Параскеви      По благослову Митрополита Господина др група православних из пастирима: Томом парохом копарским, и Мирославом парохом новогоричким, провела пет незаборавних дана на поклоничком по православне и братске нам Разуме се да био град и Саборни храм у коме се мошти преподобне мати Параскеве, у нашем народу као света Петка.      Група од 37 поклоника кренула 28.априла на петодневно поклоничко Наредни дан, у поподневним сатима, стижемо у Молдовицу у истоимени манастир смо срдачно од нас упознала са манастира, а потом нас увела у манастирски Сутрадан, светом у поменутом манстиру, наставили смо наше уз успутна у манастирима Путна, Химоролуи (Хумор). У долазимо у сатима. и заслужени одмор проводимо под сводовима конака манастира Владичени.      у часовима, напокон долазимо у Саборни храм Молдовске смо се поклонили моштима светеПетке. Ту су наши оци и духовни пастири служили св. на се причестило доста ходочасника. После обишли смо уже градско притом, манастир Света Три и храм Светог Николе.      Из у коме се налазе и многе друге Пресвете Богородице, делови светих Великог, Златоустог и многих других, смо се поклонили, кренули смо пуни утисака и духовне радости. планираним путем смо манастир смо се поклонили и помолили на гробу великог духовника и старца Клеопе, манастир смо се поклонили моштима светог Симеона и светог Мине, манастир Петру Вода, смо се поклонили гробу старца и моштима светих новомученика Румунских, пострадалих за комунизма. Велику радост причинило нам монашко братствоо из манастира даривавши нам свето миро од новомученика Румунских. У манастиру Петру Вода смо окончали поклоничко те кренули пут духовним благом и      Велику захвалност Петку много пута контактирала смо и те су монаштво и свештенство били о нашем доласку, се и г-дину Драгану нам био од велике као преводилац. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/108304.html

12. Минея – Октябрь месяц. Бум. Лист. Без начального листа. О нашем празднике Покрова нет помину. 14 числа положена служба Св. Параскеве. Указано совершать бдение. Святая постоянно именуется петка, в зват. пад. петко. На литии первая стихира начинается так: Пришеств i ем сы т хь мощеи твоихь срьпска земля обогатисе». Канон 6-го гласа. Начало первого тропаря: «Napackebiя славная»... Акростиха не придерживался писатель. Книга должна принадлежать XVI в. 13. Минея – Июнь месяц. Бум. лист, 2 столбца 1546 г. В конце есть приписка: " Писасе с i я книга вь лето нд егда доспехь мою ( sic ) наста лето зне . Чпште и мене пом э нште гр эш наа и худа вь священноиноцехь i еромонаха Пахом i е писавшаго с i е гр бо». 14. Минея – Июль месяц. Бум. Лист, 1 столбец, 1549 г. В конце приписано: Слава Б о у вь троиц i и давшемоу по зачал и конць. Том слава вь безконьчн i е в э кы. Аминь. Лта н . м ц а генвара К книге приплетена служба Св. Иоанну Предтече (7 янв.). В конце её опять замечено: Честниши и с т ши о ц и любве ради х в аще что брещете прочитающе погршено исправляите и бл в ите а не кльнете нь поминаите и нась гршныхь тр дившихсе вь стыихь вашихь мл т вахь. Понеже не писа д х с т ы ни а гль нь р ка бреннаа и гршнаа и вась Б ь да простить. Аминь. Монах i ерей»... следует неразбираемая монограмма. 15. Богородичник. Бум. лист. Начинается Субботним каноном 1-го гласа и оканчивается каноном в Пяток вечера 8-го гласа, совершенно сходно с положенным в нашем Октоихе навечерними Богородичными канонами. К ним приписаны ещё каноны на 8 гласов, т.е. по одному на каждый из гласов, с канонами « м ченикамь, с т ителем и преподобнымь и оусопшымь» также на 8 гласов. В конце книги заметка: " С i а книга г л емаа Мольбникь Б ц и. Вь битель. с т го I оанна Предтеча». XVII века. 16. Номоканон. Бум. 8 . Семь тетрадей разбитых. XVII века. 17. Синаксариарий. Бомб. 8 . 1 столбец. Не достаёт в начале целого Сентября месяца и первых 10 чисел Октября. Начинается так: " Вь тоиже д н ь (Окт.) память седмаго збора. С т ыи седмыи все вселенны збор бысть в Никеи«... Книга стоила бы подробного обследования 214 . Может относиться к XIV веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

По смерти родителей блаженная Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание свое, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освященным жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преподобной девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травою и то по закате солнца. Злой дух искушал ее мечтами и привидениями, но «добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании Небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей Ангел и сказал: «Оставь пустыню и возвратись в твое отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения ее от тела, но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле Небесной, она отправилась в Отечество, и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила святую Софию и во Влахернском храме молилась пред чудотворною иконою Богоматери. Воротившись в родное местечко Пиват, она не застала в живых никого и из знакомых, и при храме святых апостолов пребывала в молитве. Прошло два года по возвращении ее из пустыни. Блаженная молилась в уединении своем и на молитве предала дух свой Богу. Тело ее похоронено христолюбивыми, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она. Это было в первой половине Х1 столетия. Близ того места, где похоронена была преподобная, подвизался столпник. Случилось умереть моряку, и тело его брошено было невдали от того места. Смрад от тела до того был силен, что столпник вынужден был сойти со столпа и просить близких жителей предать земле тело несчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Брат Петкы, когда достаточно научен был священному Писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбой с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимии, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря 177 . По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в Палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье Ираклийском при уединённом храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освящённым жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. – Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преп. девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травой и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями; «но добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». – Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела; но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во Влахернском храме молилась перед чудотворной иконой Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Брат Петкы, когда достаточно научен был священному писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твердым. По известности о его высокой жизни возведен он был на епископскую кафедру епархии мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбою с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043-1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимие, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре мадитской, на берегу моря38). По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Николимом, прежде чем удалилась она в палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла св. места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье ираклийском при уединенном храме покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание свое, отправилась она в Палестину   VIII, 131-141, но по такому списку, в котором листы перебиты, а издатель не позаботился привесть их в порядок. Список у Царского 135. Несколько измененное у св. Димитрия в четьи-минее окт. 14 д. 38) Wiltsch kirchl. Statistik 1, 425. Leonis expositio ecclesiarum p. 46 ed. Tafel. и поклонившись местам, освященным жизнию Спасителя, осталась жить в иорданской пустыне. – Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преп. девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травою и то зноя, то от холода, она питалась только травою и то по закате солнца. Злой дух искушал ее мечтами и привидениями: «но добрая Петка Вышняго положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твое отечество, - там тебе надобно оставить тело на земле и душею перейти к Господу». – Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения ее от тела, но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отчество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во влахернском храме молилась пред чудотворною иконою Богоматери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла св. места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье ираклийском при уединенном храме покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет. Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и поклонившись местам, освященным жизнию Спасителя, осталась жить в иорданской пустыне.– Одному Господу известны все подвиги равноангельного пустынного жития преп. девы. Истаевая то от зноя, то от холода, она питалась только травою и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями: «но добрая Петка Вышняго положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха. Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество,– там тебе надобно оставить тело на земле и душею перейти к Господу».– Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела, но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во влахернском храме молилась пред чудотворною иконою Богоматери. Воротившись в родное местечко Пивать, она не застала в живых никого из знакомых, и при храме св. апостолов пребывала в молитве. Прошло два года по возвращении её из пустыни. Блаженная молилась в уединении своём и на молитве предала дух свой Богу. Тело её похоронено христолюбивыми, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она. Это было в первой половине XI столетия. Близ того места, где похоронена была преподобная, подвизался столпник. Случилось умереть моряку и тело его брошено было не вдали от того места. Смрад от тела до того был силен, что столпник вынужден был сойти со столпа и просить близких жителей предать земле тело несчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Йоан Кронщадски (1829 – 1908) – велик светител, образцов пастир, поборник за православната вяра, присъединен към лика на светците от Руската православна църква. Извън речника: Св. Йоан Кронщадски. Йоаникий папа Витанов (†24 март 1853 г.) – един от последните големи български зографи. Принадлежи към тревненския зографски род на Витановците и е син на папа Витан Цонюв. Животът му е забулен в легенди. Единствените запазени писмени свидетелства са летописът на поп Йовчо от Трявна и едно писмо до Йоаникий от неговата съпруга. От летописа на поп Йовчо е известна само датата на смъртта му, докато годината на раждане е все още неясна. Ако се съди по най-ранната му подписана икона от 1814 година, може да се допусне, че той е роден около 1790 – 1795 година. Наследствотото на тревненския майстор наброява над 150 икони, лично датирани и подписани от него. Той е изографисвал множество храмове, сред които сливенските църкви «Свети Димитър», «Свети Никола», «Света София» и «Света Петка» в село Сотиря, храм «Св. великомъченик Георги» в Русе, Габровския Соколски манастир и други. Майстори от Тревненската школа са също Досю Коюв, Захария Цанюв, поп Димитър Кънчов и др. Йоаникий е съвременник на Захарий Зограф от Самоков (починали са в една и съща година). Извън речника: Йоаникий папа Витанов. Река Йордан (Иордан) – от евр. «спускащ се от Дан» – единствената пълноводна, непресъхваща река в Палестина, която се влива в Мъртво море. Реката тече от север към юг през средата на Палестина и я разделя на две части (Западна и Източна). Тя извира от южния склон на Ливан и от южните поли на Ермон от два извора, Баниас и Хасбани. Съединявайки се, тези извори образуват Малък Иордан, вливащ се в езеро Мером. Оттук потокът тече бавен и мътен, но скоро става прозрачен и след 15 км се влива в Генисаретското езеро. През южния край на езерото той изтича в Иорданската долина. Най-южната част на течението преминава през пустинната равнина, на запад от която се намира Йерихон. Изминавайки около 100 км от Генисаретското езеро, Йордан се влива в Мъртво море.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На Мойсинской горе находится множество церквей и монастырей, связанных с периодом правления Лазаря, и с монахами носителями духа синаитско-святогорского движения. Предание говорит, что на горе, которая и называлась «Мойсинской Святой Горой», было около 25 монастырей, а есть сведения, говорящие о 50-ти монастырях. Среди сохранившихся монастырей, самый известный – монастырь Св. Романа, на пути от Ражня к Джунису, недалеко от Южной Моравы. Монастырь связан с именем преподобного Романа Синаита. Монастырь построил (или восстановил) князь Лазарь или один из его слуг. К его южной стене пристроена часовня, в которой находятся мощи преподобного Романа Синаита. 22 Маловероятно, что речь идет о Романе, ученике Св.Климента и Наума, т. е. о Романе, жившем на 200 лет раньше Неманичей (Ср. Иустин Попович Жития за август (16),стр. 287). Видимо речь идет об одном из Синаитов, о чем свидетельствует предание, архитектурный стиль церкви и время строительства (восстановления) монастыря, тем более, что вся область Мойсиня связана с синаитами. Преподобный Роман пользуется большим почитанием народа, день прославления – 16 августа. Наряду с преподобным Романом, сохранилось и имя преподобного Нестора Синаита, который, по преданию, был его братом. Преподобный Нестор воздвиг церковь выше села Витковац, на левом берегу Моравы, посвятив ее Св. Нестору. Похоже, что это тот самый Нестор, причисленный к самым выдающимся духовным личностям эпохи князя Лазара. Помимо церквей Св.Романа и Св. Нестора, упомянем и следующие церкви и храмы, рассыпанные по Мойсинской горе и впадинах Послонской горы – Св. Петка Трнянская, Св. Петар, Джунис, Св.Архангел в селе Црквине, Каоник – церковные развалины, Бралина в Расинском районе (сохранился фундамент), Яковац, Стеванац, Варламовац, Св. Петка Сталачка. Мойсинские церкви, как правило, расположены в скрытых, иногда труднодоступных местах. Все они построены в стиле святогорско-моравской архитектуры, преобладавшей в то время. Монастыри Яковац и Стеванац, предание связывает с братьями Иаковом и Стеваном.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Наряду с преподобным Романом, сохранилось и имя преподобного Нестора Синаита, который, по преданию, был его братом. Преподобный Нестор воздвиг церковь выше села Витковац, на левом берегу Моравы, посвятив ее св. Нестору. Похоже, что это тот самый Нестор, причисленный к самым выдающимся духовным личностям эпохи князя Лазаря. Помимо церквей Св. Романа и Св. Нестора, упомянем и следующие церкви и храмы, рассыпанные по Мойсинской горе и впадинах Послонской горы – Св. Петка Трнянская, Св. Петар, Джунис, Св. Архангел в селе Црквине, Каоник – церковные развалины, Бралина в Расинском районе (сохранился фундамент), Яковац, Стеванац, Варламовац, Св. Петка Сталачка. Мойсинские церкви, как правило, расположены в скрытых, иногда труднодоступных местах. Все они построены в стиле святогорско-моравской архитектуры, преобладавшей в то время. Особенно нужно выделить церковь Пресвятой Богородицы в Джунисе, названную народом Джунисия. Это место в наши дни снова стало одним из самых значительных святынь Сербии. Само ее название говорит о некоем Дионисии, но о каком именно Дионисии идет речь, у нас нет никаких исторических данных. Не исключено, что это опять же некий Дионисий Синаит. В XIV веке был известен Дионисий, ученик прп. Феодосия Тырновского (ученика прп. Григория Синаита Старшего). Согласно сведениям из жития Феодосия, он был священником, великим подвижником и пустынником, трудом зарабатывал свой хлеб; был премудр в Священном Писании, знал греческое и славянское Писание, «был в разуме глубок». Известно, что большое количество учеников преподобного Феодосия и патриарха Тырновского Евфимия, перешло в Сербию после падения Болгарии (1393), поэтому и предположение о приходе Дионисия в Мойсин имеет основания. Хранит предание и имя преподобного Йоша Синаита, жившего и подвизавшегося в пещерах холма Шареника близ Йошаницы (Ягодина). Так же, как о преподобном Зосиме, которого ранил Обилич, и о нем предание говорит, что его случайно ранил во время охоты князь Лазарь. На месте гибели Йоши князь Лазарь позже построил монастырь Йошаницу. С южной стороны от западного входа в церковь и сейчас находится его захоронение, к которому народ прибегает за помощью и исцелением.

http://pravoslavie.ru/68383.html

По материалам официального сайта Могилев-Подольской епархии Старый городской центр с Красной площадью (бывшей Соборной) превращен теперь в сквер, где высятся памятники В.И. Ленину, героям, павшим в годы становления Советской власти и гражданской войны, героям Великой Отечественной войны. Из стоявших здесь прежде ратуши, костела (1772), соборной Николаевской церкви, множества жилых домов и лавок в лучшем виде сохранилась только, пожалуй, Николаевская церковь – ныне краеведческий музей. Как гласит надпись, высеченная на вмурованной в стену песчаниковой плите антропоморфной формы, храм воздвигнут «за стараня, во-первых, р[аба] б[ожия] Лукаша Петка Бурме[ст]ра, Димитрия Осади, Века Гродана Стояна, Димитрия, Тодора, Василия, Григораша, Танасея, Симеона и Б[ратс]тва Р[оку] Б[ожия]. 1754». В списке многих ктиторов не случайно стоят рядом украинские и молдавские имена. Общность национальных и религиозных чувств в извечной борьбе братских народов-соседей с чужеземными поработителями и есть тот краеугольный камень, на котором был воздвигнут храм - памятник. Он построен по традиционной схеме украинских трехчастных церквей, повторяя в камне приемы народного деревянного зодчества. Стремясь придать сооружению монументальность, обусловленную ещё и конструктивными соображениями, строители подняли над основным объёмом широченные, плотно сгруппированные барабаны с такими же объемистыми грушевидными куполами. Над ними вознеслись луковицы главок. Конечно, более поздние поновления несколько изменили первоначальный облик здания, но массивная тяжеловесность, усиленная маленькими, высоко над землей поднятыми окнами, все так же олицетворяет солидную «дородность», столь, вероятно, желанную создателям Николаевской церкви. Очень интересно решен прием перехода от квадратных объемов нижнего яруса к восьмерикам куполов: над бабинцом это достигнуто пластичным, плавным срезом углов, над основным объёмом (навою) – ступенчатым, в три шага срезом, над алтарем, закругленной абсидой, восьмерик вписан в круг легко и просто.

http://sobory.ru/article/?object=38520

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010