РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26 февраля (11 марта) Священномученик Иоанн (Пашин) , епископ Рыльский, викарий Курской епархии Священномученик Иоанн родился 8 мая 1881 года в городе Петрикове Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Димитрия Пашина и его супруги Надежды, дочери священника Никольской церкви в местечке Скрыгалове Василия Завитневича. Отец Димитрий скончался, когда Ивану было всего три года, и Надежда Васильевна переехала вместе с младенцем к своим родителям в Скрыгалов, и Ивану вместо отца стал дед, протоиерей Василий, которому, по-видимому, он и оказался обязан многими своими христианскими качествами. В 1890 году Иван был отдан учиться за казенный счет в Слуцкое духовное училище, после окончания которого его в 1895 году приняли учиться за казенный счет в Минскую Духовную семинарию. В 1901 году Иван окончил Духовную семинарию и обвенчался с девицей Антониной, дочерью купца из Вышнего Волочка Тверской губернии. 21 октября 1901 года он был рукоположен во диакона, а 22 октября – во священника к Покровской церкви села Князь-Озеро Мозырского уезда. 15 февраля 1903 года протоиерей Василий Завитневич ушел по преклонности лет за штат, и на его место настоятелем Никольской церкви был назначен отец Иоанн Пашин. Здесь он в первую очередь докончил дело, начатое дедом, – достроил часовню в память священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами в окрестности Скрыгалова в 1497 году. Часовня была освящена 1 мая 1905 года в день празднования памяти священномученика. Стараниями отца Иоанна было организовано Свято-Макарьевское Братство и открыта женская школа. 4 ноября 1907 года верующее население Скрыгалова торжественным крестным ходом встретило ковчег с частицей мощей священномученика Макария, прибывший из Киева на станцию Птичь. В следующем, 1908 году, празднование памяти священномученика собрало около десяти тысяч богомольцев – небывалое для этих мест число молящихся. В 1909 году отец Иоанн был назначен настоятелем храма святого великомученика и Победоносца Георгия в селе Прилепы Минского уезда. В первый же год своего служения здесь он открыл одноклассную церковноприходскую школу в деревне Избицке, помещение для которой было предоставлено помещиком Н.И. Демидовым, он же взял на себя расходы по отоплению и освещению школы.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

Г. вел строгий, аскетический образ жизни, точно исполнял церковный устав. Еще в 1868 г. составил послание к пастве в качестве предсмертного завещания, в нем просил у всех прощения и молитв. После известия о гибели имп. Александра II Николаевича 1 марта 1881 г. состояние здоровья Г. стало ухудшаться. Скончался на 2-й день Пасхи. Похоронен 17 апр. 1881 г. в калужском Троицком соборе, в зап. углу, погребение совершил Тульский архиеп. Никандр (Покровский) . После смерти Г. почитался в Калужской епархии, особенно в Оптиной пуст., где ежегодно 25 янв. (в день памяти свт. Григория Богослова ) по нему служились панихиды. К 2006 г. в Троицком соборе совершаются богослужения, захоронение Г. утеряно. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 71; К. 91. Ед. хр. 41; К. 106. Ед. хр. 10, 11; Ф. 214. Опт. 151-9, 151-10, 151-11; Опт. 361. Л. 56 об.-69 об., 268-274. Соч.: Воззвание [к настоятелям церквей о содействии успехам Миссионерского об-ва]//Калужские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 8. С. 219-220; [Предсмертное послание к пастве]//Там же. 1881. Ч. офиц. 8. С. 81-82; Письма ректора КазДА архим. Григория к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//ПС. 1889. 1. С. 125-133. Лит.: Можаровский А. Ф. История Казанской ДС. Каз., 1868; Торжество празднования 25-летнего управления Калужской епархией//Калужские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 23. С. 427-440; 24. С. 448-462; Там же. 1881. 8. [вып., посв. Г.]; [Некролог]//Моск. вед. 1881. 113; Благовещенский А. История Казанской ДС с 8 низшими уч-щами за XVIII-XIX ст. Каз., 1881; Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; [Агапит (Беловидов), архим. ] Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). М., 1995. С. 40-51, 106-108. Г. М. Запальский, Е. В. Липаков Иконография Сохранилось неск. изображений Г., напр. поколенный портрет 1860 г. в овале, напечатанный в литографии В. Бахмана в Москве (РНБ),- иерарх представлен сидящим в кресле возле стола, в рясе и черном клобуке, с панагией и крестом в память Крымской войны, орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени на груди и четками в руках, у него узнаваемые черты лица, высокий лоб и окладистая, темная борода; под изображением факсимиле автографа («Гpuropiй Епскпъ Kaлyжckiй»). На эстампе 1861 г. работы П. Ф. Бореля, вышедшем из литографии А. И. Траншеля (ЦАК МДА),- сходный тип изображения Г. с наградами (возможно, обе литографии восходят к неизвестному живописному оригиналу), но в правой руке архиерея - книга (Портреты духовных лиц. СПб., 1861). Его ростовое изображение в архиерейской мантии и клобуке, с теми же орденами, с поднятым вверх указательным пальцем правой руки имеется в росписи 80-90-х гг. XIX в. трапезной Оптиной пуст. в ряду портретов выдающихся иерархов, содействовавших духовному расцвету этой обители (возле свт. Филарета Московского). Портрет Г., как и мн. др. подвижников, находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/166670.html

Памятники древности на Кавказе. (Пятый археологический съезд в Тифлисе)//ЦВс. 1881. 17, 24, 31 окт. часть неофиц. С. 8–10, 8–10, 7–10. 326 Памятники древнего христианства в Сирии и Константинополе. (Syrie centrale. Architecture civile et religieuse du I-er au VII-e siècle par le C(om)te (E. M. de)Vogüé. Paris, 1865–1877. T. 1–2. Les anciennes églises byzantines de Constantinople, relevées, dessinées et publiées par D. Pulgher, Vienne, 1878–1880)//ХЧ. 1881. Ч. 1. C. 147–156. 327 Отчет о состоянии (С.-Петербургского) Археологического института за 1880 год//САИ. 1881. Кн. 5. Половина первая. Приложение. С. 24–31. [Заявление об отборе предметов из церковно-археологической коллекции СПбДА для выставки в СПбАИ]//ЖЗСДА за 1880/1 уч. г. 1881. С. 130–131. Оглашено на заседании Совета СПбДА 22 декабря 1880 г. [Заявление о желании присутствовать на археологическом съезде в Тифлисе]//Там же. С. 180–181. [Отзыв на:] Сочинение студента Авессаломова Флегонта «Определения Стоглавого собора относительно обрядности русской церкви»//Там же. С. 248–249. [Отзыв на:] Сочинение студента Альбова Александра «Определения Московских соборов 1666, 1667 и 1675 гг. относительно церковной обрядности»//Там же. С. 249–250. [Отзыв на:] Сочинение студента Богословского Владимира «Чин литургии св. Златоуста по рукописям софийской и кирилло-белозерской библиотек»//Там же. С. 250. [Отзыв на:] Сочинение студента Груздева Льва «Древние изображения Спасителя»//Там же. С. 251. [Отзыв на:] Сочинение студента Юницкого Александра «Брачный чин по рукописям софийской и кирилло-белозерской библиотек»//Там же. С. 256. 1882 С московской выставки. (Церковно-богослужебные предметы на выставке)//ЦВс. 1882. 10 июля. 28, часть неофиц. С. 4–6. 328 Археологические редкости Гелатского монастыря. (Путевые заметки любителя старины)//ХЧ. 1882. Ч. 1. С. 467–486. 329 Брачные венцы и царские короны: История формы брачных венцов и их символическое значение//Там же. Ч. 2. С. 127–160. [Рец. на:] Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Древности синайского монастыря Н. Кондакова . Одесса, 1882//Странник. 1882. Т. 2. Август. С. 656–664.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

99 Смайльс (Smiles) Самуэль. Его книга «Selfhelp» (1859) с 1866 неоднократно издавалась в русском переводе под названием «Самостоятельная деятельность». 100 Спенсер (Spencer) Герберт. Собрание его сочинений в русском переводе в семи томах издано: СПб., 1866–1869. 101 Струве Генрих Егорович. Его докторская диссертация «Самостоятельное начало душевных явлений» (М. 1870) вызвала оживленную полемику в литературе 103 «Новое время» – газета, выходившая в СПб 1868–1917. С 1876 издателем газеты был Алексей Сергеевич Суворин (11 сентября 1834 – 11 августа 1912). 106 Вероятно Франкель (Frankel) Захария, раввин, немецкий гебраист, директор богословской семинарии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). 108 РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 574. Л. 35–37. Святейшего Правительствующего Синода по 2-му столу 1-го отделения дело по отчету о состоянии С.-Петербургской Духовной академии. 109 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 79–82; он же. В церкви свв. апостолов Петра и Павла при Обуховском сталелитейном заводе, в селе Александровском.//Там же. С. 62–64. 110 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 53. 111 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 80. 112 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 80. 113 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Говорят еще о Церкви у нас, о том, следует ли даровать ей свободу,– писал он Чичерину в апреле 1857 г.– Но Церковь у нас есть чисто государственный, почти полицейский институт; без всякого сомнения, нельзя давать ей воли как полицейскому институту. Совсем иное дело отпустить ее из государственной службы, отобрать у ней привилегии, как прежде были отобраны имущества и самосуд, предоставить религию не полицеймейстеру, а совести: в этом смысле требуется полнейшая свобода Церкви, т. е. совести, и всего, что далее следует» (Цит. по: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 16. СПб., 1902. С. 132). «“По указу Е.И.В., Святейший Правительствующий Синод слушали… приказали”!!... Синод призван действовать и распоряжаться во имя от имени Церкви, а не во имя и от имени светской власти, которой принадлежит только разрешение Синоду внешних действий и распоряжений в пределах государства и наблюдение за тем, чтобы в этих действиях и распоряжениях не было ничего противного государственным интересам» (Русь. 1881. 29. 30 мая. С. 5) Русь. 1881. 30. 6 июня. С. 14. См., например: Собрание передовых статей Московский ведомостей. 1863 год. М., 1897. 134. С. 320; 168. С. 421; Там же. 1864 год. М., 1897. 87. С. 232. Там же. 1868 год. М., 1897. 40. Там же. 1864 год. 6-А. С. 18. Публикуя эту записку, И. С. Аксаков указывал, что с тех пор выражение «изволил» в данном контексте не употреблялось (Русь. 1881. 27. 16 мая. С. 18). Русь. 1881. 37. 25 июля. С. 2. Русь. 1881. 29. 30 мая. С. 13. См., например, характерный диалог епископа Никона (Рождественского) и митрополита Антония (Вадковского): « Еп[ископ] Никон: Скажите откровенно, с точки зрения не утилитарной, практической, а строго-идеальной, философски-богословской: какая форма государственного устройства и правления наиболее приближается к идеалу христианского миросозерцания? М [итрополит] Антоний: Это безразлично. Еп [ископ] Никон: Как? Помазанник Божий и жид-президент – одно и то же? М[итрополит] Антоний: Я этого не говорил. Еп[ископ] Никон: Как же понимать Вас? М[итрополит] Антоний: Спасаться можно при всякой формуле управления. Еп[ископ] Никон: О, конечно: и при антихристе будут спасаться. Но ведь это точка зрения утилитарная, а не идеальная. Вот я стою на этом и проповедую, как умею» (Цит. по: Лобанова И .В. Восстановление патриаршества в России в контексте политических событий начала XX века//Отечественная история. 2005. 3. С. 142).

http://sedmitza.ru/lib/text/4758017/

11 апреля 2006 г от Екатеринбургской епархии: священника Владимира (Холодоковского; 1895 — 13 августа 1937), священника Сергия (Увицкого; 1881 — 12 марта 1932); от Казанской епархии: священника Михаила (Вотякова; 1881 — 18 июня 1931); от Московской епархии: епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 — 3 мая 1937), протоиерея Николая (Порецкого; 1865 — 27 июля 1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 — 2 августа 1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 — 31 января 1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 — 11 октября 1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944); . от Рязанской епархии: протоиерея Михаила (Викторова; 1871 — 11 апреля 1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 — 10 января 1938); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 — 19 июня 1957); от Симбирской епархии: протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 — 14 (27) сентября 1918), священника Николая (Покровского; 1864 — 18 марта 1919). 17 июля 2006 г. от Брянской епархии: протоиерея Варлаама (Попова; 1880 — 8 декабря 1937), священника Стефана (Грачева; 1886 — 7 февраля 1938); от Московской епархии: архимандрита Родиона (Федорова; 1864 — 1933), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 — 26 декабря 1937), протоиерея Петра (Маркова; 1881 — 21 февраля 1938), священника Евгения (Исадского; 1879 — 31 января 1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 — 10 декабря 1937), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 — 8 января 1938), послушницу Марфу (Коврову; 1897 — 16 марта 1938), Матфея (Гусева; 1868 — 18 января 1938), Андрея (Трофимова; 1882 — 11 июня 1938); от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 — 26 марта 1919); от Санкт-Петербургской епархии: монахиню Марию (Леляновой; 1874 — 17 апреля 1932); от Саранской епархии: священника Владимира (Четверина; 1874 — 2 сентября 1918). 6 октября 2006 г. от Архангельской епархии: протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии: протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии: протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина; 1879 — 27 мая 1939), протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницу Евфросинию (Тимофееву; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анну (Четверикову; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Архив 1881, 1, 301 п дал.). Равным образом и переход с юридического на медицинского факультета сделан был графом по случаю свирепствовавшей в Москве в 1830 году холеры и по некоторым другим, также случайным причинам. (Объяснение всех этих причин см. у графа в Русск. Архиве 1881, 2, 48). 160 Дело в том, что со временем вступления графа на врачебную службу совпало издание указа, лишавшего медиков всех прав университетского образования, в случае перехода их с врачебной службы на гражданскую. 161 Граф оставил службу свою при Благотворительном Обществе единственно потому, что женившись за год перед тем (в 1851 году, на княжне Елизавете Петровне Волконской), чувствовал необходимость, ради обеспечения семейного благополучия своего, в сокращении расходов, которые неизбежны были на службе в означенном Обществе. См. Русск. Архив 1881, 3, 122. 163 См. Собрание мнений и отзывом. митроп. Моск. Филарета, издан, под редакцией архиеписк. Саввы, т.3, стр. 142 и 143. С.-Пб. 1885. Дело здесь относится к 1845 году. 164 Уже при первом издании ее менее нежели в год разошлось 2400 экземпляров. См. Русск. Архив. 1881, II, 111 и дал. (Срав. также Хранилище Памяти I, 145). В конце книжки находим также сведения о всех наиболее известных чудотворных иконах св. Николая, находящихся в церквах и монастырях российских. 165 См. Русский Архив, там же, стр. 123. См. Собрание мнений и отзывом. митр. Филарета, т. 3, стр. 93. 167 См. о ней у графа еще в Русск. Архиве, 1881, 11, 118–119 и в Хранивший Памяти 1, 26–29. М. 1891. 171 См. там же Глава о древнем Ростовском соборе была лучше всего и основательнее других изложена. 172 В этом исправленном и дополненном виде книга графа Толстого послужила, можно сказать, классическою книгою для исследователей Ростова и стала источником, из которого обильно черпали сведения разные писатели. См. напр. Яросл. Епарх. Ведомости за 1860 г., отд. историч., стр. 11–15 и др. 173 Кроме упомянутой главы о Ростовском соборе, и другие сведения к книги графа, составленные по рукописям и впервые тогда напечатанные, имели бесспорную и большую научную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2 В рукописи лекция представлена не полностью. Продолжение лекции см. в: ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. Д. 135. «Заметки (5) о богослужебных книгах: триоди постной и цветной, типиконе, требнике, служебнике и др. Л. 48 – 67 об. 4 Программа лекций Николая Фомича за 1880/1881 учебный год сохранилась в: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 7613 (Дело совета КазДА с программами испытаний магистерских студентов IV к.). Л. 17–18. Автограф Н. Ф. Красносельцева . 5 Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 40. 7 В отчете сказано: «Доцентом Николаем Красносельцевым По литургике студентам II курса, по введении в науку, преподано о христианском богослужении в его составных частях; студентам III курса – о богослужебном песнопении, чтении Св. Писания, о действиях сакраментальных и о богослужебных чинопоследованиях в их целом составе» (Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 34). 8 Одну в сентябре (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1880 г. Казань, 1880. С. 227) и две в январе (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 23). 9 В марте (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 79) 10 У лекции, представленной на л. 28 об. – 32 об., имеется другая запись, представленная на л. 5 – 8 об. Публикуется в Приложении 1. 17 В рукописи – Робана. Рабан Мавр (ок. 780 – 856) – немецкий богослов и писатель, архиепископ Майнцский. Вероятно, имеется в виду сочинение Мавра “De institutione clericorum libri tres”//PL 107/1. Col. 294–420. 18 Валафрид Страбон († 849) – средневековый латинский поэт и богослов. Вероятно, имеется в виду сочинение Страбона под названием “De rerum ecclesiasticarum exordiis et incrementis, sive de rebus ecclesiasticis”//PL 114. Col. 919–966. 20 В рукописи – Атомского. Гонорий Отёнский [Августодунский] (1075/1080 – ок. 1156) – католический богослов, философ и историк. Вероятно, имеется в виду сочинение Гонория “Gemma animae, seu de divinis officiis et antique ritu missarum...”//PL 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

1171 Фр. ‘предупреждаю Вас... памятник, вероятно, фальшивый’. Речь идет о «перстне Соломона» (см. выше примеч. 1159). 1172 Возможно, имеется в виду ал-вазари – вид парчи, изготовлявшийся в селении Вазар, близ Самарканда. 1174 Граф Н. П. Игнатьев, занимавший пост министра внутренних дел с 4 мая 1881 г. по 30 мая 1882 г. 1178 О. Антонин мечтал устроить в Хирбет-Насара русское православное селение. См. выше дневник за 18 июля. 1179 Богословская школа в монастыре Святого Креста, созданная Патриархом Кириллом II в 1855 г., была закрыта в связи с отсутствием финансирования в 1876 г. Вновь открыта Патриархом Иерофеем 12 октября 1881 г. (см. ниже). Подробнее: Соколов И. И. Богословская школа Креста в Иерусалиме. Исторический очерк//Сообщения ИППО. 1906. Т. XVII. Вып. 3. С. 409–459. 1180 Дитмар Владимир Федорович (1840–1894) – юрист и дипломат. Окончил Санкт-Петербургский университет (1862), кандидат права. Туркестанский городовой судья, участник дипломатической миссии в Бухару (1870) и Хивинского похода (1873). Церемониймейстер Высочайшего Двора в звании камер-юнкера (1874). В распоряжении Виленского, Ковенского и Гродненского генерал-губернатора (1875). Действительный статский советник (1883). 1201 Барклай Джозеф Т. (Barclay Joseph; 12.08.1831–22.10.1881), епископ Иерусалимской англиканской кафедры (1879–1881). Уроженец Ирландии, окончил Тринити Колледж в Дублине. Активный проповедник христианства среди евреев Иерусалима в 1861–1870 гг. Переводчик Талмуда на ангийский язык (The Talmud; With Illustrations and Plan of the Temple. Translations of selections. London, 1878). 1208 Мицкевич Аркадий Николаевич (1831–07.01.1909) – гофмейстер, чиновник Министерства финансов. Известный петербургский меценат, много путешествовавший по Европе и Востоку. В 1909 г. завещал свое богатое собрание предметов искусства Музею Псковского Археологического Общества (ныне в собрании Псковского музея-заповедника). 1213 Буткевич (Будкевич) Иосиф-Казимир Константинович (18.04.1841–03.12.1895) – художник, друг М. М. Антокольского, И. Е. Репина, Г. И. Семирадского. Приехал в Святую Землю в качестве секретаря А. Н. Мицкевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

11.1. В 1881 г. настоятель Михаило-Архангельского монастыря в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии игумен Паисий (Ерин) 34 напечатал в Казани четыре рассказа странника (К-1881). Упоминание о духовном отце в названии рассказов и характерные чтения в начале первого рассказа указывают на принадлежность текста, использованного при подготовке editio princeps, к редакции Михаила Козлова. Из предисловия ко второму изданию 1883 г. следует, что Паисий (Ерин) переписал текст рассказов странника у не названного по имени старца–схимника на Афоне (К-1883: 3. Ср.: К-1884: 3), однако в путевом дневнике Паисий (Ерин) отметил, что 24 сентября 1868 г. он встретил схимонаха Михаила, который ранее был старообрядцем (Ерин. 1881: 144), то есть Михаила (Козлова). Вероятно, принадлежавший Паисию (Ерину) список рассказов странника был изготовлен вскоре после этой встречи. 11.2. Сопоставление текста К-1881 с текстом редакции Михаила (Козлова) по рукописи Мух-293 показывает, что при подготовке к изданию было сокращено название текста, из заглавий рассказов удалены датировки, из второго рассказа удалено повествование о чудесном избавлении от волка при помощи четок старца и изложение беседы на постоялом дворе с писарем и учителем, а также было опущено описание странника, находившееся в конце текста. Кроме того, в текст были внесены существенные стилистические и смысловые изменения: Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293) К-1881 Где тебе, неучу, читать Библию ? Вам и читать-то ее не велено, нам только велено ее читать (л. 41 об.). Где тебе самому разуметь Библию? Не только вам, но и нам читать-то ее без руководства Св. Церкви не велено (с. 3). он ушел от меня (л. 41 об.). священник отослал меня от себя (с. 4). не в бегании на общественные славословия (л. 43 об.). не в обычном только хождении на общественные славословия (с. 6). благоговейного знахаря (л. 46). ответного водителя (с. 10). невооруженным глазом (л. 50 об.). неогражденным глазом (с. 17). ходил к нему с откровением (л. 51). ходил к нему с простосердечным исповеданием и откровением (с. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010