Петру, «воду святил и вощаницу оноа свещи, нарядив, послал к великому князю на Угру» (ПСРЛ. Т. 12. С. 201). В нояб., во время «стояния на Угре» московской рати против ордынских войск хана Ахмата, Г. направил вел. князю грамоту, призывая его мужественно противоборствовать врагам. По возвращении в Москву Иоанна III Г. совершил благодарственный молебен в Успенском соборе. В 1484 г. Г. вновь, на этот раз из-за болезни, уехал в Симонов мон-рь, взяв с собой ризницу и митрополичий посох, что свидетельствует о нежелании оставить кафедру. Возможно, действия митрополита объясняются тем, что он узнал о плане вел. князя заменить его более лояльным иерархом. После выздоровления Г. захотел вернуться на митрополичий двор в Кремле, однако этого не позволил вел. князь, пославший к митрополиту бывш. троицкого настоятеля Паисия (Ярославова) , к-рый должен был убедить Г. сложить сан. После долгих переговоров Г. бежал из мон-ря (возможно, вновь пытаясь вернуться в свою резиденцию), но был задержан. Иоанн III предложил Паисию по низложении Г. стать митрополитом, но тот отказался. В итоге, очевидно, был достигнут некий компромисс, в результате к-рого Г. сохранил кафедру - вскоре после 1 нояб. того же года «възведе князь великии того же митрополита Геронтиа на стол» (ПСРЛ. Т. 23. С. 184). Однако возможность влиять на великокняжескую политику была Г. утрачена. Сочувствие главе Церкви в столкновениях с вел. князем выражено в летописном своде кон. 80-х гг. XV в., к-рый, по мнению А. Н. Насонова, был составлен в митрополичьей канцелярии, а по мнению Б. М. Клосса и В. Д. Назарова - священником московского Успенского собора (обе т. зр. оспаривались Я. С. Лурье, к-рый считал данную летопись неофиц. монастырским сводом). Содержание памятника впосл. было использовано при составлении свода 1518 г. (отразившегося в Софийской II и Львовской летописях). Великокняжеская летопись обошла тему конфликта светской и церковной властей молчанием. В 1487 г. из грамоты Новгородского архиеп. Геннадия Г. узнал о появлении в Новгороде ереси жидовствующих .

http://pravenc.ru/text/164853.html

О преподобном Ниле известно, что он происходил из московского рода Майковых, родился в 1433 году, в миру был " скорописец " . В монахи постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, наставником имел известного старца Паисия Ярославова. Уже в начале монашества Нила, по-видимому, не вполне удовлетворяла существовавшая организация монастырской жизни, когда монахи живут " не по Закону Божию и преданию Святых Отцов, а по своей воле и человеческому рассуждению " , поэтому вместе со своим сподвижником Иннокентием Охлябининым он ушел из Кириллова монастыря паломником на Восток - в Константинополь и на Афон, где имела широкое распространение " скитская " , созерцательная жизнь монахов. Через несколько лет, возвратившись с Востока, преподобный Нил поселился в келье вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, но прожив здесь какое-то время, в поисках еще большего уединения и для воплощения своих монашеских идеалов ушел на реку Copy, в места лесные, болотистые, дикие и пустынные, расположенные в пятнадцати верстах от Кириллова монастыря, Он писал об этом так: " Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно " . Придя на новое место, преподобный Нил по традиции поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд, Его спутник и ученик Иннокентий устроил свою келью не рядом, а на некотором расстоянии от кельи учителя. Так было положено начало скиту преподобного Нила Сорского. Это произошло в 1480-е годы. Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Они тоже селились отдельно один от другого. Лес на территории скита не вырубался. Монахи в своих кельях могли иметь иконы, книги и самое необходимое для жизни, а питаться должны были от своего " рукоделия " . " Для потребы братии " на реке построили небольшую мельницу. Наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня. На общую службу монахи собирались дважды в неделю, а остальное время проводили в своих кельях в трудах и молитвах. Сам преподобный Нил изучал Божественное Писание, переписывал книги, составлял сборники житий. Авторитет старца в то время был так высок, что с его мнением считались высшие иерархи Русской церкви. Например, в 1489 году, когда было широко распространено ожидание конца света, новгородский архиепископ Геннадий просил ростовского архиепископа Иоасафа обратиться за советом по поводу этих слухов к старцам Паисию и Нилу. Нил Сорский участвовал и в обсуждении важных вопросов на церковных соборах в Москве. На соборе 1503 года он выдвинул предложение освободить монастыри от управления-вотчинами. По его мнению, монахи должны были стремиться не к материальному богатству, а к высоте внутренних духовных помыслов.

http://sobory.ru/article/?object=14688

26 См.: Иларий и Арсений, иеромонахи. Описание славянских рукописей библиотеки Свято–Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879. Ч. 3. 748 (1647). С. 143–145. 29 См.: Акты социально–экономической истории Северо–Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952. 467. Этот документ дал повод Я. С. Лурье с заметным удовольствием заметить: «Против представления о нестяжательских взглядах Паисия определенно свидетельствует весьма любопытный документ: судное дело из-за земли между Паисием как игуменом Троицкого монастыря и кирилловским игуменом Нифонтом». См.: Лурье Я. С., Заметки к истории публицистической литературы конца XIV – первой половины XVI в. 2. Мнимые послания Нила Сорского Паисию Ярославову//ТОДРЛ. М.; Л., 1960. С. 461. 30 Иларий и Арсений, иеромонахи. Описание славянских рукописей библиотеки Свято–Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 172. 35 См.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М., 1955. С. 318, 320. 37 См.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XIV – начала XVI в. М.; Л., I960. С. 311–312. 43 См.: Saint Nil Sorsky (1433–1508). La vie, les ecrits, le skite d’un starets de Trans-Volga. Textes traduits et annotes par Sr. Sophia M. Jacamon, osb. Presentation de Dym Andre Louf, ocr. Begrolles-en-Mauges, 1980. P. 23 (Spiritualite orientale, 32); Toucas-Bouteau M. Nil Sorskij e il monastero di Kirill di Belozero//Nil Sorskij e I’esicasmo. Atti del II Convegno ecumenico internazionale di spiritualita russa. Comunita di Bose, 1995. P. 73. 45 Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе веков (На материале Синодика). Дисс. на соиск. уч. степ, кандидата филолог, наук. М., 1987. С. 26. Благодарю Ирину Владимировну за предоставление мне экземпляра этой ее работы. 46 Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе веков. С 27. 49 С. Н. Большаков (Преподобный Нил Сорский . С. 50), опять же непонятно на чем основываясь, пишет, что к Нилу на р. Сору «первым пришел Дионисий, из князей Звенигородских, постриженик Волоколамский. […] За Дионисием пришел другой волоколамский монах, Нил Полев, из князей Смоленских, и другие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

А ныне ты Митрополита и Епископове, и игуменов судищи; а чернец еси простой, якоже и вси мы иноцы». – Во втором письме, отвечая на извинения Германа в огорчении, причиненном вышеизложенным отзывом, Нил прибавляет: «сего ради к тебе жестоко пишу, поминая твоего духовнаго отца и своего непрелестнаго наставника (Иосифа?) и житие и подвизи и к Богу правую и истинную его веру, и не могый терпети не от тебе, но и от всех твоих советников, на сие шипевание устремившихся». 7) Архиепископ Ростовский Вассиан был брат Пр. Иосифа Волоколамскаго. Он управлял Епархиею Ростовскою с 1506 г. Генв. 18 д и скончался 28 Авг. 1516 г. Этим определяется и время описываемаго происшествия. 8) Не сговорил, т.е., переменил своего показания. Ниже: опомълся, т.е., положил опалу. – И меня греха доставил, т.е., и меня ввели в грех. 9) О судьбе Вассиана после собора Князь Курбский пишет: «блаженнаго Вассьяна, по плоти сродника своего изымав (В. Князь), заточити повелел и связанна святаго мужа, аки злодея, в прегорчайшую темницу, и подобным себе в злости презлым Осифлянам, в монастыре их отослал и скорою смертию уморити повелел. Они же яко лютости его скорые послушницы и во всех злых потаковницы, паче же еще и подражатели, умориши его вскоре» 24 . Так как в разсматриваемом нами письме уже говорится и об опале Великаго Князя на Вассиана, и о смерти сего старца в Иосифовом монастыре; то отсюда можно сделать заключение о времени, когда оно писано. 1 Как сказано в указании материалов Отечественной Истории (Журнал. Министер. Народ. Просвещения 1834 г.) § 119, где между сочинениями Вассиана, Архимандрита Вотьмицкого упоминается о вражде на Иосифлян. 4 Рукоп. Синод. N 79. (Ист. Г .Росс. Т. VI» пр. 622., Иосифова Волоколамского монастыря в 4 д. N 290. и Московской Духовной Академии под N 200. Неизвестно, на каком основании Историограф относит сей собор к 1500 г., тогда как, по свидетельству рассматриваемого письма, это было в 1503 году. 5 Пользуемся списком с сего жития, полученным из Иосифова Волоколамского монастыря. В прибавл. к Твор. Св. От. 1847 стр. 225. Оно приводится под числом третьим. 9 Из трудов Паисия, относящихся к сему времени, между прочим, известна его запись о Спасокаменном монастрыре на озере Кубенском (Рукоп. Троицк. Серг. Лавры). Но так называемая выпись из граматы к В.Князю Василию Ивановичу о сочтании втораго брака, как по времени, так и по содержанию своему не может принадлежать сему старцу, Паисию Ярославовичу. 20 Ист. Гос. Рос. Т. V. Изд. Эйнерлинга стр. 109. Он-то, может быть, означен в Родословных книгах, по мирскому имени, таким образом «Князь Данило Лупа, бездетен; а был в черницах в Иосифове монастыре». Родослов. Ч. I. Стр. 196. Иван Александрович Звенигородский, родный брат его деда Глеба, в 1463 г. был избран во Пскове «на княжение». И. Г. Р. Т. VI. Пр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

104. Иринарх , инок, в 1492 г. написал жизнь преп. Дионисия Глушицкого († 1437 г.) и похвальное слово ему, скрыв свое имя в анаграмме. (Румянцева 397; Библ. Общ. ист. 321; Царского 134,372), «Не из Иерусалима и не из Синая, говорит он , воссиял нам сей светильник, но из родной земли, и в наши времена он явился и... я дерзнул написать о нем то, что слышал, от блаженных Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисие, да незабвенна будет память угодника Божия. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе». Вероятно, тому же биографу принадлежит и житие преп. Григория Пельшемского († 1442 г.), друга преп. Дионисию. Сочинитель говорит, что он слушал повествование о преп. Григорие от служившего преподобному, в последствии инока Тихона. (Лаврская Минея за сентябрь, 1; Минея митрополита Макария под 31 сентября.). 105. Феодосий , иеромонах Желтого Николаевского монастыря, в 1483 г. сочинил канон св. Арсению епископу Тверскому. Канон читается и в печатной Минее, но без имени сочинителя (Восток. Опис. муз. 594). Тот же Феодосий писал и житие св. Арсения (Царского 123; Толстого II, 76). Ему же надобно приписать «Слово, како крестися Володимер, возмя Корсунь», взятое иноком Феодосием почти буквально из Несторовой летописи (нап. в Хр. Чт. 1852 г.), равно и список Патерика XV в., где «грешный Феодосий мних, недостойный иерей» вписывает свое имя то вместо еп. Симона, то вместо Поликарпа. (Сборник Новг. Соф. библ. 578; Изв. Акад. IV, 114, 115). 106. Паисий Ярославов , постриженник Спасской обители, что на камне, старец Кириллова монастыря, не надолгое время (1479–1482 г.) игумен Сергиевой Лавры. Великий князь Иоанн желал видеть его митрополитом, когда Геронтий удалялся в Симонов; но он отказался. Знаменитый обличитель жидовствующих Геннадий просил Ростовского архиепископа Иоасафа, чтобы посоветовался с Паисием, что надлежит думать о смущавшем тогда многих мнении относительно пришествия Христова, которое относили к концу седьмой тысячи лет (1492 г.)? На Соборе 1503 г. Паисий был одним из главных в числе тех, которые считали не полезным для обителей обладание селами. Блаженный Паисий почил в обители обета своего. Из сочинений его известны: а) Сказание о Спасокаменском монастыре, написанное в 1481 г., после того, как пожар 1476 г. опустошил Каменскую обитель (Толстого II, 195, 282, 362). Это сказание, для которого источником служили Паисию уцелевшие записки и предания обители, заключает в себе драгоценные сведения не только об обители Каменской, но и о постепенном просвещении окрестной страны светом христианства. Паисий довольно подробно говорит о преп. Дионисие, в последствии епископе Ростовском; здесь же есть несколько сведений и о Шемяке. б) Другое сочинение Паисия – повесть о втором браке великого князя Василия 1526 г., изданная с неполного списка в Чт. Общ. ист. 1847 г., есть у Царского 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Очень важно, что преподобный Нил побывал на Афоне и " в странах Цареграда " , куда он ходил со своим учеником, св. Иннокентием (Охлябининым). В XV веке сношения Руси с православным Востоком нередки. Игумен Кассиан Спасо-Каменного монастыря два раза ездил в Константинополь " о церковном исправлении " . Известный старец Паисий Ярославов, живший в том же монастыре, – ему тщетно предлагали московскую митрополию, – и св. Нил в конце XV века считались столпами северного пустынничества и вместе с тем представителями греческой школы духовной жизни. Сам Нил избрал для своего скита лесное урочище на речке Соре верстах в пятнадцати от Кириллова монастыря, который оставался центром монашеских колоний отшельников. Историк Шевырев, посетивший Нилову пустынь в середине прошлого века, так описывает ее природу: " Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный... Трудно отыскать место более уединенное, чем эта пустыня " . Здесь построено было несколько хижин-келий вокруг деревянной церкви. Здесь прошла вся жизнь преподобного Нила – в одиночестве, нарушаемом иногда лишь докучливыми гостями из мира. Преподобный Нил неохотно открывал им двери: " Отвращаеми же от мене не оставляют мене почитати, ниже перестают стужати ми, и сего ради смущения бывают нам " . В 1489 г., когда Новгородский владыка Геннадий ведет энергичную борьбу против ереси жидовствующих, он спрашивает ростовского архиепископа, нельзя ли побывать у него Паисию и Нилу, поговорить о ересях. Очевидно, это самые влиятельные имена среди заволжцев. По всему своему духовному направлению Нил и Паисий не могли проявить сочувствия к кострам и казням Геннадия. Оба старца присутствовали на Соборе 1490 г., который осудил еретиков, но обошелся с ними довольно мягко. Дальнейшее известие о преподобном Ниле относится лишь к 1503 г. На Соборе в Москве, собранном но совершенно иному поводу, неожиданно " нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Лит.: Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 18942; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 1910. Вып. 2; он же. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском мон-ре в XV и XVI вв. и в нач. XVII//ХЧ. 1907. 8. С. 170-172, 182; Боровкова-Майкова М. С. Великий старец Нил, пустынник Сорский//РФВ. 1910. Т. 64. 3/4. С. 62-68; она же. Нил Сорский и Паисий Величковский//С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели: [Сб. ст.]. СПб., 1911. С. 27-33; Покровский К. В. К лит. деятельности Нила Сорского//Древности: Тр. Слав. комиссии МАО. М., 1911. Т. 5. Протоколы. С. 32-34; Лурье Я. С. К вопросу об идеологии Нила Сорского//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 182-213; он же. Заметки к истории публицистической лит-ры кон. XV - 1-й пол. XVI в.: 2. Мнимые послания Нила Сорского Паисию Ярославову//Там же. 1960. Т. 16. С. 460-463; он же. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Московского гос-ва. СПб., 1994; Лилиенфельд Ф. О лит. жанре нек-рых сочинений Нила Сорского//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 80-98; eadem (Lilienfeld F.). Nil Sorskij und seine Schriften: Die Krise der Tradition im Russland Ivans III. B., 1963; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ: Рукописная книга. 1974. Сб. 2. С. 150-167; Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 37-54; он же. Нил Сорский//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 133-141; он же. «Общительное/общежительное безмолвие» Иннокентия Комельского: Полемика с Нилом Сорским?//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 265-287; Белякова Е. В. Устав пустыни Нила Сорского//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 96-106; она же. Слав. редакция скитского устава//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 28-36; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Ostrovski D. Loving Silence and Avoiding Pleasant Conversations: The Political Views of Nil Sorskii//HUS. 1995. Vol. 19. P. 476-496; Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

981 ...всхотша вотчичи Олшанский, да Оленковичь, да князь Федоръ Блской по Березыню реку отссти ... Литовской земли. – Речь идет ο так называемом «заговоре князей», возможно, помешавшем Казимиру прийти на помощь Ахмату во время стояния на Угре. Β нем участвовали православный князь Литовской Руси Михаил Олелькович, бывший в Новгороде в 1471 г., его родич князь Иван Гольшанский и князь Федор Бельский, сумевший убежать в Москву; Михаил Олелькович и Иван Гольшанский были казнены Казимиром. Независимый свод 80-х гг. – единственная русская летопись, сообщившая об этом заговоре; великокняжеские своды, изображавшие Михаила Олельковича в рассказах ο событиях 1471 г. литовским ставленником и «латинянином», об этих событиях умолчали. Масштабы «заговора князей», очевидно, преувеличены комментируемым сводом: едва ли восставшие князья смогли отделить от Литовского государства обширную территорию вплоть до реки Березины в центральной Белоруссии. 982 Того же лта бысть распря митрополиту ... възвратися на столъ свой. – Здесь продолжается рассказ ο конфликте Ивана III с митрополитом Геронтием, начавшемся в 1479 г. Согласно Независимому своду, конфликт закончился победой Геронтия; однако, согласно рассказу Ростовского свода 1489 г. (Типографская-Академическая летопись), воспроизведенному сводом 1518 г. (Льв.–С II), в 1484 г., после новой угрозы Геронтия оставить митрополию Иван III попытался передать митрополичий престол троицкому игумену Паисию Ярославову и согласился вернуть митрополита только после отказа Паисия. Асафъ (Иосаф) – сын князя Михаила Ивановича Оболенского. 983 ...посылалъ князь великий ратью на нмцы ... много полону приведоша. – Подробный рассказ об этом походе 1481–1482 гг. содержится в Псковских летописях. Князь Ярослав Оболенский – младший брат известного полководца Ивана Васильевича Стриги Оболенского, наместника в Пскове; Иван Васильевич Булгак – племянник И. Ю. Патрикеева. Вельяд – ливонская крепость Феллин (Вильянди). Охабий (охабень) – внешний ряд укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ближайшими помощниками игумена в духовном руководстве иноками были духовники, которые не входили в число соборных старцев. Настоятель мог благословить какогонибудь старца быть духовником всей обители. При поставлении в духовника читалась молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже Наш, иже ключе Царствия Твоего Небесного верховному Твоему апостолу поручив…» и отрывок из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается, как Господь, обращаясь к апостолу Петру, сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф.16,18–19 ). Двойная система управления обителью посредством игумена и соборных старцев создавала равновесие в монастыре: с одной стороны, устанавливалось единоначалие, с другой – сохранялся основной принцип церковной жизни – соборность. Соборные старцы могли поправить игумена или чтото посоветовать ему. Однако ни одна система земной власти, как известно, не бывает совершенной. Большие права соборных старцев иногда становились источником раздоров в обители. Известно немало примеров, когда игумен, пытавшийся бороться с нарушениями устава и нерадивой братией, терпел поражение. Великий князь Иоанн III назначил старца Паисия Ярославова, монаха строгой и аскетической жизни, игуменом Троице–Сергиева монастыря, дабы возобновить в нем дух былого подвижничества. После трех лет упорной борьбы с братией (1479–1482) старец Паисий был вынужден удалиться в свой родной Спасо–Каменный монастырь. На протяжении многих лет отношения игумена и соборных старцев в Троицком монастыре оставались весьма непростыми. Их итогом стал уникальный документ, очень дерзкий по тону, если не сказать, – нагловатый. Это своего рода указ игумену, как вести себя в монастыре. В 1584 году собор старцев Троице–Сергиевой лавры предложил архимандриту Митрофану (Дмитровцу) следующие условия: «Стой в церкви со страхом и на своем месте, а с места без дела не сходи и ни с кем не говори, только смотри на божественные иконы и со слезами Бога моли за здоровье Государя и Государыни и за всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И обратился к нему Герман, тот старец, что пришел вместе с ним на остров Соловецкий: «Отче, не прогневайся на меня за то, о чем я тебя спрошу». Отвечал же Зосима: «Спрашивай о полезном». И сказал ему Герман: «Отче, почему ты во время обеда, посмотрев на сидящих, сразу взором поник и, взглянув на них снова, вновь глаза опустил и в третий раз то же сделал – и, покачав головой и вздохнув, прослезился и к еде не притронулся больше, хотя многое тебе предлагали?» Ответил ему блаженный: «Чадо, «трудного просишь», но если дал тебе Бог дерзновение об этом спросить, то и я от тебя не скрою непостижимых судеб Его, которые сбудутся во время свое. Но никому не говори об этом, пока не исполнится Божия воля. Видел я шестерых мужей, сидевших во главе этой трапезы, без голов. Видел это и сильно был изумлен и не мог ни пить, ни есть от такого ужасного зрелища. Никому же не говори о том, что я тебе рассказал!» ...Слышал я это от учеников святого. Но, желая узнать обо всем достоверно, расспросил еще старца Пахомия. И рассказал он все так же, как и ученики говорили, а я все точно записал. Вернулись же Зосима с братией в свой монастырь на Соловки. А через несколько лет пристали купцы к острову и рассказали блаженному, как пришел к Новгороду благоверный великий князь Иван Васильевич 318 , самодержец всея Руси, со всею своею братиею и служащими ему царями и князьями татарскими и со всею силою. Собрал он на Великий Новгород войско неисчислимое и стал с ним в Руссе. И послал, по совету братии, двух воевод на Шелонь. Встретили их новгородцы со многою силою и дали сражение воеводам великого князя. И разбили те новгородцев, и взяли шестерых их старших бояр, а множество иных привели к великому князю. Он же одних в Москву отослал, а других покарал, чтобы и все прочие его страшились. А шестерым боярам: Дмитрию Исакову, Губе-Селезневу, Киприану Арзубьеву и иным трем – великий князь повелел отрубить головы. И возвратился в Москву. А через несколько лет снова пришел в Новгород «для осмотра». И забрал все, что с давних пор было вложено в великую церковь Святой Софии еще великим князем Ярославом Владимировичем и даже прежде его правления. И взял сокровища из всех городских церквей и казны из боярских домов. Владыку Феофила и всех знатных новгородцев с их женами и детьми в Москву свел, а боярыню Марфу и сына Феодора, с дочерьми и внуками, отослал в Нижний Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010