Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД [Англ. Palestine Exploration Fund], брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины. Основан в 1865 г. под патронажем кор. Виктории англ. группой ученых и церковных деятелей. Инаугурационным событием стала встреча, произошедшая 12 мая 1865 г. в Вестминстерском аббатстве . Основой для П. и. ф. послужила более ранняя орг-ция со сходными целями - Палестинская ассоциация (Palestine Association, создана в 1804 г.) ( Bliss. 1906. P. 255-256). Первые 20 лет после основания существование фонда во многом зависело от др. орг-ции - Корпуса королевских инженеров, в к-рый должны были направляться отчеты П. и. ф., необходимые для проводящейся модернизации региона, в т. ч. с целью его большей доступности. В 1865-1886 гг. П. и. ф. функционировал уже в качестве независимой орг-ции при финансовой поддержке Военного мин-ва. Исследования были направлены в первую очередь на полномасштабное картографирование с целью контроля над территориями восточнее Суэцкого канала. На базе П. и. ф. проведено множество раскопок библейских и др. мест в Палестине. Одну из первых полномасштабных археологических экспедиций в 1867 г. возглавил Ч. Уоррен с целью научного изучения топографии Иерусалима . В ходе исследований были обнаружены древние системы подземных цистерн (позже водная система получила название «шахта Уоррена»). Эта же экспедиция провела первые раскопки Телль-эс-Султана в Иерихоне , открыв древнейшие остатки города. После 1890 г. П. и. ф. функционировал без прямых патронов, орг-ция нанимала наиболее известных археологов, таких как У. М. Питри (1891), Ф. Блисс (1891-1900), Р. Макалистер (1900-1909), Д. Маккензи (1910-1912). В 1913-1914 гг. П. и. ф. занимался сбором информации для Военного мин-ва. После 1918 г. перед П. и. ф. военно-стратегические задачи более не ставились. К наиболее важным проектам, проведенным под руководством исследователей П.

http://pravenc.ru/text/2578714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЗЕР Гезер [Газер; евр.  ,  ], г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами. Он входил в союз юж. городов, объединившихся для сопротивления коленам Израилевым (Нав 10. 33), и, несмотря на то что Навин убил его царя (Нав 10. 33; 12. 12), евреи не смогли захватить город (Нав 16. 10; Суд 1. 29). Позже его заселили филистимляне (2 Цар 5. 25), и это подтверждают данные раскопок. Израильскому царству Г. отошел только после захвата его фараоном и передачи царю Соломону в качестве приданого за дочерью (3 Цар 9. 16). Соломон укрепил город наряду с Иерусалимом, Асором и Мегиддо (3 Цар 9. 15-17). Раскопки на территории Гезера (под рук. У. Дж. Девера) Раскопки на территории Гезера (под рук. У. Дж. Девера) Г. упоминается и в небиблейских текстах: в надписи Тутмоса III (XVIII династия, 1500 г. до Р. Х.) на стене храма Амона в Карнаке, в 9 амарнских письмах , а также в победной надписи Шешонка на стене храма Амона-Ра в Карнаке (ср.: 3 Цар 14. 25). Археологические работы в Г. имеют важное значение для ряда разделов и для общего методического развития археологии библейской . Г. идентифицирован Ш. C. Клермон-Ганно в 1870 г. как телль с араб. названием Телль-эль-Джезер. Первой археологической сенсацией Г. стало подтверждение идентификации благодаря находке (1874) в окрестностях города камня с 2 надписями - по-гречески и по-еврейски, обозначавшего границу владений Г. в эллинистическую эпоху. Широкие раскопки на Телль-эль-Джезере провел Р. Макалистер в 1902-1909 гг. (см. Палестинский исследовательский фонд ). Он выделил 8 слоев-фаз (совр. исследователи насчитывают до 26) и сгруппировал керамику в соответствии с главными периодами (досемитские 1-й и 2-й; 4 семитских; эллинистический; римско-визант.). Остальной материал публиковался без хронологии и привязки к слоям. Следующие работы были начаты в 1934 г. под рук. А. Роу, но быстро была достигнута поверхность скалы, и работы прекратились. В 1964 г. он начал новый этап работ на средства Смитсоновского ин-та (Вашингтон) и Семитского музея (Гарвард) совместно с Библейской археологической школой Еврейского объединенного колледжа в Иерусалиме (в наст. время Школа библейской археологии Н. Глюка). Проект возглавляли Дж. Э. Райт (1964-1965), У. Дж. Девер (1966-1971 и 1984), Дж. Д. Сегер (1972-1974); впосл. работы в Г. были продолжены, использовались новые стратиграфические и междисциплинарные методики.

http://pravenc.ru/text/161901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки НИКОЛЬСКИЙ Михаил Васильевич (1848-1917), правосл. библеист, востоковед, основатель российской ассириологии НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1918-2001), британский славист и византинист русского происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. ОБОЛЕНСКИЙ Михаил Андреевич (1806-1873), князь, российский историк, археограф, архивист; гофмейстер (1859), чл.-кор. С.-Петербургской АН (1846) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед ОСТРОГОРСКИЙ Георгий Александрович (1902-1976), немецкий и югославский ученый-византинист российского происхождения; один из основателей школы византиноведения ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины ПАНВАВИЛОНИЗМ Панвавилонизм, теория в нем. востоковедении кон. XIX - нач. XX в., согласно к-рой все древние культуры сформировались из культуры Месопотамии ПАНЧЕНКО Константин Александрович (род. 17.02.1968), российский историк-востоковед , специалист по истории и культуре христ. Востока в средние века и Новое время

http://pravenc.ru/rubrics/122904_15.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗЕК Азек [Азека; евр.  ,  ], г. в Сев. Иудее . Впервые упоминается в библейском рассказе о победе Иисуса Навина над 5 амморейскими царями (Нав 10. 10-11); далее - в описании городов колена сынов Иудиных (Нав 15. 35); в истории Давида и Голиафа (1 Цар 17. 1); в рассказе об укреплении городов Ровоамом (922-915 до Р. Х.) (2 Пар 11. 9) и в ассир. надписи из Британского музея, сообщающей о походе Саргона II 712 г. против правителя Ашдота. А.- один из двух последних оплотов Иудеи против вавилонян (Иер 34. 7; лахишский текст 4 (ANET, 322)), взятый Навуходоносором (ок. 588), а после плена заселенный «сыновьями Иуды» (Неем 11. 30). Евсевий Кесарийский помещает его между Элевтерополем (совр. Бет-Гуврин) и Иерусалимом (Ономастикон 18. 10). В XIX в. А. на основе письменных источников был отождествлен с совр. Телль-Захария, холмом в 9 км от Бет-Гуврина. Уже на мозаичной карте из Медевы (2-я пол. VI в.) эта местность названа ΒΕΘΖΑΧΑΡ (т. е. Бет-Захария, совр. Кефар-Захария). Рядом изображена большая церковь с портиком и тремя проемами в верхнем ярусе, полукруглым двором и стоей, с подписью: «Памятник Святому Захарии». М. Ави-Йона предложил видеть в нем новопостроенный комплекс вокруг гробницы прор. Захарии , но уже в «Паломнике Пьяченцы в Святую Землю» (570) (см. Пьяченцы Паломник ) говорится о посвящении храма Захарии , отцу Иоанна Предтечи . Холм Телль-Захария возвышается над долиной на 117 м, имеет крутые склоны и плоскую вершину. В 1898-1899 гг. на этом месте были произведены археологические раскопки Ф. Дж. Блиссом (Палестинский исследовательский фонд) по новой тогда стратиграфической методике (см. Археология ). Были изучены слои от 3000 г. до Р. Х. вплоть до эпохи эллинизма, а собранные материалы легли в основу хронологии палестинской керамики «библейского периода». Лит.: Bliss F. J., Macalister R. A. C. Excavations in Palestine: During the Years 1898-1900. L., 1902; Avi-Yonah M. Madaba Map. Jerusalem, 1954; Albrighm W. F. The Archaeology of Palestine. Harmondsworth, 1960. P. 30-31; Stern E. Azekah//EAEHL. Vol. 1. P. 141-143 [библиогр.]; Azekah//OEANE. Vol. 1. P. 243; Stern E. Azekah//ABD. Vol. 1. P. 537-539. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/63684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Археология ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МИЛЛЕ [Мийе] Габриэль (1867-1953), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении МЦХЕТА первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины

http://pravenc.ru/rubrics/122942_3.html

ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины 289-290 ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО (в 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций 290-299 ПАЛЕХ село Вязниковского у. Владимирской губ. (ныне поселок Ивановской обл.), центр иконописного промысла в кон. XVII - нач. XX в., является таковым и в наст. время 299-307 ПАЛЕЯ название неск. древнерус. энциклопедических компиляций, повествующих о древнейших событиях истории человечества в изложении начальных книг ВЗ 304-307 ПАЛИЦА в правосл. Церкви один из элементов богослужебного облачения епископа; правом ношения П. в качестве привилегии также могут наделяться лица в пресвитерском сане (архимандриты, протоиереи, игумены) 307-309 309-310 ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 310-316 ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 316-319 ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель 319-320 ПАЛЛАДИЙ (Писарев-Раев Павел Иванович; 1827-1898) митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом 320-327 327-328 328-330 ПАЛЛАДИЙ (Юрьев Павел Алексеевич; 1721-1789), еп. Рязанский и Муромский (с 1764 Рязанский и Шацкий) 330-331 331-332 ПАЛЛАДИЯ мц. (пам. 24 мая) - см. ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст 332-337 337-338 338-358 ПАМВА (ок. 303 - 373/4), прп. Нитрийский (Египетский) (пам. 18 июля; пам. зап. 1 июля), подвижник и наставник монахов 359-361 ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Поселение расположено к северу от высокого горного хребта Назарет, склоны к-рого вряд ли могли обрабатываться земледельцами в древности, а южнее (сохр. до XX в.) было малярийное болото. Более вероятно, что сельскохозяйственные участки жителей Н. располагались на территории, входящей в черту совр. города, и севернее - в широкой речной долине Нахаль-Ципори с ее плодородными почвами и хорошим водоснабжением. Вплоть до XIX в. место славилось урожаями ячменя (до османского времени - и лесами). И в нач. XXI в. долина остается местом развитого сельского хозяйства: здесь выращивают пшеницу, маслины и овощи. Частично покрытая лесами, она служит также пастбищем для крупного рогатого скота и овец. Этот тип хозяйства вполне мог быть развит и в древности. В рим. период природные особенности долины могли обеспечить производство сельскохозяйственных продуктов в больших объемах, чем в соседних с Н. районах, а наличие лесных массивов снабдить достаточным количеством древесины для строительства. интерьеры церк интерьеры церк Первые систематические археологические разведки этой части Нахаль-Ципори проведены под рук. К. Дарка (Археологический проект «Назарет», Палестинский исследовательский фонд) в 2004-2008 гг., в долине была обнаружена густая сеть поселений рим. периода. Найденные артефакты позволили предположить, что это были небольшие деревни или фермы, возникшие в начале рим. времени. По всей видимости, в то же время имели место различия между областью возле Сепфориса, к северу от Нахаль-Ципори, в к-рой керамика импортировалась, и областью Н., где обнаружены преимущественно местная керамика и сосуды из известняка, типичные для евр. поселений. Немногочисленные артефакты, найденные вокруг Сепфориса, могут маркировать зоны использования удобрения, бытовых отходов; подобные находки отсутствуют на участках близ Н. Это может указывать на то, что жители Н. и окрестностей стремились противостоять влиянию провинциальной рим. культуры и более строго следовать евр. законам о чистоте, чем иудеи, жившие севернее и южнее Н.

http://pravenc.ru/text/2564616.html

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

В годы гонений на Русскую Православную Церковь часть некрополя была уничтожена. В наши дни повсеместно встречаются хаотично разбросанные надгробия: разбитые, разломанные, со следами надругательств. Никольское кладбище разделило судьбу других исторических кладбищ. В 1927 году было принято решение о его закрытии, рассматривался вопрос и о ликвидации. «С конца двадцатых годов XX века ведавший кладбищами трест „Похоронное дело“ проводил на закрытых кладбищах ускоренную ликвидацию так называемого „бесхоза“. К этой категории были отнесены все „непосещаемые“ памятники, среди которых, естественно, оказалось большинство дорогостоящих надгробий аристократического Никольского кладбища. Началось планомерное, систематическое уничтожение этих памятников с целью добычи ценного полированного камня. Разгром Никольской церкви, закрытой в двадцатые годы XX века увенчался попыткой превращения ее в крематорий. В 1934 году здесь проходили испытания печи для сжигания трупов. Эксперимент не удался, и церковь долгое время использовалась для складов и мастерских» 5 . На Никольском кладбище нашли упокоение многие известные деятели Императорского Православного Палестинского Общества из разных сословий. Руководители благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» уже неоднократно посещали это кладбище с целью проведения исследовательских работ в рамках программы «Возвращение памяти». Эта программа была разработана фондом «Возрождение культурного наследия» с целью установления мест захоронений почивших членов Императорского Православного Палестинского Общества. Работа проводится в различных регионах России. Немало исследовано и кладбищ на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Сербии. В настоящее время фонд проводит большую и очень сложную работу, связанную с изучением всей системы работы региональных отделов ИППО с момента основания Общества и до 1917 года включительно. Целью этой работы является сбор информации обо всех членах региональных отделов, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

В наст. время наиболее вероятной и распространенной версией отождествления остается более сев. памятник, Телль-эс-Сафи, на юж. берегу р. Ха-Эла, к северо-западу от Бет-Гуврина и к юго-востоку от Телль-Микне ( Rainey. P. 64-68). Сев. расположение Г. поддерживается упоминаниями Г. у Евсевия Кесарийского ( Euseb. Onomast. 26. 4). Описание конфликтов потомков Ефрема и Вениамина (1 Пар 7. 20-23; 8. 13), также имевшее отношение к сев. территориям, может быть связано или с Г., или с местом, известным как Гиффаим ( Mazar. P. 228). На Телль-эс-Сафи Палестинский исследовательский фонд пытался уже в 1899 г. проводить работы, во время к-рых было собрано много керамики, в т. ч. и типичной для филистимлян, но стратиграфия памятника не была установлена (EAEHL. Vol. 4. P. 1024-1027). Занимавшее основную часть телля араб. поселение мешало проводить большие работы; крупномасштабные раскопки, продолжающиеся до наст. времени, были возобновлены в 1996 г. представителями неск. ун-тов (A. Мэир, A. Боас, T. Шнайдер). В ходе исследований было установлено, что Телль-эс-Сафи был обитаем с эпохи энеолита; его размер оказался вчетверо больше, чем считалось по предварительной оценке Ф. Дж. Блисса и Р. Макалистера. Монохромной филистимской керамики, характерной для 1-й стадии железного века (1200-1000 гг. до Р. Х.), здесь собрано не много, но зато найдено большое количество красно-черной двухцветной посуды, свойственной следующей стадии филистимского освоения Ханаана. Особого процветания поселение Телль-эс-Сафи достигло в X-IX вв. и было разрушено на рубеже IX-VIII вв. до Р. Х. Слой разрушения отчетливо выделен и маркирован находками остатков зданий и строительных материалов, предметов религ. характера, использовавшихся в филистимском культе, и др. Керамическая посуда этого слоя - ярко выраженная позднефилистимская, с примесью финикийской, лощеная темно-красная и бело-черная полосатая. Аэрофотосъемка и последующие разрезы показали, что Телль-эс-Сафи с 3 сторон (кроме обрывистой северной) окружал глубокий осадный ров, вырытый армией Саргона II (сведения о таких рвах встречаются в источниках), но не исключена и фортификационная функция такого сооружения (поскольку вал насыпан со стороны осажденных).

http://pravenc.ru/text/164919.html

  001     002    003    004    005