Но корень вопроса в идентифицировании Мессии и Еноха, о чем будто бы говорит памятник дохристианского иудейства; однако в книге Еноха вовсе нет того, что находит в ней Бальденшпергер: из рассказа о посольстве патриарха к падшим стражам вовсе нельзя сделать заключения, будто автор апокрифа переносил служение иудейского Мессии на Еноха, так как учение Апостола Петра об Иисусе Христе и о проповеди Его непокорным духам не есть еще учение иудеев об ожидаемом ими Мессии. Ссылку Бальденшпергера на 71 главу книги Еноха мы совсем не понимаем: в предшествующей главе, которая составляет введение к 71 главе, патриарх Енох самым очевидным образом отличается от Мессии; здесь говорится именно: «вот имя Еноха было вознесено при жизни к тому Сыну человеческому и к Господу духов от живущих на тверди» (Ен. 70:1) Правда, что в дальнейшем изображении патриарху Еноху приписываются отчасти те самые черты и свойства, какими наделяется в том же апокрифе и Мессия: «ты – сын человеческий, рожденный для правды, говорит ангел Еноху, и правда обитает над тобою, и правда Главы дней не оставляет тебя; Он призывает тебе мир во имя будущего мира; жилища тех, которые в будущем пойдут по твоему пути, будут возле тебя и наследие их около тебя, и они не будут отделены от тебя вовек и от века до века» и т. д. (Ен. 71:15–16); но все это доказывает только то, что в глазах автора книги Еноха Мессия по своей природе и свойствам был не выше других выдающихся ветхозаветных праведников. Итак, ни преэкзистенция, ни мнимое единство Мессии с Мемрой или Логосом, а также с Метатроном и Енохом, не могут указывать на сверхестественную и божественную природу иудейского Мессии. Во всех иудейских памятниках он обрисовывается чисто человеческими чертами; современное Христу иудейство заимствовало из канонической письменности только те описания личности Мессии, которые относятся к его земной природе и деятельности; «сосредоточив внимание на ожидании видимого на земле, оно забыло небесное существо Мессии, его сверхестественные свойства» 645 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Тверской части на углу Б.Никитской ул. и Б.Чернышевского переулка. Означенный церкви Протоирей Николай Делекторский, Диакон Федор Гусев. 29 марта 1919 г. - дата следующего документа, проливающего свет на жизнь храма первых послереволюционных лет - тоже относится к истории поборов. Наличные деньги конфискованы, но это только начало грабежа. Приведем документ, направленный в адрес Народного Коммисариата Юстиции гор. Москвы и Московской области: Приходской ордер N 94. В кассу Народного Коммисариата Юстиции гор. Москвы и Московской области. Прошу принять от Юридического Отдела Городского Совдепа разных ценностей и документов на них от 10 церквей подробно на обороте сей квитанции указанных - всего на сумму руб. 1.128.418. - 71 коп./один миллион сто двадцать восем тысяч четыресто восемнадцать руб. 71 коп./ 1) От церкви Георгия на Лубянке р. - 17596-00 2) От церкви Владимира в Епархиальном доме - 2191-00 3) От церкви Иоанна Предтечи на Покровке - 12270-59 коп 4) От церкви Ермолая на Садовой - 30672-62 5) От церкви Евпла на Мясницкой - 31063-91 6) От церкви Знаменской на Знаменке - 22476-85 7) От церкви Малого Вознесения - 19409-46 8) От церкви Яковлевской на Яковлевском пер. - 59099-87 9) От церкви Православное Миссионерское Общество - 88701 -77 10) От церкви Троицкой в Полях - Никольская - 46626–64 Всего руб.; 1 128 418 - 71. Вслед за этим, в октябре того же года, последовал учет церковных ценностей храма. Акт, составленный специальной комиссией при осмотре храма, мы также приводим полностью: Акт N209. 9 октября 1919 года Церковный Отдел Комиссии по охране памятников искусства и старины при М.С.Р. и К.Д. производил осмотр церкви «Малое Вознесение»на предмет учета и охраны ее художественных и исторических ценностей соответственно предложению Юридического Отдела от 27 декабря 1918 года за N3351. Церковь осматривали сотрудники Церковного Отдела Н.П. Виноградов, М.А. Маркичев, Н.С. Чернышев, М.И. Александровский. От церкви присутствовал протоиерей Н.Д. Делекторский. Справка: Церковь построена каменная в 1584 году.

http://sobory.ru/article/?object=02266

На оной полате на один скат крыша тесовая новая выкрашена черленью» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39 об., опись 1773 года). 627 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 206 об.–226 об.–248; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 309; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 306. 629 См. опись 1773 года (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39) и выше прим. 2-е на стр. 178 и 167. 631 «Внутри болшаго монастыря меж церковию арханьгела Гавриила две полатки: одна книгохранительная, другая крепостная каменные; над теми полаты на верху на столбах каменных колоколня крыта тесом в зубец» (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 584). О третьей полате, о которой говорит опись 1773 года, в 1732 году еще не упоминается, a идет речь только о двух «книгохранительных», из которых одна была превращена в «крепостную». 632 См. прим. 624. – В 1601 и 1621 годах на колокольню «ход» был также из трапезной паперти (Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 204–2; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 304 об.). 5 Напр. Белоозеро (см. Н. П. Барсова, Очерки русск. истор. геогр., е. с., стр. 170), Вологда (А. Засецкого, о. с., М. 1780; С. Г, Гр. и Дог., т. I, 1), и друг. Сравн. статьи А. С. Верешагина, в Трудах VII археол. съезда в Ярославле, т. I, М. 1890, стр. 104 и след. – Родство русского северного населения с новгородцами подтверждается и диалектологиею (см. А. И. Соболевский, Лекции по истории русского языка. Киев, 1888, стр. 33–37 и статьи его же, Мельницкого и Герасимова), в Живой Старине, 1893–94 г. 635 Это был колокол «благовестной, повседневной», на котором (см. рукопись Соф. библ. 1468, л. 182 об.) имелась следующая надпись: «Божиею милостью и Пречистые его Богоматери честнаго ея Успения и преподобнаго отца нашего игумена Кирила белозерскова чюдотворца и всех святах молитвами и молением в времена и лета благовернаго царя великого князя Ивана Васильевича царя и государя всея Русии, владимерскаго и московскаго и новгородцкаго и пьсковьскяго и смоленскаго и тферскаго и югорскаго и перьмскаго и вятскаго и болгарскаго и иных. В лето 7000 шестьдесятаго месяца сентебря в 8-й день на память рожества Пречистыя Богородицы лить сий колокол в богоспасаемем граде Пскове, в пречестную и великую обитель, честнаго и славнаго ея Успения в Кирилов монастырь на Белоозеро благословением господина нашего игумена Афанасия, а при келаре прп Сергие, при казначее Никодиме все яже о Христе в братьею, а мастер Андреев сын Михайло пьсковитянин з детми своими Матфеем да с Кузмою. Слава севершителю всехитрецу Богу и в векы веком. Аминь. А лил тот колокол князь Петр Иванович Шуйской, в дом Пречистой и чюдотворцу Кирилу белозерскому». (Сравн. Рукоп. Ав. б. А 1 / 18 , л. 475 об.–476 и Рукоп. Кир. библ. 71–1810, л. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Закрыть itemscope itemtype="" > В преддверии Рождества Христова Обзор 71-го выпуска литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век» 10.01.2022 684 Время на чтение 8 минут Фото: Вертикаль В преддверии светлого Праздника Христова Рождества соткано новое чудесное, чистое, как свежевыпавший снег, полотно – 71-й выпуск литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век». Праздничная «одёжка» свежего выпуска – обложка – представила работы члена Профессионального союза художников Александра Фёдоровича Важнёва: «Нижний Новгород. Вид перекидного моста» и «Портрет К.И. Шихова», словно подчёркивая значимость уходящего, 2021 года, для истории нижегородчины. В 2021 году Нижний Новгород торжественно отметил своё 800-летие. Открывает выпуск рубрика «Проза» с тремя рассказами Николая Бондаренко: «Сказочник Митяй», «Модная охота на глухаря» и «Уличный хип-топ на даче». Автор – один из старейших представителей Союза писателей России из Подмосковья, постоянный автор журнала. В течение последних лет, когда народ вынужденно столкнулся с жёсткими условиями пандемии, неожиданно бурно разыгралось словотворчество. Филологи и лингвисты всерьёз заняты составлением словарей и подсчётом новых слов, которые привнесла в нашу жизнь эпоха «глобальных перемен». Ужас охватывает, когда слушаешь радиоведущих, вольно выбрасывающих в эфир вновь изобретённые «народными массами» словеса, неологизмы сомнительного достоинства. Литературное наследие публициста Владимира Георгиевича Цветкова, его труд, представленный на страницах 71-го выпуска «Вертикали. XXI век», становится как никогда ранее актуальным. Вот конспективная, тезисная основа работы Владимира Цветкова «В глубь родного языка». Автор знакомит читателя с качественной картиной русского языка, состоящего почти из одного миллиона слов, сложившейся ко второй половине XX века: «150 000 включает в себя современный литературный язык; 200 000 составляют диалекты, то есть слова, характерные для какой-то отдельной местности; 30 000 – иностранные слова, количество которых за последние годы неимоверно и без всякой необходимости возросло; 5 000 – новые слова; 10 000 – научные и специальные термины и 30 000 – утраченные и забытые слова. Это лишь схематичное и, конечно же, далеко не полное перечисление имеющегося словарного запаса в русском языке».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/10/v_...

Зло . (См.: Доброе и злое ) Злопамятность . Злопамятность и любостяжание губят духовные плоды (58:378). – Человек, далекий от памятования о Боге, носит в сердце недобрую мысль против ближнего (85:488). – Молитва злопамятного – сеяние на камне (89:510). Знание . (См.: Ведение и познание ) И Изменение . Что происходит от склонности человека к изменению? (1:25) – И достигшие совершенства не могут пребыть в одной мере, но подвергаются изменению (28, 174; 46:247). – Пока человек находится в здешней жизни, основание ума его приемлет изменение во всяком движении и склонении (43:237). – Об изменениях, бывающих со всяким человеком (46:248–250). – Во время изменения не должно предаваться отчаянию (46:250). – Кто желает всегда пребывать в неизменном устроении, тот бывает добычею волков (мысленных) (46:250). – Изменение и уклонение от добродетелей к пороку прежде смерти не отнято от нас (47, 256:259). – Во всем, чем ни хвалится человек, Бог попускает ему изменяться, чтобы, уничижившись, он научился смирению (57:362). – Что должно делать при изменении горячности (духовной) в холодность? (70:437–438) – Во все, что в мире, вложена изменяемость (71:445). – Об изменениях, бывающих в нашем устроении (71:445–446). – Не должно смущаться изменением и смятением естества нашего, и почему (71:446). – Должно бояться неизменного мира на пути своем, и почему (78:469–470). Илий . За что подвергся он гневу Божию? (62:414) Инок. (См.: Монах) Исаак Сирин . Прп. Исаак не все, о чем писал, дознал собственным опытом (15:93). – Какой пользы ожидал он от своих писаний? (15:93) – По любви к безмолвию, прп. Исаак отказывается посетить своего брата (24:159–160). – В каком состоянии духа писал прп. Исаак свои поучения? (38:208) – Послание прп. Исаака к прп. Симеону чудотворцу (55:300–340). – Из каких источников прп. Исаак почерпал сведения о духовной жизни? (65:418–420) – Молитвы прп. Исаака (38, 209, 211, 212; 40, 220; 52, 288; 60, 404, 405; 68, 430–431; 74, 451–452; 80:479). – Духовная опытность прп. Исаака (75:453–454).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

526 Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 150; Рукоп. Кирил. библ. 74–1313, л. 224; Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 247. 1 Последнюю для краткости будем называть «московскою» (в виду первенствующего значения Москвы в истории северного иночества). 528 Первоначальное внутреннее убранство церкви состояло из пожертвований княгини Марии Воротынской. «Да княгини же Мариа дала в церковь образы; деисус с празникы и с пророцы и местные иконы и все украшение церковное, ризы отласные з золотом, ожерелие жемчюгом сажено, патрахель камчата, кресты жемчюжны, пугвицы серебряные, поручи отлас золотной, жемчюгом сажены, пугвицы серебряные, пояс шелковой кистици жемчюгом сажены, стихарь подризной бязинен, ширинка золотом шита, стихарь камчат диаконьской, ожерелье з бархатом, уларь бархатен, ширинка золотом шита, потырь, дискос, 3 блюдца, лжица, копие, звезда, крест воздвизалной, все серебряно, (во)здух камчат жемчюгом сажен, (во)здух тафтян болшей, два покровца шиты золотом и серебром, два покровца тафтяны, крест к престолу дробницы серебряны жемчюгом сажены, бархат червьчат на престоле, паникадило медяно кистица жемчюгом сажена, на княжей гроб покров бархат зелен, крест на нем жемчюжен, Апостол, Евангелие ................... серебром обложена, да 3 образы серебром обложены, стоят в головах у гроба у княжево на налое, Владимер святый серебром же обложен, да ковш понахидной да блюдечко серебряны, да ковш малой укропной серебрян, поручи тафтяны ж з золотом, шпринка бязинная с тряпки, ризы безинные оплечие бархат на золоте, натрахиль отлас на золоте, кресты серебряны, стихарь безинной оплечие камчатое, уларь отласной, двои поручи отласны, стихарь подризной, полотенной, две ширинки, да 2 ширинкн на полотне да ризы камчаты постные» (Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л, 39–40 об.; сравн. Рукоп. Соф. библ. 1162, л. 71–72). 529 Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 160 об.–161; Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 247 об.–248. – В 1618 году царские двери, сень и столбцы в церкви св. Владимира были росписаны заново старцем Нафанаилом (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Однако, уже древние иудейские мудрецы видели в этом псалме надысторические черты Мессианского царства, что и сохранилось в раввинистических книгах. Так, Таргум и Мидраш считают весь этот псалом мессианским. Согласно Мидрашу, весь 71-й псалом– это «прославление Мессии-царя» с. 102]. Царь, который избавит нищего, вопиющего и угнетенного ( Пс. 71:12 ), это, по Мидрашу, Мессия, «ибо написано: ...Он будет судить бедных по правде ( Ис. 11:4 )» [там же]. В сыне Давидовом прозревается уже не только Соломон, но и ожидаемый Мессия. Стих 17 на иврите звучит: Еще до того, как было солнце, Его имя было [йиннон]. Слово (йиннон) означает «да будет он расти» и считается у иудеев одним из восьми имен, означающих отрасль, как у Исаии в Ис. 11, 1 . В Мидраше утверждается, что это имя было дано Мессии до сотворения мира, еще до того, как было солнце с. 102]. Иудейский экзегет Раши говорит о Мессии, что «Его происхождение от древних времен, ибо еще до того, как было солнце, Его имя было Йиннон» с. 102–103]. Комментарии Раши взяты из трактата «Микраот Гедолот». О дарах, которые будут принесены Мессии-царю Талмуд в трактате Песахим 118в говорит: «Египет принесет дары Мессии», и дальше: «Все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» [там же]. Все народы (ст. 17) ублажат Мессию-царя. На еврейском: (коль гоим), т.е. речь идет именно о гоях, о язычниках, имеющих прославить ХристаМессию. Христианские святые отцы и толкователи Писания, естественно, рассматривали 71-й псалом, как мессианский, и толковали его в отношении Иисуса Христа и Церкви Христовой, принявшей в лоно свое все народы. Уже св. Иустин Философ (II в.) относит всё сказанное в 71-м псалме к Иисусу Христу и обратившимся к Нему народам. Из полемических слов св. Иустина явствует, что многие иудеи его времени всё, сказанное в этом псалме, относили только к царю Соломону, не желая признавать мессианское значение. Видимо, в то время жесткого размежевания с христианами иудеи не хотели видеть мессианское значение Писания и там, где оно достаточно очевидно. Некоторые христианские толкователи, напротив, в полемическом пылу вовсе отказывали многим пророческим изречениям в их историческом значении. От этой последней крайности, как правило, были свободны сирийские отцы, такие как прп. Ефрем Сирин , блж. Феодорит Кирский .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(Карф. 72). Данное правило определяет наказания родителям, допустившим по своему нерадению умереть ребенка без крещения. Это предписание оправдывается, между прочим, еще и тем, что и гражданское законодательство, как древнее, так и новое, карает лиц, допустивших ребенка умереть некрещенным. Тоже и священник, чьим небрежением это случится, подлежит наказанию 9 . 72-м правилом Карфагенского Собора предписывается крестить ребенка всегда, когда есть сомнение в том, что он крещен. О педобаптизме мы говорили в толкованиях 14-го правила I Всел. Собора и 53-го правила Трулльского Собора. Правило 38. Монахиня, узнавшая, при посредстве других лиц, о совершенном прелюбодеянии или о растлении дитяти, но не объявившая об этом настоятельнице, подвергается одинаковой епитимии, как если бы сама совершила это, согласно 71 правилу Василия Великаго . (Василия Вел. 71). Из текста настоящего правила ясно не видно, кто является субъектом прелюбодеяния и деторастления, о чем говорится в настоящем правиле. Если принять во внимание, что узнавшая об этом монахиня должна донести о случившемся игумении, тогда субъектом преступления является какая-либо другая монахиня, и в таком случае прелюбодеяние нельзя понимать в буквальном смысле слова, ибо таковое преступление могло бы совершить лишь лицо, связанное узами брака, что к монахине не может относиться; если же предположить, что монахиня совершила с кем-либо лишь блуд, в таком случае прелюбодеяние может мыслиться лишь в фигуральном смысле, т.е. что она изменила своему жениху Иисусу Христу, которому посвятила свое девство. Этим разъясняется смысл правила, ибо, имея в виду, кто и кому должен донести о совершившемся преступлении, трудно предположить, чтобы субъектом преступления было лицо не монашеского, а мирского состояния. Вина монахини, знавшей о преступлении, в том, что она прикрывала преступление, а это уже относится к наказуемому участию в преступлении, и, как знаем, укрыватели ( ο υποδοχες) преступлений подлежат такому же наказанию, как и сами преступники ( αυτουργο). С этой точки зрения может быть оправдана, в некотором отношении, ссылка Иоанна Постника на 71-е правило Василия Великого , хотя означенное правило св. Василия не говорит специально об укрывателях, но о соучастии ( σμπραξις) в преступлении, а о непосредственном участии настоящее (38) правило Иоанна Постника не говорит. Правило 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

530 Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 151 и об.; Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 248. Два последних образа в 1604 году были написаны заново для церкви св. Владимира Гришею Горбуном (см. выше). 536 Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 248 об. – См. также опись 1635 года в Рукоп. Кирил. библ. 76–1314, л. 158. 540 Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 249 об.–250. Сравн. ниже статьи о месте погребения разных лиц в Кирилове монастыре. 543 «Пелена отлас червчят, середник бархат черн, крест бархат золотной; старец Леонид сказал, что он ту пелену делал из царскые дачи» (Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 151 и об). 544 В 1601 году общая сумма образов в церкви не превышала 28: «местных 4 образа на золоте, да пядниц на золоте и на красках 24 образа, пелена в дробницами низаная, 2 пелены бархатных, пелена выбойчатая». (Рукоп. Кирил. библ. 74–1313, л. 603 об.–604). Царские вклады не были употреблены на украшение Владимирской церкви, вероятно, потому, что Иван Васильевич порицал братию за самое сооружение ее (см. выше). 545 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 154–155 об. – Сравн. выше примечание 527–529). Опись 1621 года упоминает о следующих переменах в алтаре Владимирской церкви: на престоле лежал «крест воздвизанной синалойной, а на нем распятие Господне на рези, но концом обложен серебром»; прибыло алтарных икон: «образ Спас, да образ Пречистые Богородицы, да образ Иванна Предтечи на празелене, в киоте образ Пречистые Богородицы на золоте, на полях святые, да образ Стефан пермский, а у киота на затворех четыре празника владычни и святые многие на золоте, образ соловецких чюдотворцов на золоте, образ ярославских чюдотворцов на краске ветх на дцке крест на краске». Над жертвенником к прежним были поставлены новые образа: 1) Одигитрия, 2) св. Николае чудотворец «в деяние», 3) «князя Владимира и Бориса и Глеба, да Николы чюдотворца на одной цке» (Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 251–252 об.). Кроме того в алтаре же находились блюдо медное, да шандан (же) медной же», в который ставили свечи над гробницами (Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 252 об.–253).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Управление развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования Московской области. Найти ребенка по видеопаспорту . Авторы - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – октябрь 2014. – С.70-71. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы:   Саша. Видеопаспорт 253 fs (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.70,71;   В италик. Видеопаспор m 2 dci 5 (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.70,71;   Куда обращаться будущим родителям Саши и Виталика . – С.71.   Семейный совет: Ребенок с особенностями в умственном развитии: что полезно об этом знать? Своим опытом делится Елена Фортуна , главный редактор журнала о приемных детях и их родителях «Родные люди», мама шестерых приемных детей, в том числе имеющих такие особенности. Подготовила Оксана Головко //Фома. - – октябрь 2014. – С.71. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »).   КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-89.   Дмитрий Володихин. Чудов и Стародевичий: Как будут восстанавливать древние кремлевский обители Чудов монастырь, Вознесенский монастырь, Спасская башня; Алексий, митрополит Московский; Патриарх Гермоген; Чудов монастырь. Фрагмент фрески и интерьер; Дмитрий Донской и Ефросинья Московская//Фома. - – октябрь 2014. – С.72-77. – (раздел « Культура »). Имеется план-схема «Храмы и монастыри московского Кремля, разрушенные в ХХ веке». Рисунок Артема Безменова (С.77). 2014 года президент России В. В. Путин заявил о намерении воссоздать в Кремле две древние обители, уничтоженные большевиками.   Вопросы мастерам о церковном искусстве: Как лучше использовать место вокруг храма? Отвечает Андрей Анисимов , заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов». Фото www.lori.ru//Фома. - – октябрь 2014. – С.78. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-138...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010