Эта исихастская традиция еще прежде XIV в. вызывала обвинения в мессалианстве, к чему давали повод и бывавшие тогда злоупотребления (и тут Риго вспоминает указанную Ж. Дарузесом рукопись Corpus macarianum со схолией XIII в., обвиняющей в мессалианстве самого автора! Об историческом контексте этих событий см.: J. Darrouzus. Constantin Chrysomallos sous le masque de Symйon le Nouveau Thйologien//Centre de recherche d’histoire et de civilisation byzantines. Travaux et mйmoires. 1973. 5. 313–327; J. Gouillard. Quatre procus de mystiques а Byzance (vers 960–1143). Inspiration et aumorimй//Revue des йmudes byzantines. 1978. 36. 5–81). Именно эти споры, как справедливо заключает Риго, были продолжены в XIV в. трактатом Варлаама KataV Massalianw " n, тогда как св. Григорий Палама, со своей стороны, продолжал держаться традиции Послания к некоему игумену. После Риго было выдвинуто предположение по идентификации Иоанна — автора Послания (В. М. Лурье. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма//Византийский временник. 1994. 55 (80). 232–236, особ. 232). Им мог быть Иоанн, известный как ученик преп. Павла Латрского († 955; дата кончины самого Иоанна — конец X в.) и автор предсмертного послания, где он увещавает к непрестанной молитве Иисусовой в характерных выражениях: «…и Его пресвятого имени никогда из сердца твоего не извергай…». В свое время, как «не последнее лицо в обители» (Ж. Даррузес) занимавшийся ее внешними связями Иоанн должен был быть человеком известным. (См.: J. Darrouzus. Epistoliers byzantins du Xe siucle. (Archives de l’Orient Chrйmien, 6) Paris 1960. 43–44, 211–215, цит.: 211.5–7). Этому, как будто, противоречит указание заголовка рукописи XI в. на «пустынничество» автора Послания к некоему игумену. Однако, у нас нет оснований исключить возможность отшельничества и для последних лет жизни Иоанна из обители Латрийской; в то же время, форма заголовка обнаруживает его принадлежность позднейшему редактору или переписчику, для которого адресат был уже неизвестным лицом; быть может, и автора он знал только по имени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Андрея. Андрей, за свою молодость и красоту, был выделен господином, и приближен им к себе. Вскоре, ещё плохо говорившего по-гречески юношу, хозяин стал учить грамоте, думая сделать из него секретаря-нотария, подарил ему свою одежду, и вообще, всячески ласкал молодого раба, который однако предпочёл избрать участь Христа ради юродивого 1390 . В других местах того же жития, мы читаем о рабах-поварах в доме этого стратилата 1391 , и о рабской челяди в доме богатого Епифания, которую Андрей, заботясь о её духовно-нравственном воспитании, собирает на ночную молитву как бы подчёркивая свою близость нищего к ней, и вместе с тем выступая с безмолвным протестом против равнодушия хозяев к душе своих рабов 1392 . Кроме рабов-скифов, называются рабы, говорящие по-сирийски 1393 , и, наконец, особенно резко отмечается наличность особых любимцев господина, евнухов-миньонов, женственно-изнеженных красавцев кувикуляриев, которых их господа специально воспитывают для удовлетворения содомитской похоти, столь обычной среди утончённой византийской знати 1394 . Верный своей роли революционера-обличителя пр. Андрей обращает к одному из таковых невольных развратников грозную и гневную речь, а по уходе его развивает целую теорию о том, что господа имеют право пользоваться рабами только для полезных услуг, а не для скотского распутства, и что рабы, которых господа принуждают к педерастии, должны лучше претерпеть муки и смерть по образу Христа, чем согласиться на грех 1395 . Обращаясь к другим агиографическим произведениям, мы, прежде всего, познакомимся, в лице пр. Серапиона, с интересным фактом продажи самого себя в рабство за 20 номисм 1396 . Затем, мы прочитаем в житиях пр. Власия 1397 и Павла Латрского 1398 , о заманивании и продаже в рабство доверчивых отроков и юношей бродячими иноками. Явление, если судить по словам сельчан в последнем житии, не желающих отпустить отрока Павла со странствующим монахом, из опасения, что перед ними один из таких негодяев, бывшее весьма распространённым, несмотря на тяжёлую кару за это 1399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь нужно отметить, что привлечение этого материала для решения вопроса о жизни Метафраста, независимо от всего, обличает глубокую начитанность автора в литературе и свидетельствует о той способности, которая уже была отмечена – именно, о даре вычитывать в источниках то, чего другие не подозревали или на что не обращали внимания. Так как время написания жития Павла Латрского определяется самим его содержанием и относится к 996 году, и так как оно богато историческими данными, то само собой разумеется, из него можно извлекать данные и для темы автора – о жизни Метафраста. Но все эти данные опять-таки приводят к самому концу X века и, следовательно, с трудом могут быть согласованы с предыдущими выводами: если Метафраст, автор жития св. Феоктисты, родился около 880 года, то едва ли он же мог писать житие св. Павла в самом конце X века. Приведённый разобранными материалами, которые подкрепляются категорическим свидетельством Яхьи Антиохийского, к заключению, что Метафраст жил в конце X века и что он же был и составитель хроники магистра и логофета Симеона, Васильевский не только дал спорному вопросу новую постановку, но и решил его весьма удовлетворительно. В каталоге греческих рукописей Московской синодальной библиотеки, между прочим, отмечена приписка на рукописи, содержащей жития святых, следующего содержания: «восприял конец сей последний том из десяти книг метафраз логофета месяца апреля индикта И-го в 6571 год при Константине Дуке». Как оказывается, приписка сделана в 1063 году и составляет целое откровение для вопроса о Метафрасте. Не говоря уже о том, что ею отожествляется Логофет и Метафраст, она даёт ключ к подлинным произведениям Метафраста в области агиографии, которые до сих пор не были в достаточной степени известны. Хотя имеется список житий, обработанных Метафрастом, у Алляция и хотя в патрологии Миня именем Метафраста обозначены жития, напечатанные в трёх томах, но известно всем, кто занимался житиями, что никогда нельзя быть уверенным в действительной принадлежности Метафрасту того или другого жития, помещенного у Миня под его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

175 Joannis magnae Dei ecclesiae diaconi et oratoris sermo in vitam sancti patris nostri Josephi Hymnographi//PG. T. CV. Col. 933 squ. 178 Душеполезное чтение. 1882. II. 319 и далее. – Nicolai Cabasilae, thessalonicensis metropolitae, laudatio s. matris nostrae et myroblytidae Theodorae//PG. T. CL. 179 Acta Sanct. Jan. T. I. D. 9. P. 598. – Μηναον το ανουαρ ου περεχον πασαν τν νκουσαν ατ κολουθαν μετ κα τς προσθκης το τυπικο κατ τν νεωστ διταξιν τς γ ας το Χρστο μεγλης κκλησας, διορθωθν κα ς ν δυνατν ξακριβωθν π Βαρθολομαου Κουτλουμουσιανο το μβρου. Εν Βενετα. 1843, . 9. 183 Vita s. Athanasiae, viduae ac hegumenae in Aegina insula, auctore anonymo synchrono//AA. SS. Aug. T. III. D. 14. P. 170 squ. 188 S. Andreae Sali vita auctore Nicephoro, sancti directore et confessario//PG. T. CXI Col. 629–884. 189 Vita sancti Basilii Junioris, scripta a discipulo ejus monacho Gregorio//Acta Sanct. Mart. T. III. P. 668 squ. 190 Переведено на русск. яз. с греч. из книги Νος παρδεισος (Венеция, 1851) и издано отдельной брошюрой (М., 1854). Ср.: Васильевский В. Г. О жизни и трудах Симеона Метафраста : Житие Павла Латрского//ЖМНП. 1880. Ч. CCXII. С. 416–432. 191 Vita s. Eliae Speleotis abbatis in Calabria auctore discipulo monacho//Acta Sanct. Sept. T. III. D. 11. P. 849 squ. 194 Συναξαριστς τν δδεκα μηνν το νιαυτο πλαι μν λληνιστ συγγραφες π Μαυρκιου διακνου τς μεγλης κκλησας, μεταφρασθες... π το ν μοναχος οιδμου Νικοδμου γιορετου. ν Κωνσταντινουπλει. 1842. T. I. Σ. 175 squ. 197 Vita s. Vitalis Siculi, abbatis ordinis s. Basilii Armenti et Rapollae in Italia auctore graeco, fere coaevo//AA. SS. Mart. T. III. D. 9. P. 26 squ. 198 Vita s. Niconis Metanoite monachi, ex vetusto codice graeco. Martene et Durand. Veterum scriptorum et monumentorum historicorum, dogmaticorum, moralium amplissima collectio. T. VI. Parisiis, 1729. P. 840–882. Cp.: PG. T. CXIII. Col. 975 squ. I 205 Acta Sanct. Oct. T. III. D. 5. P. 5; Μηναον το κτωβρου... διορθωθν κα ξακριβωθν π Βαρθολομαου Κουτλουμουσιανο το μβρου. ν Βενετα, 1843, . 5. Σ. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

А иноки Каллист и Игнатий в своих наставлениях, рассуждая о свете вражеском, приводят в научение слова Павла Латрского, говорящего: «Свет силы вражеской огневиден, дымоват и подобен чувственному огню; и когда душа, обуздавшая страсти и очистившаяся от них, увидит его, с неприятностью относится к нему и гнушается им». Далее иноки Каллист и Игнатий поучают, что мечтания – этот мост для бесов – можно отгонять своими благолепными мечтаниями, смешивая одно с другим. Затем, устроив брань против того мечтания, поразить и восторжествовать над ним. Преуспевшим в подвиге и благолепных мечтаний не следует допускать в уме, а смиренно творить чистую молитву, хранить плоды ее, ибо вся невидимая брань ведется за смирение и из-за духовной молитвы. Поэтому не следует допускать не только гнев и похоть, но и страстные помышления. Опытная в духовной брани душа чувствует, когда приходят к ней злые помыслы от демонов и когда посещает ее благодать Божия так же, как человек ощущает, когда ему холодно и когда жарко. Дух прелести не может водворить в душе ни смирения, ни любви, ибо он, как тать и разбойник, разрушает то, чего не создал. Сатана порождает чувство сладострастного тщеславия, холодной безразличной гордости, даже помыслы о святости, или наоборот, наводит уныние и мрачную тоску с отчаянием о невозможности спасения. Человек, когда принимает плохой помысл, или осуждает кого, или наблюдает за ближним, как он живет, или превозносится над другим, – омрачается вражьей силой. Тогда попускается бичевание от помыслов. Если душа не смирится, то наводится малое искушение. Если душа опять не смирится, то попускается блудная страсть. Когда и тут не смиряется, впадает в малый грех . Далее может быть и большой грех и так до тех пор, пока душа не смирится и не начнет уже уповать на Бога. Если в душе нет любви ко врагам, то не водворится в ней смирение Христово. Тогда душа не имеет мира и покоя и, как море, волнуется разными помыслами и не может созерцать Бога. Но если душа смирится, то приходит и помощь от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Декабря 11-го 1854. У нас нарисовали для о. Парфения, в его книгу, афонских монахов, с восьмиконечными крестами на схимах. Спрашиваю Парфения: носят ли там такие? Отвечает: нет. На что же писать неправду, и притом такую, которая поддерживала бы неправые мысли раскольников? Обратите на сие внимание, и, спросив хорошо Парфения, напишите истинный образ. Посылаю рескрипт для хранения с подобными. Мне дали много книг жития преподобного Павла Латрского. Посылаю несколько вам для раздачи братии. 1014 Отцу наместнику и братии мир. Мир душе брата Вукола. Вы желаете чрез меня слова от Великих Князей. Я их не видал. В ночь, в которую я очень болезновал, на постели прочитал я известие, что Великие Князья прибудут, и будут на краткое время в Чудове и у Иверской, и что в сии места о сем дано знать. Потом сказали мне, что прибудут чрез два часа. Но особы высших классов весь день просидели во дворце и Великих Князей не было. Прошел еще день, и не было. На третий день исправляющий должность обер-полицмейстера обстоятельнее пересказал мне содержание известия о прибытии Великих Князей, и я увидел, что они полагают слушать в Чудове молитвословие, как в предыдущий проезд, и едва успел распорядиться, чтобы меня, еще больного, заменил викарий. Впрочем слышал я, что и они, как другие, находят укрепления неприятелей также трудными ко взятию, как Севастопольские, и что сила неприятелей едва ли уже не больше нашей. Един Бог наша надежда. Воины наши одушевлены добрым духом. – Помолитесь, чтобы Господь не лишил меня пощадения и помощи завтра. Меня убедили быть на освящении другого единоверческого храма на Преображенском кладбище. Служение продолжительное, и по старым книгам имеющее трудный чин. Декабря 18-го 1854. Слава Богу, что в новом манифесте есть воззвание к Богу. А может быть, лучше было бы, если бы мы яснее исповедали, что не раз найдены были мало готовыми для отражения врагов, и только заступление Господне спасло нас. Говорят, что в сражении при Альме силы наши были так неуравнительны с неприятельскими, что если бы они сие знали, могли бы тотчас броситься на Севастополь с большою надеждою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Чтобы покончить с агиографическими данными о различных варварских племенах, живших среди населения империи, отметим, что агиографии не остались неизвестными и те загадочные «Афинганы», в которых пытались видеть племя, родственное современным цыганам 159 . В житии преп. Афанасии Эгинской рассказывается, что во время голода святая кормила не только христианское население острова, но также и тех, «qui Athingani appellabantur» 160 . Это указание тем более ценно, что оно вскрывает распространённость афинган в IX в. в европейской Греции (по крайней мере, на соседних островах), тогда как другие источники знают их только во Фригии (около Амории) и Ликаонии 161 . Но если это так, то не теми же ли афинганами являются ефсалийские «валахи», о которых говорят историки эпохи Комнинов, и симпатии которых к иудейской религии, засвидетельствованные Вениамином Тудельским 162 , соответствуют иудейству малоазийских афинган? Не есть ли, в конце концов, эти афингане и валахи только ответвление одной из павликианских, манихейских сект, ересь которых, по свидетельству жития Павла Латрского и редакции Г. жития Аморийских мучеников, процветала во всей Малой Азии? 163 Всё это вопросы первостепенной важности, но, к сожалению, они совершенно неразрешимы с помощью доступных нам источников, и нам приходится ограничиваться только тем, что мы можем с большим или меньшим основанием ставить их. Зато агиография чрезвычайно отчётливо изображает синкретизм народностей на мало определённой, и постоянно передвигавшейся восточной границе византийского государства, где, несмотря на непримиримую вражду империи с царством Сассанидок, всё же существовали и торговые, и даже родственные связи между пограничными населениями, которые описаны Прокопием 164 . Житие преп. Маруфы Софанинского представляет яркую иллюстрацию к его словам, и в то же время даёт ценную картину эллинизации пограничного варварского племени. В этом житии мы читаем о столкновении двух пограничных топархов IV века: Софанинского – язычника и Раонского – христианина, столкновении, возникшем из-за отказа последнего выдать свою дочь замуж за неверного. Однако Софанинский топарх смиряется, принимает христианство от соседнего епископа, и вступает в желаемый брак. У него рождается сын Маруфа, будущий святой. Возмужав, Маруфа становится епископом и крестит не только всю Софанинскую землю, но и соседние персидские племена, после чего пользуется среди них большим влиянием, и вследствие этого посылается императором Феодосием В. с дипломатическими поручениями к персидскому царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путь в Юру. Водопад в Юре. Две впечатляющие скалы в Кондадиско – Ле Байярд и Ле Шабо. Река Вьенна как раз под Кондадиско. “Скитаясь во всех направлениях по этим лесам, вполне подходящим и удобным для его образа жизни, он, наконец, нашел вдалеке среди долин, окруженных утесами, открытое место, подходящее для земледелия. Там крутые склоны трех гор немного расступаются, оставляя между собою ровное место довольной ширины. Поскольку русла двух потоков воды сходятся в том месте воедино, образовавшийся таким образом необычный речной берег скоро получил в народе название Кондадиско” (гл. 6). Кондадиско (“Condad” по-французски происходит от кельтского слова, означающего “слияние” или “место слияния” – ныне город Сен-Клод, названный в честь епископа, бывшего настоятелем монастыря в VII веке, расположен в слиянии рек Биенны и Гакона, притоков Роны, оставался монашеской общиной вплоть до 18 века. “ Новый жилец в поисках жилища, отвечающего его горячему желанию подвигов, обнаружил на восточной стороне у подножия скалистой горы самую густую пихту, которая, образовав из своих ветвей круг, укрыла ученика Павла, как прежде пальма укрыла одного Павла” (гл. 7). Упоминая пальму, служившую, по “Житию Павла” первого отшельника блаж. Иеронима (гл. 5), жилищем первому монаху Египта (преп. Павлу Латрскому – пер.) и называя преп. Романа “учеником Павла”, автор “Жития юрских Отцов” показывает восточные корни галльского пустынножительства, а лесная пихта в противоположность пустынной пальме показывает иные, западные местные условия одного и того же монашеского подвига. Та “скалистая гора” известна ныне как “Ле Байярд”, возвышающийся над Сен-Клодом. “Так пихта снабдила его против летнего зноя и холода дождей вечнозеленой крышей... Вдобавок там росло несколько диких кустов, дававших свои ягоды, кислые, без сомнения, для сластолюбца, но сладкие для тех, чьи чувства суть в покое... Если бы кто-нибудь с безрассудной смелостью решился пересечь эту бездорожную глухомань, невзирая на густоту леса и груды валежника, весьма высокие гряды гор, где живут олени, их крутые ущелья навряд ли позволят такому человеку, пусть даже крепкому и проворному, совершить сие путешествие” (гл. 8, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Литургический свиток (Patm. 707, 2-я четв. XII в.; ранее датировался нач. XIII в.), содержащий тайные молитвы литургии свт. Василия Великого, открывается фронтисписом в форме церкви с изображением свт. Василия Великого, совершающего литургию, и 2 диаконов с рипидами. Примечательны антропоморфные и зооморфные инициалы. Внутри буквы О помещены погрудные изображения Христа Еммануила, Христа Вседержителя, арх. Михаила, буква К образована фигурами апостолов Петра и Павла, кадящего диакона, охотника с соколом, буква Д - фигурами свт. Иоанна Златоуста и арх. Гавриила. Этот свиток исследователи также относят к рукописям «коккиновафской группы» (Ibid. Р. 110-111. Cat. 64). Архив Собрание документов визант. периода, состоящее из 150 ед. хр. (оригиналов и заверенных копий), является одной из важнейших коллекций визант. актов. К посл. четв. XI в. относится 35 документов, к XII в.- 27, к XIII в.- 65, к XIV-XV вв.- 6. Это лишь небольшая сохранившаяся часть архива. Из каталога архива, составленного в нач. XIII в., следует, что ок. 200 документов (с Латрской горы, из Стровила, с островов Кос и Икария) были сочтены ненужными и выброшены. В 1267 (или в 1282) г., во время пиратского набега на мон-рь Спондон (Σπονδν) - подворье И. Б. м. на о-ве Кос, были уничтожены все хранившиеся там документы. Ядро архива составляют документы, связанные с основанием мон-ря (хрисовулы, протоколы передачи и др.) и ранним периодом его существования. Кроме того, в архиве содержатся более ранние документы, привезенные прп. Христодулом из М. Азии. Помимо патмосских актов в архиве представлены документы, относящиеся к М. Азии (гл. обр. к окрестностям Милета и территории по течению р. Меандр) и островам Крит, Эвбея, Кея, Кос, Лерос, Калимнос, Лемнос и др. Фрагмент хрисовула имп. Алексия I Комнина. 1088 г. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова Фрагмент хрисовула имп. Алексия I Комнина. 1088 г. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова В собрании насчитывается 53 имп. акта (хрисовулы и др.) Михаила VII Дуки, Никифора III Вотаниата, Алексея I Комнина и его матери Анны Далассины, Иоанна II и Мануила I Комнинов, Алексея III и Исаака II Ангелов, Михаила VIII Палеолога и его жены Феодоры, Андроника II, Андроника III и др. В архиве хранится 27 документов визант. гос. чиновников, основная часть этих документов относится к периоду между 1073 и 1288 гг. Из них наиболее важным является «Протокол передачи» о-ва Патмос прп. Христодулу (авг. 1088). Хранящиеся в патмосском архиве документы дают представление об экономике, о торговле и системе управления, в т. ч. о работе гос. учреждений визант. периода.

http://pravenc.ru/text/471591.html

1359 Τυπικν τοι κανονικν το σ ου κα θεοφ ρου πατρς μν θανασ ου το ν τ θ. Μαν. Γεδε ν. θως. Σ. 263 ( ν Κωνσταντινουπ λει, 1885). 1360 ποτπωσις θεοφιλς γουν διταξις το σ ου πατρς μν. Χριστοδολου, ν διετξατο ν τ δ α ατο μον τ ο σ ν Πτμω τ ν σ πρς τος αυτο μαθητς. κολουθ α ερ το σ ου κα θεοφ ρου πατρς μν Χριστοδολου το θαυματουργο. 1361 Typicum monasterii sanctae Mariae Machaeradis in insula Cypro, editum ab hieromonacho Nilo, episcopo Tamassi, conditore coenobii. См.: Miklosich et Müller. T. V. P. 428. 1363 Πρτον τυπικν το γ ου ρους. См.: Порфирий. История Афона. Ч. III. § 18, 20. С. 272–273. 1365 Порфирий. История. Афона. Ч. III. С. 145; Флоринский Т. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова//Записки историко-филологического факультета Имп. С.-Петерб. ун-та. Ч. V. СПб., 1880. С. 47. 1366 Imper. Nicephori Phocae de monasteriis novella XIX; Zachariae A. Jus graeco- romanum. Pars III. P. 296. – Впрочем, лаврами иногда назывались целые монастыри, напр. монастырь св. Афанасия на Афоне, Келливарский на горе Латре и т. д. 1368 Толкование Вальсамона на 1-е правило Двукратного собора. См.: λλη к α Πτλη. Σνταγμα. T. II. Σ. 650–651. 1369 Устав этот не издан. Подлинник его находится в б-ке Патмосского монастыря Иоанна Богослова. См.: Дмитриевский А. Рецензия на сочинение Мансветова: «Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой церкви. М., 1885»//Христианское чтение. 1888. Кн. 9–10. С. 498. 1370 Житие преп. Павла Латрского. М., 1854. С. 19, 39; Miklosich et Müller. Acta et diplomata graeca. T. IV. P. 306. 1373 Περιγραφ τς ερ ς σεβασμ ας, κα βασιλικς μονς τς περαγ ας Θεοτ κου τς κα μγα χοσης τ αδσιμον, δι τν στορ σοντα ατν π στολον Λουκ ν τν Εαγγελ στην, το Κκκου πιφημιζομνης, κατ τν νσον Κπρον. Σ. 30. νετ ησιν. 1819. 1379 Τυπικν τς ερ ς κα σεβασμ ας βηρικς μονς τς τηλωμνης ες νομα το Κοιμ σεως τς περαγ ας Θεοτ κου, τς πονομαζομνης Πετριτζονιτ σσης. Σελ. 158; Georgius Musaeus. Γρηγ ριος Πακουριανς μγας δομεστικς τς δσεως, κα τ π ατο τυπικν τς μονς τς Θεοτ κου τς Πετριτζονιτ σσης. Dissertatio philologica. Lipsiae, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010