Масштаб и надежность источниковой базы издания обеспечиваются неисчерпаемыми ресурсами Архива внешней политики Российской Империи (АВП РИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного Исторического архива (РГИА), отделов рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ) и Российской национальной библиотеки (РНБ). Впервые вводятся в научный оборот материалы находящихся в Иерусалиме Архива Русской Духовной Миссии и Государственного Архива Израиля. И все же наиболее существенный для наших задач массив источников содержится в АВП РИ: документы так называемого Греческого стола (ф. 142, оп. 497), Турецкого стола (ф. 149, оп. 502), Посольства в Константинополе (ф. 180, оп. 517/1 и 517/2), РИППО (Императорского Православного Палестинского Общества) (ф. 337/2, оп. 873/1–13) и др. Одно лишь аналитическое описание относящихся к теме источников потребовало бы нескольких томов. За 15 лет, прошедших со времени первого издания данной книги, ставшего своеобразным «спусковым механизмом» в изучении русского присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке, тема заняла достойное место в нашей исторической науке. Хотя монографий и больших исследовательских работ пока не так много 2 , сфера документальных публикаций неуклонно расширяется 3 . Проведена большая работа по возвращению читателю русской палестиноведческой классики: серии «Восточнохристианский мир» 4 , «Библиотека Русской Палестины» 5 , «Русский паломник» 6 . Изданы книги К.М. Базили 7 , архимандрита Антонина (Капустина) 8 , М.П. Соловьева 9 , священника Евгения Мерцалова 10 , неопубликованная рукопись управляющего русским иерусалимским консульством С. М. Дмитревск ого из библиотеки ИППО 11 . Переведены на русский язык немецкие источники по паломничеству в Святую Землю великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны 12 . Выходит отдельными томами уникальный дневник архимандрита Антонина 13 . Библиотекой РАН совместно с ИППО подготовлен и издан «Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества. 1881–2007» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕФСАМИС [евр.        ; греч. Βηθσαμς], название неск. городов в Свящ. Писании. 1. Город к западу от Иерусалима, на сев. границе колена Иуды. Упомянут в 2 библейских списках распределения земли между племенами сынов Израиля: в 1-м (Нав 19. 41) как    (    ) - «город солнца» в колене Дана, во 2-м (Нав 21. 16) говорится о «Беф-Шемеше и предместьях его», отданных «сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левии» (Нав 21. 10). Однако В. нет среди городов колена Иуды в списке в Нав 15. Неопределенность источников о принадлежности В. (колену Иуды или Дана) объяснима с учетом миграции Дана в XI в. до Р. Х. на север, в результате чего В. остался на сев.-зап. границе колена Иуды. Как пограничный город евреев В. упоминается в истории захвата филистимлянами ковчега Завета (1 Цар 6. 9-15). После разделения царств B. оказался в границах Иудеи: здесь Иоас Израильский (798-782 гг. до Р. Х.) и Амасия Иудейский (ок. 800-783 гг. до Р. Х.) сошлись в битве, в к-рой победил Иоас (4 Цар 14 . 11; 2 Пар 25. 21). То, что после падения В. Иоас смог разграбить Иерусалим, означает, что B. защищал подступы к Иерусалиму со стороны филистимских равнин. В правление иудейского царя Ахаза (735-715 гг. до Р. Х.) В. захватили филистимляне (2 Пар 28. 18). Этот В. отождествляют с Телль-эр-Румейлех, в долине р. Сорек. Во время раскопок телля в 1911-1912 гг., проведенных Палестинским исследовательским фондом (под рук. Д. Макензи), были обнаружены мон-рь визант. эпохи на юж. стороне холма, укрепления бронзового века с типичными воротами среднебронзового века и стеной, окружавшей город. Исследователи выделили 3 ранних слоя, от эпохи бронзы до нашествия ассирийского царя Синаххериба в 701 г. до Р. Х. В 1928-1931 гг. работы проводились на зап. и юж. сторонах телля (Э. Грант, К. С. Фишер, А. Роу). На основании опубликованных (отчасти уже устаревших) данных можно утверждать, что поселение в В. существовало на протяжении всего библейского периода, и выделить в памятнике 6 главных слоев. Однако нек-рые ученые полагают, что без более тонкого деления слоев и выявления керамических групп даже общие представления о памятнике останутся неопределенными (Ф. Брандфон).

http://pravenc.ru/text/158300.html

В. В. Верещагин. Гравюра на металле. XIX в. (РГБ) В. В. Верещагин. Гравюра на металле. XIX в. (РГБ) Результатом двукратного пребывания В. в Ср. Азии (1867-1868, 1868-1870) стала Туркестанская серия картин, принесшая известность художнику. Размышления над катастрофическими последствиями войны отразились в «героической поэме» «Варвары», отражающей события туркестанской кампании. Серия состояла из 7 работ: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили - преследуют» (1872, уничтожена В.), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого - благодарят Всевышнего» (1873, Гос. музей живописи, Анкара), «Апофеоз войны» (1871, все - ГТГ). Картина «Апофеоз войны», посвященная временам Тамерлана, стала художественным приговором войне. Надпись на раме полотна гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Произведения этой серии вызвали неоднозначную оценку в России. Иконопись церкви в с. Белая Слуда Вологодской губ. Этюд. 1894 г. Худож. В. В. Верещагин (ГТГ) Иконопись церкви в с. Белая Слуда Вологодской губ. Этюд. 1894 г. Худож. В. В. Верещагин (ГТГ) Исследовательский характер путешествий В. раскрылся в результате 2 поездок в Индию (1874-1876, 1882-1883), где он посетил крупные города, храмовые комплексы в Аджанте и Эллоре, Вост. Гималаи, Непал, мн. др. районы гос-ва, совершал восхождение на гору Канченджанга («Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876), «Ледник по дороге из Кашмира в Ладак» (1875), обе - ГТГ). Среди серий картин В., ставших известными в Европе, выделяются Балканская (1878-1880), Палестинская (1884-1885), Гималайская (1885-1886), «Трилогия казней» (завершена в 1887). События русско-тур. войны нашли отражение в Балканской серии, где основную группу работ представляют картины, посвященные обороне Шипки, среди них - «Шипка-Шейново» (1878-1879, ГТГ; вариант-повторение - ГРМ), ряд полотен связан со штурмом Плевны - «После атаки» (1881, ГТГ) и сражением под Телишем - «Победители» (1878-1879, КМРИ). В кон. 80-х гг. XIX в. В. работал над серией этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Ярославля, Ростова, Костромы, Макарьева, и серией портретов «незамечательных русских людей» (завершена в 1895).

http://pravenc.ru/text/150407.html

В 1867 году капитан Уоррен вместе с толпой паломников посетил этот знаменитый источник, где, согласно легенде, Мария стирала свивальники своего маленького сына. Несмотря на сумерки, Уоррен заметил темную щель в своде пещеры, несколькими ярдами выше того места, где из скалы вытекала вода. По-видимому, раньше ее никто не замечал, потому что, когда Уоррен спросил об этом, ему ничего не ответили. Переполненный любопытством, Уоррен вернулся к «Источнику Девы», снаряженный лестницей и длинной веревкой. Он даже не представлял себе, какое ему предстоит слишком смелое и несколько рискованное приключение. Позади источника начинался узкий, прорубленный в стене канал, который шел вначале горизонтально, а затем уходил вверх в скалу. Как опытный альпинист Уоррен был хорошо знаком с лазанием по расщелинам. Он стал осторожно и проворно взбираться наверх. Приблизительно через сорок футов расщелина внезапно закончилась. Двигаясь в темноте на ощупь, Уоррен, наконец, нашел узкий коридор. Он пополз по нему на четвереньках. В скале было высечено множество ступенек. Через некоторое время Уоррен увидел впереди мерцающий свет. Он добрался до пещеры, в которой не было ничего, кроме старого кувшина и стеклянных бутылок, покрытых пылью. Уоррен протиснулся через щель в скале и очутился в центре города, залитого солнцем. «Источник Девы» остался далеко внизу. В 1918 году в Иерусалим из Соединенного Королевства приехал Паркер и при поддержке Палестинского исследовательского фонда провел тщательное исследование, которое определило, что это замечательное устройство датируется II тысячелетием до н. э. Жители древнего Иерусалима прорубили в скале тоннель, чтобы можно было в безопасности добираться к источнику. Благодаря любопытству Уоррена обнаружился путь, которым три тысячи лет назад воспользовался Давид, чтобы захватить врасплох Иерусалимскую крепость. Лазутчики Давида, должно быть, узнали об этом тайном проходе, который был, по библейским упоминаниям, ранее неизвестен. Давид говорит: «Всякий пусть поднимается к канаве и поражает Иевусеев…» ( 2Цар. 5:8 )!. В английском переводе Библии еврейское слово «синнор» переводится как «канава», что означало «шахту» или «источник».

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/3/

Декан Исторического факультетаМГУ, член Совета ИППО подчеркнул необходимость эффективного управлениясоздаваемым Институтом, призванным содействовать подготовке молодых ученых вобласти византиноведения. Программа возрождения Института будет осуществлятьсяпри содействии РАН, Министерства иностранных дел, ОВЦС МП и Историческогофакультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. Несмотря на очевидные трудности которые могутвозникнуть в деле возрождения Института, в частности, отмечалось возможноепротиводействие Константинопольского Патриархата, члены ИППО единодушноподдержали планы его возрождения.             Другой проект, который будетосуществлять ИППО в наступившем году получил название " История отношенийРусской Православной Церкви с Патриархатами Востока XIX - нач. XX в. " Онпредполагает выявление, изучение и публикацию корпуса переписки ПатриарховИерусалимских со священноначалием Русской Церкви указанного периода, корпусапереписки Патриархов Антиохийских со священноначалием Русской Церкви и ИППО, атакже грамот Патриархов Иерусалимских и Антиохийских на имя Российскихгосударей. Программа   осуществляется    совместно    с   ОВЦС    МП,    Антиохийской    и   Иерусалимской Патриархиями. Планируется исследовательская работа вроссийских архивах (Архив внешней политики Российской империи, Российскийгосударственный исторический архив, Отдел рукописей РГБ, Отдел рукописей ГИМ идр.), а также в архиве Иерусалимского Патриархата в Иерусалиме. Кураторомпроекта является епископ Егорьевский Марк (Головков). Целью проекта является академическое   издание  на   греческом    и  русском   языках   с  историческим    введением    и комментариями полного корпуса патриаршихграмот и посланий. Еще один проект посвящен теме " Христианские народы вСвятой Земле: противостояние и взаимодействие: XIX-XX вв. " Основныминаправлениями исследований выбраны следующие: Православная Россия икатолическая Франция (1808-1917), Россия и Германия на Ближнем Востоке(1840-1917), Русские и английские научные и гуманитарные проекты в СвятойЗемле.

http://bogoslov.ru/event/268166

– организация и обустройство русских паломников в Палестине (их проходило к 1912 г. через подворья и гостиницы ИППО ежегодно до 10 тыс. человек); – помощь и поддержка Православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди местного арабского населения. Общество содержало к 1912 г. свыше 100 школ, училищ, учительских семинарий в Палестине, Сирии, Ливане. В подходе к этой задаче Общество также выступало наследником и продолжателем религиозно-просветительных начинаний РДМ: вспомним о первых училищах и типографиях, основанных в Иерусалиме еще архимандритом Порфирием; вспомним и Бет-Джальскую школу для девочек, основанную архимандритом Антонином в 1860 г. и переданную им 20 лет спустя в ведение ИППО (в 1888 г. школа была преобразована в женскую учительскую семинарию); – научно-исследовательская и издательская работа по изучению исторических судеб и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земли в российском обществе. В канун Октябрьской революции в целях расширения объема научных изысканий и предания им целенаправленного системного характера планировалось создание в Иерусалиме по окончании Первой мировой войны Русского археологического института – подобного тому, который успешно функционировал в начале XX века в Константинополе. В соответствии с этими задачами Палестинское Общество разделялось на три отделения: 1) научно-издательское, призванное распространять сведения о Святой Земле; 2) паломническое и 3) «поддержание Православия в Святой Земле». Членство в Обществе было открыто для всех, кто сочувствовал его задачам и целям, причем предусматривалось три категории членов: почетные, действительные и члены-сотрудники. Они различались степенью вовлеченности в научное или практическое изучение Палестины и размером ежегодных или однократных (пожизненных) взносов. Социальный состав Общества подтверждает сказанное нами в начале статьи о всесословном, национальном характере организации. Среди 48 членов-учредителей 136 , составлявших, по образному выражению Ф. Ставру, «живописную группу», были люди разных интересов и занятий, которые, как правило, посетили святые места или занимались историей Востока и имели какое-то представление о стоящих перед ними задачах. «Проект требовал динамизма, и члены-учредители были полны решимости стоящие задачи выполнить» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

http://pravenc.ru/text/76476.html

В 1867 году капитан Уоррен вместе с толпой паломников посетил этот знаменитый источник, где, согласно легенде, Мария стирала свивальники своего маленького сына. Несмотря на сумерки, Уоррен заметил темную щель в своде пещеры, несколькими ярдами выше того места, где из скалы вытекала вода. По-видимому, раньше ее никто не замечал, потому что, когда Уоррен спросил об этом, ему ничего не ответили. Переполненный любопытством, Уоррен вернулся к “Источнику Девы”, снаряженный лестницей и длинной веревкой. Он даже не представлял себе, какое ему предстоит слишком смелое и несколько рискованное приключение. Позади источника начинался узкий, прорубленный в стене канал, который шел вначале горизонтально, а затем уходил вверх в скалу. Как опытный альпинист Уоррен был хорошо знаком с лазанием по расщелинам. Он стал осторожно и проворно взбираться наверх. Приблизительно через сорок футов расщелина внезапно закончилась. Двигаясь в темноте на ощупь, Уоррен, наконец, нашел узкий коридор. Он пополз по нему на четвереньках. В скале было высечено множество ступенек. Через некоторое время Уоррен увидел впереди мерцающий свет. Он добрался до пещеры, в которой не было ничего, кроме старого кувшина и стеклянных бутылок, покрытых пылью. Уоррен протиснулся через щель в скале и очутился в центре города, залитого солнцем. “Источник Девы” остался далеко внизу. В 1918 году в Иерусалим из Соединенного Королевства приехал Паркер и при поддержке Палестинского исследовательского фонда провел тщательное исследование, которое определило, что это замечательное устройство датируется II тысячелетием до н. э. Жители древнего Иерусалима прорубили в скале тоннель, чтобы можно было в безопасности добираться к источнику. Благодаря любопытству Уоррена обнаружился путь, которым три тысячи лет назад воспользовался Давид, чтобы захватить врасплох Иерусалимскую крепость. Лазутчики Давида, должно быть, узнали об этом тайном проходе, который был, по библейским упоминаниям, ранее неизвестен. Давид говорит: “Всякий пусть поднимается к канаве и поражает Иевусеев…” ( 2Цар. 5:8 )!. В английском переводе Библии еврейское слово “синнор” переводится как “канава”, что означало “шахту” или “источник”.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Вероятно, город входил в состав епархии Элуса, подчиненной митрополии Палестины Третьей с центром в Петре. Предположительно М. был разорен араб. племенами уже в сер. VI в. и заброшен задолго до завоеваний арабов-мусульман VII в. Исследование города На карте У. Я. Зеетцена (1806) М. отмечен под названием Курнуб. Зеетцен описал здесь руины крепости у подножия низкого холма, а также следы виноградников и садов в окрестностях. Э. Робинсон был в окрестностях М. и, видя его с расстояния, отметил возможные остатки церквей или общественных построек. Первое детальное описание и зарисовка плана М. принадлежат А. Музилю (1901). Помимо крепостных стен его внимание привлекли 2 церкви, башня и колодец. Работа Музиля особенно важна, т. к. Восточная ц. позднее была сильно повреждена. Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоуренс зарисовали др. часть города в 1914 г. без тщательной деталировки, но отметили плотину и часовую башню в окрестностях. Наиболее тщательное исследование М. было проведено Дж. Э. Кирком и Ф. Л. О. Гаем в 1937 г. в рамках программы Палестинского исследовательского фонда. Был составлен новый план города. Рядом с сев. городскими воротами были обнаружены набатейское кладбище, остатки 2 огромных зданий и мн. др. постройки рим. и визант. периодов. В 1956 г. Ш. Аппельбаум при поддержке Еврейского ун-та в Иерусалиме провел шурфовку рядом с зап. стеной. Была выстроена археологическая стратиграфия из 9 фаз в 4 основных слоях. Было установлено, что М. активно развивался до кон. III в. по Р. Х., а затем деятельность пошла на спад, вероятно, отчасти из-за того, что торговля между Индией и Римом несколько сократилась. В кон. IV - нач. V в. значительная часть построек была уничтожена землетрясением, которое разрушило и Западную ц., возведенную незадолго до этой катастрофы. В V-VI вв. активное строительство возобновилось. В это время появилась та хаотичная планировка М., к-рую можно видеть в наст. время. Городские стены были датированы этим же периодом, но эти выводы пересматриваются. В 1965-1972 гг. раскопки Еврейского ун-та проводились под рук. Негева. Были исследованы 5 основных участков: городские фортификации, зап. и вост. кварталы, караван-сарай, набатейское и римское кладбища. На основании керамики в кладке стен было определено, что существующие в М. здания строились в средненабатейский (кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), поздненабатейский (II-III вв.) и позднеримский (IV в.) периоды. Раскопки были возобновлены в 1990 г. Описание города

http://pravenc.ru/text/2561798.html

Неудачное начало ожидало Американское Палестинское Исследовательское Общество. Открывшись в 1870 году, оно, однако, закрылось уже в 1877 году. К счастью академический интерес к археологии в Америке не угас и выразился в основании в 1900 году Американской Школы Ближневосточных Исследований, которая до сих пор остается главной базой археологических, лингвинистических и исторических исследований древнего восточного Средиземноморья и Месопотамии. До Первой Мировой Войны археология была не больше, чем погоней за сокровищами, в которой соревновались Британия, Франция и Германия, стремящиеся заполнить свои национальные музеи новыми экспонатами. Исключением стали лишь раскопки, проведенные Джорджем Райзнером в Самарии (19081910), во время которых он последовательно и тщательно применил методики системной регистрации раскопок. Методики включали обзор, зарисовки и фотографирование. После Первой Мировой Войны уровень археологических исследований значительно вырос, благодаря тому, что Британия и Франция установили более строгий контроль и договорились о четких стандартах для экспедиций в контролируемых ими регионах. Вклад национальных школ стал очевиден, хотя методы проведения раскопок, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Не много внимания уделялось методам стратиграфии, а исследование форм было очень слабым, если вообще проводилось. Уильям Фоксвел Олбрайт (18911971) усовершенствовал методы археологических раскопок, благодаря своей блестящей способности к проведению керамической типологии и, по крайней мере, интуитивно, использовал типологию для проведения стратиграфии исследуемых мест. 97 Достижения Олбрайта не всегда применялись при проведении крупных проектов того времени. Среди значительных экспедиций того времени следует назвать раскопки в Мегиддо (19211933, Чикагский Университет), в Бет-шане (19211933, Университет Пенсильвании), в Иерехоне (19301936, Джон Гарстанг из Британской Школы Археологии в Иерусалиме), Телль Бейт Мирсим (19261932, Уильям Ф. Старки). Хотя эти раскопки дали огромный объем материалов, историческое и культурное восстановление с помощью них было ограничено из-за недостатка в описательных методах и теориях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010