Источником этого известия является «Повесть о втором браке вел. кн. Василия Ивановича» (1526), приписываемая Паисию Ярославову (Чтен. в Общ. ист. и древн. рос. 1846–1847, год 2-й, 8. Выпись о соч. второго брака и пр., 1–8), близкому к заволжским старцам. Он ссылается на мнение о том Вассиана (о нем говорится прямо, М.Грек подразумевается), что вызвало привлечение его к суду вместе с М.Греком за неправильные переводы и толкования свящ. книг, а в подтверждение незаконности развода автор приводит ответы четырех патриархов и афонских монастырей. Грамоты и сношения, о которых упоминается здесь остаются неизвестными. Сношения эти приурочиваются к посольству Ивана Борис. Колычева 1523 г. (Никон. лет. VI, 233; Карамзин, VI, 108) и, по-видимому, автор имел некоторые основания: так, им упоминается резкий отзыв о разводе иерус. патр. Марка, какой действительно был тогда. Того же взгляда держится Курбский. Хроногр. Толст. и др. (Карамзин, VI, 107, пр. 277, 343), но уже Карамзин заподозрил достоверность этой повести, однако допуская возможность неудовольствия по поводу развода (более определенно в Соч., I, 484–485, с похвалой стойкости М.Греку). По словам той же повести, затем последовал суд и М.Грек, Вассиан и их соучастники были разосланы по монастырям. Но, по имеющимся данным, Вассиан оставался нетронутым, до 1531 г. Летописи варьируют рассказ о причинах развода, то приписывая внушение его боярам (IV, 295, самый полный рассказ VI, 29–30), то говоря о насильственном действии вел. князя (ib., III, 199), то о добровольном акте, «по болезни и бездетству» Соломонии (VI, 264, VIII, 271). Указанию «Повести» следуют Филарет (М.Грек, Москвит. 1842), И.Беляев (Чтен. о яз. и словесн. М. Даниил) и др. Мы оставляем наше изложение как было в первом издании. Замеч. Макария о повести Паисия (VI, 173); Слово же М.Грека «об оставлении жен своих», относится к хотевшим идти в монахи (см. выше), что отметил еще Соловьев (V, прим. 433). В одном из сказаний даже говорится, что М.Грек писал грамоты на Афон, чтобы помешать браку (Белокуров, LXV). Прибавим, что спутники М.Грека были отпущены на Афон и в Константинополь 11 сент. 1519 г. (Никон. л., VI, 224); Горский (Твор. св. отц., 46), Карамзин (VII; пр. 373), вопреки Голубинскому (II, 681, пр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

«Развитию страсти, – пишет преподобный Нил, – предшествует «прилог» – когда простой домысел, или образ, или какая-либо мысль приходят человеку на ум. Человек не волен сделать так, чтобы они к нему не приходили, но волен ими распорядиться». «Сочетание» – это приятие помысла; «сложение» – сладострастное склонение души к явившемуся помыслу или образу; «пленение» – когда ум оказывается плененным помыслами; это уже преддверие страсти. «Страсть» – состояние, когда человек постоянно обуреваем влекущими его помыслами. Страстных помыслов преподобный Нил различает восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордыня. Преподобный рекомендует в самом начале пришедший помысел отсекать и беспрестанно молиться, чтобы в сердце царил покой, не возмущаемый помыслами, а ум «молчал мыслью». Награда за этот нелегкий труд – неизреченная радость, пребывание в непостижимом, в исступлении, когда в сердце царит некая сладость, когда человек уверен, что на сердце низошло Царство Небесное. Побывавший в этом состоянии человек никогда не захочет выходить из кельи. Конечно, преподобный Нил прошел школу молитвенного «безмолвия» 390 во время пребывания на Афоне, но главным руководителем, как он пишет, были книги. Отсутствие опытных наставников, напоминает он, требует от желающих достигнуть Небесного Царства постоянного изучения Божественных Писаний. Слава преподобного Нила распространилась еще при его жизни далеко за пределы лесного Заволжья. Известно, что великий князь московский относился к нему и к его учителю – Паисию Ярославову, с великим почтением. В то время людей смущали слухи о близящемся конце света, который ожидали в 7000 (1492) году. Появились на Руси еретики – люди, не верящие в божественность Иисуса Христа. Это учение, получившее название ереси «жидовствующих», распространилось в Новгороде, а затем в Москве, причем в кругах, близких к правительству. В 1449 году новгородский архиепископ Геннадий, обеспокоенный распространением ереси, советовал ростовскому архиепископу Иоасафу обратиться и по поводу слухов о конце света, и по поводу ереси к старцам Паисию и Нилу. Архиепископ Геннадий был сторонником жестокой расправы с еретиками, но Собор 1490 года, в котором старцы Паисий и Нил приняли участие, обошелся с еретиками сравнительно мягко.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О преподобном Ниле известно, что он происходил из московского рода Майковых, родился в 1433 году, в миру был " скорописец " . В монахи постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, наставником имел известного старца Паисия Ярославова. Уже в начале монашества Нила, по-видимому, не вполне удовлетворяла существовавшая организация монастырской жизни, когда монахи живут " не по Закону Божию и преданию Святых Отцов, а по своей воле и человеческому рассуждению " , поэтому вместе со своим сподвижником Иннокентием Охлябининым он ушел из Кириллова монастыря паломником на Восток - в Константинополь и на Афон, где имела широкое распространение " скитская " , созерцательная жизнь монахов. Через несколько лет, возвратившись с Востока, преподобный Нил поселился в келье вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, но прожив здесь какое-то время, в поисках еще большего уединения и для воплощения своих монашеских идеалов ушел на реку Copy, в места лесные, болотистые, дикие и пустынные, расположенные в пятнадцати верстах от Кириллова монастыря, Он писал об этом так: " Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно " . Придя на новое место, преподобный Нил по традиции поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд, Его спутник и ученик Иннокентий устроил свою келью не рядом, а на некотором расстоянии от кельи учителя. Так было положено начало скиту преподобного Нила Сорского. Это произошло в 1480-е годы. Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Они тоже селились отдельно один от другого. Лес на территории скита не вырубался. Монахи в своих кельях могли иметь иконы, книги и самое необходимое для жизни, а питаться должны были от своего " рукоделия " . " Для потребы братии " на реке построили небольшую мельницу. Наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня. На общую службу монахи собирались дважды в неделю, а остальное время проводили в своих кельях в трудах и молитвах. Сам преподобный Нил изучал Божественное Писание, переписывал книги, составлял сборники житий. Авторитет старца в то время был так высок, что с его мнением считались высшие иерархи Русской церкви. Например, в 1489 году, когда было широко распространено ожидание конца света, новгородский архиепископ Геннадий просил ростовского архиепископа Иоасафа обратиться за советом по поводу этих слухов к старцам Паисию и Нилу. Нил Сорский участвовал и в обсуждении важных вопросов на церковных соборах в Москве. На соборе 1503 года он выдвинул предложение освободить монастыри от управления-вотчинами. По его мнению, монахи должны были стремиться не к материальному богатству, а к высоте внутренних духовных помыслов.

http://sobory.ru/article/?object=14688

От брака с неизвестной по имени княгиней (Агафья Мстиславна?) у К. В. родились 3 сына: Ростовский и Белозерский кн. мч. Василий (Василько) Константинович , ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович и угличский блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович . После погребения К. В. его жена «над гробом мужа своего» постриглась в монахини с именем Агафия († 1221). В XIII - нач. XX в. К. В. поминался на территории бывш. Ростовской епархии, в городах Ростово-Ярославской земли как родоначальник местной династии князей, а во Владимире, Москве и Н. Новгороде - как вел. князь Владимирский. Отдельные памяти К. В. встречаются в многочисленных синодиках соборов и мон-рей Ростовской епархии. «Великого князя Констянтина» с пометой «Всеволодичь» поминали в синодиках нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 54. Л. 24 об.; РГБ. Рум. Ф. 256. 387. Л. 41). В вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в. читалась «великому кн(я)зю Константину Всеволодичю Володимерскому вечнаа памят(ь)» (РНБ. Погод. 1595. Л. 165). К. В. как предок легендарного кн. Глеба с сер. XVI в. также упоминался в Сказании о Спасо-Каменном в честь Преображения Господня муж. мон-ре ( Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М., 2008. Вып. 12. С. 38-90; ранее Сказание ошибочно приписывалось Паисию (Ярославову) и датировалось нач. XVI в.- Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. 1991. С. 139, 153). Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. М., 1787. Ч. 1. С. 15, 74-75, 92-93, 113; Родословная книга//ВОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. 15-16, 25, 35, 37, 140, 212, 219, 228, 231, 232; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 55-57, 254-257; Т. 4. Вып. 1. С. 186-197; Т. 5. Вып. 1. С. 193-201; Т. 7. С. 120-124; Т. 15. Стб. 318-325; Т. 25. С. 111-114; Т. 26. С. 61-66; Т. 27. С. 38-41, 234, 320; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 271, 278, 281, 283, 284, 286-287, 289-291, 294-295, 297, 300-309, 329; Новые родословные книги//РИИР. 1977. Вып. 2. С. 13, 96, 101; Памятники истории рус. служилого сословия/Сост.: А. В. Антонов. М., 2011. С. 18, 39, 47, 163, 164.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Т. 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец/Сост. совм. с К. Н. Сербиной; подгот. текста Холмогорской летописи совм. с Ю. А. Лимоновым и З. Н. Савельевой; Т. 38: Радзивиловская летопись/Предисл., ред. совм. с М. П. Ирошниковым и М. В. Кукушкиной; Т. 42: Новгородская Карамзинская летопись/Подгот. текста: А. Г. Бобров, З. В. Дмитриева; ред.: Я. С. Лурье). По объему привлекаемого материала и тщательности анализа работы Л. в области летописеведения во многом остаются непревзойденными. Л. принадлежит ряд статей в Советской исторической энциклопедии, он принимал участие в написании академической многотомной «Истории русской литературы» (Л., 1980. Т. 1. С. 185-290) и учебника для высшей школы «История русской литературы X-XVII вв.» (М., 1980. С. 250-333). В работах 80-90-х гг. он обращается к исследованию рус. лит-ры XIX-XX вв., посвятив свои книги и статьи жизни и творчеству Л. Н. Толстого , А. М. Ремизова, М. А. Булгакова , И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, Ю. О. Домбровского, А. И. Солженицына и др. Соч. (избр.): Роль Твери в создании Рус. нац. гос-ва//УЗ ЛГУ. Сер. ист. наук. 1939. 36. Вып. 3. C. 85-109; Новые списки «Царева государева послания во все его Российское царство»//ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 305-309; Антифеод. еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955 (в соавт. с Н. А. Казаковой); К вопросу об идеологии Нила Сорского//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 182-213; Борьба Церкви с великокняжеской властью в кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XV в.//Там же. 1958. Т. 14. С. 219-228; Заметки к истории публицистической лит-ры кон. XV - 1-й пол. XVI в.: 1. Геннадиевский кружок и теория «Москвы - третьего Рима»; 2. Мнимые послания Нила Сорского Паисию Ярославову//Там же. 1960. Т. 16. С. 457-465; Идеологическая борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960; Литературная и культурно-просвет. деятельность Ефросина в кон. XV в.//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 130-168; Problems of Sourse Criticism: With Reference to Medieval Russian Documents//SlR. 1968. Vol. 27. N 1. P.

http://pravenc.ru/text/2110914.html

Важнейшим монастырем Московской Руси является Радонежская обитель, основанная преподобным Сергием в XIV в. Нередко Троицкие насельники могли избираться для более высокого служения. Первым Троицким настоятелем, поставленным во главе Русской Церкви, был игумен Симон (1490–1495), что произошло после оставления престола митрополитом Зосимой 1 . В курсах по истории Русской Церкви о святителе Симоне можно прочесть как о предстоятеле Московской митрополии 2 , однако как об игумене Троице-Сергиева монастыря о нем практически ничего не известно 3 . Типографская летопись сообщает его фамильное прозвище – Чиж 4 . Известны монашеские имена его родителей – инок Андроник и инокиня Дарья. Сам он при крещении был назван в честь святителя Софрония Иерусалимского (пам. 11 марта) 5 . Одним из ранних посланий инока Симона является «Послание ученика к старцу о прощении». Его атрибуция проливает свет на его биографию. В послании инок «Симаншо» просит своего адресата прямо написать, «которое зло есми тебе доспел», чтобы он сказал ему это не как игумен («скажи ми не игуменьства ради»). Перечисляя возможные свои прегрешения, он пишет: «Аше ли буду ересно служити Церкви Божьей и игумену неправе...» Таким образом, в Троицкой обители есть игумен, но автор письменно обращается с посланием к своему духовному отцу, который также является игуменом. Такая ситуация была в Троицкой обители после ухода из нее старца Паисия Ярославова в вологодский Спасо-Кубенский монастырь. П. Строев датирует его настоятельство 1478–1482 годами 6 . Г.М. Прохоров указывает другие даты его настоятельства: 1479–1481 7 . Таким образом, в предшествующее 1478–1479 гг. время послушник Софроний принял в Троицкой обители монашество и по «Божьей воле и по игуменьскому благословению» был вручен при постриге старцу Паисию, который вскоре стал настоятелем монастыря, сменив игумена Авраамия (1475–1478) 8 . Известный старец учил новоначального инока «простыми словесами» 9 . На праздник Входа Господня в Иерусалим в 1479 г. в Троице-Сергиевом монастыре произошло радостное событие. Был крещен сын Великого князя Василий III, «а крестил его архиепископ Ростовьский Васиан да игумен Паисей Троецский» 10 . Несомненно, очевидцем этого события был и монах Софроний. При нем, когда он стал митрополитом, Василий III возглавил Русское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Мы очертили, таким образом, взгляд Артемия на еретиков и на отношения, каких должны придерживаться при общении с ними православные, его указания, в чем погрешают еретики, и наконец его советы, как предохранить себя от увлечения их заблуждениями и учениями. Нельзя не заметить, что Артемий довольно сдержан в характеристике своих противников и такие резкие выражения, как «богокорчемники, христопродавцы, богоборцы», чрезвычайно редко срываются с его уст. Он отличается наивысшей терпимостью к заблуждениям противников и, охраняя усердно своих единоверцев от увлечения иноверными учениями, своею главною целью считает борьбу с этими учениями, поскольку позволяют его силы и поскольку разум его находит поддержку в «божественных писаниях». На характер содержания высказанных Артемием суждений о проповедниках новых учений («еретиках»), несомненно, должны были повлиять три фактора: доктрина заволжских старцев, патристическая литература и практика действительности. Влияние этих факторов мы и рассмотрим. Отношение заволжских старцев к еретикам характеризуется чертами гуманности. Однако не следует преувеличивать эту гуманность и считать заволжских старцев сторонниками полной свободы совести, или, с другой стороны, предполагать у них сочувствие к учению еретиков. Как сейчас увидим, такие предположения были бы несправедливы по крайней мере по отношению к первым представителям этого учения: Нилу Сорскому , Паисию Ярославову и особенно Вассиану Патрикееву. Может быть, та «относительная терпимость» к еретикам, которую наши мистики проявили в начале XVI века, была действительно заимствована из практики византийской Церкви и была подкреплена учением византийских мистиков, 307 – однако нашим мистикам нельзя отказать и в доле самостоятельности при разработке вопроса об отношении к еретикам, так как практика русской Церкви поставила этот вопрос и возбудила полемику, в которой должны были общие теоретические положения получить свое развитие и проверку, и частные положения – и выработаться вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

он вторично посетил Спасо–Каменный монастырь, возвращаясь после карательной экспедиции в земли Шемяки. Мы не знаем точно, в Спасо–Каменном, в Ферапонтовом, в Кирилловом или в каком-то другом монастыре произошло знакомство московских князей со старцем Паисием Ярославовым, но оно произошло, а вернув себе власть, московский княжеский дом постарался отблагодарить монахов, у которых нашел в трудное для себя время поддержку. Спасо–Каменный монастырь получил от великого князя и княгини щедрые дарения деревнями и угодьями, а старец Паисий был принужден великим князем стать игуменом в Троице–Сергиевом монастыре. Среди рукописей Троице–Сергиева монастыря тоже есть книги, связанные с именем Паисия. Одна из них – Сборник первой половины XV в., РГБ, собр. Троице–Сергиевой лавры (ф. 304), 748, названный записью на л. 450 об. как «Соборникъ Пасеевской». Он содержит жития Иоанна Дамаскина , Павла Фивейского, Макария Египетского , ряд «слов», а кроме того Книгу Григория Синаита , одного из виднейших представителей и учителей византийского исихазма XIV в., включающую Житие Григория Синаита и его сочинения 26 . Какому-то достопамятному Паисию этот «Соборник», видимо, принадлежал. По своему содержанию он прекрасно согласуется с уже упомянутыми книгами и «подходит» Паисию Ярославову. Другая рукопись – РГБ, то же 747 (1660), Сборник 1445 г. На л. 463 об. – 464 читаем такую запись: «Писаны быша сия книга Съборникъ в лето 6953 индикта 8 рукою многогрешнаго, малейшаго въ единообразных, и въ грешницехъ прьваго, и непотребнаго въ братьстве, и неключимаго ни в каковой же добродетели, смиренаго многыми грехы священноинока Макарьища. А писалъ есмь сей Съборник Паисию старцю Сергеева монастыря». (Если этот ПаисийПаисий Ярославов, значит, он приходил в Троице–Сергиеву лавру и вне зависимости от скитаний Василия Темного). Сборник содержит жития святых и некоторые добавления. Среди добавлений много поэтичных, ритмизованных, почти стихотворных текстов, но здесь я приведу лишь два характерных прозаических.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

Рядом с Нилом Сорским на рубеже XV и XVI вв. выделяется подобный ему созерцатель-подвижник: это блаженный старец Паисий Ярославов (не канонизирован). Свое монашеское происхождение он ведет из Кириллова монастыря. " Колико о сем (о иноческих добродетелях пр. Кирилл) попечение имяше, свидетельствует и ныне в обители хранима предания учения его, яко на свещнице свет сияющ в нынешнее время " , так пишет преп. Иосиф Волоцкий о Белозерской обители. Нам мало известны подробности о внутренней жизни этого монастыря. Известно лишь, что игумены, назначенные из иных монастырей, нарушали заветы преподобного. Тогда " старейшие и большие старцы все отбегоша от монастыря, не терпяще зрети св. Кирилла предания попираема и отметаема, дондеже, слышав, князь отгнати того (игумена) повеле от Кириллова монастыря и паки старцы вся собрашася " , пишет тот же Иосиф. Эти события имели место в половине XV в., когда в монастыре, по всей вероятности, находился Паисий Ярославов, старец Нила Сорского, который от юности работал Богу и был иноком Белозерского монастыря. Возможно, что Паисий был в числе преследуемых иноков. Сведения о нем отрывочны. Тем не менее, из одной из таких отрывочных фраз (письмо о нелюбках) мы узнаем с достоверностью о взаимоотношениях Паисия и Нила: " Да и тут же (на соборе 1503 г.), был старец Паисий Ярославов и ученик его старец Нил по реклу Майков " . В Имп. Публ. Б-ке хранились " Два послания старца Нила некоего о духовной пользе от писаний Божественных " . Если послания эти принадлежат Нилу Сорскому, они не могли быть писаны им ни к кому другому, как только к Паисию Ярославову. Первое послание гласит: " О, честнейший отче, свое чадо убогое незабывая, буди молитвенник ко Господу... о моем окаянстве всегда быти благоволи, много молю твое преподобьство, и на путь спасения наставляти мое недостоинство, владыко, не отрицися " . Во II послании: " Прими душу мою многогрешную во исповедание и покаянием ко Христу приведи... Не могу, господи мой, комуждо, яко же прилучися, обнажати язвы души моея, но тебе токмо, святый владыко, обнажати могу, яко и древняя моя целившу " . Из этих посланий выявляется глубокая связь между старцем и учеником. Готовясь к борьбе с ересью жидовствующих, в 1489 г., архиеп. Геннадий Новгородский пишет Ростовскому архиеп. Иосифу: " Да чтобы еси послал до Паисея, да по Нила, да с ними бы еси о том посоветовал... Ты бы с Паисеем да с Нилом накрепко о том поговорил... Да и о том ми отпиши мощно ли у меня побывати Паисею да Нилу, о ересях тех было с ними поговорити " . К ним обращаются одновременно, и как бы ставят на одну доску, на один уровень. В том же году в бытность старца Паисия в Москве, вел. князь советуется с ним о митрополите Терентии и уговаривает его занять место последнего, но Паисий " митрополии не восхоте " . Блаженный Паисий был в 80 годах XV в. в Спасо-Каменном монастыре, с которым связана его литературная деятельность: " Сказание известно о Каменном монастыре приснопамятного старца Паисия святого Ярославова " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

«В Ниле Сорском (1433–1508) обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости. Единственный из древних наших святых, он писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл. Как бы в расплату за это литературное наследство преподобного Нила мы лишены его жития. Неизвестно, было ли оно когда-либо написано: предание говорит, что оно сгорело во время татарского разорения вологодских скитов в 1538 году. Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы, и наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны... ...Есть известия, что он был в миру «скорописцем», списателем книг. Во всяком случае, он рано постригся: «От юности моея», – пишет он. Очень важно, что преподобный Нил побывал на Афоне и «в странах Царе-града», куда он ходил со своим учеником, святым Иннокентием (Охлябининым)... В 1488 г., когда Новгородский владыка Геннадий ведет энергичную борьбу против ереси жидовствующих, он спрашивает Ростовского архиепископа, нельзя ли побывать у него Паисию (старцу Паисию Ярославову. – С. Б.) и Нилу, поговорить о ересях. Очевидно, это самые влиятельные имена среди заволжев. По своему духовному направлению Нил и Паисий не могли проявить сочувствия к кострам и казням Геннадия. Оба старца присутствовали на Соборе 1490 г., который осудил еретиков, но обошелся с ними довольно мягко. Дальнейшее известие о преподобном Ниле относится к 1503 г. На Соборе в Москве, собранном по совершенно иному поводу, неожиданно «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием». Белозерские пустынники поддержали его. Пришлось послать за Иосифом Волоцким , уже уехавшим с Собора, чтобы его авторитетом и энергией отстоять церковное землевладение. Скончался Сорский пустынник в 1508 г.» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 167–168.) Мы предлагаем читателям попытку реконструкции жития преподобного Нила Сорского , предпринятую доктором филологических наук, исследователем и публикатором наследия преподобного Нила – Г. М. Прохоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010