В ходе современной полемики представители ААЦ, исповедуя миафизитство, противопоставляют его монофизитству, понимая под последним исключительно учение Евтихия. Вот как определяются ими эти два термина. Миафизитство – «христологическая доктрина Александрийской богословской школы, утверждающая единство Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Возникла в V веке вследствие богословской полемики святого Кирилла Александрийского против Нестория Константинопольского, согласно Антиохийскому богословию проповедовавшего природное разделение во Христе… В отличие от монофизитства, миафизитство не учит о смешении двух природ во Христе или о поглощении одной в другой, но говорит лишь об их нерасторжимом единстве с полным сохранением своих свойств» . Монофизитство – «христологическая доктрина, согласно которой во Христе только одна единственная природа. И эта единственная природа Христа, согласно общему мнению, – природа Бога. То есть монофизиты признают Иисуса Христа Богом, но никак не человеком, так как в Нем нет человеческой природы, в чем и есть их главное заблуждение. Монофизитство также называют евтихианством, по имени, как принято считать, создателя этого учения – греческого архимандрита Евтихия» . Таким образом, для ААЦ: миафизитство – одна богочеловеческая природа, монофизитство – одна божественная природа. Очевидно, что такое понимание монофизитства, как исповедания только одной божественной природы Христа, является упрощенным и не аутентичным. По-видимому, впервые слово «монофизит» использует в своем трактате «Против монофизитов» Леонтий Иерусалимский, он обращает его в отношении Тимофея Элура, называя его еретиком . Слова «монофизит», «монофизитская ересь» и т.п. встречаются в трудах преподобного Анастасия Синаита. В своем произведении «Путеводитель», по замечанию игумена Адриана (Пашина), он употребляет их десять раз и относит к тем, кто исповедует одну природу Христа, в частности, к севирианам и автокефалам . Преподобный Иоанн Дамаскин монофизитами называет всех тех, кто отделился от единства Православной Церкви «под предлогом халкидонского определения». Сюда он относит последователей Феодосия Александрийского (феодосиан), Иакова Сирийского (яковитов), Севира Антиохийского, Иоанна Филопона . Общеизвестно, что все эти богословы исповедовали не только божественную природу во Христе, но божество и человечество, отказываясь при этом от халкидонской формулы «Христос в двух природах».

http://bogoslov.ru/article/4493923

Если у тринадцатилетней девочки и была выдержка, то только из подражания, глядя на взрослых, а эти слова как бы вменили ее в обязанность. До чего же, значит, был силен и тяжел сегодняшний неожиданный удар, что эта выдержка, хоть на мгновение, изменила ему самому! Изменила она и Юлии Гурьевне. Старушка украдкой вытирала глаза, пока провожали подводу, плакала идя обратно. — Зачем это бабушка плачет? — нервно, по-видимому, тоже с трудом сдерживаясь, шепнул Наташе Костя. — Как бы ей сказать… разве можно плакать? Тем более перед ними слезы показывать… Дома было пусто и тоскливо, словно только что вынесли покойника. Тяжело было одним, и не хотелось, чтобы кто-то пришел, ведь от неловкого соболезнования становится еще тяжелее. Поэтому, когда на крыльце раздались шаги, Соня торопливо встала и пошла навстречу. — Только не плачь, не расстраивай бабушку, — шепнула она пришедшей, своей бывшей няньке, Маше Садчиковой. — Что я, не понимаю? — так же тихо и торопливо ответила та и, входя в комнату, громко сказала: — А я, матушка, к вам с гостьей! Это наша Танюшка, Пашина. Печальное лицо Юлии Гурьевны осветилось мягкой улыбкой. — Гостья пришла? Так мы ее сейчас угостим. Вот тебе яичко, Танюша, смотри, какое красненькое! Ах, да какая ты нарядная! Какой у тебя капор! Хорошенькая маленькая девочка в бледно-зеленом шелковом капоре деловито оттянула свободной ручкой подол платьица и причмокнула. — И платье у тебя новое? Ах ты рыбка моя! Пойдем ко мне на ручки? Девочка протянула было ручонки, потом вдруг убрала их и, смеясь, спрятала личико на мамином плече. Теперь ласково улыбнулись и Соня, и Наташа. Даже мальчики оживились. Недаром Маша, избегавшая показываться с чужими детьми, на этот раз специально сходила к племяннице за ее бойкой и умненькой дочкой. В семье Свых очень любили детей, и крошечная девчушка своими забавными выходками и ужимками отчасти смягчила угнетенное настроение. На следующий день некоторые остролукские прихожане ездили в церковь в Березовую Луку и вернулись с сообщением, что батюшка еще в волости. Накануне на предложение семьи сопровождать его до Березовой отец Сергий ответил: «Дальние проводы — лишние слезы». Вероятно, вчера это было бы действительно невыносимо тяжело для всех — и для уезжающего, и для провожающих. Сегодня же они быстро собрались и поехали, но арестованного уже отправили.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

От живущих с нею и от тех, у кого она ночует иногда в клиросном корпусе, по старой привычке, она непременно требует, чтобы в полночь они встали помолиться, и если кто не исполняет этого монашеского правила, то начинает настолько шуметь, воевать и браниться, что поневоле все встают ее унимать. Строго следит она также, чтобы сестры ежедневно ходили на службы в церковь. Если блаженная Паша остается в келье, то, напившись чаю после обедни, садится за работу, вяжет чулки или делает пряжу. Это занятие сопровождается, конечно, внутренней Иисусовой молитвой, и потому Пашина пряжа так ценится в обители, что из нее делают пояски и четки. В иносказательном разговоре своем она называет вязание чулок упражнением в непрестанной Иисусовой молитве. Так, однажды приезжий подошел к ней с мыслию, не переселиться ли «ему поближе к дивному в духовном отношении Дивееву, и она сказала ему в ответ на мысли его: «Ну, что ж? Приезжай к нам в Саров, будем вместе грузди собирать и чулки вязать!» — то есть нагибаться при собирании грибов — класть земные поклоны и чулки вязать — учиться Иисусовой молитве. Привычка ее жить с природой, в лесу, заставляет блаженную Пашу иногда летом и весной удаляться в поле, в рощи и там проводить в молитве и созерцании по нескольку дней. Не забывает она и те монастырские послушания, которые отдалены на несколько верст от обители; познавая по прозорливости духовные потребности монашествующих, но живущих на большой дороге, в соблазне, она стремится туда бороться и со врагом, и для наставления сестер. Конечно, везде ее принимают с радостью, особым удовольствием и упрашивают пожить подольше. К особенностям ее пути относится стремление постоянно переходить с места на место. Еще прежде, когда мать-игумения предлагала ей сама и через других поселиться в монастыре, она всегда отвечала: «Нет, никак нельзя мне, уж путь такой, я должна всегда переходить с места на место!» Поэтому и теперь под старость она все странствует из кельи в келью, от монастыря в дальнее послушание или в Саров, на прежние свои излюбленные места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Заходил к нам Павел Семенович не чаще двух раз в месяц, при этом обязательно побывав у соседей. На нашей улице говорили: “Хотя Пашка и хап, а у него на участке порядок”. О чем говорили о. Арсений и Павел Семенович в последние годы, не знаю, но только видела, что Паша привязался к нему. В ноябре шестьдесят третьего года Павел Семенович пришел к нам расстроенный, умирала у него мать. Сел в столовой и заплакал. Отец Арсений стал успокаивать. “Мать верующая, всю жизнь Богу молилась, а в церковь не могла ходить, ято партийный, по должности у людей на виду, в милиции служу. Мать очень переживала, что я участковым работаю, прозвище мое знала: Пашка-хап. Да что делать, жизнь так сложилась. Очень прошу Вас, о. Арсений, прийти к нам с Надеждой Петровной и маму поисповедовать и причастить, сама тоже просит, я ей про Вас много рассказывал. Вы ко мне вечером тихонько заходите, домик в саду стоит, я у калитки ждать буду”. Часов около восьми, как договорились, вышли мы с о. Арсением и пошли. Я чего-то боюсь, а о. Арсений чему-то радуется. Вышли на улицу: темень, дождь, пришли, у калитки ждет Павел, провел в дом. Мария Карповна совсем плоха, говорит еле-еле, только глаза горят, худая, высохшая. Вышли мы в соседнюю комнату, стоим, переговариваемся. Жена Павла плачет навзрыд и только повторяет: “Такого человека, как Пашина мама, не найти, меня опекала, внуков воспитывала, в церковь хотела, а из-за нас ходить не могла. Иконку Матери Божией в чулане держала, там и молилась каждый день”. Часа через два вышел о. Арсений и нас позвал. Мария Карловна после исповеди оживилась, попросила приподнять ее на подушке и сказала: “Батюшка, Пашу моего и Зину не оставляйте. Христом Богом прошу. Хорошие они, а это, что Павел в милиции служит, ничего, он добрый, душа у него есть, многим помогал, как умел”. Потом ко мне обратилась: “Голубушка, Надежда Петровна, ты останься, отходную по мне прочти. Сегодня Господь приберет меня, ты уж просьбу мою уважь”. Никогда я отходной не читала, смотрю растерянно на о. Арсения, и что ответить, не знаю. Отец Арсений сказал мне: “Останьтесь, я псалтырь с собой взял”. Читать по-славянски умею, псалтырь много раз читала, о. Арсений и службу меня заставил изучить, с того времени как я верующей стала.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/6/

Саровский строитель объяснил, что в Дивеевской общине случалось ему быть раза два или три в год и заходить к настоятельнице на короткое время, при чем каждый раз сопутствовал ему старец Евгений; прошедшей зимой, не застав князя Шахаева, заехал в Дивеевскую обитель; были у начальницы в 4 часа пополудни и по причине вьюги остались ночевать в гостинице. Настоятельница Елисавета бывала в Сарове раза два, а иногда, может быть, и три раза в год, виделась с ним в церкви и гостинице, для принятия благословения и для нужды обители. В мае нынешнего года она ни разу не была в Сарове. Монах Евгений подтвердил показание строителя. Глафира Васильева, спрошенная в доказательство, показала, что не припомнит, когда после Пасхи Елисавета ездила в Саров. О неблагочинном обращении начальницы Елисаветы следователю Розову не говорила, а говорила это про казначею Евфимию. Анисья Солдатова показала, что ездила с Елисаветою за кучера в Саров, но также и в Арзамас; в мае с нею не ездила, а в июне ездила по поручению Гликерии просить леса. Пелагея Гумилевская — что после Пасхи Елисавета в Саров не ездила. Гликерия о сем не знает, а слышала; а о поездке в июне подтвердила. Свидетельница по ссылке Елисаветы Ксения Мусина показала, что строитель бывал в Дивеевской обители два или три раза в год, и в келье Елисаветы на час или на два, много на три, что пересуды о сем от сестер Иоасафовой партии она считала вражьим научением. Прасковья Пашина—не знает и не слыхала. Анисья Солдатова — о пересудах не слыхала и не было ничего соблазнительного. Дарья Каменская (построившая церковь) — что она постоянно находилась в кельях начальницы Елисаветы; при посещении строителя было одно назидательное и полезное для жизни духовной. Екатерина Енгалычева — о пересудах не слыхала; строитель, по благочестивой жизни, заслуживает полного уважения, в Елисавете всегда видела назидательный пример духовной жизни. Матрона Бобкова о неприличиях не слыхала; Елисавета для всех добрая мать; о строителе ничего, кроме хорошего, не знает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Заходил к нам Павел Семенович не чаще двух раз в месяц, при этом обязательно побывав у соседей. На нашей улице говорили: «Хотя Пашка и хап, а у него на участке порядок». О чем говорили о. Арсений и Павел Семенович в последние годы, не знаю, но только видела, что Паша привязался к нему. В ноябре шестьдесят третьего года Павел Семенович пришел к нам расстроенный, умирала у него мать. Сел в столовой и заплакал. Отец Арсений стал успокаивать. «Мать верующая, всю жизнь Богу молилась, а в церковь не могла ходить, я-то партийный, по должности у людей на виду, в милиции служу. Мать очень переживала, что я участковым работаю, прозвище мое знала: Пашка-хап. Да что делать, жизнь так сложилась. Очень прошу Вас, о. Арсений, прийти к нам с Надеждой Петровной и маму поисповедовать и причастить, сама тоже просит, я ей про Вас много рассказывал. Вы ко мне вечером тихонько заходите, домик в саду стоит, я у калитки ждать буду». Часов около восьми, как договорились, вышли мы с о. Арсением и пошли. Я чего-то боюсь, а о. Арсений чему-то радуется. Вышли на улицу: темень, дождь, пришли, у калитки ждет Павел, провел в дом. Мария Карповна совсем плоха, говорит еле-еле, только глаза горят, худая, высохшая. Вышли мы в соседнюю комнату, стоим, переговариваемся. Жена Павла плачет навзрыд и только повторяет: «Такого человека, как Пашина мама, не найти, меня опекала, внуков воспитывала, в церковь хотела, а из-за нас ходить не могла. Иконку Матери Божией в чулане держала, там и молилась каждый день». Часа через два вышел о. Арсений и нас позвал. Мария Карповна после исповеди оживилась, попросила приподнять ее на подушке и сказала: «Батюшка, Пашу моего и Зину не оставляйте. Христом Богом прошу. Хорошие они, а это, что Павел в милиции служит, ничего, он добрый, душа у него есть, многим помогал, как умел». Потом ко мне обратилась: «Голубушка, Надежда Петровна, ты останься, отходную по мне прочти. Сегодня Господь приберет меня, ты уж просьбу мою уважь». Никогда я отходной не читала, смотрю растерянно на о. Арсения, и что ответить, не знаю. Отец Арсений сказал мне: «Останьтесь, я псалтырь с собой взял». Читать по-славянски умею, псалтырь много раз читала, о. Арсений и службу меня заставил изучить, с того времени как я верующей стала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Милицейский иконостас . О возрождении псковского храма Успения с Пароменья (настоятель – священник Виталий Скнар), переданного епархиальному Отделу по взаимодействию с правоохранительными органами//Фома. - – апрель 2008. – С.93. – (рубрика « Псков: Церковь на фоне истории »). Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий . Наша подлинная свобода . Фото пресс-службы Псковской епархии//Фома. - – апрель 2008. – С.94. – (рубрика « Псков: Церковь на фоне истории »). Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов . Оплечье России . Фото пресс-службы Администрации Псковской области//Фома. - – апрель 2008. – С.95. – (рубрика « Псков: Церковь на фоне истории »). Псков. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этого города? Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 19-20 февраля 2008 года//Фома. - – апрель 2008. – С.94-95. – (рубрика « Псков: Церковь на фоне истории »). Игорь Романов , доктор социологических наук, руководитель проекта «Берег России». Духовная граница //Фома. - – апрель 2008. – С.94-95. – (рубрика « Псков: Церковь на фоне истории »). Комментарий к приведенным выше итогам социологического опроса – «таблице ассоциаций». Первый шаг. Подвиги и будни Псковской епархии /Автор - Денис Маханько . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – апрель 2008. – С.96-102. – (рубрика « Псков: Церковь на фоне истории »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.103-126. (на заставке – фото Натальи Кувановой) Настоящее прошлое: Дмитрий Володихин . История одного монаха . Иллюстрации: Фотопортрет К. Н. Леонтьева 1880-х гг., картина В. Маковского (1866 год) «Литературное чтение», фото из архива «Фомы» («Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон»), фотоиллюстрация А. Пашина («Оптина Пустынь до революции»)//Фома. - – апрель 2008. – С.105-110. – (рубрика « Настоящее прошлое »). О жизни известного русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891), блистательного интеллектуала второй половины XIX века, который прошел путь «от холодного нарциссизма – к смирению монаха, от поиска красоты рукотворной – к обретению Красоты божественной».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-60-a...

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА КЛИМОВА (220 1/3 221 2/3). Преп. С. велел ей приготовить жилище для «высокой Госпожи, которая жить будет у вас!.. Вы все и служите Ей», имея в виду свою икону Богородицы. Эта пристройка будет служить также для молитвы и как трапезная. Икону, согласно просьбе преп. С., передал в дар саровский игумен. Таким образом, она не сама перенеслась чудесным образом. Ср. 214 2/3. Ольга происходила из образованной семьи, но по какой–то причине никогда и речи не было о том, чтобы сделать ее настоятельницей. ПАРАСКЕВА: Прасковьи часто именуются Параскевами, что более правильно. ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА ПАШИНА, монахиня СЕРАФИМА, 5–я основательница. Она была призвана преп. С. и принята в Дивеево до 1827 года, а не в 1828–1829 годах, как говорит Чичагов на с. 231 1/2, так как входила в число первых семи сестер–основательниц. Она свидетельница закладки канавки и чуда с деревом (см. с. 177–179). Во время расследования 1861 года Филарет признает ее свидетельство особо авторитетным (681 4). В силу всех этих причин Прасковья — одна из наиболее надежных свидетельниц. Необходимо подчеркнуть это, ибо одно из ее свидетельств, более пространное, чем все параллельные ему свидетельства, настолько необыкновенно, что никто не осмеливается упоминать его. Поместив себя скорее в христологическую перспективу Послания к Евреям и Деяний Апостолов, чем в то направление, которое возобладало в Посланиях Павла, преп. С., не сомневаясь, проводит аналогию между спасительным делом Христа и своей собственной ролью и относит к себе слова, сказанные Христом о Самом Себе. Агиографы умалчивают об отрывочных высказываниях преп. С. на эту тему, не имея возможности оценить их значение за отсутствием контекста. Но Прасковья приводит нам целостный эпизод (440 1/2 — 441 низ). Вот он: В последний год жизни преп. С. силы его таяли на глазах, но лишь самые проницательные сестры понимали, что близится конец (417 1/2). Напрасно он предупреждал сестер, что слабеет и вскоре покинет их, они, и Прасковья в их числе, думали, что преп. С. просто хочет, не переставая быть их духовным отцом, вновь уйти в затвор. Однажды Прасковья навестила его в ближней пустыньке; беседуя с ней о небесном блаженстве, преп. С. совершенно преобразился. «Понимает ли она его?» спросил он. Прасковья прилежно внимала его поучениям, но не догадывалась, что он говорит ей о своей скорой кончине. Преп. С., зная ее мысли, постепенно подвел Прасковью к пониманию смысла беседы. Она расплакалась и бросилась к его ногам, не способная ни говорить, ни слушать дальше поучение преп. С. И тогда он открыто заговорил отрывками из Евангелия, начав с Мф. 5, ΜΙ 9 «Вы есть свет миру», затем повторил почти целиком Беседу Христа с учениками после Тайной Вечери (Ин. 14, 1 — 16, 24). Наконец он поднялся и сказал ей: «Гряди, матушка, за мною» (см. Ин. 21, 19). Он сказал это не по–русски, а на церковнославянском языке. Она встала и пошла за ним, продолжая плакать.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Притом, что сама церковь, она, конечно, не в этом. Церковь, она в Христе, в Евангелие, церковь в его заповедях о любви, в том числе, о любви к врагам и о прощении. О.Пашина Тем не менее, от вопросов экономики мы никуда не уходим. Пишет нам Елена из Москвы: «А я читаю недопустимым безвозмездно передавать храмы. Я не обязана платить налоги для того, чтобы РПЦ торговало в зданиях, обслуживаемых за мой счет. Пусть берет их на обычных коммерческих условиях». А.Уминский Ну тогда надо понять, что эти здания надо все-таки церкви возвращать, заниматься реституцией, и вместе с этой реституцией возвращать церкви все-все здания, которые ей когда-то принадлежали. А вместе с этой реституция осуществлять полную реституцию всех остальных зданий всем остальным людям. Тогда это будет, действительно, справедливо. А поскольку реституцией не определено, и в Москве и в Старой Москве 80% зданий, которые сейчас на этой картинке, они были в имуществе церкви – и тогда церковь получает понятие своей собственной экономики. И тогда все на своих местах. А поскольку этого нет, то церковь и не имеет этих зданий в своей собственности. При этом восстанавливает их за свой счет. В.Дымарский Смотрите, с одной стороны, так, а, с другой стороны, есть обратная ситуация. Мы знаем, что очень многое, что передали РПЦ уже в собственность, тем не менее, там поддерживается, ремонтируется и так далее, за счет государства или там за счет муниципальных бюджетов или за счет федеральных – это уже другой вопрос. А.Уминский 22 года назад нашей общине был передан храм Троицы в Хохлах. Храм 17-го века, жемчужина московского барокко. В таком состоянии был передан, что… вот я уже вам сказал – туалеты были в алтарях. Государство выделило очень небольшую сумму на внутреннюю реставрацию полов этого храма. Вся остальная реставрация храма полностью плюс иконостас, плюс восстановление колокольни и всего и до сих пор поддержание храма – это всё всегда исключительно заботы церкви. Только самые видовые храмы центральные — Елоховский собор и еще какие-то храмы – имеют какое-то государственное финансирование. 95% а то и больше передано государством церкви в пользование, и восстанавливаются исключительно а счет приходов. И за это наш русский народ должен быть хотя бы церкви благодарен, что она эти памятники, разрушенные государством, хранит и восстанавливает.

http://pravmir.ru/aleksey-uminskiy-vzaim...

О.Пашина Может быть, тогда не нужна отдельная статья именно об оскорблении чувств верующих? Может быть, это просто хулиганство. А.Уминский Сегодня, когда эта статья вдруг появилась… Мне, может быть, еще несколько лет назад было неочевидно… Потому что, вспоминая советские годы, вспоминая годы репрессий по отношению к верующим – разрушенные храмы, оскверненные святыни, вспоминая свой собственный храм, который мне достался, где на месте алтаря были туалеты – для меня тогда это было неочевидно. Потому что вот это ощущение оскверненности, оскорбленности, униженности верующих людей во время Советского Союза, во время безбожного режима были для меня очевидны. Но вот сегодня, когда я встречаюсь, с этим и вижу, что это принимает все больше и больше репрессивных характер – не воспитательный, ни какой-то иной, не объясняющий никому ничего, а вот только репрессивный характер, причем явно избирательный, явно по каким-то мотивам, по которым странно видеть, когда сразу какие-то очень жесткие меры, какие-то несоразмерные приговоры… При этом сильнейший резонанс… В.Дымарский А чем вы это объясните? Это что, государство проникается религией, сливается с церковью? У нас, во-первых, не одна церковь, не только православная церковь – это тоже надо понимать – в России. Как это понять, почему это происходит? И, может быть, я сразу вдогонку второй вопрос, ваш взгляд изнутри: Как церкви лучше существовать: отдельно от государства, или, как было в свое время в Российской империи, вместе с государством? А.Уминский По крайней мере, даже сегодня Святейший Патриарх, несмотря на очевидную близость церкви и государства сегодня, говорит, что отделение церкви от государства – это, конечно, для церкви благо. И так оно и есть. Только к величайшему сожалению, сама церковь не научилась и не учится этой свободе и этой благости самостоятельной жизни без государства. И сегодня – то, о чем вы спросили, почему это происходит – происходит потому, что идеологизации религии, с одной стороны, а, с другой стороны, сакрализация власти. Эти две вещи, которые идут параллельно.

http://pravmir.ru/aleksey-uminskiy-vzaim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010