б) засвидетельствованные Церковью как богодухновенное наследие святых апостолов книги Нового Завета: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостолов, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое соборное послание Апостола Петра, 8) Второе соборное послание Апостола Петра, 9) Первое соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе соборное послание Апостола Иоанна, И) Третье соборное послание Апостола Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, послания Апостола Павла: 13) к Римлянам, 14) к Коринфянам первое, 15) к Коринфянам второе, 16) к Галатам, 17) к Ефесянам, 18) к Филиппийцам, 19) к Колоссянам, 20) к Фессалоникийцам первое, 21) к Фессалоникийцам второе, 22) к Тимофею первое, 23) к Тимофею второе, 24) к Титу, 25) к Филимону, 26) к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова. Кроме сих да будут чтимыми книги: 1) Вторая книга Ездры, 2) Книга Товита, 3) Книга Иудифь, 4) Книга Премудрости Соломона, 5) Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, 6) Послания Иеремии, 7) Книга пророка Варуха, 8) Первая книга Маккавейская, 9) Вторая книга Мак- кавейская, 10) Третья книга Маккавейская, 11) Третья книга Ездры (Ап. 85; Лаод. 60; Карф. 33; Афан. О праздниках; Григ. Бог . I; Амфил. 1). Все священные книги да будут предметом благоговейного изучения и исследования в духе Православной Церкви. 4. Да не отменяется Символ Веры отцов, бывших на соборах в Никее в 325 году и в Царьграде в 381 году, и учение его да пребывает непреложно (II Вс. с. 1; VI Вс. с. 1). б. Церковное устройство 5. Высшим органом власти в Православной Кафолической Церкви является Вселенский собор. В области догматической Вселенский собор призван быть устами Церкви. Определения его в области канонической обязательны для всех поместных Церквей (I Вс. с. 2, III Вс. с. 8). 6. Вселенский собор может быть созван: а) по решению всеправославного органа, б) по инициативе любой поместной автокефальной церкви с согласия других автокефальных церквей. 7. Определения, касающиеся созыва Вселенского собора и его организации, принимаются Всеправославным совещанием, к участию в котором должны быть приглашены все поместные православные церкви и на котором должно быть представлено большинство из них. Порядок же работ Вселенского собора устанавливается самим Вселенским собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанна. Климент Александрийский много раз цитирует Первое Послание и один раз определяет его как «большее» ( Clem. Alex. Strom. II 15. 66. 4), что, вероятно, подразумевает знакомство Климента с «меньшими» Посланиями ап. Иоанна, по крайней мере со Вторым. Однако большинство авторов III в., включая сщмч. Ипполита Римского и сщмч. Киприана Карфагенского, не знают о существовании Третьго Послания ап. Иоанна (сщмч. Ипполит вообще цитирует только Первое Послание и только в одной гомилии, к-рая сохранилась в переводе на груз. яз.,- Traités d " Hyppolyte sur David et Goliath/Ed. G. Garitte. Louvain, 1965. Vol. 2. (CSCO; 264); в гл. 3. 2 и 7. 1 - 1 Ин 4. 14; в гл. 7. 11 - 1 Ин 5. 19). Ориген первым называет Первое Послание ап. Иоанна «кафолическим» (соборным) Посланием ( Orig. In Ioan. comm. 1. 138; 2. 149) и прямо говорит о существовании Второго и Третьего Посланий ап. Иоанна, хотя и отмечает, что нек-рые сомневаются в их подлинности ( Euseb. Hist. eccl. VI 25. 9). Евсевий Кесарийский, вероятно, следует Оригену, признавая Первое Послание как труд И. Б. и сомневаясь в подлинности Второго и Третьего Посланий, хотя и не отвергая их (Ibid. III 25. 3; Idem. Demonstr. 3. 5. 88). Офиц. признание Посланий И. Б. на Востоке происходит в IV в. и зафиксировано у свт. Кирилла Иерусалимского ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 33), в 60-м прав. Лаодикийского Собора, в 39-м послании свт. Афанасия Великого о праздниках (Афан. 2), у свт. Григория Богослова (Григ. Наз. Прав. из: Greg. Nazianz. Carmina. 12. 31) и в 85-м Апостольском правиле. Однако колебания относительно подлинности Второго и Третьего Посланий встречаются еще у свт. Амфилохия Иконийского ( Amphil. Icon. Iamb. ad Seleuc. 313), что, видимо, связано с влиянием антиохийской традиции, в к-рой признавалось подлинным только Первое Послание (Феодорит Кирский и свт. Иоанн Златоуст также толкуют только его). На Западе процесс признания Второго и Третьего Посланий происходил, видимо, под вост. влиянием и благодаря деятельности тех отцов, к-рые бывали на Востоке, в частности свт.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Рассуждая во введении к трактату о важности для христианина знания новозаветной истории, которая является содержанием Деяний святых Апостолов, К. вспоминал слова Цицерона о том, что «история есть учительница жизни» (CODR. Ser. 2. Vol. 12. Pars 1. P. 11). Узнавая историю христ. Церкви, христианин научается тому, «что Бог с самого начала заботился о Своей Церкви, всегда защищал тех... кто обращались к Нему за помощью и поддержкой, всегда был милостив и милосерд к несчастным грешникам» (Ibidem). В комментарии К. нередко проводит яркие аналогии между событиями апостольского века и совр. ему церковными событиями, подчеркивая необходимость руководствоваться апостольским примером в организации церковной жизни и в ответах на многочисленные нападки извне, к-рым протестант. общины подвергались точно так же, как и иерусалимская первохрист. община. Изучение «священной истории» (sacrae historiae - Ibidem), по словам К., является источником убежденности христианина в том, «что как некогда Бог чудесным образом сохранил Свою Церковь... так Он придет на помощь и нам сегодня» (Ibid. P. 13). Комментарии к апостольским соборным Посланиям были выпущены К. в одном общем издании в 1551 г. (анализ содержания см.: CODR. Ser. 2. 2009. Vol. 20. P. XVII-XXII; Hansen. 2006). В состав издания входили (в порядке следования библейских книг, в издании К. порядок иной): «Толкование на Послание Иакова» (Commentarius in Epistolam Iacobi//CO. Vol. 55. Col. 377-436; научное изд.: CODR. Ser. 2. Vol. 20. P. 247-320); «Толкование на Первое послание Петра» (Commentarius in Epistolam Petri I//CO. Vol. 55. Col. 205-292; научное изд.: CODR. Ser. 2. Vol. 20. P. 15-138; рус. пер.: Толкование на Первое послание Петра, Первое послание Иоанна, Первое и Второе послания к Фессалоникийцам. Минск, 2011); «Толкование на Второе послание Петра» (Commentarius in Epistolam Petri II//CO. Vol. 55. Col. 437-480; научное изд.: CODR. Ser. 2. Vol. 20. P. 321-372); «Толкование на Первое послание Иоанна» (Commentarius in Epistolam Iohannis//CO.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Епископ АВЕРКИЙ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ НОВОГО ЗАВЕТА Священным Писанием Нового Завета называется собрание тех священных книг, входящих в состав Библии, которые явились в свет после Рождества Христова . Написаны эти книги, по вдохновению от Духа Святого, учениками Господа Иисуса Христа или святыми Апостолами. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ СВЯЩЕННЫХ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Священные книги Нового Завета написаны св. Апостолами с целью изобразить спасение людей, совершенное воплотившимся Сыном Божиим — Господом нашим Иисусом Христом. В соответствии с этой высокой целью, они повествуют нам о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной жизни Его, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, об Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном воскресении из мертвых и вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры чрез св. Апостолов, разъясняют нам учение Христово в его многообразном приложении к жизни и предупреждают о последних судьбах мира и человечества. ЧИСЛО, НАИМЕНОВАНИЯ И ПОРЯДОК СВЯЩЕННЫХ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА Общее число всех священных книг Нового Завета — двадцать семь. Наименования их и обычный порядок расположения следующие: 1) От Матфея святое Евангелие (или: благовествование), 2) От Марка святое Евангелие (или: благовествование), 3) От Луки святое Евангелие (или: благовествование), 4) От Иоанна святое Евангелие (или: благовествование), 5) Деяния святых Апостолов, 6) Соборное послание св. Апостола Иакова, 7) Первое соборное послание св. Апостола Петра, 8) Второе соборное послание св. Апостола Петра, 9) Первое соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова, 10) Второе соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова, 11) Третье соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова, 12) Соборное послание св. Апостола Иуды, 13) Послание к Римлянам св. Апостола Павла, 14) Первое послание к Коринфянам св. Апостола Павла, 15) Второе послание к Коринфянам св. Апостола Павла, 16) Послание к Галатам св. Апостола Павла,

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Отступничество Израиля и брак Осии    Отступничество Израиля и брак Осии (Книга пророка Осии 3,1) Этапы взаимоотношений Израиля с Богом отражены как в пророчествах Иеремии и Иезекииля, так и во взаимоотношениях Осии с Гомерью. Жить по вере    Жить по вере (Книга пророка Аввакума 2,4) Ответ пророка на задаваемые ему вопросы: праведный верою жив будет. Видения Захарии    Видения Захарии (Книга пророка Захарии 1,7) Видения Захарии имели историческое значение для его времени, но они также имеют значимость для всех времен. Бог спасет Свой народ и произведет суд над нечестивыми. Пришествие Христа    Пришествие Христа (Книга пророка Малахии 3,1). Явления воскресшего Христа     Явления воскресшего Христа (Евангелие от Матфея 28,7) Центральным моментом христианской веры является телесное воскресение Иисуса. Благодаря записям о Его явлениях после воскресения, имеющимся в Новом Завете, не остается никаких сомнений относительно этого события. Смерть Иисуса    Смерть Иисуса (Евангелие от Иоанна 19,42). Работа Духа Святого    Работа Духа Святого (Деяния апостолов 2,4). Жизненный путь апостола Павла    Жизненный путь апостола Павла (Деяния апостолов 28,31). Живая вера    Живая вера (Послание Иакова 2,26) Иаков противопоставляет живую веру мертвой, или пустой, вере. Мертвая вера неспособна изменить жизнь человека, как это свойственно вере живой. Христианин в языческом окружении    Христианин в языческом окружении (Первое послание Петра 2,11—12). Свойства любви    Свойства любви (Первое послание Иоанна 4,19). Путь превосходнейший    Путь превосходнейший (Первое послание к коринфянам 13,1–13). Божия спасительная благодать    Божия спасительная благодать (Послание к ефесянам 1,7). Первенство Христа    Первенство Христа (Послание к колоссянам 1,18). Служение Тимофея    Служение Тимофея (Второе послание к Тимофею 4,5). Послание к Титу    Послание к Титу (2,15). Как действует любовь    Как действует любовь (ст. 7). Как действует вера (Послание к евреям 11,1).    Как действует вера (Послание к евреям 11,1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Учительные книги – это Послания апостолов. Соборные , обращенные ко всем Церквам: 6. Иакова (Иак.); 7–8. Первое и Второе Петра (1, 2 Пет.); 9–11. Первое, второе и третье Иоанна (1, 2, 3 Ин.); 12. Иуды (Иуд.) Послания апостола Павла:  13. К Римлянам (Рим.); 14–15. Первое и Второе к Коринфянам (1, 2 Кор.); 16. К Галатам (Гал.); 17. К Ефесянам (Еф.); 18. К Филиппийцам (Флп.); 19. К Колоссянам (Кол.); 20–21. Первое и Второе к Фессалоникийцам (1, 2 Фес.); 22–23. Первое и Второе к Тимофею (1, 2 Тим.); 24. К Титу (Тит.); 25. К Филимону (Флм.); 26. К Евреям (Евр.) В этих книгах повествуется о домостроительстве Церкви, правилах благочестивой жизни и христианском учении.  И завершает Библию пророческая книга –  27. Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.) Из нее мы узнаём о будущем Христовой Церкви и последних днях мира перед Вторым пришествием Господа. В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16). Если будем читать слово Божие с должным настроением, с молитвой, и понимать так, как его понимает Церковь, мы можем узнать волю Бога. «Некто спросил авву Антония: что мне делать, чтоб угодить Богу? – Что велю тебе, отвечал старец, то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди – и спасешься» 16 .  16Иоанн Мосх, блж. Луг духовный. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, 3. – М.: Правило веры, 2004. КАК ЧИТАТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О богодухновенности и истинности Священного Писания как Откровения Божия свидетельствуют следующие признаки:  а) высота его, показывающая, что оно не могло быть изобретено ограниченным человеческим разумом;  б) чистота его, свидетельствующая, что оно произошло от чистейшего ума Божия;  в) исполнившиеся пророчества;  г) чудеса; 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, С.445. Там же, с.446. То же у св. Иоанна Златоуста: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 4//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.194. «Но я не хочу, говорит апостол, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор.10, 20): не может быть одной и той же и спасаемых пища, и гибнущих. Должно, следовательно, от участия в этих похоронных бражничаньях устраняться – не из страха, потому что нет в них никакой тайной силы; но для охранения чистоты нашей совести, которая свята; из-за отвращения к демонам, которым те бражничанья посвящены, мы должны их гнушаться. И, кроме того, не должны мы принимать в них участия ради тех людей, которые по своему легкомыслию многое в дурную сторону перетолковывают, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор.8, 7). Пища не приближает нас к Богу (1 Кор.8, 8). Не то, что входит в уста, говорит Спаситель, оскверняет человека, но то, что выходит их уст, оскверняет человека (Мф.15, 11). Таким образом, употребление в пищу разного рода кушаний безразлично. Едим ли мы, говорит апостол, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем (1 Кор, 8, 8). Но непристойно в трапезе, демонам посвященной, принимать участие тем, которые удостаиваются питания Божественного» (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с.119). Там же, с.450. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, сс.190-191. Там же. С.129. Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб., 1911, с.460. свт. Феофан Затворник. Творения. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998, с.307. Преп. Ефрем Сирин. Толкование на 1 Послание к Коринфянам//Творения. Ч.7. Сергиев Посад, 1900, сс.77-79 и 84-86. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам.20, 1//Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн.1, Спб., 1904, с.187. «Апостол повелевает покупать и вкушать все, что продается на рынке (1 Кор.10)… Если он говорит римлянам „ядущий да не осуждает не ядущаго и неядущий да не осуждает ядущего“ (Рим.14, 3), то не утверждает равного значения поста и пресыщения, но говорит против тех, кои уверовав во Христа, еще иудействовали, и уверовавших из язычников увещевает, чтобы своей пищей они не соблазнили их, бывших еще слишком слабыми в вере… Ибо бывшим еще нетвердыми в вере и считавшим одни мяса чистыми, а другие нечистыми повелевается есть овощи; более же твердые в вере признавали все мяса одинаковыми» (блаж. Иероним Стридонский. Две книги против Иовиана//Творения. ч.4. Киев, 1880, сс.255-256).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Чрезвычайно трудно, даже почти невозможно привести доводы в пользу того, что проказа является одним из грехов в Библии. Книга Левит говорит, что проказа подобна греху, но сама по себе не является грехом или признаком греха. Она подобна греху в том, что отстраняет человека от культового общения с Богом. Конечно, проказа – подобно греху – это коварная прогрессирующая болезнь, которая распространяется по всему телу, делает человека нечувствительным и вызывает отвращение. Становится понятно, почему аллегористы провели такую аналогию. Немало чудес, совершенных Христом, затрагивали прокаженных. Интересно, что слепые исцелены, хромые исцелены, а прокаженные «очищены» (катаридзо). В другом контексте этот же греческий глагол приобретает совершенно определенный оттенок морального значения: Книга Деяний (15:9), Второе Послание к Коринфянам (7:1), Послание к Ефесянам (5:26), Послание Иакова (4:8) и Первое Послание Иоанна (1:7:9). Нечистота и телесные выделения (15) Этот раздел Книги Левит посвящен исключительно выделениями половых зон тела. 1 . Необычные выделения у мужчин (15:1–15) 2 . Обычные выделения у мужчин (15:16–18) 3 . Обычные выделения у женщин (15:19–24) 4 . Необычные выделения у женщин (15:25–33) Обратите внимание, что для выделений, указанных в пунктах 2 и 3, для удаления нечистоты достаточно омыться (15:18:21). В случаях 1 и 4 требуется жертвоприношение (15:14, 15, 29:30). Объяснение этому закону находится в 15:31: «Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них». Отвечая на это логическое обоснование, Иаков Нойснер пишет: «Здесь в одном-единственном предложении содержится полная священническая идеология чистоты. Все вопросы чистоты приобретают важность в результате культа. Не рассматривается ни один другой случай достижения либо сохранения чистоты» 145 . Охваченная здесь сфера находит дальнейшее отражение в исцелении Христом женщины, страдающей кровотечением ( Марк. 5:25–34 ). Она хотела прикоснуться к Его одежде. Но ее исцелила не одежда Иисуса, а ее собственная вера. Иисус не сказал: «Моя одежда исцелила тебя». И Он даже не сказал: «Я исцелил тебя». Но Он сказал: «Вера твоя спасла тебя». Не суеверие, а проявление веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

264: «Я иду приготовить»: Иоанн 14:2. 265: «образом Бога»: Колоссянам 1:15. 265: «Ибо благоугодно»: Колоссянам 1:19. 266: «Завеса в храме»: Марк 15:38. 267: «Бог есть любовь»: Первое послание Иоанна: 4:8 267: «Любовь Божия к нам открылась в том» Первое послание Иоанна: 4:9 268: «В том любовь»: 1 Послание Иоанна 4:10. 268: «Нет больше той любви»: Иоанн 15:13. 269: «Ибо так возлюбил Бог мир»: Иоанн 3:16 270: «Он, будучи богат»: 2 Коринфянам 8:9. 270: «Он, будучи образом Божиим»: Послание Павла к Филиппийцам 2:6–7. 270: «Ибо не знавшего греха»: 2 Коринфянам 5:21. 270: «А Христос за всех умер»: 2 Коринфянам 5:15. 270: «Хотя Он и Сын»: Евреям 5:8. 271: «Отче! прости им»: Лука 23:34 273: «Сила моя совершается в немощи»: 2 Коринфянам 12:9–10.   notes Примечания 1 В этом издании прописные буквы в местоимениях, относящихся к Иисусу (он, его), используются в соответствии с общими правилами языка. На наш взгляд, такой подход лучше отразит замысел автора: показать Иисуса глазами его современников [прим. теол. редактора.]. 2 Общественность США склонна игнорировать подобного рода тенденциозные представления. Недавний социологический опрос показал, что 84 процента американцев верят в то, что Иисус Христос был Богом или Сыном Божьим. В подавляющем большинстве случаев американцы верят в то, что Иисус был безгрешен, смел и эмоционально уравновешен. Им труднее представить себе, что Иисуса можно легко понять и относиться к нему как физически сильному и привлекательному человеку, практичному, теплому и благосклонному. 3 Раввин Шнеерсон умер в 1994 году. Сейчас многие любавичские евреи ждут его воскрешения во плоти. 4 Список, представленный Матфеем, раскрывает еще несколько семейных тайн. Приглядимся к именам упомянутых в нем женщин (редкость для еврейской генеалогии). Как минимум, три из них были иностранками, что, возможно, было приемом, с помощью которого Матфей намекал на то, что Иисус обращался ко всему миру. В жилах еврейского мессии текла кровь неевреев! Фамари, бездетной вдове, пришлось переодеться проституткой и соблазнить своего тестя, чтобы внести свою лепту в родословную Иисуса. Рахиль не просто притворялась, а действительно была проституткой. И «жена Урии», Вирсавия, была предметом страсти Давида, что привело ко многим известным скандалам, разыгравшимся в Ветхом Завете вокруг царского трона. Сомнительное поведение этих предков Иисуса говорит о том, что он вступил в человеческую историю в жестокое время, добровольный наследник их позора. Напротив, генеалогия Ирода Великого, в правительство которого родился Иисус, была затемнена по причине его тщеславия, поскольку он не желал делить ни с кем свое происхождение. 5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Однако греч. выражение κλεκτ κυρ может быть истолковано и как указание на реальное лицо - «избранную Кирию» (имя Кирия было широко распространено в ту эпоху; в христ. лит-ре встречается выражение «избранный» рядом с именем: ср.: Рим 16. 13; Ign. Ep. ad. Philad.11. 1) или «госпожу Эклекту» (обращение «госпожа» часто употреблялось в качестве вежливого обращения, напр.: POxy 112. 1; 300. 1; 744. 2; имя Эклекта в папирусах не встречается, но неск. раз упоминается в лат. надписях). Против последней версии, на первый взгляд, говорит стих 2 Ин 13, но совпадение имен (госпожи и ее сестры) вполне возможно. В лат. переводе сочинений Климента Александрийского также утверждается, что адресатом Второго Послания были девы и «некая вавилонянка по имени Эклекта» ( Zahn Th., Hrsg. Supplementum Clementinum. Erlangen, 1884. S. 100-103). Исследователи допускают, что адресат мог носить двойное имя (Эклекта Кирия), что было характерно для той эпохи. Наконец, под «избранной госпожой» может иметься в виду женщина, исполнявшая определенное церковное служение (как Фива в Рим 16. 1 или Нимфа (по одному из толкований) в Кол 4. 15). Жанр и структура I. Первое Послание ап. Иоанна. Раннехрист. авторы однозначно называли Первое Послание ап. Иоанна «посланием». Однако в критической библеистике вопрос о жанровой принадлежности этого текста до сих пор не получил окончательного решения. Эпистолярный характер Первого Послания отстаивал Ф. Фрэнсис, указывавший на примеры античных писем без традиц. формул приветствия и прощания ( Francis. 1970). По мнению Додда, Послание могло быть «циркулярным» письмом, отправленным сразу неск. христ. общинам ( Dodd. 1946) или посланием ко всей Церкви ( Houlden. 1973). Но против этого говорит то, что в Послании разбирается вполне конкретная ситуация. В 1-й пол. XX в. Первое Послание ап. Иоанна часто относили к жанру диатрибы ( Deissmann A. Light from the Ancient East. L., 1910; Dibelius M. Geschichte der urchristlichen Literatur. Münch., 1926. [Tl.] 2: Apostolisches und Nachapostolisches), во 2-й пол. XX в. стало принято называть его «гомилией» ( Marshall. 1978; Strecker. 1996). К. Грейстон предложил рассматривать Послание как «энхиридий», античный учебник-наставление по этике, схожий с сочинениями Эпиктета ( Grayston. 1984).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010