Наверное, стоит их перечислить: 1. пророческая песня (1 библейская песнь) — это песнь Моисея и его сестры Мариамны после перехода через Чермное море (Исх. 15); 2. библейская песнь — предсмертная песнь Моисея (Второзак. 32); 3. библейская песнь — песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 1); 4. библейская песнь — песнь пророка Аввакума (Авв. 3); 5. библейская песнь — песнь пророка Исаии (Ис. 26); 6. библейская песнь — песнь пророка Ионы (Иона 2); 7. библейская песнь — песнь трех отроков в пещи огненной (Дан. 3); 8. библейская песнь — непосредственное продолжение 7 песни, но более возвышенное и поэтичное. В протестантских изданиях этих пророческих песней (7 и 8) нет. Там 3 глава книги пророка Даниила существенно усечена; 7 и 8 песни относятся к так называемым второканоническим частям Ветхого Завета; 9. библейская песнь — песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа…» — Лк. 1:46–56). 10. пророческая песнь — песнь святого пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк. 1:68–79). Подобно тому как стихиры на «Господи, воззвах» возникли как некоторые припевы к светильничным Псалмам (140, 141, 129 и 116), тропари канонов первоначально стали возникать как припевы к этим библейским песням. Среди ученых–литургистов сейчас господствует мнение, что ранней яормой канона являлся канон неполный, т. е. состоящий не из 9 песней. По всей видимости, начали писать припевы к последним песням, новозаветным, и доныне сохраняется такая литургическая реалия, как трипеснцы и даже есть один двупеснец в современном богослужении, который состоит только из 8 и 9 песней. 9 пророческая песнь — песнь Пр. Богородицы как бы выпадает из общего течения канона в силу ее особой важности, особого положения. Она не соединяется с тропарями. Каждый стих этой песни в современном богослужении имеет один и тот же припев, всем известный: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». К остальным песням припевами как раз и является то, что мы теперь называем ирмосами и тропарями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

1-ая песнь воспета Мариамной, сестрой Моисея, по случаю чудесного перехода евреев через Чермное (Красное) море. Начинается она словами: «Поем Господеви, славно бо прославися» ( Исх. 15, 1–19 ). 2-ая песнь Моисея во время странствования евреев по пустыне: «Вонми небо и возглаголю» ( Втор. 32, 1–44 ). 3-ья песнь Анны, матери пророка Самуила, благодарственная за рождение сына: «Утвердися сердце мое в Господе» ( 1Цар. 2, 1–10 ). 4-ая песнь Пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененныя: «Господи, услышах слух твой и убояхся» ( Авв. 3, 2–20 ). 5-ая песнь Пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Эммануила: «От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже» ( Ис. 26, 9–20 ). 6-ая песнь Пророка Ионы, бывшего три дня и три ночи во чреве китове и потом выброшенного китом на сушу: «Возопих в скорби моей к Господу Богу» ( Ион. 2, 1–7 ). 7-ая песнь трех отроков в пещи огненной: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших» ( Дан. 3, 26–56 ). 8-ая песнь тех же отроков: «Благословите вся дела господня Господа, пойте и превозносите его во веки» ( Дан. 3, 57–72 ). 9-ая песнь состоит из двух частей: из песни Пресвятой Богородицы при посещении Ею Елисаветы: «Величит душа моя Господа» ( Лук. 1, 46–55 ); и песни св. пророка Захарии, отца св. Иоанна Крестителя: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим» ( Лук. 1, 68–79 ). Все эти песни в полном составе так, как они изложены в Библии , устав назначает петь или читать только в седмичные дни св. четыредесятницы. Сначала стихословится самая песнь, затем со стиха, имеющего пред собою отметку: «на 14», или «на 8», «на 6», «на 4». Для примера возьмем 1-ю песнь: «Господеви поем»: по стихам поем до «Огустеша», на 14 (включительно), после стиха «Огустеша»: сразу следует – Ирмос канона и затем поочередно все тропари канона, так что стихи песней служат припевами к тропарям канона. В дни праздничные самые песни стихословить не положено, но и припевы песней к тропарям канона обычно заменяются другими припевами, имеющими связь с содержанием канона. Так, например, теперь у тропарей воскресного канона припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», у тропарей канонов в Господские праздники: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», для крестовоскресного канона: «Слава Господи, кресту Твоему и воскресению», у тропарей канонов на Богородичные праздники: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Во время Триоди постной, на Вел. каноне: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». На Воскресной полунощнице: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». В праздники святых также свои припевы, представляющие собою молитвенное обращение к этим святым, например: «Святии архангели и ангели, молите Бога о нас», «Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», или: «Св. великомучениче, или св. мучениче, или преподобномучениче имярек, моли Бога о нас». Преподобным: «Преподобне отче Андрее, или Серафиме, моли Бога о нас», " Преподобная мати Марие, моли Бога о нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1–ая песнь воспета Мариамной, сестрой Моисея, по случаю чудесного перехода евреев через Чермное (Красное) море. Начинается она словами: « Поем Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15, 1—19). 2–ая песнь Моисея во время странствования евреев по пустыне: « Вонми небо и возглаголю» (Втор. 32, 1—44). 3–ья песнь Анны, матери пророка Самуила, благодарственная за рождение сына: « Утвердися сердце мое в Господе» (1 Цар. 2, 1—10). 4–ая песнь Пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененныя: « Господи, услышах слух твой и убояхся» (Аввакум 3, 2—20). 5–ая песнь Пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Эммануила: « От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже» (Исаии 26, 9—20). 6–ая песнь Пророка Ионы, бывшего три дня и три ночи во чреве китове и потом выброшенного китом на сушу: « Возопих в скорби моей к Господу Богу» (Ион. 2, 1—7). 7–ая песнь трех отроков в пещи огненной: « Благословен еси, Господи, Боже отец наших» (Дан. 3, 26—56). 8–ая песнь тех же отроков: « Благословите вся дела господня Господа, пойте и превозносите его во веки» (Дан. 3, 57—72). 9–ая песнь состоит из двух частей: из песни Пресвятой Богородицы при посещении Ею Елисаветы: « Величит душа моя Господа» (Лук. 1, 46—55); и песни св. пророка Захарии, отца св. Иоанна Крестителя: « Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим» (Лук. 1, 68—79). Все эти песни в полном составе так, как они изложены в Библии, устав назначает петь или читать только в седмичные дни св. четыредесятницы. Сначала стихословится самая песнь, затем со стиха, имеющего пред собою отметку: «на 14», или «на 8», «на 6», «на 4». Для примера возьмем 1–ю песнь: «Господеви поем»: по стихам поем до «Огустеша», на 14 (включительно), после стиха «Огустеша»: сразу следует — Ирмос канона и затем поочередно все тропари канона, так что стихи песней служат припевами к тропарям канона. В дни праздничные самые песни стихословить не положено, но и припевы песней к тропарям канона обычно заменяются другими припевами, имеющими связь с содержанием канона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Господь идет на крещеные, омыти (смыть) хотя (желая) Адамово рукописание (2 янв. стиховна на вечерне), данное им на задолженность диаволу. А теперь Он стер змиеву главу и отверз рай, который «затворило преступление» Адама, обольщенного лестью змиевою, вкушением древа иногда (2 янв. стиховны на вечерне; ср. Быт. 3:1–6 ). Поем, – зовет Церковь , – главы Стершему невидимых врагов (3 янв. 8-я песнь канона утрени). Агнец Божий предста к рабу, прося крещения… свободити ищай порабощенныя ны от льстиваго, и доброту (красоту) первую погубльшыя (3 янв. 9-я песнь канона утрени). На Иорданских струях стоиши… ища, Христе, овча, еже дивий (дикий) волк расторгне (разорвал) лестию (4 янв. 3-я песнь канона утрени). Род человеков горькаго мучительства вражия избавися (5 янв. 4-я песнь канона повечерия). Царь убо, мира Начальник и сущих в водах древле пронаречеся (см.: Ис. 9:7 ), но удавляется Твоим очищением и низлагается… легион; рук же Твоих, Спасе, создание, порабощенное от него, державною Твоею рукою свобождения сподобил еси (там же 6-я песнь). Избавление грядет Христос крещением подати всем верным: сим бо… низложшаго (диавола) мучителя посрамляет, Небеса отверзает, Духа Божественнаго низводит, и нетления причастие дарует (там же 8-я песнь). Змиев главы сокрушити Христос спеша, ныне грядет водами (5 янв. 5-я песнь канона утрени). Таящагося в водах борителя, князя тьмы, тщуся (стремлюсь) погубити, избавляя мир от сетей его (царские часы, стихира 6-го часа). Предгрядеши ныне на Иорданскую реку потопити змия (2-й тропарь 6-й песни канона предпразднства 2 янв.). Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, крещения прося, безгрешный, да очистит мир от лести (прелести, обмана) вражия… и очищение водою роду человеческому дарует (6 янв. стихира на стиховне). Преста лесть вражия… гора и холм врагов понижается (5 янв. 8-я песнь канона повечерия). Господь уловляет змиев, гнездам натекая (набрасывая на гнезда) многими сетьми, низлагая (их) Бог Слово; запинает же (сокрушает) уязвившаго всемирный род, сего потребль (уничтожив), избавляет тварь (6 янв. 4-я песнь канона утрени). Соблюдаемся благодатию, вернии, и печатию (крещения); яко бо губителя бежаша (там же 9-я песнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Песнь 1: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеевыми рукама Амаликову силу в пустыни победил есть. Песнь 3: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище и утверждение. Песнь 4: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи. Песнь 5: Ты, Господи мой, Свет в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения, верою воспевающия Тя. Песнь 6: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию. Кондак: Спас и Избавитель мой, из гроба яко Бог воскреси от уз земнородныя, и врата адова сокруши, и яко Владыка воскресе тридневен. Икос: Воскресшаго из мертвых, Христа Жизнодавца тридневна из гроба, и врата смертная днесь сокрушшаго силою Своею, и ада умертвившаго, и жало смертное стершаго, и Адама со Евою свободившаго, воспоим вси земнороднии, вопиюще хвалу прилежно: Той бо яко Един крепкий, Бог и Владыка, воскресе тридневен! Песнь 7: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Песнь 8: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче, огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачителие отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа. Песнь 9: Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем. Песнь 1: Древний Израиль, неомоченными (сухими) стопами прошедши глубину (дна) Чермного моря, при помощи крестообразно сложенных рук Моисея в пустыне обратил в бегство войско амаликитян. Песнь 3: Твоя Церковь веселится (исполнилась радости) О Тебе, Христе, и восклицает: Ты, Господи,– сила моя, прибежище и твердыня (опора). Песнь 4: Церковь , увидев Тебя, Солнце правды, вознесенным на крест, остановилась на месте своем в течении своем, достойно (справедливо) восклицая: слава силе Твоей, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почти во всяком каноне первая песнь указывает на песнь Моисея и его сестры Мариамны, воспетой по переходе Евреев через Чермное море. Она начинается словами: «Поим Господеви, славно бо прославися» ( Исх.15 170 ). В первой песни часто прославляется избавление христиан от смерти через Христа, что прообразовалось освобождением Евреев из Египта. Вторая песнь указывает на песнь Моисея, которую он воспел перед кончиной, для обличения непостоянства Евреев ( Втор.32 ) и содержит обличение греховности христиан. Посему эта песнь поется только в Великий пост . Третья песнь напоминает о песни Св. Анны, – матери Самуила, воспетой ею по случаю радостного и давножданного события – рождения сына ( 1Цар.2 ) и прославляет спасительное обращение ко Христу язычников, прежде не приносивших должных плодов жизни богоугодной. Четвертая песнь приспособляется к песни пророка Аввакума, и говорит о совершившемся уже пришествии Господа, которое Аввакум только еще предвидел ( Авв.3:2 ), воспевая: «Услышах слух Твой». Пятая песнь прославляет благодеяние Божие, оказанное нам через пришествие Иисуса Христа, научившего нас истинному Боговедению, и воспоминает, как об этом пророчествовал Исаия, поя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя» ( Ис.26:9 ). Шестая песнь воспевает Христа, восставшего от смерти, как Его прообраз Иона вышел невредимый из чрева рыбы, и моление об изведении человечества из глубины греховной, как Иона молился об избавлении его от смертной опасности ( Ион.2 ). Седьмая песнь содержит прославление Бога за избавление трех отроков еврейских от страшного огня в раскаленной печи, в которую они были брошены по приказанию царя Навуходоносора ( Дан.3:26–97 ) и прообразованное этим девственное зачатие и рождение Иисуса Христа, и моление об озарении нас огнем Божественным, т.е. святыми чувствами. Восьмая песнь состоит из приглашения Святыми тремя отроками всех к славословию Бога и нашего Спасителя ( Дан.3:57–90 ). Как бы исполняя это приглашение, хор поет перед ирмосом 8 песни: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В Синаксаре (греческой Минее) краткое сказание только об Акиле, при чем он называется «иереем и мучеником». В славянском прологе три различных сказания об ап. Акилле одно в Стишном Прологе, почти сходное с Менологием Василия; другое – в Стишном Прологе, без всяких упоминаний о священстве и епископстве св. Акилы и его проповеди в разных странах и мученической его кончине; третье – в печатном Прологе со всеми этими подробностями. Первые два чтения внесены в Макариевкие Большие Четьи Минеи, из них второе, вероятно, более древнее и встречается в Пергаментной рукописи прологов (Хлудовском, Типографском и др.). Очевидно существовало несколько редакций его жития; в одних сообщалось только то, что известно по Апостольским Деяниям и Посланиям ап. Павла, в других приводились дополнительные сведения, из разных источников (А. Пономарев. Богословская энциклопедия, под редакцией А. П. Лопухина , т. I. 388). В службе 14 июля в славянской служебной Минее сообщаются некоторые сведения об ап. Акиле, а именно, что он был учеником св. Павла: «Твоя похвалы Лука Богогласный воистину написа, священнаго бо Павла ученик» (5 песнь канона: «Ты ученик Павла», 9 песнь и др.). Прославляется страннолюбие Акилы: «Божественный странноводец был» (5 песнь канона). Что ап. Павел посылал св. Акилу на проповедь, о том в стихирах на Господи воззвах: «Павел великий, яко светлую лучу во вселенную тебе, блаженне, пусти…» Описываются подвиги Акилы в разрушении идольских капищ: «Идольские храмы вся разорил еси» (1 песнь канона), называется св. Акила «богомудрым сосудом слова Божия, проповедником, истребителем лести», священником (песнь 4 и 6 канона), «светильником мира» (9 песнь), «священнотаинником, наставником языков» (песнь 7 и 9 канона). Есть указание в службе на мученическую кончину св. Акилы, он называется «божественного Спаса страдальцем» (9 песнь), «пострадавшим за Христа доблестно» (3 песнь канона), «славным священномучеником» (7 песнь канона); «страданиями он (Акила) исплел себе венец» (седален). «Блаженно (Акила) пострадал за Христа, кровь излияв» (9 песнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

3) Если в Неделю случатся два святых или два празднества, из коих каждому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то «Блаженны» из Октоиха поются на 4-ре, затем 1-му святому поется 3-я песнь канона, а 2-му святому 6-я песнь канона, каждая на 4-ре, обе на 8-мь. 4) Если в Неделю случится предпразднство или попразднство, или отдание праздника, то поются «Блаженны» из Октоиха на 6-ть и предпразднства 3-я песнь или праздника песнь рядовая на 4-ре (в попразднство и отдание). 5) Если в Неделю случится попразднство и, кроме того, святой, которому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то из Октоиха поются «Блаженны» на 4-ре и из канона предпразднства – песнь 3-я или (в попразднство и отдание праздника) песнь рядовая на 4-ре, и из канона святому – песнь 6-я на 4-ре. После «Блаженны» Октоиха иногда читается не 3-я, а 6-л песнь канона. Так, положено: а) в Недели пения Триоди Постной, именно: в Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, первую и третью Великого поста, и б) в Недели пения Триоди Цветной, именно в Недели: мироносиц, расслабленного, Всех Святых. III. Антифоны праздничные состоят из стихов пророческих, из псалмов, приличных воспоминаемому событию, в которых раскрывается сила праздника. За каждым стихом 1-го антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». За каждым стихом 2-го антифона поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы», или: «Во Иордане крестивыйся (смотря по празднику) поющия Ти, аллилуиа». По окончании 2-го антифона, как и всегда, поется тропарь: «Единородный Сыне». За каждым стихом 3-го антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны в Типиконе называются «праздничными» и поются только в следующие праздники Господни: 1) в Воздвижение креста Господня, 2) Рождество Христово, 3) Богоявление, 4) Преображение Господне, 5) Неделю ваий, 6) Неделю Пасхи и во все дни Светлой седмицы, 7) Вознесение Господне, 8) Пятидесятницу (Тип., гл. 21). Антифоны праздничные находятся в последованиях Минеи и Триоди на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

СВ. АМВРОСИЮ МЕДИОЛАНСКОМУ принадлежит прекрасное толкование книги Песнь Песней, искусственно составленное из его творений в XII веке, когда мы видим особый расцвет толкований Песни Песней на Западе 43 . Св. Амвросий говорит, что Песнь Песней представляет брак и единение между Христом и Церковию. СВ. ГРИГОРИЮ ВЕЛИКОМУ принадлежат комментарии на книгу Песнь Песней 44 . Эти комментарии не отличаются глубиною и далеко уступают его «Моралиям» на книгу Иова. Св. Григорий Великий говорит, что Песнь Песней является откровением о любви Христа к Церкви и Церкви – к Христу. Чрез образ земной любви слово Божие ведет нас от менее возвышенной любви – к более возвышенной и высшей любви. В книге Песнь Песней Церковь представлена не как служанка (ancilla), а как – Невеста (Sponsa). ДОСТОПОЧТЕННОМУ БЕДЕ принадлежит большой труд: в 7-ми книгах толкование книги Песнь Песней 45 . Он говорит, что под образом Жениха и Невесты представлена тайна Христа и Церкви. Были и другие толкователи, как, например, Алкуин, Исидор Испанский и др., но их труды менее значительны. В XII веке возникли замечательные мистические и аскетические толкования Песни Песней в понимании возвещения или откровения о любви Божией между Христом и отдельной, любящей и преданной Ему душой. Эти толкования представляют собою обширные и прекрасные произведения, и всех их можно отнести к лучшим примерам западной аскетической литературы. СВ. БЕРНАРД КЛЕРВОЙСКИЙ написал 86 проповедей, посвященных истолкованию книги Песнь Песней (1135–1153) 46 . В своем благоуханном произведении он предлагает аскетическое толкование этой священной книги. Его труд, прерванный смертью на 86-й краткой омилии, продолжил Гильберт Хойландский, его ученик. В этом же духе толкование на Песнь Песней ГОФФРЕДА ОКСЕРСКАГО (2 обширных тома) 47 , ГИЛЬБЕРТА ХОЙЛАНДСКАГО (32 проповеди на книгу Песнь Песней) 48 , ИОАННА (аббата) ФОРЛОВСКАГО (46 бесед на последние стихи книги Песнь Песней) 49 и ФОМЫ ГАЛЛУСА (Abbas Vercellensis) 50 . К этому же мистическому пониманию Песни Песней следует отнести и «Духовные Песни» СВ. ИОАННА ОТ КРЕСТА, которые перевел с испанского в стихах наш известный поэт Валерий Перелешин 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

«Лепта» - собрание духовных стихов М., употреблявшихся на практике алтайскими миссионерами в качестве внебогослужебных гимнов. Евангельские тексты, переложенные стихотворным размером, исполняли сами миссионеры, а вслед за ними и новокрещеные алтайцы, к-рые т. о. скорее усваивали правила христ. жизни. Со временем пение стихов из «Лепты» стало духовной традицией не только в миссионерских станах, но и в нек-рых сибир. городах, напр. в Бийске. Сборник содержит 18 духовных гимнов; 3 гимна из «Лепты» построены на ветхозаветных священных текстах - «Песнь из псалма 136-го», «Песнь Иосифа целомудренного в темнице» и «Покаянная молитва из псалма 50-го»; 4 гимна составлены на темы новозаветных священных повествований («Песнь Богородицы», «Песнь на Рождество Христово», «Песнь на Преображение Господне» и «Песнь о Лазаре убогом»). В «Лепту» вошли также отдельные стихотворения преподобного, написанные в разные периоды жизни: «Песнь благодарения», «Песнь покаяния», «Пятидесятый псалом», «Слово крестное», «Хвала Богородице», «Плач Богородицы», «Нафанаил», «Надгробная песнь», «Песнь о последнем Суде Христовом», «Песнь о преподобном Алексии, человеке Божием», «Урал». Тексты псалмов с нотами М. часто посылал знакомым в др. города. Так, в письме екатеринославской знакомой Н. Д. Мизко от 12 июля 1837 г. сказано: «Представляю Вам один псалом Давидов с нотами [псалом 28/29], по которым Вы можете догадаться, как я распеваю его в моих прогулках и путешествиях по службе. Ноты соответствуют еврейскому тексту, который написан под ними с переводом российским» (Письма. 1905. С. 70). «Псальма» под заглавием «Плач Богородицы» была первоначально послана автором свт. Филарету 23 марта 1834 г. для «благородных госпож, участвовавших в составлении милостыни для наших новокрещеных». В 1846 г. в Москве было опубликовано 1-е издание «Лепты в пользу бедных между новокрещеными при Церковной Алтайской миссии» с нотами к нек-рым текстам благодаря содействию московского попечителя алтайских миссионеров свящ. Спиридоновской ц. Николая Лаврова. В последующем этот сборник получил название «Лепта первая», т. к. в 1887 г. свт. Макарий (Невский) собрал и издал в Бийске «Лепту вторую». В 1901 г. в Томске была издана «Первая Лепта в нотном изложении», предназначенная для начальных школ.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010