В храме присутстовали: председатель  Императорского православного палестинского общества  С.В. Степашин; почетный научный руководитель ФГПУ «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» Р.И. Илькаев; руководитель секретариата  Всемирного русского народного собора  С.Ю. Рудов. Богослужебные песнопения исполнили два хора, сформированные из делегатов III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, а также лауреатов и участников Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» под управлением Виталия Соболевского, Елены Кравец, Георгия Сафонова, Александра Майорова, Варвары Волковой, Алексея Пузакова. Международный съезд регентов и певчих  проходил  в Москве с 16 по 18 октября. В нем приняли участие свыше 600 человек из 52 регионов Российской Федерации, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 октября с.г. ( журнал 92 ) епископ Псковский и Порховский Арсений, в связи с назначением главой  Псковской митрополии , был возведен в сан митрополита. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Родин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка  напутствовал  епископа Наро-Фоминского Никандра на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Было совершено славление празднику. Затем Предстоятель произнес проповедь и поздравил всех верующих с праздником. Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил почетного научного руководителя ФГПУ «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» Р.И. Илькаева орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В храме присутствовали: председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; почетный научный руководитель ФГПУ «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» Р.И. Илькаев; руководитель секретариата Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов. Богослужебные песнопения исполнили два хора, сформированные из делегатов III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, а также лауреатов и участников Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» под управлением Виталия Соболевского, Елены Кравец, Георгия Сафонова, Александра Майорова, Варвары Волковой, Алексея Пузакова. Международный съезд регентов и певчих проходил в Москве с 16 по 18 октября. В нем приняли участие свыше 600 человек из 52 регионов Российской Федерации, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 октября с.г. ( журнал 92 ) епископ Псковский и Порховский Арсений, в связи с назначением главой Псковской митрополии , был возведен в сан митрополита. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Родин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Наро-Фоминского Никандра на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Было совершено славление празднику. Затем Предстоятель произнес проповедь и поздравил всех верующих с праздником. Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил почетного научного руководителя ФГПУ «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» Р.И. Илькаева орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/6068625.ht...

Русская Православная Церковь и Счетная палата будут вместе бороться с коррупцией 10 июня, 2010. Редакция " Правмира " 10 июня 2010 года в конференц-зале Счетной палаты России состоялась I Конференция Императорского православного палестинского общества. На заседании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавляющий Комитет Почетных членов ИППО. 10 июня 2010 года  в  конференц-зале Счетной палаты России состоялась I Конференция Императорского православного палестинского общества. На заседании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавляющий Комитет Почетных членов ИППО. В приветственном слове  к участникам конференции Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Императорское православное палестинское общество стало уникальным явлением современной жизни. Консолидированными усилиями Церкви, руководства страны, различных министерств, ведомств, интеллектуальной элиты России системно реализуются значительные проекты в научно-исследовательской, культурной, просветительской и гуманитарной сферах. Плоды этого сотрудничества имеют большое значение не только для наших современников, но и для грядущих поколений. Думаю, что в новейшей российской истории это исключительный пример столь крупномасштабного – и с точки зрения географии, и с точки зрения результатов – сотрудничества Церкви, государства и общества». Святейший Владыка  также отметил, что Россия имеет  моральное, историческое право соучаствовать  в жизни людей, связанных общностью  истории и общностью веры, помогая продвижению многих культурных проектов, значимых для всего русского мира. «Императорское православное палестинское общество могло бы быть одной из таких неправительственных институций, которые могли бы реально участвовать в культурной, образовательной, научной жизни, в первую очередь, стран, входящих в “Русский мир”», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. В своем выступлении  председатель ИППО, глава Счетной  палаты Российской Федерации С.В.Степашин заявил, что Императорское православное палестинское общество следует рассматривать как мощную гражданскую силу в России, способную духовно объединять нацию вокруг фундаментальных, ясных и вековых христианских ценностей. Он подчеркнул, что ИППО готово к этой ответственной миссии: «Сегодня это надежный духовно-нравственный форпост России на Святой Земле, хранитель православного самосознания и духовных святынь, национального духа и общественного идеала. Это мощная интеллектуальная, патриотическая, духовная, гуманитарная и общественная сила, действующая в общенациональных интересах вместе с Русской Православной Церковью, действенный механизм гуманитарного влияния на Ближнем Востоке, утверждения русского православного присутствия в регионе и эффективный инструмент народной дипломатии».

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Здесь мне бы хотелось сказать о том, что во многих странах Русского мира активно действуют различного рода исследовательские институты и культурные центры иных стран, никак с Русским миром не связанных. Не хочу квалифицировать деятельность этих организаций, хотя известно, что многие из них вовлекаются в предвыборную борьбу, оказывают огромное воздействие на сознание избирателей, осуществляют чей-то политический заказ — в этом смысле, конечно, не все обстоит благополучно. Но я хотел бы сейчас напомнить о присутствии в нашем Русском мире большого количества неправительственных организаций не с точки зрения политической критики, а с точки зрения того, что Россия имеет моральное и историческое право соучаствовать в жизни людей, связанных с россиянами общностью истории, общностью веры, помогая, в том числе, продвижению многих культурных проектов, значимых для всего Русского мира. Палестинское общество могло бы стать одной из неправительственных институций, реально присутствующих в культурной, образовательной, научной жизни стран, входящих в Русский мир. Что же касается самой Святой Земли, то здесь важно сохранять единство и координацию усилий — Российского государства, Церкви и общественных организаций. На территории Палестины находятся и представители Российской Федерации — дипломатические работники, и сотрудники Палестинского общества. Много лет функционирует Русская духовная миссия в Иерусалиме , прошедшая через тяжелейшие испытания во второй половине XX века: Миссия была практически единственным российским институтом, присутствовавшим на Святой Земле в период разрыва дипломатических отношений между Советским Союзом и Израилем. Императорское православное палестинское общество является уникальным органом, в котором есть представители всех перечисленных структур, и важно, чтобы общество усиливало и поддерживало деятельность каждой из них, а Министерство иностранных дел оказывало необходимое координационное содействие с учетом общих интересов нашего Отечества. После подписания Акта о каноническом единстве с Русской Зарубежной Церковью исчезла двойственность, связанная с присутствием Московского Патриархата в Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/1179274.ht...

Преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова. Попытка неформального жизнеописания. Часть 2 27 ноября, 2008. Протоиерей Михаил Ходанов Весной 1891 года сильное желание причаститься на Пасху Святых Христовых Таин вместе с дорогим Сергеем, испытать радость, которой она доселе была лишена, побудило Елизавету Феодоровну принять долгожданное решение. Когда она сообщила о своем намерении супругу, то он невольно заплакал от счастья. Читайте также:   Преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова. Попытка неформального жизнеописания. Часть 1 Журнал «Шестое чувство»   ПЕРЕХОД В ПРАВОСЛАВИЕ В октябре 1888 года, ясной и тихой золотой осенью Великий князь Сергей Александрович, как председатель Императорского Православного Палестинского Общества (с 1882 года), прибыл с любимой супругой в Иерусалим. Главной целью Палестинского общества в Святой Земле, по воспоминаниям Н. С. Балуевой-Арсеньевой, представительницы одного из самых старинных русских родов, была организация «обслуживания и приюта многочисленных русских паломников, до этого безбожно обкрадывавшихся и эксплуатировавшихся местным населением». Палестинское общество  занималось также научно-исследовательской, благотворительной и просветительской деятельностью. С помощью Общества были выкуплены такие библейские святыни, как Мамврийский дуб, часть горы Голгофы и Гефсиманский сад. Молодая чета Романовых побывала в Кане Галилейской, на горе Фавор и поклонилась величайшим святыням Гроба Господня. На Елеонской горе Великие князь и княгиня приняли участие в освящении нового златоглавого храма во имя равноапостольной Марии Магдалины, одного из самых красивых в Иерусалиме. Непосредственная близость святых мест, где произошли самые важные для каждого христианина евангельские события, соседство страшной и спасительной Голгофы, высокая колокольня на вершине Елеонской горы, названная «русской свечой», воспоминания моления Христа о Чаше, торжественная и потрясающая своим неземным благолепием православная служба, последовавшая за освящением, – все это потрясло Елизавету Феодоровну. Взирая на раскинувшийся внизу древний Иерусалим, она ощущала дыхание веков и таинственное, животворящее духовное родство с Господом Иисусом Христом, Который все больше и больше понимался ею в неразрывной связи с православием. В дар храму супругами были переданы драгоценные сосуды с воздухами и  Святое Напрестольное Евангелие.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

В 1952-1957 годах М.А. Старокадомский работал научным редактором в «Журнале Московской Патриархии»  и регулярно публиковался в этом единственном тогда периодическом церковном издании. Михаилом Агафангеловичем был отредактирован труд профессора МДА И.В. Попова (мученика Иоанна) «Св. Илларий, епископ Пиктавийский», опубликованный в 4, 5, 6 и 7 выпусках сборника «Богословские труды», который начал выходить с 1960 года. В период работы в академии Михаил Агафангелович продолжал сотрудничать со светскими научно-исследовательскими учреждениями. Для Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им В.И. Ленина им был составлен труд «Главные представители рода Симанских по материалам семейного архива за период со второй половины XVIII до первой половины XX века». На протяжении многих лет М.А. Старокадомский был членом Российского Палестинского общества Академии наук СССР. В «Палестинском сборнике» (Вып. 13(76), 1958 г.) помещена его статья «О культурно-просветительской деятельности Русского Палестинского общества на Ближнем Востоке». С 1951 по 1957 год на страницах «Журнала Московской Патриархии» было опубликовано 33 статьи Михаила Агафангеловича и три библиографических обзора. Кроме того, в 1963 году две его статьи увидели свет на страницах журнала «Голос Православия». Михаил Агафангелович Старокадомский скончался на 84 -м году жизни, в сентябре 1973 года . В заключение мне хотелось бы отметить тот факт, что все четыре выпускника дореволюционной Киевской духовной академии при всей разности их судеб с определенного момента своей жизни всецело посвятили себя делу возрождения Московских духовных школ и были верны этому последнему в своей жизни призыву до конца дней. Их имена поминаются за богослужениями в нашем академическом храме, память о них хранят все, кому интересна и для кого дорога история духовного образования в Русской Православной Церкви. Кафедра Церковной истории МДА Годичный акт в Московской духовной академии 1-го октября 1917 года. С.Посад. 1917. С. 13-17. Голубцов Сергий, протодиакон. Московская духовная академия в начале ХХ века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999. С. 83, 24-25, 78, 38-39.

http://bogoslov.ru/article/1262050

Скачать epub pdf Раздел 8. Александровское подворье Предисловие История Александровского подворья восходит к первому периоду русского присутствия в Иерусалиме. В 1859 г. первым российским консулом В. И. Доргобужиновым у коптского священника был приобретён в непосредственной близости от Храма Гроба Господня участок земли, на котором предполагалось построить здание русского консульства. В последующие два года территория владения была расширена за счёт покупки соседнего участка, осуществлённой новым консулом Соколовым и начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме епископом Кириллом (Наумовым) . Но строительство здания консульства было отложено, а потом и вовсе отменено: для помещения консулов было приспособлено позже одно из зданий на русских постройках. Причиной стало обилие археологических древностей на приобретённом участке. Уже первые археологические разведки, сделанные известными французскими археологами – графом Вогюэ и Клермон-Ганно позволили судить о чрезвычайной глубине и богатстве культурного слоя и тем самым о необходимости систематических раскопок, на которые у Палестинского комитета (а тем более позже у Палестинской комиссии) не было достаточных средств. Ситуация изменилась с возникновением в Петербурге в мае 1882 г. Православного палестинского общества. Раскопки на русском месте стали первым масштабным научно-исследовательским проектом общества. О настоятельной их необходимости создатель общества В. Н. Хитрово писал в докладной записке на имя председателя ППО великого князя Сергея Александровича уже в ноябре 1882 г. (документ 222). Результатом стал рескрипт великого князя на имя министра иностранных дел Н. К. Гирса от 5 ноября 1882 г. «Предполагая на собственные средства поручить произвести с учёной целью раскопки на этом месте, – писал Сергей Александрович, – обращаюсь с просьбой в личное мне одолжение разрешить произвести таковые раскопки» (документ 223; русское место, предназначавшееся когда-то под консульские постройки, оставалось в ведении МИДа).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Афонский старец Дорофей (Кудрявцев) 23.04.2024 16:35:36 Михаил Григорьевич Талалай Труднодоступные афонские архивы хранят истинные сокровища – в первую очередь о жизни и подвигах святогорцев. Они ушли из мира, чтобы спасти его. И мы им признательны за это. Однако имена этих подвижников нам по большей части неведомы. Есть редкие и славные исключения – в первую очередь, это святой Силуан Афонский, но и о нем мы узнали лишь оттого, что его ученики вернулись в мир и поведали нам житие старца. Поэтому афонские архивы так ценны – когда прерывается человеческая нить, остаются рукописи, но не всегда. Один из таких архивов - Русский архив Андреевского скита на Афоне. Его история, как история самого скита, драматична. После смерти в 1971 г. последнего русского насельника скита, старца Сампсона, двадцать лет скит пустовал, подвергаясь разного рода хищениям. В 1992 г. сюда, наконец, вселилась группа монахов-греков, однако архив пребывал в плачевном состоянии, пока в 2003 г. его остатки по благословению архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, который является главенствующим по отношению к скиту, не были перевезены в Ватопед. С 2017 г. начался их разбор и систематизация, которые ведет монах Диадох. Пользуясь случаем, выражаю благодарность ему, а также игумену Ефрему, благословившему меня на исследовательскую работу. В недрах архива обнаружилось несколько каллиграфически написанных текстов старца Дорофея (Кудрявцева). Среди них - его прошение в Императорское Православное Палестинское общество, составленное в июне 1886 года. В начале старец посчитал нужным очень кратко изложить свою жизнь, как он пишет, «не похвалы ради или чести, да не буду безумен, а единственно для того, чтобы дать некоторое понятие высокопочитаемым членам Общества о моем сердечном направлении».   «С юности моей я имел глубокое уважение и сочувствие к пустынным отцам и любовь к монашеской жизни. С 1847 года я, ознакомившись чрез переписку с отцами русского православного монастыря на Афоне в течение десяти лет оказывал чрез них помощь и пособие монастырям, скитам и пустынножителям Св. горы. В 1858 году Господь меня удостоил видеть Афон и остаться там на жительстве в Русском Андреевском общежительном скиту, где по новости устрояющейся обители и я в числе прочей братии приношу посильные мои труды в течение двадцати с лишком лет».

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Венсан. Фотография. Сер. XX в. [франц. Vincent] Луи Юг (31.08.1872, Сент-Альбан-де-Варез, деп. Изер - 30.12.1960, Иерусалим), франц. исследователь Св. земли, один из ведущих специалистов в области библейской археологии. Ученик Ж. М. Лагранжа . В 1891 г. вступил в доминиканский орден, через год получил назначение в Иерусалим. В 1897-1953 гг. профессор Французской библейско-археологической школы (École Biblique et Archéologique Française), в 1922 г. англ. мандатный департамент древностей включил В. в состав комитета по выработке стандартной археологической хронологии и периодизации Палестины, в 1931-1938 гг. редактор и автор статей (всего ок. 200) ж. «Библейское обозрение» (Revue biblique). Научные интересы В. составляла сиро-палестинская археология. Знаток в области древней архитектуры, он следовал принципам керамической стратиграфии, к-рые были введены после раскопок на Телль-эль-Хеси Флиндерсом Питри и Ф. Дж. Блиссом . В. принадлежит первая попытка (1907) обобщить сведения по археологии Св. земли. В 1909-1910 гг. он вел документацию при работах на холме Офел (поиск М. Паркером «сокровищ храма» в районе колодца Гихон, на юге Храмовой горы; при работах были обнаружены следы обживания города Давида в начале раннего бронзового века, ок. 3000 г. до Р. Х.), в 1933 г. фиксировал раскопки в храме «Се Человек» (Esse homo) на Крестном пути в Иерусалиме; руководил археологическими и архитектурными исследованиями в ходе работ в Айн-эд-Дуюке (1920) и на месте древнего Эммауса (1932). Основные исследовательские работы В. связаны с углубленным изучением и публикацией материалов по архитектуре Вифлеема (1914), Хеврона (1923) и Иерусалима (1912-1926, 1954-1956). Монографии В., посвященные этим городам, ценны обилием информации об уже утраченных памятниках и артефактах, а также данными из письменных источников, собранными для них Ф. М. Абелем , несмотря на то что часть содержащихся в них датировок и мнений устарела.

http://pravenc.ru/text/150343.html

Паисий, епископ Железногорский и Льговский (Юрков Виктор Дмитриевич) Дата рождения: 22 октября 1970 г. Дата хиротонии: 19 августа 2014 г. Дата пострига: 26 марта 1998 г. Страна: Россия Биография: Родился 22 октября 1970 г. в Брянске. В 1973 г. с родителями переехал в г. Москву. Крещен в младенчестве. В 1978-86 гг. учился в средней школе 106 г. Москвы, в 1986-89 гг. — в СПТУ 129. В 1989-91 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил. В феврале 1992 г. поступил в Николаевский Верхотурский мужской монастырь Екатеринбургской епархии . 24 апреля 1992 г. по благословению архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека наместником Николаевского монастыря игуменом Тихоном (Затекиным) пострижен в иночество с именем Паисий в честь прп. Паисия Величковского. 29 апреля 1992 г. архиепископом Екатеринбургским Мелхиседеком в храме Всемилостивого Спаса г. Екатеринбурга рукоположен во иеродиакона. 31 мая 1992 г. архиепископом Екатеринбургским Мелхиседеком в Далматовском мужском монастыре Курганской области рукоположен во иеромонаха. В марте 1993 г перешел в Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В 1996-98 гг. обучался в Московской духовной семинарии (заочно), в 2002-2005 гг. — в Московской духовной академии (заочно). В декабре 2007 г. защитил дипломную работу на тему «Деятельность великого князя Сергея Александровича Романова на посту председателя Императорского православного палестинского общества (1882-1905 гг.)». 26 марта 1998 г. наместником Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием пострижен в мантию с именем Паисий в честь прп. Паисия Печерского. 29 августа 2007 г. архиепископом Орехово-Зуевским Алексием возведен в сан игумена. С 1993 г. окормлял пациентов и сотрудников Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена. В 2000 г. в институте построен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». По благословению Святейшего Патриарха Алексия II назначен настоятелем этого храма. В 1993-97 гг. нес послушание благочинного и уставщика Новоспасской обители, в 1994-96 гг. — преподаватель воскресной школы при монастыре, в 1997-2011 гг. — нес послушание келаря. С октября 2011 г. — благочинный обители.

http://patriarchia.ru/db/text/3698689.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010