Жизнь Апостола Павла I. Апостол Павел пред своим обращением II. Обращение III. Апостольское служение Павла Прибавление Пособия для изучения жизни Апостола Павла: О послании Святого Апостола Павла к Римлянам Время написания Цель написания Подлинность Содержание Текст послания Толкователи послания Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Жизнь Апостола Павла В жизни Апостола Павла нужно различать: 1) его жизнь, как иудея и фарисея, 2) его обращение и 3) его жизнь и деятельность, как христианина и апостола. I. Апостол Павел пред своим обращением Павел родился в Киликийском городе Тарсе, находившемся на границе между Сирией и Малой Азией ( Деян 21:39 ). Он был еврей из колена Вениаминова ( Рим.11:1 и Флп.3:5 ). Имя его первоначальное было Савл или Саул, и дано было ему, вероятно, в память о первом царе еврейском, происходившем из колена Вениаминова. Родители Савла принадлежали, по убеждениям, к фарисейской партии, которая отличалась строгою исполнительностью по отношению к закону Моисееву ( Деян 23:6 ; ср. Флп 3:5 ). Вероятно, за какие-нибудь заслуги отец или дед Ап. Павла получил права римского гражданина – обстоятельство, оказавшееся небесполезным для Ап. Павла во время его миссионерской деятельности Деян.16:37 и сл.; Деян. 22:25–29, 23:27 ). Язык, на котором говорили в семье Павла, был, без сомнения, общеупотребительный тогда в иудейских общинах Сирии – сиро-халдейский. Между тем несомненно, что Савл, еще будучи мальчиком, ознакомился довольно хорошо и с греческим языком, на котором говорило большинство жителей Тарса – греков 1 . Тарс, во времена Ап. Павла, был в отношении к образованности жителей соперником Афин и Александрии, и Апостол поэтому едва ли, при своей талантливости и любознательности, мог пройти мимо греческой литературы, не ознакомившись с нею. По крайней мере, на основании его посланий и речей можно заключить о его знакомстве с некоторыми греческими поэтами. Первая цитата, какую он делает из греческих поэтов, принадлежит киликийскому поэту Арату и встречается также у Клеанфа – это именно слово: «мы – Его рода!» ( Дeяh XVII,28 ). Вторая заимствована у Менандра ( 1Кор.15:33 ), третья – у критского поэта Эпименида ( Тит 1:12 ). За вероятность гипотезы о его некотором знакомстве с греческой литературой говорит и то обстоятельство, что Апостолу приходилось выступать со своими речами пред образованными афинянами, а для этого он должен был хотя несколько ознакомиться с их религиозно-философскими воззрениями, поскольку они выразились в поэтических творениях греческих мыслителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Почитание Наряду с апостолом Петром апостол Павел пользуется наибольшим почитанием в христианском мире. Почитание апостола началось сразу же после его мученической кончины. Особым почитанием пользовалось место погребения апостола и его труды. Когда же христианство стало разрешенной религий повсеместно стали устраиваться храмы и обители во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Здесь следует заметить, что почитание апостола Павла напрямую связанно с почитанием апостола Петра. Основным центром почитания апостола Павла стало место его мученической кончины – город Рим. Другими центрами почитания апостола были места, где проповедовал апостол, а также уже упоминавшиеся Петропавловские храмы и обители. Как уже говорилось, апостол Павел пользуется огромным почитанием во всем христианском мире; однако, в наибольшей степени его почитают различные протестантские конфессии и Православная Церковь, почитающая апостола Павла одним из родоначальников православного богословия. Основное празднование апостолу Павлу совместно с апостолом Петром – 12 июля (29 июня ст. ст.) предваряется постом. Иконография Древнейшие изображения апостола Павла относятся к III–IV векам. Это – росписи катакомб. Уже в то время изображения апостола Павла имели характерные портретные черты. Традиционно апостола Павла изображали, как человека средних лет с высоким лбом и длинной темной бородой. Обычно он облачен в синий хитон и вишневый гиматий. Отличительный атрибут апостола Павла – книга – символизирует написанные им Послания. Несмотря на то, что Павел не входил в число двенадцати апостолов, с древнейших времен его изображали в их числе. В более позднее время изображения апостола Павла появляются на иконах «Сошествие Святого Духа». С середины IV века появляются парные изображения апостола Павла с апостолом Петром. Наиболее распространенный тип изображений, когда апостолы повернуты друг к другу. Фронтальное изображение апостолов на парных иконах не столь распространено. В деисусном чине изображение апостола Павла располагается напротив изображения апостола Петра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

A. А. Некрасова )“, 1897, I, 508; „Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на тайной вечере?“ 1897, I, 812; „Вновь найденный пурпуровый список Евангелий“, 1897, II, 150; „Благовестие св. апостола Павла и иудейско-раввинское богословие“, 1897, I, 277, 323, 566; – „Учение св. ап. Павла о грехе, искуплении и оправдании“, 1898, I, март, апрель, май и июнь; „Учение св. апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых“, 1889, I, 712, 860, 1074, II, 3,167; „Учение св. ап. Павла о добрых и злых духах“, 1900, I, 3, 183, 455, 632; „Учение св. an. Павла и апокрифическая иудейская литература“, 1900, I и II; „Благовестие св. ап. Павла и иудейско-эллинистическое богословие“, 1901, I и II; „Св. апостол Павел и Филон александрийский“, 1902, I, январь и февраль; „Св. ап. Павел и неканоническая книга Премудрости Соломоновой“, 1902, I, апрель, 1903, I, февраль и май, II, август, октябрь и декабрь; „Учение книги Премудрости Соломоновой о божественной Премудрости или духе по сравнению с апостольским“, 1904, I, май; „Учение св. ап. Павла о христианской жизни и его самобытная независимость“, 1904, июнь; „Замечания о первом соборном послании Иоанна Богослова“, там же, стр. 857–877; „Учение ап. Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой“, 1904, июль и август; „Учение св. ап. Павла и книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества, с общими замечаниями о взаимоотношениях св. Павла и псевдо-Соломона“, 1905, I, февраль и апрель; „Благовестие св. ап. Павла и эллинско-философская образованность со стороны возможности их взаимноотношения“, 1905, август; „Эллинская образованность ап. Павла“, 1906, март, апрель, май, июнь, июль; 1907, февраль и март; „Св. ап. Павел и греко-римская образовавность“, 1907, июль; „Св. апостол Павел и стоицизм“, там же, октябрь. Плодовитому перу проф. H. Н. Глубоковского принадлежат очень многие статьи в „Православной Богосл. Энциклопедии“, издаваемой в С.-Петербурге (с 1900 г.), в настоящее время (после смерти проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Стефана Толкование на ст. 45–48 гл. VII Мысли на ст. 48–49 гл. VII На ст. 55. О вере и видении Пример молитвы за врагов (на ст. 60) О любви ко врагам Библиографический указатель к V-VII гл. III. Церковь Христова во всей иудее и самарии в переходе к язычникам (VIII-XII ГЛ.) Глава VIII Обращение самарян (VIII, 1–25) Симон волхв Симон волхв и его время Мысли на ст. 13, 21, 22. Мысли на ст. 30–31 Обращение евнуха (VIII, 26–40) Как на востоке читают книги Библиографический указатель к VIII гл. Глава IX Краткое начертание жизни св. Апостола Павла Автобиография Апост. Павла Сказание о св. апостоле Павле Апостол Павел до своего обращения ко Христу Апостол Павел до обращения и после обращения своего ко Христу О чудесном обращении св. Апостола Павла Обращение Савла (IX, 1–31) Обращение Павла (37 г.) О том, что обращение Апостола Павла нельзя объяснить естественным образом Приготовление Павла к апостольской деятельности Церковные обстоятельства и нужды времени, когда апостол Павел проходил свое служение и писал послания Проповедническая деятельность св. апостола Павла среди иудеев, по Деяниям Апостольским Свидания св. Апостолов Петра и Павла Наружный вид ап. Павла, его природные дарования и характер О том же Что ты Меня гонишь (Деян. IX, 4) Мнимые разности в повествовании об обращении ап. Павла О слепоте Павла и о том, почему с неба беседует с ним Бог (ст. 8) На сказанное об апостоле: сосуд избран Ми есть сей (ст. 15) Мысли на ст. 21 Апостол Петр в Лидде и Иоппии (Деян. IX, 31–43) Библиографический указатель к IX гл. Глава X Начаток Церкви из язычников Проповедь ап. Петра (34–43 ст.) Совершение таинств в доме Корнилия (44–48) О предваряющей благодати (на ст. 3) О послушании заповедям Христовым (ст. 20) О сошествии Духа Св. на язычников до крещения (ст. 44–46) О том же Почему Господь наш по воскресении своем не являлся между иудеями общенародно (ст. 41–42) Глава XI Как отнеслась Иерусалимская Церковь к событию в доме Корнилия (1–18) Обращение язычников к вере Христовой в Антиохии (19–30) О новом наименовании верующих христианами (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Благовестническая деятельность св. Апостола Павла в Ефесе. – Восточное предградие Ефеса. – Дом Акилы и Прискиллы и первый ефесский храм. – Прибытие Ап. Павла в Ефес. – Двенадцать учеников Иоанна Крестителя и первый вопрос к ним Ап. Павла о принятии Св. Духа. – Их отрицательный ответ. – Они были крещены только крещением Иоанна. – Оглашение их христианской проповедью Ап. Павлом. – Крещение их христианским крещением. – Злоупотребление некоторых толкователей мыслью 5-го стиха в пользу повторяемости крещения. – Опровержение мнения, что 5-й стих составляет продолжение речи самого св. Апостола. – В 5-м стихе говорится о новом крещении Иоанновых учеников, а не о припоминании ими, что они еще ранее получили крещение. – Опровержение мнения, что Иоанновы ученики крестились лишь только потому, что Полученное ими Иоанново крещение было неправильно. – После первой Пятидесятницы свв. Апостолы крестили новым христианским крещением всех без исключения, веровавших во Христа Иисуса. – Сообщение новокрещенным чрез руковозложение даров Св. Духа. – Впечатление, произведенное крещением и получением даров Св. Духа на присутствовавших и чрез них – на ефесян. – Как могло случится, что эти Иоанновы ученики ничего не знали об Иисусе Христе? – Когда они прибыли в Ефес? – Проповедь св. Ап. Павла ефесским иудеям в синагоге. – Ожесточение против него иудеев. – Ап. Павел покидает иудейскую синагогу. – Проповедь св. Ап. Павла в школе Тиранна. – Благоприятные последствия благовестнической деятельности св. Ап. Павла – Сообщение св. Дееписателя о внутренней силе проповеди св. Ап. Павла. – Нужда в видимых знамениях истинности проповеди св. Апостола. – Чудеса, совершавшиеся св. Апостолом. – Исцеление от платков и опоясании его. – Подражание св. Павлу со стороны иудейских заклинателей. – Сыновья Скевы. – Их неудачная попытка изгнать беса именем Иисуса Христа. – Влияние этой неудачи на ефесское население. – Исповедь уверовавших. – Ефесские чародеи. – Сожжение ими своих книг. – Ефес, как центр благовестнической деятельности Ап. Павла в Асии. – Указания на нее в Деяниях и Посланиях св. Павла. – Несомненность посещения св. Павлом из Ефеса окрестных городов. – Забота его о ранее основанных церквах. – Путешествие его в Коринф. – Написание Послания к Галатам. – Написание 1-го Послания к Коринфянам. – План дальнейшего путешествия св. Павла. – Отправление им некоторых своих сотрудников в Македонию. – Почему возник бунт Дмитрия Среброковача? – Подстрекательная речь Димитрия. – Возбуждение толпы ремесленников. – Толпа схватывает Гаия и Аристарха. – Предупреждение св. Павла азиархами. – Александр-медник. – Речь γραμματεσ’а.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале XX века на Павла Алеппского как на признанный авторитет ссылаются уже в учебной духовной литературе 294 . Необычайное обилие и разнообразие фактических сведений, содержащихся в «Путешествии» архидиакона Павла, быстро сделали этот источник достоянием многих авторов, писавших на самые различные темы. Уже упомянутый нами Аболенский (по переводу Бельфура) написал работу обобщающего характера «Московское государство при царе Алексее Михайловиче и Патриарх Никон по запискам архидиакона Павла Алеппского» 295 . Эта работа написана целиком на основании «Путешествия» Павла Алеппского. В 1916 году вышла в свет книга протоиерея Александра Голосова «Церковная жизнь на Руси в половине XVII века и изображение ее в записках Павла Алеппского» (Житомир, 1916) 296 . Во многих исторических работах «Путешествие» используется наряду с другими источниками 297 . В советской исторической науке «Путешествие» Павла Алеппского известно, но используется мало. Так, например, в фундаментальном коллективном труде Института истории Академии наук СССР «Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII век» 298 на свидетельства Павла Алеппского как на авторитетный источник делаются ссылки в главах: «Ремесло и мелкое производство» (о мерах и способе кирпичной кладки), «Торговля» (о рынке в Москве); «Русская культура» (об отливке огромного колокола в Кремле, о русской иконописи); «Молдавия» (о государственном строе, управлении, восстании в Яссах в 1653 году, о движении гайдуков). Язык «Путешествия», даже в русском переводе, удивителен. Это живая яркая разговорная речь. Павел Алеппский пишет, обращаясь к своему близкому другу, некоему диакону Гавриилу, сыну Константина, золотых дел мастера, который, по словам Павла, «редкость своего века, единственный в своем столетии и эпохе... исполненный совершенства и превосходнейших качеств, чрезвычайных познаний и глубокого образования» и который будто бы и уговорил Павла вести во время путешествия дневники и записи 299 . Форма повествования выбрана очень удачно. Местами рассказ архидиакона Павла приобретает характер доверительной дружеской беседы. Частые лирические отступления, эмоциональность, ироническое описание собственных переживаний, образность речи делают произведение архидиакона Павла ярким литературно-художественным явлением своего времени. И сейчас «Путешествие» читается очень легко, с неослабевающим интересом, как читаются вообще все талантливо и увлекательно написанные записки путешественников. Глава I. Прибытие антиохийского патриарха в Россию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 6. Значение наименования Διαθκη, по употреблению у греческих писателей, значит посмертное завещание и договор, содержащий взаимные условия двух, или нескольких лиц. 4 Посему наименование καιν διαθκη напоминает нам, что в этом собрании книг священных находится завещание нашего Господа и Спасителя, переданное нам Его возлюбленными учениками и Апостолами, изображающее Его волю относительно учения и образа жизни Его последователей и содержащее условия договора касательно нашего к нему отношения, а через Него и к Отцу всяческих. § 8. Исчисление книг Нового Завета Новый Завет состоит из двадцати семи книг в следующем порядке: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяние Святых Апостолов, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое Соборное послание Апостола Петра, 8) Второе Соборное послание Апостола Петра, 9) Первое Соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе Соборное послание Иоанна, 11) Третье Соборное послание Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, 13) Послание Апостола Павла к Римлянам, 14) Первое Послание Апостола Павла к Коринфянам, 15) Второе Послание к Коринфянам, 16) Послание Апостола Павла к Галатам, 17) Послание Апостола Павла к Ефесеям, 18) Послание Апостола Павла к Филиппийцам 19) Послание Апостола Павла к Колоссянам, 20) Первое Послание Апостола Павла к Солунянам, 21) Второе Послание его же к Солунянам, 22) Первое Послание Апостола Павла к Тимофею, 23) Второе Послание его же к Тимофею, 24) Послание Апостола Павла к Титу, 25) Послание Апостола Павла к Филимону, 26) Послание Апостола Павла к Евреям и 27) Апокалипсис Иоанна Богослова. Таковы книги Нового Завета, говорит святой Афанасий Великий по перечислении всех вышепоименованных книг, – таковы книги Нового Завета канонические (κανονιζμενα) и составляющие как бы начатки (κροθνια), якори, ограждения и веры нашей, так как оные написаны и изданы самими Апостолами Христовыми, которые пребывали со Христом и от Него научены. 6 § 9. Наименование сих книг каноном

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

1 . Утверждая, что источник учения апостола Павла о Теле Христовом находится в Евхаристии, я отвергаю гипотезу, согласно которой учение о теле у апостола Павла возникло как богословская спекуляция под влиянием учения стоиков о σμα или гностической концепции об νθρωπος σωτρ 234 . Учение стоиков – космологично и пантеистично, что было совершенно чуждо духу апостола Павла. Его учение христологично и эсхатологично, то есть экклезиологично и, следовательно, исторично. Конечно, у апостола Павла достаточно и космологических моментов, но они не становятся у него определяющими. Апостола Павла интересовали проблемы космоса, но в связи с историей божественной «икономии». В центре проблемы космоса для него стояла проблема человечества. Космос связан с человечеством, потому что в нем происходит история человечества; следовательно, одни они не могут быть отдельными проблемами. Для сознания иудеев в эпоху апостола Павла Израиль находился в центре человеческой истории, то есть он имел космическое значение. Мир был сотворен Богом для Израиля, и только для Израиля он существует. Сион – центр Земли; он расположен на сокровенной скале, откуда был сотворен мир. Храм – «икона» космоса 235 . Для апостола Павла Израиль остается в центре истории человечества и, как следствие, в центре космоса; но это больше не Израиль κατ σρκα («по плоти»), но Израиль как народ Божий, собранный Богом в Теле Его Сына, то есть Христос в Своем Теле 236 . История Израиля и, как следствие, история человечества, стремилась к одной-единственной точке – явлению Христа в мир; и от нее она направляется к Парусин. Понятие времени оставалось для апостола Павла, как и для иудеев, линейным 237 ; следовательно, стоическая философия, особенно выдвигавшая на передний план понятие циклического времени, не могла найти отклика в мысли апостола Павла. Еще меньше мог отразиться у апостола Павла пантеизм: Бог и мир не тождественны, поскольку мир есть творение личного Бога. 2 . Если стоические представления о мире не совпадают с таковыми у апостола Павла, это не значит, что апостол Павел им ничем не обязан. Учение о σμα было излюбленным предметом популярной философии в эллинистическую эпоху. Термин σμα употреблялся для обозначения органического единства, подобного единству человеческого тела. Оно служило средством для выражения единства социальных групп и солидарности их членов между собой 238 . Помимо образа σμα, применявшегося в стоической философии к социальным группам, существовало учение, согласно которому весь поэтический (умопостигаемый) мир составляет «тело», члены которого – люди. Именно здесь основа учения стоиков об идентичности и единстве людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

в) повсеместный голод при императоре Клавдии ( Деян. 11. 28 ) Сборы в пользу Иерусалимской Церкви по Деян. 11. 29–30; 24.17 ; см.также Рим 15. 25–28 (ср. Деян. 20. 4 – сопровождающие ап. Павла, возможно, делегаты Церквей, назначенные для доставления подаяния в Иерусалим Кассиан]) Богословские и нравственные обоснования денежных сборов в пользу Иерусалимской общины а) пример Македонской Церкви и собственные намерения коринфян (8. 1–4; 9. 2–4) б) пожертвования – подражание образу жертвенного обнищания Самого Господа (8.9) в) совершающему щедрую милостыню Бог пошлет Свои щедрые дары (9. 6–9) г) сбор по силам каждого оказывается взаимопомощью (8. 12–15) д) милостыня объединяет христиан из язычников с иерусалимскими христианами. Она убеждает иерусалимских христиан в том, в христианах из язычников приумножается благодать Божия (9. 12–14) Порядок проведения сборов ( 1Кор 16. 1–4 ) а) еженедельно (в воскресение) каждый должен отлагать по своим возможностям б) после прихода ап. Павла избранные представители общины получают от ап. Павла рекомендательные письма к христианам в Иудеи и доставляют подаяние в Иерусалим в) по возможности, представители общин едут в Иерусалим вместе с ап. Павлом Автоапология ап. Павла (10–12) Общий портрет оппонентов ап. Павла Смысл наименования их «высшими апостолами» (υπερλιαν αποοτωλων; 11. 5; 12. 11) Обвинения, выдвигаемые лжеапостолами против ап. Павла Защита ап. Павлом своего апостольского достоинства а) иудейское происхождение ап. Павла б) превосходство ап. Павла в апостольских трудах в) превосходство ап. Павла в познании и мистическом опыте: Толкования слов до третьего неба Похвала ап. Павла своими немощами. Толкование слов о «жале в плоть» Завершение Послания Троичное благословение. Благодать Господа Иисуса Христа и любовь Бога и общение Святого Духа со всеми (13. 13) Литургическое употребление этого благословения Стихи для узнавания 1 Кор 3. 10–15 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

741 Голос свободной церкви. Рязань. 1917. 17 мая. Дискуссии о судьбах церковно-приходских школ и о преподавании Закона Божьего начались фактически сразу после революции. Указом правительства от 20 июня школы были переданы в ведение Министерства просвещения. Данный указ вызвал наиболее серьезный конфликт Церкви и Временного правительства. Очевидно, что реакция рязанских женщин была вызвана слухами о секуляризации начального образования. 745 Рязанская жизнь. 1917. 31 мая. Мне больше не известны случаи проведения епархиальных съездов монашествующих. 755 Акт об избрании епископа//РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 285. Л. 32; Голос свободной церкви. Рязань. 1917. 10 августа. Баллотировка во втором туре происходила двумя бюллетенями «да» и «нет». 756 Голос свободной церкви. Рязань. 1917. 18 августа. В связи с открытием и работой Поместного Собора Синод временно переехал в Москву. 757 Епископ Модест еще 7 июля направил в Синод прошение освободить его от временного управления епархией и назначить на это место епископа Павла как «человека нового, у которого в епархии нет никаких трений». РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 78. Л. 42. 776 Почему незаконно избрание архимандрита Серафима на Рязанскую кафедру Рязань, 1917//РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 285. Л. 116 –118 об. 781 Только в мае 1918 года вышла антипавловская брошюра протоиерея П. Алфеева «Откуда идет разруха в Рязанской церкви?», в которой он на 173 страницах разбирал полемические сочинения епископа Павла и даже обвинял его в ереси. Лучше всего ее характеризуют названия некоторых глав: «Официальные документы – против епископа Павла», «Болезненное самолюбие еп. Павла», «Двухличие еп. Павла», «Еретический взгляд еп. Павла на брак», «Новые клеветы еп. Павла на Чернобаева и других членов Епископского совета», «Психика еп. Павла», «Вероломное предательства – душа еп. Павла», «Самоизобличение еп. Павла», «Клевета на Христа» Алфеев П. И. Откуда идет разруха в Рязанской церкви? По поводу доклада в Святейший Синод Рязанского Викария, Епископа Павла. Рязань, 1918. Ч. 1. С. IV-VI (Благодарю за данную информацию Л. О. Никитина (Рязань)).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010