В столь же большой нужде живут и деревенские пастухи 1061 , те наёмные ποιμνες μισϑωτο или γελριοι βον, о которых говорит Земледельческий Закон 1062 и жития Евфимия В. 1063 , Модеста Иерусалимского 1064 , Луки Столпника 1065 и Павла Латрского 1066 . Два последних источника сохранили интересные указания, что такими сельскими пастухами в М. Азии, которым поручались деревенские стада свиней, нередко бывали мальчики-сироты, и что нанимались пастухи за определённую денежную плату, к которой добавлялись харчи, получаемые с крестьян. Роль сельской общины, как самоуправляющего целого, особенно выступает в разного рода общеполезных работах, сообща предпринимаемых крестьянами. Так, в житии пр. Николая Сионита читаем, как по просьбе преподобного вся деревня, в числе 75 человек, выворачивает из земли огромный камень 1067 . В житии пр. Феодора Сикеота, столь ценном вообще для понимания сельской жизни, в самом центре М. Азии есть рассказы, как жители одной деревни около Гратианополя в Галатии, сообща нанимают мастеров для постройки каменного моста через поток 1068 , как крестьяне сообща устраивают водоём из древнегреческого саркофага 1069 , как, наконец, «деревенская община» (τ κοινν το χωρου) сообща убивает быка, и делит его мясо между своими сочленами, черта, воспроизводящая старинный сельский коммунизм ещё, м. б., эпохи Гомера 1070 . Теснота сельской жизни, постоянная общность интересов и работ связывали жителей деревень в одно солидарное целое. Жатва или сбор винограда сопровождались обще-деревенскими праздниками. Радостные случаи в жизни отдельных поселян разделялись всей общиной, и в житии пр. Саввы мы читаем, например, как два брата-крестьянина, в память своего чудесного исцеления, во время виноградной страды ежегодно устраивают πνδημον ορτν – общенародное торжество 1071 . Все стояли друг за друга. Нападали ли разбойники, весь посёлок бросался преследовать их 1072 , поднимали ли ночью лай собаки, столь многочисленный во всех византийских деревнях 1073 , и всё село выходило с ножами отбиваться от хищных зверей, подбиравшихся к скоту 1074 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В уставе Румянцевского Музея из собрания Норова, (XIV b), отмечено на полях несколько особенностей службы в монастыре Павла Латрского 167 . Но на дальнейшую, обработку уставов эти указания не имели влияния и остались без последствий 168 . Более значения имели выходившие из Саввина монастыря рукописи служебного содержания. Они распространяли его практику по окрестным областям и обрабатывали её в связи с составом разного рода служебных книг, каковы: триодь, минеи, паремейники и служебники. Из записи на греческой триоди самого конца XI века, находящейся в библиотеке Синайского монастыря, видно, что эта триодь была списана в 1099 году в лавре преподобного Саввы Герасимом Антиохийцем для соборной церкви города Аскалона во имя Великомученика Георгия 169 . Из этой записи видно, что служебные порядки Саввина монастыря были приняты в то время в церквах мирских и содействовали распространению иерусалимского устава в этих последних. Гораздо более сделано было в отношении устава Никоном Черногорцем. Никон был по преимуществу деятелем практическим 170 . В пандектах он разъясняет правила поведения общехристианского и монашеского, в Тактиконе занимается устройством быта тогдашних монастырей, устанавливает порядок богослужения и даёт правила относительно поста и провождения праздников. По этим же практическим побуждениям занимался он и уставом. Жизнь тогдашних монахов не отличалась строгостью, по крайней мере, во многих монастырях сирийских: монахи не повиновались настоятелям, эти последние не пользовались авторитетом, многие избегали общежития и вели келлиотский образ жизни, которая давала более свободы и независимости. Никон поэтому рекомендовал общежитие и указывал на вредные стороны келлиотства. Чтобы обеспечить в монастырях более строгие порядки, он занялся пересмотром и оценкой действовавших уставов. Они оказались очень несходными между собой как в служебной, так и дисциплинарной части. Даже типики одной отрасли в разных списках расходились между собой и отзывались противоречиями на практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Во время нашествия на Москву поляков и французов в 1612 и 1812 годах, Новодевичий монастырь подвергался разрушению. Пред выходом из Москвы французов, монастырю грозило ужаснейшее бедствие: неприятели под собором, под колокольней и в других местах положили значительное количество пороха, хотели зажечь его и разрушить монастырь; когда уже зажгли приставленные к нему фитили, в это время одна только неустрашимость некоторых инокинь спасла обитель от взрыва и совершенного разрушения. Алексиевский монастырь (В предместье Москвы, в Красном селе) Алексиевский женский монастырь первоначально основан был святым Алексием митрополитом Московским, около 1360 года, на улице Остоженке, по желанию сестёр сего святителя, Евпраксии и Иулии. Спустя 154 года, этот монастырь переведён был на другое место, в Белый город, ближе к Кремлю, на урочище, называемое издревле, Черторье, находящееся близ Каменного моста, на берегу Москвы реки. Здесь Алексиевский монастырь существовал более 300 лет. В 1837 году, когда это место представилось удобнейшим для построения храма Христа Спасителя, Алексиевский монастырь переведён был в предместье Москвы, Красное село, где приходская церковь обращена была в монастырскую шестнадцатого октября 1837 года. В Соборной церкви Алексиевского монастыря отправлено было последнее всенощное бдение, а семнадцатого все иконы и освящённые принадлежности храма, собравшимися священнослужителями с молебным пением, с хоругвями и крестами, были перенесены чрез всю Москву в новый монастырь, где митрополит Московский Филарет совершил потом литургию. В нынешней Алексиевской обители находятся церкви: главная, в честь Воздвижения Честнаго Креста. Построенная в 1692 году, с приделами: Тихвинской иконы Божией Матери и Симеона епископа Персидского; другая церковь Алексия человека Божия с приделами: Грузинской иконы Божией Матери и Павла Латрского. Здесь находится и сама Грузинская икона, списанная с подлинной чудотворной Грузинской иконы Богоматери 101 . Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию и взял оттуда многоцелебную Ризу Господа нашего Иисуса Христа, тогда вместе с сею драгоценной святыней, взяты были персами и святые иконы для продажи православным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Военная сила и слава империи тоже слишком дорого стоили её обывателям. Войско, особенно его чужеземные, чуждые населению, элементы, смотрели на это последнее, как на жителей завоёванной страны. Агиография не раз сообщает о насилиях солдат над беззащитными горожанами и крестьянами 1519 . Более всего при этом приходилось терпеть со стороны армянских отрядов 1520 или военных поселений варваров, вроде тех «Мавров» около Милета, которые всячески притесняли соседних бедняков крестьян 1521 . И менее всего можно было добиться в Византии справедливости. Правда, агиография сохранила примеры того, как заподозренные или обвинённые областные чиновники вытребываются для расправы в Константинополь 1522 , но сама эта централизация суда 1523 , сама тяжесть судебной волокиты не только для бедняков, но и для знатного человека 1524 , постоянные взятки и подкупы в судах 1525 , делали правосудие в Византии недостижимым идеалом, и заставляли народ создавать золотые легенды о справедливости императора-иконоборца Феофила 1526 . Существовавшие суды и правосудие до такой степени представлялись неправыми, что на почве ненависти к ним выросли знаменитые легенды о чудесном спасении невинно осуждённых свт. Николаем Угодником, в которых все симпатии рассказчика на стороне подсудимых. Даже справедливый арест крестьян-разбойников, о котором мы читаем в житии пр. Павла Латрского, не вызывает поддержки со стороны населения, и агиограф заставляет святого спасать преступников от наказания 1527 . До такой степени дискредитировала себя власть и администрация в Византии, до такой степени внедрялось неуважение к ней, до такой степени население привыкло видеть в провинциальных чиновниках только насильников и «обжор» 1528 , до такой степени жаждало собственноручной расправы с ними 1529 . Так, приблизительно, можно обрисовать положение византийской провинции и взаимоотношения государства и населения. Вполне естественен, поэтому, тот процесс внутреннего разложения империи, который привёл её к окончательной гибели в 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евстратия Авгаровского, Иоанникия Великого и Антония Нового, житие галатийского святого Феодора Сикеота и фригийское житие Агапита Синадского. Мизия представлена житиями преп. Парфения Лампсакского, Афанасия Адрамиттийского и Филофея Опсикианского. Юго-западное побережье М. Азии дало жития преп. Николая Мирликийского и Николая Сионита, Павла Латрского, Никифора Милетского и Лазаря Галезийского. Быт Пафлагонии отражён в житиях преп. Ипатия Гангрского, Евсевии Эвхаитской, Алипия Столпника, Георгия Амастридского и Филарета Милостивого. Северное побережье полуострова дало легенды о преп. Фоке Синопском и повесть о замученном турками Феодоре Гаврском. Отдалённая Каппадокия представлена житием преп. Евдокима. Менее числены, чем следовало бы ожидать, имея в виду значительную роль Сирии в культурной жизни V и VI столетий, греческие жития сирийских святых. Помимо сборника преп. Феодорита, сохранившего краткие биографии сирийских подвижников IV и V вв., мы имеем из Сирии лишь жития обоих Симеонов Столпников, и матери младшего из них – преп. Марфы, краткое сказание о преп. Ефреме Сирине , легенду о пресвитерах Павле и Иоанне и знаменитую биографию Симеона юродивого из Эмесы, написанную еп. Леонтием Неапольским. Эта сравнительная малочисленность греческих житий сирийских святых объясняется двояко. С одной стороны, греческий язык, несмотря на долгую эллинистическую культуру, был (как увидим ниже) сравнительно слабо распространён в народных кругах Сирии, а с другой, Сирия рано откололась от православного целого империи и вошла в круг монофизитского вероисповедания с его специальными святыми и написанными по-сирийски житиями. Наоборот, несколько любопытных агиографических произведений, рисующих быт острова на протяжении семи столетий, дал соседний с Сирией Кипр. Отсюда мы имеем: жития кипрских святителей Спиридона и Епифания, легенды о преп. Тихоне Амафунтском, житие преп. Димитриана и жития-похвалы кипрских угодников, составленные в конце века Нефитом. Многочисленны, хотя и не столь важны в отношении бытового содержания, жития Палестинских святых, повествующие главным образом об аскетической практике раннего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительные дополнения устав иерусалимский получил после Никона. Прежде всего, на его обработку имели некоторое влияние литургические труды самого Никона, но это влияние весьма незначительное. Ему были обязаны появлением на страницах типика некоторые правила о посте и две-три статьи литургического содержания, но ни те, ни другие не вошли в типик с именем их составителя, а внесены сюда из его сочинений без указания на источник. Такова, например, статья о различии праздников относительно поста и службы и о разделении их на большие, средние и малые (Греческий устав Синодальная Библиотека лист 36. Издана Pitra Spicil. Solesm. IV, p. 445). Из Константинопольского патриархата вошли извлечения из правил о посте Николая Грамматика 164 и известное его послание к проту св. горы о праздниках и постах. Оно читается в конце (сербского) Никодимова устава; но так как этот устав переведён с греческого подлинника, взятого в Константинополе, то весьма вероятно, эта статья сначала была принята в патриархии и отсюда занесена в типики. Из студийского устава воспользовались извлечениями из краткого Начертания относительно количества и качества пищи на целый год, о должностных лицах и монашеской одежде. Так называемые Марковы главы были собраны в один состав, дополнены и изложены в двух частях также после Никона. К таким же дополнениям следует отнести и правило относительно Успенского поста, под 31 августа. Вальсамон говорит, что в иерусалимском уставе его времени ещё не было никаких указаний на пост Успенский, хотя самый пост и соблюдали (Rally р. 567). Не говорим о внесении новых памятей и служб святым. Большие монастыри и храмы имели свои особые местные уставы службы, которые, в виде схолий или замечаний, заходили на страницы общего типика и могли иметь влияние на его обработку. Таковы, например, замечания об обычаях монастыря Павла Латрского в уставе Норовском, из библиотеки Румянцевского Музея. Самые ранние из известных нам греческих списков иерусалимского устава относятся к XII–XIII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Иоанна Богослова. Третий храм Андреевской богадельни. Построен в 1848 году на средства М. Сеткина. Михаила Архангела, во 2-м кадетском корпусе. Лефортово, в северной части Екатерининского дворца. Освящена 6 декабря 1849 года. Сошествия Св. Духа, в Зачатьевском монастыре. Построена в 1844–1850 годах архитектором М.Д. Быковским на средства В.М. Головиной. Всех Скорбящих Радости, при Исправительной тюрьме. 3а Стромынкою, Матросская Тишина. Устроена в 1850 году. Воскресения Словущего, в Странноприимном (Ахлебаевском) доме. Хамовники, Теплый переулок. Освящена 22 августа 1851 года. Александра Невского, в Императорской Практической Академии коммерческих наук, на Покровском бульваре. Освящена 4 ноября 1851 года. 376. Александры Царицы, в Александровском Военном Училище, на Знаменке. Освящена 6 декабря 1851 года. 377. Алексея Человека Божия, в Алексеевском монастыре. Построена в 1853 году. Приделы: 1) Грузинской Божией Матери, 2) Павла Латрского. Марии Магдалины, в Императорском Коммерческом училищ·е, на Остоженке. Первая церковь устроена в 1816 году, нынешняя освящена 21 марта 1854 года. Стефана Пермского, в 1 -ой мужской гимназии, на Волхонке. Освящена 3 октября 1854 года. 380. Воскресения Словущего, на Семеновском кладбище. Построена в 1855 году купцом М. Н. Мушниковым. Приделы: 1) Всех Скорбящих Радости, 2) Всех Святых и Князя Влади.мира, 3) Николая Чудотворца. Алексея Человека Божия, в колокольне Страстного монастыря. Колокольня построена архитектором М. Д. Быковским. Церковь освящена 24 октября 1855 года. Варвары Мученицы, в Варваринском сиротском доме Лобковых, на Шаболовке. Освящена 1 ноября 1855 года. Всех Скорбящих Радости, на дворе 1-й градской больницы, на Калужской. Построена в 1856 году. 384. Всех Скорбящих Радости. Деревянная церковь на дворе Скорбященского монастыря. Построена как домовая церковь кн. А. В. Голицыной, освящена 30 ноября 1856 года. Живоначальной Троицы, при богадельне им. кн. Черкасской. Петроградское шоссе, 28. Построена в 1858 году. Придел Николая Чудотворца освящен 15 октября 1888 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Итак, к чему множить слова? Ты прекрасно знаешь, что я потому не полностью тебя послушался, что не могу полностью ослушаться философии, которая всегда заставляет меня направлять речи не к угождению и удовольствию, но к истинному и наилучшему 444 . 431 Перевод А. Ю. Волчкевич по изд.: Barlaam Calabro 1954; при­мечания Д. С. Бирюкова (примечания А. Ю. Волчкевич оговорены специально). Об историческом контексте написания публикуемых писем см. в статье «О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров», с. 75–76 наст. изд. 432 Полемика с акцентом на телесных практиках, характерным для исихастской антропологии (сведение ума в сердце; концентрация внимания на пупе и др.). Вероятно, Варлаам имеет в виду высказывания самого Игнатия во время их общения. 434 До этих слов – подробный парафраз отрывка из Plato, apol. Socr. 21 а-е [прим. А. Ю. Волчкевич]. 439 Как предполагает А. Риго (Rigo 1989а, р. 52), источником для Варлаама здесь является место из Слова о трезвении и хранении сердца прп. Никифора Уединенника; ср.: «Ум, когда соединится с сердцем, исполняется неизреченной сладости и веселия» ( Φιλοκαλ α, τ. 4, σ. 27.31–32, цит. по изд.: Добротолюбие, т. 5). 440 Варлаам упоминает положение, традиционно считающееся характерным для мессалиан и богомилов; ср.: «Они [мессалиане] говорят, что с каждым рождающимся человеком сразу же существенно сочетается бес, который наследуется из-за осуждения Адама, и что этот бес, существенно соединенный с ним, толкает человека на недолжные действия» (Timoth. Const., de rec. haer.: PG 86a, 48, цит. по изд.: Макарий Египетский 2002, с. 175). Возможно, здесь мы встречаемся со свидетельством приписывания оппонентам мессалианских воззрений, что в дальнейшем будет распространено на всем протяжении паламитских споров. 441 Как предполагает А. Риго (Rigo 1989а, р. 56–57), источником для Варлаама здесь является место из Жития прп. Павла Латрского, которое приводится в Наставлениях безмолвствующим прпп. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов ( Φιλοκαλ α, τ. 4, σ. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Мефодий I (843-847). Погребение прп. Иоанникия в Антидийском монастыре в 838 г. возглавлял игум. Иосиф. Между Антидием и селением Катул находился Телайский монастырь. Близ Антидия находилась также Валейская обитель, где в 836 г. состоялась встреча преподобных Петра Атройского и Иоанникия. Над монастырем была расположена келлия Кохлия, где жил противник прп. Иоанникия - Епифаний. Вероятно, игумен Валейского мон-ря исцелил прп. Константина Синадского, к-рый был погребен здесь же (его гробница вскоре стала местом паломничества). Возможно, близ Антидия находилась и лавра св. Илии, где прп. Иоанникий в 842 г. передал посланцам имп. св. Феодоры (вдовы имп. Феофила) посох для свт. Мефодия, который вскоре занял Патриарший престол. В кон. IX в. здесь постригся в монахи Василий, брат прп. Павла Латрского. Известно, что в IX в. в Атроа располагались Флувутийский мон-рь, в к-рый вступил прп. Константин Синадский, а также мон-рь ап. Андрея Первозванного, где преподобный исцелил монаха. С 10-х гг. IX в. в Атроа подвизался прп. Николай Стратиот (PMBZ, N 5579). В Атроа могла находиться обитель св. Афиногена, к-рую посетил на пути из Никеи в Прусу имп. Константин VII Багрянородный. Здесь настоятель показал императору грамоту его отца, Льва VI Мудрого (886-912), данную в 905 г. игумену этой обители Петру, предсказавшему императору рождение сына ( Theoph. Contin. VI 49). В ходе К-польского Собора 1140 г., на к-ром был посмертно осужден Константин Хрисомал , рассматривалось дело Петра - игумена мон-ря св. Афиногена, являвшегося сторонником Константина. Петр был лишен игуменства и переведен в др. мон-рь (RegPatr, N 1007). Пандим и Дагута Расположение этой местности точно не установлено. Судя по приведенному Епифанием Монахом маршруту (Синаос (ныне Симав) - Пандим - фригийская Дагута - О.- Никея), Дагута и Пандим находились к югу от О., на территории Фригии. Летом 807 г. прп. Иоанникий вступил в Эристийский мон-рь (возможно, близ совр. Тахталы) на территории Пандима, в к-ром игуменом был Стефан, а экономом - Анастасий.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Назианз, в Каппадокии. Нонна прав., мать Григория Богослова , 4 в. 5 авг. Григорий Богослов, ум. 389–391. 25 янв. Кесарий св., брат его, ум. ок. 368. 9 марта. Цегран, в южной Аравии. Арефа, синклитика с двумя дочерьми, и другие мучч. от Дунаана, ок. 522. 24 окт. Неокесария, в Каппадокии. Троадий юноша, муч. при Декии. 2 марта. Григорий еписк., чудотворец, ум. ок. 266. 17 ноября. Павел еписк., 4 века. 23 дек. Неаполь, в Италии. Патров, из 70 апп., еписк. 5 ноября. Неопатры. (по Лекьену, Or. Chr. II col. 123, в Фессалии, при подошве Локрийских гор. Болландисты не знают этого города. Act. SS. 8 apr. II. р. 742. В греч. рукоп. Житии пр. Павла Латрского, 15 дек., упомянуто, что Ефесский митрополит поставил епископа в Патры, «которые, обыкновенно, зовут новыми». Поэтому Неопатры были не вдалеке от Ефеса.) Иродион, из 70 апп., еписк. 8 апр. Никея, в Вифинии. Мученики: Феодотия, при Алекс. Севере. 17 сент. Трифон, при Декии. 1 февр. Парамон, и с ним 370, при Декии 20 ноября. Неофит (303–305). 21 янв. Диомид врач, при Диоклетиане. 16 авг. Антонина, при Диоклет. 1 марта. Евстафий, Феспесий и Анатолий, ок. 312 года. 20 ноября. Собор Вселенский 1-й. в 325 году. 29 мая. Полихроний пресв., муч. от ариан. 7 окт. Собор Вселенский 7-й, в 787. 11 окт. Леонтий еп., муч. Болгарский ок. 815. 22 янв. Феофан преп., Начертанный, митрополит, исповедник, 9 в. 11 окт. Петр и Павел епп. 10 сент. Никомидия, в Вифинии. Прохор, из 70 апп., священномуч. Антиох. 28 июля. Кодрат, муч. при Декии. 10 марта. Киприан еп., Иустина девица и Феоктист, мучч. при Клавдии. 2 окт. Мученики при Диоклетиане: Иулиания девица и другие, ок. 290 года. 21 дек. Урпасиан, ок. 295. 9 марта. Трофим и Евкарпий, ок. 300. 18 марта. Две тмы сожженных в церкви, и пострадавшие вне церкви: Гликерий пресв., Зинон воевода и др., в 302 году. 28 дек. Панхарий, ок. 302. 19 марта. В 303 году: Александра царица, Георгий великомуч., Протолеон, Афанасий и Анатолий. 23 апр. 3618, из мучивших св. Петра. 2 сент. 1003, от дому четырех Диоклетиановых протекторов. 7 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010