109 Пелей (Πηλες) – мифический герой, отец Ахилла. Во время свадьбы с богиней Фетидой получил от олимпийских богов оружие, делавшее непобедимым. 110 Редестинец – уроженец города Ραιδεστς (Редест, Родосто) на европейском берегу Мраморного моря, совр. Текирдаг. 111 См.: Joannes Climacus. Scala paradisi 4, 110//PG. 88. Col. 720C–721A. Рус пер.: Иоанн Лествичник , прп. Лествица. [Слово 4. О послушании]. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 51898 (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, г1994). C. 52–53. 113 Греч. λλ τς νωθεν κκρμασθαι βοηθεας; κκρεμννυμι – букв. «быть подвешенным, висеть», в переносном смысле – «зависеть, быть привязанным, преданным». 114 Глава имеет заимствования из жития прп. Павла Латрского, святого X в. (память 28 декабря): Vita Pauli Iunioris 17. 20//Wiegand T. Milet. Bd. 3, 1: Der Latmos. Berlin, 1913. P. 115:9–17; 117:19–25; 115:25–28; 116:2–4. 115 υγξ – птица вертишейка (Jynx torquilla), близкая родственница дятла. В древности ей пользовались для привораживания, привязывая к колесу, которое вертели. 116 По поверью, змеевидная рыба-мурена выскакивала из воды на сушу для спаривания, заслышав шипение змеи. 118 Этот абзац с восхвалением дара слова, присущего свт. Афанасию, является парафразом фрагмента надгробной речи Никиты Хониата , произнесённой на погребение царского грамматика Феодора Троха (Nicetas Choniates. Oratio 13//CFHB. 3. P. 123:8–26). 119 Вкушение пищи однажды в день (μονοφαγα) было древней монашеской практикой, к которой пытался вернуться святой. Став позднее патриархом, он наложил правило вкушения пищи однажды в день (кроме суббот и воскресений) на всех монашествующих, что вызвало бурное противодействие со стороны некоторых. В данном случае целью было не только воздержание, но и то, чтобы средства, сохраняемые за счёт этого, расходовались на страдающих от голода бедных, наводнявших в то время Константинополь. В одном из неизданных писем (рукопись Vat. gr. 2219, fol. 96, цит. по: Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople. P. 299) патриарх Афанасий пишет: «Избыток от вкушения пищи однажды в день доставит немалое утешение братьям, гибнущим от голода, случившегося с православными из-за наших грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 Греч. устав Синод. Библ. 381 л. 36. Περ των εορτων ν οις ψλλεται το θς χς χα μεγαλων εορτων και μικρων, Нач. Ειδεναι χρη οτι εις τρεις ταξεις. Издана Pitra Spicil. Solesm. IV p. 445. 15 На полях греческих уставов 456 и 381 сделаны ссылки на его правило, которым запрещается употребление в неделю сырную сыра и разрешается только на рыбу и елей. 16 Заимствуется сведение из письменного каталога этой библиотеки в бумагах преосвящ. Порфирия Еп. Чигиринского. 17 Эта статья в переводе и с объяснительными примечаниями издана нами в Приб, к Твор. Св. От. 1884 г. кн. I. 18 Латрская гора находилась в Малой Азии близ Милета. На этой горе стоял монастырь Препод. Павла († 955 г.). Латрский монастырь был патриаршим ( μον το αγο Πυλο η ντω ρει το Λτρος), пользовался преимуществом архимандрии, а его настоятель правами наблюдателя или благочинного над монастырями (ξρχων). Это право было подтверждено за ним грамотой патриарха Мануила 1222 года. Miclos.Acta Patriar.IV р. 295. В этом томе издано несколько актов, касающихся этого монастыря и его привилегий. Из приписки к греческому стихирарю 1236 года, писанному в обители келлиариев или Латрской, при Иерусалимском патриархе Афанасие, можно думать, что Латрский монастырь принадлежал к Иерусалимскому патриархату. Запись сообщена преосв Порфирием. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты II 218. 19 Вот образчик этих замечаний. 380 ψ. 5 об. Ιςεον οτι εν τισι αντιγραψοις в δηλοται ευλογειν ιερεα εις την αρχν το εξαψαλμο, αλλα μετ την σομπληρωσιν το μεγαλο σημαντρος ποιειν τον προεςωτα η τον εκκλησιαρχην την αρχην εξαψαλμο. Τ. е. должно знать, что в некоторых списках не показано благословлять иерею в начале шестопсалмия, но по окончании ударов в великое било предстоятелю и екклесиарху творить начало шестопсалмия. ψ. 7. Τоτο νυν о γνεται αλλα παρα μεν τινων оδε ολων γινεται λιτη ως της κατηχησεως αναγνωσθηναι και αρχης λαβоσης της ωρας, παρα δε τινων λιτη γινεται ηγον αι δυο μοναι ευχαι λεγονται η σωσον.... και η δεσποτα πολυελεε.. . Сего же ныне не бывает; а по некоторым и совсем не бывает литии, так как читается оглашение и начинается первый час по некоторым же бывает лития, т. е. произносятся только две молитвы: спаси Боже.... и Владыко многомилостиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

167  Латрская гора находилась в Малой Азии близ Милета. На этой горе стоял монастырь преп. Павла († 955 г). Латрский монастырь был патриаршим, пользовался преимуществом архимандрии, а его настоятель правами наблюдателя или благочинного над монастырями (ξρχων). Это право было подтверждено за ним в 1222 г. грамотой патриарха Мануила (Miclos. Acta Patriar. IV, p. 295). В этом томе издано несколько актов, касающихся этого монастыря и его привилегий. Из приписки к греческому стихирарю 1236 года, писаному в обители келлиариев или Латрской, при иерусалимском патриархе Афанасии, можно думать, что Латрский монастырь принадлежал к иерусалимскому патриархату. Запись сообщена преосвященным Порфирием (Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты II, 218). 168  Вот образчик этих замечаний: φ. 5 оборот. Ιστεον оτι εν τισι αντιγραφοις ου δηλουται ενλογειν ιερεα εις την αρχην του εξαψαλμου, αλλα μετα την συμηληρωσιν του μεγαλου σημαντηρος ποιειν τον προεστωτα η τον εκκλησιαρχην την αρχην εξαψαλμου. Т. е. должно знать, что в некоторых списках не показано благословлять иерею в начале шестопсалмия, но по окончанию ударов в великое било предстоятелю и екклесиарху творить начало шестопсалмию. φ. 7. Τουτο νυν ου γινεται· αλλα ηαρα μεν τινων ουδ ολως γινεται λιτη ως της κατηχησεως αναγνωσθηναι και αρχης λαβουσης της ωρας. παρα δε τινων λιτη γινεται ηγουν αι δυο μοναι ευχαι λεγονται· η σωσον... κα η δεσποτα ηολυελεε... Сего же ныне не бывает, а по некоторым в совсем не бывает литии, так как читается оглашение и начинается первый час: по некоторым же бывает лития, т.е. произносятся только две молитвы «спаси Боже» и «Владыко многомилостиве». φ. 7. оборот. Относительно всенощной на 26 сентября: τουτο εν πασιν (т.е. τυηικοις) ουχ ευρησεις... т.е. этого не найдёшь во всех типиках. φ. 9. Против слов: братия стоят в стасидиях «επι ψιαθιοις εν ορδινι»: οιμαι οτι δια τον κονιορτον υποστρωνυντια τα ψιαθια... Думаю, что рогожки постилаются от пыли. φ. 81. Εν τισι αποδεικνοις ψαλλετια το τριωδιον συν διωδιω... В некоторых павечерницах поётся триодь с двупеснцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

2003; Поздняков. 2006; Каллист (Уэр). 2007; о практике «дхикр» безотносительно И. см.: d " Alverny. 1961). С сочинениями против исихастов (уничтоженными после 1341 по распоряжению церковных властей) выступил в сер. 30-х гг. XIV в. Варлаам Калабрийский , познакомившийся с неким исихастом и узнавший от него о соединении молитвы с дыханием и о различении ангелов и бесов во время молитвы по цветам. Об этом Варлаам пишет в 3-м письме (2-м к свт. Григорию Паламе): «Ведь когда я сказал «просвещены Богом» вместо «получили от Бога знание», относя свет к познавательной силе ума, ты, как мне кажется, под светом подразумеваешь не это, но как будто некую световидную ипостась, которая сплетается или сочетается или смешивается с душой, наподобие того [света], что, по твоим словам, показался вокруг головы Прокла или, как говорят некоторые, входит через ноздри человека и погружается в пуп,- [свет], который, распространяясь и разливаясь вовне, если случится ночь, то освещает все жилище, и который, если огненный, то бесовский, а если белый, то божественный» ( Barlaam. Calabr. Ep. 3. 33// Fyrigos A. Dalla controversia palamitica alla polemica esicastica: con un " edizione critica delle Epistole greche di Barlaam. R., 2005. P. 324. 305-318; ср.: «...в том числе передавались какие-то чудовищные разъединения и опять соединения ума с душой, совокупления бесов с ней и различия цветов - огненных и белых» ( Barlaam. Calabr. Ep. 5. 16//Ibid. P. 386. 117-119)). Обвинения Варлаама находят косвенное подтверждение в сохранившихся исихастских текстах. Так, о соединении молитвы с дыханием и устремлении взгляда в пуп говорится в трактате «О трех способах молитвы»; о том, что бесы прелести подобны огненному свету, упоминается в житиях Максима Кавсокаливита (ИАБ, 8. 410-416; Halkin F., Kourilas E. Deux Vies de Saint Maxime le Kausokalybe//AnBoll. 1936. Vol. 54. P. 87: 7/9, 13/15, 22/23, 36/38) и Павла Латрского (BHG, N 1474; Delehaye H. Vita s. Pauli Junioris in monte Latro cum interpretatione latina Iacobi Sirmondi s.

http://pravenc.ru/text/674926.html

35 См. Ehrhard у Krumbacher BLG2, 17. Подобные протоколы допросов и казней существовали ещё во время гонения Юлиана. В житии муч. Евсигния читаем, что царь запретил писать обычные πομνματα об его процессе, не желая, чтобы кто-нибудь из галилеян воспользовался ими для составления жития, и сам Евсигний просил близких лиц записать его мученичество (ЖМНП, 1915, 2, 81−82). В самое последнее время г. Безобразов в своём, правда чересчур скептическом, исследовании о «Византийских сказаниях» («Византийское Обозрение», I т. 1915 г. стр. 117 сл.) пытался проследить «каким образом из документа протокола мученичества мог вырасти роман» (так г. Безобразов называет рассказы о мученичестве, к которым приплетено столько сказочных и романических подробностей, что они превращаются в интересную выдумку, пленявшую воображение и составлявшую любимое чтение византийского общества). 36 См. Ehrhard loc. cit. 180−181 и 203... eine Erscheinung, die sicher nicht bloss auf die unvollständige Heining des noch unedierten Materials zurückzuführen ist, sondern mit der Entwickelung der byzantinischen Kultur selbst zusammenhängt. 37 Исключение составляют жития двух Константинопольских патриархов XIV века с их церковно-историческим содержанием, изданные Пападопуло-Керамевсом и полубиография, полупамфлет политического характера: Βος το γου Ιωννου Βαττζα το Ελεμονος (изд. Heisenberg в «Byz. Zeitsch. 1905, 193−233). 40 Жития: Даниила Столпника Макария Пеликитского, Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Павла Латрского, Никифора Милетского, Олимпиады диакониссы. 43 Ряд житий в «Ανλεκτα εροσολιμιτικς σταχυολογιας, тт. IV и V; в «Сборнике сирийской и палестинской агиологии»; в «Varia graeca sacra». 56 Хотя это житие издал Папагеоргиу в Афинах в 1901 г., но ввиду невозможности доставить подобные специальные публикации в Россию, мне пришлось довольствоваться переводом и метафразой. 61 О времени жизни Симеона Метафраста и действительно принадлежащих ему переработках житий есть целая литература. Самое ценное из неё представляют: исследование Ehrhardm’a в «Römische Quartalschrift», 1897 г. стр. 67−205 и исчерпывающие вопрос страницы, написанные Delehaye для «Bibliotheca hagiographica Graeca», стр. 275−292, под заглавием «Synopsis Metaphrastica». Открытие о. Кекелидзе записей о Метафрасте в грузинской рукописи следует считать очень проблематичным. См. «Труды Киевск. Дух. Акад.» 1910, 2, стр. 172−191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

B VIII – начале IX в. протевоны были даже в крупных малоазийских деревнях, где они осуществляли какие-то официальные должностные функции наряду со старостами-протами и низшими платными служащими-ипиретами (protoi tes komes, yperetai) 2254 . Пользуясь превосходной сводкой, составленной А.П. Рудаковым, и лишь развернув ее в хронологической последовательности, «первенствующих» можно найти в вв. в ромейских городах Месопотамии, палестинском Никополе (Патерики), Спарте («Лавсаик» Палладия), Александрии ( Иоанн Мосх ), Эфесе (Житие Феодора Сикеота); во второй пол. VIII – начале IX в. – в Амастре (Житие Георгия Амастридского); во второй пол. IX в. – на Самосе, входившем в состав одноименной фемы (Житие Павла Латрского); в первой пол. X в. – в Трапезунде (Житие Афанасия Афонского ); в последней трети X в. – в одном из городов Македонии (Житие Фотия Фессалийского) 2255 . B вв. «первенствующий» – «приор» (градоначальник с татулами архонта или стратига) нередко пожизненно выполнял функции византийского имперского наместника в Далмадии и Диррахии, находясь соответственно в Задаре и Драче, а позднее эта должность известна в Сплите, Трогире и Которе 2256 . Кроме того, термин постоянно употреблялся в сигиллографии вплоть до первой половины XI в. включительно, в том числе в сочетании с весьма высокими имперскими санами уровня протоспафария, патрикия, хрисотриклинита, стратилата, что указывает не на сохранение следов городской автономии, а как раз на обратное – на проведение бюрократизации управления городом 2257 . Связь термина со стратой служилых лиц Империи весьма прозрачна и легко улавливается. Впрочем, слово «протевон» иногда могло быть родовым именем, как видно по печатям стратига Иоанна Протевона, отправлявшего эту должность и в феме Херсон, и в феме Пелопоннес (и там и там в «генеральском» чине императорского протоспафария). И. В. Соколова датировала херсонесскую печать второй половиной X – началом XI в., a Н. и В. Зайбт – рубежом вв. 2258 Но не исключено, что она, как и другой аналогичный моливдовул с изображением процветшего креста, относится к более раннему времени, а именно к первой четверти X в., так как имя стратига Иоанна Протевона фигурирует во время мятежа славян, произошедшего скорее всего в начале «царского» правления «кира» Романа I Лакапина (921–944) в феме Пелопоннес 2259 . Вот только последовательность карьеры протоспафария не ясна. H.A. Алексеенко полагает, что за «неудачу в Пелопоннесе» он был переведен василевсом подальше в глушь, «из центральной области империи в далекую провинцию Херсон» 2260 . Но с точки зрения окраинности и трудности службы эти два места могли потягаться друг с другом, тогда как родовое имя Протевон вполне подходило бы уроженцу знатного семейства «первенствующих» Херсона, хотя последнее еще надо доказать 2261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия. Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Адриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; десяти мучеников критских, сорока мучеников севастийских; св. преподобномучеников: Анастасия перского, Никона, и Стефана нового; св. великомученицы Екатерины. Варвары, Анастасии узорешительнищы, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мучениц: Фотинии самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии, Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татианы, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка хиосскаго, Полидора, Константия, Иакова афонского, Пахомия афонского, Нектария афонского; – св. безсребренников: Козмы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Евфимия великого, Иоанникия великого, Харитона исповедника, Иоанна кущника, Георгия хозевита, Дионисия олимпийского, Феодора студита , Симеона столпника, Феоктиста, Андрея критского , Исаакия Далматского, Сампсона странноприимца, Пафнутия, Иакова, Василия нового, Петра афонского, Агафангела, Акакия кавсокаливского, Евдокима ватопедского, Михаила синадского, Германа валаамского, Алекандра свирского, Давида гареджийского, Нила афонского, Макария нового, Герасима нового, Павла латрского, Гедеона афонского; Матроны солунския, Макрины, Пелагия, Феоктисты, Мелании римляныни; – св. праведного Кесария. Все эти части хранятся в ковчегах по 10, 20 и более в одном. Дни памяти каждого из сих святых чествуются в обители особенно: полагается служба славословная, т. е. на утрени поется великое славословие, а иным святым и полиелейная служба совершается. – Мощи святого в продолжение всего дневного богослужения стоят в алтаре на престоле, только во время утрени, по 6-й песни канона, выносятся в царские врата священнослужителями на средину храма для поклонения и целования 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, — слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря: — Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его. И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его — и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.   Тропарь, глас 4: Яко святитель со безплотными единожитель быв, священномучениче Стефане: восприем бо крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя святе, да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, и вечныя муки.   Кондак, глас 3: Вышняго силою священне укрепився, царева низложил еси иконоборная шатания. Днесь Сурожу и нам верным предлежат слава и богатство, святыя твоя мощи: ихде свыше дароносят ангельстии чинове, песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане. Память преподобного Павла Латрского Преподобный Павел Латрский происходил из города Элея [ 1 ] от благородных родителей. В раннем возрасте лишившись отца своего, он воспитывался в обители святого Стефана во Фригии [ 2 ]. Затем, похоронив в непродолжительном времени и мать, он, будучи еще отроком, посвятил себя всецело на служение Богу в одном монастыре, находившемся на горе Латре недалеко от Милета. Умерщвляя плоть свою, святой подвижник никогда не ложился на постель или рогожину, а склонившись на дерево или камень, предавался непродолжительному сну. Часто, для преодоления сна, он вешал два больших камня на спину и ходил до утрени вокруг монастыря, или, удалившись на берег протекавшего неподалеку ручья, под тенью дерева предавался слёзной молитве и богомыслию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Были такие обряды, которые составляли принадлежность местной практики, имели силу в известном только монастыре, где этот устав действовал, но в других местностях оставались неизвестными и переходили в другие уставы с оговоркой, откуда они заимствуются. Иные варианты обряда появились под влиянием студийской практики, или обычаев Великой церкви и по отношению к основному содержанию иерусалимского типика составляли дополнение из источников другой руки. Некоторые, наконец, составляли результат дальнейшего развития и обработки церковного обряда вследствие новых исторических условий, когда вводились новые обряды, а старые вытеснялись и изменялись вследствие распоряжений административных, или просто при столкновении с новыми условиями. Приведем пример на каждый случай. В 456 и Савостьяновском говорится, что 9–й час в субботу братия поют ν κελλιοις αυτν с междочасием, в 381 и других прибавляется, что так бывает, если монастырь келлиотский, если же киновия, то 9–й час поется в церкви. Или – полунощница входила в состав келлиотского правила, а потому не записывалась в уставе, и отходила к часослову. Особенностей местной практики немало сохранилось в месяцеслове, напр. памяти Павла Латрского, Лазаря Галисийского, Михаила Хониата , а потому число бдений не везде одинаково. В службе 14 сентября, по поводу памяти Иоанна Златоустог о, делается ссылка на константинопольскую практику, по которой празднование это переносится на 13 ноября. Заимствование целых статей из студийского устава показывает самым делом их употребление в практике. В более ранних уставах поклоны и молитва – «Господи и Владыко живота моего» – полагаются на каждой будничной утрене, т. е. когда не пели: Бог Господь; в позднейших уставах поклоны ограничены понедельником, средой и пятницей в период вне постный, а еще далее будничная служба с поклонами сделалась принадлежностью только поста и поставлена в особую рубрику двух четыредесятниц, т. е. постов рождественского и апостолов. Благодаря той же постепенности в обработке, появились два расписания литургийных евангелий: одно краткое, другое более полное, согласно с изложением его в служебных евангелиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В последнем значении - мистического состояния - аскетические писатели Православной Церкви часто употребляют выражение " Божественное озарение " . Очень любит этот мистический термин пр. Максим Исповедник (580-662). Но с особенной силой и присущим ему писательским талантом описывает видение Света пр. Симеон Новый Богослов (949-1022), как в своих поучениях, так, еще более, в своих изумительных стихах. Можно даже сказать без преувеличения, что ни один из православных мистиков ни до, ни после пр. Симеона Нового Богослова не выразил с такой яркостью, откровенностью и подробностями испытываемые им видения Божественного Света, как это сделал он. С другой стороны, мысли о природе этого Божественного Света, об его несравнимости и отличности от всего тварного, об его несозданности встречаются (правда, в несистематическом виде и без богословского обоснования) у многих церковных писателей много раньше св. Григория Паламы. Не ставя себе задачи исчерпать в настоящей статье весь этот " доисихастский " период учения о несозданном Свете (это могло бы послужить предметом особого исследования, очень интересного и важного для понимания учения св. Григория Паламы), ограничимся сейчас только немногими примерами. Еще пр. Макарий Египетский (IV век) пишет в своем шестом Слове, что " венцы и диадемы, которые получат христиане, не суть создания " . Блаж. Феодорит в своей " Истории боголюбцев " описывает одного подвижника, " выглянувшего " в окно своей келлии и увидевшего " свет не светильничный или рукотворный, но богоданный и блистающий высшей благодатью " . Оставляя многочисленные видения Света, о которых говорится в житиях святых (как, например, пр. Павла Латрского -X века), остановимся опять на пр. Симеоне Новом Богослове. В его творениях слово " несозданный " встречается особенно часто при описании явлений внутреннего озарения, и не в виде какого-нибудь теоретического рассуждения, но как непосредственное данное мистического опыта (понятно поэтому, почему Комбефис называет пр. Симеона Нового Богослова " fons omnis Palamis erroris " ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010