– Почти в одно с ним время подвизались Прохор, Гавриил и Иоаким. Прохор пшинский, расставшись с Иоанном, удалился в пустыню Брянскую, на р. Пшин, и здесь скончался. На месте его подвигов построен был Прозоровский Пшинский монастырь в Приштинском округе. Гавриил 30 лет провел в посте, молитве и трудах на горе Лесновской, и здесь построил Лесновский монастырь св. Архангела Михаила, разоренный турками, но в 1805 г. возобновленный. Св. мощи его перенесены были отсюда в Тернов. Иоаким подвизался в последней половине XI в. в пещере Осоговской горы, при р. Скупище, в местности Бабинь, и почил около 1105 г. Здесь также монастырь 479 . 6. Параскева Терновская (Петка или пятница), благоговейно чтимая болгарами и сербами, родилась в южной Фракии, в местечке Епивате, в конце X или в начале XI века. Еще в юных летах она отличалась таким со страданием к бедным, что часто отдавала им свою одежду, за что не раз слыхала упреки от своих родителей. По смерти же их, она, раздав все имущество бедным, отправилась путешествовать по святым местам, потом подвизалась в иорданской пустыне, а незадолго до своей кончины возвратилась на родину, и здесь жила, умерла и погребена была, как неведомая странница. Близь места её подвигов впоследствии подвизался какой-то столпник. Случилось, что тут же брошено было без погребения тело какого-то умершего моряка. Когда, по просьбе столпника, стали рыть могилу для умершего, то при рытии нашли гроб Параскевы, – и вместе с нею, по неведению, зарыли и умершего. Но св. Параскева явилась в сонном видении благочестивым жителям Епивата, Георгию и Евфимии, и велела вынуть тело её из могилы. Вырытое тело найдено было нетленным и торжественно положено было в Епиватском храме св. апостол. Отсюда мощи её перенесены были (1238 г.), по желанию болгарского царя Иоанна Асени II, в Тернов, в построенный во имя её храм. По взятии же Тернова турками, – валахийский господарь перенес их в свою столицу. Когда же и Валахия взята была (1396 г.) турками, – сербская княгиня Милица перенесла их в Сербию, но впоследствии они опять были перенесены (1641 г.), в Яссы, где и доселе почивают в соборном храме трех святителей 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

славянское племя, живущее теперь в пределах Австро-Венгрии. — под сокрытием, в сокровенном месте. сын и преемник Феодосия Великого, управлявший восточной половиной империи (395–408 гг.). Гонорий — также сын и преемник Феодосия Великого, управлявший западной половиной империи (395–422 гг.). 21:18. В этих словах Иисус Христос дал апостолам и всем вообще исповедникам христианской веры обетование об особом промышлении о них Божием. слова были сказаны Иисусом Христом о вечных и нетленных благах небесных (Мф. 6:19), которые христианин должен приуготовлять себе добродетельною жизнью. даром, бесплатно, без особой заслуги (ср. Мф.10:8). с гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу Апеннинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался оплотом Италии. Императоры, начиная с Гонория, имели здесь свое местопребывание. Равенна существует доселе и представляет главный цветущий город Итальянской области того же имени. почитался у римлян как бог лесов, — откуда и самое наименование его, — полей и стад. Этому богу посвящались три статуи, одна у дома, другая среди поля и третья на месте владения, почему, можно думать, Валерия и не могла миновать праздничного сборища в честь этого бога. мощей свв. мучеников было в июне 395 или 396 года. слова Псалма 88:16. Житие преподобной Параскевы имя Параскевы было — Петка. В Петке-Параскеве рано открылось пламенное желание жить для Господа. Слова Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мрк. 8:34), слышанные Параскевою в храме, как стрела пронзили ее сердце, и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Через несколько времени Параскева опять отдала свою одежду нищенке и потом не один раз повторяла то же самое. Ее бранили за это, но она отвечала, что иначе не может жить. (Пиват, Турецкий Баядос) — местечко, на взморье, между Селимвриею и Константинополем. морская гавань в Херсонесе Фракийском. сведениям, собранным святогорцем Никодимом, Параскева, прежде чем удалилась в Иорданскую пустыню, в Палестине, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету она поселилась в предместье Ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери, где провела в молитвах, посте и слезах пять лет. А затем, исполняя давнее желание свое, она отправилась в Палестину и, поклонившись св. местам, освященным жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Однажды ночью Параскева как обычно стояла на молитве. Внезапно в образе прекрасного юноши пред нею предстал Ангел Божий. — Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, — сказал он, — ибо там тебе подобает отойти ко Господу. Святая Петка вернулась в свое родное село Епиват и через два года мирно отошла ко Господу. Это произошло в первой половине одиннадцатого столетия. Прошло много лет. И вот случилось так, что близ того места, где была погребена святая Параскева, волны выбросили на берег тело утонувшего неизвестного моряка. От него стал исходить такой удушливый смрад, что мимо невозможно было пройти. Благочестивый столпник, подвизавшийся в этом месте, спустился вниз и попросил рабочих предать тело земле. Когда рабочие стали копать могилу, то обнаружили чьи-то нетленные мощи. Будучи людьми неопытными и несведушими, они не придали этому никакого значения и снова засыпали их землей, бросив в могилу и смрадный труп. Один из этих рабочих (его звали Георгий) ночью увидел во сне светлую царицу, сидящую на престоле, а вокруг нее множество красивых воинов в белоснежных одеждах. Георгий в страхе упал на землю. Тогда один из воинов поднял его и сказал: — Зачем ты со своими друзьями надругался над святыми мощами преподобной Параскевы? Немедленно исправь свою ошибку. А светлая царица добавила: — Побыстрее перенеси мои мощи в достойное место, потому что я не могу больше терпеть удушливого смрада. Утром Георгий рассказал о своем сновидении людям. Жители Епивата, возжегши свечи, с благоговением обрели мощи святой Параскевы и торжественно перенесли их в храм. Около великой святыни произошло много чудес: слепые прозревали, прокаженные очищались, согбенные выпрямлялись. Слух об этих удивительных чудесах дошел до благочестивейшего Иоанна Асена, короля Болгарского и Сербского. По его приказу мощи святой Петки в 1238 году были перенесены в престольный град Болгарской земли Тырнов. Через некоторое время турецкий султан Баязет покорил Сербию и Болгарию; храмы он разрушал, церковные драгоценности и украшения раздавал воинам. Православные христиане успели тайно перенести мощи святой Параскевы в Валахию. Однако нога нечестивого завоевателя вскоре ступила и сюда. Тогда сербская царица Милица попросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. Тот неожиданно согласился, и святыня была доставлены в столицу Сербского королевства Белград.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Посмеявшись от души, он сказал: – Действительно, я не был хорошим учеником по химии. Недавно мне приснилось, что учительница по химии спрашивает меня на уроке. Но как же ей объяснить, что если я не был хорошим учеником тогда, будучи молодым, то уж тем более теперь, когда моя борода поседела? Знаменитый сербский фотограф Вичан Вичанович пришел с визитом к патриарху, чтобы сфотографировать его для своего журнала. Будучи атеистом, он не знал, как обратиться к патриарху. Приготовив аппаратуру для съемки, он обратился к нему вместо «Ваше Святейшество» – «Ваша светлость». На что патриарх ответил: «Если я – светлость, то зачем вам вспышка?» Внучатая племянница патриарха вспоминала: «Когда он приезжал, то пересказывал во время обедов анекдоты и забавные истории, которые когда-то слышал сам. Часто, с одним и тем же задором, будто в первый раз, он рассказывал один анекдот. Суть его такова. Однажды за праздничной трапезой во время славы хозяйка дома поставила на стол горячий суп. Один нетерпеливый гость сам налил себе супа и начал есть. Но суп был таким горячим, что из глаз у него брызнули слезы. Сосед спросил, о чем он плачет. – Я чувствую глубокую печаль о тех, кто был с нами год назад и кого теперь посреди нас нет, – увернулся он. Когда же его сосед, также пожелавший отведать супа, обжегся и у него тоже потекли слезы, первый спросил: – А о чем плачешь ты? – Я грущу о тех, которых уже не будет с нами в году будущем! – ответил он. Патриарх просто и от души смеялся, не желая как-либо интерпретировать смысл этой истории. Заботу об этом он оставлял другим. Я тоже засмеялась, даже не предполагая, что, вероятно, он предчувствовал, что обед этот станет нашим последним совместным рождественским застольем...» 69 Прп. Параскева Младшая, в сербской традиции именуемая Петкой, – святая подвижница XI в., особенно почитаемая сербами и румынами. «Петка» на сербском языке, как «Параскева» на греческом, значит «пятница». Читать далее Источник: Патриарх Павел : Святой наших дней/Жан-Клод Ларше ; [пер. с фр. П.К. Доброцветов, С.О. Чернов]. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - 303 с. : ил., фот. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов (особенно ей молятся о сохранении здоровья маленьких детей), хранительницей семейного благополучия и счастья. Девушки на выданье молилятся ей, чтобы выйти замуж по любви. Святая блаженная Матрона Московская Блаженная Матрона была подвижницей благочестия на протяжении всего ХХ века. Девочка родилась слепой, но Господь даровал Матроне духовное зрение.С семи-восьми лет не го возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Так, много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. Она отошла ко Господу 2 мая 1952 года и была погребе на на Даниловском кладбище . Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.

http://azbyka.ru/semya/svjatye-pokrovite...

Однонефный храм монастыря (5,5 ´ 4,45 м) с полуцилиндрическим сводом был расписан в 1596, 1816, 1830 и 1849 гг. Фрагменты первоначальной росписи сохранились в алтаре и наосе. Считается, что их выполнил св. Пимен Зографский , на его авторство указывают как очевидное афонское влияние, так и идентичность декоративных элементов на фресках с теми, что украшают переписанные им Минеи и Октоихи ( Пандурски. 1975. С. 22-27). В алтаре сохранились росписи «Богородица «Знамение»», часть сцены «Причастие апостолов», ангел из композиции «Благовещение», Христос с потиром над жертвенником и на своде наоса - образы Христа Вседержителя, Христа Ветхого денми и сцена «Вознесение Господне». Стены наоса украшены 5 рядами росписей. На юж. стене в 1-м ряду 3 поясных образа пророков (читается: «Прор. Аввакум», рядом с ним: «Прор. Даниил»), во 2-м - фрагменты сцен «Воскресение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». Возле ростовых образов святых в 3-м ряду читаются имена святых Феодота, Феофилакта, Никифора, Епифания, Георгия, Василия, Антипы и Никиты. На сев. стене этот ряд продолжают образы святых Анфима и Евмения и святителей в облачениях с Евангелиями в руках (епископы Анкирский Феодор, Никомидийский Феофилакт, патриарх К-польский Никифор, свт. Епифаний Кипрский, епископы Митилинский Георгий Исповедник, Парийский Василий Исповедник, сщмч. Анфим Никомидийский и Гортинский Евмений). В 4-м ряду на юж. стене в медальонах с плетеным орнаментом видны образы св. Хрисанфа и нмч. Николая Нового Софийского. Левее, над 2-й нишей, изображены 3 Вавилонских отрока (Анания, Азария и Мисаил). Нижний ряд состоял из образов святых в человеческий рост: на юж. стене раскрыты фигуры святых Прокопия и Никиты (наиболее вероятно, что это Никита Ремесианский, V в.), на сев. стене - голова св. Трифона. На зап. стене в люнете сцены «Омовение ног» и «Тайная вечеря», в центре «Успение Пресв. Богородицы», обрамленное композициями «Преломление хлеба в Эммаусе» и «Избиение Вифлеемских младенцев». Ниже, с левой стороны от входа, представлены в рост св. Параскева (Петка), вмц. Екатерина и арх. Михаил, в нише - поясной образ свт. Николая Мирликийского. По сторонам от входа образы равноапостольных Константина и Елены и вмч. Пантелеимона, справа внизу, в медальоне,- Аарон из сцены «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Плевен. Церковь Параскевы Сербской. Църква " Света Петка Българска " Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Один из старинных православных храмов болгарского города Плевен. В 1850 году, на пожертвования местных жителей, в Плевене был построен небольшой храм, посвященный Святой Параскеве Пятнице. В 1858 году при храме была открыта школа. С развитием торговли и ремесел город расширялся, и существующая церковь уже не могла вместить всех прихожан, поэтому настала необходимость расширить и обновить существующий храм. В течение нескольких месяцев церковный совет ожидал решения турецких властей. И наконец, 4 мая 1870 года началось строительство нового храма. Спустя два года на месте старого здания была возведена великолепная базилика. Церковь Святой Параскевы расположена в центральной части города. Храм был построен по проекту архитектора Генчо Кынева, уроженца города Трявна, ученика выдающегося болгарского зодчего Николы Фичева (Колю Фичето). Церковь Святой Параскевы была освящена 20 декабря 1872 года болгарским экзархом Антимом I. Храм состоит из притвора, двух боковых часовен и центральной части, где расположен Главный алтарь. Церковные иконы в деревянных окладах были подарены церкви Святой Параскевы различными ремесленными объединениями. Настенные фрески были выполнены в 1914 году. Новый иконостас был создан 1903 году талантливым мастером Иваном Костадиновым и расписан Данаилом Нестеровым. Церковь освящена во имя архидиакона Стефана, основателей славянской письменности братьев Кирилла и Мефодия и преподобной матери Параскевы. В 2012 году в церкви Святой Параскевы проводились масштабные реставрационные работы, в ходе которых были полностью восстановлены главные художественные ценности храма – иконостас, настенные фрески и кафедра епископа. Церковь Святой Параскевы в Плевене является историко-культурным памятником национального значения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47103

Адрес: Будва, Свете Стефан Проезд: Храм находится в нескольких километрах от курортного города Будва на острове Свете Стефан. Вход через лобби отеля с бассейном. Подробнее... Церковь великомученика Георгия под Горицей (Подгорица) [ править править код ] Две церкви привлекают особое внимание при посещении Подгорицы – столицы Черногории. Одна из них – это кафедральный собор Воскресения Христова, а другая – церковь святого великомученика Георгия, или как ее еще называют – церковь Святого Георгия под Горицей, потому что она располагается у самого подножия холма Горица. Церковь святого великомученика Георгия под Горицей — старейший православный храм митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви. Она была построена в IX веке и на протяжении десятилетий она была единственной церковью в Подгорице. И по сей день церковь Святого Георгия под Горицей остается одной из главных достопримечательностей города. Адрес: 19. Decembar, Podgorica, Черногория Проезд: храм расположен в центре Подгорицы рядом со стадионом Подробнее... Церковь великомученика Георгия Победоносца (Херцег-Нови) [ править править код ] Церковь святого Георгия Победоносца, расположенная в Херцег–Нови, считается одним из самых интересных объектов архитектуры и истории страны. Судя по местным легендам, в давние времена на месте церкви находилась мечеть, скорее всего построенная во времена господства Османской империи. Однако по какой-то причине мечеть была разрушена. Власти Херцег-Нови решили возвести на ее месте церковь, которой дали имя святого Георгия, одного из самых почитаемых православных святых. Адрес: Njegoševa, Herceg-Novi, Черногория Проезд: храм находится на территории церковного комплекса рядом церковью Спасителя Подробнее... Церковь преподобной Параскевы-Петки в Подостроге (Будва) [ править править код ] Церковь преподобной Параскевы-Петки в Подостроге расположен в городе Будва, неподалеку от монастыря Подмаина. Преподобная Параскева-Петка пользуется особой любовью и уважением у сербского народа. Внутри храм расписан красивыми фресками. Прихрамовая территория ухожена, почитаема и посещаема местным населением.

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(хр...

Лета 7035 (1557), Апреля 5 дня». (Приб. к V т. Древ. Российской Вивл.). В жизнеописании патр. Гермогена сообщается и об открытии мощей пр. Гурия и Варсонофия: об нем также сообщалось, отдельной статьей – чтением в прологах, напр. в Кириллов. Прол. XVII в., 1250 л. 100: «В тот же день (4 окт.) сказание в кратце о обретении мощей» и пр. 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский Чудотворец. – Житие пр. Сергия написано в 1584 г. при Иоанне IV, митроп. Данииле и епископе вологодском и велико-пермском Варлааме. Составитель его Иона игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло-Обнорского монастыря. Сам Протасий писал со слов инока Геннадия, которому о жизни пр. Сергия рассказывал Антоний, многократно слышавший о том же от Алексия, постриженника и ученика Сергиева, бывшего первым игуменом в Павлове (Верюжинский, Волог. свят. 231). По словам проф. Ключевского, «ряд иноков преемственно передавали один другому в продолжении столетия повесть о жизни святого (Сергия Вол.), пока около половины XVI в., последний из них, игумен Павлова Обнорского монастыря, Протасий, не записал предания в своих «свитках», которыми Иона пополнил изустные рассказы братии» (Жит. свят., 302). – Такова литературная история настоящего проложного чтения. – Пр. Сергий скончался в 1412 г. (Барсукова, 510) или в 1413 (Леонид, Св. Русь, 74). 4. Память преп. Параскевы Болгарской. – В Четьи-Минеи м. Макария житие пр. Параскевы помещено под заглавием: «Житие и жизнь преподобныя Матере нашея Параскевы, списанное Евфимием, патриархом Търновским. К концу же слова и како перенесена бысть в славную Сръбскую землю, списано Григорием Цамвлаком» (окт. стр. 1022). Но жизнеописание Евфимия (XIV в.), с добавлениями Григория Цамблака, было только одной из позднейших редакций жития этой святой. Преп. Петка или Параскева была родом из села Епивате, недалеко от Калликратии в окрестностях Константинополя; когда она родилась и умерла, неизвестно, но время её подвижничества относят ко второй половине X и к первым годам XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010