающихся в творении и промышлении Его высочайших свойств всемогущества, премудрости и благости. Но откровение величия Божия не ограничивается только землею, а простирается чрез все необъятное пространство небес (ср. Пс.148:3–6; 135:1–9 ; Авв. 3:3 ) и даже не объемлется самими небесами (ср. 3Д.8:27), но бесконечно возвышается (взтс превыше) над ними (ср. Пс.56:6 и 12, 112:4), открываясь в высшем мире Ангелов, которые, благоговейно проникая к тайнам великих и многоразличных дел премудрости Божией ( 1Петр.1:12 ; Еф.3:10 ), непрестанно прославляют св. имя Его (Златоуст; ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Ис.6:3 и др.). Что псалмопевец, говоря о славе Божией на небе, разумеет вместе с тем прославление Его Ангелами, точно также, как говоря о земле, разумеет прославление Его человеком, это естественно следует из последующего затем сравнения человека с ангелами (ст. 5). Обращение к Богу: Гди Гдь нашъ составляет перевод с греч· (=лат. и сирск); в евр. т. оно выражается двумя различными именами: Иегова и Адонай ( ) которые точнее было бы переводить: «Господи, Владыка наш» (как Втор.3:24; 9:26 по русск., и Ис.1:24; 10:33 , Иер.4:10 по слав.; русск. же пер. Господи Боже наш, как в Пс.7:2 , вполне соответствует евр. словам (ср. Пс.104:7; 105:47 и др.). як в первом случае имеет смысл частицы=коль, как и переводятся соответствующие этому «яко» в евр. греч. и лат. частицы: , ς, quam в Псс. 65:3; 83:2 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Плач о Моавитянах (15:5, 16:9, 11) напоминал ему плач Исаии о Самарии (22:4, 28:1). «Элегию о Моавитянах пророк предваряет эле­гию о Самарии», – говорит Гитциг. Из пророче­ства о Моавитинах в 16-й гл. Фюрст выделяет первые 6 стихов, не объясняя причины этого. По­следнее, кажется, можно найти у Эвальда. Он признал первые шесть стихов 16-й главы «под­делкой» под дух и характер речей Исайи, так как они сходны с Ис. 29, 20 . Из дальнейших примеров увидим, что такие «подделки» нуж­но признать почти в каждом стихе пророчества о Моавитянах. А потому, вместо подделок, сходст­во нужно объяснить принадлежностью Исайи проро­честву о Моавитянах. Что же значит выражение пророка о «давнем» пророчестве? Оно, действительно, указывает на «дав­нее» пророчество, только не Ионы или другого «не­известного» пророка, а пророка Моисея. Как в 12 главе Исаия повторяет песнь, находящуюся в 15 гл. книги Исход, так здесь повторяется пророчество, находящееся в 21 и 24 гл. книги Чисел. На это сходство двух пророчеств указывают и имена Мо­авитских городов Беер-Элим Ис. 15, 8 = Чис. 21, 26 , Есевон Ис. 15, 4 .= Чис. 21, 28 , Ар-Моав Ис. 15, 1 = Чис. 21, 28 . Тоже подтверждают и черты древности языка рассматриваемого пророче­ства, замеченные Эвальдом. Пророк вспоминает древнее пророчество о падении Моавитской земли и определяет время исполнения его. Вот значение замечания пророка в 16, 13–14. ст. Подлинность пророчества Исаии о Моавитянах подтверждается и сходством содержания и выраже­ний, встречающихся в 15–16 главах с неоспоримо-подлинными речами Исайи. Так в 15 главе: а) Пророк подробно перечисляет города Моавитские, которые будут опустошены и будут рыдать ( Ис. 14:1–2, 4–5 ). Подобный обычай, по замечанию Клейнерта, свойственен Исайе, и часто встречается в его речах ( Ис.10:9, 28–32 ). б) Жители всех этих городов будут горько плакать от тяжкого бедствия, настигнувшего их. Радость и веселие исчезнут ( Ис. 15:2–1, 8, 16:7,10 ). Также точно пророк описывает будущее бедствие Иудеев и Филистимлян ( Ис. 13:25, 10, 30:14, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Песн.6:6 .  зубы твои – как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бес­плодной нет между ними; Песн.6:7 .  как по­ловинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями тво­ими. Сн. Песн. 4:2–3 . Песн.6:8Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, Песн.6:9 .  но един­ствен­ная – она, голубица моя, чистая моя; един­ствен­ная она у матери своей, отличен­ная у роди­тель­ницы своей. Увидели ее девицы, и – превоз­несли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Здесь заключается бесспорное указание на непосредственное отношение содержания книги Песнь Песней к истории царя Израильского Соломона: как здесь ст. 8, так и 3Цар.11:1 , имеем свидетельство о множестве жен у Соломона; меньшее же число его жен, показанное в книге Песнь Песней, по-видимому, говорит о сравнительно раннем написании Соломоном нашей священной книги, – когда многоженство у него еще не развилось до степени страсти и не сопровождалось еще теми гибельными последствиями, которые имели место в его старости ( 3Цар 11.4 ). Упоминание о многих женах Соломона сделано с целью отметить высокое превосходство Суламиты над всеми ими; превосходство это признается даже всеми соперницами ее (ст. 9). В этом отношении Суламита разделяет блаженную судьбу «добродетельной жены» Притч 31.28 . Песн.6:10 .  Кто эта, блиста­ю­щая, как заря, пре­красная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как по­лки со знаменами? Похвалу несравненным достоинствам невесты священный поэт заканчивает сравнением ее с величественнейшими явлениями природы – зарею, луною, даже солнцем, затем следует выше (ст. 4) употребленное сравнение с грозными полками. При этом сравнение это, подобно Песн 3.6 и Песн 8.5 , облечено в форму вопросительного восклицания: «кто это?» Песн.6:11 .  Я сошла в ореховый сад по­смотреть на зелень долины, по­глядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Песн.6:12 .  Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего. Небольшой отдел, обнимающий два эти стиха с присоединением 1-го стиха гл. VII-й, представляется особенно темным и трудным для понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 . Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. С Евр.: «Человек подобен дуновению (Феодотион: испарению; Симмах: пару); дни его, как уклоняющаяся тень». «Слово суета, – говорит св. Злат., – означает не что иное, как тленность, смертность и кратковременность». 5 и 6 ст. Под. Пс. 17:8 . 5 . С Евр.: «Господи! приклони небеса Твои, и сойди; коснись гор, и воздымятся». 6 . С Евр.: «Блесни молниею, и рассей их; пусти стрелы Твои, и расстрой их». 7 . Избиви мя от вод многих, т.е. от «множества врагов» (бл. Феод.); или «от беспорядочного, нестройного, стремительного нападения врагов» (Злат.). Из руки сынов чуждих. «Чуждими сынами, – говорит св. Злат., – мне кажется, пророк называет людей, отчуждившихся от истины... тех, которые живут порочно, любят неправду, произносят безумные речи, не говорят ничего полезного». Св. Афанасий под сынами чуждыми разумеет неверных Иудеев. С Евр.: «Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных». 8 . С Евр.: «Которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи». 9 . С Евр.: «Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятострунной псалтири воспою Тебе», 10 . От меча люта. «Мечем лютым, – говорит бл. Феод., – назвал пророк неистовство и зверство нападавших; их же называет и сынами чуждыми, как злочестивых». То же св. Афан. С Евр.: «Дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Своего, от лютого меча». 11 . С Евр.: «Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи». 12 . Ихже сынове их яко новосаждения 693 водруженая 694 в юности своей. Т.е. враги мои тем более заслуживают порицания, что они ущедрены Господом разными благами, а именно: их дети, как новонасажденные растения, крепкие в своей юности; или: как молодые недавно расцветшие растения. Дщери их удобрены 695 , преукрашены яко подобие 696 храма, – дочери их наряжены и кругом украшены на подобие храма, или: как преукрашенный идол (языческого) храма. «Вместе с юностию, – говорит св. Злат., – пророк изображает и роскошь в одежде, и головные уборы и другие женские украшения». «Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам в честь идолов» (Бл. Феод.). Еврейский текст разумеет здесь и далее благосостояние не врагов, а самых Иудеев. Ст. 12: «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши, как искусно изваянные столпы в чертогах».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6 . Вознесися на небеса, Боже – по бл. Феодориту: «покажи всем людям высоту Твою». Св. Афанасий разумеет вознесение Спасителя на небо, исполнившее всю землю славою Божиею. С Евр.: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя»! 7 . Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша 353 душу мою и проч. С Евр.: «Приготовили сеть ногам моим: душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее». Слякоша душу, т.е. жизнь мою подвергали опасности, низлагали меня. «Устроив мне козни и поставив засады, сами уловлены были нами, и запутались в собственных сетях» (Бл. Феод., св. Афан.). 8 . Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою 354 и пою 355 во славе моей 356 . С Евр.: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить». Т.е. «готов и усердно расположен следовать словам Твоим и воспевать Твои благодеяния» (Бл. Феод.). «Готово сердце мое к приятию Св. Духа» (Св. Афан.). 9 . Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли. «Славою своею, – говорит бл. Феод., – пророк называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями – себя, как соделавшегося орудием Духа». «Псалтирем, – говорит св. Афан., – именует душу, а гуслями называет тело. Востану рано, т.е. ощутив мысленный свет, восстану на песнопение» (Св. Афан.). Или: «когда воссияет истинный свет, рассеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданного дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь» (Бл. Феод.). 10 . С Евр.: «Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен». 11 . Яко возвеличися до небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя, т.е. потому буду песнословить Тебя, Господи, что милость и правосудие Твое беспредельны, необъятны как облака и небеса. Подоб. Пс. 25:6, 107:5, 79:3, 35:8 . Под облаками св. Афанас. разумеет св. Апостолов, возвещавших истину; бл. Феод. – сподобившихся Бож. благодати, т.е. пророков и Апостолов, которые своими вещаниями прославили Бога по всей земле. – Ст. 12. С Евр.: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя»!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Откр.15:4 .  Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Они поют песнь, песнь Моисея и Агнца. Она песнь Моисея, потому что содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы на Египет от Господа чрез Моисея. Но она и песнь Агнца, ибо в ней кроме того прославляется дело человеческого спасения, совершенного Иисусом Христом. Вместе с тем эта песнь (ст. 4) есть прославление за дела Божественного всемогущества, которые были явлены над царством антихриста и свидетелями которых являются эти победившие зверя, как мученики антихристианского времени, скончавшиеся во время преследований антихриста. Откр.15:5 .  И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. В 5 ст. говорится об открытии скинии свидетельства, т. е. важнейшей части ее, которой и принадлежало значение свидетельства – откровения. И если в видении Апокалипсиса представляется открытым для всех доступ в Святое Святых, к ковчегу откровения, то это должно, очевидно, означать последние моменты Божественного откровения, последние явления Божественного суда над человеческим родом. Из Святое Святых, т. е. от самого престола Божия, как вестники, вышли семь Ангелов ( Откр.15:1 ). Им были даны чаши, наполненные гневом Божиим. А так как гнев Божий, которым были наполнены чаши, в Свящ. Писании почти всегда изображается под видом огня ( Пс 78:6 ; Иер 10:25 ), то нужно полагать, что и чаши Ангелов были также наполнены огнем. Лишь только были переданы чаши, как весь храм наполнился дымом славы Божией, так что доступ в него стал невозможен. Это нужно понимать как указание на возгоревшийся гнев Божий 74 , на предстоящие страшные казни над антихристианским миром. Откр.15:6 .  И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. Откр.15:7 .  И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При овчей купели...». По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...». На часах – тропарь воскресный. Кондак только праздника Триоди. На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 6 (со ирмосом). По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди. Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник Пасхи. Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите...». После Литургии совершается благодарственный молебен и лития. Примечание. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах...», по окончании Литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Календарь

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-09/

Дискуссионным является вопрос о литургическом характере ряда поэтических фрагментов в составе НЗ. Длина этих фрагментов, к-рые выделяются из контекста по стилю, наличию признаков поэтического языка, вводных фраз (напр., «Верно слово» в 2 Тим 2. 11-13; «беспрекословно» в 1 Тим 3. 16), часто не превышает 1-2 строк. Наиболее известны встречающиеся в корпусе Павловых посланий христологические (Флп 2. 6-11; Кол 1. 15-20; Евр 1. 3) и крещальные (Тит 3. 4-7; Еф 5. 14) поэтические фрагменты, к-рые, может быть, являются примерами древнейших христ. гимнов. Неизвестно, написаны ли они самим апостолом или заимствованы из Свящ. Предания. Спорным является вопрос и о гимнографическом характере Ин 1. 1-18. Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) В XX в. были популярны теории о литургическом характере всего 1-го Послания ап. Петра, в к-ром видели крещальную или пасхальную службу. В наст. время эти теории отвергнуты, но ряд вероисповедных формул, содержащихся в послании, рассматриваются как весьма близкие к Г. (напр., 1 Петр 3. 18-22). Нек-рые гимны в составе НЗ являются прямыми цитатами из ВЗ (напр., 1 Петр 2. 6-8) или построены на ветхозаветных аллюзиях (напр., Еф 5. 14; ср.: Ис 26. 19; 60. 1, 2). Особую категорию составляют гимны из Евангелия от Луки - песни Пресв. Богородицы (см. ст. «Величит душа Моя Господа» ), прор. Захарии и старца Симеона (см. ст. «Ныне отпущаеши» ) и ангельское славословие «Слава в вышних Богу» (см. ст. Великое славословие ). Хотя со временем эти гимны стали важными элементами церковного богослужения (см. ст. Библейские песни ), нельзя точно сказать, когда именно началось их литургическое использование (ряд исследователей указывают на лит. характер гимнов). В раннехрист. текстах также содержится множество свидетельств о введении в богослужение Псалтири (напр., 1 Кор 14. 26; псалмопение, вероятно, подразумевается в Мф 26. 30 и Мк 14. 26 под словом μνσαντες - воспев) и др. ветхозаветных текстов гимнографического характера (Откр 4. 8; 5. 12; 15. 3-4). Однако наряду с каноническими текстами в церковном богослужении использовались и произведения межзаветной лит-ры. Так, 18 псалмов Соломона , написанных на евр. языке в I в. до Р. Х., но сохранившихся только на греч. и сир. языках, встречаются в Александрийском кодексе Библии (сер. V в.). Широкое распространение получили оды Соломона (I - нач. II в.), сохранившиеся в переводах на сир., греч. и копт. языки. Ряд гимнов встречается в апокрифических Деяниях апостолов II-III вв. («хороводная песнь» в Деяниях Иоанна, песнь о Невесте и песнь о Жемчужине в Деяниях Фомы и др.) и др. памятниках.

http://pravenc.ru/text/165013.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010