Не менее многочисленны указания агиографии на постоянное передвижение населения внутри империи, под влиянием различных бытовых условий: семейных связей, надобностей ремесла, торговли или службы, религиозных исканий и т. д. Выше мы уже познакомились с некоторыми из этих указаний. Так, в житии преп. Маркиана нам пришлось читать об антиохийке, вышедшей замуж за чиновника и вместе с ним переселившейся в столицу 215 . Так у Иоанна Мосха мы встретились с двумя братьями сирийцами, проживавшими в Константинополе, ради своего ремесла ювелиров 216 ; так мы знаем, что торговля и ремесло приводили в византийскую столицу даже самих агарян 217 . Пойдём далее и отметим ещё ряд других фактов. Житие преп. Павла Латрского рассказывает, что, когда умер отец этого святого, который в качестве комита флота жил в прибрежном пергамском городке Элее, то вдова с двумя малолетними сыновьями переселились в родную деревню на границе Вифинии и Фригии, откуда она, очевидно, была взята замуж 218 . В чудесах мучч. Космы и Дамиана, упоминается один офицер, который ради своей службы выехал из Константинополя в Лаодикию и, женившись там, потом вернулся с женой в столицу 219 . Так семейные связи заставляли жителей одних областей империи переселяться в другие, и, будучи вызваны широким культурным обменом между провинциями, в свою очередь содействовали этническому сближению их населения. Далее идут показания агиографии о передвижениях ради нужд ремесла. Житие преп. Симеона Столпника Дивногорца сообщает, что дед этого святого, который был ювелиром, переселился из Эдессы в Антиохию 220 . Житие-легенда о преп. Фоке рассказывает, что его отец, искусный памфилийский мореход, переселился в Гераклею на берег Чёрного моря и женился здесь на уроженке «страны Амасинцев» 221 . Наконец, житие преп. Иоанна Психаита повествует, что отец святого, бывший каменщиком («строителем домов и храмов»), покинул Галатийскую область фемы Вукелляриев и переселился в одну никомидийскую деревню, так как в этой местности можно было иметь больше работы 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867 – 877), Стефан I (886 – 893), Антоний II Кавлей (893 – 895) и Трифон (928 – 933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною 617 ; еще семь: Николай Мистик (895 – 906 и 911 – 925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956970), Василий I Скамандрин (970 – 974), Антоний III Студит (974 – 984) и Николай Хрисоверг (984 – 996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые 618 притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели 619 ; еще один – премудрый Фотий (857 – 867 и 877 – 886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933 – 956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частию детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя 620 . В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями 621 ; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр 622 , Никона Армянина 623 и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867–877), Стефан I (886–893), Антоний II Кавлей (893–895) и Трифон (928–933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною; еще семь: Николай Мистик (895–906 и 911–925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956–970), Василий I Скамандрин (970–974), Антоний III Студит (974–984) и Николай Хрисоверг (984–996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели; еще один – премудрый Фотий (857–867 и 877–886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933–956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частик) детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя. В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр, Никона Армянина и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Он соединил Марковы главы в одну статью (но это было сделано и раньше его), отнес ее к концу устава и таким образом отделил текст типика от этих дополнительных примечаний. Впрочем, в настоящем случае для нас важно не то, что сделано этим анонимным исправителем, а самый факт исправления и указание на слабые стороны тогдашнего устава, из–за которых велось это дело. Никакого официального значения эти исправления не имели, а принадлежали толковому святогорскому монаху, который без особых полномочий, только с благословения своего игумена, принялся за труд и сделал, что было в его средствах. Подобные же невидные работы велись и в других монастырях. Они состояли из схолий и заметок на полях устава и отмечали разности в обрядах по другим типикам, указывая, что из прежних обычаев уже вышло из употребления и оставалось на бумаге, и что появилось нового. Эти заметки служили руководством к сознательному ведению службы и, кроме того, объясняли смысл более трудных литургических выражений, попадающихся в тексте устава. Мы назвали бы их глоссами, если бы они имели более систематический характер и были проведены последовательно, но на самом деле такого характера они не имеют и состоят из ряда заметок казуистического свойства, сделанных иногда писцом рукописи, а иногда рукой какого–нибудь другого книжного монаха. Есть такие заметки и в самом тексте, но они попадаются чрезвычайно редко, и более всего мы нашли их на полях уставов: Синодального Кутлумушского 380), о котором сейчас говорили, и в другом Синодальном 487; две–три заметки такого же содержания сделаны в списке 381 (XIII в.). В уставе Румянцевского Музея из собрания Норова, 385 (XIV в.), отмечено на полях несколько особенностей службы в монастыре Павла Латрского 18 . Но на дальнейшую обработку уставов эти указания не имели влияния и остались без последствий. 19 б) Более значения имели выходившие из Саввина монастыря рукописи служебного содержания. Они распространяли его практику по окрестным областям и обрабатывали ее в связи с составом разного рода служебных книг, каковы: триодь, минеи, паремейники и служебники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Он хотя и не воздвигал на христиан особого, продолжительного гонения, но был ревностным служителем языческого нечестия, и при нем пострадало много мучеников христианских. Анаклет — папа Римский с 79–91 год. или Иллирия обнимала всё восточное прибрежье Адриатического моря с лежащими за ним местностями (теперешняя Далмация, Босния и Албания). кровей» — выражения Псалмопевца (Псалом 5, ст. 7; 54, 24; 58, ст. 3 и т. д.), обозначающее людей кровожадных и свирепых. священномученик Елевферий и мать его Анфия пострадали около 120 г. Мощи священномученика Елевферия в настоящее время находятся в Риме, в церкви мученицы Сосанны. В конце IV столетия был сооружен при императоре Аркадии храм во имя его в Константинополе близ Ксиролофа (Василием Патрикием). Св. Иосифом песнописцем составлен в честь св. мученика канон, в восьмой песни которого говорится, что рака его изливает реки исцелений и чудес. Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского Адрамитен — Византийский император с 715 по 716 г. Герман был патриархом Константинопольским с 715 по 730 год. Память его празднуется 12-го мая или Сугдея — древний греческий город на южном берегу Крыма, ныне Судак — поселок Таврической губернии. император Лев, род коего происходил из Малоазиатской области Исаврии, царствовал с 717 по 741 г. Против иконопочитания он выступил особенно в 726 году. Это вызвало народное восстания против него. этом патриарх Герман отказался подписать повеления императора против иконопочитания, говоря, что не может вводить что-нибудь новое в делах веры без вселенского собора. Стефан скончался около половины VIII века. Память преподобного Павла Латрского город в Мизии — северо-западной области Малой Азии близ Пергама. большая область Малой Азии, обнимавшая первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы). Порфирородный — Византийский император, царствовал с 912 по 959 г. разумеется папа Aranum II, занимавший Римскую кафедру с 946 по 955 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

По кольцу, которое было дано великомученице Самим Господом Иисусом Христом, монахи опознали мощи святой Екатерины. Стоит отметить, что гора святой Екатерины – самая высокая гора в Египте, высота ее составляет 2629 метров. Сейчас на вершине горы на месте обретения мощей великомученицы Екатерины стоит часовня, построенная монахами на пожертвования царя Иоанна Грозного. После того как святые мощи великомученицы Екатерины были обретены и перенесены в монастырь, слава святой Екатерины стала распространяться, монастырь получил свое настоящее название – монастырь святой Екатерины. Синайский монастырь святой Екатерины при влекал множество паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и поэм. До настоящего времени в монастыре святой Екатерины, в мраморной раке, хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ежедневно после богослужений верующим открывают доступ к святым мощам великомученицы. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы святой Екатерины и всегда открыта верующим для поклонения. Почитание великомученицы Екатерины Первые сведения о жизни и почитании святой относятся к довольно позднему времени. В основе всех сохранившихся текстов лежало «Мученичество», составленное на греческом языке в VI–VII веках. Самым древним свидетельством почитания великомученицы Екатерины до недавнего времени считалось ее упоминание в «Житии преподобного Павла Латрского» (Х в.). Однако был найден мюнхенский манускрипт, содержащий латинский вариант «Мученичества» святой Екатерины. К VIII–IX векам относятся также 2 фрески с изображением святой: одна находится в Риме, другая – в Неаполе. Неясными остаются обстоятельства обращения святой Екатерины в христианство. В древнейших редакциях ее жития нет подробного описания принятия Екатериной христианской веры. Согласно легенде, знатную девицу редкой красоты и мудрости родственники принуждали к замужеству, чтобы у нее была возможность передать по наследству царский титул и огромное денежное состояние. Екатерина поставила условие: ее жених должен быть равен ей, во-первых, по знатности происхождения, во-вторых, по богатству, в-третьих, по красоте, в-четвертых, по образованности и мудрости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Покойный Граф пришел к нам полковником, и нашел подчиненных не выше Коллежского или много Статского Советника. Теперь тут есть Тайные Советники: а Андрей Николаевич только статский советник. Александр Иванович человек благорасположенный и знающий дело: может быть, и им воспользуются. Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь внутренне, да будет удобна и приближающаяся помощь. Благодарю Бога, что немощь предшествовавших дней не воспрепятствовала мне отдать последний христианский долг покойному Графу. Странно случилось, что я озяб в большой церкви Донского монастыря от сквозного ветра, а потом на пути к могиле: и меня одного не позвали согреться чашкою чаю, тогда как всех прочих угостили обедом. Однако, слава Богу, я мог ныне быть в служении; и о. Парфения поставил в иеромонаха. Января 23-го 1855. Некоторые благословно говорят, что человек мало делает одним собою, но более или вышнею помощью, или вмешательством преисподним. Изобретать орудия усиливающие убийство и гибель, или без нужды угождающие нетерпеливости и ненасытной корысти человеческой, – конечно не Ангелы помогали. Думают ли это нынешние ежедневные изобретатели зол? О Варлааме я помню. Но вот что заставляет меня задуматься. Есть слухи, что он спешит изменять в монастыре порядок, введенный предшественником, и что мало ходит на общую трапезу. Первого Варлаам не признает, о последнем забыл я спросить. Некоторые выходят из Давидовой пустыни. Надобно, чтобы разрешались сии помыслы, чтобы я мог сделать без сомнения предположенное. 1022 Благословен о. Александр, что читает только старые Давидовы ведомости. У вас новые ведомости немало похищают времени, хотя и не читать их неудобно. И мне казалось, что в житии Павла Латрского писатель писал иное по своему гаданию; и я, помнится, читал одну статью, при ректоре и при вас, чтобы иметь совет, как с нею быть, но не получил ясного слова. Цензор предложил иное сократить, и я согласился; а иное осталось, как написано на греческом. Если бы не настоятельно требовали: я не предложил бы печатать написанное с признаками неточности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

После Никона Иерусалимский устав получил значительные дополнения и увеличился в объеме. Прежде всего, на его обработку имели влияние литургические труды самого Никона. Ему были обязаны появлением на страницах типика некоторые правила о посте и целые статьи литургического содержания. Ни те, ни другие, впрочем, не вошли в типик с именем их составителя, а внесены сюда из его сочинения без указания на источник. Такова, напр., статья о различии праздников относительно поста и службы, и о разделении их на большие, средние и малые 14 . Из Константинопольского патриархата вошли извлечения из правил о посте Николая Грамматика 15 и известное его послание к проту Св. горы о праздниках и постах. Оно читается в конце (Сербского) Никодимова устава, но так как этот устав переведен с греческого подлинника, взятого в Константинополе, то весьма вероятно, эта статья сначала была принята в патриархии и занесена в типики. Из студийского устава воспользовались извлечениями из краткого начертания относительно количества и качества пищи на целый год, о должностных лицах и монашеской одежде. Так называемые Марковы главы были собраны в один состав, дополнены и изложены в двух частях после Никона. Сюда же следует отнести и правило относительно Успенского поста, под 31 августа. Вальсамон говорит, что в иерусалимском уставе его времени еще не было никаких указаний на пост Успенский, хотя самый пост и соблюдали. Большие монастыри и храмы имели свои особые местные уставы службы, которые, в виде схолий или замечаний, заходили на страницы общего типика и могли иметь влияние на его обработку. Таковы, напр., замечания об обычаях монастыря Павла Латрского в уставе Норовском. (Из библ. Рум. музея). К позднейшим дополнениям нужно отнести новые памяти и службы Святым и праздникам. Самые ранние из известных нам греческих списков иерусалимского устава относятся к XII– XIII в. Но это, конечно, не действительный предел писанных уставов этой отрасли, а предел относительной их известности. В Святогробской библиотеке, в Иерусалиме, есть устав, писанный 6667 (1159)году, Феохарисием Каппадокийцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Почти столь же ценны жития, составленные, если не учеником, то, по крайней мере, младшим современником святого, много и живо помнившим о нём, имевшим возможность слышать рассказы людей, близко стоявших к нему, или, наконец, пользовавшимся записями отдельных эпизодов его жизни и совершенных им чудес. Таких житий мы имеем 75, причём самыми выдающимися из них являются жития: препп. Илариона В., Мелании Младшей, Василия В., Авксентия, Кириака Отшельника, Матроны Пергской, Евфимия В., Саввы Освященного, Николая Чудотворца-Сионита, Симеона Столпника Дивногорца, Симеона Юродивого, Иоанна Милостивого, Стефана Нового, Филарета Милостивого, патриархов Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия, препп. Феодора Студита , Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Георгия Амастридского, Григория Декаполита , Иоанна Психаита, Евстратия Авгаровского, Афанасии Эгинской, Феодоры Солунской, Антония Нового, цариц – Феодоры и Феофано, препп. Марии Новой, Луки Столпника, Павла Латрского, Никифора Милетского, Луки Элладского, Мелетия Нового, Христодула Патмосского и Кирилла Филеота. Третье место по своей содержательности и достоверности займут жития несовременные, составленные значительное время спустя после кончины святого на основании письменных или устных традиций о нём. Несовременные жития распадаются в свою очередь на две группы. В первую из них должны быть отнесены те, числом до 30, которые представляют лишь простую переделку, простой пересказ – метафразу старинных современных житий, сделанную с литературными целями. Сюда относятся: житие преп. Ипатия Руфинианского, житие Симеона Столпника Дивногорца, составленное Никифором Магистром, житие Евфросинии Новой, написанное Никифором Ксанфопулом, а главное все те «метафразы» старинных мученичеств и житий в риторическом стиле X века, которые частью действительно принадлежат, частью приписываются перу знаменитого Симеона Метафраста 61 . Сравнивая переработки Метафраста с дошедшими до нас оригиналами, мы убеждаемся, что «метафраза» касалась почти исключительно формы изложения и не затрагивала содержания жития. Содержание обыкновенно очень точно передано в новой редакции, и это обстоятельство достаточно определённо решает в положительном смысле вопрос о достоверности известий не только метафрастовых, но по аналогии с ними, и других несовременных житий, являющихся литературной обработкой недошедших до нас оригиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прозвание Студит предполагает его принадлежность к братии константинопольского Студийского монастыря. Все произведения Феоктиста также были написаны в столице, на что имеются указания в самих текстах. Стихи в честь свт. Григория Паламы , где Феоктист хвалит его как «хранителя догматов», могут указывать на то, что он являлся активным сторонником свт. Григория и жил в Константинополе в период исихастских споров (1337–1351). Иосиф Калофет 22 , известный приверженец Паламы, в своём варианте жития свт. Афанасия называет Феоктиста «святым и мудрым человеком» и хвалит его труд 23 . Первое житие святого было составлено Феоктистом около 1326 г. Исследование текста показало высокую достоверность излагаемого материала и осведомлённость Феоктиста, который, являясь учеником святого, составляет его житие нередко в качестве свидетеля описываемых событий 24 . Он неоднократно говорит о том, что сам патриарх рассказывал ему нечто из своей жизни. Несомненно, существовало и устное предание о жизни святителя; оно сохранялось в первую очередь учениками святого, проживавшими в Ксиролофском монастыре и в других местах. Некоторых из своих информантов Феоктист называет поимённо. С литературной точки зрения житие является одним из наиболее выдающихся памятников поздневизантийской агиографии, благодаря стилю и языку, а также кругу привлекаемых источников. В житии, помимо точного фактического материала, присутствуют агиографические топосы и большие литературные заимствования, выявить которые в полном объёме оказывается непростой задачей. Феоктист нередко прибегает к цитированию классических авторов, но текст жития свт. Афанасия свидетельствует, что почти все ссылки на классиков находятся в отрывках, заимствованных Феоктистом у таких известных византийских риторов и писателей, как Никита Хониат 25 и Михаил Пселл 26 . Таким образом, ссылки на античных авторов в тексте обычно являются указанием на то, что данный фрагмент не принадлежит перу Феоктиста. Если говорить о всех сочинениях Феоктиста, то круг цитируемых им авторов, по преимуществу христианских, весьма широк. Его излюбленные авторы: свт. Григорий Богослов , Никита Хониат и Михаил Пселл , также он обращается к Плутарху (цитируемому им как Платон), Галену, Ливанию, свт. Григорию Нисскому , блж. Феодориту Кирскому , Фемистию, прп. Иоанну Дамаскину , прп. Феодору Студиту , свт. Фотию, Иоанну Апокавку. Он цитирует источники канонического права и комментарии на них, синаксари, часто обращается к агиографической литературе, в том числе к житиям свв. Стефана Нового, Луки Стириота, Павла Латрского и Лазаря Галисийского 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010