Н. Царского и частично И. П. Сахарова. Это составило 1/3 собрания, вошедшего в описание Л. (ок. 800 рукописей и 194 документа из 2243). Описание не было завершено, в него не вошли свыше 200 рукописей. В 1891 г. Л. издал кн. «Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до XVIII в.: Справочная книга по русской агиографии» (СПб., 1891). В статьях Л. 1888-1889 гг. нашла отражение полемика с историком И. И. Малышевским , к-рую он вел во время работы над книгой по вопросу о происхождении кнг. Ольги. Последний труд Л., как отмечал архим. Иннокентий (Просвирнин), «представляется прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии» ( Иннокентий (Просвирнин). 1972. С. 227). Л. владел классическими, а также новогреч., польск., франц., нем., англ., тур., араб. языками, был автором ок. 300 научных работ, состоял членом различных академий и об-в (почетный член МДА, член Сербского ученого об-ва в Белграде (1862), член-корр. Императорской археографической комиссии (1863); действительный член Императорского Московского об-ва истории и древностей российских (1867), действительный член Московского об-ва любителей духовного просвещения (1869), действительный член археологических об-в в С.-Петербурге и Москве (70-е гг. XIX в.), Православного Палестинского об-ва (1882), член-корр. Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности (4 дек. 1882). За заслуги перед Отечеством в 1873 г. Л. награжден орденом св. Анны 2-й степени с имп. короной, в 1877 г.- орденом св. Владимира 4-й степени, в 1880 г.- орденом св. Владимира 3-й степени. Научная деятельность Л. пришлась на эпоху, когда многочисленные рукописные источники по рус. и правосл. слав. истории (и прежде всего средневековой) только вводились в исследовательский оборот. Поэтому в научном наследии Л. преобладают публикации неизвестных и малоизвестных текстов (в сопровождении исследований и без них) и описания рукописных собраний (в т.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

193 Совершеннолетним считался 12-летний возраст. Поэтому в Евангелии мы видим 12-летнего Иисуса, проповедующего в синагоге. Это не столько чудо, сколько именно норма закона. 194 Решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов богословски подготовленным мирянам также разрешено проповедовать в храмах (по благословению епископа и настоятеля). 195 Сам Ориген впоследствии признал свой поступок делом ошибочной юношеской ревности (Толкования на Евангелия от  Матфея 15,3 ; PG  XIII, 1257; ср. Против Цельса VII,48). 196 Игнорирование палестинскими епископами решения александрийского собора объясняется действительной запутанностью казуса со священством Оригена. С одной стороны, будучи служителем Церкви в одной епархии, он не мог принимать священнический сан в другом месте. Но, с другой стороны, раз уж Ориген принял священство в Палестине, это означало его автоматическое поступление в клир местной епархии и, соответственно, выводило его из-под канонической юрисдикции египетского епископа. Поэтому с точки зрения палестинцев, Димитрий совершил суд над священником чужой епархии и тем превысил свои полномочия. Позднее эту точку зрения, возможно, разделял патриарх Фотий, судя по акценту его сообщения о том, что «Димитрий лишил Оригена даже священства». 197 С сожалением должен заметить двойную исследовательскую неточность в высказывании В. В. Бычкова об Оригене: «Ориген уважал платонизм и на его основе смело строил систему христианской философии и догматики, что и привело его к конфликту с александрийской церковью, от которой он был отлучен уже в 230-231 гг.» (Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981, с. 46). Во-первых, совсем не мировоззрение Оригена привело его к конфликту с иерархией; во-вторых, этот конфликт совсем не кончился отлучением от церкви. 198 Что Ориген считал себя священником, видно из таких, например, его слов: «С меня требуется ответственности более, чем с диакона, с диакона более, чем с мирянина. Что же потребуется от того, который выше всех нас, кто занимает высшую власть церковную?» (Ориген. 11 Беседа на книгу пророка Иеремии. Цит. по: Антоний (Вадковский) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества//Богословские труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М., 1986, с. 347).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Закрыть 29 марта в Москве состоится конференция «Собиратели земли Русской. Симеон Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле» 20.03.2024 59 Время на чтение 3 минуты В пятницу, 29 марта, в «Московском доме национальностей» состоится следующая по счету научно-практическая конференция Просветительского проекта Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры «Монументальная летопись России»: «Собиратели земли Русской. Симеон Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». На конференции предполагается выступление деятелей науки и культуры, общественных деятелей (программы находятся в работе) c обсуждением вопроса значимости исторической фигуры прямого потомка ханов Золотой Орды Симеона Бекбулатовича, который был возведен Иваном Грозным на престол в 1575 году, увековечивания памяти о нем; значения связанных с ним событиями для современного мира. Целями конференции являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан РФ, в том числе, и на освобожденных территориях; противодействие переписыванию истории; патриотическое воспитание подрастающего поколения. Конференция будет проходить в формат выступления экспертов. Участники: 1. Реснянский Сергей Иванович - Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Императорского Православного Палестинского Общества ; член экспертного совета ВАК РФ по теологии; 2. Тимченко Сергей Владимирович - Главный редактор журнала «Славянка»; 3. Болотин Леонид Евгеньевич - Историк - источниковед, научный редактор Информационно - исследовательской службы « Царское Дело»; 4. Игумен Кирилл (Сахаров) - настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке. Публицист, общественный деятель 5. Протодиакон Владимир Василик - Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ » (видео-связь);

http://ruskline.ru/anonsy/2024/03/20/29_...

Храм является главной туристической достопримечательностью, находящейся на территории Палестины. Ежегодно его посещают около 2 миллионов человек. В июне 2012 года базилика Рождества была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 18 февраля, ПРАВМИР. Построенный в четвертом веке по приказу римского императора Константина и восстановленный Юстинианом после пожара в шестом веке храм над пещерой, где был рожден Иисус Христос переживает капитальный ремонт и с осени прошлого года скрыт за строительными лесами, сообщает сайт Императорского Православного Палестинского общества. Три Церкви, которые имеют свои престолы в базилике Рождества и непростые межконфессиональные отношения — грекоправославная, католическая и армянская — достигли договорённости о ремонте в конце 2008 года, а в 2010 году под эгидой палестинских властей подписали соглашение о проведении предварительных научных исследований. Исследования, проведённые Институтом по изучению древесины и видов древесных растений при Итальянском исследовательском совете CNR (IVALSA), показали, что крыша базилики состоит из древесины пяти различных видов. Старейшие балки из кедра, каждая весом 20 тонн, восходят, вероятно, к VI и VII векам; кроме того, обнаружены такие виды древесины, как дуб, произрастающий на Ближнем Востоке, и стойкая к атмосферным воздействиям лиственница, отсутствующая в этом регионе. Возможно, она привезена из восточной части итальянских Альп. Дендрохронологический анализ позволяет датировать эти материалы началом XV века, а по данным архивов, древесину для реставрации храма в XV веке предоставляла Венецианская Республика, простиравшая в то время свою власть вплоть до восточных Альп. 400 лет спустя при частичном ремонте крыши использовался анатолийский дуб. На основании проведённых исследований было объявлен тендер на реставрацию, который выиграла компания Пьяченти, зарегистрированная в тосканском городе Прато и специализирующаяся на спасении исторических зданий. 26 августа 2013 года премьер-министр Палестины Рами Хамдалла и представители Греческой Православной, Католической и Армянской Апостольской Церквей подписали документ, поручающий итальянской компании Пьяченти работы по реставрации крыши и витражей вифлеемской базилики Рождества. На первом этапе отремонтируют крышу, обеспечив надёжную защиту от дождя, а затем отреставрируют витражи.

http://pravmir.ru/rossiya-primet-uchasti...

На конференции также прозвучали выступления заместителя председателя Императорского православного палестинского общества, руководителя Общественного центра ИППО Е.А. Агаповой, известной сирийской правозащитницы матушки Агнесс Мариам ас-Салиб, президента Парижского института демократии и сотрудничества, члена Совета ИППО Н.А. Нарочницкой, генерального секретаря католической Общины святого Эгидия Адриано Роккуччи. В зале заседаний присутствовали архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , представитель Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, постоянный представитель Святого Престола при ООН в Женеве архиепископ Сильвано Томази. Модератором выступил директор исследовательских программ ИДС профессор Джон Лафленд. Конференция собрала в Большом зале Дворца Наций послов, аккредитованных при Совете ООН по правам человека, а также вызвала большой интерес представителей разных стран мира. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У християнського священика та мирянина тяжко поранили за Сестри Пюхтицького монастиря звернулися до Ради Церков з листом через тиск на обитель закордонна Церкви засудила Церкви режимом Спецслужби затримали лаври митрополита Голова ВЗЦЗ взяв участь у в Митрополит Волоколамський кафедральний собор святих Жон-мироносиць у Баку Голова ВЗЦЗ прибув до Азербайджану У ВЗЦЗ представниками Червоного Хреста У палестинського товариства в праць Миколая Японського Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради У закордонних справ виставка «Непереможний – непереможна святий праведний Феодор Ушаков» Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради православного палестинського товариства в У спецслужби провели обшук у Церкви, який захистом прав напряму допомоги бездомним Синодального з виступив на ради при уповноваженому з прав людини в Вийшли два про порушення свободи у з 2020 року Влада приховати факти порушення прав Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву У ВЗЦЗ представниками Червоного Хреста Митрополит Черкаський в ООН про Церкви владою Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник з ключовими словами на християн – – палестинське товариство – права людини –   новини Голова ВЗЦЗ взяв участь у в У середу митрополит Воскресенський звершив в Христа Спасителя в Заступник голови Синодального та Луганську Народну Митрополит Волоколамський кафедральний собор святих Жон-мироносиць у Баку У митрополит Воскресенський звершив Передосвячених у Христа Спасителя м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4009097...

После основания Миссии трудами таких ее начальников и членов, как епископ Порфирий (Успенский), иеромонах Феофан (Говоров) – будущий святитель и затворник Вышенский, епископ Кирилл (Наумов), архимандриты Леонид (Кавелин) и Антонин (Капустин) в течение нескольких десятилетий были построены странноприимные дома для русских паломников и созданы необходимые условия для их пребывания в Святой Земле. В собственности Миссии оказались многие земельные участки, имеющие библейское значение, развернулись значительные по своим масштабам археологические исследования, сыгравшие важную роль в развитии церковной археологии и заложившие основу для будущих научных открытий. Трудами Миссии была налажена научно-исследовательская и издательская работа по изучению истории и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, распространению знаний о Святой Земле в российском обществе. Со временем появился проект создания в Иерусалиме Русского археологического института. Какие задачи ставились перед Миссией, кроме окормления паломников, и на какие средства она их осуществляла? Одной из приоритетных задач деятельности Миссии явилось развитие связей Русской Православной Церкви с древними Восточными Патриархатами, оказание гуманитарной поддержки местным православным. Миссия оказывала финансовую помощь в сохранении и благоукрашении Гроба Господня и других великих христианских святынь. Ее трудами было налажено печатание православной литературы на арабском языке и основаны многочисленные школы для местного населения. Одно время начальник Миссии (архимандрит Порфирий) был даже назначен эфором — попечителем всех патриарших учебных заведений Иерусалимской Церкви. Просветительская работа Миссии доныне памятна среди арабской интеллигенции Ближнего Востока. Благодаря этой работе местное население не только имело возможность приобретать знания на родном языке, но и, изучая русский язык, с его помощью получило доступ ко всему пространству мировой культуры.

http://pravmir.ru/palestinskoe-monashest...

Н. Н. Лисовой . Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX и начале ХХ вв . – М.: Индрик, 2006. – 512 с./Представляет Глеб Елисеев //Фома. – Спецвыпуск/Святая Земля/. – 2008. – С.93. – (рубрика « Что читать »). Центральная тема книги – судьба и деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Святой Земле и за ее пределами. Причем автор, который одновременно является и историком Церкви, и специалистом по истории дипломатии, рисует достоверную и сложную картину того, как чисто религиозные вопросы смешивались с политическими, а в научные проблемы вторгались международные коллизии. Некоторые главы монографии читаются как остросюжетные политические статьи. Именно так выглядит глава 15-я - «Судьба российского наследия на Ближнем Востоке», где автор подробно исследует, как русская трагедия ХХ века ударила и по Ближнему Востоку, и по Святой Земле. А. С. Норов. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – М.: Индрик, 2005. – 328 с./Представляет Глеб Елисеев //Фома. – Спецвыпуск/Святая Земля/. – 2008. – С.93. – (рубрика « Что читать »). Репринт издания 1847 года. Автор книги – А. С. Норов был в свое время известным человеком – дипломатом, академиком, министром народного просвещения (1854-1858) и даже исследователем истории Атлантиды. В середине 30-х годов он посетил Палестину, проехал через Малую Азию к Константинополю, попутно осмотрев и описав все местности, упомянутые в «Откровении святого Иоанна Богослова». А. С. Норов . Путешествие по Святой Земле в 1835 году. – М.: Индрик, 2008. – 292 с./Представляет Вероника Бузынкина //Фома. – Спецвыпуск/Святая Земля/. – 2008. – С.94. – (рубрика « Что читать »). «Бесспорно, лучшее описание Святой Земли, которое существует в русской литературе», - так характеризовал эту книгу ученый В. Н. Хитрово в 1876 году. Путешествуя с Библией в руках, Авраам Сергеевич Норов изучал все те места, которые упоминались в Священном Писании, подробно описывал их, делал зарисовки и схемы. В его изображении Святой Земли научный подход и исследовательский талант соединились с благоговением и трепетом перед святынями. По словам автора, Палестина стала для него прежде всего землей, где совершилось его искупление, родиной – «не по плоти, а по духу».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Дворец Омейядов в цитадели Филадельфия (сов. Амман). Ок. 720 г. Крайне противоречивая активизация исторических процессов произошла в П. в эпоху крестовых походов . На рубеже XI и XII вв. большая часть региона была завоевана крестоносцами и здесь было образовано Иерусалимское королевство . Выходцы из Зап. Европы, латиняне, стремились возродить П. как христ. страну, но при этом насаждали свою церковную иерархию, находившуюся в подчинении Римско-католической Церкви. Вост. христиане П. (как православные, так и монофизиты) при крестоносцах пользовались определенной толерантностью, но к созданию подлинного равноправного союза с ними крестоносцы не стремились. В результате как латиняне, так и местные христиане по-прежнему оставались меньшинством населения; страна сохраняла преимущественно мусульм. характер. В ходе постоянно обострявшегося военного противостояния крестоносцев и мусульман вост. христиане оказались в ситуации между двух огней, страдая как от одних, так и от других. В кон. XII - сер. XIII в. крестоносные владения П. были уничтожены мусульманами и одновременно очередным жестоким гонениям подверглись и все проч. христиане. Т. о., эпоха крестовых походов завершилась для П. разгромом местной христ. культуры. Сохранившиеся общины христиан были уже немногочисленны и бедны и не могли влиять на общий ход развития страны. В течение мн. столетий правления егип. династии Мамлюков (1260-1517) и большей части эпохи Османской империи (1517-1917) П. оставалась слаборазвитым и в основном мусульм. регионом. В нач. XIX в. ее общее население составляло всего ок. 300 тыс. чел.- в неск. раз меньше, чем в римскую и византийскую эпохи. Новый относительный подъем христианства начался лишь в XIX в. в связи с постепенной активизацией паломничества христиан в П. из Зап. Европы и России. В Иерусалиме и др. городах П. появились представительства европейских Церквей, католические, русские православные и др. мон-ри, исследовательские церковно-научные миссии. Некоторые средства вкладывались европейцами и в развитие восточных христианских общин, хотя они по-прежнему оставались немногочисленными (см. подробнее в статьях Иерусалим , Иерусалимская Православная Церковь , Святая земля , Палестинское Православное общество ). Во 2-й пол. XIX в. параллельно среди европ. иудеев началось масштабное религиозно-общественное движение за переселение на древние израильские земли (см. в ст. Сионизм ). Вслед. этих процессов христ. культура так и не смогла восстановить ведущее положение в П. К нач. XX в. численность иудейского населения П. уже превысила число местных христиан, а в течение XX в. евреи составили уже наиболее многочисленную и активную общину жителей П., что создало для них надежную основу для провозглашения в 1948 г. возрожденного гос-ва Израиль (см. также Палестина , гос-во).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Алексея Афанасьевича Дмитриевского († 1929), ученика Красносельцева по Казанской Духовной академии (впоследствии Дмитриевский был профессором Киевской Духовной академии по кафедре литургики и церковной археологии и проч.), можно назвать самым знаменитым русским литургистом 78 . Он написал огромное количество работ как по литургике, так и по своей второй специальности – истории взаимоотношений греческого Востока и России и церковной дипломатии. Главный труд Дмитриевского – многотомное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» (1 том: Киев, 1895; 2 том: Киев, 1901; 3 том: Петроград, 1917; издание не было доведено до конца). Ему также принадлежат монографии: «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть I: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств...» (Казань, 1884) 79 , «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме в IX–X вв.» (Казань, 1894), «Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях...» (Киев, 1904), «Древнейшие патриаршие Типиконы – Святогробский иерусалимский и Великой константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование» (Киев, 1907). Дмитриевский первым обнаружил и ввел в научный оборот такие важнейшие памятники, как Евхологий Серапиона 80 , «Завещание» прп. Саввы Освященного, древнейший палестинский Часослов в рукописи Sinait. gr. 863 и др.; впервые опубликовал полный текст Типикона Великой церкви, Евергетидского Типикона и проч. Среди учеников Дмитриевского – его преемники по кафедрам литургики и церковной археологии (единая кафедра была разделена на две) прот. В. Д. Прилуцкий и Н. Н. Пальмов, а также А. З. Неселовский, прот. М. А. Лисицын, Е. П. Диаковский , прот. К. С. Кекелидзе, каждый из которых внес тот или иной заметный вклад в литургическую науку. Протоиерей Василий Прилуцкий († после 1917) 81 опубликовал монографию «Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века» (Киев, 1912), Николай Николаевич Пальмов († 1934) 82 – монографию «Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви: Историко-археологическое исследование» (Киев, 1914) и ряд исследовательских статей. А. З. Неселовскому принадлежит монография «Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования» (Каменец-Подольск, 1906); Е. П. Диаковскому – монография «Последование часов и изобразительных: Историческое исследование» (Киев, 1913); прот. Михаилу Лисицыну († 1918) 83 – монография «Первоначальный славяно-русский Типикон: Историко-археологическое исследование» (Санкт-Петербург, 1911) 84 , популярная книга «О древних и новых песнотворцах: Исторический очерк. (Для народных и школьных чтений)» (Санкт-Петербург, 1910) и ряд статей о церковной музыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

также статьи Археологический институт в Константинополе ; Ф. И. Успенский ), начавшего издание капитальных «Известий РАИК» и собирание археологического музея, а также первым среди европ. научных школ приступившего к археологическим раскопкам в Стамбуле (базилика св. Феодора Студита, 1906-1909), исследованиям мон-ря Хора (1899-1903; см. также статьи Ф. И. Шмит , Б. А. Панченко , Н. К. Клуге ) и работе над общим сводом исторической топографии города. ИППО и РАИК стремились вести исследования на всем «византийском пространстве». До кон. XIX в., изучая визант. памятники Ближ. Востока, российские ученые обращались к трудам западноевроп. ученых, напр. де Ш. М. де Вогюэ (1865-1877). С 80-х гг. был организован ряд ученых экспедиций, надолго ставших важнейшим источником знаний по визант. археологии Сирии и Палестины. Исследовательская поездка в 1881 г. Н. П. Кондакова на Синай, в мон-рь вмц. Екатерины, была отражена в подробном описании монастырских древностей и «Синайском альбоме» (ок. 1500 снимков Ж. К. Рауля). Наиболее важен маршрут 1891-1892 гг. под рук. Кондакова на средства ИППО (К-поль - Афины - Бейрут и Баальбек - плато Хауран - Пелла , Гераса, Иерихон - Иерусалим), к-рый дал фотоматериалы, обмеры и экспонаты; были сделаны научные наблюдения над типологией ранневизант. архитектурных элементов (капители); зафиксированы и интерпретированы открытые в 1883 г. пропилеи базилики Мартириума в комплексе храма Гроба Господня, сам храм, арка ворот VII-VIII вв., визант. элементы в «мечети Скалы». Итоги экспедиции дали возможность продвинуть сравнительно-иконографический метод, поставить задачу изучения литургического устройства ранневизант. церквей и развития восточнохрист. археологии. Работал в Сиро-Палестинском регионе и РАИК. В 1897 г., вслед за открытием «мозаичной карты» в Мадабе , Клуге осуществил ее 1-ю фиксацию и опубликовал материалы. В 1900 г. в Сирию для изучения жизни христ. общин V в. отправилась экспедиция РАИК во главе с Успенским. К этим путешествиям тесно примыкают работы, организованные ГЭ в Египте (В.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010