Не помню сейчас — прошло уже почти 30 лет с того времени, но, кажется, около главы изображены были заглавные буквы IC ХС (Иисус Христос). А может быть, под изображением написаны были указанные выше слова об Арии. Во всяком случае, мне был совершенно понятен смысл этого изображения. Но вероятно, позднейшему иконописцу совсем непонятно оно было, и он решил нарисовать на этом месте какого-то святого.    Но не это важно; важно то, что когда я смыл верхнее изображение, то вода тотчас же перестала сочиться, не возобновляясь после в течение шести месяцев, которые я там пожил. Объяснить эту перемену я могу не иначе, как чудом.    Но я и не старался это делать, потому что, как и вдова фельдшера, не дивился и не дивлюсь чудесам. «Невозможное для человека — возможно Богу» — сказал Сам Господь Иисус Христос.    А где Господь, там чудеса не только возможны, но и необходимы. Потому Церковь и поет по праздничным вечерам: «Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса». Высочайшее чудо, прежде всего, Сам Бог. А после Бога все чудеса — малы и незначительны. Обновленная икона Божией Матери    Здесь уместно вспомнить о чуде обновления икон. Как мы все помним, в первые дни после революции во многих местах нашей Руси обновлялись иконы.    Одну из таких я видел в Карпатской Руси, у кого-то из русских беженцев.    Иконочка была небольшая, вершков 5 высоты и 3—4 ширины. И изображение Божией Матери с наискось правого угла до противоположного левого было темным, а с другой — совсем светлым.    Это я видел. «На Троицу»    То было в сербском монастыре «Петковица». (Петки по-сербски — пятница, а пятница по-гречески — параскеви, подготовительный день к субботе, и есть мученица и преподобная Параскева: частица мощей ее была в этом сербском монастыре «Свята Петка»).    Этот монастырь был в 30 километрах от г. Шабец. Этот монастырь был в распоряжении русских монахов, 20—25 человек нас собралось здесь в 1923, кажется, году.    Службы мы там совершали «по уставу», довольно полно. На праздник Св. Пятидесятницы, после литургии, как известно, отправляется вечерня с тремя большими коленопреклонными молитвами Св. Василия Великого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

i) В пергаменных прологах так называемой сербской редакции, но русского происхождения, в которые внесены некоторые святые южно-славянские (14 окт. Параскева-Петка, 30 янв. Петр, царь болгарский), есть памяти русских святых, 5 сентября успение Хлеба (sic), 2 мая перенесение мощей Бориса и Глеба, 3 мая преподобного Феодосия Печерского , 24 июля Бориса (убиение) и Глеба, 26 ноября тропарь великомученику Георгию. Но есть в них две русские памяти, доселе бывшие неизвестными по прологам собственно – русским. Это – 15 апреля паметь благоверного князя Мстислава, ему же бе сьдеяно име в святем крещени Феодор 96 , со сказанием. Это благочестивейший между князьями, сын великого князя Владимира Мономаха , князь новгородский, потом белгородский и наконец с 1125 г. по свою кончину в 1132 или 1133 году великий князь киевский, погребенный в Киеве в основанном им монастыре святого великомученика Феодора Тирона. По этому проложному сказанию святой князь в день своего преставления уведал, что это день его преставления 97 . В этом же прологе под 11 июля есть преставление святые царицу рушьскые Ольгы пре матере всех кнезь рушькых, со сказанием. В конце сказания есть обращение к святой Ольге: «Его же (Бога) молящи не престай о чтущих день преставления ти (твоего)». Мощи ее перенесены были еще сыном ее святым великим князем Владимиром в Десятинную церковь . Этот пролог перешел из России в Болгарию, принят и переписываем был и в Сербии и имеется в России в двух пергаменных экземплярах XIV века и в Румянцевском музее 319) и в Хлудовской библиотеке 189) и в той же библиотеке еще 191 на бомбицыне XV века. Этот вид пролога сербско-болгарской редакции замечателен тем, что в одной книге содержит памяти святых за весь год и что в нем нет нравственных сказаний из патериков и других источников ни в самом тексте, ни в приложении в конце. В Хлудовском прологе 189) приложены в конце пять слов Иоанна Златоустог о и еще две статьи: страдание святого великомученика Георгия и прение об опресноках с латинами Константина Панагиота.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во времена святителя Саввы Святая Земля, по которой прошли пять армий крестоносцев, представляла собою картину разрухи и опустошения. Воистину, трудно сказать, кто нанес Палестине более тяжкие раны: последователи полумесяца или последователи креста. Савве, который не находил наслаждения и в красотах родной Сербии, ужасающая разруха Христовой отчизны не была скучна. Он искал только Спасителя, с намерением молиться Ему всюду, где что-либо напоминало о Нем. Истинная любовь выше красот природы. В Вифлееме Савва входил в каменную пещеру, в коей Иисус родился от Пресвятой Девы Марии. В Назарете он посетил дом Иосифа, где архангел Гавриил благовестил Марии, что она избрана от Бога, дабы родить Царя царствующих. Он поднимался на Фавор, где Христос открыл Свое Божество чрез Свое преображение. Он был в Кане, где Господь на свадьбе претворил воду в вино, и так положил... начало чудесам ( Ин.2:11 ). Оттуда святой направил свой путь к Галилейскому озеру, на берегах коего Господь проповедовал Свое учение и творил дивные чудеса. Савва путешествовал по реке Иордану, в которой святой Иоанн Креститель крестил и Самого Иисуса Христа; перешел реку, дабы увидеть безжизненную пустыню, где целых тридцать лет прожил Иоанн и куда позднее, в XI веке, пришла молодая сербка, преподобная Параскева (Петка), за тот же срок превзошедшая пустынного льва. Посетив монастыри святого Иоанна и святого Герасима, Савва пошел через Иерихон на Гору Искушения, где Спасителя после крещения искушал диавол. Там, в греческом монастыре, святитель служил Божественную литургию в алтаре, находящемся на том самом камне, на котором, по преданию, Христос стоял, постясь сорок дней и сорок ночей. Затем Савва побывал в пещерах возле Мертвого моря, желая увидеть христианских пустынников и побеседовать с ними. Он наделил их дарами, прося молитв о себе, о почившем короле Стефане – монахе Симоне и о всей своей пастве. На обратном пути из Иерихона в Иерусалим святитель посетил великую Лавру святых Евфимия и Феоктиста, Хозевитский монастырь, монастырь святого Харитона; всюду он хотел научиться чему-нибудь полезному, а вместе с тем всегда был готов помочь милостыней. Побывал в Вифании, где Господь явил величайшее из своих чудес, воздвигнув из мертвых погребенного четверодневного Лазаря. Наконец, на некоторое время задержался в монастыре преподобного Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота. Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим. С 1912 года до кончины в 1960 году в нём бессменно прослужил кандидат богословия протоиерей Павел Лепёхин (1880−1960). Адрес: г. Москва, 4-й Рощинский проезд, дом 30 Телефон: +7 (495) 954-18-67 Сайт: http://hram-sv-duha.ru/ Подробнее... Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище (Москва) [ править править код ] Храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище (Москва). В 1652 году за Москвой на Троицкой дороге возле села Напрудного (память от него в настоящее время осталась только в названии переулка, соединяющего улицы Гиляровского и Щепкина, — Напрудный) Алексей Михайлович с народом встречал мощи святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси, поставленные затем в Успенском Соборе Кремля. На месте же их встречи была установлена часовня с огромным дубовым крестом с надписью, сообщающей о событии, которое послужило причиной его установки; местность вокруг часовни получила название «У креста» и «Крестовская застава». Благочестивые богомольцы, отправлявшиеся в Троице-Сергиеву Лавру, служили в этой часовне молебны. Сам крест стоял при дороге до 1929 года и в этот же год был перенесен в ближайшую церковь Знамения в Переяславской слободе, где находится и поныне, а старое название местности сохранилось в названиях Крестовского переулка и Крестовского моста. В следующем 1772 году, 25 декабря по старому стилю, в день Рождества Христова на Крестовском кладбище была поставлена деревянная церковь, освященная именем преподобной Параскевы Сербской (Параскева-Петка, что по-русски означает «пятница»), впоследствии кладбище стало именоваться Пятницким. Адрес: 129626, Москва, Дроболитейный переулок, д. 5, стр. 1. Телефоны: +7 (963) 772-52-26 — основной (храм); +7 (495) 687-34-09 — приходской дом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы,_...

В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Сошествие во ад. Роспись Боянской церкви. 1259 г. В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом.

http://pravenc.ru/text/153291.html

В моей семье возникла ситуация, когда я внутренне понял, что единственный, кто мне может помочь – это Бог, если Он есть. Когда вся людская помощь уже была недоступна для меня. Хотя я ещё и не верил в Бога толком, если говорить честно Mon, 27 Oct 2008, 09:30 Православие в мире Света Петка. Рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. " Как любят сербы эту святую, - подумал я. - Даже в России нет такого ее почитания " . Mon, 27 Oct 2008, 09:00 Православие в мире Об отце Софронии (Сахарове) и монастыре в графстве Эссекс. Часть 1. Отец Софроний провел много лет в очень тяжелых условиях, можно сказать, в такой абсолютной нищете, где даже консервная банка, пустая консервная банка считалась для него величайшим богатством – из нее можно было пить воду. Fri, 24 Oct 2008, 10:03 Православие в мире Причастие – не награда за «хорошее поведение» Прихожане и особенно прихожанки, как правило, не следуют распространенному в России кодексу одежды - юбка до пола и нечто возможно более скромное и закрытое сверху. Тут больше упор на нарядность одежды, а не на её скромность, подразумевается, что на богослужение одеваются празднично, в лучшее. Вместо платков, дамы обычно носят шляпки, если вообще носят - сделать кому-либо без головного убора замечание по этому поводу вряд ли придет в голову. Fri, 12 Sep 2008, 10:00 Мария Абушкина Православие в мире Паломничество молодежи РПЦЗ в Россию Я сразу почувствовал, что это мой родной народ и что это моя страна. Все, что мы учили дома и в русской школе, стало живым. Я не хотел уезжать и обязательно поеду снова. Sat, 30 Aug 2008, 10:00 Православие в мире Абхазия – страна мечты, страна Православия Абхазия. Апсны – «страна снов, мечты». При этом слове возникают приятные ассоциации – море, солнце, фрукты. Они настолько устойчивы в нашем сознании, что даже недавняя война Абхазии с Грузией не может их вытеснить. Но Страна Мечты славится не только прекрасными (и недорогими!) курортами. Никакая пропаганда советской эпохи не смогла стереть память о святых местах, которыми она изобилует.

http://pravmir.ru/travel.html

   Девица, сестра, жена и мать — эти четыре сербских слова, очевидно, происходят от санскритских корней. «Дева» у нас, в Индии, и сейчас на разговорном языке означает божество и девицу. И действительно, у сербов истинная девица, девственница, считается неким высшим существом, чем-то святым и возвышенным. В южных областях Сербии, где европейская «госпожа культура» еще не испортила народ, перед девицей встают и старики, и старухи. В великом народном эпосе с почтением воспеваются девицы, сестры и матери. Жена как таковая не воспета столько и с таким почтением. А если и воспевается, то не без примеси иронии и шутки. Между тем, нигде нет иронии и шутки, когда речь идет о девице, сестре и матери.    Сербская женщина как отшельница, молитвенница и святая возвеличилась до небес. Святая Петка, Параскева, как дева — изначальный образец для целых поколений женщин во все века. Она жила в Х веке по Рождестве Христовом. Девица из дворянской семьи, она удалилась в Палестину в суровую Заиорданскую пустыню, чтобы жить жизнью святого Иоанна, Христова Крестителя. И прожила там всю свою жизнь до глубокой старости, питаясь, так сказать, ничем и не общаясь ни с кем. Величественный образец, который, без сомнения, импонировал бы и нашим наивеличайшим гималайским аскетам.    Святой Петке подражали и нищенки, и царицы сербские в течение тысячи лет. Почти все королевы и княгини из династии Неманичей удалились в монастыри и окончили свои дни в монашеском чине. Над всеми ними сияет подобно утренней звезде царица Милица, вдова последнего сербского царя Лазаря, убитого турками на Косовом поле. Мы, индийцы, ценим нечто подобное превыше всего. Аскеза — сердцевина Индии: сердцевина ее истории, ее культуры и любой ее философии любого направления.    Сербская женщина как воительница в народной борьбе за освобождение от турок — это святительница своего рода. Княгиня Любица сто двадцать лет тому назад воодушевила разбитую сербскую армию и повела ее на бой с турками. Турки были разбиты, и Сербия освобождена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

— Не хотели бы вы, — спросил я у отца Радомира Поповича, — чтобы мощи святой Петки снова прибыли в Сербию? — Одного нашего желания мало, — ответил священник. — Надо, чтобы этого захотела и сама преподобная. — Как вы считаете, почему святая Петка покинула родную землю пять веков назад? — По грехам нашим. С тех пор сербский народ мало в чем изменился. Если бы вера нашего народа окрепла, и он вернулся в храм, то, думаю, и преподобная Параскева тоже вернулась бы в свое отечество. — Будем вместе молиться об этом. Собор святителя Саввы Кого из сербских святых мы хорошо знали до нашей поездки? Конечно, святителя Савву. Мы читали его большое, подробное, прекрасно написанное житие, у нас есть акафист этому угоднику Божию, который мы пели самое малое один раз в год, в день его памяти. И еще мы знали, что в святцах Сербской Православной Церкви есть святой Владислав, король Сербский, — это имя мы помнили только благодаря протоиерею Владиславу Свешникову, с которым связаны давними духовными узами. Мы догадывались, что в Сербской земле просияло еще много угодников Божиих, но — кто они, где именно подвизались, какими чудесами прославились в своей стране и за ее пределами, — об этом мы знали очень мало или совсем ничего не знали… И вот в один из первых дней нашего пребывания в Белграде мы начали знакомиться с местами, связанными с именем святителя Саввы. Сначала отец Виталий показал нам малый храм. Он очень красивый — как снаружи, так и внутри. Красивые намоленные иконы, красивый иконостас, красивая церковная утварь. У левой, северной, стены — гробница Сербского Патриарха Варнавы. На южной стене большая красочная роспись — она изображает историческое событие, которое знает каждый православный серб, — сожжение турками мощей святителя Саввы. Это произошло в 1595 году. Рядом с малым храмом находится большой. Как озеро отличается от океана, так и первый собор отличается от второго. Через северные двери входим в храм. Внутри величественные размеры собора поражают воображение еще больше, чем снаружи (подобное впечатление у меня было в соборе Святой Софии в Константинополе — самом большом храме Вселенского Православия). Закидываю голову и смотрю вверх — купол так высоко, что даже не верится (высота храма, включая крест, восемьдесят два метра). Вот здесь, в восточной части, должен быть алтарь — пока его нет, одно гулкое пространство да узкие прямоугольные окна… пока вообще ничего нет в соборе. Даже пол не вымощен каменными плитами, под ногами у нас что-то вроде темного мелкого шлака.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Прошло еще сто двадцать лет. Началась новая полоса грабительских войн. Турецкий султан Сулейман Второй, взяв Белград и разграбив его, увез с собой в Константинополь несметные богатства. Среди них находились и честные мощи преподобной Параскевы. Слух о многочисленных чудесах, которые происходили около великой святыни (исцелялись не только христиане, но и мусульмане), с быстротой молнии разнесся по всему Константинополю. Турки, убоявшись, что эти чудеса нанесут немалый вред магометанству, передали святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в Патриаршем соборе. Кроткий и богобоязненный Василий Лупул, воевода и господарь Молдавский, узнав о великой святыне, пожелал, чтобы она прибыла в его владения для упрочения веры и благочестия среди его подданных. Константинопольский Патриарх Парфений, рассмотрев этот вопрос и внимательно выслушав мнения своих иерархов и пресвитеров, счел возможным удовлетворить смиренную просьбу Молдавского господаря. В 1641 году мощи святой Параскевы прибыли в Яссы, первопрестольный град Молдавии, где они находятся и по сию пору. — Не хотели бы вы, — спросил я у отца Радомира Поповича, — чтобы мощи святой Петки снова прибыли в Сербию? — Одного нашего желания мало, — ответил священник, — надо, чтобы этого захотела и сама преподобная. — Как вы считаете, почему святая Петка покинула родную землю пять веков назад? — По грехам нашим. С тех пор сербский народ мало в чем изменился. Если бы вера нашего народа окрепла и он вернулся в Церковь, то, думаю, и преподобная Параскева тоже вернулась бы в свое отечество. — Будем молиться об этом вместе. Собор святителя Саввы Кого из сербских святых мы хорошо знали до нашей поездки? Конечно, святителя Савву . Мы читали его подробное, прекрасно написанное житие, у нас есть акафист этому угоднику Божию, который мы пели самое малое один раз в год, в день его памяти. И еще мы знали, что в святцах Сербской Православной Церкви есть святой Владислав, король Сербский , это имя мы помнили благодаря протоиерею Владиславу Свешникову, с которым связаны давними духовными узами. Мы догадывались, что в Сербской земле просияло еще много угодников Божиих, но кто они, где именно подвизались, какими чудесами прославились в своей стране и за ее пределами — об этом мы знали очень мало или совсем ничего не знали…

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Не помню сейчас — прошло уже почти 30 лет с того времени, но, кажется, около главы изображены были заглавные буквы IC ХС (Иисус Христос). А может быть, под изображением написаны были указанные выше слова об Арии. Во всяком случае, мне был совершенно понятен смысл этого изображения. Но вероятно, позднейшему иконописцу совсем непонятно оно было, и он решил нарисовать на этом месте какого-то святого. Но не это важно; важно то, что когда я смыл верхнее изображение, то вода тотчас же перестала сочиться, не возобновляясь после в течение шести месяцев, которые я там пожил. Объяснить эту перемену я могу не иначе, как чудом. Но я и не старался это делать, потому что, как и вдова фельдшера, не дивился и не дивлюсь чудесам. " Невозможное для человека — возможно Богу " — сказал Сам Господь Иисус Христос. А где Господь, там чудеса не только возможны, но и необходимы. Потому Церковь и поет по праздничным вечерам: " Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса " . Высочайшее чудо, прежде всего, Сам Бог. А после Бога все чудеса — малы и незначительны. ОБНОВЛЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Здесь уместно вспомнить о чуде обновления икон. Как мы все помним, в первые дни после революции во многих местах нашей Руси обновлялись иконы. Одну из таких я видел в Карпатской Руси, у кого-то из русских беженцев. Иконочка была небольшая, вершков 5 высоты и 3-4 ширины. И изображение Божией Матери с наискось правого угла до противоположного левого было темным, а с другой — совсем светлым. Это я видел. " НА ТРОИЦУ " То было в сербском монастыре " Петковица " . (Петки по-сербски — пятница, а пятница по-гречески — параскеви, подготовительный день к субботе, и есть мученица и преподобная Параскева: частица мощей ее была в этом сербском монастыре " Свята Петка " ). Этот монастырь был в 30 километрах от г. Шабец. Этот монастырь был в распоряжении русских монахов, 20-25 человек нас собралось здесь в 1923, кажется, году. Службы мы там совершали " по уставу " , довольно полно. На праздник Св. Пятидесятницы, после литургии, как известно, отправляется вечерня с тремя большими коленопреклонными молитвами Св. Василия Великого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010