Крепостная стена цитадели Ираклии-на-Латмосе. XII в. Крепостная стена цитадели Ираклии-на-Латмосе. XII в. Местом развития монашеских общин в визант. эпоху стали берега и острова озера Л., а также массив скалистых гор к северу и востоку от Ираклии. Большинство мон-рей Л. следовали необщежительным уставам и именовались лаврами. Согласно местному преданию, которое известно из Жития св. Павла Латрского (2-я пол. X в.), монашеские общины на Л. появились после того, как сюда переселилась группа монахов со св. горы Синай, спасавшихся от арабов-мусульман (Vita). В 787 г. игум. Исидор Латрский участвовал в VII Вселенском Соборе в Никее и поставил подпись под его актами ( Mansi. T. 13. P. 434). Упоминание об Исидоре является наиболее ранним достоверным свидетельством существования сообщества мон-рей Л. При византийском имп. Михаиле II (820-829) некий мон. Афанасий из Л. пришел в К-поль и жил в пещере в районе Петра в течение 22 лет ( Delehaye. 1892. P. 43). Древнейшей среди обителей считалась лавра Келливарон (τν Κελλιβρων). Ее настоятель до кон. XI в. обычно занимал должность прота Л.; затем это право перешло к настоятелям лавры Стилу. Однако система управления мон-рями Л. и их взаимодействие всегда оставались сложными. Объем власти прота в делах различных мон-рей неизвестен. Кроме того, права лавры Келливарон на первенство неоднократно оспаривались другими мон-рями. К-польская Патриархия неоднократно вмешивалась в дела мон-рей, тем самым расширяя свои права юрисдикции в делах Л. При этом формально мон-ри входили в состав епархии Милета и в ряде вопросов подчинялись местным епископам. В сер. XIII в. мон-рь Кехионисмени на Л. упоминается как метохий Иоанна Богослова апостола монастыря на Патмосе , т. е. эта влиятельная монашеская община также обладала на Л. некими привилегиями. Вероятно, в разное время адм. устройство Л. менялось, но здесь так и не сложилось стройной системы объединения мон-рей во главе с протом, подобной Афону. Наиболее подробно источники позволяют реконструировать историю мон-ря Стилу, к-рый был основан св.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

Святой Феодосий так был уязвлен сладкой стрелою любви и так крепко связан узами ее, что высшую сию и божественную заповедь: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоей, и всею крепостью твоею и всем помышлением твоим» ( Лк. 10, 27 ), исполнял самыми делами. А это не могло быть иначе, как при устремлении всех естественных сил души ни к чему иному, как только к единому вожделению Создателя. Таково и у него было умное делание, в силу которого он и, когда утешал, был страшен, и, когда делал выговоры, был для всех любезен и сладостен. Кто так, как он и со многими беседуя, наиполезнейшим являлся? И вместе был доволен к тому, чтобы собирать чувства и устроять их к возвращению внутрь? Кто, как он, среди смятений такой наслаждался внутри тишиной, как иные, живя в пустыне? И кто одинаковым бывал и среди толпы, и в уединении? – Вот и великий сей Феодосий, поскольку собирал чувства и вводил их внутрь, сделался уязвленным любовью к Создателю. Из жития Арсения Великого Дивный Арсений строго держался правила – ни писать ни к кому и ни от кого не получать писем и вообще почти совсем не говорить, не потому, чтоб не мог: как можно так думать о том, кто мог также легко говорить красноречиво, как другим говорить просто? – Но по привычке больше молчать и во избежание тщеславия – показать себя. По сей же причине он и в собраниях церковных всячески старался так стать, чтоб других не видеть и самому не быть видну никому, и в толпу братий никогда не вмешивался, а укрывался от сего куда-нибудь. Так заботился он внимать себе и внутрь собранным держать ум свой, чтоб отсюда удобнее возноситься к Богу. Сей пример в наследие нам оставил божественный муж сей и земный ангел. Из жития Павла Латрского Сей божественный Павел все почти время проводил в горах и пустынях, соседями и сотрапезниками имея диких зверей, и разве когда сходил в Лавру, для посещения братий, – коих он обычно учил не малодушествовать и не отставать от притрудных и приболезненных дел добродетели, но со всем вниманием и рассуждением Евангельского держаться жительства и вседушно противоборствовать духам злобы. При этом он поведал им и метод, как могут они сделаться сильными – отучиться от прежних страстных расположений и отвращаться от новых насеяний страстей. Вот смотри, как сей Отец божественный учит методу не ведающих его питомцев своих, чтоб им могли они отвращать приражения страстей. Метод же этот не иной, как хранение ума: ибо его это дело (отражение прилогов), а не другого чего. Из жития святого Саввы

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Тот факт, что житие патриарха Афанасия было написано Феоктистом вскоре после кончины патриарха, делает его уникальным независимым историческим источником, чья подлинность подтверждается другими параллельными источниками, иногда обнаруживая поразительное сходство вплоть до мельчайших деталей . Кроме того, житие является единственным источником по раннему периоду жизни св. Афанасия, до его призвания на патриаршество. В житии, помимо точного фактического материала, присутствуют как агиографические топосы, так и большие литературные заимствования, выявить которые в полном объеме оказывается непростой задачей. Феоктист широко, хотя и поверхностно, знаком с классическими авторами, поскольку он охотно прибегает к их цитированию. Тексты сочинений указывают на его знакомство с Платоном, Аристотелем, Плотином, Гомером, трагиками, Геродотом и Фукидидом, Плутархом, Элианом, Исократом и Демосфеном. При этом он иногда неверно указывает авторов некоторых цитат и путает источники. Например, в одном месте жития ( Пападопуло-Керамевс. 1905. С. 40.15–16) Феоктист приписывает Геродоту стих из Гомера, таким образом показывая, что ему непонятен метрический характер стиха. Тщательное исследование творений Феоктиста позволяет сделать вывод, что его знакомство с классической древностью не было непосредственным. Текста жития св. Афанасия свидетельствует, что почти все ссылки на классиков находятся в отрывках, заимствованных Феоктистом у таких известных византийских риторов и писателей, как Никита Хониат и Михаил Пселл. Таким образом, ссылки на античных авторов в тексте творений Феоктиста обычно являются указанием, что данный фрагмент текста не принадлежит перу Феоктиста . При этом обращение Феоктиста к неявному цитированию других авторов гораздо шире и касается не только классических цитат и аллюзий: исследование показало, что около 1/5 части жития является заимствованиями. Не исключено, что дальнейшее исследование текстов Феоктиста увеличит этот процент. Если говорить обо всех сочинениях Феоктиста, то круг по преимуществу христианских авторов, цитируемых им, весьма широк. Его излюбленные авторы (по объему цитирования) – это Григорий Богослов, Никита Хониат и Михаил Пселл, но также он обращается к таким авторам, как Плутарх (цитируемый им как Платон), Гален, Ливаний, свт. Григорий Нисский, блаж. Феодорит Киррский, Фемистий, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феодор Студит, свт. Фотий, Иоанн Апокавк. Он цитирует каноническое право и его комментарии, синаксари, широко обращается к агиографической литературе: житиям свв. Стефана Нового, Луки Стириса, Павла Латрского и Лазаря Галисийского . Как было замечено выше, цитаты классических авторов приводятся им через византийского посредника, например Орест Еврипида – через Иоанна Апокавка, аллюзия на сад Алкиноя из Одиссеи – через Ливания .

http://bogoslov.ru/article/4298866

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Аноним (кон. IX – нач. Х вв.). Житие Евариста Студита (819–897) Аноним (кон. IX-X вв.). Жития Константина Философа (Кирилла) (ум. 869) и Михаила (Мефодия) (ум. 885) Аноним (IX-X вв.). Житие Арсения Великого (359–412) Аноним (IX-X вв.). Житие и мученичество Константина Грузина (IX в.) Х век Аноним (Х в.). Житие муч. Илии Нового (ум. 795) Никифор (нач. Х в.). Житие Антония Кавлеа, Патриарха Константинопольского (ум. 901) Аноним (ок. 924 г.). Житие Николая Студита (793–868) Аноним (Х в.). Синаксарное житие Феофилакта Никомидийского (кон. VIII – первая пол. IX вв.) Аноним (Х в.). Чудо Св. Георгия с болгарином (вторая пол. IX в.) Аноним (Х в.). Житие Власия Аморийского (Монаха) (ум. 912) (славян. рукопис. X-XII вв.) Аноним (ок. 920–925 гг.). Житие Евфимия (ум. 917)=Псамафийская хроника Павел, архиепископ Монемвасийский (середина Х в.). Житие Марфы, игуменьи Монемвасийской (вторая пол. IX в.). ГеоргийМерчули (951 г.). Житие Георгия Хандзтийского (759–861) Аноним (отред. в 976–1025 гг.). Житие Марии Новой (ум. 902/903 г.) Аноним (середина Х в.). Житие Димитриана, епископа Кипрского (кон. IX – нач. Х вв.) Константин (середина Х в.). Житие Петра, епископа Аргосского (852–922) Никифор Пресвитер (ок. 950–959 гг.). Житие Андрея Глупого (Юродивого) (ум. ок. 936) (есть мнение о создании Жития в конце VII в.) Григорий (960-е гг.). Житие Василия Нового (ок. 870–944/952) Аноним (ок. 962 г.). Житие Луки Нового Элладского (Steiriotes) (ок. 892–953) Аноним (кон. X в.). Житие Павла Латрского (ок. 880–955/956) Феофилакт Охридский (?) (вторая пол. Х в.). Жития Климента Охридского (ум. 916) Аноним (неранее 980 г.). Житие Ирины, игуменьи Хрисовалантона (ок. 850–930) Аноним (кон. Х в.). Житие Луки Стилита (879–979) Аноним (Х в.). Житие Агапита Синадского (первая пол. IV в.) Аноним (Х в.). Житие Анания, епископа Мелитинского (V в.) Аноним (Х в.). Житие Германа, игумена Козинита (IX в.) Аноним (Х в.). Житие Фотия Фессалийского (вторая пол. IX в.) Иоанн Агиолит (Х в.). Житие Василия Анкирского (Х в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участие Русских с Греками и Болгарами в войне с Арабами; союзники разбиты: Аль – Мутанабби, Абульф., Scyl.-Cedr., Zonar. Надпись на кресте в св. Софии Киевской. Плата Византией жалованья Половцам для борьбы с Русскими, Турками и Болгарами. В Византийском флоте, шедшем на Крит, находилось в Диррахии и Далмации 629 Русских на 7 кораблях и 600 Русских на 9 кораблях: Const. Prophyr. De cerim. Почитание Критянами, Скифами, Русскими и Греками св. Павла Латрского: V. s. Pauli Latr. География Руси и Днепровские пороги: Const. Prophyr. De admin. Вел. кн. Ольга в Константинополе: Const. Prophyr. De cerim, Иларион, Ипат., Пер.-Сузд., Scyl.-Cedr., Zonar., Антоний Новгор., cod. Matr. Dlug., Ж. Ольги, Син. Гиз. Греческое посольство в Киеве. Из Константинополя на Русь шли: пурпур, сукна, сафьян, перец, вино и плоды. Письма императоров ко князю Русскому с золотою печатью: Const. Prophyr. De cerem. Победа Никифора, посланного на Крит, над Сарацинами при помощи Русских, Армян и пр.: Incert. Contin. Sym. Mag., Cedr. Союз Греков с Русскими против Сарацин в Сицилии. Посольство Никифором Фокою к Тавроскифам Калокира с 15 кентинариями золота для начатия войны с Болгарами: Leo diac., Scyl.-Cedr., Zonar. Взятие вел. кн. Святославом Преславы и многих других городов у Болгар и принятие Византийской дани: Нестор. Нашествие Русских на Болгарию: Leo diac., Scyl.-Cedr., Zonar., Лавр., Ипат. Победа вел. кн. Святослава над Болгарами. Имп. Никифор готовится противостать Святославу: Leo diac., Jo. Geom., Anonym., Cedr., Пестор. Во время приготовлений к походу против Русских Никифор Фока получает известие о взятии его войсками Антиохии: Leo diac., Ипат., Пер.-Сузд. В свите Иоанна Цимисхия Василий, незаконнорожденный сын имп. Романа от скифянки: Leo diac., Ипат., Пер.-Сузд. Предложение имп. Иоанна Цимисхия вел. кн. Святославу очистить Болгарию: Leo diac., Cedr., Zon., Нестор. Подчинение Святославом Болгарии и требование непомерного откупа за очищение страны. Напоминание имп. Цимисхием о трагическом конце вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Несколько выше Входоиерусалимского м-ря по течению р. Протвы до 1629 г. существовал Воскресенский монастырь. С сев. стороны земли, принадлежавшии обители, граничили с деревнями Рождествено и Годуново, которые сохранились. Проезд: СЕРГИЕВО – ДУБРОВСКИЙ женский МОНАСТЫРЬ Находился в лесу, близ с. Дуброво, в 12 км от г. Вереи Московской губернии. Образован Указом Св. Синода от 10-12 сентября 1914 г. на основе Сергиево – Дубровской женской общины, в связи с чем, 4 окт. в новооткрытый монастырь прибыл благочинный монастырей Московской епархии архим. Валентин. Он отслужил в обители малую вечерню, за которой облек в рясофор 6 послушниц монастыря, и Всенощное бдение. Село Дуброво. Димитриевская церковь. 5 октября из с. Дуброво был встречен крестный ход, затем началась Литургия, в которой принял участие о. Николай Лебедев, священник церкви св. Димитрия Солунского в с. Дуброво. Интересно отметить, что в торжественном богослужении архим. Валентину сослужил не только сам основатель обители протоиерей из Московского Вознесенского монастыря А.И. Пшеничников, но и его близкие родственники: сакелларий Московского Успенского собора прот. Николай Пшеничников, священник церкви св. Павла Латрского при Третьяковской богадельне о. Иоанн Пшеничников и священник московской же церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что у Петровских ворот, о. Николай Пшеничников. Во время Литургии о. благочинный совершил первый иноческий постриг в обители – казначеи послушницы Феодосии с именем Фомаида, которую о. Валентин поручил духовному руководству настоятельницы Сергиево – Дубровского монастыря игумении Макарии. Духовником обители со дня своего посвящения в сан (5 сент. 1926 г.) и до кончины (2 марта 1929 г.) стал известный церковный историк о. Сергий Мансуров. После 1917 г. Сергиево – Дубровский монастырь прожил еще 12 лет под видом сельскохозяйственной артели. В 1929 г. он был закрыт. Ныне от него сохранились лишь следы фундаментов. Адрес: Московская обл., Наро – Фоминский р-н, с. Дуброво. Проезд: От г. Вереи авт. до с. Вышгород – 16 км, далее пешком – 2 км.

http://pravoslavie.ru/1905.html

Ольги Княгини 34. 401. – 11 июля. Онуфрия Великаго и Петра Афонского 34. – 12 июня. Осии Пророка 467. – 17 октября. «Ограды и утешения» 537. – 21 января. Павла Апостола 313. – 29 июня. Павла Исповедника 497. – 6 ноября. Павла Латрского 377. 525. 526. – 15 декабря. Панкратия Священномученика 196. – 9 июля и 9 февраля. Пантелеймона Мученика 167. 457. 477. – 27 июля. Параскевы (Пятницы) Мученицы 19. 76. 109. 142. 175. 220. 236. – 28 октября. Параскевы (Пятницы) Преподобной 256. ЗЗ6. – 14 октября. Пафнутия Боровского 41. – 1 мая. Пелагеи Преподобной 459. – 8 октября. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа 161. 186. 301. 436. 498. – 5 окт. Петра и Павла 8. 53. 63. 67. 87. 134. 139. 157. 189. 191. 198. 199. 203. 206. 215. 240. 250. 263. 272. 310. 313. 317. 331. 345. 394. 395. 396. 397. 409. 459. 488. 499. 541. 557. – 29 июня. Петра Митрополита 46. 150. 173. 481. 544. – 21 декабря и 24 авг. Петра Мученика 75. – 12 января. Печерской Божией Матери 104. – 3 мая. Пимена Преподобного 93. 369. – 27 августа. Покрова Пресвятой Богородицы 15. 23. 24. 40. 44. 46. 48. 60. 95. 104. 111. 148. 178. 180. 183. 186. 187. 197. 209. 211. 226. 230. 247. 263. 273. 274. 317. 350. 365. 412. 423. 453. 482. 487. 548. – 1 октября. Похвалы Богородицы 8. 202. – Пресвятой Богородицы в честь иконы Ея, см. Владимирской, Казанской, Утоли моя печали, Скоропослушницы и т.д. Преображения Господня, см. Спаса Преображения. Прокопия Мученика 1. – 8 июля. Прокопия Устюжского 27. – 8 июля. Прохора и Никанора 21. – 28 июля. Распятия Христова 116. – 14 сентября. Рафаила Архангела 504. – 8 ноября. Ржевской Божией Матери 133. 307 . – 11 июля. Ризы положения Господней в Успенском соборе. 147. – 10 июля. Ризы положения Пресвятой Богородицы во Влахерн 9. 260. – 2 июля. Рождества Богородицы 4. 12. 16. 24. 29. 41. 53. 74. 77. 84. 91. 122. 137. 155. 248. 268. 269. 315. 327. 367. 387. – 8 сентября. Рождества Предтечи 42. 91. 92. 114. 119. 155. 165. 167. 171. 173. 231. 232. 246. 325. 368. 562. – 24 июня. Рождества Христова 25. 162. 284. 444. 499. – 25 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

511. Николая Чудотворца, при Дворянском пансионе-приюте, на 5-й Тверской-Ямской. Построена в 1902 году. 512. Живоначальной Троицы, при Бахрушинском приюте, в Сокольниках. Освящена 18 мая 1903 года. Приделы: 1) Адриана и Наталии, 2) Алексея Человека Божия. 513. Николая Чудотворца, при Бахрушинском Доме бесплатных квартир, на Софийской набережной. Освящена 7 сентября 1903 года. Здание построено по проекту архитектора Ф. О. Богдановича. 514. Вокресения Словущего, при Общине «Утоли моя печали», на дворе. Построена на средства купца И. А. Меньшикова. Освящена 10 октября 1903 года. 515. Димитрия Прилуцкого, при клиниках, у Новодеви-чьего монастыря. Построена как часовня для отпевания умерших, а около 1902 года освящена как церковь . 516 . Спаса Нерукотворенного Образа, при приюте имени И. А. Лямина, на Б. Ордынке. Устроена в 1903 году. 517. Сергия и Германа, при Валаамском подворье, на 2-й Тверской – Ямской. Построена в 1903 году. Придел Иерусалимской Божией Матери. 518. «Утоли моя печали», на дворе Сокольнической городской больницы. Угол 5-й Сокольнической улицы и Матросской Тишины. Освящена 25 января 1904 года. 519. «Нечаянной Радости», в Марьиной Роще. Освящена 20 июня 1904 года. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Иоанна Новгородского. 520. Козельщанской Божией Матери, при Медвед-никовской больнице, на Калужской. Освящена 20 июня 1904 года. Архитектором был С. У. Соловьев. 521. Тихвинской Божией Матери, при Медведниковской богадельне, на Калужской. Освящена 10 ноября 1904 года. Архитектором был С. У. Соловьев. 522. Константина и Елены, при Пятницком Попечительстве, в 3-м Монетчиковском переулке. Устроена в 1905 году. 523. «Взыскания погибших», при Коммерческом Училище, на Щипке. Освящена 9 июня 1905 года. 524. Серафима Саровского , при Мясницко-Басманном приюте, на Старой Божедомке. Освящена 30 июня 1905 года. 525. Павла Латрского, при Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых, на Донской улице. Освящена 25 апреля 1906 года. 526. Павла Латрского, при Третьяковской богадельне, на Большой Серпуховской. Построена в 1906 году. Архитектором был С. У. Соловьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Мир вам, отец наместник, и братии. Строителю сказал я мой помысл перевесть его в эконома Лавры. Он принял, кажется, мирно. Поговорите с ним вы и обдумывайте сие до конца. Если сие сделать: думаю, надобно назначить его и Соборным. Не найдется ли в Лавре не новой иконы Преподобного Павла Латрского, чтобы сделать с нее список? Велите посмотреть, и скажите мне, что окажется. Февраля 13-го 1853. 914 Благодарю, отец наместник, за рассуждения духовной осторожности. Разделяю их: но думаю, что им не противоречат мои мысли, подавшие вам причину к сим рассуждениям. Состояние людей, о которых я говорил, не почитал я ни правильным, ни безопасным: а говорил только, что провидение Божие попускает некоторым действовать из смешенных состояний, и обращает в пользу случающиеся проблески истины. Валаам был в правильном состоянии, когда отказал послам Валака; вошел в смешенное состояние, когда прельстился важностью второго посольства, и пожелал идти, зная уж волю Божию, возбранявшую идти; уже ослица обличала его неправильное состояние; потом он совсем сбился с пути и погиб. Но сквозь сих замешательств прошло великое действие провидения, и произнесено важное предсказание. Киевского игумена нельзя употребить прежде получения увольнения из Киева. Преподобного Павла Латрского не образ нужен, а образец, по которому бы написать храмовую икону в Алексеевском монастыре. С образа его в святцах нельзя ли снять рисунок, и доставить мне. О призываемых от вас в будущий век с благою надеждою не скорбите много. По любви к ним скажем: идите с миром; хотя нам и жаль; а они воздадут нам молитвами. Февраля 20-го 1853. 915 Мир вам, отец наместник, и братии. Различайте, что пишется официально, и что по-домашнему. Письмо А. Н. послано к вам с резолюциею, в которой сказано, чтобы письмо возвратить мне. Тут есть намерение, чтобы дело было в виду, дабы требовать возвращения книги. Другой, так называемый подлинник, на Славенском у вас, или на Греческом? Бывший Угрешский игумен Иларий года два просился от службы, и наконец достиг желаемого. Пошел на покой на Песношь: и там в короткое время скучился. Перешел в Покровский монастырь: и здесь, кажется, уже скучился. Едет в Лавру, едва ли не с мыслию проситься в скит. Не думаю, чтобы не скучился и там, если бы решился там жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010