См. сноску на с. 97. 158 Горячность этого письма объясняется не только воинственным характером воеводы, но и остротой ситуации. Дать согласие на этот брак для отца юноши означало бы подписать приговор всем своим потомкам, из которых никто уже не сможет стать священнослужителем, поскольку Мирабай не браминских кровей. 159 Васудева(санскр. «тот, чей бог Васу») — поклонник Васу (санскр. «доброго»). Васудевой звали отца Кришны, и потому для Кришны это имя является родовым. 160 По сербски: сестра, жена и мати». 161 Преподобная Параскева-Петка(† XI в.; память 14/27 октября) весьма почитается сербами, трудно найти церковь в Сербии, где бы не было ее иконы; много храмов и часовен воздвигнуто в ее честь. Она родилась в Сербии, в селении Епиват, после смерти родителей продала все имение, раздала деньги нищим и пошла в Царьград, чтобы поклониться его святыням. Здесь она в молитвенном подвиге жила при одном храме пять лет. Затем посетила Святую Землю, поклонилась ее святыням и уединилась в суровой Иорданской пустыне. Однажды ей явился Ангел и повелел вернуться на родную землю, ибо там она должна была отойти ко Господу. Петка вернулась в свое сербское село и через два года мирно предала Богу свою чистую душу. Однажды на берегу было найдено тело утопленника. После его погребения святая Петка стала являться людям во сне и требовать его перезахоронения. Так были обретены мощи святой, лежавшие рядом с несчастным утопленником. Они стали являть столько чудес, что их, как великую драгоценность, начали оспаривать государи разных стран. В 1238 году мощи святой Петки были перевезены в Тырново. Когда турки напали на Тырново, святые мощи тайно перенесли в Валахию (совр. Румыния). Когда же турки захватили и Валахию, святая княгиня Милица († 1405) упросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. В XV веке султан Сулейман, ограбивший Белград, унес с собой в Турцию и святые мощи; они с большими почестями были поставлены в константинопольском патриаршем соборе. Наконец, в 1641 году мощи святой Петки были по просьбе молдавского господаря Василия Лупу перенесены в столицу Молдавии Яссы (ныне территория Румынии) во вновь воздвигнутый монастырь в честь Трех святителей. Здесь святые мощи покоились почти два с половиной века, затем были возвращены в Белград. 162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Габрово. Церковь Параскевы Сербской. Църква " Света Петка Българска " /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Параскевы Сербской Год постройки:приблизительно 1231 - 1300. Год утраты:1798 Адрес: Болгария, Габровская обл., о. Габрово, г. Габрово, кв-л Центр, ул. Генерала Радецкого Улица " Генерал Радецки " , 5300 квартал Център, град Габрово, община Габрово, област Габрово, България Координаты: 42.871562, 25.319582 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1231 году от Рождества Христова, в связи с переносом мощей Святой Петки болгарской, благочестивые габровцы построили храм " Святая Петка " . В честь этого события возведен иконостас, освященный 14 октября 2000 года. Церковь находится в нескольких метрах от церкви " Успение Пресвятой Богородицы " (православный храм в центре Габрово). Храм также существовал в первые века османского владычества. В 1798 году войска капудана Хусейна паши опустошили Габрово. Наряду с бесчисленными разрушениями церковь была сожжена. Но она не была восстановлена, а в 1804 году к югу от нее была построена новая церковь " Успение Пресвятой Богородицы " , при этом без официального разрешения власти. Она маленькая, расколотая и вкопанная в землю. Когда становится ясно, что отсутствуют документы на ее строительство, габровцы временно размещают в ней самарджий (мастеров седла для лошадей), чтобы предотвратить ее закрытие. В XIX в. Габрово уже является важным просвещенным, коммерческим и хозяйственным центром. Жители города получили возможность строительства более величественного храма. Старая церковь была разрушена 5 мая 1865 года, а 11 мая 1865 года началось строительство нового здания. Храм был завершен в 1866 году великим мастером эпохи Возрождения Генчо Кыневым.  Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47411

— Обратите внимание на эти изящные броши, — сказал настоятель, остановившись около одной из витрин. — Они интересны тем, что сделаны из… пуль. Скажем, во время сражения русский офицер или солдат получал ранение; его доставляли в госпиталь, и из пули, извлеченной во время хирургической операции, делали брошь. — А сейчас экспозиция музея пополняется? — поинтересовался я. — Да, конечно. Все русские люди, которые живут в Белграде, знают о нашем музее и постоянно приносят нам что-нибудь интересное. Жалко, что помещение, где мы находимся, стало для нас тесным и не вмещает все экспонаты, которыми мы располагаем. Света Петка В каком бы храме или монастыре мы ни были (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. Да практически в каждом сербском доме имеется ее образ! «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — А у нас, в России, — нет такого ее почитания». В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане — Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народу, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, и гражданские, и военные, и жители Белграда, и провинциалы. В храме можно принять Таинство Святого Крещения, купить крестик или лампаду, поставить свечу перед иконой святой Петки (так в Сербии зовут святую Параскеву) и помолиться перед ней. — В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? — спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича. — Она вовсе не великомученица. — А кто же? — Преподобная. — Она… сербская святая? — Да. Ларчик открывался просто. Света Петка родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро подавали милостыню. Девочка очень любила посещать церковь. Однажды за Божественной Литургией она услышала такие евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16:24 ). Стрелой пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое и нарядное платье первой же нищенке, а сама одела ее лохмотья.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Л. 146-157). При еп. Феодоре (вероятно, в 963) Иконий был осажден араб. эмиром. Накануне штурма города сторожу храма П. было видение: 2 ангела в образе прекрасных юношей подошли к раке с мощами П. и велели ей покинуть город, к-рый будет разрушен врагами за грехи его жителей. Мученица поднялась из гроба и со слезами стала молиться Богу о помиловании города, а затем вновь легла в гроб. На следующий день над войском неприятеля сгустилась необычная черная туча, из к-рой полетели камни. Напуганный эмир отказался от штурма Икония и заключил перемирие с иконийцами. Епископ рассказал эмиру о видении сторожа, и араб очень захотел взглянуть на мощи чудесной заступницы города. Увидев ее гроб, он решил увезти мощи святой, но 54 коня не смогли сдвинуть раку с места; горожане упросили его взять вместо мощей золота столько, сколько весит рака. Эмир согласился, думая, что золота окажется очень много, но когда стали взвешивать раку, она оказалась настолько легкой, что стоила всего 15 солидов. От мощей П. в Иконии впосл. произошло много исцелений. В Византии и впосл., в совр. греч. Церкви, почитание П. было полностью вытеснено культом прмц. Параскевы Римской, поэтому все сведения о мощах П., вероятно, относятся к мощам вышеупомянутой одноименной святой. Почитание П. скорее всего было только местным, иконийским, и закончилось после захвата М. Азии турками в кон. XI в. А. Ю. Виноградов Почитание на Руси и у вост. славян Вмц. Параскева. Рельефная икона. XVI–XVII вв. (Александро-Невская лавра, С.-Путербург) Вмц. Параскева. Рельефная икона. XVI–XVII вв. (Александро-Невская лавра, С.-Путербург) На Руси, в Белоруссии и на Украине почитание вмц. П. (Прасковьи) в народе слилось с народным почитанием персонифицированного дня пятницы, поэтому бытовало двойное наименование святой Параскева-Пятница (у юж. славян - Параскева (Петка) (др. Параскева, прп. Эпиватская, но с похожим культом) или даже просто - св. Пятница. С именем П. связана древняя традиция соблюдать 12 «обетных», или «главных», пятниц - перед чтимыми праздниками (не только двунадесятыми, напр.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Кроткий и богобоязненный Василий Лупул, воевода и господарь Молдавский, узнав о великой святыне, пожелал, чтобы она прибыла в его владения для упрочения веры и благочестия среди его подданных. Константинопольский Патриарх Парфений, рассмотрев этот вопрос и внимательно выслушав мнения своих иерархов и пресвитеров, счел возможным удовлетворить смиренную просьбу Молдавского господаря. В 1641 году мощи святой Параскевы прибыли в Яссы, первопрестольный град Молдавии, где они находятся и по сию пору. — Не хотели бы вы, — спросил я у отца Радомира Поповича, — чтобы мощи святой Петки снова прибыли в Сербию? — Одного нашего желания мало, — ответил священник, — надо, чтобы этого захотела и сама преподобная. — Как вы считаете, почему святая Петка покинула родную землю пять веков назад? — По грехам нашим. С тех пор сербский народ мало в чем изменился. Если бы вера нашего народа окрепла и он вернулся в Церковь, то, думаю, и преподобная Параскева тоже вернулась бы в свое отечество. — Будем молиться об этом вместе. Собор святителя Саввы Кого из сербских святых мы хорошо знали до нашей поездки? Конечно, святителя Савву. Мы читали его подробное, прекрасно написанное житие, у нас есть акафист этому угоднику Божию, который мы пели самое малое один раз в год, в день его памяти. И еще мы знали, что в святцах Сербской Православной Церкви есть святой Владислав, король Сербский, это имя мы помнили благодаря протоиерею Владиславу Свешникову, с которым связаны давними духовными узами. Мы догадывались, что в Сербской земле просияло еще много угодников Божиих, но кто они, где именно подвизались, какими чудесами прославились в своей стране и за ее пределами — об этом мы знали очень мало или совсем ничего не знали… И вот в один из первых дней нашего пребывания в Белграде мы поехали знакомиться с местами, связанными с именем святителя Саввы. Сначала отец Виталий показал нам малый храм. Он очень красивый — как снаружи, так и внутри. Красивые иконы, красивый иконостас, красивая церковная утварь. У левой, северной стены — гробница Сербского Патриарха Варнавы, который был искренним и горячим другом России. На южной стене сверху большая красочная роспись — она изображает то историческое событие, о котором знает каждый православный серб, — сожжение турками мощей святителя Саввы. Это произошло в 1595 году.

http://pravmir.ru/sveta-petka-rasskaz-o-...

В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999        В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане — Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народа, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, гражданские и военные, жители Белграда и провинциалы. Каждый может поставить свечку перед иконой святой Петки (так ее тут зовут) и помолиться перед ней. — В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? — спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича. — Она вовсе не великомученица. — А кто же? — Преподобная. — Значит, она сербская святая? — Да. Ларчик открывался просто. Излишне говорить о том, что в каждом сербском доме имеется икона святой Параскевы, а теперь и в Москве она есть у многих. Света Петка (святая Параскева) родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро раздавали милостыню. Девочка очень любила посещать храм Божий. Однажды за Божественной литургией она услышала евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Как стрела, пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое нарядное платье первой же нищенке, а сама оделась в ее лохмотья. Родители Петки пожурили дочку за такой поступок и снова одели ее в чистую и хорошую одежду. Через некоторое время девочка опять явилась домой в нищенских лохмотьях.

http://pravmir.ru/sveta-petka-rasskaz-o-...

В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой с лучезарным венком на голове. Тропарь: Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергша, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите: аз бо радующися иду ко Христу – жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Преподобномученица Анастасия Римлянина 11 нояб. (29 окт. по церк.кал.) Святая Анастасия Римлянина осиротела в возрасте 3-ех лет. Воспитывалась она в монастыре близ Рима, в котором приняла иночество. При императоре Декии (249–251 гг.) Анастасии исполнилось 21 год. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

А женским он стал недавно: лишь в середине XX века. И это так хорошо! Ведь если б он остался мужским, мы бы не познакомились с матушкой Параскевой. И имя у неё чудесное. Параскева — значит приготовление, подготовка к субботе, то есть пятница. Вот и получилось у святой великомученицы двойное прозвание, греческое с русским переводом: Параскева Пятница. По-сербски — Петка, а в русском народе — Прасковья, уменьшительно-ласкательно — Фрося или, как у Пушкина в «Медном всаднике», — Параша. В древности святая была настолько любима православными и так популярна, что придорожные часовни в народе называли пятницами, ибо в каждой из них стояла её икона. И святителя Николы Угодника, конечно. В древности святая была так популярна, что придорожные часовни в народе называли пятницами На этот раз мы собрались в монастырь на неделю. За несколько лет до памятной поездки я по случаю купил в антикварной лавке на окраине города медную икону великомученицы Параскевы Пятницы. Тогда я ещё не знал о существовании ни обители, ни её настоятельницы. И вот, перед самым отъездом в монастырь жена предложила: — Давай подарим матушке твою медную иконочку святой Параскевы. Я был в лёгком шоке. Не скажу, что у меня большое собрание медных икон, я их покупал по случаю, чтобы просто спасти от нечистых рук «коллекционеров» и спекулянтов. Так накопилось полтора десятка образов. Все они стояли в красном молитвенном углу. Я даже познакомился с собирателями медных икон, чтобы хоть немного освоить датировку. Моя Параскева, согласно мнению ценителей, оказалась древней. И вдруг: здравствуйте, пожалуйста. Одну из лучших моих икон отдай игуменье, которую я и видел-то всего два раза в жизни. И только потому, что её зовут Параскева. А у меня есть и святитель Николай, и страстотерпцы Борис и Глеб, и преп. Нил Столобенский, и Феодор Тирон с Феодором Стратилатом, и… Да мало ли кто у меня есть! Так можно ради совпадения имён все иконы раздарить… В общем, пожалел я, пожадничал. На границе с Сербией очередь оказалась непривычно длинная, к тому же в 5–6 рядов. Придётся простоять несколько часов. Как правило, мотор на границе не выключаешь, очередь движется быстро. А тут застопорилась. Турки на шикарных немецких машинах ехали с многочисленным семейством из Германии к себе домой, в отпуск, а их на предмет контрабанды проверяли заметно строже. Все заглушили моторы и, когда надо было подвинуть машину, просто толкали её руками. Иначе задохнёшься в выхлопных газах.

http://pravoslavie.ru/135174.html

Один из этих рабочих (его звали Георгий) ночью увидел во сне светлую царицу, сидящую на престоле, а вокруг нее множество красивых воинов в белоснежных одеждах. Георгий в страхе упал на землю. Тогда один из воинов поднял его и сказал: — Зачем ты со своими друзьями надругался над святыми мощами преподобной Параскевы? Немедленно исправь свою ошибку. А светлая царица добавила: — Побыстрее перенеси мои мощи в достойное место, потому что я не могу больше терпеть удушливого смрада. Утром Георгий рассказал о своем сновидении людям. Жители Епивата, возжегши свечи, с благоговением обрели мощи святой Параскевы и торжественно перенесли их в храм. Около великой святыни произошло много чудес: слепые прозревали, прокаженные очищались, согбенные выпрямлялись. Слух об этих удивительных чудесах дошел до благочестивейшего Иоанна Асена, короля Болгарского и Сербского. По его приказу мощи святой Петки в 1238 году были перенесены в престольный град Болгарской земли Тырнов. Через некоторое время турецкий султан Баязет покорил Сербию и Болгарию; храмы он разрушал, церковные драгоценности и украшения раздавал воинам. Православные христиане успели тайно перенести мощи святой Параскевы в Валахию. Однако нога нечестивого завоевателя вскоре ступила и сюда. Тогда сербская царица Милица попросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. Тот неожиданно согласился, и святыня была доставлены в столицу Сербского королевства Белград. Прошло еще сто двадцать лет. Началась новая полоса грабительских войн. Турецкий султан Сулейман Второй, взяв Белград и разграбив его, увез с собой в Константинополь несметные богатства. Среди них находились и честные мощи преподобной Параскевы. Слух о многочисленных чудесах, которые происходили около великой святыни (исцелялись не только христиане, но и мусульмане), с быстротой молнии разнесся по всему Константинополю. Турки, убоявшись, что эти чудеса нанесут немалый вред магометанству, передали святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в Патриаршем соборе.

http://pravmir.ru/sveta-petka-rasskaz-o-...

Митр. Григорий Цамблак причащает верующих. Гравюра (Richental U. Concilium zu Constanz. Augsburg, 1483. P. LXXI) (РГБ) Об адм. и церковно-литургической деятельности Г. в период пребывания его на митрополичьей кафедре свидетельств практически не сохранилось. Возможно, в это время он составил из ранних и новонаписанных сочинений сборник поучений «Книга Григорий Цамблак» (см. ниже). Следует отказаться от широко распространенной гипотезы, восходящей к построениям униатского митр. Льва Кревзы , поддержанной позднее митр. Сильвестром (Коссовым) и свт. Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским (см.: Рогов А. И. Петка Тырновская в восточнослав. письменности и искусстве//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 165; Naumow. 1996. S. 51), согласно к-рой Г. установил в Западнорусской митрополии почитание широко прославленной у юж. славян и правосл. румын прп. Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской). О существовании этой святой было известно на Руси со времени митр. Киприана - память ее, тропарь и кондак ей помещены в т. н. Псалтири митр. Киприана (РГБ. МДА. Фунд. 142), представляющей рус. копию 1-й четв. XV в. со среднеболг. оригинала; мощи прп. Параскевы упоминаются в «Списке русских городов, ближних и дальних», составленном в окружении этого иерарха. Кроме того, все восточнослав. списки Жития прп. Параскевы (обычно сопровождаемые повестью Г. о перенесении ее мощей в Сербию) содержат текст 2-й четв.- сер. XV в., отражающий серб. посредство (молитва за деспота Георгия Бранковича ; 1428-1456) ( Турилов. 2001. С. 260-261, 269. Примеч. 41). С деятельностью Г. музыковеды связывают также распространение в Западнорусской митрополии т. н. болг. распева ( Константинова Н. Към въпроса за музикалната дейност на Григорий Цамблак в Русия//Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3. С. 388-396; Тончева Е. Григорий Цамблак и църковно-певческата практика в славянския югоизток в периода XIV-XVII в.//Там же. С. 397-411), однако это мнение нуждается в дополнительном обосновании.

http://pravenc.ru/text/166685.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010