Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА [англ. American Schools of Oriental Research - ASOR], орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока. Возникла в 1900 г. как Американская школа изучения и исследования Востока (American School for Oriental Study and Research), в 1921 г. переименована в ASOR по инициативе президента Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis) Дж. Г. Тейера, Американского об-ва востоковедения (American Oriental Society) и Американского археологического ин-та (Archaeological Institute of America). Задачи орг-ции - поощрять исследования ближневост. древностей, поддерживать археологические раскопки, стимулировать изучение языков и культурных традиций Ближ. Востока, распространять и популяризировать результаты этих работ. На базе ASOR сформировалась «американская версия» библейской археологии , к-рую разрабатывал возглавлявший Иерусалимскую школу У. Ф. Олбрайт (1920-1929; 1933-1936). Руководя обширными разведками и рядом раскопок (особенно в Телль-Бейт-Мирсиме, Телль-эль-Фуле (см. Гива (Гивеа)), он создал общую периодизацию археологических памятников Палестины, соотнеся ее с библейской хронологией. Его деятельность продолжил Дж. Э. Райт . Хорошо организованные и масштабные экспедиции ASOR, изучавшие сиро-палестинский регион, работали в Телль-эн-Насве (библ. Мицпа ), Джераше (библ. Гераса ), Беф-Цуре , Беф-Шемеше ; в Заиорданье и пустыне Негев , а позже - в Диване (библ. Дивон ), Сихеме , Эль-Джибе (библ. Гаваон ), Гезере и др. В кон. XX в. одновременно осуществлялись уже более 20 археологических проектов (среди важнейших - раскопки Телль-Микне, отождествляемого с упомянутым в Библии филистимским г. Екроном ). На Ближ. Востоке ASOR основано неск. исследовательских центров: Иерусалимская школа, с 1970 г. Институт археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archeological Research) под руководством амер. археолога Ч. Торри; Багдадская школа, основанная в 1923 г., проводила в 1925-1931 гг. раскопки в Иорган-Тепе (древнем Нузи ), где был открыт архив клинописных табличек XV в. до Р. X., в 1926-1927 гг. организовала экспедиции в Телль-Биллу и Тепе-Гавру (юго-восток древней Ассирии ), всю 3-ю четв. XX в. велись раскопки в Ниппуре . В 1968 г. для работы в Иордании, разорвавшей дипломатические отношения с Израилем, создали особую школу в Аммане - Американский центр исследований Востока (American Center of Oriental Research), к-рый осуществил раскопки в Баб-эд-Дре и Телль-Хесбане, участвовал в открытии визант. рукописей в Петре Аравийской (1992). После разрыва дипломатических отношений США с Ираком Багдадская школа фактически прекратила существование. В 1978 г. был создан Американский ин-т археологических исследований на Кипре (Cyprus American Archaeological Research Institute).

http://pravenc.ru/text/114452.html

Поэтому-то в Септуагинте находит явное выражение «персоналистический универсальный мессианизм», столь хорошо соответствовавший проповеди об Иисусе Христе в ранней Церкви, тогда как в масоретском тексте ученый видит уже «националистически-мессианскую» окраску. Отсюда Н. Н. Глубоковский делает вывод об «особой религиозно-научной важности» Славянской Библии как «почтенного свидетеля византийско-греческого оригинала» текста Ветхого Завета. Предположение Н. Н. Глубоковского о разных «текстуальных типах» подтвердилось текстологическим анализом кумранских библейских рукописей (найденных в 1947¬1952 годах и датируемых III-I веками до Р. Х.). Указанный анализ позволил Ф. М. Кроссу и еще ряду исследователей выделить по крайней мере три редакции древнееврейского текста (палестинскую, александрийскую, вавилонскую), существовавших до Рождества Христова. Кроме трудов исследовательского характера Н. Н. Глубоковскому принадлежит целый ряд обзоров русской и иностранной богословской литературы Ему же принадлежит интереснейший труд «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии» в котором он описывает основные тенденции развития, а также вопросы и проблемы русской богословской науки XIX-haчaлa XX века. Особой сферой деятельности ученого была забота об улучшениях в сфере духовного образования. В 1895 году он разработал новую программу по Священному Писанию Нового Завета для семинарий и направил в Учебный комитет при Св. Синоде записку которая стала основой для пересмотра Учебным комитетом семинарской программы по Священному Писанию. В ней он отмечал необходимость для преподавателя «говорить не столько о фактах во всех их подробностях, сколько извлекать мысли из фактов». В следующем году он пишет в записке в Комиссию по внесению изменений в Устав академий при СПбДА, что богословские дисциплины сильно взаимосвязаны между собой, поэтому введение специализации, понимаемой в привычном для светских наук смысле, невозможно. Первые несколько лет занятий в богословских школах необходимо изучать систему богословских дисциплин в целом. Однако позже, при занятиях в академии, необходима, по выражению Н. Н. Глубоковского , «сосредоточенность» студента на одной конкретной сфере богословских дисциплин. Такая сосредоточенность «ничуть не мешает основательному знанию, а только объединяет его и потому созидается на нем. Она заботится только о том, чтобы свои научные занятия каждый студент мог свести к одному знаменателю и располагал их с осмысленной и понятной для него систематичностью» В противном случае творческие силы студента гибнут, задавленные потоком разнопрофильной информации. Достичь сосредоточенности можно путем самостоятельного написания студентами специальных работ, прежде всего – кандидатских диссертаций. Полезна будет, с точки зрения, ученого, и возможность выбора студентом интересующих его предметов из ряда альтернативных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Императорское Православное Палестинское Общество планирует обширную научно-издательскую деятельность в 2008 году 12 января 2008 г. 10:21 9 января 2008 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялось заседание научной секции Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), в работе которого приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк , заместитель Председателя ИППО, доктор исторических наук Н.Н. Лисовой, Председатель ИППО, член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенёв, а также другие члены Совета и действительные члены ИППО. После обсуждения и внесения поправок был утвержден план деятельности ИППО в 2008 г. В области научной деятельности были принято несколько научно-исследовательских программ. Одна из них, «Русское наследие в Святой Земле», предполагает исследование правовой истории и современного состояния объектов недвижимости, принадлежавших России до 1917 г.; выявление, описание, изучение русских вкладов в греческих храмах и монастырях Святой Земли (иконы, церковное шитье, мелкая пластика, богослужебная утварь); выявление и изучение русских документов в государственных и муниципальных архивах Израиля — совместно с Иерусалимским отделением ИППО и историками Еврейского университета (Иерусалим) и Иерусалимским Патриархатом. Как подчеркнул в своем слове Н.Н. Лисовой, документальные и материальные памятники русского присутствия в Иерусалиме и Святой Земле представляют собой сегодня «уходящую натуру». Израильтяне прилежно стирают следы русского культурного присутствия, греки Иерусалимского Патриархата уничтожают свидетельства русского церковного и духовного влияния. К описанию и инвентаризации русского наследия необходимо приступать немедленно. Уже сегодня многое исчезает на глазах, завтра не будет и того, что еще осталось. Члены научной секции ИППО считают, что начало этой работы может быть положено в 2008 г. направлением в Израиль и Палестинскую автономию небольшой по составу экспедиции, включающей членов ИППО — историков, искусствоведов, архивистов, занимающихся этими проблемами. Результатом проекта, рассчитанного на несколько лет, должны стать реестр объектов недвижимости с подробным описанием юридического статуса и современного состояния (планы и фотофиксация), каталог русских вкладов в греческих храмах и монастырях Святой Земли, каталог архивов, фондов и описей дел с русскими документами в Иерусалиме. Материалы будут собираться в Израиле, Палестинской автономии, Ливане, Сирии, Иордании, Египте под руководством Н.Н. Лисового и С.Ю. Житенёва.

http://patriarchia.ru/db/text/349338.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБЕЛЬ Абéль [франц. Abel] Феликс Мари ( 1878, Сент-Юз, Франция - 1953, Иерусалим ), франц. библеист и специалист по географии Палестины. Доминиканец, с 1897 г. послушник мон-ря Сен-Максимен. Образование получил при доминиканской Библейской школе в Иерусалиме (École Biblique), где с 1902 г. начал преподавательскую деятельность, а в 1905 г. стал профессором. Президент Палестинского об-ва исследований Востока (Palestine Oriental Society), с 1940 г. консультант Папской библейской комиссии . Один из основоположников христианской археологии Палестины, А. многие годы руководил исследовательскими экспедициями Библейской школы (в частности, на Синай и в Дамаск), в т. ч. программой раскрытия остатков базилик эпохи Константина Великого в Иерусалиме. Большую роль в развитии науки сыграли работы А. по исторической географии библейских земель: «Плавание по Мертвому морю» ( Une croisière autour de la Mer Morte . P., 1911); ставшая классической «География Палестины» ( Géographie de la Palestine . P., 1933-1938), 1-й том к-рой (Géographie physique et historique. P., 1933) посвящен физической и исторической географии региона и содержит карты системы рек Палестины, а 2-й (Géographie politique: Les villes. P., 1938) - политической географии (в нем же приведен список библейских городов и др. пунктов со ссылками на отчеты о результатах археологических исследований). Сохраняют значение подробные сводки письменных и археологических источников по памятникам Иерусалима (Jérusalem nouvelle. P., 1914-1926. 2 vol.), Вифлеема (Bethléem: Le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914), Хеврона (Hébron: Le Haram el-Khalil. P., 1923), Эммауса (Emmaüs: Sa basilique et son histoire. P., 1932) и др. палестинских святынь (составлены совместно с Л. Венсаном ). Соч.: кроме указанных в тексте трудов: Grammaire du grec biblique. P., 19272; Guides bleus: Syrie et Palestine. P., 1932; Les Livres des Macchabées. P., 1949; La prétendu caverne des Sidoniens et la localisation de la ville de «Ara»//RB. 1951. Janvier. P. 47-53; Histoire de la Palestine depuis la conquête d " Alexandre jusqu " à l " invasion arabe. P., 1952. T. 1: De la conquête d " Alexandre jusqu " à la guerre juive; T. 2: De la guerre juive à l " invasion arabe.

http://pravenc.ru/text/62450.html

Кроме того, вера в руководство Божие при переводческом труде не лишала переводы права называться также откровением. Итоговая кодификация текста Ветхого Завета (Танаха) произошла уже после разрушения иерусалимского Храма и после размежевания между христианством и раввинистическим иудаизмом — мировыми религиями, каждая из которых считает свою историю продложением истории ветхозаветного Израиля. В связи с этим состав книг, входящих в христианский канон, опирающийся на александрийскую традицию и Септуагинту, отличается от палестинского канона, установленного на Явнийском Синедрионе ок. 90-100 г. н. э. Самый же текст Ветхого Завета во все последующие века, и особенно в Новое и Новейшее время, со становлением научной методологии, привлекал к себе внимание и подвигал к исследованиям не только христиан и иудеев, но и атеистов и агностиков. Для одних важно было уяснение смысла священного текста, обстоятельств жизни израильтян и их соседей, другие пытались показать невозможность фактов и несостоятельность идей, изложенных в Писании. Библейские исследования в немалой степени стимулировали совершение исследовательских экспедиций, развитие археологии, палеографии, этнографии, религиоведения , египтологии, ассирологии и других наук о Древнем мире, библейская хронология и описание быта сопоставлялись с находками и расшифровками древних записей. В полемике между доверяющими свидетельству Библии остро встал вопрос о «герменевтическом круге»: интерпретация находки сильно зависит от понимания истории региона, а понимание истории складывается на основании находок. Не полевые, а кабинетные исследователи Библии активно участвовали в углублени таких филологических дисциплин как этимология, текстология, теория перевода, теория стиля, уточняли представления о возможности аттрибуции текста определенному автору. На стыке кабинетных и полевых исследований стоит до сих пор актуальная проблема hapax legomena — слов, однократно употребленных в тексте, значение которых не удается понять из контекста. Находка и верная интерпретация других записей, содержащих это слово, может пролить свет на эти «темные места» Писания. Раввинистический иудаизм и Танах

http://pravmir.ru/udivitelnaya-sudba-svy...

Президентом РФ В.В. Путиным российский Культурно-образовательный центр. Чуть позже, 1 сентября 2014 г., мне выпала честь там же, в Вифлееме, перерезать красную ленточку первой русской школы XXI в. в Палестине. Россия возвращается в Святую Землю всерьез и надолго. Соответственно, возрождается Русская Палестина – так можно кратко сформулировать духовный и политический смысл момента. Это часть нашей исторической памяти, и деятельность Общества призвана сохранить и упрочить эту память на пространстве «русского мира». В настоящее время мы приступаем к фундаментальному научно-исследовательскому и издательскому проекту: Советом ИППО решено подготовить и опубликовать научно-документальную серию «Россия в Святой Земле». Ее открывает трехтомное издание документов и материалов из российских и зарубежных архивов по истории русского присутствия в регионе, подготовленное заместителем Председателя ИППО, лучшим специалистом по истории Святой Земли и русско-палестинских связей, главным научным сотрудником Института российской истории РАН, доктором исторических наук Николаем Николаевичем Лисовым. Следующие три тома, над которыми идет работа, составит «Энциклопедия Русской Палестины». Увенчает серию, по замыслу составителей, подарочный альбом-каталог «Сокровища Русской Палестины». Осуществить эту работу было бы невозможно без постоянного доброжелательного внимания и помощи со стороны Историко-документального департамента МИД и, прежде всего, сотрудников Архива внешней политики Российской Империи во главе с И.В. Поповой . Огромное значение имели также документы и материалы Архива Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, впервые ставшего доступным для светских исследователей благодаря содействию руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка. Хочу также выразить особую благодарность заместителю Председателя ИППО, известному деятелю российского военно-промышленного комплекса, доктору технических наук Игорю Рауфовичу Ашурбейли за его деятельное участие в реализации нашего проекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На конференции также прозвучали выступления заместителя председателя Императорского православного палестинского общества, руководителя Общественного центра ИППО Е.А. Агаповой, известной сирийской правозащитницы матушки Агнесс Мариам ас-Салиб, президента Парижского института демократии и сотрудничества, члена Совета ИППО Н.А. Нарочницкой, генерального секретаря католической Общины святого Эгидия Адриано Роккуччи. В зале заседаний присутствовали архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , представитель Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, постоянный представитель Святого Престола при ООН в Женеве архиепископ Сильвано Томази. Модератором выступил директор исследовательских программ ИДС профессор Джон Лафленд. Конференция собрала в Большом зале Дворца Наций послов, аккредитованных при Совете ООН по правам человека, а также вызвала большой интерес представителей разных стран мира. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У напали на християн 400 жорстоких на церкви в США за чотири роки В вбили чотирьох - святого Або Великого Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи У палестинського товариства в праць Миколая Японського Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради У закордонних справ виставка «Непереможний – непереможна святий праведний Феодор Ушаков» Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради православного палестинського товариства в У спецслужби провели обшук у Церкви, який захистом прав напряму допомоги бездомним Синодального з виступив на ради при уповноваженому з прав людини в Вийшли два про порушення свободи у з 2020 року Влада приховати факти порушення прав Митрополит Черкаський в ООН про Церкви владою Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Настоятель собору Нью-Йорка взяв участь у з нагоди Дня дипломатичного з ключовими словами на християн – – палестинське товариство – права людини –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4009097...

Недавно он перенёс сложную операцию 26 января. ПРАВМИР. Известный российский ученый Георгий Мирский скончался на 90-м году жизни. Об этом « Эху Москвы » сообщила его супруга Изабелла Лабинская. Мирский был главным научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН. Недавно он перенёс сложную операцию, связанную с онкологическим заболеванием. Сейчас решается вопрос о дате и месте похорон. Георгий Мирский — российский ученый, политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук. Родился в Москве в 1926 году. В период Великой Отечественной войны с 15 лет работал санитаром в военном госпитале. Окончил Московский институт востоковедения в 1952 году, аспирантуру этого института в 1955 году, кандидат исторических наук (диссертация посвящена новейшей истории Ирака), доктор исторических наук (диссертация посвящена политической роли армии в развивающихся странах). Был литературным сотрудником отдела стран Азии, Африки и Латинской Америки журнала «Новое время». С 1957 года — в Институте мировой экономики и международных отношений: младший, старший научный сотрудник, заведующий сектором, заведующий отделом экономики и политики развивающихся стран. По совместительству был профессором МГИМО, где читал лекции по проблемам развивающихся стран. Профессор кафедры мировой политики Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики». В НИУ ВШЭ преподавал студентам, обучающимся по направлениям «международные отношения» и «регионоведение». Профессор программы российско-британской магистратуры по политической науке в Московской высшей школе социальных и экономических наук(МВШСЭН). В 1990-е годы работал в Американском институте мира в качестве приглашенного научного сотрудника. Его труды в области изучения темы «Армия и политика в странах третьего мира» стали классическими. Сферой его профессиональных интересов являлись исламский фундаментализм, палестинская проблема, арабо-израильский конфликт, международный терроризм, страны Ближнего Востока.

http://pravmir.ru/skonchalsya-uchenyiy-g...

Автор делает вывод о том, что ни один литургический источник не отражает  обряд исчерпывающе. По ее мнению, историк-литургист должен представить анализ, основанный на разумной интерпретации доступных свидетельств и там, где эти свидетельства отсутствуют, сделать объективные суждения о том, что может заполнить эту брешь. В этом исследовании на основании проведенного анализа автор показывает, что в Иерусалиме и Палестине, Западной Сириии и Египте существовало литургическое взаимовлияние. Однако, автор отмечает, что доступные свидетельства не свидетельствуют о доминирующем влиянии «Тайноводственных поучений» св. Кирилла Иерусалимского на формирование чинопоследований крещения в этих провинциях. Автор приводит аргументы в пользу того, что «Тайноводственные поучения» являются более поздними, чем предполагалось ранее (по мнению автора, принадлежащими Иоанну Иерусалимскому), а также указывает, что в них отражены влияния, имеющие своими источниками соседние с Иерусалимом провинции. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей христианского богослужения.          Об авторе Доктор Джульетта Дэй является директором Центра по изучению богословия и преподавателем литургики и патристики университета Уэльса в Лампетере, Великобритания. Область исследовательских интересов доктора Дэй включает в себя оглашение и посвящение в Восточных Церквах IV-V веков. Ее последнее исследование посвящено огласительным проповедям Прокла, патриарха Константинопольского (V в.) Содержание Список сокращений VII 1 Сравнение литургий 1 Источники 2 Структура 3 Нарратив 6 Выводы 8 2 Палестинские источники 11 Тайноводственные поучения 12 Предогласительные и огласительные поучения 23 Свидетельство Эгерии ( Itinerarium Egeriae ) 25 Марк диакон: «Жизнь Порфирия» ( V . Porph . ) 28 Монашеские жизнеописания 29 3 Сирия и Египет 33 Сирийские источники 35 Египетские источники 42 4 Обряды перед погружением 47 Ритуализация отречения от греха и диавола 47 Обряды, связанные с исповеданием веры перед погружением 57

http://bogoslov.ru/article/317410

На презентации выступил секретарь Правления Союза писателей РФ В.Н. Крупин, один из постоянных авторов журнала «Православный паломник»; а его книга «О святой горе Афон» была отмечена в ходе конкурса «Просвещение через книгу», который проводил журнал. С историей и сегодняшней деятельностью Православного Палестинского общества познакомил заместитель председателя общества, доктор исторических наук Н.Н Лисовой. Как и Палестинское общество, журнал «Православный паломник» ведет важную работу по распространению знаний о русско-иерусалимских связях. К тому же, по словам Н.Н. Лисового, журнал занял пустовавшую доселе в общественном сознании нишу – культуры паломничества, объединяющей литературу хожения и реликвии паломничества. Это целый пласт, который остается культурологически неисследованным и неразвитым. Доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Воропаев отметил еще одну интересную страницу в истории паломничества – это паломничества русских писателей и поэтов. Гоголь, Муравьев, Вяземский, Шевелев, члены царствующего дома много путешествовали и посещали святые места. Они оставили удивительные воспоминания и заметки, что может послужить катализатором писательской работы, литературоведческих исследовательских статей, которые на страницах журнала могли бы стать достоянием всего паломнического люда. Интересным представилось выступление С.В. Гнутовой, сотрудника Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, которое было посвящено православным реликвиям. Эта рубрика в журнале появилась три года назад и является одной из самых интересных. Выступавшая отметила, что пока остаются неисследованными поздние реликвии, так как многие ученые занимаются только древностями, – те поздние православные реликвии, которые были привезены русскими паломниками из Святой Земли и других мест России и хранились здесь. Эта тема достойна не только рубрики, но отдельной книги. Так, по итогам выставки «К 900-летию хожения игумена Даниила в Святую Землю» в книге «И то все видел своими очами» был составлен каталог, в котором около 300 реликвий паломников. Правда, к сожалению, русского материала мало, и это в основном реликвии с Валаама и Соловков.

http://pravoslavie.ru/28207.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010