Во время работ в Иерихоне (1952-1958) К. удалось доказать эффективность метода Уилера-Кеньон. В начальном слое, на уровне «материка» (глубина ок. 21 м), было найдено святилище, построенное приблизительно в VIII тыс. до Р. Х. Исследования внесли огромный вклад не только в реконструкцию доисторического прошлого Палестины, но и в понимание развития человеческой цивилизации (см. ст. Иерихон ). В 1961 г. К. начала крупные раскопки в Иерусалиме. Одной из причин выбора этого места стало приближавшееся столетие (в 1967) Палестинского исследовательского фонда , который финансировал иерусалимскую экспедицию Ч. Уоррена в XIX в. Грандиозные раскопки проводили при финансовой помощи различных фондов, включая Национальное географическое об-во США, и привлекли студентов со всех концов Содружества. Однако их результаты не получили такого общественного резонанса, как раскопки в Иерихоне. Причина этого заключалась в сложности объекта - топографической (местность с резкими спадами и возвышенностями), исторической (археологический материал формировался на протяжении мн. столетий), социальной (зоны раскопок по-прежнему являются зоной проживания людей с совр. постройками и дорогами). В 1962 г. К. стала директором колледжа св. Гуго и не могла уделять много времени раскопкам, а 6-дневная война 1967 г. столь радикально изменила ситуацию в Иерусалиме, что проект пришлось свернуть. После 1967 г. К. не получала права проводить раскопки там, где должны были работать израильские археологи (напр., Б. Мазар - на юге и юго-западе платформы Храмовой горы и Н. Авигад - в евр. квартале Старого города) ( Broshi. 2009). Несмотря на огромные расходы и привлечение сотен рабочих, результаты были весьма скромными, причем одной из причин признают то, что метод Уилера-Кеньон плохо подходил для Иерусалима (Ibidem). В то же время впервые удалось окончательно обосновать мнение о том, что древний Иерусалим - это район Офела, найти стены города периода средней бронзы, собрать самые крупные на тот момент керамические коллекции железного века (см. в ст. Иерусалим ).

http://pravenc.ru/text/1684203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРИТАНСКИЕ ШКОЛЫ АРХЕОЛОГИИ [англ. British Schools of Archeology], исследовательские организации, ставящие целями изучение древностей в Средиземноморье (Италия, Греция, Сирия, Израиль, Египет, Иордания, Ирак, Турция и Иран), а также развитие библейской и христ. археологий. Старейшей из Б. ш. а. на Востоке является егип. (The British School of Archeology in Egypt, 1905-1954 гг.), остававшаяся ведущей орг-цией до 1926 г., когда У. М. Флиндерс Питри перенес работы из Египта в Палестину. Британская школа археологии в Иерусалиме (The British School of Archeology in Jerusalem) была открыта в 1919 г. на основе уже существовавших Палестинского исследовательского фонда (с 1865) и Иерусалимского литературного об-ва (с 1852). После оккупации Иерусалима брит. армией (1917) по инициативе Питри Великобритания объявила себя ответственной за сохранение памятников города. Британская академия создала организационный комитет и назначила первым директором Департамента охраны древностей Палестины и Б. ш. а. в Иерусалиме Дж. Гарстанга. Под рук. Дж. У. Кроуфута сотрудниками этой орг-ции были успешно проведены раскопки в Самарии (30-е гг.). Здесь также работала К. М. Кеньон , руководившая раскопками, начатыми Гарстангом на Иерихоне (1950) и работами в Иерусалиме (60-е гг.). Одним из директоров Британской школы археологии в Иерусалиме во 2-й пол. ХХ в. был Дж. Уилкинсон, публикатор записок средневек. и раннехрист. паломников в Св. землю. Главные работы этого периода - проект 70-х гг. по исследованию Иерусалима мамлюкского периода (1260-1517), раскопки памятников эпох крестоносцев («Красная башня» на прибрежной равнине, замок Бельмон) и визант. (Зохар в Сев. Негеве) (80-е гг. ). С 1989 г. исследование средневек. и османской архитектуры проводилось по всей стране. В 1990 г. совместно с Тель-Авивским ин-том археологии были проведены работы на Тель-Йизреэле. В Иерусалиме издается ж. «Palestinian Exploramion Quarterly», с 1969 г. совместно с Британским ин-том археологии и истории в Аммане выходит ж. «Levant».

http://pravenc.ru/text/153449.html

Поэтому-то в Септуагинте находит явное выражение «персоналистический универсальный мессианизм», столь хорошо соответствовавший проповеди об Иисусе Христе в ранней Церкви, тогда как в масоретском тексте учёный видит уже «националистически-мессианскую» окраску. Отсюда Н. Н. Глубоковский делает вывод об «особой религиозно-научной важности» Славянской Библии как «почтенного свидетеля византийско-греческого оригинала» текста Ветхого Завета. Предположение Н. Н. Глубоковского о разных «текстуальных типах» подтвердилось текстологическим анализом кумранских библейских рукописей (найденных в 1947–1952 годах и датируемых III-I веками до Р. Х.). Указанный анализ позволил Ф.М. Кроссу и ещё ряду исследователей выделить по крайней мере три редакции древнееврейского текста (палестинскую, александрийскую, вавилонскую), существовавших до Рождества Христова. Кроме трудов исследовательского характера Н. Н. Глубоковскому принадлежит целый ряд обзоров русской и иностранной богословской литературы 110 – 116 . Ему же принадлежит интереснейший труд «Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии» 49 , в котором он описывает основные тенденции развития, а также вопросы и проблемы русской богословской науки XIX-haчaлa ХХвека. Особой сферой деятельности учёного была забота об улучшениях в сфере духовного образования. В 1895 году он разработал новую программу по Священному Писанию Нового Завета для семинарий и направил в Учебный комитет при Св. Синоде записку 88 , которая стала основой для пересмотра Учебным комитетом семинарской программы по Священному Писанию . В ней он отмечал необходимость для преподавателя «говорить не столько о фактах во всех их подробностях, сколько извлекать мысли из фактов». В следующем году он пишет в записке в Комиссию по внесению изменений в Устав академий при СПбДА, что богословские дисциплины сильно взаимосвязаны между собой, поэтому введение специализации, понимаемой в привычном для светских наук смысле, невозможно. Первые несколько лет занятий в богословских школах необходимо изучать систему богословских дисциплин в целом. Однако позже при занятиях в академии, необходимо, по выражению Н. Н. Глубоковского , " сосредоточенность» студента на одной конкретной сфере богословских дисциплин. Такая сосредоточенность «ничуть не мешает основательному знанию, а только объединяет его и потому созидается в нем.Она заботится только о том, чтобы свои научные занятия каждый студент мог свести к одному знаменателю и располагал их с осмысленной и понятной для него систематичностью» 88 . В противном случае творческие силы студента гибнут, задавленные потоком разнопрофильной информации. Достичь сосредоточенности можно путём самостоятельного написания студентами специальных работ, прежде всего- кандидатских диссертаций. Полезна будет, с точки зрения учёного и возможность выбора студентом интересующих его предметов из ряда альтернативных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

С работ П. Э. Ботта в Ниневии (1842-1846) и О. Г. Лейарда в городах Вавилонии (1845-1848) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассир. царя Салманасара III , в т. ч. и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное - библиотека Ашшурбанипала , в к-рой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1850 г. Лофтус продолжил описание памятников в долине Евфрата, начав с библейского Ереха (Урук). Э. Робинсон. Гравюра. 1889 г. В сер. XIX в. археология Др. Египта, М. Азии и Сиро-Палестинского региона делала только первые шаги: в Египте в 1842-1845 гг. работала прусская экспедиция (К. Р. Лепсиус ), опубликовавшая свои исследования «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (12 т.); в 1850 г. в Египет за копт. рукописями отправился О. Ф. Мариет; в М. Азии Британский музей начал раскопки Эфеса . Особенно важными для развития А. б. были исследования в Св. земле, однако работы здесь продвигались медленно. Научный этап начался с путешествия по Палестине в 1838 г. амер. гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита. Они на месте описали ряд археологических памятников, отождествив их с известными из Библии городами ( Robinson E. , Smith E. Biblical Research of Palestine and Adjacent Regions. N. Y., 1841-1842, 1956. 3 vol.). Дело продолжил нем. исследователь Т. Тоблер и француз В. Герен, начавший в 1852 г. проект по нанесению памятников на карту и их обмеру. Картографирование памятников Зап. Палестины в 1871-1878 гг. провели К. Р. Кондер и Г. Г. Китчинер; Хаурана и Сев. Иордании в 1896-1901 гг.- Г. Шумахер и А. Мусил; значительно позже Юж. Иордании и пустыни Негев - Н. Глюк. Н. Глюк Н. Глюк Важным шагом стало основание в 1865 г. Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима . Раскопки здесь велись уже с 1848 г., когда Л. Ф. де Сольси расчистил урочище «царских гробниц» (могилы царей Адиабены). Научное изучение топографии и истории города начали в 60-х гг. XIX в. сотрудники фонда, брит. офицеры Ч. Уоррен и Ч. Уилсон. Де Сольси и Уоррен не были археологами, поэтому их работа в Иерусалиме и Иерихоне оказалась малорезультативной и породила путаницу: памятники эпохи Ирода Великого (I в. до Р. Х.) приписывали царю Соломону , а Телль-эль-Фуль (крепость Маккавеев ) была отнесена к эпохе крестовых походов . В 1872-1878 гг. для обследования Зап. Палестины Палестинским исследовательским фондом была организована экспедиция под рук. Китчинера и Кондера; книги последнего о результатах его работ служили мн. поколениям исследователей и сохранили значение до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/76476.html

Открытие гностических текстов в Наг-Хаммади приводит наше рассмотрение к обнаружению рукописей Мертвого моря (Кумран). Здесь мы находимся уже вне патристической и вообще христианской сферы. Однако огромный интерес, вызванный этим открытием в ученых кругах, существенным образом отразился на исследовании древнего христианства. Это открытие оказалось полезным не только для исследований, сосредоточенных на палестинском происхождении древней Церкви, которые лишь косвенно относятся к нашей теме, но и потому, что сформировало новое исследовательское направление, активное и сейчас, которое подчеркивает роль иудеохристианства в противовес этнохристианству в области вероучительного и культурного в широком смысле развития христианского общества первых трех веков. Это направление исследований, развившееся как реакция на подход, преобладавший в начале века, при котором все развитие учения Церкви сводилось к эллинистическому и в целом восточному влиянию (Буссе, Бультман) 512 , быстро разрослось во многом благодаря трудам сначала Петерсона, а потом Даниелу 513 , вплоть до того, что стало главным ключом в интерпретации религиозной и культурной эволюции раннего христианства. Очевидно, что в настоящее время наблюдается крен в противоположную сторону, чем это было ранее 514 . Необходимо внести своевременные коррективы, которые позволят преодолеть антитезу, излишне подчеркиваемую, ради общего понимания христианской культуры первых веков, которая умела, несмотря даже на чувствительные столкновения, согласовывать иудейские и эллинистические элементы, сосуществующие друг с другом с самого начала. Симптоматичным в этом смысле кажется знакомство с новым текстом, произошедшее благодаря открытию одной рукописи. Я имею в виду пасхальную проповедь Мелитона Сардийского , связанную с похожим анонимным текстом In sanctum Pascha(«Ha святую Пасху»), уже известным, но до сих пор мало оцененным. Эта находка познакомила нас с квартодессимианской пасхальной проповедью, которой присуща самостоятельная литературная форма, характеризующейся как раз наличием элементов иудейских и эллинистических 515 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Высшим руководящим органом БВСЦ является его Генеральная ассамблея, к-рая проводится раз в 4 года. Она избирает 4 сопредседателей совета и генерального секретаря с 3 заместителями. Высший исполнительный орган - генеральный секретариат. Штаб-квартира БВСЦ располагается в Бейруте, имеются отд-ния в Иерусалиме, Аммане, Каире, Лимасоле, Тегеране и Дубае. В качестве приоритетных Совет видит следующие виды деятельности, направленные к достижению христ. единства: образовательная и научно-исследовательская работа, борьба за права человека и социальную справедливость, миротворческая инициатива, межрелиг. диалог, осуществление связей между христ. Церквами в Ближневост. регионе и за его пределами. В рамках программ БВСЦ работают департамент помощи палестинским беженцам, экуменическая служба помощи беженцам, оказывается экстренная помощь нуждающимся, осуществляется психологическая реабилитация пострадавших. Созданы специальные отделы: богословский «Вера и единство», «Образование и обновление», диаконической работы «Жизнь и служение». Своей деятельностью БВСЦ стремится подчеркнуть важность той роли, к-рую христиане, оставаясь религ. меньшинством, играют в сложной обстановке Ближ. Востока. Совет выступает за скорейшее прекращение израильской оккупации араб. земель и создание независимого Палестинского гос-ва со столицей в Вост. Иерусалиме. Совет, делегация к-рого в мае 1998 г. посетила Ирак, принял ряд заявлений против бомбардировок и войны в этой стране, за снятие с Ирака экономической блокады. После нанесения авиацией антииракской коалиции ударов по Багдаду (дек. 1998) БВСЦ выступил с новым жестким заявлением и призвал к немедленному прекращению операции «Лис в пустыне». Внимание Церквей-членов также привлекает урегулирование проблемы о-ва Кипр. БВСЦ активно занимается информационной деятельностью, оперативно реагирует на события, происходящие в регионе и мире, формирует единую христ. позицию по отношению к происходящему. В Бейруте издает ряд журналов на араб. (  ; ежеквартально), на англ. («News Reports»; ежеквартально), на франц. («Courrier œcuménique du Moyen Orient»; 3 раза в год) языках. Создана рабочая группа по ведению христианско-мусульм. диалога, к-рая провела конференцию представителей БВСЦ и Арабской рабочей группы (14-17 июня 1996) и ряд др. встреч.

http://pravenc.ru/text/149383.html

В России создан Русский исторический институт 21 октября 2008 г. 16:18 19 сентября 2008 г. прошел государственную регистрацию Русский исторический институт, учрежденный 7 июля 2008 г. Российской академией наук, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Русской Православной Церковью и Императорским православным палестинским обществом . Целью создания Русского исторического института является возрождение традиции русского гуманитарного научного присутствия в ключевых регионах мира, исторически и культурно связанных с Россией. В своей деятельности РИИ будет опираться на опыт работы Русского археологического института в Константинополе (1894-1914) и Императорского православного палестинского общества. Заявленной цели Институт намеревается достичь посредством создания и функционирования в России и за рубежом своих филиалов и представительств, которые должны будут послужить площадками для работы российских ученых, научных стажировок, а также для проведения исследовательских проектов совместно с зарубежными коллегами. Наличие представительств Института за рубежом сделает исследование архивных материалов и предметов материальной культуры на территории иностранных государств более планомерным и систематическим, а не случайным и спорадическим, как это было до сего времени. Кроме того, в компетенцию иностранных представительств Русского исторического института будет входить работа, направленная на пропаганду и популяризацию русского языка и культуры, достижений отечественной науки, проведение научных встреч и конференций. Планируется открытие представительств Института в Италии (Венеция), Турции (Стамбул), Израиле (Иерусалим), Греции (Афины). 15 октября 2008 г. состоялось первое учредительное заседание правления Русского исторического института. В состав правления входят представители крупнейших гуманитарных научных центров России: МГУ им. М.В. Ломоносова, Института всеобщей истории РАН, Института археологии РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ, Московской духовной академии , а также представители Императорского православного палестинского общества и церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» . Правление, в составе восьми представителей учредителей Института, постановило избрать своим председателем декана Исторического факультета МГУ им. Ломоносова, члена-корреспондента РАН С.П. Карпова. Заместителем председателя избран директор Института археологии РАН, член-корреспондент РАН Н.А. Макаров. Исполнительным директором Русского исторического института назначен М.В. Грацианский. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/477631.htm...

Хорват-Сумака - евр. поселение талмудического периода, расположено на К., в 2,5 км южнее Далият-эль-Кармель и в 5 км на запад от Керен-ха-Кармель (Дейр-эль-Мухрака) ( Conder, Kitchener. 1881. P. 318-320; Oliphant. 1884. P. 41; M ü linen. 1908. P. 157-160; Kohl, Watzinger. 1916. P. 135-137; Goodenough. 1953. P. 208; Barag. 1979; Horwitz, Tchernov, Dar. 1990; Dar. 1993; Idem. 1999). Хорват-Сумака была описана уже в XIX в. в трудах Британского палестинского исследовательского фонда как важное место, где сохранились древние сооружения. Большое каменное здание идентифицировано как синагога на основании характеристик фасада и малых архитектурных форм. Исследованием синагоги активно занимались в XIX в. В. Гверин, Л. Олифант, Э. фон Мюлинен. В 1905 г. синагогу раскопали Г. Коль и К. Ватцингер , они провели обмеры и составили ее 1-й план. Территория Хорват-Сумаки была исследована под рук. Я. Олами. В 1983-1991 гг. проведены новые раскопки (рук. С. Дар, А. Зигельманн и Я. Минцкер из Ун-та Бар-Илана). По архитектурным признакам синагога может быт отнесена к т. н. раннегалилейскому типу (аналогии - Капернаум, Барам, Мерон, Гуш-Халав, Хирбет-Шема и др.). Сухая кладка состоит из хорошо пригнанных друг к другу крупных каменных квадров (0,6×0,6×2 м). Главный фасад обращен в сторону Иерусалима (на юго-запад), в нем 3 дверных проема, фланкируемых пилястрами на аттических базах с коринфскими капителями (центральный вход: ширина 1,55 м, высота косяков 2,46 м; сев. вход: ширина 1,07 м, высота косяков 1,92 м). Фасад украшен небольшим рельефным изображением меноры. С вост. стороны к синагоге примыкал нартекс шириной 4,4 м. Боковой нартекс редко встречается в синагогальной архитектуре, единственная аналогия - боковой атриум в капернаумской синагоге. Возможно, данная форма основана на домашней архитектуре Палестины и Сирии. В сев. части нартекса сохранилась каменная платформа (1,1×1,9 м, 0,3 м), к-рая, вероятно, была вимой или опорой для деревянной ниши Торы. Вдоль стены, примыкающей к синагоге, располагалось одноступенчатое сиденье.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.   PDF-bepcuя. Арман Акопян 23 мая 2023 г. 16:30 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, открывая встречу, заметил, что Святейший Патриарх с особым вниманием относится к православной миссии в Китае. Будучи в 2013 году с визитом в этой стране, Его Святейшество не только встретился и помолился с соотечественниками и православными китайцами в храмах Пекина, Харбина и Шанхая, но и продуктивно пообщался с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Именно по благословению Святейшего Патриарха в 2011 году было открыто Китайское Патриаршее подворье. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 11 ноября 2021 г. 16:00 Часто приходится слышать вопрос о появлении слова скачущая в Чине водоосвящения на Богоявление. В первой части статьи мы коснулись предыстории славянского текста чина, его бытования в первые века христианства на Руси и подробно разобрали, каким образом в разных богослужебных книгах оказались различные варианты прошения одной и той же ектеньи. Как же эти разночтения меняют смысл евангельского текста?

http://e-vestnik.ru/tags/id4269/

В Кембриджском собрании хранится еврейско-хазарская переписка (частично переписка хазарского правителя Иосифа и раввина Хасдая ибн Шапрута была опубликована еще в XVI в., а затем в 1897 А. Гаркави). В 1982 г. Н. Гольб обнаружил т. н. Киевское письмо - одно из древнейших свидетельств существования г. Киева и евр. общин на территории Др. Руси. Огромное значение для истории иудаизма имеют найденные в составе архива К. г. библейские рукописи с системами вокализации, альтернативными тивериадской, фрагменты палестинских Таргумов и Иерусалимского (Палестинского) Талмуда, проливающие свет на их раннюю историю, множество иудейских гимнографических сочинений (пиютов), молитвословий и чинов т. н. палестинского обряда, палестинский и вавилонский Лекционарии, респонсы вавилонских гаонов, документальные свидетельства о жизни и сочинения Саадии Гаона, автографы Маймонида и др. Кроме того, в К. г. сохранился обильный массовый материал - письма, брачные договоры, контракты, гороскопы и проч., проливающие свет на жизнь иудейских общин и их окружения, средиземноморскую торговлю, внешнеполитические события (напр., встречаются ценные сведения о крестовых походах). Наиболее полное обобщение этих данных было сделано С. Д. Гойтейном ( Goitein. 1967-1993). Несмотря на столь большую значимость находок в К. г., разбор и каталогизация собраний продолжались весь XX в. Во многом это было связано с нехваткой специалистов. В большинстве книгохранилищ этим занимались приглашенные исследователи. Долгое время не было координирующей структуры. Каталогизация самого крупного Кембриджского собрания проходила в 3 этапа. На 1-м этапе работа велась хаотично. Была разобрана 31 тыс. фрагментов, которые вошли в т. н. Старую серию (Old Series). Новая серия (New Series) была начата в 1955 г. под влиянием работ Гойтейна (всего разобрано 42 тыс. фрагментов). В 1974 г. совместно с Израильской АН началась каталогизация Дополнительной серии (Additional Series) (всего 67 тыс. фрагментов). К 1981 г. был полностью завершен процесс консервации документов. Для систематической работы по описанию и микрофильмированию рукописей из К. г. в 1974 г. в Кембридже был создан исследовательский ин-т под рук. С. Рейфа (Taylor-Schechter Genizah Research Unit).

http://pravenc.ru/text/1319899.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010