Прочие, отрекшись себя и взяв крест свой, идут за Христом и последуют Ему терпением, любовию, кротостию и смирением и идут за Ним в вечную жизнь, где поют непрестанно и сладко: аллилуиа, где сладкое и блаженное содружество со Ангелами… Ты чего стал? Для чего туда же, в покойное, мирное и сладкое место, не спешишь?» (святитель Тихон Задонский). В каком месте ни пребываем, не будем нерадивы о своем спасении. Ибо в законе Моисеевом написано: если продастся тебе брат твой, Еврей или Евреянка, то шесть лет он должен быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу. Если же он скажет: «не пойду от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его и будет он рабом твоим навек (Втор. 15: 12, 16–17). Монах, отрекся ты от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос; после этого не люби рабства суетному миру, да не будут последняя твоя горша первых (см. Мф. 12: 45). Напротив того, поработаем освободившему нас Христу; Ему слава во веки веков! Аминь. Грозный суд Божий над тунеядцами «В одной деревне был крестьянин ленивый. Оставшееся от отца имущество он прожил скоро. Когда же не стало имущества и не было на что жить, он, вместо того чтобы трудиться, отправился в город с женой. Здесь, завязав глаза тряпкой, он водим был женой по рынку да по богатым домам, прося помочь темному и слепому. Добрые люди помогали им. Так не один год обманывали они людей. Но Господь поругаем не бывает: Он действительно наказал тунеядца слепотою» (Странник, 1864 ). Черный труд Черный, тяжелый труд! Как от тебя все сторонятся и бегут, кому представится это возможным! Почему же так? Несомненно потому, что черный труд чернит тело, о котором так хлопочет легкомысленное человечество, делает грубыми руки, ноги, обветренным и загорелым лицо, пропитанною пылью и грязью одежду… Но чернит ли он душу? Нет. Пыль и грязь земли, сухость ветра и солнечный зной не касаются души человека. Напротив, тяжелый, черный труд на пользу душе, ибо она жаждет небесных чертогов, а они «нудятся и нуждницы восхищают их». И Христос обещал Свой неизреченный покой лишь «труждающимся и обремененным». Вот почему и все святые подвижники не чуждались черных трудов и даже слишком черных… Они, признавая их за добровольно терпимые терния спасительного пути, радуясь, переносили их уколы и раны. Если кому-либо из нас предстоит выполнить черный, тяжелый труд и он этим обременяется, вспоминая свое благородное происхождение или ссылаясь на отсутствие необходимости для него труда сего, пусть вспомнит благородного Иоанна Дамаскина, очистившего нечистоты целой лавры. Этот пример довольно поучителен для верующих, но гордящихся своим благородством людей. Из жития преподобного Павла Латрского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Равным образом агиография Х и последующих столетий, за исключением легендарного жития Димитриана Кипрского и мученичества Феодора Трапузентского, сосредоточивается исключительно в столице, Пелепоннесе, Элладе, Македонии, Фракии, Архипелаге и западном побережье Малой Азии. Таковы столичные жития Х века: препп. патриарха Евфимия, Андрея Юродивого, Василия Нового, Ирины игуменьи и Евфросинии Новой, жития пелопонесских святых: препп. Петра Аргивского, Луки Элладского, Марфы Монемвасийской, Никона Метаноите; македонское житие Фотия Фессалийского, афонские жития преп. Афанасия Афонского и Евфимия Иверского; фракийские – Марии Новой и Евфимия Мадитского, малоазийские – преп. Луки Столпника, Михаила Малеина, Павла Латрского и Никифора Милетского. Точно такой же район охватывают и немногочисленные произведения агиографии XI и XII вв.: жития: препп. Симеона Нового Богослова , Иоанна Постника , Дорофея Фракийского, Лазаря Галесийского, Мелетия Нового, Кирилла Филеота, Григория Ассийского и Христодула Патмосского. Затем, как мы уже говорили, византийская агиография, за исключением чисто афонской, замирает, как бы свидетельствуя о том, что её зарождение, развитие, процветание и упадок самым жизненным образом связаны с процветанием и упадком всей византийской культуры. Так можно сгруппировать географически и хронологически агиографический материал, использованный в данной работе. Перейдём теперь к общему уяснению условий бытовой содержательности отдельных агиографических произведений и степени достоверности сообщаемых ими культурно-исторических фактов. Прежде всего, следует отметить, что самое состояние изданных агиографических текстов во многих случаях оказывается неудовлетворительным. За исключением критических изданий, сделанных или болландистами (особенно Delehaye и Van den Gheyn’oм) в последних, сравнительно недавно появившихся томах «Acta Sanctorum» 39 и периодическом сборнике «Analecta Bollandiana» 40 , или русскими и иностранными филологами-византинистами: Васильевским 41 , Помяловским 42 Пападопуло-Керамевсом 43 , Лопаревым 44 , Латышевым 45 , Курцем 46 , Гельцером 47 , Узенером 48 , De-Boor’oм 49 , L.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родом был из Константинополя, сын богатых, знатных и благочестивых родителей. Он отличаем был царем и сделан военачальником и патрицием киверриотским. Плыл он однажды с войском по морю, но корабли потонули и он один спасся, после того он сделался монахом, удручал плоть своего постом, бдением, веригами, после немалых подвигов на одном месте он наконец пришел на гору Латру в Азии против острова Патмоса (см. житие Павла латрского 15 дек.), где умертвил молитвою и крестным знамением вредоносного аспида, потом переселился в монастырь келливарский ( Κελλιβρων), где сделан игуменом, но из него удалился в одну пещеру; откуда молитвою прогнал живших там зверей. К нему собрались братия, он целую неделю обыкновенно сидел в своей тесной келлия, в воскресенье поучал братию и принимал пищу, наконец достиг такого совершенства, что питаем был ангелом, жезлом своим превратил горькие воды в сладкие и сотворил многие другие чудеса, скончался мирно среди братии. Время жизни его неизвестно. В страны киверриотские послан был и Феофил новый (30 апр.) с войском против Агарян в 6 веке; известно также, что иночество процветало в горе Латре в 10 веке; посему и сего святого можно относить к 8–10 веку. 14 Муч. Фирс и дружина. Муч. Аполлоний и дружина . В Деяниях св. (Iann. II. die 28) помещены трои акты Фирса и дружины, по мнению издателей достойные веры, хотя исполненные чудес. Метафрастово описание согласно с ними, только у него сделано прибавление о других мучениках Аскалоне, Леониде (20 мая), Аполлонии, Филимоне и Арриане, пострадавших при Диоклитиане. Греческий текст Метафраста в Патрологии Миня (Т. 116. 507). Автор примечаний к Узуарду (Солье) 8 марта дает предпочтение актам Аполлония и его дружины, находящимся у Руфина (жизни отцов, гл. 19), помещенным у Рюинарта в числе чистых (Т. III. 143). За стенами Царьграда ок. 397 г. был построен Флавием Кесарием великолепный храм Фирсу и в нем были его мощи. Он являлся в видении царице Пульхерии, повелевая положить около него мощи свв. 40 мучеников, которые были сокрыты в земле и, но его указанию, открыты в 450 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С этими μισϑωτο или μσϑωσμενоι, мы встречаемся в житиях пр. Ирины 1231 и пр. Лазаря Галесийского 1232 , а также в позднем собрании чудес муч. Космы и Дамиана 1233 . Земельные богатства, многочисленное зависимое население, и рациональное крупное хозяйство, делали из византийского монастыря (или епископии) большую сельскохозяйственную экономию, где в противоположность деревне и крестьянскому двору, никогда не переводились солидные запасы хлеба. Это видно, как из существования специальной церковно-монастырской должности «управителя житницами» (ριριος) 1234 , так особенно из той помощи, которую оказывали монастыри и епископии сельскому населению во время голода. Мосх сообщает, что в житнице одного киликийского монастыря, испортилось однажды 5.000 модиев зерна 1235 . В Великую Пятницу этот монастырь ежегодно раздавал бедным хлеб, вино и мёд, причём, при величине пайка в пол-модия, израсходовалось до 500 модиев зерна 1236 . О кормлении монастырями окрестного населения во время голода или нашествия неприятеля, сообщают жития пр. Феодосия В. 1237 , патр. Евтихия 1238 , Феофана Исповедника 1239 , Давида, Симеона и Георгия 1240 , Лазаря Галесийского 1241 . Жития пр. Петра Аргивского 1242 и пр. Евфимия Мадитского 1243 , повествуют о широкой благотворительности этих епископов, помогавших беднякам хлебом, принадлежавшим их церквам. В заключение обзора византийского землевладения, поскольку оно освещается, главным образом, материалом греческой агиографии, следует упомянуть об аренде царских доменов 1244 мелкими съёмщиками, с которыми мы, по-видимому, встречаемся в житии пр. Павла Латрского 1245 , a затем об интересных свидетельствах житийной литературы, относительно знаменитого военно-служилого землевладения крестьян и помещиков-стратиотов, которое играет такую видную роль в законодательстве македонской династии, и о гибели которого в Аттике горюет Михаил Акоминат 1246 . В житии пр. Филарета Милостивого есть прекрасный бытовой эпизод, повествующий о сборе в Пафлагонии, по царскому повелению, ополчения (τ δνομιον) в поход против агарян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скученности византийских городов, отвечала ещё большая скученность деревенских поселков, зависевших от них в том или другом отношении. Не отличаясь своей величиной, византийские сёла, деревни и хутора окружали города иногда столь частой сетью, что, например, крестный ход с молением о дожде, зараз обходил целый ряд их 1004 . В Сирии около Антиохии, в Галатии, около Анастасиуполя, в Ликии, около митрополии, сёла и деревни упоминаются целыми десятками 1005 . И если в пустынных местностях южной Палестины житие пр. Илариона В. называет деревню Фавата, где родился святой в пяти милях от Газы 1006 , то чудд. Кира и Иоанна говорят о кипрском посёлке Фана, находившемся всего в 50 стадиях от города 1007 . Византийские сёла, деревни и хутора назывались или κωμα, или χωρα. По-видимому, то или иное словоупотребление зависело исключительно от произвола пишущего, и не стояло в какой-либо связи с величиной поселения 1008 . Жития безразлично употребляют и то, и другое название, хотя можно заметить, что, например, жития Симеона Столпника Дивногорца, Николая Сионита, Луки Элладского и Мелетия Миупольского предпочитают выражение κμη, жития Феодора Сикеота и Лазаря Галесийского чаще употребляют слово χωρον, a житие Павла Латрского безразлично пользуется тем и другим. Весьма интересно, что в собственном имени ликийских деревень, упоминаемых в житии Николая Сионита, преобладает родительный падеж множественного числа – χμη Πλακωμιτν, κ. Αρναβανσων, κ. Σεροιατων, κ. Κενδμων и т. д. 1009 как будто, указывающий на общее родовое происхождение всех членов сельской общины. Другим своеобразным явлением того же жития, следует считать упоминание каких-то сельских округов – νоρα, в которых лежат те, или иные деревни 1010 . В административном, финансовом и экономическом отношениях византийские деревни зависели от городов, вблизи которых они находились. Эта зависимость во все века, и во всех областях византийского мира, обозначалась типичным выражением, заимствованным из фискальной практики – τελεν πò τν πóλιν 1011 , но только распространённым на все вообще житейские отношения деревни и города. Как известно, в город крестьяне везли свои сельскохозяйственные продукты 1012 , на городских рынках и ярмарках, они покупали предметы домашнего обихода 1013 , в города порой несли крестить своих детей 1014 . От города ждали и требовали помощи в голодные годы, причём бурно проявлялась обычная глухая вражда жителей деревень к горожанам 1015 . Феодорит в своей «Религиозной Истории» приводит курьёзный пример этой вражды, рассказывая, как соседние с Антиохией деревни, спорили с городом из-за права обладать мощами почившего угодника 1016 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует подчеркнуть, что учение о Фаворском Свете (как бы нам ни истолковывать это выражение) не является чем-то новым, впервые открытым св. Григорием Паламой . В Священном Писании и Ветхого, и Нового Завета есть много мест, где говорится о Божественном Свете 111 . Выражениями об этом Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви 112 . Такую же картину можно проследить и на всем протяжении патриотической и аскетической письменности Восточной церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения), так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его (в известном смысле это одно и то же). В последнем значении – мистического состояния – аскетические писатели православной традиции часто употребляют выражение «Божественное озарение». Этот термин встречается неоднократно у преп. Максима Исповедника (580–662), но с особенной силой описывает видение Света преп. Симеон Новый Богослов (949–1022), как в своих поучениях, так и в стихах. Не будет преувеличением сказать, что никто, кроме него не выражал с такой яркостью, откровенностью и подробностями видения Божественного Света. С другой стороны, мысли о природе этого Света, об его несравнимости и отличности от всего тварного, об его несозданности встречаются (при отсутствии систематичности изложения) у многих православных авторов задолго до Паламы. Ограничимся несколькими примерами. Указания на это мы уже можем видеть у преп. Макария Египетского (IV в.), у блаж. Феодорита (V в.), в жизнеописаниях многих святых, в особенности преподобных, например в житии Павла Латрского (X в.) 113 . Св. Григорий Богослов (329–390) учит в своем Слове на крещение о Фаворском Свете, как о видимом явлении Божества. Еще больший интерес представляют принадлежащие св. Андрею Критскому (660–740) и преп. Иоанну Дамаскину (†750) Слова на праздник Преображения 114 . Развиваемое в них (особенно у Дамаскина) учение о Фаворском Свете весьма сходно, и не только по своему содержанию, но даже и по словесной его формулировке с учением Паламы о том же предмете. Однако лишь у афонских исихастов XIV века, в частности у Паламы, это учение приобрело почти центральное значение и систематический характер. Итак, обратимся непосредственно к Паламе.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/pravos...

Также божественный отец Павел, подвизавшийся на горе Латро, будучи спрошен своим учеником о признаках благодати во время восхищения ума, говорит: «Благой свет Благого [Духа] вызывает радость, и освящает и наполняет душу светом, радостью и благостью, и делает ее кроткой и человеколюбивой» 235 . Брат: Преподобный отче, а признаки прельщения и заблуждения как можно распознать? И что за свет видит тот, у кого бывают видения от бесов? Старец: Брат Иоанн, о признаках прельщения и заблуждения послушаем прежде всего святого Макария Великого , Египетского, который указывает на них, говоря: «А виды прельщения и греха вызывают смятение, в них нет любви и радости о Боге. Ибо как цикорий похож на салат-латук, но он сладок, а тот горек, так же и благодать подобна истине, и в ней есть ипостась истины. И как вкус отличает горький цикорий от сладкого салата, так же и смятение, а не умиротворение сердца отличает проявление бесовского заблуждения от проявления благодати» 236 . Эти свидетельства святого и божественного отца Макария о признаках заблуждения и благодати да напечатлеются в уме твоем, брат Иоанн, потому что по смятению или умиротворению сердца ты сможешь распознать ясно и очень четко, будет ли искушать тебя когда-либо бесовское прельщение или это истинное посещение Божие. И поскольку ты спросил также и о том, что за свет видит человек, когда ему бывает какое-нибудь видение от бесов, то послушай прежде всего ответ преподобного отца Павла Латрского, который говорит: «Свет силы вражией имеет вид дымящегося огня и подобен чувственному огню. Когда его видит душа смиренная и чистая, то находит его неприятным и гнушается им» 237 . Еще и божественный отец Максим Капсокаливит так говорит о свете, который является в видениях бесовских: «Иные признаки прелести, и иные благодати. Когда злой дух прелести приближается к человеку, то смущает и его ум и парализует его, сердце ожесточает и омрачает, наводит на него боязнь, страх и надменность, глаза повреждает, расстраивает мозг, приводит в дрожь тело, показывает ему в призраках свет, но не сияющий и чистый, а красный, и делает ум его исступленным и диавольским, и побуждает его произносить слова непотребные и хульные. И дух прелести, если он является человеку много раз, делает его вспыльчивым и преисполняет его всего гневом и гордостью, и он не знает, что такое смирение и истинный плач и слезы, но всегда хвалится достижениями своими, без застенчивости, без Бога, им владеют страсти, и, короче говоря, он совсем сходит с ума и доходит до совершенной погибели» 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Таких случаев отмечено несколько в самих уставах и видно, что более ранние из них, как например, Синодальный и Савостьяновский были рассчитаны на преимущественное употребление в монастырях келлиотских, следующие же, более позднее, уже оговаривают, как вести дело в том и другом случае. Были обряды, составлявшие принадлежность местной практики, имевшие силу только в известном монастыре, где этот устав действовал, но которые в других местностях оставались неизвестными и переходили в уставы с оговоркой, откуда заимствуются. Иные варианты обряда, появились под влиянием студийской практики, или обычаев Великой церкви и по отношению к основному содержанию иерусалимского типика составляли дополнение из источников другой руки. Некоторые, наконец, составляют результат дальнейшего развития и обработки церковного обряда под влиянием новых исторических условий, когда вводились новые обряды, а старые вытеснялись и изменялись вследствие распоряжений административных, или при столкновении с новыми порядками. Приведём пример на каждый случай. В Синодальном уставе и Савостьяновском говорится, что 9-й час в субботу братия поют в кельях своих с междочасием, но в и других прибавляется, что так бывает, если монастырь келлиотский, если же киновия, то 9-й час поётся в церкви. Так как полунощница входила в состав келейного правила, то иногда не записывалась в уставе, и отходила к часослову. Особенностей местной практики немало сохранилось в синаксаре иерусалимских уставов, куда вносились памяти местночтимые, например, Павла Латрского, Лазаря Галискийского, Михаила Хониата , а потому число бдений было не везде одинаково. В службе 14 сентября, по поводу памяти Иоанна Златоустог о делается ссылка на константинопольскую практику, по которой празднование это переносится на 13 ноября. Заимствование целых статей из студийского устава показывает самым делом их употребление в практике. В более ранних уставах поклоны и молитва «Господи и Владыко живота моего» полагаются на каждой будничной утрене, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Тогда его «любовь есть первоначальное созерцание Святой Троицы» и облачение в Самого Бога. Приведенные выше рассуждения святых отцов о природе Божественной любви имеют исключительную научную ценность. Они исходили не от мнения и предположения святых о любви, а от их внутренних переживаний Божества. Не ошибемся, если дерзнем речь угодников Божиих о любви назвать речью «докторов живого богословия», поскольку они в собственном сердце носили начертания Бога Слова, совершенно обучившие их закону любви. Всякий раз, как им приходилось говорить с кем-либо о высоком опытном переживании христианами Божества от своего лица, их слова исходили под печатью чудного вдохновения. Для образца подобных размышлений и воспоминаний о любви святых позволим себе привести суждения еще трех угодников Божиих: преподобного Симеона Нового Богослова , преподобного Павла Латрского и преподобного Ефрема Сирина . С учением преподобного Симеона Нового Богослова по вопросу о Божественной стороне любви мы уже встречались в сводке святоотеческих мыслей на эту тему. Но там его воззрения приводились в форме безличных заключений о характере высших христианских переживаний. Теперь же дословно приведем те места из его творений, в которых он говорит о собственном опыте боголюбия и изливает личные чувства. Перифраз подобных драгоценнейших слов лишь ослабил бы силу святоотеческой мысли и впечатление от нее. «Привел я себе на ум, – восклицает преподобный, – красоту непорочной любви, и внезапно воссиял свет ее в сердце моем. И от сладости ее стал я восхищенным, вне себя... О любовь превожделенная! Блажен, кто возлюбил тебя, потому что такой не восхощет уже полюбить страстно никакой красоты человеческой. Но блаженнее всех тот, кто... напитан будет от тебя... Господом... (Ты воспламеняешь) сердце мое к безмерному возлюблению Бога и братий моих». «Я слышал от одного, который говорил: “С тех пор как человеколюбивый Владыка дал мне досыта напиться от воды той, если случалось мне забыть, что я пил от нее, и опять искать, да дано будет мне пить от нее... тотчас сама вода, которой я напился прежде, воскипала внутри сердца моего и начинала бить ключом, как некий поток световой”». «Кто увидит Бога, ему явившегося, тот видит свет... Если близко от него находится тот, кто прежде видел Бога, то идет к нему и говорит: “О, отче! Я видел свет некий сладчайший”. Когда говорит он это, сердце его... пламенеет любовию к Тому, Кто явился ему. Потом опять начинает он говорить со многими теплыми слезами: “Отче! Во мне неизреченная... любовь и пламенение сердца великое”».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Части честного и животворящего древа Креста Господня; часть мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана нового; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины с кожею; большие части мощей вселенских святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; кости св. преподобномучеников Афонских: Евфимия, Игнатия, Акакия, Нектария и препод. Симеона нового . За тем малые части мощей: св. праведного Симеона Богоприимца, св. Иосифа обрученника Пресвятыя Богородицы, св. Апостолов: Андрея Первозванного, Евангелиста Матфея, Евангелиста Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы; св. равноапостольного царя Константина, святителей: Афанасия и Кирилла александрийских , Парфения лампсакийского, Феоны солунского, Макария коринфского, Мефодия патриарха константинопольского, Мефодия латарского, Андрея критского , Нифонта патриарха константинопольского, Григория арменскаго, Иоанна милостивого, Григория акрагантийского, Модеста иерусалимского, Дионисия закинфского, Амвросия медиоланского ; св. священномучеников: Игнатия Богоносца , Дионисия Ареопагита , Харалампия, Антилы, Анфима, Мокия, Ермолая; св. первомученика и архидиакона Стефана; св. Великомучеников: целителя Пантелеймона (несколько частей), Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Прокопия, Никиты, Артемия, Димитрия солунского, Иакова персянина; св. мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара; св. мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, дву тму в Никомидии сожженных, Меркурия, Платона, Мины, Нестора, Арефы, Мамонта, Адриана, Кирика, Фалалея, 40 мучеников севастийских, Трифона, Анастасия перского, Полиевкта, Анастасия; св. преподобномучеников: Никона, Дометия персянина; св. новомучеников: Георгия, Димитрия, Пахомия (русского), Макария, Гедеона, Иеремии; св. великомучениц: Варвары, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Анастасии узорешительницы; св. мучениц: Фотинии самарянки (беседовавшей с Господом у кладязя), Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Иулиании, Кириакии, Агафии, Василиссы; преподобных: Феодосия великого, Иоанна кущника, Евфимия великого, Василия нового, Михаила синадского, Петра афонского, Симеона столпника, Герасима, Харитона, Иоанникия великого, Феодора студита , Павла латрского, Нила афонского, Иакова иверского, Евдокима ватопедского, Акакия кавсокаливского; Пелагии, Феоктисты, Макрины, Матроны солунския; св. безсребренников Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010