Слово в день святых апостолов Петра и Павла XXIX. Слово на панихиде во время перенесения тела в Бозе почившего Преосвященного Иосифа, епископа Смоленского и Дорогобужского, из города Ялты в Смоленск XXX. Слово в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского Братства XXXI. Слово при погребении Высоκопреосвященного Гурия, Архиепископа Таврического и Симφеропольского XXXII. Слово при последнем служении в Трёхсвятительской церкви Таврической духовной семинарии XXXIII. Речь при прощании с наставниками и служащими в Таврической семинарии XXXIV. Речь воспитанникам Таврической семинарии при прощании с ними XXXV. Речь при наречении во епископа XXXVI. Речь воспитанникам Императорского училища правоведения на выпускном экзамене XXXVII. Речь сердобольным сёстрам милосердия, по возложении на них св. крестов в церкви вдовьего дома, что в Смольном монастыре XXXVIII. Слово при первом служении в академической церкви при вступлении в должность ректора академии XXXIX. Речь студентам академии при первом представлении их XL. Речь гг. наставникам академии при первом представлении их XLI. Речь при пострижении в монашество студентов С.-Петербургской духовной академии 2-го курса диакона Петра Грузова и 4-го курса Михаила Грибановского XLII. Речь Дворянству С-Петербургской губернии при принятии присяги перед выборами на должности XLIII. Речь дворянству перед присягой, после выборов, при вступлении в должности выборных лиц XLIV. Речь при пострижении в монашество студента С.– Петербургской духовной академии 3-го курса Николая Надеждина XLV. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 4 курса Якова Мерещякова XLVI. Речь воспитанникам Императорского Александровского лицея на выпускном экзамене XLVII. Речь в день празднования столетия пожалования дворянству грамоты на права, вольности и преимущества Императрицей Екатериной II-й XLVIII. Речь при пострижении в монашество студента С-Петербургской духовной академии 4-го курса Алексея Храповицкого XLIX. Речь при пострижении в монашество преподавателя С.-Петербургской духовной семинарии Николая Налимова L.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Современные нарекания на мнимый застой в церкви христианской выражаются в следующей форме: ныне всё в человечестве развивается и усовершенствуется; только в церкви христианской все стоит неподвижно, от того многое в ней устарело и сделалось несоответствующим условиям современной жизни, и, потому, требует изменения. Но верно ли это? Мы знаем одну перемену в мире видимом и в природе человеческой, и перемену к худшему, совершившуюся по воле Божьей, как наказание, вследствие падения прародителей. Кроме этой перемены от начала мира доселе ничто в природе видимой и человечестве не изменилось, не отменилось и не заменилось новым. По одним и тем же законам все в мире существует. И природа человека, со всеми её способностями, остаётся неизменной. Да разве может изменяться созданное Богом?... Изменение было бы несовместно с понятием о бесконечных совершенствах Божьих. Точно так же, несправедливо и неразумно желать изменений в церкви христианской. Христианство – Богоучреждённая религия; содержащиеся в ней догматы, таинства, иерархия и богослужение суть божественные учреждения. Изменения в них, или отмена чего-либо, было бы дерзостно, а замена чем-либо новым – произволом. Вопреки настойчивым современным требованиям прогресса в церкви христианской весьма кстати повторить слова апостола Павла: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Что же касается до того заявления современных прогрессистов, что в человечестве всё развивается, только нет развития в христианстве, надобно заметить: где есть жизнь, там должно быть и развитие. Это необходимо. И в природе видимой мы замечаем развитие дерев и растений, приношение ими плодов, превращение молодых кустарников в большие леса и т. п. ; в мире животном мы замечем нарождения животных, возрастания и размножения их; в людях – возрасты: младенческий, юношеский, мужества и старческий; соответственно возрастам, мы видим в людях развитие физическое, умственное и нравственное. Кроме того, в человечестве мы замечаем размножение людей, развитие городов и селений, развитие торговли и путей сообщения, наук, образования и, вообще, цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Хотя христианство в то время было уже господствующей религией; но, тем не менее, язычество имело ещё большую силу и составляло немалое препятствие к распространению христианства и вредило нравственности христиан. В самой церкви христианской было множество внутренних споров и раздоров по причине множества в то время ересей и особенно ереси арианской. Эти раздоры были причиной того, что на православных христиан воздвигаемы были гонении. Кроме того, была сильная распущенность нравов, особенно среди высшего сословия. Все эти обстоятельства делали время жизни празднуемых Святителей трудным и опасным, как для них самих, так и для церкви Христовой. Но они весьма близко принимали к сердцу наставление апостола Павла: блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть. Принимая же сие наставление лично к себе, они, в то же время, громко внушали оное своим пасомым, не стеснялись никакими обстоятельствами, не взирали ни на какие препятствия. Они не были рабами своего времени, не подчинялись тому или другому ложному направлению, не склонялись ни перед каким ложным авторитетом, не боялись даже сильных мира. Но с силой опровергали современные ложные направления; смело говорили в глаза сильным мира истину Христову и за веру Христову терпели не только разные притеснения и гонения, но и смерть. Припоминая современные обстоятельства, жизнь и деятельность прославляемых Святителей среди сих обстоятельств, и представляя наше настоящее время, невольно скажешь: как бы благовременны были теперь подобные ревнители веры и благочестия, и такие пастыри церкви, каковы были празднуемые нами Святители – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . В самом деле, каково наше время? Наше время лучше описанного нами времени празднуемых трёх Святителей только в том отношении, что теперь нет гонения на веру и церковь Христову, что наша православная церковь есть господствующая церковь , что православие покровительствуется и защищается церковными и государственными законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Церковь во имя прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского Седмиезерной пуст. Фотография. 2000 г. Иеродиак. Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету прп. Амвросия покинул Москву, в июне 1882 г. получил отпуск и отправился в Раифский мон-рь, где в дек. того же года был принят в число братии, 24 апр. 1883 г. рукоположен во иерея. Утверждения архим. Симеона, что в Раифском мон-ре Г. был офиц. братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архим. Вениамином (Аверкиевым), 7 окт. 1883 г. был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в Седмиезерную пуст., 3 марта 1889 г. указом архиеп. Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней мон-ря - Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от к-рой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 г. надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 окт. 1892 г. по благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь арх. Гавриила. 5 лет Г. не вставал с постели, часто причащался Св. Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», - писал он впосл. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, к-рые приходили к нему за советами (ок. 10 тыс. р.), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пуст. была построена ц. во имя прп. Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к Г. архиеп. Казанский Арсений (Брянцев) 16 окт. 1900 г. освятил этот храм, а 8 авг. 1901 г. назначил преподобного и. о., а затем наместником Седмиезерной пуст., с 9 июня 1902 г.- в сане архимандрита. Г. наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку.

http://pravicon.com/info-2020

В 1869 году Цесаревич Великий князь Александр III повелел передать церковь из Морского ведомства в сухопутное Инженерное для восстановления. Сметная стоимость восстановления составила 14 000 рублей. Работы велись инженером штабс-капитаном Лебедевым в начале 1870-го года. Новый иконостас был заказан в Одессе, восстановлен купол. Иконы создавал академик Иван Георгиевич Карнеев (на южной стене — князь Александр Невский «в память князя Александра Меншикова» князь Михаил Черниговский «в память князя Михаила Горчакова». На северной стене — князь Владимир и Св. Апостол Павел «в память адмирала Владимира Корнилова и адмирала Павла Нахимова»). 24 сентября церковь получила антиминс, в октябре была освящена. В 1873 году на разрушенной территории возле церкви заложили сквер. Он был обнесён железным забором с воротами. Позже на его месте основан Военно-исторический музей Черноморского флота. С 1889 года церковь становится полковым храмом 50-го пехотного Белостокского полка. До этого службы проводились крайне редко. Полк опекал дальнейшие работы в церкви. Полковым священником в той час был Игнатий Брянцев. 15 сентября 1903 литургию посещал Великий Князь Михаил Николаевич. Мемориальные доски соединения появились в 1905 году, к 50-й годовщине обороны города. Приказ об этом издал Великий Князь Михаил Николаевич. Одновременно в церкви проводились небольшие ремонтные работы. При советской власти в церкви был открыт читальный зал имени французского коммуниста Андре Марти, с 1931-го года действовал Дом санитарного просвещения. В 1968 году здание стало частью музея, в 1979 году Собор объявлен памятником архитектуры. С обретением Украиной независимости храм был передан в аренду Черноморскому флоту России. 21 ноября 2002 отслужена первая Божественная литургия, которые впоследствии стали проводиться почти каждый день. В 2013 году купол собора был восстановлен. Описание [ править править код ] Собор прямоугольной формы, а его портал состоит из ниш, перекрытых арками, опирающимися на колонны с византийскими капителями. Арки обрамлены резьбой и медальонами с розетками. Церковь неоднократно перестраивалась, но сохранила первоначальный вид. Она выдержана в классическом стиле. Крышу венчал купол, разрушенный в советское время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архистрат...

– Так, св. апостолам Петру и Павлу. А когда бывает этот праздник. Вот так, 29 июня! Почитайте св. апостолов... А пред этим праздником какое бывает время? – Пост. – А сколько времени продолжается этот пост? – Разно: бывает и дольше, бывает и короче. – А когда начинается и когда кончается? – Начинается чрез неделю после Троицы и кончается праздником св. апостолов Петра и Павла 29 июня. – Вот это верно. Теперь еще какие есть у нас посты? – Великий пост , Успенский... – И еще какой? – Пост пред Рождеством, Рождественский. – Вот, так. А для чего все эти посты установлены? Что, например, вы делаете в великий пост?. – Ходим в церковь , молимся, говеем...– Еще? – Каемся во грехах... – А еще, самое главное? – Причащаемся. – Чего? – Св. Христовых Таин: Тела и Крови Христовой. – Вот это самое главное: всего нужнее для христианина поговеть, помолиться, покаяться в своих грехах и потом приобщиться Тела и крови Христовых. А много ли из вас говеет? скажите мне по чистой совести! Кто из вас говел – поднимите руки! (Большая половина присутствующих подняла руки.) Это хорошо, – продолжал Владыка. – Теперь поднимите руки те, кто не говел! – (Поднялось много рук). – Это не хорошо. А почему вы не говели? Скажите мне по правде, по чистой совести! – (Молчания) – Ну, вот ты скажи! – обратился Владыка к одному из неговевших: почему ты не говел? – Я был болен весь Великий пост , – отозвался допрашиваемый, и сказал правду: в болезни своей он даже был напутствован Св. Христовыми Тайнами. – Ну, а ты почему не говел? – обратился Владыка к другому неговевшему. – Недосуг был? – ответил тот. – А ты? – продолжал Владыка допрашивать. – Все от своего нерадения, Владыко Святый! – сознался третий. – Вот спасибо тебе за чистое твое признание. Да, братья, все вы большей частью опускаете исполнение христианского долга по своему нерадению, по своей лености и беспечности о своем спасении. Враг рода человеческого отвлекает вас от этого. А тебе, – обратился Владыка к сказавшемуся больным, – скажу вот что: если ты был болен, то дважды мог поговеть и причаститься, потому что, если и здоровые сегодня не знают, что будет с ними завтра, то тем более нужно об этом думать больному.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

священника Виктора Каракулина (1887-1937), священника Ипполита Красновского (1883-1938), священника Николая Садовского (1894-1938), священника Василия Иванова (1876-1938), священника Николая Кулакова (1876-1938), священника Максима Богданова (1883-1938), священника Александра Саульского (1876-1938), священника Павла Попова (1890-1938), священника Павла Брянцева (1889-1938), псаломщиков Михаила Вознесенского (1900-1938) и Григория Богоявленского (1883-1938); от Ивановской епархии: архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972); от Московской епархии: архиепископа Можайского, викария Московской епархии Димитрия (Добросердова; 1864-1937); архимандрита Амвросия (Астахова; 1860-1937); игумена Пахомия (Туркевича; 1864-1937); диакона Иоанна Хренова (1888-1937); Николая Рейна (1892-1937); инокини Татианы (Бесфамильной; 1866-1937); Марии Волнухиной (1876-1937); Надежды Ажгеревич (1877-1937); иеромонаха Феодора (Богоявленского; 1905-1943); послушницы Татианы (Фомичевой; 1897-?); протоиерея Владимира Медведюка (1888-1937); протоиерея Георгия Колоколова (1876-1937); протоиерея Назария Грибкова (1879-1937); псаломщика Петра Царапкина (1883-?); священника Василия Архангельского (1874-1937); священника Иоанна Державина (1873-1937); протоиерея Сергия Знаменского (1879-1937); священника Константина Некрасова (1872-1937); священника Феодора Недосекина (1889-1942); священника Алексия Сперанского (1881-1937); протоиерея Василия Ягодина (1870-1937); священника Александра Буравцева (1886-1937); священника Сергия Бажанова (1883-1937); священника Сергия Фелицына (1883-1937); священника Сергия Розанова (1905-1937); священника Николая Пятницкого (1884-1937); игумена Варлаама (Никольского; 1872-1937); протоиерея Николая Виноградского (1873-1937); иерея Алексия Веселовского (1873-1937); протоиерея Алексия Никатова (1875-1937); протоиерея Владимира Писарева (1881-1937); иерея Александра Смирнова (1887-1918); иерея Феодора Ремезова († 1918); священника Димитрия Миловидова (1879-1937); священника Иоанна Виноградова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Иоанна Мелькова (1884-1920) Иосифа Беспалова († 1921) и с ним 37-ми мучеников Ирины Гуменюк (1885-1942) Исидора Решеткина († 1921) Иустины Меланич (1887-1942) Ксении Радунь (1875-1942) Леонида Салькова (1886-1938) Марии Дмитриевской (1879-1937) Марии Стефани (1878-1937) Марфы Дударенко (1885-1942) Матроны Наволокиной (1894-1942) Наталии Васильевой (1899-1942) Наталии Карих (1885-1942) Наталии Копытиной (1885-1942) Наталии Силуяновой(1905-1942) Наталии Сундуковой(1887-1942) Павла Бочарова (1882-1937) Петра Антонова (1872-1938) Петра Бордана (1895-1937) Татьяны Кушнир (1889-1942) от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) священника Петра Гаврилова (1870-1937) священника Иоанна Можирина (1870-1937) монаха Феодора (Никитина; 1873-1937) Иоанна Протопопова (1902-1937) от Белгородской епархии: епископа Белгородского Антония (Панкеева; 1892-1938) священника Александра Ерошова (1884-1938) священника Александра Саульского (1876-1938) священника Василия Иванова (1876-1938) священника Виктора Каракулина (1887-1937) священника Ипполита Красновского (1883-1938) священника Максима Богданова (1883-1938) священника Матфея Вознесенского († 1919) священника Митрофана Вильгельмского (1883-1938) священника Михаила Дейнеки (1894-1938) священника Николая Кулакова (1876-1938) священника Николая Садовского (1894-1938) священника Павла Брянцева (1889-1938) священника Павла Попова (1890-1938) Григория Богоявленского (1883-1938) Михаила Вознесенского (1900-1938) от Владимирской епархии: епископа Ковровского Афанасия (Сахарова; 1887-1962) протоиерея Петра Чельцова (1888-1972) от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842-1937) епископа Вельского Николая (Караулова; 1871-1932) епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) игумении Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) протоиерея Константина Богословского (1871-1937) протоиерея Сергия Рохлецова (1876-1938) священника Иоанна Иванова (1864-1918) священника Прокопия Попова († 1918)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Ирины Гуменюк (1885–1942) Исидора Решеткина (†1921) Иустины Меланич (1887–1942) Ксении Радунь (1875–1942) Леонида Салькова (1886–1938) Марии Дмитриевской (1879–1937) Марии Стефани (1878–1937) Марфы Дударенко (1885–1942) Матроны Наволокиной (1894–1942) Наталии Васильевой (1899–1942) Наталии Карих (1885–1942) Наталии Копытиной (1885–1942) Наталии Силуяновой(1905–1942) Наталии Сундуковой(1887–1942) Павла Бочарова (1882–1937) Петра Антонова (1872–1938) Петра Бордана (1895–1937) Татьяны Кушнир (1889–1942) от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878–1937) священника Петра Гаврилова (1870–1937) священника Иоанна Можирина (1870–1937) монаха Феодора (Никитина; 1873–1937) Иоанна Протопопова (1902–1937) от Белгородской епархии: епископа Белгородского Антония (Панкеева; 1892–1938) священника Александра Ерошова (1884–1938) священника Александра Саульского (1876–1938) священника Василия Иванова (1876–1938) священника Виктора Каракулина (1887–1937) священника Ипполита Красновского (1883–1938) священника Максима Богданова (1883–1938) священника Матфея Вознесенского (†1919) священника Митрофана Вильгельмского (1883–1938) священника Михаила Дейнеки (1894–1938) священника Николая Кулакова (1876–1938) священника Николая Садовского (1894–1938) священника Павла Брянцева (1889–1938) священника Павла Попова (1890–1938) Григория Богоявленского (1883–1938) Михаила Вознесенского (1900–1938) от Владимирской епархии: епископа Ковровского Афанасия (Сахарова ; 1887–1962) протоиерея Петра Чельцова (1888–1972) от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842–1937) епископа Вельского Николая (Караулова; 1871–1932) епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871–1918) игумении Серафимы (Сулимовой; 1858–1918) протоиерея Константина Богословского (1871–1937) протоиерея Сергия Рохлецова (1876–1938) священника Иоанна Иванова (1864–1918) священника Прокопия Попова (†1918) монаха Никифора (Югова; †1918) Филиппа Марышева (1864–1918) Анатолия Барашкова (1870–1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—308— На сем журнале резолюция Его Высокопреосвящен­ства: «1891. г. Авг. 19. Утверждается». 5 сентября. Присутствовали под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии. Слушали: I. Отношения Правлений духовных семинарий с документами студентов семинарий, назначенных по распоряжению Высшего Начальства в состав нового (L) академического курса. 1 . Владимирской – Аполлинария Свавицкого, 2 . Вологодской – Леонида Грандилевского и Василия Кузнецова, 3 . Калужской – Ивана Тихомирова, 4 . Костромской – Филиппа Виноградова, 5 . Курской – Евгения Попова , 6 . Московской – Ивана Строганова, 7 . Нижегородской – Николая Селунского и Василия Юрасова. 8 . Орловской – Василия Покровского, 9 . Пензенской – Ивана Артоболевского и Сергея Успенского, 10 . Рязанской – Константина Попова , 11 . Смоленской – Дмитрия Брянцева, 12 . Тамбовской – Василия Говорова и Александра Стефановского, 13 . Тверской – Михаила Брехова, 14 . Тульской – Сергея Черникова, 15 . Ярославской – Константина Всехсвятского и Владимира Ни­кольского. II. Прошения на имя о. Ректора Академии о допущении к проверочным испытаниями, студентов семинарий, прибывших волон­терами: Витебской – Дмитрия Цитовича, Вифанской – Ивана Вино­градова, Алексея Западалова, Василия Громова, Василия Косухина и Сергеи Смирнова , Владимирской – священника Симеона Николь­ского, Вологодской – Сергия Полиевктова, Калужской – Геннадия Виноградова, Костромской – Николая Спасского, Московской – Ивана Булгакова, Сергея Попова, Сергея Озерецковского, Сергея Ставровского, Михаила Славского, Семеона Голубева, Сергея Орлова, Димитрия Розанова, Ивана Фильдмана и Александра Пятикрестовского, Подольской – Михаила Войницкого, Рязанской – Михаила Грацианского, Александра Песочина и Ивана Добро­любова, Самарской – Александра Смирнова , Симбирской – Але- —309— ксандра Соловьева, Смоленской – Якова Брянцева, Тамбовской – Никифора Дмитревского, Тверской – Александра Кузнецова, Туль­ской – Константина Никольского , Николая Городенского , Нико­лая Краснова, Павла Георгиевского и Михаила Нечаева, Харь­ковской – Ивана Жданова, Холмской – Емельяна Витошинского и Павла Громы, Черниговской – Василия Лашнюкова, Ярославской – Василия Золотарева, Виктора Ливанова, Николая Мирова и Кронида Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010