Так, архимандрит Мессанского монастыря Спасителя в Сицилии управлял 46-ю южно-итальянскими монастырями по хрисовулу правителя Роджера II. 1563 Архимандриту латрского монастыря св. Павла были подчинены 11 монастырей. 1564 В Афинах в конце XII в. архимандрит Неофит заведовал всеми афинскими монастырями. 1565 Архимандрит был по отношению к настоятелям подчиненных ему монастырей как бы отцом и первенствующим, а они по отношению к нему как бы детьми, уполномоченными или наместниками. 1566 Самый монастырь, в котором игуменствовал архимандрит ( μνδρα), был матерью (mater) всех от него зависящих. Звание архимандрита носили вообще немногие из игуменов византийских монастырей. Кроме вышеупомянутых, оно принадлежало настоятелю монастыря Николая Казолы близ Отранто, власть которого простиралась на монастыри в Кастре, Алессане, Ми- нервине и др., 1567 а также одному из игуменов горы Олимпа вифинского, но какого именно монастыря – неизвестно. 1568 Ограниченная распространенность архимандритского звания объясняется тем, что оно давалось за особые заслуги или отдельных лиц – настоятелей монастырей, – или же целого монастырского учреждения. Монастырь св. Павла Латрского был почтен достоинством архимандричьего за превосходство в добродетели всех монастырей на горе Латре, для которых он служил в нравственной жизни образцом и примером. 1569 Достоинству архимандрита соответствовало достоинство прота ( πρτος, первый), которое принадлежало некоторым византийским игуменам. Власть прота возникла и развилась прежде всего на св. Горе Афонской. Ее происхождение относится к первым временам появления здесь монашества. Еще при Константине Погонате на Афоне существовало единое управление под названием «кафедры старцев», во главе которого стоял первый из иноков – прот. Около 875 г. «кафедру старцев» заменил «протат» с той же центральной властью прота. В последующее время эта власть окончательно привилась на св. Горе. В уставе 971 г. можно уже видеть ее более или менее организованной. Тогда «протат» – главное управление афонских монастырей – находился в Карее и именовался, по своему центральному положению и значению, «серединой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Латрское монашество процветало и в последующее время, особенно при императоре Романе Лакапине, щедрость которого коснулась и здешних монастырей. Тогда же началась деятельность на Латре и св. Павла. Он родился в городе Элее, в Малой Азии. Отец его служил во флоте и был в нем отдельным начальником (comes). Первоначальное образование Павел получил вместе с братом Василием в монастыре св. Стефана, во Фригии, близ местности Мерикаталии, куда переселилась мать Павла по смерти мужа. Старший брат Василий, достигнув совершеннолетия, против собственной воли и охоты должен был жениться, но тотчас же после брака оставил жену и родной дом, удалился на вифинский Олимп и поселился здесь в лавре св. Илии. Недовольный частыми посещениями родных и знакомых, узнавших о его пребывании, Василий скоро оставил Олимп, поселился временно на другой горе, называемой Аврахианом, или Врахианом, затем окончательно основался на горе Латре близ Милета. Сюда же через некоторое время он вызвал и Павла, поручил его попечениям и руководительству игумена монастыря Карийского – Петра, а сам возвратился на Олимп. Здесь он поселился в вышеупомянутой лавре преп. Илии и, избранный игуменом, подвизался в ней до конца своей жизни. Между тем Павел, стремясь к уединению и пустынножительству, оставил многочисленный Карийский монастырь и с одним из своих сподвижников – Димитрием поднялся на самую вершину горы Латра, спустился потом на южную ее сторону и, прибыв в лавру Келливарскую, ознакомился с братией ее и с пустынниками соседних пещер. Однако цель Павла была не в том, чтобы оставаться в общежитии: он разыскал в небольшом расстоянии отсюда незанятую и уединенную пещеру и поселился в ней вместе с Димитрием. Но Димитрий скоро ушел из пещеры и, встретившись с подвижником Матфеем, спасавшимся в уединении выше лавры Келливарской, стал жить вместе с ним. Через восемь месяцев Павел также оставил свою пещеру и поселился на одной высокой скале подле монастыря Спасителя. Здесь святой прославился великими аскетическими трудами и подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Как почти всегда, автор привлекает для решения вопроса новые материалы, которыми не пользовались его предшественники, изучавшие ту же тему. Вопрос о тожестве Метафраста с составителем хроники был решаем до Васильевского в отрицательном смысле, так как по исследованиям Гирша Метафраст жил в начале X века, а составитель хроники в последней четверти того же столетия. Новые материалы, привлечённые Васильевским для новой постановки спорного вопроса, составляли: 1) похвала Пселла, 2) житие св. Феоктисты, 3) житие Павла Латрского. В похвале сообщаются данные о воспитании и служебной карьере логофета Симеона, который прославил себя великим подвигом по изданию и переработке житий святых. По заключениям нашего автора Метафраст умер за 50 или 60 лет до составления похвалы Пселла, следовательно, около 990 годов. Что касается жития св. Феоктисты, то здесь заключения не могут иметь категорической формы, ибо зависят от условных посылок. Если автор жития есть Метафраст, и если в приводимом в житии рассказе о пустыннике нужно видеть того же автора, или Метафраста, то по соображению с другими обстоятельствами, следовало бы, что в начале X века ему было бы больше 100 лет (похвала Пселла). При таком расчёте ему или нельзя приписать составление хроники, появившейся, как доказал Гирш, после времени Никифора Фоки (969 г.), или же подвергнуто сомнению его авторство по отношению к житию св. Феоктисты. Житие Павла Латрскрго может играть роль в числе материалов для жизни Метафраста по совершенно особому обстоятельству. По поводу одной тяжбы с соседями в 1196 году, игумен монастыря должен был доказывать пред патриаршим судом самостоятельность лавры и сослался на монастырский устав, где выводится на сцену сам основатель монастыря Павел, поручающий лавру самому Христу. Но так как устав монастыря, не утвержденный светской властью, не мог ещё служить доказательством, то пришлось обратиться к житию Павла, составленному Симеоном Метафрастом , и это последнее признано было достаточным доказательством в деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1225 Палладий, 96. Особенно рационально было поставлено свиноводство (для продажи свиного мяса) и виноделие (стр. 26). 1234 Моливдовулы: Schlumberger, Sigill., 734; Панченко, в «Изв. Русс. К-поль. Инст.» 1903, 230–231. 1244 О наличности царских доменов в М. Азии и Пелопоннесе свидетельствуют, например, моливдовулы их эпискептитов X–XII вв. (Schlumberger, 180, 250, 253, 283:301); во главе βασιλικν κτημτων около Милета стоял протоспафарий: см. житие Павла Латр., 138. 1271 Эклога I, 1; жития, Феофана, 222; Феодоры, 3; Давида, Симеона и Георгия 234; Мелетия Нового, 16; Макрины, сестры Василия В., 964. 1299 См., например, чудеса Артемия и диалог Тимарион, где столь живо описана сцена суда: гл. 32−41. 1306 Стр. 747, 751. Выдающихся судебных ораторов-софистов выводят: Агафий, 291 и Тимарион, гл. 24, 27 и 39. 1311 Таково обычное название вольно-практикующих учителей: например, Палладий, 64; житие Ипатия Руф., 249, 265. 1312 Подобно тому образованному, но разорившемуся провинциалу, который кормился в К-поле, давая уроки сыну чиновника: см. чуд. Космы и Дамиана, 147. 1313 Жития: Епифания К., 29, 93, 93; Порфирия Газ., 173; Стефана H., 1097; Феодора Эдесск., 13; патр. Мефодия, 1253; Афанасия Аф., 22, 48; Mansi, Concil., XI, 596, называет лавку каллиграфа в К-поле, у церкви Иоанна Фоки. О занятиях каллиграфией в монастырях, см. Палладий, 36, 96, 120, 133; жития: Маркелла Акимита, 709; Феофана Исп., 224; Феодора Ст., 1740; Николая Ст., 872; Syn. Eccl. C -pol., 727. 1315 Феодорит, 1285, 1381, 1496; чудеса Богородицы Римской, жития Феодоры Сол., 31; Никона Метаноите, 179; Лазаря Галес., 537; Феодора Сик., 481. 1328 Таковы Феодор Сикеот еп. Анастасиуполя, Георгий еп. Амастридский, Димитриан еп. Кипрский, Георгий еп. Митилинский и Павел еп. Монемвасийский (житие Марфы). 1352 Относящиеся сюда меры имп. Никифора I, вызвавшие всеобщее недовольство, см. у Зонары III, 506. 1357 Жит. Ипатия Руф., 271; Павла Латрского, 63; ср. выселение отца Иоанна Готейского, кандофора в фему Армениакон, за Чёрное море в Тавроскифию (житие, 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

coisl. 148) есть неизданное Житие преп. Павла. Оно писано вскоре по кончине угодника, и содержит в себе подробные сведения о нем. Преп. Павел, по словам жизнеописателя, родился в Елее, невдалеке от Пергама Асийского. Имена родителей – Антиох и Евдокия. Он имел брата Василия, который был старше его. Отец служил во флоте. В сражении с Критскими Сарацинами, близ Хиоса, получил рану, от которой, возвратясь домой, вскоре умер. Евдокия с сиротами переселилась во Фригию, в местечко, находившееся неподалеку от Мариката, где родился Иоанникий Великий (5 ноября). Василий, по настоянию матери, должен был вступить в супружество, но в день брака, оставя невесту и дом, тайно удалился на Олимпийскую гору и постригся в монахи. Мать вскоре умерла, оставя Павла в такой бедности, что должен был пасти стада у соседей. Василий не без труда вызвал его к собе, отвел к преп. Петру, игумену Латрской обители, именуемой Кария, сам же возратился на Олимп, и там скончался. Преп. Павел подвизался под руководством Петра до его кончины. По смерти его, ища уединения, сначала удалился в некую пустыню при местечке Ираклии, потом на вершину Латра. В продолжение 11 лет его пребывания здесь, вблизи сего «нерукосозданного столпа» и составилась обитель из желавших подражать его подвигам. Отсюда отбыл в Самос, но вскоре умолен был учениками возвратиться в лавру. Слава о его добродетельном житии пронеслась по дальним странам. «О нем знали в Крите, Скифии и древнем Риме». Его молитв просил Болгарский князь Петр. Папа присылал нарочно инока посмотреть его самого и его образ жизни. Письма к нему императора Константина хранились еще в лавре, когда писано было житие угодника. Преп. Павел предрек сему императору неудачу в нападении на Крит. Жители Милета и епископ Амизона чествовали дарами его обитель. Преставился преп. Павел 15 декабря, индикта 14, в 6464 году от создания мира, (в 956 году от Рожд. Христова, или, если считать начало года с января, в конце 955 года). Он был невысокого роста, плешив; имел бороду недлинную, но довольно окладистую, лицо бледное, но приятное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Во втором от 22 декабря того же года: «Возвращаю вам, отец архимандрит, посвящение. Выражения его не так просты и степенны, как можно было бы говорить об отцах. Но писатель идёт во дворец, где требуется изящество. Цветы, которые рассыпает он, суть цветы красноречия и поэзии, которыми он облекает свои сказания. Подвиги святых не упадут от того. Думаю, что цензура может допустить печатание посвящения, а переменять выражения без писателя неудобно» 93 . Под обоими письмами подписано просто: «Ф. М. Московский ». Первое из этих писем касается жития преподобного Павла Латрского (956 г.), о котором в пространных Четиях-Минеях святителя Димитрия Ростовского под 15-м декабря сказано: «В той же день память преподобного отца нашего Павла, в пустынях Латрских подвизавшегося. Жития его в нашей Российской стране сыскати не возмогохом» 94 , и житие которого, стало быть, в 1854 году впервые выпущено было в свет 95 . Второе же письмо святителя относится к рукописи сочинения известного отца Парфения, впоследствии игумена Гуслицкого, под заглавием «Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в Енисейской губернии, в пределах города Ачинска и скончавшегося в Енисейском Христорождественском женском монастыре 15-го числа апреля 1843 года при игумении Евгении». Рукопись в начале имела посвящение сказания одной из Высочайших Особ, изложенное в изысканных выражениях, и вот почему потребовалось разрешение митрополита на печатание этого посвящения, о чём владыка, принимавший большое участие в судьбе о. Парфения, и пишет в письме к инспектору академии от 22 декабря 1854 года. В тот же день владыка, посылая рукопись «Сказания» чрез о. наместника Лавры архимандрита Антония в Московский духовно-цензурный Комитет, писал о. наместнику: «Посылаю вам, отец наместник, сказание о. Парфения о житии Даниила. Оно занимательно и может быть полезно. Только некоторые статьи едва ли может вместить цензура. Одна статья особенно могла подвергнуться неблагоприятному суду и злоупотреблению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Делали приношения книг в монастырские библиотеки и простые миряне, клирики, епископы, императоры и т. д. В описи книг Коаленовой библиотеки, составленной Монфоконом, упомянут кодекс Деяний св. апостолов и Апокалипсиса Иоанна Богослова от конца X и начала XI в., имеющий следующую приписку: «Эта книга куплена и находилась во владении блаженной памяти хартофилакса кафолической Великой Церкви иеродиакона Мануила, а нами, его сыновьями, посвящена монастырю св. Анастасии τς Φαρμακολυτρ ας, находящемуся в митрополии Фессалоникийской близ Γαλιτιτζας». 1789 В 1178 г. серрский митрополит Феодор подарил монастырю Богородицы τς Εκοσκροινσσης на горе Пангее в Македонии через игумена Филарета Евангелие с золотыми украшениями. 1790 Монастырь св. Павла на горе Латре имел в своей библиотеке книги, пожертвованные Константинопольским патриархом Николаем Грамматиком. Это пожертвование состоялось в то время, когда в монастыре игуменствовал св. Христодул, которому Николай также дал несколько книг в личное его пользование. Христодул имел большое попечение о библиотеке Латрского монастыря. Когда монастырю угрожали турки, он отправил монастырскую библиотеку под присмотром эконома на остров Кос; когда же и здесь этому ценному сокровищу стала угрожать опасность от тех же врагов, Христодул перевез его в Константинополь и временно поместил на хранение в храме Св. Софии. 1791 Наконец, известно, что император Василий Македонянин сделал богатое приношение книг в монастырь св. Диомида, а Лев Мудрый подарил монастырю Псамафии Евангелие, украшенное драгоценностями. 1792 Монахи, получив книги от ктиторов и иных жертвователей, прилагали все старание к их сохранению и умножению. Они и сами делали приношения книг в свои монастыри, как при вступлении в число их братства, так и во всякое другое время. В 1165 г. некто Филипп, сын Брул- лия, постригшись в монастыре св. Иоанна Териста, принес в его библиотеку следующие книги: Деяния св. апостолов, книгу под названием «Цветы» ( νθη, flores), две Псалтыри, грамматику (grammaticae questiones), горологий, книгу под названием τ τρ ακοντα и древнюю книгу астрономического содержания ( βιβλ ον παλαιν κατ στρονμοις χον γενθλια). 1793 Некогда лавра св. Афанасия на Афоне владела кодексом посланий апостола Павла с комментариями отцов и учителей Церкви, который имел следующую приписку: «Эта книга отдана в лавру монахом Афанасием за спасение его самого и душ Исайи-монаха... Михаила и Ирины; читающие пусть молятся о них». 1794 Тот же монах подарил лавре другой кодекс с книгами Св. Писания Ветхого Завета от XII в. с той же целью. 1795

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

он приказал постричь на острове Антигоне магистра Стефана Каламария, обвиненного в оскорблении величества, и его приближенных – Феофана Тихиота и Павла Орфанотрофа. 500 Сакелларий Анастасий, виновный в одном заговоре против Романа, был пострижен в монастыре Елегмов ( τν λεγμν). 501 Ректор Иоанн вынужден был вследствие подозрений царя удалиться от дворца в свой монастырь и постричься. 502 Другой Иоанн, патриций и анфипат, виновный в измене, бежал в монастырь Монокастанский ( Μονοκστανος μον) и там постригся, а его сообщник Константин Воила постригся на горе Олимп. 503 Были и другие случаи насильственного пострижения в неизвестных монастырях столицы и ее окрестностей. 504 Деятельность другого великого подвижника X в. – св. Павла Нового переносит нас в Малую Азию, к знаменитому в древности городу Милету, к лежащей близ него горе Латре. Утверждение монашества на горе Латре совершилось задолго до времени, в которое жил и действовал св. Павел. Знаменитый Иоанн Лествичник упоминает в своем творении о монахе Акакии, подвизавшемся в Келливарской пещере на Латре. 506 В местности Филерим близ Латра некогда подвизались и монахи Синая и Райфы, успевшие бежать от постигшего их нападения и грозившего избиения сарацинского. 507 На самой горе Латре в царствование Михаила Аморейского подвизался монах Афанасий. Бегая от господствующей ереси, он оставил Константинополь и прибыл на гору Латр, взошел на высокую скалу, почти касавшуюся облаков, нашел здесь небольшую природную пещеру и провел в ней 22 года затворником. 508 Вследствие своего приморского положения Латр нередко подвергался нападению сарацин. Одно из таких нападений было вскоре после поселения вышеупомянутых синайских монахов, нашедших в Филериме безопасное и спокойное убежище. Добычей неприятелей сделались не только обитатели Филерима, но и все другие монахи, жившие в обителях, рассеянных по горе Латре; спаслись только те, которые скрывались на горе Врахиановой. Укрывшиеся здесь монахи после удаления сарацин воротились снова на свои прежние места в разных пунктах горы Латр, собрали трупы убитых и погребли их в пещере Келливарской. 509 Второй раз латрское монашество пострадало от тех же врагов при императоре Феофиле. Сарацины разрушили жилища мирных подвижников, взяли всю утварь из их священных зданий и подвергли насилию самих обитателей горы. 510 Но бедствия от сарацин не уничтожили монашества на Латре. Напротив, после восстановления иконопочитания оно так здесь усилилось, что Латр получил наименование «святой горы ( γιον ρος) " 511 – каковое название упрочилось впоследствии лишь за одним Афоном. Латрские подвижники славились святостью своей жизни по всей Византии. К одному из них – Иоанну приходил за благословением и молитвой патриций и стратег фракисийский Петрона, когда был поставлен императором Михаилом III во главе экспедиции против сарацин. 512

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Относительно этих последних, указания агиографии особенно часты. Учителя школ: παιδαγωγο, παιδοτρβαι, παιδευτα, γραμματιστα и διδσκαλοι называются в житиях: пр. Евдокима 459 , Георгия Амастридского 460 , Давида, Симеона и Георгия Митиленских 461 , Феодора Эдесского 462 , Афанасия Афонского 463 , Христодула Патмосского 464 , Феодора Сикеота 465 и Михаила Синкелла 466 . Особенно ценны для понимания общественного характера византийской школы названия κοινòς κατηγητς и κοινòς παιδευτς, встречаемые в житиях пр. Николая Студита и Феодора Эдесского , причём последнее прилагает их к публичному софисту в Эдессе, учившему грамматике, риторике и философии 467 . Отсюда мы видим, что институт городских учителей-софистов и риторов, настолько тесно сросся с муниципальным бытом Византии, что уцелел даже в городе, уже почти два столетия бывшем отторгнутым от политического целого империи, вследствие арабского завоевания. Факт чрезвычайно важный для того, чтобы судить о жизненности института в самих византийских городах. Кроме школ светских, содержавшихся городом, в Византии было немало учебных заведений, принадлежавших, так сказать, духовному ведомству. Житие пр. Стефана Нового называет этого святого Тιμоϑου σσκηνος, что, по объяснению, данному Никитиным в его замечаниях к тексту данного памятника, означает воспитанника школы при церкви ап. Тимофея 468 , В Константинополе были и другие школы, с преподаванием грамматики, риторики и философии, преподаватели которых назначались патриархом 469 . Общеизвестна организация превосходной патриаршей академии патр. Тарасием, где получил образование будущий патр. Никифор. Анна Комнина описывает школу при орфанотрофии церкви ап. Павла, где преподавались грамота, скоропись и логика 470 . Наконец, целый ряд указаний в житиях Феодора Студита 471 , Николая Студита 472 , Феодора Начертанного 473 , Павла Латрского 474 , Лазаря Галесийского 475 и Фомы Дефуркина 476 , говорит о существовании монастырских школ, где мальчики учились грамоте, и получали по преимуществу духовное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Познакомившись с армянской и грузинской иммиграцией, переходим к указаниям агиографии на различные варварские элементы, спорадически примешанные к коренному населению империи, или вследствие варварских нашествий, или в качестве военных поселений варваров для защиты границы государства. Так, в результате каких-то народных передвижений в IV в. в северо-западном углу Малой Азии осели остатки варварских племён, из которых происходил слуга преп. Авксентия, сообщивший автору жития святого биографические подробности о нём 153 . На какие-то готские нашествия на северные острова Архипелага указывает интересное название местности на Лесбосе (Γοτϑαγροικα) уцелевшее до IX века, и встречающееся в житии препп. Давида, Симеона и Георгия Митиленских 154 . Относительно поселений мирных варваров внутри империи, много интересного сообщают жития препп. Павла Латрского, Никона Метаноите, Лазаря Галесийского и Афанасия Афонского . По соседству с горой Латром (около Милета) жили какие-то Mαροι, славившиеся по всей окрестности, как обидчики и разбойники, и притеснявшие соседних бедняков, арендаторов царских доменов. Когда протоспафарий, управитель этих последних, увидел, что никакие увещания не помогают, то он собрал людей и произвёл побоище среди «мавров». Побитые обратились с жалобой к царю Константину Порфирородному, и протоспафарий за превышение власти был присуждён к смертной казни, от которой его спасли только молитвы преп. Павла 155 . Кто такие были эти «мавры», и почему так внимательно отнеслось правительство к их жалобе, трудно решить. Возможно лишь догадываться, что это были какие-нибудь отряды африканских арабов, поселённые в данной приморской местности с целью поставлять искусных матросов в византийский флот. В житии преп. Никона Метаноите мы тоже встречаемся с упоминанием целой местности, заселённой варварами, в окрестностях Спарты. Во главе их стоял некто Антиох, который по выражению агиографа, имел «власть дуки над землёй варваров» 156 , выражение, позволяющее заключить о военном характере начальства над людьми, обязанными военной повинностью. На следы поселений болгар в Малой Азии указывает житие преп. Лазаря Галесийского, которое сообщает, что около монастыря этого святого (в окрестностях Милета) находилась деревня, называвшаяся «Болгарской» (τò Βουλγριον) 157 . Наконец, в житии преп. Афанасия Афонского есть указания на испомещение во Фракии в 70-х годах Х века «мирных, подданных великому царю» турок 158 . Однако эти турки и вели себя далеко не так, как приличествует подданным, и когда, например, к ним в руки попали монахи, отправившиеся сухим путём с Афона в Константинополь, то турки, ограбив и раздев иноков, бросили их на дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010