Собором 1877 года определен сюда Павел Цуда, а с одиннадцатого месяца дан ему помощником Петр Кавано. С десятого месяца этого года стали определенно избираться в этой Церкви сицудзи. Во втором месяце 1878 года здесь был о. Анатолий для совершения крещений. Собором 1878 года назначен в Оказаки Стефан Оогое. С девятого месяца сего года здесь определенно стали выбираться казначеем и советники (гию), а месячный взнос, начатый еще с Цуда, упорядочен. В десятом месяце прибыл на помощь Оогою Иоанн Онгивара. Собором 1879 года также Оогое и Онгивара назначены для Оказаки, но с четвертого месяца 1880 года Оогое, по болезни, вернулся в Тоокёо. Собором 1880 года назначен Петр Сасагава, состоящий здесь и доселе. В помощники ему дан был Иеремия Сибата, но он до конца 1880 года проповедывал в Сингехара и Цириу (бесполезно), а с генваря 1881 года до Собора – в Нагоя, так что Петр Сасагава всегда трудился здесь один. Иеремия, впрочем, теперь несколько помогает. Определенными священниками для Оказаки и окрестных мест были: с 1879 год по июль 1881-го – о. Тимофей Хариу; с Собора 1881-го – о. Павел Таде, но он с 6-го генваря 1882 года заболел простудой, безуспешно лечился в Оказакском госпитале и 22 марта умер от чахотки вследствие простуды; для погребения отвезен в Нагоя, так как в Оказаки еще не кончились затруднения касательно христианского погребения. (Затруднения эти подняты бонзами по поводу христианского погребения жены Никанора Вакабаяси, умершей в одиннадцатом месяце 1880 года. Начавшаяся по этому поводу тяжба язычников с христианами кончилась в двенадцатом месяце 1881 года в пользу христиан. Но язычники, подстрекаемые бонзами [Монтосиу], во втором месяце 1882 года подали на апелляцию; до сих пор однако не видно никаких результатов сего; должно быть, так и кончится). В настоящее время проповедь здесь производится в четырех местах: 1 . В Квайдо: по воскресеньям и средам вечером с «хино куре». Собирается человек десять христиан, для которых Сасагава объясняет Священное Писание ; язычников не приходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

я помолился, поцеловал тот клочок земли, на котором Бог удостоил меня недостойного своей милости   (А-57, л. 36 об.) и помолившись в землянке, я поцеловал тот клочок земли, на котором Бог удостоил меня такой великой милости (Рассказ, 1893, с. 19) Далее приведем некоторые совпадающие чтения Сергиевской и Сокращенной редакций, отличающиеся от соответствующих чтений издания 1881 года, что свидетельствует о независимости текста Сокращенной редакции от первого печатного издания: Когда случалось приходить в церковь , то длинная пустынная служба казалась краткою (Рассказ, 1881, с. 23) бывало, стоишь в церкви, и длинная монастырская служба кажется коротка (Рассказ, 1893, с. 10) Настало стремя рубки леса (Рассказ, 1881, с. 44) Наконец пришло время рубки леса (А-57, л. 36) Наконец пришло время рубить лес (Рассказ, 1893, с. 19) Следовательно, источником Сокращенной редакции является или Афонская, или, скорее всего, Сергиевская редакция, что косвенно подтверждает афонское происхождение этих редакций, поскольку издание Сокращенной редакции было осуществлено Русским Пантелеимоновым монастырем. Подводя итоги предварительного текстологического изучения известных рукописных и печатных редакций, можно сделать следующие выводы. В начале 60-х годов XIX столетия в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне отцом Михаилом был составлен «Искатель непрестанной молитвы». Наиболее ранним известным текстом, восходящим к сочинению отца Михаила, является «Рассказ странника, искателя молитвы» в Оптинской редакции (не ранее 1859 года). Текст более поздней Афонской редакции, возможно списанный игуменом Паисием во время его пребывания в Пантелеимоновом монастыре, был использован для издания 1881 года, в котором был напечатан с внесенными издателем изменениями. Поскольку игумен Паисий находился на Афоне в 1866–1869 годах, то, следовательно, время возникновения этой редакции – не позднее 1869 года. Тогда к периоду 1859–1869 годов относятся, по меньшей мере, две редакции – Оптинская и Афонская. Следующей версией рукописного текста является Сергиевская редакция, а печатного – редакция епископа Феофана 3атворника (издание 1884 года), при подготовке которого была так же использована и одна из рукописных редакций. Сокращенная редакция 1882 года восходит либо к Афонской, либо к Сергиевской редакциям и была опубликована независимо от издания 1881 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

По преданию, Д. Г. еще при жизни удостоился даров чудотворения и власти над нечистым духом. В Житии указано, что он управлял Додос Рка 25 лет (по др. ркп.- 52 года) и скончался в возрасте 90 лет (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 415). Преподобный похоронен в мон-ре Додос Рка в своей келлии, на месте к-рой в IX в. была высечена малая купольная церковь. По свидетельству Жития, «пыль из могилы святого исцеляла людей от всех болезней. На могиле изображен лик святого в виде усопшего, в то время как на стенах его могилы - сцена его вознесения ангелами на небеса» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 418). По сведению письменных источников XVIII-XIX вв., в основном из архивных материалов свящ. П. Карбелашвили (ЦГИАГ. Ф. 1461. Ед. хр. 47), а также эпиграфического материала, усыпальница Д. Г. находилась в сев. рукаве малой купольной церкви; по описанию Сабинина, во 2-й пол. XIX в. усыпальница и храм были засыпаны песком (Сабинин. Рай. С. 292; он же. 2004. С. 549). 16 марта 1880 г. по инициативе Сабинина гробница Д. Г. была вскрыта, «очистили церковь, и показалась могила, гладко оштукатуренная, а на ней изображен лик преподобного Додо, и имела могила отверстие для продевания руки в нее, дабы богомольцы брали оттуда землю для евлогии и приходящих с упованием» (Сабинин. Рай. С. 638). Мощи Д. Г. были перенесены из опустевшего мон-ря Додос Рка в Давидгареджийскую лавру и упокоены на могиле прп. Давида Гареджийского. 19 марта Сабинин и местный кн. Спиридон заказали в Тифлисе раку из орехового дерева (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3). Однако когда рака была доставлена в Гареджи, архим. Макарий, воспользовавшись отъездом Сабинина в Россию, направил донос в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, в результате чего появилась резолюция о погребении мощей Д. Г. в церковном дворе. Настоятель мон-ря архим. Григорий (Дадиани) последовал приказу, братия «на скорую руку смастерили небольшую деревянную раку и поместили туда благословенные и священноблагоухающие мощи святого Додо, которые по распоряжению того же Макария были похоронены в монастырской ограде, там, где в прошлом так же были захоронены святые мощи преподобного Шио Младшего и других мучеников, поминающихся 1 июня» (Сабинин. Рай. С. 639; Кекел. S 3283d). Эти действия вызвали неоднозначную реакцию общественности: был опубликован критический отзыв И. Бердзенишвили, возникла полемика (Бердзенов. 1881. С. 3; Сабинин. 1881. С. 3; Макарий, архим. 1881. С. 2; Папуашвили. 1989. С. 271-281), после чего мощи Д. Г. были упокоены в Преображенской ц. Поскольку результаты расчистки двора лавры, осуществленные в нач. XXI в., не выявили следов первичного захоронения раки во дворе, сведения, опубликованные Сабининым, нельзя считать вполне достоверными.

http://pravicon.com/info-2189

8 апреля 1879 г. – вступил в брак с Наталией Николаевной Дохтуровой; венчались в Спасо-Преображенском, всей артиллерии, соборе г. Санкт-Петербурга. 12 января 1880 г. – родилась дочь Вера. 25 сентября 1880 г. – назначен адъютантом к товарищу (заместителю) Его Императорского Величества генерал-фельдцейхмейстера. 12 апреля 1881 г. – произведен в штабс-капитаны. 21 июня 1881 г. – родилась дочь Наталия. 4 августа 1881 г. – командирован во Францию на маневры французских войск. 30 августа 1881 г. – за отлично-усердную и ревностную службу награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. 31 октября 1881 г. – назначен ктитором Сергиевского, всей артиллерии, собора в Санкт-Петербурге. 30 января 1882 г. – награжден французским офицерским крестом ордена Почетного Легиона и черногорским орденом Данилы 1-го IV-й степени. 14 января 1883 г. – родилась дочь Леонида. 6–28 мая 1883 г. – награжден Румынским Железным крестом и темно-бронзовой медалью на Александровской ленте в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 15 мая 1883 г. в Успенском соборе Московского Кремля. 28 мая 1883 г. – награжден Его Величеством князем Болгарским орденом Святого Александра 3-й степени. 30 августа 1884 г. – награжден орденом Святой Анны 2-й степени. 2 сентября 1886 г. – родилась дочь Екатерина. 24 декабря 1888 г. – зачислен в запас Гвардейской конной артиллерии. 15 апреля 1890 г. – приняв решение стать священником по благословению о. Иоанна Кронштадтского , вышел в отставку штабскапитаном с мундиром. 7 января 1891 г. – произведен в полковники для сравнения (уравнивания) со сверстниками. 1891 г. – переезд в Москву с семьей. 26 февраля 1893 г. – рукоположен в диакона в Московской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. 28 февраля 1893 г. – рукоположен в пресвитера и приписан к Кремлевской Синодальной церкви Двенадцати апостолов. Реставрировал и украшал на свои средства церковь во имя апостола Филиппа (верхний при дельный храм церкви Двенадцати апостолов в Кремле) и церковь Двенадцати апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

409. Рождество – Богородицкий , женский, 3-го класса, в местечке Иллуксте, Курляндской губ., Иллукстского у., в 264 вер. к юго-вост. от Митавы и в 4 вер. от левого берега р. Двины. Он был первоначально мужским и основан в 1816 г., а в 1880 г. преобразован в женский с припискою к нему заштатного Духова мон. в Якобштадте со всеми его угодьями. С 1881 г. здесь существует трехклассное училище с приготовительным классом. Орановский, “Курлянд. губ.”, 474; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1881 г., 76, ст. 504; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1850 г., 90 (вместо угодий положено производить ежегодно по 210 р.); 1852 г., 87 (надел. лесом); 1880 г., 98 (преобразов. в женский); 1881 г., 70 (устройство м-ря); 1884 г., 242 (училище); “Церковн. ведом.”, 1889 г., 48, прибавл., 1478 (женское духовн. училище при м-ре). 410. Рождество – Богородицкий , женский, общежительный, Смоленской губ., Бельского у., в приходе села Комары, при сельце Федоровском, в 24 вер. от Бельска. Учрежден в 1865 г. под именем женской общины, в имении вдовы ген.-майора Гаузен; в 1881 г. община переименована в общежительный монастырь. При м-ре находится школа. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1865 г., 16, ст. 83; 1881 г., 59, ст. 318; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 245; “Рождество-Богор. община в Бельском у. Смол. губ.”, Смоленск, 1869 г., перепечатано из журн. “Странник” за сентябрь 1869 г. 411. Рождество – Богородицкий , женский, общежительный, Тамбовской губ., Темниковского у., в 1½ вер. от Темникова. Учрежден под именем женской общины, основанной около 1823 г. несколькими женщинами при загородной Николаевской церкви и в 1835 г. вверенной надзору епархиального начальства. После сооружения в 1854 г. каменного храма Рождества Богородицы, община в 1855 г. принята под покровительство духовного и гражданского ведомств с укреплением за нею приобретенной земли, в количестве 33 дес. В 1859 году переименована в общежительный монастырь. М-рь содержит приют со школой. “Сенат. ведом.”, 1856 г., 7; 1859 г., 73; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 241, 270; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1855 г., 9 (принят. в духов. вед.); 1884 г., 245 (приют); “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 1, 17; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 131.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Перовская Софья Львовна (1853–1881), дочь действительного статского советника. В 1870 г. ушла из дома и занялась революционной деятельностью. В 1879 г. вошла в Исполнительный комитет «Народной воли» и деятельно участвовала в двух неудавшихся покушениях на Александра II в 1879 г. и 1880 г. В 1881 г., после неожиданного ареста Желябова, возглавила группу, совершившую убийство императора. Все трое повешены 3 апреля 1881 г. в С.-Петербурге. Навроцкий – псевдоним Саблина, мужа Геси Гельфман, участницы покушения, приговоренной к смерти вместе с другими первомартовцами, но помилованной и покончившей с собой в тюрьме. На их квартире проходили совещания заговорщиков и готовились бомбы. Тригони Михаил Николаевич (1850–1917), сын генерала, окончил Новороссийский университет в Одессе. С 1879 – участник «Народной воли»; единственный член ее Исполнительного комитета, живший на легальном положении (занимался адвокатурой под своей фамилией). В 1880 г. основал одесскую народовольческую организацию. Арестован 27 февраля 1881 г. По «процессу 20-ти» осужден на 20 лет каторги, которую отбывал в Алексеевском равелине и Шлиссельбургской крепости. В 1902 г. сослан на Сахалин. С 1906 г. жил в Крыму. 547 Иногда в стихах содержится больше информации и чувства, чем в самом тексте дневника. О. Антонин видит в цареубийстве 1 марта помимо «адского умысла» революционеров-террористов также и «перст Божий» – наказание Александра II за измену, за раздвоение между двумя женщинами – императрицей Марией Александровной и княжной Е. М. Долгоруковой (с 5 декабря 1880 г. светлейшей княгиней Юрьевской). «Она», «Праведная» – императрица Мария Александровна († 22 мая 1880). Всех поразила поспешная морганатическая женитьба царя (6 июля 1880 г.) , не дождавшегося даже окончания положенного траура. 549 1 апреля по церковному календарю совершается память преп. Марии Египетской, в честь которой были названы большинство русских Марий. В данном случае о. Антонин имеет в виду Марию Гавриловну Смирнову (Змирову), ризничую Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

До 1881 г. священник помещался в ветхом, каменном одноэтажном домике, построенном в 1802 году для церковной сторожки; диакон и 2 псаломщика помещались в деревянном, одноэтажном, с подвалом, доме, на 7-ми саж. длины и на 4-х в ширину, построенном в 1834 г. прихожанами на отведенном ими усадебном месте. В 1877 г., когда каменный домик священника пришел в совершенную ветхость и, как стоящий не на плану, предназначен был к сломке, а дом диакона и псаломщиков требовал перестройки, тогда прихожане и причт порешили – построить один большой каменный дом, для помещения всего причта и просвирни, на усадебном месте крестьянина Андрея Васильева Корешова, а ему отдать участок, прежде занимаемый домами причта, а равно отдать и самые дома, причтом занимаемые; участок же Корешова отдать в полную собственность приходской церкви. 28 декабря 1877 г. крестьяне составили об этом общественный приговор, на который последовало, 7 июня 1880г., утверждение Святейшего Синода, а 28 ноября 1880 – совершена, у нотариуса Успенского, дарственная запись, утвержденная 5 декабря того же года окружным судом. 30 января 1881 г. совершен ввод церкви во владение тем участком, по вводному листу от 30 января 1881 г., за 170. По указу духовной консистории от 16 июня 1878, за 1935, и по проекту архитектора Буланова, утвержденному 31 июля того же года, на уступленном крестьянами участке заложен, 20 августа 1878 г., каменный двухэтажный дом, с нижним полуэтажом, на 11-ть саж. по лицу и 6-ть саж., во двор. С 13 августа 1881 г., по окончательной отделке дома, причт в него переселился. Прежний участок, в размере 400 кв. саж. передан Корешову; ветхий дом священника, по указу духовной консистории от 6 октября 1881 г., за 3161 сломан, а материал его употреблен частью на постройку прачечной при новом доме, частью продан и вырученные за продажу деньги пошли на ту же прачечную. На постройку нового дома, кирпичными заводчиками было пожертвовано кирпичей на 905 р., от лесопромышленников Николая Ивановича Русанова и Ильи Феодуловича Громова – лесных материалов на 378 р., от церковного старосты Ивана Ивановича Зотова – две плитные необделанные ступени и 50 кусков войлоку на 50 р., от прихожан, крестьян села Рыбацкого и деревни Усть-Славянки пожертвовано деньгами 375 р. Всего же на постройку дома, со всеми службами, употреблено, с включением материала, 21587 р. 76 к. Постройка произведена заботами протоиерея Флоровского и церковных старост: Ивана Ивановича Зотова, а потом – сына его Петра Ивановича Зотова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д. Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями. В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.

http://sobory.ru/article/?object=00084

Получив об этом известие чрез благочинного монастырей 12 марта за 41, старшая братия сдала подряд с торгов на устройство ограды инженеру П.К. Апостолопуло, а 21 мая 1881 г. было совершено архиепископом Павлом освящение основания новых врат и ограды. При этом Высокопреосвященнейший владыка произнес слово, в котором разъяснил значение для иноков, ограды, которая должна охранять их от соблазнов мира, и врат, которые должны служить общению иноков со всею Христовою церковью и проводить доброе влияние иноков в мир. Начатая в мае 1881 г. постройка ограды закончена была в августе 1882 г. и освящена была им же, архиепископом Павлом, за несколько дней до выезда его в Грузию, куда он назначен был экзархом, и куда выехал 18 августа. Между тем монастырь оставался без настоятеля. Это вредно отражалось на нравственности иноков. Поэтому спустя недолгое время после освящения соборной церкви, старшая братия 15 мая 1881 г. обратилась к высокопреосвященному Павлу с прошением об утверждении игумена Феофана настоятелем монастыря, но получила ответ его, что это не возможно сделать без ведома Св. Синода. Тогда братия упросила архиепископа назначить игумена Феофана хотя членом управляющей монастырем комиссии старшей братии, и поручить ему надзор над нравственностью иноков. Эту просьбу братии архиепископ Павел исполнил неофициально, и 21 мая 1881 г. написал братии: «Для поддержания в монастыре должного порядка, установленного монастырским уставом, нахожу необходимым впредь до назначения настоятеля вверить нравственный надзор за братиею монастыря и ограждения устава от нарушений игумену Феофану на правах настоятеля, оставляя монастырское хозяйство в ведении старшей братии монастыря в месте с игуменом Феофаном. Давая о сем знать, внушаю братии оказывать игумену Феофану при исполнении им своих обязанностей должное повиновение». Это распоряжение архиепископа Павла было встречено братиею с великою радостью. О. Феофан 20 октября 1881 г. вошел к высокопреосвященному Павлу с прошением, чтобы он сделал архипастырское распоряжение о строгом соблюдении и точном исполнении братиею обители правил устава Паисия Величковского , дабы в обители царствовали тишина, братская любовь и духовное житье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи преп. Паисия почивают под спудом в соборном монастырском храме. Обитель, основанная подвигами его, пользовалась уважением ещё до прославления мощей его. В 1553 г. царь Иоанн Васильевич был по летописи «на Угличе у Покрова в монастыре» 54 . – В 1609 г. монастырь разорён был ляхами, настоятель и иноки умерщвлены 55 ; а в 1610 г. от мощей преп. Паисия излились потоки исцелений: в одном году совершилось 25 чудес. Выставляем самые замечательные: жена красильщика Тимофея, три года бывшая больной, и кожевник Трофим, не владевший ни ногами, ни руками, исцелились у гроба преп. Паисия; у Афанасия Сафонова наросло на голове дикое мясо в гусиное яйцо, и он сильно страдал головной болью; но, когда у гроба преподобного священник осенил его крестом и окропил водой, нарост лопнул и головная боль кончилась. Вдова Евдокия, от сильной головной боли ослепшая, прозрела в Покровской обители. Василий Буренин, поднимавший тяжесть не по силам, страдал желудком до того, что не мог принимать пищи от рвот; так продолжалось полтора года. Раз ночью явился в окошке хижины его старец и сказал: «иди в обитель Паисия, – там исцелеешь». Недвижимый больной подумал: как ему идти? и в ту же минуту почувствовал облегчение болезни, встал, пошёл и, отслушав молебен, получил полное здоровье. Казначей Крутицкого митрополита Пафнутия Адриан, постриженник Паисиевой обители, в мятежное время схоронил серебро митрополичьего дома в тайном месте; когда же назначенный в строителя Паисиевой обители стал сдавать бывшее на руках его, то никак не мог отыскать схоронённого им серебра и за то задержан был в доме. Строителю Угличского Алексеевского монастыря является преп. Паисий и говорит: «скажи старцу Адриану, что серебро его не пропало, поискав найдёт он его». Адриан стал искать и скоро нашёл то, что считал уже пропавшим. У купца Никифора Пашина семилетний сын страдал сильными корчами в ногах; его лечили много, но без успеха; услыхав об одном очень искусном враче, отец отправился к нему по реке Волге с больным сыном. В сонной дремоте является ему преп. Паисий в белых ризах и говорит: «куда ты? Там не будет пользы твоему сыну; ступай в обитель Паисия, отслужи молебен, и сын твой будет здоров». Купец так и поступил и больной стал здоровым. – В 1610 г. освидетельствованы были мощи и чудеса преподобного 56 , и тогда же написана служба ему 57 . † Преставление преп. Ионы Климецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010