Покаяние – это не просто самобичевание, как часто понимают. Бичом себя побить, расцарапать себе лицо, сказать: какой я плохой человек, и на этом успокоиться. Покаяние – это перемена жизни. Для того, чтобы человек, раскаявшись в своих грехах, получил радость, то есть Бога. Поэтому сравнивают с горлицей, которая говорит о наступлении весны. Когда нас призывают к покаянию, нас призывают к духовной весне, которая, кстати говоря, не зависит от времени года совершенно, которая может наступить хоть в январе. В самую стужу на душе может быть весна. Удивительная служба Георгию Победоносцу зимнему, она в конце ноября празднуется, и там мы говорим, что сегодня наступает весна для наших душ, память о святом Георгии. Почему? Вроде бы ноябрь, совершенно не весенняя погода. Да потому, что весна душ начинается, когда человек встречается с Создателем. И он (Соломон) говорит дальше: «Смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние» ( Песн.2, 13 ). То есть, человек весь расцветает как сады, в нем появляются маленькие добродетели, которые подобны смоковнице. И виноградной лозой он становится, то есть лозой Христовой, которая, распускаясь, издает благовоние. Смотрите – еще не принося плоды, только распускаясь. Когда человек встречается с Богом – это только начало, это ни в коем случае не конец. Многие люди думают: «Вот я покаялся, и все на этом закончилось». Ничего подобного, это только начало пути. Крещение, покаяние – это только начало пути к богоуподоблению, которое дальше описывает душа человеческая. И дальше Жених говорит: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» ( Песн.2, 13–14 ). Почему душа называется «голубицей»? Потому что она стала пронизанной силой Святого Духа. Она окрылела крылами Святого Духа – истинная голубица. И она стала кроткой и одухотворенной в прямом смысле этого слова. Не так, как у нас часто говорят: «лицо одухотворенное», а в прямом смысле о-духо-творенная, то есть пронизанная духом Бога, Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Песнь 8 Ирмос: В се существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства Небесные и трепещут Херувимы и Серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С оревновав Озии, ты носишь в себе, душа, вдвойне его проказу, так как о недолжном мыслишь и беззаконное делаешь. Брось то, чем ты владеешь, и прибегай к покаянию (4 Цар. 15: 5; 2 Пар. 26: 19). Т ы слышала, душа, о покаявшихся Богу в «рубище и пепле» ниневитянах; им ты не подражала, но оказалась невежественнейшею всех согрешивших до и после закона (Ион. 3: 5). Т ы слышала, душа, о Иеремии, в грязной яме с рыданиями взывавшем к городу Сиону и искавшем слез; подражай его жизни – и спасешься (Иер. 38: 6). П редвидя обращение ниневитян, Иона бежал в Фарсис, ибо, как пророк, он знал милосердие Божие и к тому же пламенел ревностию, дабы не оболгалось пророчество (Ион. 1: 3). Т ы, душа, слышала, как Даниил во рве заградил уста зверей, узнала, как бывшие с Азариею отроки верою угасили разжженный пламень печи (Дан. 14: 31; 3: 24). Я всех привел тебе, душа, в пример из Ветхого Завета; подражай богоугодным деяниям праведных, а грехов людей порочных – избегай. Слава, Троичен: Б езначальный Отче, Собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Животворящий и Созидающий Дух – Единая Троица, помилуй меня. И ныне, Богородичен: П речистая! Мысленная багряница, плоть Эммануила, соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу. Песнь 9 Ирмос: Р ождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужней Матери нетленен; рождение Бога обновляет естества; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Х ристос был искушаем; диавол искушал, показывая камни, чтобы они обратились в хлебы, он (диавол) возвел на гору, чтобы во мгновение видеть все царства мира; бойся, душа, сего дела, трезвись и ежечасно молись Богу (Мф. 4: 3–9). П устыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов Светильник, вопиял, проповедуя покаяние; а Ирод бесчинствовал с Иродиадою; озирай, душа, как бы тебе не запутаться в беззаконных сетях, возлюби же покаяние (Песн. 2: 12; Ис. 40: 3; Мф. 3: 8; 14: 3; Мк. 6: 17; Лк. 3: 19–20).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Независимо от этих корректур педагогического свойства, в масоретском тексте Песни Песней есть особенные корректуры литературные. Мы разумеём здесь те новоеврейские и даже греческие элементы, которые чувствуются в языке П. Песней и на основании которых некоторые критики (Гартман, Гретц и др.) самое происхождение Песни Песней относят к македонскому владычеству. Например, Песн. 3, 9 встречается слово aphirjon, в котором уже бл. Иероним (на Исаию 7:14) узнал греческое слово φορεον, носилки, подобно тому как в книге Екклесиаст (2:8) встречается латинское слово =sedes, – каковое значение его удостоверяется в талмуде (bab. Gittin, 68, а) и как даже в Пятокнижии ( Исх.24:5 ) в некоторых списках стояло греческое слово ζητητς (иерус. Taanith 68, а). Но, понятное дело, что у ветхозаветных свящ. писателей не могло быть ни греческих ни латинских слов, и что если они вошли в текст, то не иначе как путем литературных корректур талмудистов, любивший щеголять классическими выражениями. Без всякого сомнения греческое выражение, встречающеёся в Песни Песней, употреблялось толкователями, на основании перевода LXX, для объяснения, стоявшего на его месте древнего и непонятного выражение и сначала было записано на поле свитка, а потом проведено в самый текст. Ещё более вошло в книгу Песнь Песней грамматических корректур из новоеврейского или халдейского языка. Исключительное употребление в Песни Песней вместо и даже в конструкции (3:7) вполне прилично учителям периода Мишны, но не Соломону. Подробнеё мы будем говорить о языке Песни Песней впоследствии, а теперь касаемся этого вопроса только для того, чтобы установить общий взгляде на масоретский текст нашей книги, как уклонившийся от первоначального текста. К такому взгляду мы пришли не только в виду открывающихся в масор. тексте очевидных повреждений, но и потому ещё, что в нем одном мы видим возможность соглашения критики по общему вопросу о происхождении занимающей нас книги. Представьте себе в самом деле удивление исследователи, когда он изучая ветхозаветного писателя и, следовательно, стоя на древней еврейской почве, вдруг почувствует, что эта почва под ним поколебалась; вместо священной древности, на него вдруг повеяло Мишною и талмудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

ДАНИИЛА В РОВЕ СЛЫШАЛА ТЫ, ДУША, КАК ОН ЗАГРАДИЛ УСТА ЗВЕРЕЙ, УЗНАЛ, КАК ОТРОКИ, БЫВШИЕ С АЗАРИЕЮ, УГАСИ­ЛИ ВЕРОЮ ПЛАМЕНЬ ПЕЩИ ГОРЯЩИЙ. Дан. 14,31. 3,24. ВЕТХАГО ЗАВЕТА ВСЕ ПРИВЕЛ К ТЕБЕ, ДУША, КАК ПОДОБИЕ, ПОДРАЖАЙ ПРАВЕДНЫХ БОГОУГОДНЫМ ДЕЯНИЯМ, ИЗБЕГНИ ЖЕ ЛУКАВЫХ ГРЕХОВ. СЛАВА: БЕЗНАЧАЛЬНЫЙ ОТЧЕ, СЫНЕ СОБЕЗНАЧАЛЬНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ БЛАГИЙ ДУШЕ ПРАВЫЙ, СЛОВА БОЖИЯ РОДИТЕЛЬ, ОТЦА БЕЗНАЧАЛЬНОГО СЛОВО, ДУШЕ, ЖИВУЩИЙ И ЗИЖДУЩИЙ, ТРОИЦЕ ЕД И НИЦА, ПОМИЛУЙ МЕНЯ. И НЫНЕ: КАК ИЗ ПУРПУРОВОГО СОСТАВА, ПРЕЧИСТАЯ, МЫС­ЛЕННАЯ БАГРЯНИЦА ПЛОТЬ ЭММАНУИЛА ВО ЧРЕВЕ ТВОЕМ СОТКАЛАСЬ, ПОСЕМУ ТЕБЯ, КАК БОГОРОДИЦУ, ВОИСТИНУ ПОЧИТАЕМ. Песнь 9-я ХРИСТОС БЫЛ ИСКУШАЕМ; ДИАВОЛ ИСКУШАЛ, ПОКАЗУЯ (ЕМУ) КАМНИ, ДА БУДУТ ХЛЕБЫ; НА ГОРУ ВОЗВЕЛ (ЕГО) ВИДЕТЬ ВСЕ ЦАРСТВА МИРА В МГНОВЕНИЕ; БОЙСЯ, О ДУША, ОБОЛЬЩЕНИЯ, БОДРСТВУЙ И МОЛИСЯ ВСЯКИЙ ЧАС БОГУ. Матф. 4, 3-9. ГОРЛИЦА ПУСТЫННОЛЮБНАЯ, ГЛАС ВОПИЮЩАГО ВОЗГЛАСИЛ ХРИСТОВ СВЕТИЛЬНИК, ПРОПОВЕДУЮЩИЙ ПОКАЯНИЕ: ИРОД БЕЗЗАКОНСТВОВАЛ С ИРОДИАДОЮ; СМОТРИ, ДУША МОЯ, ДА НЕ УВЯЗНЕШЬ В СЕТИ БЕЗЗАКОННЫХ, НО ВОЗЛЮБИ ПОКАЯНИЕ. Песн. 2,12. Ис. 20, 3 Ин. 5,33. Мф. 3,8. 14,3. В ПУСТЫНЮ ВСЕЛИЛСЯ ПРЕДТЕЧА БЛАГОДАТИ, И ИУДЕЯ И САМАРИЯ СТЕКАЛИСЬ СЛУШАТЬ ЕГО, ИСПОВЕДЫВАЛИ ГРЕХИ СВОИ И КРЕСТИЛИСЬ С УСЕРДИЕМ, НО ИМ ТЫ НЕ ПОДРАЖАЛА, ДУША. Мф. 3,5.6. БРАК ЧЕСТЕН И ЛОЖЕ НЕПОРОЧНО; ИБО ОБА ХРИСТОС ПРЕЖДЕ БЛАГОСЛОВИЛ, ПРЕБЫВАЯ ВО ПЛОТИ, ПРЕТВОРИЛ В КАНЕ НА БРАКЕ ВОДУ В ВИНО, ЯВИВ ПЕРВОЕ ЧУДО, ЧТОБЫ ТЫ ИЗМЕНИЛАСЬ, О ДУША. Евр. 13,4. Ин. 2,2. ХРИСТОС УКРЕПИЛ РАЗСЛАБЛЕННАГО, ВЗЯВШАГО ОДР СВОЙ, УМЕРШЕГО ЮНОШУ, СЫНА ВДОВИЦЫ, ВОЗДВИГ ОТ СМЕРТИ, (ИСЦЕЛИЛ СЛУГУ) СОТНИКА, И, ОТКРЫВ СЕБЯ САМАРЯНКЕ, ИЗОБРАЗИЛ ТЕБЕ, ДУША, СЛУЖЕНИЕ ДУХОМ. Матф. 9,6. 8,13. Лук. 7,14. Ин. 4,24. ГОСПОДЬ ИСЦЕЛИЛ КРОВОТОЧИВУЮ ЧЕРЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЕ К ОДЕЖДЕ (ЕГО), ОЧИСТИЛ ПРОКАЖЕННЫХ, ДАЛ ПРОЗРЕНИЕ СЛЕПЫМ, ИСПРАВИЛ ХРОМЫХ, ГЛУХИХ, НЕМЫХ И СОГБЕННУЮ УВРАЧЕВАЛ СЛО­ВОМ, ЧТОБЫ ТЫ СПАСЛАСЬ, НЕСЧАСТНАЯ ДУША. СЛАВА: ОТЦА ПРОСЛАВИМ, СЫНА ПРЕВОЗНЕСЕМ, БОЖЕСТВЕННОМУ ДУХУ С ВЕРОЙ ПОКЛОНИМСЯ, ТРОИЦЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЙ, ЕД И НИЦЕ ПО СУЩЕСТВУ, КАК СВЕТУ И СВЕТАМ, И ЖИЗНИ И ЖИЗНЯМ, ЖИВОТВОРЯЩЕЙ И ПРОСВЕЩАЮЩЕЙ КОНЦЫ.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

Жених входит в дом невесты, которая со своими подругами с нетерпением ждет его появления (Мф 25:6): жених берет (Чис 12:1; 1 Пар 2:21) 69 невесту при торжественных выражениях веселья (Пс 44:15). Отселе — это молодая чета. В сопровождении своих родных, друзей и подруг, молодые направляются в брачный дом жениха с веселой свитой факельщиков, музыкантов и певцов (Откр 18:22–23); девицы — подруги новобрачной — встречают жениха и провожают молодых со светильниками в руках, без которых они не могут быть допущены в число приглашенных (Мф 25); на улице теснятся любопытные зрители процессии (Песн 3:11); друзья жениха и подруги невесты поют брачную песнь (Иер 7:34), прославляя молодую супругу. В доме жениха молодых ждал праздник, на который приглашались все друзья и соседи (Быт 29:22; Мф 22:1–10; Лк 14:8; Ин 2:2). Домохозяин снабжал своих гостей приличными (Мф 22:11) для праздника одеждами. Праздник продолжался семь, а иногда даже четырнадцать дней (Суд 14:12; Тов 8:19). Гости предавались увеселениям, особенно любимым на Востоке, а именно загадкам (Суд 14:12), всегда заключающим в себе практический смысл, равно как и другим забавам и развлечениям. Теперь жених входил в прямое сообщение со своей невестой и радость друга жениха была исполнена , потому что он слышал, как молодые беседуют между собой (Ин 3:29): значит дело, возложенное на него, приведено к доброму концу. В том случае, когда невеста была девица, гостям раздавались поджаренные колосья — символ многочадия и благополучия, которое призывалось на деву в ее супружеском жилище. Новобрачный был уволен в продолжение целого года от военной службы и вообще от всех общественных дел, которые могли бы удалить его из дома.   III. Супруга В законодательстве Моисея относительно супруги нужно различать две стороны: существенную , дух законодательства, и случайную , то, что Моисей терпел или допускал между евреями “по жестокосердию” (Мф 19:8) их, как сказал Спаситель. Первая сторона наследована и развита христианством; по второй ислам, так унизивший женщину и супругу между народами Востока, может вполне хвалиться тем, что он служит продолжателем и усовершителем, конечно, не Моисеева закона, а только того, что допускалось, терпелось Моисеевым законом.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

4) отсюда в предметы услаждения для сей способности выражаются вещами, приличными вкусу и чувству: а) сладкозвучием, красотой формы ( Песн.2:14 ); б) млеком ( 1Пет.2:2 ); в) свежим и благовонным мёдом, текущим из сот ( Пс.18:11, 118:103 ); г) сребром, златом и другими, увеселяющими взор, вещами ( Пс.118:72:127 ); д) в отвлечённом смысле благодатью ( Кол.4:6 ; Еккл.10:12 ; Еф.4:29 ). 5) Некоторые псалмы, например, 118, многие места в Пророчествах и Посланиях, также целая книга Соломонова Песнь Песней изображают деятельность в высшей степени развитого религиозно-эстетического чувства. Нужно ли в поучениях развивать эту способность наравне с другими способностями души? Нужно; это доказывается: а) свойством сей способности и великим участием, какое принимает она в духовной жизни человека; дотоле у нас нет ни склонности, ни охоты к вещам Божественным, доколе мы не получили вкуса к ним и живого сочувствия; с другой стороны, по идее Религии, истинный Христианин есть сам по себе высокое изящество; b) примером Спасителя, Который любил действовать на эстетическое чувство своих слушателей. Спаситель, предлагая народу притчи, избирал для них предметы, сладостно действующие на чувство, например, ниву, прекрасный сад, брачные торжества и проч. и представлял в превосходной эстетической форме; с) советом Ап. Павла, который именно заповедует, чтобы, как в разговорах вообще, так и в преподавании учения, выражалась благодать или духовная приятность ( Кол.4:6 ; Еф.4:29 ), приветливость и кротость ( 2Тим.2:23–25 ); d) советом Отцов в рассуждении того же предмета: «oporteat modicis salibus conditum esse sermonem, пишет Исидор Пелус. (Lib. IV. Epist. XLIX, ad Iobi. VI. 6), ut et suauis sit inmelligenmibus, et aptus ad nutriendum, et in animum auditorum penetret». 13 Развивать же вкус или религиозное чувство посредством Христианских наставлений значит – отвлекая душу от чувственного, располагать её к чистому, святому, мирному и возвышенному услаждению предметами духовными, настраивать её к тому, чтобы она привыкала непрестанно углубляться в блаженные созерцания вечной красоты – Бога (см. soliloquium animae cum Deo, бл. Августина, многие молитвы, песни и каноны церковные , особенно канон покаянный Иисусу сладчайшему) и Его закона ( Пс.1:2–3, 118:14, 20, 55, 62, 81:97 ), равно как сокрушаться при мысли, что есть люди, которые не умеют находить услаждения в законе Господнем, а потому не исполняют его ( Пс.118:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Но некоторые историки предполагают, что Зоровавель «занимал какую-либо должность при дворе в Вавилоне» 140 , почему мог носить и второе имя. Вероятность данного предположения покоится на допущении особых прав, которыми пользовались в плену потомки Давида (Пример Иехонии 4Цар. 25:27 ), как потомки почетного рода. Даже если это допущение и не необходимо, то уже обстоятельство назначения Зоровавеля на высокий пост областеначальника могло послужить поводом дать ему другое имя. Обычай давать второе имя иностранцу, занимающему высокий пост, был вообще распространенным и принятым обычаем того времени, свидетельствующим о вассальной зависимости этого лица от своего правителя 141 . Но говорят, что нельзя относить имени Шешбацар и Зоровавель к одному лицу потому, что оба эти имена вавилонские и их применение к одной личности едва ли могло иметь место 142 . Что касается имени Шешбацара, то оно пока еще не поддается полному филологическому анализу, и его корень и значение доселе еще не определены 143 , поэтому и говорить о нем решительно, как слове вавилонского происхождения, пока еще нельзя. Некоторые исследователи предполагают, что Шешбацар – персидское имя 144 . Имя Зоровавель производят также различно: то от (рассеянный в Вавилоне), то от (рожденный в Вавилоне). К первому мнению склоняется Селлин 145 и особенно Кайзер 146 на том основании, что пророк 3ахария сравнивает Зоровавеля с масличною ветвью ( Зах. 4:2–14 ), которая каплет масло. Кайзер видит указание на это же и в книге Песнь Песней ( Песн. 1:2 ), представляющей, по его мнению, поэтическое воспроизведение лиц и событий периода освобождения иудеев из плена вавилонского. Защитников второго мнения производства имени Зоровавеля гораздо более, и это производство кажется лучше подходящим к филологическому анализу слова. Это имя можно назвать вавилонским лишь постольку, поскольку в его вторую составную часть входит слово . Итак, положение, что оба имени Шешбацар и Зоровавель – имена вавилонские, – это еще большой вопрос. При том, если бы эти имена были и чисто вавилонские, то неужели вполне нужно согласиться с указанными возражениями ученых, что они одновременно не могли быть даны одному и тому же лицу? Мейер, твердо отстаивающий мысль о вавилонском происхождении имени Шешбацар, говорит: «ничто не препятствует, чтобы вавилонский иудей носил вавилонское имя» 147 . Но помимо указанных исторических аналогий о возможности и действительности ношения одним и тем же лицом двух имен за тожество Шешбацара с Зоровавелем говорит факт приписывания им одновременно одной и той же деятельности. В первой книге Ездры ( 1Ездр. 1:2 ) говорится, что Шешбацар взял сосуды «при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим», очевидно, он отправился не вперед каравана (Мейер, Никель, Гольцей), а вместе с караваном, а во 1Ездр. 2:2 говорится о пришедших пленниках с Зоровавелем и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Один из. монашествующих встал и, словно вдохновленный [свыше], попросил Феодора поведать перед всеми о его прегрешениях . Тот, пристально посмотрев на него, изрек: « " Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него… подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением " (Плач. 3, 27–30). Ты же тяжело переносишь поношения за Христа» . Когда этот [монах] сел, то встал другой, спросив о себе. И [Феодор], опять пристально посмотрев на него, сказал: «Написано: Вертоград заключен, сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен " (Песн. 4, 12). Ты же, наоборот, отверст и [твою] жатву расхищают " вси мимо–ходящии путем " (Пс. 79, 13)» . Когда и этот [монах], преисполнившись великим стыдом, сел, то встал третий, и на его вопрошание [Феодор] ответил: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу Нашему» (Пс. 39, 2–4) . Когда [монах] этот сел, проливая обильные слезы, а с ним вместе заплакали и многие другие, то встал еще один и ему, желавшему узнать о себе, [Феодор] изрек: « " Долготерпелив муж мног в разуме; малодушный же крепко безумен " (Притч. 14, 29) . Исправляй себя». После того, как и этот [инок], помрачнев, сел, встал некто Орион, ливиец родом и плотник по ремеслу (как я узнал позднее), и пожелал услышать о своих грехах. [Феодор] сказал: «Терпение нужно всем, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36) . После Ориона встал Пателлолий и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: « " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов " (Гал. 6, 2) . Исправляй себя». И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: «Поверьте мне, он страшен для бесов» . Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: « " Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань " (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Из всех таргумов на Писания в иудейском богословии наибольший авторитет имеют таргумы на 5 мегиллот, потому что только их чтение дозволено было в синагогах, следовательно они имели церковный авторитет. Таргумы же на прочие Писания не дозволены были к употреблению в синагогах. Таргумы на 5 мегиллот имеют разный характер и различное достоинство. Таргумы на Руфь и Плач сравнительно близки к священному тексту, заключают в себе добавления назидательные и экзегетические, но сравнительно сносные и терпимые, хотя критико-текстуального значения не имеют. Таргум на Плач составлен под влиянием LXX и Пешито. Он составлен очень поздно, так как в нем упоминаются враги римлян персы (4, 22), имеет хагадический характер и палестинское происхождение, испещрен греческими и латинскими словами. На Есфирь сохранилось три таргума: 1) короткий, довольно буквальный, изданный в Антверпенской полиглотте; 2) распространенный, наполненный баснями и нелепостями еврейской фантазии, помещенный в Лондонской полиглотте; и 3) изданный Тэйлером в латинском переводе, под именем targum posterius, наполненный раввинским остроумием. По выражению Ейхгорна, все эти три таргума подобны ветру и облакам без дождя, – пусты для критика и экзегета! Таргум на Екклезиаст отличается чересчур парафрастическим характером и применением, в большинстве неудачным, общих истин священного текста к частным обыденным явлениям. Например, слова Еккл.5:7 : «увидишь в стране притеснение бедному» – прилагает к купцам, притесняющим покупателей и бедняков. Еккл.10:14 : человек не знает будущаго – прилагается к слепому, которого охраняет Провидение... Очевидно, и к этому таргуму приложима Ейхгорнова оценка. Особенно же характерен таргум на Песнь Песней. В нем есть указание на время его происхождения. Так, в таргуме на Песн.1 и 5– читаем: благословен Бог , давший закон через Моисея, шесть трактатов мишны и талмуд с объяснением; в 1, 7 – прекраснейшая из женщин – гурия. Евреи рассеяны между сынами Измаила, т.е. магометанами. Очевидно, таргум составлен не ранее VII-VIII вв. по Р.Х. Замечательнее всего то, что священный текст здесь не переводится и даже не толкуется и не парафразируется, а лишь известными словами и буквами дает повод для обширного авторского словоизлияния, направленного к прославлению Израиля и его истории, начиная с Моисея и до Александра Македонского, Антиоха Епифана и римлян. При этом историк-панегирист путает Александра Македонского и Антиоха Епифана (например в 6, 8). Сообразно с путаницей действительной истории, много вставлено сказок. Например, у евреев почернели лица, «как у эфиопов», когда они слили золотого тельца, и просветлели, когда истребили его. Моисей поднимался на воздух, и т.п. (1, 2–5). Вообще галаха и хагада иудейского толкования здесь удачно соединяются и с успехом могут изучаться ученым по этому таргуму. Таргумы на Иова, Притчи, Псалтирь и Паралипоменон

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010