иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Павла Латрского Новый апостол св. Павел родился в Элее, близ Пергама, приблизительно в конце IX в. Его отец погиб в морском сражении с арабами, после чего его мать Евдокия поселилась в деревне недалеко от Марикаты в Вифинии – родины прп. Иоанникия Великого н.], которому она приходилась дальней родственницей. Двух сыновей Евдокия отдала учиться в монастырь Святого Стефана. Брат прп. Павла, Василий, вынужден был жениться против своей воли, но вскоре бежал и принял монашество, сперва в лавре Святого Илии, на горе Олимп в Вифинии, а после на горе Микале 541 , в окрестностях Милета. Василий трижды получил от Господа напоминание позаботиться о младшем брате, который был вынужден после смерти матери пасти деревенских свиней, чтобы заработать на хлеб. Наконец он послал за ним двух монахов, которые вскоре привели Павла в монастырь. Василий определил брата в послушники к игумену Петру, настоятелю монастыря Кария, в окрестностях горы Латр 542 , сам же вернулся на гору Олимп, сделавшись впоследствии игуменом монастыря Святого Илии. Павел, исполненный искреннего рвения, ежедневно с усердием умерщвлял в себе всяческие порывы собственной воли, во всем стараясь как можно тщательнее подражать духовному отцу и не стыдясь даже носить его поношенную одежду. Проча в душе молодому послушнику великое будущее, Петр относился к нему с неизменной суровостью и требовательностью, стремясь научить юного инока истинному подвижничеству, покоряющему плоть духу. Дабы приучить Павла побеждать сонливость, игумен заставлял его во время долгих ночных бдений кругами ходить по монастырскому двору с двумя тяжелыми камнями на плечах, не давая себе задремать. Когда Павел как-то раз заснул во время богослужения, Петр отмерил ему такую звонкую пощечину, что тот с тех пор навсегда избавился от дремотной напасти. В качестве общеполезного монастырского послушания игумен поручил Павлу должность повара, которую тот исполнял с таким сердечным усердием, что каждый раз, разжигая огонь в плите, плакал при мысли об ожидающем его, грешного, неугасимом пламени. Проводя в трудах целый день, он с наступлением вечера, когда все братия шли спать, отправлялся в лес, где всю ночь молился, взобравшись на дерево. Любовь Христова, подобно нетварному огню, так неудержимо завладела всем его сердцем, что временами преображала и самое тело преподобного, которое становилось тогда огневидным, а пальцы принимали облик десяти пылающих факелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15-е Св. священно-муч. Елевферия и матери его Анфии и епарха Корривона и двух казнесовершителей Елевферий – Римлянин знатного происхождения, получил от матери своей Анфии, обращённой в христианство самим Апостолом Павлом, христианское воспитание и, присоединив к нему блистательное научное образование, с юности посвятил себя на служение Богу. Пятнадцати лет от роду был посвящён в диакона папой Анаклетом (79–91), на 18-м году получил сан пресвитера, а на 20-м возведён в сан епископа Иллирийского и вскоре заявил себя на высоте своего избрания святостью жизни своей и деятельным распространением и утверждением христианства среди паствы своей. Слух об его успешной деятельности в пользу гонимого христианского учения достиг до Рима, и император Андриан вызвал сюда Елевферия и, после многих истязаний, велел обезглавить этого исповедника Христа (около 120 г.). Поражённый чудесами, бывшими при испытании Елевферия, которого не коснулись выпущенные на него дикие звери и который среди огня остался невредимым, сам префект Корривон обратился ко Христу и принял вместе с Елевферием мученическую кончину. Пострадали и мать Елевферия – Анфия, подошедшая к своему умершему сыну, чтобы дать ему последнее целование; она также была обезглавлена. Были ещё усечены мечом и двое простолюдинов, сначала мучивших Елевферия, но во время мучений его уверовавших во Христа. Мощи священномуч. Елевферия в настоящее время находятся в Риме, в церкви мученицы Сосанны. В конце IV столетия был сооружён при императоре Аркадии храм во имя его в Константинополе близ Ксиродофа (Сухого Холма) (Василием Патрикием). – Св. Иосифом песнописцем составлен в честь св. мученика канон, в восьмой песни которого говорится, что рака его изливает реки исцелений и чудес 183 . Преподобного Павла, подвизавшегося в Латре Уроженец Елей близ Пергама, по смерти родителей вступил в монастырь горы Латра (близ Милета) и подвизался там во дни императора Константина Багрянородного. Слава его святой жизни и добродетелей собрала к нему множество ревнителей благочестия, и он был основателем знаменитой и в последующее время обители в ущелье той же Латрской горы. Скончался 15 декабря 950 года. Святого Стефана, архиепископа Сурожского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г. В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д. Быковский), в 1879 г. - церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной. За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А. Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище. После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились. В середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое. В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь. В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.  " Так или иначе, но пришлось переселяться. Переход монахинь - это был действительно переход, всю многоверстную дорогу на далекую глухую окраину Москвы шли пешком - совершился 16 октября 1837 г., и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту М.Д. Быковского в 1841 и 1857 гг. (в ней похоронены известные московские благотворители муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы); по его же проекту в 1853 г. выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887-1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А.А. Никифорова (освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И.М. Прянишников, писатели А.Ф. Вельтман и С.А. Юрьев, публицист М.Н. Катков, скульптор Н.А. Рамазанов, филолог П.М. Леонтьев, мемуарист Ф.Ф. Вигель, историк, издатель журнала " Русский архив " П.И. Бартенев, врач А.Я. Кожевников, физик П.Н. Лебедев, архитекторы А.С. Каминский, В.Н. Карнеев, А.С. Никитин, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, декабристы Ф.Г. Вишневский, П.Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Дуброво. Сергиево-Дубровский монастырь. Дубровский монастырь Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1914. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Московская область, Наро-Фоминский городской округ, с. Дуброво. Координаты: 55.233228, 36.204418 Проезд:От Вереи ехать на Вышгород, далее до моста через реку Протва. Сразу за мостом повернуть налево и еще 1 км по полю. Оставшиеся 500 метров пешком. Монастырь находился на большой поляне. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергиево-Дубровский монастырь находился в лесу, близ с. Дуброво, в 12 км от г. Вереи Московской губернии. Образован Указом Св. Синода от 10-12 сентября 1914 г. на основе Сергиево – Дубровской женской общины, в связи с чем, 4 окт. в новооткрытый монастырь прибыл благочинный монастырей Московской епархии архим. Валентин. Он отслужил в обители малую вечерню, за которой облек в рясофор 6 послушниц монастыря, и Всенощное бдение. 5 октября из с. Дуброво был встречен крестный ход, затем началась Литургия, в которой принял участие о. Николай Лебедев, священник церкви св. Димитрия Солунского в с. Дуброво. Интересно отметить, что в торжественном богослужении архим. Валентину сослужил не только сам основатель обители протоиерей из Московского Вознесенского монастыря А.И. Пшеничников, но и его близкие родственники: сакелларий Московского Успенского собора прот. Николай Пшеничников, священник церкви св. Павла Латрского при Третьяковской богадельне о. Иоанн Пшеничников и священник московской же церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что у Петровских ворот, о. Николай Пшеничников. Во время Литургии о. благочинный совершил первый иноческий постриг в обители – казначеи послушницы Феодосии с именем Фомаида, которую о. Валентин поручил духовному руководству настоятельницы Сергиево-Дубровского монастыря игумении Макарии. Духовником обители со дня своего посвящения в сан (5 сент. 1926 г.) и до кончины (2 марта 1929 г.) стал известный церковный историк о. Сергий Мансуров. После 1917 г. Сергиево-Дубровский монастырь прожил еще 12 лет под видом сельскохозяйственной артели. В 1929 г. он был закрыт. Ныне от него сохранились лишь следы фундаментов.

http://sobory.ru/article/?object=51706

[Никифор Мавр (Чёрный); греч. Νικηφρος Μαρος], патриарх Антиохийский (1079/80 - 1088/89). Сведения об истории Антиохийской Православной Церкви 2-й пол. XI в., в частности о личностях правивших тогда патриархов, обрывочны. Согласно визант. «Хронике» Продолжателя Скилицы (2-я пол. XI в.), после смерти Антиохийского патриарха Эмилиана (приблизительно в 1079/80 - Todt. 1998. S. 699) имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) назначил его преемником Н. по прозвищу Мавр (Чёрный). Возможно, Н. происходил из визант. рода динатов Мавров (в р-не Латрос в М. Азии), упоминаемого в Житии Павла Латрского Младшего (Vita S. Pauli Iunioris in monte Latro/Ed. H. Delehaye, interpr. I. Sirmondi//AnBoll. 1892. Vol. 11. P. 139). Современник этих событий хронист Никифор Вриенний Младший пишет лишь об Антиохийском патриархе Эмилиане (под 1074 и 1078 гг.; см.: Исторические записки Никифора Вриенния, 976-1087. М., 1997. С. 104-106, 128). Михаил Атталиат († между 1079 и 1085) в диатаксисе (уставе) основанного им монастыря Христа Паниктирмона в К-поле предписывает монахам поминать Н., пожертвовавшего обители небольшое имение ( Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate//REB. 1981. T. 39. P. 98-99). Известна печать Н., в которой впервые засвидетельствовано добавление «и всего Востока» к титулатуре «патриарх Великой Антиохии» ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1965. T. 5/2. N 1525). Н. также упоминается в Кипрском синодике (ок. 1170; Cappuyns. 1935. P. 492) и в ряде позднейших синодиков. Ф. Янгу на основании одного из посланий Никона Черногорца (ок. 1090) предположил, что Н. скончался в 1089 или 1088 г. ( Γιγκου Θ. Ξ. Νκων ο Μαυρορετης: Βος - Συγγραφικ ργο - Κανονικ διδασκαλα. Θεσ., 1991. Σ. 191), с чем согласуются и сведения о начале Патриаршества его преемника Иоанна V (IV) Оксита . Летописная традиция православных арабов, возрожденная в XVII в. усилиями Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима и его продолжателей, слабо соотносилась с визант. источниками и сохранила лишь фрагментарные сведения о патриархах 2-й пол. XI в., в т. ч. о Н. ( Панченко. 2014. С. 376).

http://pravenc.ru/text/2565484.html

Приход храма Всех Святых в Красном Селе отпраздновал двойной юбилей Москва, 22 февраля 2006 г . 19 февраля, в воскресенье, прихожане храма Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря в Красном Селе отметили 15-летие своего прихода. Утром в храме была отслужена Божественная литургия, а вечером прихожане, многочисленные духовные чада отца Артемия и гости встретились в Центральном доме литераторов. 21 февраля протоиерею Артемию Владимирову, настоятелю храма Всех Святых, что в Красном Селе, исполнилось 45 лет. Поэтому на торжественном вечере отмечали сразу два юбилея. Поздравить юбиляров пришли известные артисты. Среди них Николай Бурляев, Владимир Заманский, Валентина Толкунова. Николай Бурляев прочитал оду Державина «Бог». К празднику прихожане организовали очень интересную фотовыставку, собрав лучшие фотографии разных лет. На фотографиях запечатлены этапы восстановления храма, прихожане и настоятель. Справка. На Верхней Красносельской улице сохранились постройки Алексеевского монастыря, переведенного сюда в 1837 году. Основанный московским митрополитом св. Алексием в XIV веке (около 1360 года) монастырь поменял за пятьсот лет своего существования три места. Сначала митрополит замыслил поставить его среди полей и лугов Остожья, на берегу Москвы-реки. Его сестры Евпраксия и Юлия были первыми монахинями в этом монастыре, но в 1547 году монастырь перенесли на новое место, в Чертолье, у впадения Чертольского ручья в Москву-реку. Казалось, что тут Алексеевский монастырь будет стоять вечно, и он бы простоял, если бы не желание императора Николая I выстроить именно здесь Храм Христа Спасителя. Древние постройки монастыря, существовавшего здесь около 400 лет, были разрушены. Пеший переход монахинь совершился 16 октября 1837 года, и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту архитектора М. Д. Быковского. В ней были похоронены известные московские благотворители – муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы. По проекту Быковского в 1853 году выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 году построили больничный храм архангела Михаила и последней, в 1887 - 1891 годах, высокую Всесвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А. А. Никифорова (она была освящена 30 июня 1891 года). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой Лавры.

http://pravoslavie.ru/16378.html

Скачать epub pdf Память преподобного Павла Латрского Память 15 декабря Преподобный Павел Латрский происходил из города Элея 8423 от благородных родителей. В раннем возрасте лишившись отца своего, он воспитывался в обители святого Стефана во Фригии 8424 . Затем, похоронив в непродолжительном времени и мать, он, будучи еще отроком, посвятил себя всецело на служения Богу в одном монастыре, находившемся на горе Латре недалеко от Милета. Умерщвляя плоть свою, святой подвижник никогда не ложился на постель или рогожину, а склонившись на дерево или камень, предавался непродолжительному сну. Часто, для преодоления сна, он вешал два больших камня на спину и ходил до утрени вокруг монастыря, или, удалившись на берег протекавшего неподалеку ручья, под тенью дерева предавался слёзной молитве и богомыслию. Не довольствуясь и сими подвигами, чтобы всецело предаться Христу, преподобный Павел удалился на безмолвие в пещеру; потом вошел на высокую гору и поселился на ней. Один пастух, случайно обретший преподобного в его уединении, доставлял ему пищу. Преуспевая в духовном совершенстве, Павел стяжал от Бога дар прозревать в мир невидимый и творил чудеса. Слава о дивных подвигах и святом житии преподобного привлекла к нему многих подвижников, которые, поселившись у подошвы скалы, устроили монастырь. Император Константин Порфирородный 8425 часто писал к нему, прося его молитв и советов; Петр, царь Болгарский, и папа Римский 8426 почитали его за богоугодную жизнь. Тяготясь, что безмолвие его нарушается многочисленными посетителями, преподобный Павел дважды удалялся на остров Самос 8427 , где им была основана лавра и восстановлены три монастыря, разоренные Агарянами. По вторичном возвращении в Латр, он предсказал час своей кончины. Потом сошел с горы и, благословив братию, с миром предал дух свой Господу 8428 . Тропарь, глас 4: Яко безплотных единовсельника, и всем преподобным сообщника, всеславне Павле, поем тя, и молим тя: молися всегда о нас, яко да обрящем милость. Кондак, глас 8: От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески, мирский мятеж оставил еси, и был еси божественнаго ради жительства Троицы жилище, и просветил еси верою приступающыя тебе. Тем зовем: радуйся Павле пребогате. 8424 Фригия – большая область Малой Азии, обнимавшая первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы). 8427 Самос – один из главных островов Эгейского моря (Архипелага), вблизи западного берега Малой Азии. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Несмотря на столь скорое преуспеяние в монашеском подвиге, Петр не отпускал ученика на отшельничество по причине опасностей, подстерегавших пустынножителей через происки лукавых бесов. И Павел покорно продолжал оставаться послушником. Лишь после смерти старца-игумена он покинул монастырь Кария, отправившись вместе со сподвижником и другом Димитрием в пустынную местность к югу от Латра, где тогда подвизалось множество монахов, бежавших с Синая и Раифы, спасаясь от арабов. Павел и Димитрий избрали своим пристанищем пещеру и посвятили ее Пресвятой Богородице. Однако она была так малопригодна для жизни, что Димитрий вскоре покинул ее, обосновавшись возле Келифаревской лавры, откуда он регулярно приносил прп. Павлу пропитание. Мужественный воин Христов продолжал в одиночестве духовную брань, смиряя плоть постом, бдением, бесчисленными земными поклонами и непрестанной молитвой. Чем с большей решительностью вел преподобный борьбу против нечистых духов, тем более подвергался он действию всевозможных бесовских козней, не только через являвшиеся ему помыслы и образы, но и посредством устрашающих видений, нестерпимого шума и даже метаемых в него камней. Проведя восемь месяцев в подобном единоборстве, прп. Павел по приказанию игумена вернулся в монастырь Кария. Тем не менее вскоре он вновь отправился в пустыню, поселившись, по совету Афанасия – настоятеля монастыря Спасителя, на вершине скалистого утеса, достигавшего в высоту семисот сорока метров и имевшего вид огромного столпа. Там преподобный нашел для себя небольшую пещеру, где ранее жил другой отшельник и забраться в которую можно было только при помощи лестницы. Живя там между землей и небом, без пищи и воды, преподобный все более возносился сердцем к Небесам. Убежище отшельника случайно обнаружил пастух и стал время от времени приносить ему немного еды. Как-то раз пастух отправился по делам в Милет, оставив прп. Павла в совершенном одиночестве, и тот чуть было не умер от голода. Однако ни телесные страдания, ни все новые бесовские прилоги не могли заставить преподобного сойти с избранного им пути и оставить свое «орлиное гнездо». Лишь иногда к нему приходил священник, чтобы совершить Божественную литургию и причастить подвижника Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В житии, помимо точного фактического материала, присутствуют как агиографические топосы, так и большие литературные заимствования, выявить которые в полном объеме оказывается непростой задачей. Феоктист широко, хотя и поверхностно, знаком с классическими авторами, поскольку он охотно прибегает к их цитированию. Тексты сочинений указывают на его знакомство с Платоном, Аристотелем, Плотином, Гомером, трагиками, Геродотом и Фукидидом, Плутархом, Элианом, Исократом и Демосфеном. При этом он иногда неверно указывает авторов некоторых цитат и путает источники. Например, в одном месте жития ( Пападопуло-Керамевс. 1905. С. 40.15–16) Феоктист приписывает Геродоту стих из Гомера, таким образом показывая, что ему непонятен метрический характер стиха. Тщательное исследование творений Феоктиста позволяет сделать вывод, что его знакомство с классической древностью не было непосредственным. Текста жития св. Афанасия свидетельствует, что почти все ссылки на классиков находятся в отрывках, заимствованных Феоктистом у таких известных византийских риторов и писателей, как Никита Хониат и Михаил Пселл. Таким образом, ссылки на античных авторов в тексте творений Феоктиста обычно являются указанием, что данный фрагмент текста не принадлежит перу Феоктиста . При этом обращение Феоктиста к неявному цитированию других авторов гораздо шире и касается не только классических цитат и аллюзий: исследование показало, что около 1/5 части жития является заимствованиями. Не исключено, что дальнейшее исследование текстов Феоктиста увеличит этот процент. Если говорить обо всех сочинениях Феоктиста, то круг по преимуществу христианских авторов, цитируемых им, весьма широк. Его излюбленные авторы (по объему цитирования) – это Григорий Богослов, Никита Хониат и Михаил Пселл, но также он обращается к таким авторам, как Плутарх (цитируемый им как Платон), Гален, Ливаний, свт. Григорий Нисский, блаж. Феодорит Киррский, Фемистий, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феодор Студит, свт. Фотий, Иоанн Апокавк. Он цитирует каноническое право и его комментарии, синаксари, широко обращается к агиографической литературе: житиям свв. Стефана Нового, Луки Стириса, Павла Латрского и Лазаря Галисийского . Как было замечено выше, цитаты классических авторов приводятся им через византийского посредника, например Орест Еврипида – через Иоанна Апокавка, аллюзия на сад Алкиноя из Одиссеи – через Ливания .

http://bogoslov.ru/article/4298866

Впосл. легенда о Е. претерпела изменения. Согласно историку Этьену де Лузиньяну (XVI в.), Е. якобы была дочерью кипрского царя Консты, в честь к-рого Саламин был переименован в Констанцию (название городу было дано в честь имп. Констанция II). Рим. император назначил Консту правителем Египта, поэтому Е. выросла в Александрии. После смерти отца она вернулась на Кипр, где правил ее дядя. Узнав, что она христианка, он заточил ее в темницу сначала близ Саламина и затем в Пафосе, а потом отослал в Александрию к Максенцию, который предал ее мученической смерти ( Hacket J., Παπαω ννου Χ . Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας Κπρου. Πειραις, 1927. Τ. 2. Σ. 172-173). Другая версия кипрского предания о Е. (о ссылке кипрского царя Консты в Александрию и о мученичестве Е. по приказу Максимина) изложена в «Хронологической истории острова Кипр» архим. Киприана ( Κυπριαν ς, ρχιμ . Ιστορα χρονολοϒικ τς Νσου Κπρου. Ενετα; Λευκωσα, 1788, 19022. Σ. 252). Наиболее раннее упоминание о почитаемой верующими темнице Е. близ Саламина относится к XIV в. Установлено, что эта темница представляет собой гробницу кон. VIII - нач. VII в. до Р. Х. ( Karageorghis V . The Cyprus ancient Monuments. Nicosia, 1989. P. 61-62). Впрочем, древняя гробница могла впосл. использоваться как тюрьма. Первые сведения о жизни и почитании святой относятся к довольно позднему времени. Согласно Ж. Вито, в основе всех сохранившихся текстов лежало Мученичество, составленное на греч. языке в VI-VII вв. Самым древним свидетельством почитания Е. до недавнего времени считалось ее упоминание в Житии прп. Павла Латрского (X в.). Однако был найден мюнхенский манускрипт (Clm. 4554. VIII-IX вв.), содержащий лат. вариант Мученичества Е. К VIII-IX вв. относятся также 2 фрески с изображением святой: одна находится в Риме, другая - в Неаполе. Среди ученых вопрос об исторической достоверности существования Е. вызывает множество споров. Некоторые полагают, что ее образ восходит к анонимной христианке, о к-рой церковный историк IV в. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, сообщает сведения, во многом схожие с Мученичеством Е.: девушка отличалась красотой, мудростью, была блестяще образованна, героически выдержала все истязания, к к-рым была приговорена по приказу Максенция ( Euseb. Hist. eccl. VIII, XIV 15). Однако, согласно Евсевию, эта дева, к-рую Руфин в лат. переводе «Церковной истории» именует Доротеей, не была казнена; император ограничился ссылкой и лишением имущества. Цезарь Бароний предполагал, что, возможно, святая вернулась из ссылки и в скором времени приняла мученическую смерть в Александрии, а имя Доротея было именем святой до обращения в христианство, при крещении она получила имя Екатерина, которое, согласно самой распространенной интерпретации, в переводе с греческого означает «всегда чистая».

http://sedmitza.ru/text/881119.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010